5.4.4. - Социальная структура, социальные институты и процессы (социологические науки)
Научная статья Research article
УДК 316.42
https://doi.org/10.26907/2079-5912.2023.23-29
Цифровая компетентность российской молодежи: состояние и факторы влияния
Ларионова И.В., Максимова О.А.
Казанский (Приволжский) федеральный университет, 420008, Казань, ул. Кремлевская, д.18 корп. 1, Российская Федерация, Казанский национальный исследовательский технический университет
им. А.Н. Туполева-КАИ, 420111, Казань, ул. К. Маркса, 10, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена исследованию цифровой компетентности молодежи, анализу данных, собранных в ходе репрезентативного общероссийского социологического опроса молодежи, проведенного коллективом авторов в 2023 г. Целью данного исследования является более глубокое понимание текущего уровня цифровой грамотности российской молодежи и выявление факторов, влияющих на ее развитие. Обобщение полученных результатов позволяет сделать выводы о том, как молодежь адаптируется к цифровому миру, какие вызовы и возможности это предоставляет, и какие стратегии могут быть разработаны для укрепления и совершенствования их цифровой компетентности.
Ключевые слова: цифровая компетентность, цифровое поколение, цифровые технологии, идентичность.
Благодарности: статья выполнена в рамках проекта № FZSM-2023-0022, за счет средств субсидии, выделенной Казанскому федеральному университету в рамках государственного задания.
Для цитирования: Ларионова И.В., Максимова О.А. Цифровая компетентность российской молодежи: состояние и факторы влияния. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2023;(5(62)):23-29. https://doi. org/10.26907/2079-5912.2023.23-29.
© Ларионова И.В., Максимова О.А.
Digital competence of Russian youth: state and factors of influence
Larionova I.V., Maximova O.A.
Kazan (Volga Region) Federal University, 18 Kremlevskaya St., Bldg. 1, Kazan, 420008, Russian Federation. Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev.
A.N. Tupolev-KAI, 10 K. Marx St., Kazan, 420111, Russian Federation
Abstract. The article is devoted to the study of digital competence of youth, the analysis of data collected during a representative all-Russian sociological survey of youth conducted by a team of authors in 2023. The purpose of this study is a deeper understanding of the current level of digital literacy of Russian youth and the identification of factors affecting its development. Summarizing the results obtained allows us to draw conclusions about how young people adapt to the digital world, what challenges and opportunities it provides, and what strategies can be developed to strengthen and improve their digital competence. Keywords: digital competence, digital generation, digital technologies, identity. Acknowledgements: The article was implemented due to the grant allocated to Kazan Federal University for the implementation of the project №FZSM-2023-0022.
For citation: Larionova I.V., Maximova O.A. Digital competence of Russian youth: state and factors of influence. The Kazan Socially-Humanitarian Bulletin. 2023;(5 (62)):23-29. (In Russ.)
Введение
Цифровая трансформация, обусловленная стремительным развитием информационных и коммуникационных технологий, переформатирует современное общество, влияя на все аспекты жизни. Информационные технологии стали неотъемлемой частью современной жизни, оказывая значительное влияние на процесс социализации молодых поколений в образовательной и профессиональной сферах. Современные цифровые поколения выросли в эпоху цифровой революции, в мире гаджетов, интернета и социальных сетей [1, 2, 3]. Оно неизбежно сталкивается с уникальными вызовами и возможностями, связанными с использованием цифровых ресурсов. При этом именно молодежь становится ключевым агентом данной трансформации.
Цифровая компетентность, то есть способность эффективно и уверенно взаимодействовать с цифровыми технологиями, становится ключевой компетенцией для молодежи в современном мире [4]. Она влияет на их профессиональную карьеру, возможности для образования [5, 6], общения, а также на участие в гражданской жизни и культурных процессах [7].
Методы
Основным методом исследования стал репрезентативный он-лайн опрос российской молодежи, проведенный коллективом авторов в 2023 году.
Объем выборочной совокупности составит 2206 чел. из восьми округов РФ, проживающих в разных типах поселений. Характеристики респондентов - представителей исследуемой социально-демографической группы
выглядят следующим образом: молодежь, в возрасте от 18 до 35 лет, мужчин - 48,3%, женщин - 51.7%.
Результаты и обсуждение
При определении своего уровня цифровой компетентности около половины молодых респондентов (49,2%) оценили его как средний. Значительная доля опрошенных (41,5%) считает свой уровень высоким. Подобные ответы предполагают, что подавляющее большинство участников опроса имеет уверенные навыки в области цифровых технологий. Однако также есть небольшая доля (6,6%) молодых людей, которые дали низкую оценку своей цифровой компетентности, что может указывать на потребность в дополнительном обучении и развитии их цифровых навыков.
Анализ полученных данных в зависимости от ряда социально-демографических характеристик респондентов позволил выделить несколько значимых тенденций.
Так, при сравнении ответов респондентов в возрастных группах 18-25 лет и 26-35 лет, мы видим, что более молодые респонденты увереннее оценивают свои цифровые компетенции: 43,4% из них против 37,4% из более старшей группы считают, что у них «высокий» уровень. И, наоборот, показатели среднего уровня выше у респондентов 26-35 лет (соответственно 50,4% и 37,4%). Это может указывать на то, что чем моложе респонденты, тем они более адаптированы к цифровым технологиям.
Различия в оценках в зависимости от типа населенного пункта респондентов также очевидны. Молодежь из городов от 500 тыс. жителей оценивает свой уровень цифровой компетентности значительно выше, чем жители сельской местности и городов менее 50 тысяч. В крупных городах и мегаполисах преобладает "высокий" уровень цифровой компетентности (от 46,2% до
48,0%). При этом отметим, что во всех типах населенных пунктов около половины молодых людей определили свой уровень как средний. В сельской местности и городах до 500 тыс. жителей этот уровень доминирует (от 50,0% до 54,8%). Вероятно, это связано с более широким доступом к современным образовательным и информационным технологиям в крупных урбанистических центрах.
Отметим значимость гендерно-го фактора в этом вопросе. Мужчины склонны оценивать свою цифровую компетентность выше, чем женщины. Около половины (46,3%) молодых мужчин считают свой уровень высоким, в то время как у женщин этот показатель составляет лишь 36,9%. Этот факт может отражать межгендерные различия в интересах и предпочтениях в использовании цифровых технологий.
Прослеживается явная зависимость ответов от уровня образования. Среди респондентов с высшим образованием и ученой степенью только около половины оценивают свою цифровую компетентность высоко (46,8% и 50,0%). В то время как молодые люди со средним и средним специальным образованием дают ей оценку еще ниже: более половины определяют свой уровень средним (52,0% и 55,7% соответственно) и лишь около трети (38,5% и 32,5%) - высоким. При этом выявлена интересная особенность: большинство респондентов с неполным средним образованием оценили свою цифровую компетентность значительно выше (45,7% - высокий уровень, 42,9% - средний). Это может свидетельствовать о том, что образование не всегда прямо коррелирует с уровнем цифровой грамотности, и большее значение играет возраст респондентов, поскольку неполное среднее образование в основном у самой молодой когорты, относящейся к цифровому поколению «альфа». Кроме того, респонденты
более старшего возраста, с высшим образованием могут более критично относиться к своим цифровым навыкам.
По данным опроса, отношение к цифровой компетентности имеет определенную зависимость от уровня материального положения молодых респондентов. С повышением уровня обеспеченности растет доля респондентов, оценивших свой уровень как высокий: от 31,7% на базовом уровне (у кого хватает средств на необходимые покупки) до 60,3% у тех, кто «может себе позволить практически все». Можно предположить, что это обусловлено различной степенью доступности и необходимости для жизни информационных технологий, а также возможностями приобретения современных устройств.
Важным аспектом цифровой компетентности является частота использования работающими молодыми людьми цифровых и интернет-технологий в конкретной сфере работы и бизнеса. Половина опрошенных респондентов (50,5%) активно вовлечена в использование цифровых инструментов в своей профессиональной деятельности. Данный факт отражает важность и неотъемлемость информационных технологий в современной рабочей среде, где они позволяют улучшить производительность, коммуникационные процессы и доступ к информации.
Наряду с этим выявлена значительная доля респондентов, использующих цифровые технологии в работе редко (15,0%) или иногда (23,6%). Это может указывать на то, что для некоторых профессионалов цифровые инструменты имеют вспомогательное значение или используются лишь в определенных аспектах их работы. Возможно, наличие определенных ограничений или предпочтений в применении более традиционных методов в некоторых профессиональных областях.
Однако также следует отметить, что небольшая часть молодых людей (6,8%) заявила, что они никогда не используют цифровые технологии в рамках своей профессиональной деятельности. Это может свидетельствовать о специфике профессиональных областей, где цифровые инструменты могут быть менее важными или не являются обязательными, но также о низком уровне их цифровой компетентности.
На основе полученных данных проведем сравнительный анализ подвы-борок респондентов по ряду значимых критериев.
Молодые мужчины и женщины показывают схожий уровень активности в использовании цифровых технологий в сфере работы и бизнеса, и разница в частоте минимальна. Это свидетельствует об отсутствии межгендерных различий, представители обоих полов активно вовлечены в цифровую среду в профессиональном контексте.
Однако выявлена возрастная динамика. Представители молодежной когорты 18-25 лет проявляют несколько большую активность в данной сфере по сравнению с группой 26-35 лет: часто используют 54,5% и 49,0% соответственно; редко, либо иногда - 37,7% и 45,4% соответственно. Это может отражать различия в цифровой грамотности и предпочтениях в использовании технологий между разными возрастными категориями. В целом отметим, что молодые работники более подготовлены к использованию цифровых инструментов и технологий в своей профессиональной деятельности в силу их более тесной связи с цифровой средой и новыми технологиями.
Обнаруживается также взаимосвязь с фактором образования. Респонденты с высшим образованием и ученой степенью более активно используют цифровые технологии в работе и бизнесе, чем те, у кого образование ниже. Так, 62,2% респондентов с высшим образованием заявили, что используют их
часто, в сравнении с 37,5% среди респондентов со средним специальным образованием. При этом обнаружен интересный факт: примерно каждый второй представитель подвыборок неполного среднего и среднего уровня образования применяет информационные технологии в своей работе или бизнесе часто (51,4% и 48,5% соответственно).
Выявлен значительный рост активности в цифровой среде в городских типах поселения по сравнению сельскими. В городах-миллионниках и городах от 500 тыс. до 1 млн. жителей, более 60% респондентов используют цифровые технологии в работе и бизнесе часто. Аналогичный показатель для сельской местности - всего 36,9%. Среди сельских жителей 9,5% не используют цифровые технологии в работе и бизнесе никогда, а еще 25,0% - редко. Это может быть связано с ограниченным доступом к высокоскоростному интернету и менее развитой инфраструктурой для работы с цифровыми инструментами, а также спецификой преимущественно сельскохозяйственного труда на селе.
Респонденты с разными уровнями материального положения также проявляют различия в применении цифровых инструментов в профессиональной среде. Те, кто «может себе позволить практически все» и «живут обеспеченно», более активно используют цифровые технологии в работе и бизнесе. Среди них соответственно 67,2% и 64,9% заявили, что делают это часто. В то же время те, у кого «денег не хватает даже на самые необходимые продукты» или «все деньги расходуются на продукты и необходимые недорогие вещи» чаще всего заявляют, что никогда, редко или иногда используют цифровые технологии (суммарно 60,5% и 59,7% соответственно). Это может отражать различия в доступности современных технологических
устройств и информационных ресурсов в зависимости от материального благополучия.
В целом, анализ данных исследования указывает на широкое внедрение цифровых и интернет-технологий в сфере работы и бизнеса, что делает их неотъемлемой частью профессиональной деятельности. Но также актуализируется необходимость учета требований различных профессиональных сфер при разработке стратегий и обучения в области цифровой компетентности. При этом доступность цифровых технологий и инфраструктуры может оказывать существенное влияние на частоту использования цифровых ресурсов в сфере работы и бизнеса среди различных групп респондентов.
Выводы
Анализ результатов проведенного социологического опроса позволяет сделать несколько ключевых выводов относительно цифровой компетентности современной российской молодежи. Во-первых, большинство молодых людей демонстрирует высокий или средний уровень цифровой компетентности, что свидетельствует о широком распространении и активном использовании цифровых технологий в их повседневной жизни. Более высокий уровень цифровой грамотности у молодых людей, особенно у представителей поколения Z и Альфа, очевидно, объясняется тем, что этап первичной социализации они проходили в эпоху цифровых технологий.
Во-вторых, возрастные, образовательные и экономические факторы оказывают значительное влияние на уровень цифровой грамотности, при этом молодые люди более молодого возраста и проживающие в крупных городах проявляют более высокий уровень цифровой компетентности по сравнению с их сверстниками.
Наконец, несмотря на широкое внедрение цифровых технологий, некоторая доля молодежи все еще предпочитает традиционные методы или сталкивается с ограниченным доступом к цифровым ресурсам, что подчеркивает важность проведения образовательных программ и инициатив по развитию цифровых навыков среди молодежи.
Заключение
В целом, анализ позволил выявить различия в уровне компетентности и активности использования цифровых
технологий среди разных групп молодых респондентов. Эти различия свидетельствуют о важности адаптации программ и инициатив по развитию цифровой грамотности к специфическим потребностям и возможностям разных категорий молодежи.
Глубокое понимание уровня цифровой компетентности молодежи и факторов, влияющих на нее, играет важную роль в формировании эффективных стратегий развития и поддержки цифровых навыков среди молодежи для успешной адаптации к быстро меняющейся цифровой среде.
Список литературы / References
1. Palfrey J., Gasser U. Born Digital: Understanding the First Generation of Digital Natives. N.Y., 2008. 335 p.
2. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // On the Horizon. October 2001. Vol. 9, No. 5. P. 1-6.
3. Tapscott D. Grown Up Digital: How the Net Generation is Changing Your World. McGray-Hill, 2008. 384 p.
4. Минзарипов Р.Г., Шамсутдинова И.И. Цифровая компетентность молодежи в условиях глобальных изменений. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2023;(4(61)):41-44. https://doi. org/10.26907/2079-5912.2023.4.41-44
Minzaripov R.G., Shamsutdinova I.I. Digital competence of youth in the context of global changes. Kazan Social and Humanitarian Bulletin. 2023;(4 (61)):41-44. (In Russ.)
5. Ларионова И.В. Высшее образование в России: особенности и проблемы болонского процесса. Вестник экономики, права и социологии. 2016; (3): 162-164.
Larionova I.V. Higher education in Russia: features and problems of the Bologna process. Bulletin of Economics, Law and Sociology. 2016; (3):162-164. (In Russ.)
6. Нагматуллина Л.К., Ахметгалие-ва А.Р. Роль информационных технологий в обеспечении качества образовательного процесса. Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016;(5):6-10.
Nagmatullina L.K., Akhmetgalieva A.R. The role of information technologies in ensuring the quality of the educational process. Scientific review: humanitarian studies. 2016;(5):6-10. (In Russ.)
7. Ефлова М.Ю., Максимова О.А., Озерова К.А. Гражданский цифровой активизм и социальная эксклюзия в условиях вынужденного погружения в цифровую среду. Вестник экономики, права и социологии. 2021;(1):124-128.
Eflova M.Yu., Maximova O.A., Ozero-va K.A. Civic digital activism and social exclusion in conditions of forced immersion in the digital environment // Bulletin of Economics, Law and Sociology. 2021;(1):124-128. (In Russ.)
Информация об авторах Ларионова Ирина Викторовна, канд. социол. наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, кафедра социологии, политологии и менеджмента E-mail: [email protected] Максимова Ольга Александровна, канд. социол. наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей и этнической социологии; Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, кафедра социологии, политологии и менеджмента E-mail: [email protected]
Information about authors Larionova Irina Viktorovna, cand. sociol. sci., Associate Professor, Kazan National Research Technical University. A.N. Tupolev-KAI, Department of Sociology, Political science and Management. E-mail: [email protected] Maximova Olga Alexandrovna, cand. sociol. sci., Associate Professor, Kazan (Volga Region) Federal University, Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications, Department of General and Ethnic Sociology; Kazan National Research Technical University. A.N. Tupolev-KAI, Department of Sociology, Political science and Management. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 14.10.2023; принята к публикации 26.10.2023 Received 14.10.2023; Accepted 26.10.2023