Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ СРЕДА КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ'

ЦИФРОВАЯ СРЕДА КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1062
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / качество образования / электронная информационно-образовательная среда / информационно-коммуникационные технологии / электронные образовательные ресурсы / электронная библиотека / информационная компетентность / профессиональная компетентность / higher education / quality of education / electronic information and educational environment / information and communication technologies / electronic educational resources / electronic library / information competence / professional competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.В. Савченко, А.В. Платонова

Статья посвящена активному использованию современных информационных технологий, которое определяет новые тенденции в области повышения качества образования. В общем смысле определяя качество образования, можно оценить состояние и эффективность образовательного процесса в обществе, его соответствие потребностям в формировании и развитии профессиональных компетенций личности. Электронная информационно-образовательная среда – это совокупность информационных, методических и технических ресурсов, обеспечивающих достижение целей обучения, воспитания и развития. Повышение качества образования с помощью современных информационных технологий, в частности электронной информационно-образовательной среды, способствует, во-первых, формированию компетентного специалиста, а во-вторых, человека с высокой информационной компетентностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ENVIRONMENT AS THE MAIN FACTOR IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION

The article studies the use of modern information technologies, which determines new trends in the field of improving the quality of education. In the general sense, by determining the quality of education, one can assess the state and effectiveness of the education process in society, its compliance with the needs in the formation and development of professional competencies of an individual. The electronic information and educational environment is a set of information, methodological and technical resources that ensure the achievement of the goals of training, education and development. Thanks to the carried out analysis, it is possible to identify various directions for improving the quality of education based on the use of an electronic information and educational environment: 1) placing links to electronic libraries, databases containing current professional literature in the system; 2) placement of digitized materials that are not available in public electronic libraries, but at the same time are a valuable source of professional knowledge; 3) placement of information about the most significant scientific events – conferences, congresses, participation in which will ensure the accumulation of professional experience of students; 4) posting information about scientific grants that will potentially help improve the professional competence of students; 5) creation of a forum that activates a professional dialogue between students, scientific and pedagogical staff and the leadership of the university. Improving the quality of education with the help of modern information technologies, particularly the electronic information and educational environment, contributes to the forming of a competent specialist and of a person with high information competence. The study is financially supported by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Priority 2030 Program № 075-15-2021-1323.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ СРЕДА КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Организация тренировочного процесса в этот период предполагает наличие регулирующего и личностного влияния, наряду с другими факторами они определяют успешность развития индивидуальных психомоторных навыков и специальных физических качеств [4].

Третье условие предполагает использование метода моделирования ситуаций борьбы для выработки комбинационного стиля ведения поединка в процессе соревновательной деятельности.

Ее можно схематически представить в виде следующих системных блоков:

- начало взаимодействия;

- переход к активному взаимодействию;

- переход к исключению одной из сторон противоборства;

- результат исключения одной из сторон из противоборства.

В связи с тем, что поединок между борцами характеризуется состоянием постоянного изменения динамической ситуации соревновательной схватки, неБиблиографический список

обходимо варьировать систему блоков таким образом, чтобы она была приемлема для процесса формирования индивидуального стиля деятельности для каждого спортсмена-борца в процессе тренировочной деятельности и совершенствования.

Выделенные системные блоки ситуаций поединка являются регуля-торными компонентами для управления индивидуализацией подготовки спортсменов-борцов данного уровня, позволяющие программировать индивидуальные технику атакующих (контратакующих или защитных) действий в направлении усиления узловых звеньев технико-тактических действий, а также моделировать темповой ритм выполнения технико-тактических действий во время схватки [4].

Такой подход к процессу обучения и совершенствования способствует систематическому формированию навыка темпового стиля ведения поединка, индивидуально-ориентированного к стилю конкретного борца.

1. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник: в 2 кн. Киев: Олимпийская литература, 2015; Кн. 1.

2. Уэйндберг РС., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. Перевод с английского Г Гончаренко. Киев: Олимпийская литература, 1998.

3. Высочина Н.Л. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов в олимпийском спорте: монография. Москва: Спорт, 2021.

4. Бардамов ГБ. Научно-методические основы управления подготовкой спортсменов-единоборцев с учетом их этнокультурных особенностей. Диссертация ... доктора педагогических наук. Улан-Удэ, 2013.

5. Шахмурадов Ю.А. Вольная борьба. Научно-методические основы многолетней подготовки борцов. Москва: Высшая школа, 2011.

6. Завьялов А.И., Миндиашвили Д.Г. Современные тенденции развития вольной борьбы: учебное пособие. Красноярск, 2016.

References

1. Platonov V.N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpijskom sporte. Obschaya teoriya i ee prakticheskie prilozheniya: uchebnik: v 2 kn. Kiev: Olimpijskaya literatura, 2015; Kn. 1.

2. U'ejndberg R.S., Gould D. Osnovy psihologii sporta i fizicheskoj kul'tury. Perevod s anglijskogo G. Goncharenko. Kiev: Olimpijskaya literatura, 1998.

3. Vysochina N.L. Psihologicheskoe obespechenie podgotovki sportsmenov v olimpijskom sporte: monografiya. Moskva: Sport, 2021.

4. Bardamov G.B. Nauchno-metodicheskie osnovy upravleniya podgotovkoj sportsmenov-edinoborcev s uchetom ih 'etnokul'turnyh osobennostej. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Ulan-Ud'e, 2013.

5. Shahmuradov Yu.A. Vol'naya bor'ba. Nauchno-metodicheskie osnovy mnogoletnej podgotovki borcov. Moskva: Vysshaya shkola, 2011.

6. Zav'yalov A.I., Mindiashvili D.G. Sovremennye tendenciirazvitiya vol'noj bor'by: uchebnoe posobie. Krasnoyarsk, 2016.

Статья поступила в редакцию 01.12.22

УДК 371

Savchenko L.V., Doctor of Sciences (Philology), Professor, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia), E-mail: lubov29@bk.ru

Platonova A.V., Cand. of Sciences (Social Communications), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia), E-mail: lubov29@bk.ru

DIGITAL ENVIRONMENT AS THE MAIN FACTOR IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION. The article studies the use of modern information technologies, which determines new trends in the field of improving the quality of education. In the general sense, by determining the quality of education, one can assess the state and effectiveness of the education process in society, its compliance with the needs in the formation and development of professional competencies of an individual. The electronic information and educational environment is a set of information, methodological and technical resources that ensure the achievement of the goals of training, education and development. Thanks to the carried out analysis, it is possible to identify various directions for improving the quality of education based on the use of an electronic information and educational environment: 1) placing links to electronic libraries, databases containing current professional literature in the system; 2) placement of digitized materials that are not available in public electronic libraries, but at the same time are a valuable source of professional knowledge; 3) placement of information about the most significant scientific events - conferences, congresses, participation in which will ensure the accumulation of professional experience of students; 4) posting information about scientific grants that will potentially help improve the professional competence of students; 5) creation of a forum that activates a professional dialogue between students, scientific and pedagogical staff and the leadership of the university. Improving the quality of education with the help of modern information technologies, particularly the electronic information and educational environment, contributes to the forming of a competent specialist and of a person with high information competence. The study is financially supported by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Priority 2030 Program № 075-15-2021-1323.

Key words: higher education, quality of education, electronic information and educational environment, information and communication technologies, electronic educational resources, electronic library, information competence, professional competence.

Л.В. Савченко, д-р филол. наук, проф., Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна ФГАОУ ВО «Крымский федеральный

университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Е-mail: lubov29@bk.ru

А.В. Платонова, канд. наук по социальным коммуникациям, доц., Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Е-mail: lubov29@bk.ru

ЦИФРОВАЯ СРЕДА КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена активному использованию современных информационных технологий, которое определяет новые тенденции в области повышения качества образования. В общем смысле определяя качество образования, можно оценить состояние и эффективность образовательного процесса в обществе, его соответствие потребностям в формировании и развитии профессиональных компетенций личности. Электронная информационно-образовательная среда - это совокупность информационных, методических и технических ресурсов, обеспечивающих достижение целей обучения, воспитания и развития. Повышение качества образования с помощью современных информационных технологий, в частности электронной информационно-образовательной среды, способствует, во-первых, формированию компетентного специалиста, а во-вторых, человека с высокой информационной компетентностью.

Ключевые слова: высшее образование, качество образования, электронная информационно-образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы, электронная библиотека, информационная компетентность, профессиональная компетентность.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет - 2030» № 075-15-2021-1323

Актуализация потребности в определенном педагогическом мышлении, инновационных формах и новых условиях реализации образования, воспитания и развития обучающихся тесно связана с непрерывным совершенствованием структуры образования, направленной на повышение качества образовательных услуг, которые предоставляют учреждения образования. На сегодняшний день ситуация такова, что представители философии образования, государственной образовательной политики и педагогической науки ищут пути развития системы образования: механизмов, методов и средств повышения качества предоставляемых образовательных услуг Одним из путей решения, который удалось найти, является создание в учреждениях образования цифровой образовательной среды [1-19]. Одним из главных вопросов образовательной политики государства является цифровизация современного образования. С точки зрения философии образования и современной образовательной политики разработка и предоставление устойчивой цифровой среды учреждениям образования выступает ключевым аспектом достижения качественного образования.

Цель данной статьи - изучение содержания цифровой образовательной среды, ее структуры, особенностей построения и функционирования.

Основные задачи статьи видятся в следующем: обоснование потребности построения и функционирования цифровой образовательной среды как одной из стратегий, направленных на модернизацию образования и повышение качества образовательных услуг

Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение.

Научная новизна статьи определяется выявлением преимуществ цифровой образовательной среды: обеспечение образовательными возможностями всех участников образовательного процесса в равной степени; мобильность обучения (варьирование времени и места обучения); возможность непрерывного образования в течение всей жизни; возможность подготовки школьников, студентов, слушателей курсов с помощью программ профессиональной переподготовки по проектируемым индивидуальным образовательным маршрутам; потребление, применение и разработка электронных образовательных ресурсов. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о значимости исследуемого междисциплинарного направления. Практическая значимость - в определении направления работы специалистов по созданию цифровой образовательной среды.

Сегодня информатизация образовательных учреждений - это необратимый процесс изменения сущности, методов и организационных форм подготовки обучающихся на этапе перехода организаций образования к работе в условиях информационного общества [1, с. 2; 17, с. 42-54]. Одним из этапов информатизации является цифровизация образования. Для воплощения инновационного потенциала высшего учебного заведения важна правильно построенная структура цифровой образовательной среды [2; 5; 10; 18; 19]. Такая тенденция развития образования, как цифровизация, по мнению исследователей Т.В. Никулиной и Е.Б. Стариченко, «направлена на подготовку специалистов, которые гарантированно востребованы на рынке труда, легко и свободно владеют мобильными и интернет-технологиями, а также ориентированы на непрерывное обучение (повышение квалификации) с помощью электронного обучения» [11, с. 107].

С помощью проведенного анализа научных подходов можно сказать о том, что информатизация и цифровизация образования - это сущность цифровых технологий, которую нельзя сводить лишь к овладению инструментарием. Реализация образования в информационную эпоху с применением цифровых технологий - это построение уникальной среды существования, которая обеспечивает новые возможности осуществления образовательной деятельности: мобильность обучения (варьирование времени и места обучения); возможность непрерывного образования в течение всей жизни; возможность подготовки школьников, студентов, слушателей курсов и программ профессиональной переподготовки по проектируемым индивидуальным образовательным маршрутам; потребление, применение и разработка электронных образовательных ресурсов [3, с. 25-36; 11, с. 107; 15, С. 3-12].

Таким образом, проведение всесторонней подготовки обучающихся в условиях информатизации и цифровизации образования обосновывает потребность обращения к средовому подходу. Образовательная среда, по определению Н.К. Конопатовой, представляет собой совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности [7]. В рамках данного исследования мы согласны с мнением С.В. Тарасова, который определяет термин «образовательная среда» как совокупность социальных, культурных, а также специально-организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, с помощью взаимодействия которых происходит становление личности [14, с. 133-138].

В структуре образовательной среды исследователи выделяют следующие компоненты: содержательный, методический, коммуникативный. На сегодняшний день образование развивается в контексте гуманистической парадигмы. Так, согласно указанным выше компонентам образовательной среды, в условиях гуманистической личностно ориентированной педагогики к ней предъявляются особые требования [14, с. 133-138].

В рамках Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» инновационная цифровая образовательная среда рассматривается как открытая совокупность информационных систем, предназначенная для обеспечения различных задач образовательного процесса [16].

Анализ источников позволяет говорить о том, что современные теоретики педагогической науки - это сущность инновационной образовательной среды, которая основана на современных информационно-коммуникативных и цифровых технологиях и понимается как многокомпонентная система образовательных ресурсов и технологий, обеспечивающих автоматизацию, информатизацию и цифровизацию образовательной деятельности учреждения [1]; антропософический релевантный информационный антураж, который предназначен для раскрытия творческого потенциала и талантов педагога и обучающегося [6, с. 44-48]; социально-психологическая реальность, в области которой созданы условия, обеспечивающие познавательную деятельность и доступ к информационным образовательным ресурсам на основе современных информационных технологий [8, с. 54-56].

Цифровая образовательная среда, по мнению Е.Б. Стариченко и Т.В. Никулиной, призывает педагогов придерживаться иной ментальности, нового восприятия картины мира, инновационных подходов и форм работы с обучающимися [11, с. 107].

Теоретики цифровой педагогики считают, что главными функциональными компонентами современной цифровой образовательной среды являются следующие: организация обучения или управление учением; цифровое тестирование (Digital Testing) с целью улучшения качества тестирования и обучение в целом. Требования к созданию образовательной среды в рамках компонента:

1. Содержательный компонент: актуальность значения образования для развития личности и профессиональной деятельности специалиста; интегратив-ный подход к содержанию обучения; открытость содержания образования для изменений, включение в содержание актуальных проблем.

2. Методический компонент: изменчивость учебных программ; свобода выбора образовательного пути; разнообразие методических обучающих средств и педагогических технологий; акцент на диалогическое (субъект-субъект) обучение; учет различных преобладающих способов восприятия информации обучающимися.

3. Коммуникативный компонент: взаимопонимание и удовлетворенность взаимодействием всех субъектов образовательного процесса; преобладающее позитивное настроение всех субъектов процесса обучения; участие всех участников в конструировании и оптимизации образовательного процесса; представление и оценивание заданий - функция, которая обеспечивает качественную координацию и обратную связь со студентами, в частности проверка работ на плагиат; управление административными данными об обучающихся (регистрация посещаемости занятий, оценок и тому подобное); регулирование расписания занятий; организация стажировок и итоговых проектов (взаимодействие между студентом и организацией, в которой проходит стажировка, управление контрактами и документами, мониторинг качества стажировки); разработка, управление и обмен учебными материалами; поддержка учебного процесса (разработка инструментов, используемых для мониторинга успешности студентов и предоставление им целевой обратной связи для поддержки процесса обучения); учебная аналитика; общение; сотрудничество; создание и применение мультимедийного продукта; разработка дополнительного свободного программного обеспечения.

Создание цифровой среды образовательной организации основывается на применении средств информационно-коммуникативных технологий, а также на использовании в учебно-воспитательном процессе инновационных цифровых технологий обучения. Стоит отметить, что активное внедрение и применение цифровых технологий обучения и включение в систему научно-методического оснащения для процесса обучения способствует формированию цифровой среды. Уточним, что цифровые ресурсы представляет собой современный эволюционированный облик информационных ресурсов, которые применяются в образовании. Ресурсы, описанные в электронном виде, являются учебно-методическими материалами, которые включают в себя как элементарные объекты (текст, рисунок, анимацию, модель), так и сложные формы (документ, слайд, презентация, тест, курс). Доступность знаний, развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на основе личност-но ориентированного подхода, интенсификации образовательного процесса происходит на основании применения электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Ведущим показателем качества цифровой образовательной среды является оснащение образовательными ресурсами всех участников образовательного процесса.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что формирование образовательной деятельности в условиях цифровой среды направлено на благоприятное решение фундаментальных дидактических задач с максимально необходимым охватом всех преимуществ ИКТ, цифровых технологий обучения и их средств. Кроме того, требования цифровой образовательной среды позволяют выработать установившийся электронный базис развития познавательной и творческой деятельности обучающихся и педагогов. Сопровождение непрерывного динамического развития системы знаний и компетенций является основой управления и обеспечения качества педагогического процесса и образовательных услуг. В условиях информатизации и цифровизации образования создание цифровой образовательной среды становится особенно актуальной задачей.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. Москва: НексПринт, 2010: 84.

2. Бойков С.Н. Цифровая образовательная среда вуза - интегратор качества современного образовательного процесса. Современные тенденции развития науки и образования: теория и практика. 2017: 40-48.

3. Вайндорф-Сысоева М.Е. Цифровое образование как системообразующая категория: подходы к определению Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018: 25-Эб.

4. Грибков А.М. Современные технологии в науке и образовании. Сборник трудов II международного научно-технического форума. Москва: BookJet, 2019: 1б7-170.

5. Елисеева Е.В. Цифровые образовательные ресурсы как составляющая инновационной образовательной среды современного вуза. Вестник Брянского государственного университета. Брянск, 2010: 5б-б0.

6. Зайцева Ж.Н. Генезис виртуальной образовательной среды на основе интенсификации информационных процессов современного общества. Информационные технологии. Москва, 2014.

7. Конопатова Н.К. Информационно-образовательная среда как важнейшее условие достижения нового качества образования. Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. Таганрог, 2017: 10б-110.

8. Красильникова В.А. Электронные компоненты информационно-образовательной среды. Открытое и дистанционное образование. Оренбург, 2002: 54-5б.

9. Михалева О.В. Роль цифровой образовательной среды вуза в повышении качества будущих бакалавров. Ученые записки ИУО РАО. Владимир, 2018: 104-107.

10. Михалева О.В. Формирование компетенций у будущих бакалавров в условиях цифровой образовательной среды вуза. Педагогический журнал. Владимир, 2019.

11. Никулина Т.В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление. Педагогическое образование в России. Екатеринбург, 2018: 107-11Э.

12. Петрищев И.О. Создание цифровой среды - путь повышения качества образования. Ярославский педагогический вестник. Ярославль, 2020: 8-11.

13. Салиева РН. Роль вузов в создании цифровой образовательной среды: вопросы социальной направленности высшей школы. Образование и право. Казань, 2018.

14. Тарасов С.В. Образовательная среда: понятие, структура, типология. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2011: 1ЭЭ-1Э8.

15. Устюжанина Е.В. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы. Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. Москва, 2018: Э-12.

16. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». 2020. Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/

17. Ханнер Е.К. Изучение информатики в вузе в условиях цифровой образовательной среды. Преподаватель XXI век. Москва, 201б: 42-54.

18. Шевелева Н.Е. Цифровая образовательная среда как конкурентное преимущество вуза. Теория, методика обучения и воспитания в современном образовательном пространстве: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Волгоград, 2019: 107-110.

19. Шурыгин В.Ю. Цифровая образовательная среда вуза как условие его успешного развития. Уфа: ОмегаСайнс, 2019.

References

1. Asmolov A.G. Rossijskaya shkola i novye informacionnye tehnologii: vzglyad v sleduyuschee desyatiletie. Moskva: NeksPrint, 2010: 84.

2. Bojkov S.N. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda vuza - integrator kachestva sovremennogo obrazovatel'nogo processa. Sovremennye tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya: teoriya i praktika. 2017: 40-48.

3. Vajndorf-Sysoeva M.E. Cifrovoe obrazovanie kak sistemoobrazuyuschaya kategoriya: podhody k opredeleniyu Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2018: 25-Эб.

4. Gribkov A.M. Sovremennye tehnologii v nauke i obrazovanii. SborniktrudovII mezhdunarodnogo nauchno-tehnicheskogo foruma. Moskva: BookJet, 2019: 1б7-170.

5. Eliseeva E.V. Cifrovye obrazovatel'nye resursy kak sostavlyayuschaya innovacionnoj obrazovatel'noj sredy sovremennogo vuza. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. Bryansk, 2010: 5б-б0.

6. Zajceva Zh.N. Genezis virtual'noj obrazovatel'noj sredy na osnove intensifikacii informacionnyh processov sovremennogo obschestva. Informacionnye tehnologii. Moskva, 2014.

7. Konopatova N.K. Informacionno-obrazovatel'naya sreda kak vazhnejshee uslovie dostizheniya novogo kachestva obrazovaniya. Vestnik Taganrogskogo institute imeniA.P Chehova. Taganrog, 2017: 10б-110.

8. Krasil'nikova V.A. 'Elektronnye komponenty informacionno-obrazovatel'noj sredy. Otkrytoe idistancionnoe obrazovanie. Orenburg, 2002: 54-5б.

9. Mihaleva O.V. Rol' cifrovoj obrazovatel'noj sredy vuza v povyshenii kachestva buduschih bakalavrov. Uchenye zapiski IUO RAO. Vladimir, 2018: 104-107.

10. Mihaleva O.V. Formirovanie kompetencij u buduschih bakalavrov v usloviyah cifrovoj obrazovatel'noj sredy vuza. Pedagogicheskijzhurnal. Vladimir, 2019.

11. Nikulina T.V. Informatizaciya i cifrovizaciya obrazovaniya: ponyatiya, tehnologii, upravlenie. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. Ekaterinburg, 2018: 107-11Э.

12. Petrischev I.O. Sozdanie cifrovoj sredy - put' povysheniya kachestva obrazovaniya. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. Yaroslavl', 2020: 8-11.

13. Salieva R.N. Rol' vuzov v sozdanii cifrovoj obrazovatel'noj sredy: voprosy social'noj napravlennosti vysshej shkoly. Obrazovanie i pravo. Kazan', 2018.

14. Tarasov S.V. Obrazovatel'naya sreda: ponyatie, struktura, tipologiya. VestnikLeningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. Sankt-Peterburg, 2011: 1ЭЭ-1Э8.

15. Ustyuzhanina E.V. Cifrovizaciya obrazovatel'noj sredy: vozmozhnosti i ugrozy. VestnikRossijskogo 'ekonomicheskogo universiteta imeni G.V. Plehanova. Moskva, 2018: Э-12.

16. Federal'nyjproekt «Cifrovaya obrazovatel'naya sreda». 2020. Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/

17. Hanner E.K. Izuchenie informatiki v vuze v usloviyah cifrovoj obrazovatel'noj sredy. Prepodavatel'XXI vek. Moskva, 201б: 42-54.

18. Sheveleva N.E. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda kak konkurentnoe preimuschestvo vuza. Teoriya, metodika obucheniya i vospitaniya v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: materialy Vserossijskoj (nacional'noj) nauchno-prakticheskoj konferencii. Volgograd, 2019: 107-110.

19. Shurygin V.Yu. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda vuza kak uslovie ego uspeshnogo razvitiya. Ufa: OmegaSajns, 2019.

Статья поступила в редакцию 01.12.22

УДК 373

Minazova V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov

(Grozny, Russia), E-mail: veneraminazova@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bashaeva S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Preschool Psychology, Chechen State Pedagogical University

(Grozny, Russia), E-mail: bashaeva72@mail.ru

Batyrova A.M., senior teacher, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: ayna.batyrova00@mail.ru

FORMATION OF CONSCIOUS PARENTING AMONG BACHELOR STUDENTS. The article deals with the process of formation of conscious parenthood among undergraduate students. The authors emphasize that at student age the process of forming clear ideas about the functions of parents is not yet fully understood by young people, their views are still in the formative stage, the lack of special academic disciplines aimed at solving the problems of marriage, family, conscious parenthood. An analysis is made of a number of researchers who consider responsible parenthood as conscious, since the performance of these functions is impossible without understanding the importance of the entire process. The influence of parents on the child is carried out constantly, both consciously and spontaneously. In the process of studying at a university, the problems of preparing young people for marriage, raising children, forming a conscious readiness for parenthood and solving the problems of family education can and should be solved. The authors conclude that the solution to this problem lies in the development of a specialized course for undergraduate students, which will allow integrating all the best models of preparation for parenthood from the past experience of domestic and foreign pedagogy, taking into account modern ICT technologies and a comprehensive approach to solving the issues of preparing for parenthood in modern youth.

Key words: formation, conscious parenthood, students, bachelor's degree, teacher, family.

B.М. Миназова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г Грозный,

E-mail: veneraminazova@mail.ru

C.А. Башаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: bashaeva72@mail.ru

А.М. Батырова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: ayna.batyrova00@mail.ru

ЭЭ7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.