Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО РОДИТЕЛЬСТВА У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА'

ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО РОДИТЕЛЬСТВА У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование / осознанное родительство / студенты / бакалавриат / преподаватель / семья / formation / conscious parenthood / students / bachelor’s degree / teacher / family

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.М. Миназова, С.А. Башаева, А.М. Батырова

В статье рассматриваются процесс формирования осознанного родительства у студентов бакалавриата. Автор подчеркивает, что в студенческом возрасте процесс формирования четких представлений о функциях родителей еще не до конца осознается молодежью, их взгляды находятся в стадии формирования, отсутствие специальных учебных дисциплин, направленных на решение проблем брака, семьи, осознанного родительства. Проведён анализ работ ряда исследователей, которые рассматривают ответственное родительство как осознанное, так как выполнение данных функций невозможно без понимания важности всего процесса. Автор пришел к выводу, что решение данной проблемы заключается в разработке специализированного курса для студентов бакалавриата и позволит интегрировать все лучшие модели подготовки к родительству из прошлого опыта отечественной и зарубежной педагогики с учетом современных ИКТ-технологий и комплексно подойти к решению вопросов подготовки к родительству современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CONSCIOUS PARENTING AMONG BACHELOR STUDENTS

The article deals with the process of formation of conscious parenthood among undergraduate students. The authors emphasize that at student age the process of forming clear ideas about the functions of parents is not yet fully understood by young people, their views are still in the formative stage, the lack of special academic disciplines aimed at solving the problems of marriage, family, conscious parenthood. An analysis is made of a number of researchers who consider responsible parenthood as conscious, since the performance of these functions is impossible without understanding the importance of the entire process. The influence of parents on the child is carried out constantly, both consciously and spontaneously. In the process of studying at a university, the problems of preparing young people for marriage, raising children, forming a conscious readiness for parenthood and solving the problems of family education can and should be solved. The authors conclude that the solution to this problem lies in the development of a specialized course for undergraduate students, which will allow integrating all the best models of preparation for parenthood from the past experience of domestic and foreign pedagogy, taking into account modern ICT technologies and a comprehensive approach to solving the issues of preparing for parenthood in modern youth.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО РОДИТЕЛЬСТВА У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА»

Библиографический список

1. Асмолов А.Г Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. Москва: НексПринт, 2010: 84.

2. Бойков С.Н. Цифровая образовательная среда вуза - интегратор качества современного образовательного процесса. Современные тенденции развития науки и образования: теория и практика. 2017: 40-48.

3. Вайндорф-Сысоева М.Е. Цифровое образование как системообразующая категория: подходы к определению Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018: 25-36.

4. Грибков А.М. Современные технологии в науке и образовании. Сборник трудов II международного научно-технического форума. Москва: BookJet, 2019: 167-170.

5. Елисеева Е.В. Цифровые образовательные ресурсы как составляющая инновационной образовательной среды современного вуза. Вестник Брянского государственного университета. Брянск, 2010: 56-60.

6. Зайцева Ж.Н. Генезис виртуальной образовательной среды на основе интенсификации информационных процессов современного общества. Информационные технологии. Москва, 2014.

7. Конопатова Н.К. Информационно-образовательная среда как важнейшее условие достижения нового качества образования. Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. Таганрог, 2017: 106-110.

8. Красильникова В.А. Электронные компоненты информационно-образовательной среды. Открытое и дистанционное образование. Оренбург, 2002: 54-56.

9. Михалева О.В. Роль цифровой образовательной среды вуза в повышении качества будущих бакалавров. Ученые записки ИУО РАО. Владимир, 2018: 104-107.

10. Михалева О.В. Формирование компетенций у будущих бакалавров в условиях цифровой образовательной среды вуза. Педагогический журнал. Владимир, 2019.

11. Никулина Т.В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление. Педагогическое образование в России. Екатеринбург, 2018: 107-113.

12. Петрищев И.О. Создание цифровой среды - путь повышения качества образования. Ярославский педагогический вестник. Ярославль, 2020: 8-11.

13. Салиева PH. Роль вузов в создании цифровой образовательной среды: вопросы социальной направленности высшей школы. Образование и право. Казань, 2018.

14. Тарасов С.В. Образовательная среда: понятие, структура, типология. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2011: 1ЭЭ-1Э8.

15. Устюжанина Е.В. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы. Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. Москва, 2018: 3-12.

16. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». 2020. Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/

17. Ханнер Е.К. Изучение информатики в вузе в условиях цифровой образовательной среды. Преподаватель XXI век. Москва, 2016: 42-54.

18. Шевелева Н.Е. Цифровая образовательная среда как конкурентное преимущество вуза. Теория, методика обучения и воспитания в современном образовательном пространстве: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Волгоград, 2019: 107-110.

19. Шурыгин В.Ю. Цифровая образовательная среда вуза как условие его успешного развития. Уфа: ОмегаСайнс, 2019.

References

1. Asmolov A.G. Rossijskaya shkola i novye informacionnye tehnologii: vzglyad v sleduyuschee desyatiletie. Moskva: NeksPrint, 2010: 84.

2. Bojkov S.N. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda vuza - integrator kachestva sovremennogo obrazovatel'nogo processa. Sovremennye tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya: teoriya i praktika. 2017: 40-48.

3. Vajndorf-Sysoeva M.E. Cifrovoe obrazovanie kak sistemoobrazuyuschaya kategoriya: podhody k opredeleniyu Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2018: 25-36.

4. Gribkov A.M. Sovremennye tehnologii v nauke i obrazovanii. SborniktrudovII mezhdunarodnogo nauchno-tehnicheskogo foruma. Moskva: BookJet, 2019: 167-170.

5. Eliseeva E.V. Cifrovye obrazovatel'nye resursy kak sostavlyayuschaya innovacionnoj obrazovatel'noj sredy sovremennogo vuza. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. Bryansk, 2010: 56-60.

6. Zajceva Zh.N. Genezis virtual'noj obrazovatel'noj sredy na osnove intensifikacii informacionnyh processov sovremennogo obschestva. Informacionnye tehnologii. Moskva, 2014.

7. Konopatova N.K. Informacionno-obrazovatel'naya sreda kak vazhnejshee uslovie dostizheniya novogo kachestva obrazovaniya. Vestnik Taganrogskogo institute imeniA.P Chehova. Taganrog, 2017: 106-110.

8. Krasil'nikova V.A. 'Elektronnye komponenty informacionno-obrazovatel'noj sredy. Otkrytoe idistancionnoe obrazovanie. Orenburg, 2002: 54-56.

9. Mihaleva O.V. Rol' cifrovoj obrazovatel'noj sredy vuza v povyshenii kachestva buduschih bakalavrov. Uchenye zapiski IUO RAO. Vladimir, 2018: 104-107.

10. Mihaleva O.V. Formirovanie kompetencij u buduschih bakalavrov v usloviyah cifrovoj obrazovatel'noj sredy vuza. Pedagogicheskijzhurnal. Vladimir, 2019.

11. Nikulina T.V. Informatizaciya i cifrovizaciya obrazovaniya: ponyatiya, tehnologii, upravlenie. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. Ekaterinburg, 2018: 107-113.

12. Petrischev I.O. Sozdanie cifrovoj sredy - put' povysheniya kachestva obrazovaniya. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. Yaroslavl', 2020: 8-11.

13. Salieva R.N. Rol' vuzov v sozdanii cifrovoj obrazovatel'noj sredy: voprosy social'noj napravlennosti vysshej shkoly. Obrazovanie i pravo. Kazan', 2018.

14. Tarasov S.V. Obrazovatel'naya sreda: ponyatie, struktura, tipologiya. VestnikLeningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. Sankt-Peterburg, 2011: 133-138.

15. Ustyuzhanina E.V. Cifrovizaciya obrazovatel'noj sredy: vozmozhnosti i ugrozy. VestnikRossijskogo 'ekonomicheskogo universiteta imeni G.V. Plehanova. Moskva, 2018: 3-12.

16. Federal'nyjproekt «Cifrovaya obrazovatel'naya sreda». 2020. Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/

17. Hanner E.K. Izuchenie informatiki v vuze v usloviyah cifrovoj obrazovatel'noj sredy. Prepodavatel'XXI vek. Moskva, 2016: 42-54.

18. Sheveleva N.E. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda kak konkurentnoe preimuschestvo vuza. Teoriya, metodika obucheniya i vospitaniya v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: materialy Vserossijskoj (nacional'noj) nauchno-prakticheskoj konferencii. Volgograd, 2019: 107-110.

19. Shurygin V.Yu. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda vuza kak uslovie ego uspeshnogo razvitiya. Ufa: OmegaSajns, 2019.

Статья поступила в редакцию 01.12.22

УДК 373

Minazova V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov

(Grozny, Russia), E-mail: veneraminazova@mail.ru

Bashaeva S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Preschool Psychology, Chechen State Pedagogical University

(Grozny, Russia), E-mail: bashaeva72@mail.ru

Batyrova A.M., senior teacher, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: ayna.batyrova00@mail.ru

FORMATION OF CONSCIOUS PARENTING AMONG BACHELOR STUDENTS. The article deals with the process of formation of conscious parenthood among undergraduate students. The authors emphasize that at student age the process of forming clear ideas about the functions of parents is not yet fully understood by young people, their views are still in the formative stage, the lack of special academic disciplines aimed at solving the problems of marriage, family, conscious parenthood. An analysis is made of a number of researchers who consider responsible parenthood as conscious, since the performance of these functions is impossible without understanding the importance of the entire process. The influence of parents on the child is carried out constantly, both consciously and spontaneously. In the process of studying at a university, the problems of preparing young people for marriage, raising children, forming a conscious readiness for parenthood and solving the problems of family education can and should be solved. The authors conclude that the solution to this problem lies in the development of a specialized course for undergraduate students, which will allow integrating all the best models of preparation for parenthood from the past experience of domestic and foreign pedagogy, taking into account modern ICT technologies and a comprehensive approach to solving the issues of preparing for parenthood in modern youth.

Key words: formation, conscious parenthood, students, bachelor's degree, teacher, family.

B.М. Миназова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г Грозный,

E-mail: veneraminazova@mail.ru

C.А. Башаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: bashaeva72@mail.ru

А.М. Батырова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: ayna.batyrova00@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО РОДИТЕЛЬСТВА У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

В статье рассматриваются процесс формирования осознанного родительства у студентов бакалавриата. Автор подчеркивает, что в студенческом возрасте процесс формирования четких представлений о функциях родителей еще не до конца осознается молодежью, их взгляды находятся в стадии формирования, отсутствие специальных учебных дисциплин, направленных на решение проблем брака, семьи, осознанного родительства. Проведён анализ работ ряда исследователей, которые рассматривают ответственное родительство как осознанное, так как выполнение данных функций невозможно без понимания важности всего процесса. Автор пришел к выводу, что решение данной проблемы заключается в разработке специализированного курса для студентов бакалавриата и позволит интегрировать все лучшие модели подготовки к родительству из прошлого опыта отечественной и зарубежной педагогики с учетом современных ИКТ-технологий и комплексно подойти к решению вопросов подготовки к родительству современной молодежи.

Ключевые слова: формирование, осознанное родительство, студенты, бакалавриат, преподаватель, семья.

Актуальность проблемы заключается в том, что в современном обществе использованы не все ресурсы для подготовки молодого поколения к осознанному родительству. Период становления молодой семьи нередко выпадает на годы студенчества, что связано с формированием ценностных ориентаций молодежи на ответственное супружество и ответственное родительство. В связи с этим именно студенческая среда представляется нам тем возрастным периодом, который способен искать и находить ответы на актуальные вопросы подготовки к семейной жизни, что делает просветительскую деятельность результативной [1-7].

Вместе с тем заметим, что в студенческом возрасте процесс формирования четких представлений о функциях родителей еще не до конца осознается молодежью, их взгляды еще находятся в стадии формирования. Практика прошлых лет подготовки молодежи к семейной жизни в школах показывает, что такая работа связана, прежде всего, с усвоением супружеских функций, с вопросами кризиса семьи, урегулированием семейных конфликтов и т. п.

Цель данной статьи - рассмотреть особенности процесса формирования осознанного родительства у студентов бакалавриата.

Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотрение понятия «родительство» и «семейные ценности», «ответственное родительство».

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, обобщение, синтез собственного педагогического опыта работы со студентами.

Научная новизна статьи определяется выявлением особенностей, влияющих в процессе обучения в вузе, способствующих решению проблемы подготовки молодёжи к вступлению в брак, воспитанию детей, формированию осознанной готовности к родительству и решению проблем семейного воспитания. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания об особенностях формирования осознанного родительства у студентов бакалавриата. Практическая значимость - представлена через выявление особенностей образовательного процесса, интерактивные технологии преподавания цикла учебных занятий, формы и методы контроля, с помощью которых можно реализовать процесс формирования осознанного родительства у студентов.

Сегодня в образовательных организациях, как правило, нет специальных учебных дисциплин, направленных на решение проблем брака, семьи, осознанного родительства. Мы убеждены, что в процессе обучения в вузе могут и должны решаться проблемы подготовки молодёжи к вступлению в брак, воспитанию детей, формирование осознанной готовности к родительству и решению проблем семейного воспитания. В середине XX века проблемы подготовки к родительству были очень актуальны. Жизненный цикл людей менялся, а вместе с ним менялись традиции и запрос семьи на оказание психолого-педагогической помощи. В СССР для решения данной проблемы было создано два взаимосвязанных курса, а именно - педагогическое просвещение «Родительский всеобуч» и «Этика и психология семейной жизни». Направление работы данных дисциплин привлекало разные аудитории, но тем не менее они были неразрывно связаны между собой. Такая связь проявлялась следующим образом: на проблему по подготовке к родительству необходимо взглянуть с двух сторон - со стороны взрослого, то есть родителя и со стороны ребенка. Они по-разному могут определить, что же такое «родительство», чем оно важно, как родительство в настоящем может повлиять на родительство в будущем. Именно поэтому важно привлечь к данному вопросу всю аудиторию - самих родителей и их детей. Только в таком случае можно добиться успеха, когда существует два взгляда, когда они неразрывно связаны между собой, более того - дополняют друг друга.

В 60-е годы XX века педагогическое просвещение «Родительский всеобуч» было направлено на расширение знаний родителей в области педагогики и психологии. Акцент делался на том, что родители должны быть не пассивными наблюдателями учебно-воспитательного процесса, а его участниками. Особое внимание уделялось вопросу подготовки к родительству своих детей. Важно было не только рассказывать, но и показывать важность семейных ценностей, традиций. В свою очередь, «Родительский всеобуч» оказывал помощь в психолого-педагогическом сопровождении, консультировании семьи по вопросам обучения и воспитания ребенка.

В конце 1980-х годов в школах преподавалась учебная дисциплина «Этика и психология семейной жизни», которая была направлена уже на другую аудиторию. Данная подготовка внедрялась в школьную программу; аудитория - школьники, ведь именно они станут в будущем родителями. Работа на уроках склады-

валась традиционным образом - рассказы о значении, функции семьи, этические принципы урегулирования конфликтов в семье и т. д.

Тем не менее работа данных просветительских программ со временем потеряла свою эффективность; стали мало востребованными из-за формализма преподавания в виду отсутствия инновационных технологий обучения и др.

Сегодня в России ощущается острая проблема, связанная с организацией четкой и планомерной работы по подготовке молодежи к родительству. В образовательных организациях педагоги ищут новые способы передачи учебного материала. Работа по подготовке молодежи к ответственному родительству не терпит формализма.

Специфика этой дисциплины в том, что она требует особого «доверительного формата», готовности обучающихся обсуждать вопросы супружества и ро-дительства. Со стороны профессорско-преподавательского состава важен поиск эффективных форм и технологий работы с молодежью, используя весь арсенал и ресурс образовательного контента в системе офлайн- и онлайн-обучения.

Важен диалог в формате «обучающийся - преподаватель», в ходе которого в аудитории организуются дискуссии, диспуты, воркшопы, брифинги и др. При этом вопросы подготовки к родительству носят и достаточной интимный, доверительный характер, что накладывает на преподавательский состав дополнительные функции корректности, соблюдения «личностных границ». Именно в таком ключе можно поднимать и обсуждать такие важные и достаточно личные вопросы, как семья, брак, родительство и подготовка к нему. В ходе работы по подготовке молодежи к родительству важно вместе поразмышлять о том, как меняются взаимоотношения членов семьи с появлением ребёнка, какие технологии эффективнее использовать при урегулировании разногласий в кризисы семьи.

Анализ научно-методической литературы позволил констатировать, что в каждой из стран работа по подготовке молодежи к родительству организована с учетом национальных традиций, накопленного опыта, менталитета и приоритетов. Так, например, в США существуют дисциплины по подготовке к родительству. В ходе изучения данных дисциплин педагоги рассматривают вопросы построения взаимоотношений мужчины и женщины, подготовки к браку и родительству. Особое внимание уделяется вопросам протекания беременности, ее влияния на здоровье женщины при ранней и поздней беременности, развития ребенка в пренатальный период, подготовки к родам и др. Главная цель американской педагогики в вопросе подготовки к родительству - это развитие навыков построения успешных отношений во всех сферах семьи. Результатом планомерной работы является то, что молодёжь стремится иметь крепкую, дружную и полноценную семью, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

Рассмотрим опыт стран Европы по подготовке к родительству на примере Польши, который представлен в статье П.А. Андрюшиной, М.В. Григорьевой. Так, типичная польская семья - это нуклеарная семья (2 + 2; в такой семье два родителя и два ребенка). Государство проводит специальную работу для популяризации подобного образа семьи, стимулирует и агитирует молодых людей, чтобы они пытались воплотить данный образец в реальной жизни. Средства массовой информации, образовательные организации и другие социальные институты проводят большую работу по подготовке к родительству молодого поколения. Благодаря этому молодежь узнает о важности рождения детей, их знакомят с тем, как государство помогает и поддерживает семьи с детьми, знакомят с существующими специальными программами психологической поддержки [2, с. 105]. Таким образом, у молодых людей не возникает страха перед рождением ребенка.

При раскрытии вопроса особенности развития личности в юношеском возрасте одним из наиболее важных вопросов является вопрос мотивации личности. Согласно исследованиям, в ходе данного этапа формирования личности превалирует такой тип мотивации, как познавательная, которая включает в себя не только мотивацию к обучению, но и направленность человека на саморазвитие и карьеру.

В юношеском возрасте также проявляется высокий уровень мотивации к познанию теоретических и мировоззренческих проблем общества. У юношей и девушек возрастает уровень концентрации внимания и объема памяти, активно формируется абстрактно-логическое мышление, демонстрируется умение самостоятельного поиска ответов на сложные вопросы. Мышление носит более системный характер и становится более критичным, нежели на этапе развития личности в подростковом периоде. Однако когнитивные процессы имеют огром-

ную подверженность эмоциям и чувствам. Юноши и девушки перестают верить необоснованным доводам старшего поколения (родителей, преподавателей, руководства) и начинают требовать доказательства или обоснования верности тех или иных суждений. Важным новообразованием также отмечается и совершенствование памяти (увеличение общего объема, изменение способов запоминания (применение мнемических приемов), активизация непроизвольного запоминания, широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания материала).

Эмоциональная сфера личности также активно развивается и усложняется, происходит перестройка эмоциональной и волевой сферы личности, демонстрируется более высокий уровень самостоятельности, решительности в поступках и действиях, высокий уровень критичности и самокритичности, неприятие лицемерия, ханжества, грубости. Отмечается высокий уровень эмоциональной возбудимости, проявляющейся в резкой смене настроения, неуравновешенности, тревожности и т. д. В то же время с возрастом эмоциональная сфера юношей и девушек приобретает более стабильный характер. Одной из наиболее важных эмоциональных характеристик, появляющихся на данном этапе, является самоуважение [1, с. 26].

К концу юношеского возраста молодые люди начинают как овладевать механизмами психологической защиты, которые предоставляют ему возможность защищать себя от постороннего воздействия, так и укреплять себя внутренне. Развитая рефлексия помогает молодым людям предугадывать возможное поведение другого человека и выстраивать модели встречных действий, которые смогут послужить защитой по отношению к потенциально негативному воздействию.

Стоит отметить, что данный этап развития личности, по сути, является предопределяющим для всей последующей жизни. Именно в данный период юноши и девушки решают, как именно он приложит свои способности для реализации себя в труде и в жизни в целом. Качество протекания данного периода и количество полученных новообразований будет являться показателем удовлетворенности дальнейшей жизни.

В период, когда страна проходит зону финансово-экономической турбулентности, государство продолжает считать вопросы семейной политики, поддержки материнства и детства приоритетными. Утверждена концепция семейной политики, принят план поддержки и сохранения семьи не только со стороны правительства, но и со стороны гражданских инициатив. В современной России ощущается острота данной проблемы, что проявляется в осознании необходимости проведения четкой и планомерной работы по подготовке молодежи к ро-дительству.

В продолжение решения государственных и гражданских инициатив мы видим решение данной проблемы в разработке специализированного курса для студентов бакалавриата, целью которого будет ознакомление студентов с основами психологии семьи и семейных отношений, введение в перинатологию, основы семейной педагогики, вопросы экономики семьи и семейной медицины [3, с. 15].

Понятие «родительство» в психологическом дискурсе стало использоваться сравнительно недавно. В последнее время появился ряд исследований, характеризующих родительство как целостный психологический феномен.

Анализ научной литературы убедительно доказывает, что в современном обществе с каждым годом все чаще возникают деструктивные конфликты в семьях, возрастает число разводов, дети воспитываются в неполных семьях, что может в дальнейшем повлиять на изменение их психики, поведения, построение своей будущей семьи. Как следствие, в подростковом возрасте у таких детей может проявляться девиантное и делинквентное поведение, постановка на учет в детскую комнату полиции, а случаев регистрации безнадзорных детей становится все больше. Безусловно, на это оказывает влияние и множество иных факторов, но важно отметить, что обстановка в семье, дисгармоничные супружеские отношения и проблемы детско-родительских отношений напрямую влияют на ценностные ориентации молодежи как будущих родителей, формируют взаимоотношения со сверстниками. Особо остро стоит проблема утраты семейных ценностей и традиций.

Одной из причин возникновения подобных ситуаций является недостаточное внимание к вопросам подготовки молодежи к ответственному родительству. В учебных планах образовательных организаций, как правило, отсутствуют специальные дисциплины или курсы по выбору, ориентирующие молодежь на решение проблем семьи, брака, осознанного родительства. Вместе с тем практический опыт доказывает, что у молодежи есть потребность обсуждать эти проблемы, дискутировать о регистрации/нерегистрации брачных отношений, возрасте вступления в брак, количестве детей и т. п.

Если детство будущих супругов прошло в неблагополучной семье, то вероятность построения гармоничной семьи невелика — им бывает труднее выстроить доверительные отношения со своим ребёнком, сложнее найти пути разрешения семейных конфликтов.

Таким образом, в реальности, став родителями, без должных знаний и осознанной подготовки к этому этапу жизни партнеры сталкиваются с различными проблемами и трудностями. Переход от супружества к родительству порождает не только изменение всех функций внутри семьи, но и неудовлетворенность

ожиданий, регресс в семейных отношениях, приводит к внутрисемейным ссорам и конфликтам.

Семейные ценности - это характеристики, качества, поступки, которые выдвигаются и которым следуют все члены семьи, что образует фундамент для родственных и близких взаимоотношений. Особенность семейных ценностей состоит в том, что они, по сути, представляют сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений. Андрюшина П.А., Григорьева М.В. считают, что семейные ценности являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения [2].

Для решения проблем будущих родителей чрезвычайно важна роль института традиционной семьи с ее ценностями и законами. Предпосылками формирования положительного отношения будущих родителей к институтам семьи и брака в современном российском обществе являются следующие: укрепление потенциала национальных семейных традиций; физического и нравственного здоровья семьи и брака; улучшение материальной основы быта, культурных ценностей и идеалов современного общества.

Одним из важнейших элементов родительства является ответственность. Именно благодаря ответственному подходу к родительству становится возможным достижение всестороннего обучения искусству быть родителями.

Р.В. Овчаровой констатирует, что под ответственным родительством понимается социально-психологический феномен, являющийся эмоционально-оценочной совокупностью знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, находящий реализацию во всех поведенческих реакциях [5, с. 103].

В понятие «ответственное родительство» авторы вкладывают не только определенный подход к воспитанию детей, но и семейные ценности, убеждения, родительские чувства (например, любовь к ребенку), взаимопонимание между супругами. Именно все вышеперечисленные элементы в комплексе позволяют вырабатывать единый подход к воспитанию.

Ряд исследователей рассматривают ответственное родительство как осознанное, так как выполнение данных функций невозможно без понимания важности всего процесса. Воздействие родителей на ребенка осуществляется постоянно, как осознанно, так и спонтанно. Это и обусловливает важность ответственного подхода к родительству для более глубокого изучения педагогического воздействия на ребенка.

Развить относительно устойчивое и стабилизированное представление будущих супругов о родительстве можно уже во время обучения в вузе, когда представления о родительстве у мужчин и женщин сходятся во многом. О. Лисо-ва предлагает понимать родительство, как средство интегрального образования личности должно включать в себя: семейные ценности; родительские установки и ожидания, отношение, чувства, позиции, ответственность, стиль семейного воспитания [4, с. 143].

В исследовании нам импонирует позиция Р.В. Овчаровой о том, что ответственное родительство проявляется в самоконтроле поведения в различных ситуациях, складывающихся в семье, а также в проявлении активной роли в процессе воспитания.

Таким образом, мы считаем, что ответственное родительство - это сбалансированность разных сторон воспитания, высокая степень развития коммуникации между родителем и ребенком, безусловная эмоциональная поддержка ребенка, следование нормативным правилам, сохранение и укрепление его здоровья, обеспечение ребенку экономической стабильности, создание для ребенка условий, направленных на формирование духовно-нравственных компетенций.

Однако родительство - это процесс, который должен протекать плавно и гармонично, исключив стихийные эмоциональные перегрузки, а также резкое наступление родительства. Человеку следует постепенно привыкать к своей будущей роли (родитель), положительно относиться к предстоящим в своей жизни новым обязанностям, понимать важность родительства и осознано действовать в данной области. Так, С.В. Сидоров выделяет теорию и методику воспитания. Данная теория раскрывает сущность, закономерности, основные принципы, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, технологии, методы и формы, методику воспитательной деятельности [7, с. 25].

К основным положениям данной теории можно отнести следующее: воспитательный процесс имеет двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю; логика воспитательного процесса подчинена закономерностям формирования и развития личности; особенности воспитания заключаются в многофакторности, длительности, непрерывности, вариативности и комплектности формирования воспитываемых качеств; методы воспитания зависят от его целей и задач, возрастных особенностей детей, взаимоотношений родителей с ребенком, средств воспитания, временных ресурсов, отводимых на осуществление данного процесса. Следовательно, можно заключить, что в психолого-педагогическом дискурсе под «осознанным родительством» понимается человек, который наилучшим образом реализует себя в качестве личности в области материнства или отцовства [6, с. 127]. Мы позиционируем осознанное родительство как интегральное психолого-педагогическое преобразование личности будущего родителя, в процессе которого формируются новые ценностные ориентации, родительские установки, позиции родительской ответственности.

Анализируя лучшие образовательные практики, мы приходим к выводу о том, что решение данной проблемы заключается в разработке специализированного курса для студентов бакалавриата. Целью такого спецкурса будет ознакомление студентов с основами психологии семьи и семейных отношений, введение в перинатологию, основы семейной педагогики, вопросы экономики семьи и семейной медицины. Целесообразно продумать стилистику образовательно-

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го процесса, интерактивные технологии преподавания цикла учебных занятий, формы и методы контроля. Разработка и внедрение такого спецкурса позволит интегрировать все лучшие модели подготовки к родительству из прошлого опыта отечественной и зарубежной педагогики с учетом современных ИКТ-технологий и комплексно подойти к решению вопросов подготовки к родительству современной молодежи.

1. Андрюшина П.А. Подготовка к родительству в российских вузах: проблемы, пути решения. Тезисы докладов международной конференции «ДППО-2021». Воронеж, 2021: 26-28.

2. Андрюшина П.А., Григорьева М.В. Проблемы подготовки к родительству в отечественной и зарубежной педагогике. Available at: http://izvestia- ippo.ru/andryushina-p-a-grigoreva-m-v-problemy

3. Белановская О.В. Представления о родительстве и готовность к материнству у молодых женщин. Перинатальная психология и психология родительства. 2009; № 4: 15-19.

4. Лисова О. Ответственное родительство: формирование родительских ролей. Тезисы международной научно-методической конференции. Псков: Издательство ПГУ 2016: 142-146.

5. Овчарова РВ. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2006.

6. Сеппенен Ю.В. Формирование осознанного родительства в молодой семье. Скиф. Вопросы студенческой науки. 2017; № 11: 127-132.

7. Сидоров С.В. Педагогика (Теория и методика воспитания): учебно-методическое пособие. Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 2006.

References

1. Andryushina P.A. Podgotovka k roditel'stvu v rossijskih vuzah: problemy, puti resheniya. Tezisy dokladov mezhdunarodnoj konferencii «DPPO-2021». Voronezh, 2021: 26-28.

2. Andryushina P.A., Grigor'eva M.V. Problemy podgotovkikroditel'stvu v otechestvennojizarubezhnojpedagogike. Available at: http://izvestia- ippo.ru/andryushina-p-a-grigoreva-m-v-problemy

3. Belanovskaya O.V. Predstavleniya o roditel'stve i gotovnost' k materinstvu u molodyh zhenschin. Perinatal'naya psihologiya ipsihologiya roditel'stva. 2009; № 4: 15-19.

4. Lisova O. Otvetstvennoe roditel'stvo: formirovanie roditel'skih rolej. Tezisy mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Pskov: Izdatel'stvo PGU, 2016: 142-146.

5. Ovcharova R.V. Roditel'stvo kakpsihologicheskij fenomen: uchebnoe posobie. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2006.

6. Seppenen Yu.V. Formirovanie osoznannogo roditel'stva v molodoj sem'e. Skif. Voprosy studencheskoj nauki. 2017; № 11: 127-132.

7. Sidorov S.V. Pedagogika (Teoriya i metodika vospitaniya): uchebno-metodicheskoe posobie. Shadrinsk: Izdatel'stvo PO «Iset'», 2006.

Статья поступила в редакцию 05.12.22

УДК 373.1

Polyanskaya L.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: ludmilapol@rambler.ru

Polyanskiy S.Yu., senior teacher, principal of school № 54, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: polaynski@rambler.ru

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF THE QUALITY OF EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF A SECONDARY GENERAL EDUCATIONAL SCHOOL). The article discusses the digital educational environment as an open set of information systems designed to support various tasks of the educational process. Computerization, informatization and digitalization of the social structure gives rise to the need for changes in the education system. The usage of the Internet environment by the younger generation has become a big part of their lives. The authors consider ways to increase motivation of schoolchildren to study by using modern Internet resources for educational purposes. Most recent problems are identified by empirical research on 89 teachers. The article provides examples of the use of digital technologies including relevant technics for successful distance learning. In conclusion, the use of digital educational environment makes it possible to implement student-centered learning, including the development of search activity.

Key words: digital learning environment, digital technologies, innovative technologies, Internet resources, distance learning, motivation.

Л.А. Полянская, канд. филол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: ludmilapol@rambler.ru

С.Ю. Полянский, директор МБОУ СОШ № 54, ст. преп. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,

E-mail: polaynski@rambler.ru

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

(НА ПРИМЕРЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

В данной статье рассматривается цифровая образовательная среда как открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Компьютеризация, информатизация, цифровизация общественного устройства порождают необходимость к изменениям и в системе образования. Использование интернет-среды подрастающим поколением стало большей частью их жизни. Авторы рассматривают возможности повышения мотивации школьников к учению путем использования современных интернет-ресурсов в образовательных целях. Приведены результаты опроса, где в качестве информантов выступают 89 учителей, определивших наиболее актуальные проблемы преподавания. В статье приводятся примеры использования цифровых технологий, в том числе актуальных для успешного дистанционного обучения. В заключение делаются выводы о возможности осуществления благодаря ЦОС личностно ориентированного обучения, включающего развитие поискового метода.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, цифровые технологии, инновационные технологии, интернет-ресурсы, дистанционное обучение, мотивация.

Особенностью современного глобального информационного общества является не только повышение скорости передачи и обработки информации, но и повышение скорости изменений интернет-среды и гаджетов. Современные гад-жеты обеспечивают «включенность» человека в интернет-реальность, виртуальную реальность, дополненную реальность и просто обеспечивают повседневное, нормальное взаимодействие с социальной средой и природой.

Актуальность темы обусловлена тем, что постоянно растущая скорость изменений - одновременно и достижение, и проблема постиндустриального информационного общества. Открывая множество возможностей, растущие скорости передачи и обработки информации вызывают к жизни абсолютно новые проблемы социокультурного характера. Система образования находится в эпицентре цифровых трансформаций общества.

Современная интернет-среда постоянно меняется, и драйвером этих изменений является молодежь. Цифровизация практически всех сторон жизни общества диктует новые формы взаимодействия: человек - человек, человек -природа. Цифровая опосредованность практически любого вида деятельности погружает современных детей в несколько реальностей. Дети в действительности одновременно живут в виртуальной и дополненной реальностях. «Цифровой разрыв» между представителями разных поколений не только увеличивается с ростом цифровизации общества, но и становится неизбежным.

Целью исследования является поиск цифровых инструментов для повышения качества учебно-познавательного процесса и образования в средней общеобразовательной школе. Для достижения поставленной цели необходимо уточнить сущность понятий «ЦОС» и «цифровое образовательное простран-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.