Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
36
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / гражданская компетентность / патриотизм / глобализация / youth / civic competence / patriotism / globalization

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Максимова Ольга Александровна, Нагматуллина Людмила Константиновна

Представлены результаты исследования, проведенного в форме массового он-лайн опроса молодежи Республики Татарстан. В репрезентативном выборочном опросе приняли участие 2250 респондентов, представляющих различные этнические, территориальные, половозрастные группы молодого поколения. Исследование, проведенное с целью получения представления о модели гражданской компетентности современной молодежи, ее гражданской зрелости, позволило отследить основные тенденции изменения оценочных приоритетов в мнениях представителей молодого поколения, уловить тональность высказанных оценок. Авторы приходят к выводу, что рассматривая гражданскую компетентность в качестве личностно образующей основы представителей молодых поколений, следует понимать содержательную ее составляющую не только как умение жить в гражданском обществе, правовом государстве, но и желание его формировать, создавать. В этом плане респонденты убеждены в том, что должны участвовать в реализации национальных целей страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Максимова Ольга Александровна, Нагматуллина Людмила Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of a study carried out in the form of a mass on-line survey of young people in the Republic of Tatarstan are presented. 2250 respondents representing various ethnic, territorial, gender and age groups of the younger generation took part in a representative sample survey. The study, carried out with the aim of gaining an idea of the model of civic competence of modern youth, its civic maturity, made it possible to trace the main trends in the change in evaluative priorities in the opinions of representatives of the younger generation, to catch the tone of the expressed evaluations. The authors come to the conclusion that considering civic competence as a personality-forming basis of representatives of young generations, one should understand its content component not only as the ability to live in a civil society, a rule of law, but also the desire to form and create it. In this regard, the respondents are convinced that they should participate in the implementation of the country's national goals

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

Максимова О.А., Нагматуллина Л.К.

МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Ра!: 10.26907/2079-5912.2021.4.33-37

Аннотация. Представлены результаты исследования, проведенного в форме массового он-лайн опроса молодежи Республики Татарстан. В репрезентативном выборочном опросе приняли участие 2250 респондентов, представляющих различные этнические, территориальные, половозрастные группы молодого поколения. Исследование, проведенное с целью получения представления о модели гражданской компетентности современной молодежи, ее гражданской зрелости, позволило отследить основные тенденции изменения оценочных приоритетов в мнениях представителей молодого поколения, уловить тональность высказанных оценок. Авторы приходят к выводу, что рассматривая гражданскую компетентность в качестве личностно образующей основы представителей молодых поколений, следует понимать содержательную ее составляющую не только как умение жить в гражданском обществе, правовом государстве, но и желание его формировать, создавать. В этом плане респонденты убеждены в том, что должны участвовать в реализации национальных целей страны.

Ключевые слова: молодежь, гражданская компетентность, патриотизм, глобализация

Благодарности: Статья подготовлена в рамках проекта «Молодежь в межэтнических коммуникациях: интолерантность, толерантность, диалог» (рук. Р.Б. Шайхисламов), реализуемого в рамках программы фундаментальных и прикладных научных исследований по теме «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности» 2020-2022 гг.

Авторы благодарят Министерство по делам молодежи РТ за оказанное содействие в организации он-лайн опроса молодежи республики.

В настоящее время на фоне процессов, происходящих в мировом пространстве, определяемых совокупностью различных факторов эпидемиологического характера периода ковид-ситуации и геополитического соперничества, не носящих позитивный характер и нарушающих процесс общения между странами, формируется атмосфера напряженности, нарушается диалоговое взаимодействие. В подобных условиях конструктивное решение проблем, поиск взаимоприемлемых компромиссов, озабоченность российского социума вопросами укрепления человеческого ресурса страны, способного выполнять роль надежного фундамента в обеспечении будущего страны, представляются абсолютно оправданными. Актуализируется смещение фокуса внимания в сторону молодежи как социальной группы, которой предстоит в дальнейшем решать задачи, стоящие перед страной и подтверждать кредит доверия старших поколений россиян. Поэтому неиссякаем и исследовательский интерес в стремлении

понять, насколько роль инициатора реализации ключевых инициатив опережающего социально-экономического развития страны, обеспечения ее политической стабильности и формирования веры в осуществимость всего задуманного, под силу современной молодежи. Объектом пристального внимания в этом контексте выступают, в первую очередь, ценностные ориентации представителей молодых поколений, оказывающие влияние на возможность решать стоящие перед ними проблемы и задачи.

В системе духовно-нравственных оснований особое место занимают личностные качества гражданского порядка, позволяющие каждому новому поколению молодежи активно включаться в процессы достижения национальных целей страны. В современных условиях динамичного темпа жизни социума, сопровождаемого информационными войнами, изучение уровня гражданской ответственности молодежи, доминирующих в ее сознании установок и ориентиров, степени готовности к их реализации на про-

тяжении всей жизни, приобретает особое значение. Понимание ценностных предпочтений представителей молодых поколений в аспекте их гражданских позиций является задачей первостепенного характера, которая несет в себе важный посыл в будущее, определяя прогресс и стабильность страны, ее место и роль в глобализированном мире. Не случайно, гражданское воспитание молодежи рассматривается как приоритет национальной безопасности по сохранению внутреннего состояния государства и отечественного социума [1].

Исследование, развернутое при участии авторов статьи с целью получения представления о модели гражданской компетентности современной молодежи, ее гражданской зрелости, позволило отследить основные тенденции изменения оценочных приоритетов в мнениях представителей молодого поколения, уловить тональность высказанных оценок.

В репрезентативном выборочном опросе молодежи Республики Татарстан приняли участие 2250 респондентов, представляющих различные этнические, территориальные, половозрастные группы молодого поколения. Сбор социологической информации был проведен с использованием метода анкетного он-лайн опроса, что позволило обеспечить достаточно большой объем выборки за счет ведения виртуального диалога с респондентами - представителями региональной молодежи, в привычном для них информационном поле, общение в котором не просто не доставляет им дискомфорт, а даже способствует искреннему выражению собственных мнений по задаваемым вопросам, а также провести оперативную обработку данных, визуально представить распределение ответов респондентов в таблицах и диаграммах, то есть наиболее удобной для анализа форме. Результаты проведенного исследования позволили провести социологический анализ данных не только в контексте их количественной оценки, но и качественной, сделать следующие обобщения и выводы.

В своем большинстве молодежь Татарстана испытывает гордость за достижения и успехи своей страны. Поэтому и доля респондентов, которых за последний год довольно часто охватывало это чувство и тех, кто испытывал его хотя бы иногда в процентном показателе больше (61, 4%) по отношению к тем представителям молодежи, кто вообще не испытывал это чувство (26,0%). Однако в числе ответивших на этот вопрос респондентов, 12,6% предпочли высказать безразличие к обсуждаемому вопросу, что вероятнее всего, объясняется просто отсутствием стремления проанализировать степень проявления собственных чувств к стране, в которой они живут, нежеланием взглянуть на сферу личностных душевных качеств в обсуждаемом ракурсе. Между тем, наличие в комплексе базовых ценностей молодежи качеств патриотизма, проявляемых, том числе, в наличии

сформировавшегося и сложившегося отношения к Родине и способности открыто и прямо выразить это чувство, свидетельствует о наличии определенной гражданской позиции.

Характер патриотических чувств выражается также и в умении видеть неудачи и ошибки своей страны, способности достаточно критично, как это свойственно молодежи, оценить все происходящие события. Собственно, так и поступили представители опрашиваемой нами молодежи. Подобного рода закономерность в высказываниях была отмечена и в ходе проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в июне 2020 г. исследовании, посвященном поиску ответов на вопросы о том, что такое быть патриотом, и какими событиями и успехами в жизни страны гордятся россияне. Так, на 10 п.п. с 2018г. увеличилась доля тех, кто считает патриотизмом честность в суждениях о стране, какой бы горькой не была правда (29%) [2]. Заметим, что, судя по тому, как распределялись ответы респондентов в анкете опроса, представители региональной молодежи в полной мере разделяют эту точку зрения, поэтому анализ показал отсутствие резкого отклонения и значительного числового разрыва мнений в сторону положительных оценок.

Отвечая на вопрос о том, испытывали ли респонденты чувство стыда или недовольства страной - за неудачи и ошибки за последний год, 32,2% из числа опрошенных ответили, что такого чувства не испытывали, иногда подобное чувство возникало у 38,5% респондентов и только 15,7% опрошенных оно охватывало довольно часто. И сколь бы ни противоречивыми, на первый взгляд, не казались эти цифры, их возможно объяснить, учитывая следующие моменты: с одной стороны, нельзя отрицать факт наличия субъективной составляющей в оценке происходящих в современном обществе событий, отдельным человеком, также как и наличие укоренившегося в сознании части современного отечественного социума тренда на социальное сопротивление (например, развернувшаяся пропаганда вреда вакцинации против коронавирусной инфекции, транслируемое лидерами мнений), стереотипизацию представлений и оценок, способствующие формированию и трансмиссии резко отрицательных мнений по отдельным вопросам, соответственно формирующих установку на их восприятие в качестве серьезной ошибки. С другой стороны, респонденты продемонстрировали включенность в обсуждение процессов, происходящих в обществе, стремление их осмыслить. И если учесть, что в структуре понятия «гражданская позиция» наряду с компонентами патриотизма и социально-политической активности, имеется и элемент гражданственности, предполагающий активное и сознательное участие субъекта в делах и проблемах общества при наличии определенных убеждений [3], то респонден-

ты в данном случае не побоялись эти убеждения выразить в ходе опроса, проявив таким образом свою гражданскую позицию, которую важно было зафиксировать исследователям в процессе анализа данных анкетного опроса.

В совокупности качеств, формирующих облик гражданина-патриота, любовь к отечеству, гражданское достоинство, долг, честь, жертвенность, составляют ценност-но-ориентационную основу личностного ресурса каждого человека, позволяют в любые жизненные периоды различного рода вызовов, уметь противостоять им, сохранять позитивное восприятие мира, стремление к их преодолению путем продуманных и последовательных социальных действий, ориентированных на перспективное развитие социума. Именно гражданская компетентность, определяемая уровнем гражданской зрелости и ответственности, способностью самостоятельно находить и принимать конструктивные решения в ситуациях выбора и нести за них ответственность, формирует уверенность в будущей успешности страны, а чувство гордости за принадлежность к большой и сильной стране, несомненно обогащает и дополняет содержание понятия «патриотизм» особым звучанием и социальным смыслом, который в годы транзитного состояния отечественного социума был полностью «размыт» из-за свойственной этому периоду хаотизацией отношений, почти полным погружением представителей многих социальных групп в зону нравственного разложения, конфронтации, на фоне предпринимаемых попыток перенастроить сознание социумной общности, особенно молодых ее представителей, на волну насаждаемых извне идеологических конструктов с пренебрежением к прошлому страны, ощущением легкости бытия в условиях рыночных отношений. Такая ситуация грозила потерей гражданской идентичности, при постыдном желании того времени умалчивать принадлежность к государственному образованию. В этом отношении современная молодежь демонстрирует иные позиции, отвечая на вопрос о том, изменились ли за последний год их чувства того, что они являются россиянами. Так, 32,1 % из числа опрошенных уверенно дали ответ, что их чувства остались в этой позиции неизменными, то есть как были всегда положительными, так таковыми и остались и ничего последний год ковид-э-пидемии в их взглядах не поменял, 14,5% отметили наличие у них изменений в отношении ощущения себя россиянином «больше в положительную сторону», что свидетельствует об их гражданском «здоровье». Подобные ответы в численном и процентном соотношении (46,6%) перевесили долю тех, кто утверждал, что его чувства «изменились больше вотрицательную сторону» (11,2%) и полагающих, что они «как были отрицательными, так такими и остались» (3,5%). Таким образом варианты положительных и отрицательных ответов на вопрос разделились в соотношении 46,6%

против 14,7%. Однако особое внимание следует обратить на момент, который требует вдумчивого осмысления и заключается в наличии в ответах молодежи мнений относительно того, что они «не испытывали и не испытывают ни положительных, ни отрицательных чувств по поводу того, что они россияне» (21,2%) и 17,6% ответов от числа опрошенных, в которых респонденты затруднились дать ответ на поставленный вопрос. Такого рода мнения, конечно, не несут в себе какого-либо деструктивного потенциала, но заставляют сконцентрировать внимание на вопросах, требующих объединения усилий социальных институтов общества, в чьи задачи входит воспитание и социализация молодого поколения, особенно в части его духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Здесь необходим не формальный подход, а взвешенная, учитывающая особенности современного цифрового поколения молодежи, их социальную уязвимость в силу еще недостаточно сложившегося понимания смыслового содержания наиболее значимых ценностных конструктов, корректировка процесса формирования качеств личности.

Представителям молодых поколений необходимо научиться выстраивать траекторию правильного понимания и восприятия гражданских позиций, концептуальную основу патриотизма. В противном случае, за молодежь это могут сделать другие, легко перепрограммируя ее сознание, разрушая духовно-нравственный потенциал и идеалы, накопленные многими поколениями предков. Подлинная система ценностей в эпоху глобализации должна быть свободна от сиюминутных обстоятельств и перефразируя высказывание знаменитого классика, мы не должны проиграть бой за души молодежи.

В современных условиях отечественный социум стремится к позитивному решению социально-политических проблем с ориентацией на стабильность, укреплению традиционных ценностей, воспитанию у молодежи чувства любви и гордости за свою страну, готовности ее защищать. Поэтому вопрос в анкете, прозвучавший следующим образом: «Некоторые говорят: «Моя Родина не обязательно Россия; ею может быть другая страна, где мне хорошо будет жить»? Каково Ваше мнение на этот счет?» скрывает в себе содержательно глубокую цель по выяснению истинности гражданского чувства любви к Родине, выяснению причин и факторов, оказывающих влияние на его формирование.

Аналогичный вопрос содержался в анкете первого этапа исследования, проведенном в 2020 году, а в виду того, что опрос региональной молодежи, анализируемый в данной статье, является логическим его продолжением, то интересным представлялось проследить динамику изменений взглядов молодежи по этому вопросу. Так, если в 2020 г. 37,7 % респондентов считали «Россию своей Родиной независимо от того, где жить лучше - здесь или в другой

стране» и не склонны были рассматривать условия и качество жизни как тождественные их пониманию и определению категории «родина», ставить между ними знак равенства [4, с. 224], то уже в 2021г., количество молодежи, для которой фактор жизненного благополучия во всех его проявлениях не рассматривался в качестве определяющего и оказывающего влияние на формируемые представления о родине, увеличилось до 45,4 %. Таким образом, сопоставление процентных показателей, указывает на незначительную, но все же положительную динамику роста на 7,7% количества представителей молодого поколения, в матрице ценностных ориентиров которых преобладают абсолютные ценности, сохраняются и культивируются гражданские позиции, во многом определяемые нравственным чувством патриотизма.

В исследовании 2020 г. число тех, кто предпочел вариант ответа: «Для меня Родина там, где мне комфортно, хорошо жить, независимо от того, где я родился», составила 37,8%, а в 2021 г. количество респондентов, которые предпочли фактически близкий по смыслу вариант ответа: «Для меня неважно - моя Родина Россия или другая страна, главное, чтобы мне было хорошо там жить» определялось цифрой 30,3%. И в данных ответах улавливается определенная положительная тенденция увеличения на 7,5% количества молодежи, не готовых считать своей Родиной страну, способную обеспечить лишь благополучное существование. Одновременно с этим, если по итогам исследования 2020 г., число респондентов, которые не задумывались над вопросом масштабности и глубины проявления собственных чувств по отношению к родине, составляло 6,9%, то новое исследование увеличило это количество до 12, 7%. В целом, в ходе анализа результатов всех ответов опроса, стало достаточно заметным количество респондентов, которые, высказывая точку зрения по тому или иному вопросу анкеты «никогда не задумывались» над поставленной в вопросе темой или «задумывались, но затруднялись ответить». Данное обстоятельство, конечно, не является свидетельством полной индифферентности представителей молодых поколений к обсуждаемым вопросам, но все же фиксирует необходимость концентрации их внимания на обсуждении серьезных и значимых проблем, формирова-

ния к ним интереса с использованием различных средств и методов воспитания, адекватных потребностям современных молодых поколений и направленных на формирование гражданской компетентности, способной не допустить манипулятивного воздействия на молодежь.

Рассматривая гражданскую компетентность в качестве личностно образующей основы представителей молодых поколений, следует понимать содержательную ее составляющую не только как умение жить в гражданском обществе, правовом государстве, но и желание его формировать, создавать. В этом плане респонденты убеждены в том, что должны участвовать в реализации национальных целей страны. Данный факт ярко демонстрируют ответы молодежи в блоке вопросов анкеты, где представлена формулировка цели и задан прямой вопрос: «Кто может и должен реализовывать эту национальную цель?». В большинстве ответов именно вариант: «Эта цель может быть реализована не только государством, нужны усилия всех россиян», нашел наибольшую поддержку среди молодежи. К тому же, такие устремления молодежи подтверждаются и данными исследования ВЦИОМ 2020 г., в котором вторым по популярности определением патриотизма среди россиян стала деятельная работа на благо своей страны (44%, +6 п.п. по сравнению с 2018 г.) [2]. Действительно, включенность молодежи в практическую деятельность по реализации задач, стоящих перед страной, способствует повышению уровня ее социальной активности, формированию чувства ответственности, личной сопричастности к значимым делам, соответственно, патриотических убеждений и гражданской ответственности.

В отличие от других социально-демографических групп молодежь очень чутко реагирует на все изменения, происходящие в обществе, улавливает настроения и готова преодолевать сложности современных жизненных реалий, активно включаться в инновационные процессы, концентрирует в себе огромный потенциал возможностей, необходимо лишь вооружить молодежь знаниями, сформировать у молодых поколений весь необходимый комплекс социально значимых гражданских качеств, отвечающих задачам настоящего и будущего страны.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Ховрин А.Ю., Зацепин М.И. Проблемы формирования молодой личности в контексте национальной безопасности. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/problema-formirovaniya-molodoy-lichnosti-v-kontekste-natsionalnoy-bezopasnosti/viewer (дата обращения 4.11.21).

2. Патриотизм сегодня: не только любить, но и работать! URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ patriotizm-segodnya-ne-tolko-lyubit-no-i-rabotat (дата обращения 05.11.21).

3. Березутский Ю.В. Гражданская позиция молодежи региона: опыт социологического анализа. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/grazhdanskaya-pozitsiya-molodezhi-regiona-opyt-sotsiologicheskogo-analiza (дата обращения 04.11.21).

4. Максимова О.А., Нагматуллина Л.К. Молодежь о национальных отношениях: региональный срез в контексте социологического анализа // Вестник экономики, права и социологии. - 2020. - №4. - С. 222-226.

Информация об авторах

Максимова Ольга Александровна, канд. социол. наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей и этнической социологии.

E-mail: [email protected]

Нагматуллина Людмила Константиновна, канд. социол. наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, кафедра общей и этнической социологии.

E-mail: [email protected]

Maximova O.A., Nagmatullina L.K.

MODEL OF CIVIL COMPETENCE OF MODERN YOUTH: REGIONAL ASPECT

Abstract. The results of a study carried out in the form of a mass on-line survey of young people in the Republic of Tatarstan are presented. 2250 respondents representing various ethnic, territorial, gender and age groups of the younger generation took part in a representative sample survey. The study, carried out with the aim of gaining an idea of the model of civic competence of modern youth, its civic maturity, made it possible to trace the main trends in the change in evaluative priorities in the opinions of representatives of the younger generation, to catch the tone of the expressed evaluations. The authors come to the conclusion that considering civic competence as a personality-forming basis of representatives of young generations, one should understand its content component not only as the ability to live in a civil society, a rule of law, but also the desire to form and create it. In this regard, the respondents are convinced that they should participate in the implementation of the country's national goals.

Keywords: youth, civic competence, patriotism, globalization

Literature

1. Khovrin A.Yu., Zatsepin M.I. Problems of the formation of a young personality in the context of national security. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-molodoy-lichnosti-v-kontekste-natsionalnoy-bezopasnosti/viewer (date of access 4.11.21).

2. Patriotism today: not only to love, but also to work! - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-segodnya-ne-tolko-lyubit-no-i-rabotat (date of access 05.11.21).

3. Berezutskiy Yu.V. Civic position of youth in the region: the experience of sociological analysis. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/grazhdanskaya-pozitsiya-molodezhi-regiona-opyt-sotsiologicheskogo-analiza (date of access 04.11.21).

4. Maksimova O.A., Nagmatullina L.K. Youth about national relations: a regional cut in the context of sociological analysis // Bulletin of Economics, Law and Sociology. - 2020. - No. 4. - S. 222-226.

Authors

Maximova Olga Alexandrovna, cand. sociol. sci., Associate Professor, Kazan (Volga Region) Federal University, Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications, Department of General and Ethnic Sociology.

E-mail: [email protected]

Nagmatullina Lyudmila Konstantinovna, cand. sociol. sci., Associate Professor, Kazan National Research Technical University. A.N. Tupolev-KAI, Department of General and Ethnic Sociology.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.