Научная статья на тему 'Цифровая социализация российской молодежи: соотношение реальных и виртуальных коммуникационных практик'

Цифровая социализация российской молодежи: соотношение реальных и виртуальных коммуникационных практик Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая социализация / коммуникация / молодежь / digital socialization / communication / youth

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Digital Socialization Communication Youth, Нагматуллина Людмила Констан- Тиновна

Представлены результаты исследования, проведенного в форме массового онлайн-опроса российской молодежи в 2022 гг. Описаны аспекты цифровой социализации в соотношении виртуального и реального взаимодействия. Представлено распределение мнений молодых респондентов о роли цифровых технологий в их жизни и о том, насколько данные технологии способны заменить факторы реального, «живого» общения. Авторы приходят к выводу, что молодежь готова осуществлять активное взаимодействие в двух пространствах – цифровом и реальном, что позволяет рассматривать модель социализации, тесно объединяющую их как наиболее приемлемую в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Digital Socialization Communication Youth, Нагматуллина Людмила Констан- Тиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digitalization of education: trends and problems in the university environment (on the materials of empirical research in Kazan federal university)

The results of the research conducted in the form of a mass online survey of Russian youth in 2022 are presented. The aspects of digital socialization in the ratio of virtual and real interaction are described. The distribution of opinions of young respondents about the role of digital technologies in their lives and the extent to which these technologies can replace the factors of real, "live" communication is presented. The authors conclude that young people are ready to actively interact in two spaces – digital and real, which allows us to consider the model of socialization that closely unites them as the most acceptable at present

Текст научной работы на тему «Цифровая социализация российской молодежи: соотношение реальных и виртуальных коммуникационных практик»

5.4.4. - Социальная структура, социальные институты и процессы (социологические науки)

Научная статья Research article

УДК 316.42

https://doi.Org/10.26907/2079-5912.2023.5.42-47.

Цифровая социализация российской молодежи: соотношение реальных и виртуальных коммуникационных практик

Максимова О.А., Нагматуллина Л.К.

Казанский (Приволжский) федеральный университет, 420008, Казань,

ул. Кремлевская, д.18 корп. 1, Российская Федерация, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, 420111, Казань, ул. К. Маркса, д.10, Российская Федерация

Аннотация. Представлены результаты исследования, проведенного в форме массового онлайн-опроса российской молодежи в 2022 гг. Описаны аспекты цифровой социализации в соотношении виртуального и реального взаимодействия. Представлено распределение мнений молодых респондентов о роли цифровых технологий в их жизни и о том, насколько данные технологии способны заменить факторы реального, «живого» общения. Авторы приходят к выводу, что молодежь готова осуществлять активное взаимодействие в двух пространствах - цифровом и реальном, что позволяет рассматривать модель социализации, тесно объединяющую их как наиболее приемлемую в настоящее время.

Ключевые слова: цифровая социализация, коммуникация, молодежь

Благодарности: статья выполнена в рамках проекта № FZSM-2023-0022, за счет средств субсидии, выделенной Казанскому федеральному университету в рамках государственного задания.

Для цитирования: Максимова О.А., Нагматуллина Л.К. Цифровая социализация российской молодежи: соотношение реальных и виртуальных коммуникационных практик. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2023;(5 (62)):42-47. https://doi.Org/10.26907/2079-5912.2023.5.42-47.

Digitalization of education: trends and problems in the university environment (on the materials of empirical research in Kazan federal university)

Maximova O.A., Nagmatullina L.K.

Kazan (Volga Region) Federal University, 18 Kremlevskaya St., Bldg. 1, Kazan, 420008, Russian Federation. Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev. A.N. Tupolev-KAI, 10 K. Marx St., Kazan, 420111, Russian Federation

Abstract. The results of the research conducted in the form of a mass online survey of Russian youth in 2022 are presented. The aspects of digital socialization in the ratio of virtual and real interaction are described. The distribution of opinions of young respondents about the role of digital technologies in their lives and the extent to which these technologies can replace the factors of real, "live" communication is presented. The authors conclude that young people are ready to actively interact in two spaces - digital and real, which allows us to consider the model of socialization that closely unites them as the most acceptable at present.

Keywords: digital socialization, communication, youth

Acknowledgements: The article was implemented due to the grant allocated to Kazan Federal University for the implementation of the project №FZSM-2023-0022

For citation: Maximova O.A., Nagmatullina L.K. Digitalization of education: trends and problems in the university environment (on the materials of empirical research in Kazan federal university). The Kazan Socially-Humanitarian Bulletin. 2023;(5(62)):42-47 (In Russ.)

Введение

В настоящее время отечественная социумная среда, находящаяся под воздействием масштабной цифрови-зации и глобальных системных изменений, обусловленных интенсивными технологическими и геополитическими процессами, определяет содержательные изменения и новые специфические черты процесса социализации молодых поколений.

«Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими условиями» [1]. Поэтому изучение ее социализации всегда находится в поле зрения социологической науки и признается носящим вневременной характер. Неизменно актуальной оста-

ется эта проблематика и в контексте рассмотрения ее цифрового аспекта, позволяющего сконцентрировать внимание исследователей на такой форме социализации молодежи, которая в современных условиях информационного общества получила у исследователей ряд названий, близких по своему смысловому значению - «цифровая социализация», «интернет-социализация», «информационная социализация» или «киберсоциализация».

С увеличением скорости освоения молодыми поколениями интернет-среды, все более ощутимо стало и ее усиливающееся социализирующее влияние на молодежь. В условиях изменения основ и моделей социализации под воздействием новых цифровых технологий, когда «интернет-пространство

не дополняет привычную молодежи с детства социальную реальность, а изначально становится одной из фундаментальных основ этой реальности» [2], демонстрируя как положительные, так и отрицательные стороны влияния на молодежь, необходим регулярный, всесторонний анализ этого сложного процесса. Этим обстоятельством было продиктовано обращение авторов статьи к изучению данной проблематики и определение целью исследования выявление новых тенденций и трендов, формируемых и прослеживаемых в процессе социализации молодых поколений, проходящей под влиянием цифровой среды.

Методы

Информационную базу исследования составили материалы проведенного в 2022 г. группой российских ученых, при участии авторов статьи, репрезентативного социологического опроса российской молодежи.

Характеристики респондентов -представителей исследуемой социально-демографической группы выглядят следующим образом: студенческая молодежь, обучающаяся в школах, колледжах и вузах, в возрасте от 16 до 22 лет, мужчин - 37,6%, женщин -62,4%. Объем выборочной совокупности составил 1100 чел.

Результаты и обсуждение

Цифровая социализация продолжает идти в направлении усиления влияния стремительно развивающихся информационных технологий на процесс усвоения новыми поколениями норм, ценностей и образцов поведения. Две среды - реальная и виртуальная, безусловно, в равной степени должны оказывать влияние на процесс социализации молодых поколений, однако в современных условиях информационного общества это воздействие на молодежь, которая с каждым новым

поколением демонстрирует более активное прохождение даже первичной социализации в интернет-среде, нежели под воздействием института семьи [3], не всегда может рассматриваться как равнозначное, а зачастую больше смещающееся в сторону признания за диджитал-миром приоритета, его неограниченной самостоятельности в формировании норм и ценностей, присущих современному обществу [4]. Глубина погруженности в цифровое пространство сказалась на социальном облике молодых поколений.

В современных условиях представители молодежи в разной степени ощущают зависимость от интернета, неодинаково осознают последствия того, насколько поменяется их привычная жизнь в случае, если интернет исчезнет. Например, если для 34% группы 18-24 летних респондентов как неизбежным представлялся факт полного изменения жизни и даже искреннее непонимание ими того, как они будут выполнять повседневные действия без интернета, то в группе 25-34 летних такое мнение свойственно лишь для 19% опрошенных. Считают, что исчезновение интернета существенно изменит их жизнь, но они смогут приспособиться 41% и 45% респондентов (в возрастных группах 18-24 летних и 25-34 летних соответственно). При этом, для группы от 18 до 24 лет (22%) свойственно испытывать негативные ощущения, подавленность, тревожность в то время, когда они оказываются на долгий срок без интернета, среди информантов от 25 до 35 лет с подобными ощущениями сталкивались лишь 9%, а вот позитивные ощущения, радость, расслабленность при отсутствии интернета в равной степени одинаково (по 7% опрошенных соответственно) испытывали в обеих двух возрастных группах.

Обращает на себя внимание тот факт, что категория молодежи от 25 до 34 лет в большей мере осознавала от-

сутствие катастрофичности в случае отключения интернета - только 19% в сравнении с 34% в более младшей возрастной группе, и в меньшей степени была подвержена негативным ощущениям, подавленности и тревожности в случае, когда на долгий срок оказывалась без интернета (9% против 22% в группе 18-24летних). Эта же группа меньшее количество часов проводила в интернете (41% и 71% соответственно среди проводивших в интернете более 4 часов в день и 45% против 26% пользующихся интернетом менее 4 часов в день). Данное обстоятельство возможно объяснить с позиции большей вовлеченности представителей старшей возрастной группы молодежи в реализацию семейных и профессиональных ролей в пространстве реальных социальных взаимодействий, что неизбежно ведет к уменьшению времени, проводимом в интернете.

Несмотря на все значение цифровой среды в жизни молодых поколений, обнаруживается, что при всем многообразии и разнопорядковости информации, черпаемой молодежью из интернет-пространства новостных сайтов, форумов, блогов, сайтов социальных сетей, разговоры с родственниками, друзьями, знакомыми, осуществляемые в процессе непосредственного межличностного взаимодействия в реальной социальной среде по обсуждению значимых событий в жизни общества, для них не менее существенны, актуальны, не отвергаемы и также воспринимаются в качестве источника информации. И данный аспект отмечает 52,3% наших респондентов, разрушая стереотипы относительно преимущественного влияния цифровой среды на формирование социального опыта у современных поколений молодежи, очередной раз подтверждая факт «уже давно происходящей конвергенции офлайн- и онлайн-миров» на фоне сформировавшейся повседневной цифровой реальности [5].

Вхождение молодежи в динамичную цифровую среду открыло новые возможности для развития коммуникативного взаимодействия, превратило онлайн-общение в неотъемлемый элемент практики повседневной жизни, определяющий специфику социализации молодых поколений, но не исключив, при этом, взаимодействия в реальном социальном пространстве. С разной периодичностью общаются «вне сети с людьми, с которыми познакомился в интернете», 61,6% опрошенной молодежи, знакомятся с людьми, которые подписаны на аналогичные онлайн-сообщества - 45,2%. Такая позиция респондентов свидетельствует о невозможности обесценивания ими реального социального мира, со свойственными ему специфическими формами и проявлениями, законами и свойствами, перед новой цифровой реальностью, часто воспринимаемой в качестве глобальной абсолютной ценности, а также прогнозируемом в дальнейшем отсутствии проблем с адаптацией в социумной среде.

Выводы

Как показали результаты исследования, молодежь в настоящее время приходит к пониманию того, что нельзя полностью заменить живое, лич-ностно-непосредственное общение онлайн-коммуникациями, что и отмечает в своих высказываниях, указывая на то что, «общение в реальной жизни более ценно» и «приятнее общаться вживую», и содержательно размышляя по вопросам обсуждаемой темы, высказывает эмоционально окрашенные суждения, резюмируя, что утрачено живое общение, онлайн общение - это эрзац живого общения, оно не заменит его. Действительно, имеющаяся в настоящее время возможность реа-лизовывать различные поведенческие практики виртуальной коммуникации и осуществлять активное взаимодей-

ствие в двух пространствах - цифровом и реальном, позволяет рассматривать модель социализации, тесно объединяющую их как наиболее приемлемую на настоящий момент.

Заключение

В целом, можно констатировать, что процесс формирования ценностных установок и стратегий поведения

молодежи, ее решений и действий, происходящий под влиянием множества факторов и оказывающий влияние на все аспекты жизни современного общества, в настоящее время во многом определяется тем, насколько эффективно он проходит и организован в цифровом пространстве социализации.

1. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года. - URL: https://vmo.rgub.ru/ files/project-937-2.pdf (дата обращения 19.04.23).

Youth Development Strategy of the Russian Federation for the period up to 2025. - URL: https://vmo.rgub.ru/files/ project-937-2.pdf (accessed 19.04.23). (In Russ.)

2. Руденкин Д.В., Руденкина А.И. Интернет в социальной реальности современной российской молодежи: тренды и риски. Juvenis scientia. 2019;(1):43-48.

Rudenkin D.V., Rudenkina A.I. Internet in the social reality of modern Russian youth: trends and risks. Juvenis scientia. 2019;(1):43-48. (In Russ.)

3. Ларионова И.В., Максимова О.А. Формирование идентичности молодого поколения в контексте влияния информационно-сетевых технологий. Вестник экономики, права и социологии. 2017;(4):275-278.

Larionova I.V., Maximova O.A. Formation of the identity of the young generation in

ры / References

the context of the influence of information and network technologies. Bulletin of Economics, Law and Sociology. 2017;(4):275-278. (In Russ.)

4. Головчин М.А. Проявления цифровой социализации в молодежной среде: на данных пилотного опроса старшеклассников. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022;(5):237-256.

Golovchin M.A. Manifestations of digital socialization in the youth environment: based on data from a pilot survey of high school students. Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2022;(5):237-256. (In Russ.)

5. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире. Социальная психология и общество. 2018;(9(3)):71-80.

Soldatova G.U. Digital socialization in the cultural-historical paradigm: a changing child in a changing world. Social psychology and society. 2018;(9(3)):71-80. (In Russ.)

Информация об авторах

Максимова Ольга Александровна,

канд. социол. наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей и этнической социологии; Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, кафедра социологии, политологии и менеджмента E-mail: [email protected] Нагматуллина Людмила Константиновна, канд. социол. наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, кафедра социологии, политологии и менеджмента E-mail: [email protected]

Information about authors

Maximova Olga Alexandrovna, cand. sociol. sci., Associate Professor, Kazan (Volga Region) Federal University, Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications, Department of General and Ethnic Sociology; Kazan National Research Technical University. A.N. Tupolev-KAI, Department of Sociology, Politology and Management E-mail: [email protected] Nagmatullina Lyudmila Konstan-tinovna, cand. sociol. sci., Associate Professor, Kazan National Research Technical University. A.N. Tupolev-KAI, Department of Sociology, Politology and Management

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 11.10.2023; принята к публикации 24.10.2023 Received 11.10.2023; Accepted 24.10.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.