Научная статья на тему 'Практики активности российской молодежи в цифровой среде'

Практики активности российской молодежи в цифровой среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / молодое поколение / практики / цифровая среда / активность / youth / young generation / practices / digital environment / activity

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ефлова Мария Юрьевна, Максимова Ольга Александровна, Нагматуллина Людмила Константи- Новна

Представлены результаты исследования, проведенного в 2023 году среди молодежи восьми российских регионов методом онлайн анкетирования. Проанализированы виды цифровых активностей и практик, наиболее распространенных среди российской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ефлова Мария Юрьевна, Максимова Ольга Александровна, Нагматуллина Людмила Константи- Новна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practices of Russian youth activity in the digital environment

The results of a study conducted in 2023 among the youth of eight Russian regions using an online questionnaire are presented. The types of digital activities and practices that are most common among Russian youth are analyzed

Текст научной работы на тему «Практики активности российской молодежи в цифровой среде»

5.4.4. - Социальная структура, социальные институты и процессы (социологические науки)

Научная статья Research article

УДК 316.42

https://doi.Org/10.26907/2079-5912.2023.6. 59-70

Практики активности российской молодежи в цифровой среде

Ефлова М.Ю., Максимова О.А., Нагматуллина Л.К.

Казанский (Приволжский) федеральный университет, 420008, Казань, ул. Кремлевская, д.18 корп. 1, Российская Федерация, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, 420111, Казань, ул. К. Маркса, д.10, Российская Федерация

Аннотация. Представлены результаты исследования, проведенного в 2023 году среди молодежи восьми российских регионов методом онлайн анкетирования. Проанализированы виды цифровых активностей и практик, наиболее распространенных среди российской молодежи.

Ключевые слова: молодежь, молодое поколение, практики, цифровая среда, активность

Благодарности: статья выполнена в рамках проекта № FZSM-2023-0022, за счет средств субсидии, выделенной Казанскому федеральному университету в рамках государственного задания.

Для цитирования: Ефлова М.Ю., Максимова О.А., Нагматуллина Л.К. Практики активности российской молодежи в цифровой среде. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2023;(6 (63)):59-70.

Practices of Russian youth activity in the digital environment

Eflova M.Yu., Maximova O.A., Nagmatullina L.K.

Kazan (Volga Region) Federal University, 18 Kremlevskaya St., Bldg. 1, Kazan, 420008, Russian Federation. Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev. 10 K. Marx St., Kazan, 420111, Russian Federation

Abstract. The results of a study conducted in 2023 among the youth of eight Russian regions using an online questionnaire are presented. The types of digital activities and practices that are most common among Russian youth are analyzed.

Keywords: youth, young generation, practices, digital environment, activity

Acknowledgements: The article was implemented due to the grant allocated to Kazan Federal University for the implementation of the project №FZSM-2023-0022.

For citation: Eflova M.Yu., Maximova O.A., Nagmatullina L.K. Practices of Russian youth activity in the digital environment. The Kazan Socially-Humanitarian Bulletin. 2023;(6 (63)):59-70 (In Russ.)

Введение

В настоящее время интенсивная цифровая трансформация всех сфер общественной жизни способствует оптимизации и ускорению многих процессов в ключевых областях жизни социума, изменяя их темп, интенсивность и качество, формируя облик нового человека цифровой эры. В потоке динамичной и масштабной цифрови-зации формируются новые поколения молодежи с образом жизни, определяемом средой цифровой социализации, качественной характеристикой которых является достаточно высокий уровень цифровой зрелости.

Аналогично тому, с какой скоростью в современном мире интернет создает, передает и оперирует информацией, изменяются и совершенствуются информационные технологии, насколько стремительно омолаживается контингент пользовательской аудитории социальных сетей и различных гаджетов, происходит формирование новых поколений молодежи в цифровой среде, молниеносно и неумолимо вовлекаемых в бескрайние просторы информационного пространства.

Цифровая среда, ставшая неотъемлемой частью повседневности представителей молодых поколений, с каждым годом все более обширно заполняет жизненное пространство молодежи, часто занимая в нем доминирующее, первостепенное значение, кардинальным образом видоизменяя повседневные поведенческие практики и привычки, придавая им новые специфические черты. Поэтому в насыщенной исследовательской повестке цифровой реальности, вопросы ее влияния на молодежь, по-прежнему остаются приоритетными, не теряющими своей актуальности, что обу-

словлено необходимостью создания целостной картины цифровой повседневности представителей молодых поколений с присущими ей поведенческими сценариями.

Внимание к молодежи, ее проблемам, образу жизни, ценностным ориентациям и установкам никогда не были столь актуальны как сегодня, в условиях, когда отечественный социум, на историческом изломе перехода к модели многоцентричного мира, стремится заручиться поддержкой представителей новых поколений, по «природе своей призванных идти вперед и совершать прорывы, которые прежде казались невозможными» [1], способных на пороге новой технологической цивилизации задействовать весь свой ресурс для достижения новых высот, обеспечивая таким образом запас прочности своей стране и возможность преодолевать все угрозы в условиях глобальных системных изменений.

Умение говорить на одном языке с новыми поколениями молодежи - носителями информационных компетенций продвинутого уровня, выстраивать с ними диалог сотрудничества, формировать у них личностные качества, соответствующие запросам общества, своевременно определять степень устойчивости отечественной молодежи к вызовам современной реальности и ее умение противодействовать им, невозможно без выстраивания взаимодействия в информационном поле. В этом аспекте, также важно осуществлять подготовку профессионалов высшей квалификации через систему высшего образования. Именно она становится востребованным «...коммуникативным пространством, где воспитывается студенческая

молодежь с гражданскими позициями по отношению к своей стране, к своему региону, семье, близкому окружению, природному миру» [2].

Необходимость понимания места и роли цифровой среды в жизненном пространстве молодежи придают особую актуальность исследованиям этой социальной группы в контексте процессов цифровизации. Поэтому цель исследования была определена как выявление специфических черт и особенностей цифровой повседневности современной отечественной молодежи, специфики ее повседневных поведенческих практик в цифровой среде.

Методы

Реализованный в 2023 г. Казанским (Приволжским) федеральным университетом в соответствии с государственным заданием проект «Цифровая социализация и цифровая компетентность молодежи в условиях глобальных системных изменений: технологии регулирования, риски, сценарии», при участии авторов статьи, обеспечил группу исследователей представительным эмпирическим материалом, позволившим проанализировать цифровую повседневность современной отечественной молодежи в настоящей статье.

С целью изучения молодежи в интересующем нас аспекте был проведен опрос ее представителей, осуществленный методом онлайн-анкетирования, аргументом в пользу применения которого послужила сама тематика исследования, предполагающая обсуждение вопросов цифровой среды с использованием инструментария исключительно аналогичного порядка. В соответствии с репрезентативной выборкой, в 8 регионах Российской Федерации: Центральном, Северо-Западном, Южном, Северо-Кавказском, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном, было опрошено 2206 чел. Из обследуемых представителей соци-

ально-демографической группы - молодежь в возрасте от 18 до 35 лет была выделена в две возрастные категории -от 18 до 25 лет и от 26 до 35 лет, что объяснялось желанием сделать более обоснованные выводы по результатам исследования, обнаружив и уловив наличие малейших различий, отличающих цифровую повседневность близких возрастных групп, но, с учетом скорости изменения цифровых технологий в настоящее время, все же существующих и наблюдаемых даже при незначительной разнице в возрасте респондентов. Среди опрошенных - 51,7% женщин, 48,3% мужчин, характеризуемых разным уровнем образования, материальным положением, местом проживания - в селе и сельской местности, а также городах с разной численностью населения: от менее 50 тыс. жителей до миллиона.

Результаты и обсуждение

Проведенное исследование обеспечило возможность сделать следующие выводы, остановиться на некоторых его результатах.

Цифровой минимализм, как стиль поведения в информационном поле, на необходимости реализации которого в настоящее время многие настаивают, не свойственен представителям современной отечественной молодежи. И данный факт подтверждается результатами исследования, согласно которым 85% наших респондентов ежедневно пользуются интернетом, причем 29,7% проводит в цифровом пространстве более 8 часов, 32% -от 6 до 8 часов, 29% - от 3 до 5 часов, 7,8% опрошенных - от 1 до 2 часов и только у 1,5% респондентов время использования интернета в течении дня составляет менее часа. Такие данные по времени онлайн-присутствия в цифровом пространстве, независимо от того, посвящено ли это время учебе, работе или иным видам деятельности, не позволяют утверждать, что пред-

ставители молодых поколений придерживаются принципов здорового образа жизни в цифровой среде, большинство из них фактически проводят большую часть суток в интернете, что безусловно, не самым положительным образом влияет на здоровье молодежи. Не случайно поэтому, что актуализация вопросов цифрового минимализма стала своеобразной реакцией на высокий уровень включенности молодежи в цифровую среду, излишнюю ее зависимость от различного рода гаджетов и неконтролируемое времяпровождение в информационной среде. Это не значит, однако, что следует категорично запрещать молодежи преобращаться к новейшим информационным достижениям, тем более что такой вариант развития событий ввиду необратимости цифровых преобразований в современных условиях вряд ли возможен. В данном случае речь идет о воспроизведении в повседневной жизни сценария поведения молодежи в цифровом пространстве, свидетельствующем о том, что «под воздействием инфокоммуникационных технологий формируется деятельный субъект социальных отношений, человек «активный», т.е. «продвинутый» пользователь, а не пассивный, зомбированный интернет-зависимый» [3]. В этой связи, как представляется, приобщение молодежи к элементам цифровой культуры, частью которой является, в том числе, и цифровой минимализм, должны является неотъемлемой составляющей процесса воспитания молодых поколений начиная с самого раннего возраста. В противном случае, говорить о разумном потреблении интернет-информации, формировании позитивных поведенческих практик и навыков общения в цифровой среде в более старшем возрасте, когда привычки уже сформированы, основы цифрового поведения заложены годами постоянного нахождения в интернет-пространстве, уже не имеет смысла, тем более что

ученые доказали, что поколения, приобретающие определенные ценности в молодом возрасте, как правило, не утрачивают их и в последующей жизни [4]. Только процесс социализации молодых поколений, сопровождаемый умением находить баланс между двумя сторонами жизненного пространства -реальной и цифровой, воспитанием цифровой культуры, способен обеспечить правильный вектор их личностного развития в условиях информационного общества.

Очевидная существенная роль интернет-среды как пространства социализации современной молодежи, способствует нарастанию поведенческих практик, реализуемых в цифровой среде. Поэтому в повседневной цифровой действительности молодежи ее поведенческий репертуар отличается достаточным разнообразием и во многом тождественен реализуемому в реальной социальной среде. Молодежь использует цифровые и интернет-технологии в различных сферах жизни -в работе и бизнесе, в процессе получения образования и самообразования, расширения кругозора. В цифровом пространстве молодежь активно общается, читает новостной контент, приобретает товары и услуги, отдыхает, осуществляет поиск брачного партнера и романтических отношений.

Действительно, инфраструктура цифрового пространства позволяет молодым пользователям удовлетворять различные потребности. Так, например, молодежь активно задействует возможности цифровой среды в целях обучения. Это тем более важно в современных условиях, когда по данным исследования, проведенным Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в июне 2023 года по изучению образа российской молодежи, 40% опрошенных россиян четко артикулируют запрос к молодым поколениям, отмечая, что «в наши дни хотят видеть молодых лю-

дей прежде всего более образованными» [5]. Да и сама молодежь, в полной мере осознает роль и значение образования в обеспечении будущей успешной профессиональной и семейной жизни. Это отмечают и опрошенные в ходе исследования того же ВЦИОМ респонденты, выделяя в образе современного юноши наличие «стремления больше учиться, работать, чтобы обеспечить себе, своей семье материальное благополучие (30%)» и отдавая данному качеству второе место в системе их жизненных приоритетов [5]. Несомненно, такая позитивная оценка представителей современной молодежи свидетельствует об отсутствии у них смещения ценностного ряда в отношении традиционных семейных ценностей, потому заслуживает всяческого одобрения.

В нашем исследовании при ответе на вопрос о том, как часто молодые люди используют цифровые и интернет-технологии в различных сферах жизни, и в частности, в образовании, отметили, что часто используют цифровые технологии и интернет в образовательных целях 60,6% опрошенных, используют иногда - 22,5% респондентов, против незначительного числа тех, кто «редко» и «никогда» (11,9% и 3% соответственно) не задействует в процессе образования цифровые возможности. Что касается доли мужчин и женщин, использующих интернет в процессе образования, то вопреки распространенному стереотипу, что мужчины в большей степени ориентированы на использование цифрового образовательного ресурса, женщины продемонстрировали, хотя и незначительную, но все же большую приверженность цифровым технологиям в образовании - это отметили 66,6% женщин и 56,5% мужчин соответственно. Достаточно ожидаемо, что возрастная категория опрошенных от 18 до 25 лет более чаще обращается и задействует цифровой ресурс в про-

цессе обучения, чем более старшие -26-35 летние. Здесь разрыв в числовых показателях хотя и достаточно существенный: 71,9% против 40,3% респондентов (в возрастных группах 18-24 летних и 25-34 летних соответственно, кто использует «часто»), но вполне объясним с позиции того, что возраст от 18 до 25 лет является периодом активного получения базового профессионального образования. При этом, частота использования цифровых и интернет-технологий в образовании в оценках респондентов не показала значительной зависимости от уровня уже имеющегося образования (например, диапазон разброса числовых значений в варианте ответа «часто использую» - от 55,6 % до 62,5%), округа проживания (разброс числовых значений в варианте ответа «часто использую» - от 61,8% до 66,1%). Более благополучное материальное положение (уровень которого оценивался самими респондентами), повышало и частоту использования цифровых технологий в процессе обучения - от 44,4% у тех, кто отметил, что «денег не хватает даже на самые необходимые продукты» до 80,6% респондентов, кто оценил уровень материального благополучия как «можем себе позволить практически все».

Несмотря на то что, числовой показатель использования цифровых и интернет-технологий в обучении среди тех опрошенных, кто оценил материальное положение как недостаточно высокое (44,4% респондентов) не так и велик, это не исключает наличие у них возможности использования цифровых средств обучения, в том числе, предоставляемых в учебных заведениях, которые в целях решения задачи «создания к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» [6] в рамках реализации в настоящее

время национального проекта «Образование», оснащаются новыми техническими средствами обучения, обеспечиваются новейшими программными продуктами, являющимися непременными атрибутами, сопровождающими современный образовательный процесс. Обозначенный приоритет циф-ровизации образования и недавние события в мире, связанные с периодом карантина по коронавирусной инфекции, сделали необходимым быстрое освоение всеми группами населения программных комплексов для проведения видеоконференций с целью обеспечения непрерывности образовательного процесса. Интернет-пространство стало альтернативной обучающей площадкой, сформировавшей прочные навыки и привычки молодежи по эффективному обучению в цифровом пространстве, осуществлению коммуникаций с использованием таких сервисов видеоконференций как Zoom, Microsoft Teams, Skype, Яндекс Телемост, VK Звонки, Google Meet.

Анализ ответов респондентов нашего исследования показал, что в возрастной категории 18-25летних 81,9% опрошенных коммуницируют с использованием видеоконференций, при этом 33,6% взаимодействуют на регулярной основе, а 48,3% - «время от времени». И хотя у возрастной категории 26-35летних ресурс онлайн-вза-имодействия с помощью видеоконференций задействован в меньшей степени: 27,8% респондентов отмечают, что часто используют видео-конференцсвязь, 37,9%, что время от времени, однако общий процентный показатель позволяет в данном случае говорить о большинстве. В рассматриваемом вопросе зависимости ответов от таких социально-демографических показателей опрашиваемых как пол, уровень образования, материальное положение, место проживания (округ и тип населенного пункта) выявлено не было. Наблюдалось достаточно

равномерное распределение числовых значений в ответах респондентов относительно использования цифрового продукта.

Освоение новых компьютерных программ способствует совершенствованию навыков в сфере информационных технологий, одновременно повышая планку самооценки в отношении цифровых умений. Поэтому не случайно, большинство опрошенной молодежи оценивает уровень собственной цифровой компетентности как высокий - 43,4% в группе 18-25летних и 37,4% респондентов среди 26-35лет-них, а также отмечают ее средний уровень - 48,7% и 50,4% соответственно по возрастным группам. Сколь бы критично молодежь не оценивала свои цифровые навыки, несомненно цифры свидетельствуют о прочном их закреплении в компетентностном наборе молодых поколений.

В современных условиях цифровая среда, обладающая мощным потенциалом, постоянно демонстрирует развертывание внутренних ресурсных возможностей, с высокой степенью периодичности предлагая все более инновационную и совершенную продукцию. Свойственная нынешним поколениям молодежи особая восприимчивость ко всему новому и сформировавшаяся годами цифрового времени требовательность к количеству, качеству и возможностям современных гаджетов, программного обеспечения, облегчающих и оптимизирующих деятельность в различных сферах жизни, способствует постоянному наращиванию количества поведенческих практик, реализуемых представителями молодых поколений в цифровой среде.

Помимо значительной доли, занимаемой в жизни молодежи образовательным процессом с привлечением цифровых технологий и интернета, не менее важную роль играет общение, осуществляемое в цифровом простран-

стве. Повседневная коммуникация молодежи в цифровой среде вышла на уровень не просто регулярного, а постоянного взаимодействия, определив таким образом стиль цифрового поведения, необходимый, как считают сами ее представители, для «полноценной жизни» в современном социуме. Коммуникативные практики молодежи в цифровом пространстве концентрируются на использовании различных мессенджеров и социальных сетей. Лидерами среди наиболее востребованных у опрошенной молодежи стали следующие: российская социальная сеть Вконтакте, которую предпочли 73,9% опрошенных, Telegram, общение в котором респонденты также активно осуществляют и WhatsApp, востребованный у 70,6% опрошенных. При этом, высокую частоту общения продемонстрировала как группа 18-25летних, являющаяся группой сторонников «постоянного онлайна» [7], так и 26-35лет-них с числовыми показателями 79,9% и 69,5% соответственно, а также респонденты-женщины со значением 80,1% против 72,7% мужчин, использующих интернет-технологии в целях общения. Показательно, что наряду с жителями городов с разным количеством населения, 70,7% опрошенной сельской молодежи часто присутствуют в коммуникативном интернет-пространстве, что свидетельствует не только о доступности цифровых услуг, но и высоком уровне охвата обширной территории страны интернет-сетью.

Цифровой оптимизации современная молодежь подвергла рутинные повседневные функции, входящие в обязательный к выполнению список бытовых задач для каждого человека. Так, например, покупка продуктов и приготовление еды, являющиеся фактически каждодневными обязательными условиями поддержания жизнеспособности, но далеко не каждому приносящими удовольствие от самого процесса, были замещены

онлайн-заказами доставки готовой еды и продуктов с использованием всего многообразия сервисов, рекламирующих и предоставляющих услуги алиментарного профиля - Яндекс Еда, Яндекс Лавка, Delivery Club, Самокат, СберМаркет, и т. д. Особенно склонны к их использованию представители возрастной категории 18-25летних, осуществляющих заказы на постоянной основе - так делают 33,8% опрошенных, а 42,9% делают заказы периодически. Не менее востребованы услуги и в более старшей категории респондентов 26-35летних: 27,2% регулярно за последние полгода-год заказывали доставку продуктов или еды, «время от времени» - 39,1% опрошенных. Активны в этом отношении как жители различных округов страны, так и молодежь разного уровня образования. Что касается фактора материального положения, то более высокий его показатель одновременно поднимал и частоту осуществляемых онлайн-заказов, демонстрируя прямую зависимость данных двух параметров, подтверждаемую распределением ответов респондентов в диапазоне от 24,2% у тех из них, у кого «денег не хватает даже на самые необходимые продукты» до 49,2%, кто «можем себе позволить практически все».

Цифровизация заметно стимулировала активность молодежи в отношении приобретения товаров и услуг, предлагаемых различными сайтами и приложениями, фактически минимизировав посещение магазинов и торговых центров. Результаты по возрастным подгруппам молодежи показали, что практика совершения покупок через интернет распространена среди них достаточно широко: 55,5% и 49,2% среди 18-25летних и 2635 летних респондентов часто совершают таким образом покупки, «иногда» заказывают товары и услуги через интернет - 30,3% и 31,5% опрошенных в рассматриваемых возрастных груп-

пах соответственно. Большая предпочтительность совершения покупок в интернет-среде у женщин (59,2%), чем у мужчин (47,3%), при этом они задействуют онлайн-магазины и мар-кетплейсы Ozon, Wildberries, Яндекс Маркет, Сбермегамаркет, KazanExpress, Aliexpress; в городах с разным количеством проживающих несколько больше, чем у жителей села (распределение ответов респондентов в числовом диапазоне от 37,8%, проживающих в селе до 47, 5% опрошенных жителей города с населением от 100 тыс. до 500 тыс.); округ проживания респондентов не стал фактором, оказывающим влияние на частоту интернет-приобретений товаров и услуг (разброс числовых значений в варианте ответа «часто использую» - от 59,7% до 50,6% в зависимости от округа проживания).

В зоне цифрового потребления молодых поколений оказались сервисы, обеспечивающие возможность покупки билетов для поездок, на культурно-массовые мероприятия, покупки и аренды недвижимости, заказа такси. Не углубляясь в детали анализа специфики каждого вида цифровых поведенческих практик, реализуемых молодежью, отметим лишь, что приверженность к осуществлению различных видов деятельности в цифровом поле имеет тенденцию к усилению, а значит и активность молодежи в отношении обеспечения разнообразных жизненных потребностей интернет-средствами будет только возрастать. Поэтому широкий набор интернет-сервисов, предлагающих товары и услуги станет своеобразным индикатором, отражающим не только качество цифровизации различных сфер жизни, но и способность цифрового пространства удовлетворять потребности молодежи различного характера в условиях все более ускоряющегося наполнения цифровой среды отечественным контентом.

Цифровизация коснулась стороны жизни молодежи, связанной с поиском

партнера и романтических отношений. Не случайно, поэтому, что в современных условиях отношения между юношами и девушками часто зарождаются в цифровом мире, а в реальном социальном пространстве находят воплощение в виде семейных союзов. Так, согласно результатам опроса ВЦИОМ относительно возможностей устройства личной жизни, популярных среди россиян, знакомства в интернете являются вторым по распространенности способом найти «вторую половинку», хотя и уступающим по своей эффективности знакомствам при помощи друзей и коллег [8]. В исследовании авторов статьи респонденты также отметили наличие у них опыта использования сервисов для поиска партнера и романтических отношений - Баду, Тиндер, Мамба за последние полгода-год. Среди респондентов-мужчин распределение ответов по данному вопросу выглядит следующим образом: регулярно обращаются к подобного рода сервисам 10,3% опрошенных, периодически, время от времени - 21,5%, а 21,75% мужчин только однажды воспользовались услугами цифровых сервисов для решения сугубо личных вопросов. Показатели женщин по результатам анализа вариантов ответов в данном вопросе онлайн-анкеты выглядят более сдержаннее: только 6,2% опрошенных регулярно пользуются услугами сервисов для знакомств, 19% - время от времени, а 24,2% только однажды имели такой опыт. Приведенные цифры свидетельствуют о том, что мужчины значительно легче, чем женщины выходят за границы традиционных форм знакомств, используют все возможности, предоставляемые цифровой средой, как в поиске брачного партнера, так и романтических отношений. При этом, в ответах респондентов по данному вопросу не было выявлено резких числовых смещений, значительных различий, определяемых уровнем

образования, материального положения, местом проживания.

В системе значимых для любого человека жизненных целей, нахождение спутника жизни, наряду с задачами сохранения здоровья и профессионального становления, занимает важное место, оставаясь актуальным для каждого нового поколения молодежи. В попытках избежать сложности поиска и выбора брачного партнера, современная молодежь, как ей и подобает, не изменяет своим цифровым привычкам, предлагая новые собственные разработки цифровых сервисов для знакомств. В этом плане показателен опыт студентки Казанского федерального университета, победившей в конкурсе молодежных проектов «Студенческий стартап» с разработкой мобильного приложения для знакомств «Мшггаг», которое должно прийти на смену зарубежного сервиса, недавно ушедшего из России, но существенно отличающегося от него алгоритмами поиска и имеющего более широкие функциональные возможности [9]. Автор идеи, как представитель молодежного сообщества, ключевую задачу разработки отечественного программного продукта, видит в «создании такого приложения для знакомств, в котором можно было бы найти свою "вторую половинку" по предпочтениям. До сих пор нет сервисов, которые позволяли бы по индивидуальным запросам найти себе пару» [9]. Такой концептуальный подход к реализации идеи свидетельствует не только о стремлении современной отечественной молодежи к гармонизации критериев выбора спутника жизни, используя инструментарий цифровой среды, ответственном отношении к самому процессу и серьезных намерениях создать семью, но и оперативном отклике молодежи на требование современных реалий по созданию собственных,

отечественных программных продуктов, способных удовлетворять многообразные запросы молодежи.

Представители поколений современной молодежи способны совмещать жизнь в двух пространствах -виртуальном и реальном и даже не подвергают сомнению такую возможность. Цифровое пространство, ставшее привычной жизненной средой, не заместившей, не вытеснившей, а сформировавшей иную, параллельную социальной реальности действительность, в которой проходит жизнь молодежи, демонстрирует возможности сближения двух миров. Удачным примером в этом контексте является наличие в повестке цифровой жизни молодежи киберспорта или фиджитал - спорта, сочетающим в себе классический спорт, киберспорт и достижения современной науки в области информационных технологий. Фиджитал-игры, заключающие в себе спортивный соревновательный момент, обеспечиваемый за счет реализации спортсменами игровых навыков в цифровой среде и аналогичных спортивных практик в условиях реальных спортивных площадок, являются современным развивающимся трендом, востребованность которого будет возрастать. Обоснованности такому предположению придают результаты авторского исследования, согласно которым, среди сфер общественной жизни наиболее интересующих современную отечественную молодежь в Интернете, тематика спорта и физической культуры актуальна для 34% респондентов возраста от 18 до 25 лет и для 32% опрошенных старше 25 лет, а также факт того, что сами респонденты при ответе на открытый вопрос онлайн-анкеты о том, состоят ли они в каких-либо сообществах, достаточно часто указывают на то, что являются геймерами.

Выводы

Как представляется, следует поддерживать позитивные поведенческие практики, реализуемые молодежью в разных пространственных средах, формировать мотивацию к занятиям физической культурой и спортом на фоне увлеченности молодых поколений цифровыми технологиями и компьютерными играми. В качестве успешного опыта можно привести пример проекта «Игры будущего» по проведению игр высокотехнологичного фиджитал-спорта. В феврале-марте 2024 году столица республики Татарстан - г. Казань будет принимать «Игры будущего 2024», которые станут событием в мире спорта международного масштаба [9].

Заключение

Высокая степень адаптированно-сти молодежи в цифровом пространстве позволяет конструировать в нем персонализированную цифровую траекторию со схемой маршрутизации, способствующей удобному, комфортному, а главное быстрому осуществлению различных видов деятельности, сочетая различные комбинации цифровых ресурсов в соответствии с индивидуальными потребностями и интересами.

Список литературы / References

1. Дорогу молодым: Владимир Путин обозначил приоритеты молодежной политики. - URL: https://www. gazeta.ru/social/2022/12/22/15985699. shtml?ysclid=ljsgx1f8g63534622 (дата обращения 16.11.23).

Make way for the young: Vladimir Putin outlined the priorities of youth policy. - URL: https://www.gazeta. ru/social/202 2/12/2 2/15 985 699. shtml?ysclid=ljsgx1f8g63534622 (accessed 16/11/2023)

2. Каргаполов С.В. Электронная культура: социологический анализ - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7 elektronnaya-kultura-sotsiologicheskiy-an aliz?ysclid=lkqtdy7kr796451019 (дата обращения 19.11.23).

Kargapolov S.V. Electronic culture: sociological analysis - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/elektronnaya-kultura-sotsiologicheskiy-analiz ?ysclid=lkqtdy7kr796451019 (accessed 19/11/2023).

3. Шагбанова Ю. Б. Преподавание учебной дисциплины «История России» в высшем учебном заведении для студентов неисторических специаль-

ностей и направлений подготовки: основные тенденции и мотивации // Мир науки. Педагогика и психология. 2023;(11(4)): URL: https://mir-nauki. com/PDF/36PDMN423.pdf(дата обращения: 22.11.2023).

Shagbanova Yu. B. Teaching the academic discipline "History of Russia" in a higher educational institution for students of non-historical specialties and fields of study: main trends and motivations // The world of science. Pedagogy and psychology. 2023;(11(4)): URL: https://mir-nauki.com/ PDF/36PDMN423.pdf (date of application: 22/11/2023).

4. Ларионова И.В., Максимова О.А. Цифровая компетентность российской молодежи: состояние и факторы влияния. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2023;(5 (62)):23-29.

Larionova I.V., Maksimova O.A. Digital competence of Russian youth: state and factors of influence. Kazan Socio-humanitarian Bulletin. 2023;(5 (62)): 23-29.

5. Образ российской молодежи: мониторинг. - URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ obraz-rossiiskoi-molodezhi-monitoring?ys

clid=lk9hm3zg72893531096 (дата обращения 21.11.23).

The image of Russian youth: monitoring. - URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ obraz-rossiiskoi-molodezhi-monitoring ?ysclid=lk9hm3zg72893531096 (accessed 21/11/2023).

6. Национальный проект «Образование». - URL:https://strategy24.ru/rf/ education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie?ysclid=lkjxcaff64548217631 (дата обращения 22.11.2023).

The national project "Education". -URL:https://strategy24.ru/rf/education/ projects/natsionalnyy-proekt-obrazovan ie?ysclid=lkjxcaff64548217631 (accessed 22/11/2023).

7. Цифровой детокс 2023: о пользовании интернетом и отдыхе от него -URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/cifrovoi-detoks-2023-o-polzovanii-internetom-i-otdykhe-ot-nego?ysclid=lko3obhkm7697580328 (дата обращения 20.11.2023).

Digital Detox 2023: about using the Internet and taking a break from it - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/cifrovoi-detoks-2023-o-polzovanii-internetom-i-otdykhe-ot-nego?ysclid=lko3obhkm7697580328 (accessed 20/11/2023).

8. ВЦИОМ. Аналитический обзор. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/lyubov-nechayanno-nagryanet?ysclid=lkmo719gwe176923182 (дата обращения 25.11.2023).

VCIOM. Analytical review. URL: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/lyubov-nechayanno-nagryanet?y sclid=lkmo719gwe176923182 (accessed 25/11/2023).

9. Студентка КФУ разрабатывает мобильное приложение для знакомств. -URL: https://media.kpfu.ru/news/ studentka-kfu-razrabatyvaet-mobilnoe-prilozhenie-dlya-znakomstv?ysclid=lk pbt2beka733851846 (дата обращения 25.11.2023).

A student of KFU is developing a mobile dating application. - URL: https:// media.kpfu.ru/news/studentka-kfu-razrabatyvaet-mobilnoe-prilozhenie-dlya-znakomstv?ysclid=lkpbt2beka733851846 (accessed 25/11/2023).

10. Игры будущего 2024. - URL: https:// dspkazan.com/projects/gamesoffuture2024 /?ysclid=lkplswkznw741630508 (дата обращения 28.11.2023).

Games of the future 2024. - URL: https:// dspkazan.com/projects/gamesoffuture2024 /?ysclid=lkplswkznw741630508 (accessed 28/11/2023).

Информация об авторах

Ефлова Мария Юрьевна, доктор социологических наук, профессор кафедры общей и этнической социологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, е-таП: [email protected], ORCID 0000-0001-9573-2754 Максимова Ольга Александровна, канд. социол. наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей и этнической социологии; Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, кафедра социологии, политологии и менеджмента, е^аП: о^а^ах@ list.ru, ORCID 0000-0003-4616-9488 Нагматуллина Людмила Константиновна, канд. социол. наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, кафедра социологии, политологии и менеджмента, е^аП: nagmlk@ yandex.ru, ORCID 0000-0002-8681-8705

Information about authors

Eflova Maria Yurievna, Doctor of Sociology, Professor of the Department of General and Ethnic Sociology, Kazan (Volga Region) Federal University, Institute of Social Philosophical Sciences and Mass Communications, e-mail: mmmmm16@ yandex.ru, ORCID 0000-0001-9573-2754 Maximova Olga Alexandrovna, cand. sociol. sci., Associate Professor, Kazan (Volga Region) Federal University, Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications, Department of General and Ethnic Sociology; Kazan National Research Technical University. A.N. Tupolev-KAI, Department of Sociology, Political Science and Management, e-mail: [email protected], ORCID 0000-0003-46169488

Nagmatullina Lyudmila Konstantinovna,

cand. sociol. sci., Associate Professor, Kazan National Research Technical University. A.N. Tupolev-KAI, Department of Sociology, Political Science and Management, e-mail: [email protected], ORCID 0000-00028681-8705

Поступила в редакцию 14.11.2023; принята к публикации 13.12.2023 Received 14.11.2023; Accepted 13.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.