Научная статья на тему '«Цифровая поликлиника» - от проекта к реальности'

«Цифровая поликлиника» - от проекта к реальности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
394
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Цифровая поликлиника» - от проекта к реальности»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

«ЦИФРОВАЯ ПОЛИКЛИНИКА» —

ОТ ПРОЕКТА К РЕАЛЬНОСТИ

В. С. Криштопин, А. Е. Герасимов, М. А. Бессольцев

Южный окружной медицинский центр ФМБА России свыше 10 лет активно внедряет информационные технологии в практику своей работы. Для нас уже стали рутинными электронный управленческий документооборот, проведение совещаний с использованием видеоконференцсвязи, эксплуатация интегрированных медицинской, рентгенологической и лабораторной информационных систем, телемедицинские консультации, электронные больничные, дистанционная расшифровка физиологических параметров человека (ЭКГ, ЭЭГ, холтеровское мониториро-вание, СМАД) и диагностических изображений. Применение информационных технологий позволяет нам эффективно решать управленческие задачи, поддерживать высокое качество оказания медицинской помощи, соблюдать стандарты диагностики и лечения, что, в конечном итоге, повышает нашу конкурентоспособность на рынке медицинских услуг.

Хотя наш Центр не попал в реализацию пилотного проекта «Бережливая поликлиника», нас этот проект активно заинтересовал. Мы полностью поддерживаем задачи по внедрению бережливых технологий и основную идею проекта — повышение эффективности работы лечебно-профилактического учреждения и доступности медицинской помощи путем изменения принципа работы регистратуры, установки современного оборудования, организации доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Внимательно проанализировав цели и задачи проекта «Бережливая поликлиника», мы дополнили их рядом информационных технологий и преобразовали в проект «Цифровая поликлиника», который был реализован на базе консультативно-диагностической поликлиники

Ростовской клинической больницы в 2018 году.

В чем же отличия и нововведения проекта? Прежде всего, в ином подходе к организации работы регистратуры. Основной целью ставилось не упорядочение очереди из пациентов с помощью электронных устройств, а ликвидация очереди в регистратуру поликлиники как таковой. Вторая цель — перевод поликлиники на безбумажный медицинский документооборот с максимальным снижением объема всего бумажного документооборота, обрабатываемого врачами. Был разработан и внедрен новый алгоритм работы с пациентами. После тотального внедрения информатизации роль регистратуры, десятками лет воспринимавшейся как сакральное место, где можно получить заветный талончик на прием к врачу, свелась до места, где пациент может получить любую другую услугу, кроме выдачи талончика (рис. 1).

шить задачу записи на прием к врачу 24 часа в сутки 7 дней в неделю (рис. 2).

Рис. 2. Терминалы самозаписи.

Постоянно отслеживая статистику объема записи на прием к врачу через регистратуру поликлиники, мы отчетливо наблюдаем тенденцию ее снижения (более чем на 15% за полгода) при сохранении полного объема записи в поликлинике

(рис. 3). ■

Рис. 1. Регистратура до реализации проекта.

Установленные информационные терминалы самозаписи, подключенный региональный портал медицинских услуг, активное использование пациентом личного кабинета, роботизированная система записи на прием к врачу, наличие мобильного приложения, са11-центр и возможности официального сайта Ростовской клинической больницы предоставили пациенту возможность дистанционно, без участия медицинского регистратора, ре-

Рис. 3. Регистратура сегодня.

В поликлинике реализовано обязательное временное ранжирование приема пациентов во всех кабинетах и диагностических службах, а в холле созданы комфортные условия ожидания.

Тотальное внедрение информационных технологий в консультативно-диагностической поликлинике и реализация проекта «Цифровая поликлиника» проведено по двум направлениям.

1. ПОЛНАЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Применение медицинской информационной системы, использование

www.akvarel2002.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - П РДЧ

готовых шаблонов документов для типовых случаев позволяет сократить время для оформления документации на приеме. Кроме того, политика по установке в каждом кабинете врача поликлинического звена двух автоматизированных рабочих мест (врача и медицинской сестры) позволила существенно сократить время, затрачиваемое на заполнение документов в электронном виде. Врач оформляет осмотр в электронной медицинской карте, медсестра — электронные направления на исследования, в лабораторию, на консультации к другим специалистам, сразу внося пациента в расписание исследований и приема специалистов на конкретные дату и время, и формирует талон амбулаторного пациента в электронном виде.

2. ВВЕДЕНИЕ БЕЗБУМАЖНОГО МЕДИЦИНСКОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА

Безбумажный медицинский документооборот реализован по следующим направлениям:

— первичная медицинская документация, хранившаяся в регистратуре, перемещена в отдельное подразделение — автоматизированное хранилище медицинских карт. Все бумажные экземпляры медицинских карт амбулаторного пациента со всеми необходимыми документами (копиями

и/или оригиналами СНИЛС, страхового полиса, заявления гражданина о прикреплении на обслуживание и т. п.) размещены в отдельном помещении. В случае необходимости медицинский регистратор-курьер доставляет карту врачу. По требованию пациента его электронная медицинская карта может быть распечатана на высокоскоростном принтере. Важно, что на документе стоит отметка об электронной подписи, и оригинал подписи врача не требуется;

— проведено техническое переоснащение рабочих мест регистраторов;

— алгоритм работы регистратуры перестроен по принципу получения исчерпывающей услуги в одном окне;

— созданы условия работы всех врачей с электронной подписью (установлены лицензии сертифицированного ФСБ России криптографического программного обеспечения, подготовлены документы

и обеспечено получение электронной подписи каждым врачом);

— разработана и внедрена Персональная карта пациента, позволяющая быстро и легко записаться на прием к врачу путем идентификации пациента по штрих-коду, нанесенному на карту. Карта позволяет медицинскому работнику осуществить быстрый поиск сведений

о пациенте, сканируя штрих-код. Персональная карта решает задачу пропускного режима (медицинская информационная система интегрирована с системой контроля управления доступом) — те пациенты, у которых есть карта, проходят беспрепятственно в поликлинику и стационар при условии, если на этот день на пациента имеется сформированное задание;

— внедрена продуманная электронная маршрутизация пациента с исключением попадания ранее зарегистрированных пациентов к окну для записи на прием

к врачу;

— установлены многофункциональные информационные терминалы самозаписи;

— расписание приема специалистами поликлиники из медицинской информационной системы автоматически выводится

на большие плоскопанельные мониторы;

— запущена электронная очередь.

Результаты реализации проекта «Цифровая поликлиника»:

— повышение доступности и качества оказания медицинской помощи;

— повышение пропускной способности и обеспечение более рационального использования труда медработников за счет времени, которое раньше тратилось

на печать медицинских документов и их вклеивание в бумажный вариант медицинской карты пациента;

— исключение потери медицинской карты пациента за счет отказа от перемещения ее бумажного варианта;

— снижение числа ошибок из-за «человеческого фактора» за счет использования штрих-кодирования и готовых шаблонов документов;

— экономия денежных средств за счет сокращения расходов на бумагу, картриджи, ремонт и приобретение печатающей техники;

— быстрота получения и выдачи дубликатов (копий) медицинских электронных документов;

— обеспечение безопасного хранения данных за счет использования надежных систем хранения данных

и ежедневного резервного копирования.

В заключение можно отметить, что активное развитие информационных технологий в Южном окружном медицинском центре ФМБА России в самых различных направлениях преобразовало устоявшийся десятилетиями процесс работы с пациентом. Мы не подстраиваем автоматизированные информационные системы под процессы, а наоборот, с помощью цифровых технологий в лучшую сторону изменяем сами бизнес-процессы медицинской деятельности.

Мы уверены, что внедрение информационных технологий, реализация проектов «Бережливая поликлиника» и «Цифровая поликлиника» значительно улучшат полноту и качество медицинского обеспечения населения.

АВТОРСКАЯ СПРАВКА

ФГБУЗ «Южный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства» РФ, e-mail: uomc_fmba@uomc-mail.ru. Криштопин Виталий Степанович — кандидат медицинских наук, директор Центра, заслуженный врач РФ.

Герасимов Алексей Евгеньевич — заместитель директора Центра по медицинской части для работы по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.

Бессольцев Михаил Анатольевич — начальник отдела автоматизированных систем управления, информационных и компьютерных технологий Центра.

www.akvarel22002.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.