ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
«ЦИФРОВАЯ ПОЛИКЛИНИКА» —
ОТ ПРОЕКТА К РЕАЛЬНОСТИ
В. С. Криштопин, А. Е. Герасимов, М. А. Бессольцев
Южный окружной медицинский центр ФМБА России свыше 10 лет активно внедряет информационные технологии в практику своей работы. Для нас уже стали рутинными электронный управленческий документооборот, проведение совещаний с использованием видеоконференцсвязи, эксплуатация интегрированных медицинской, рентгенологической и лабораторной информационных систем, телемедицинские консультации, электронные больничные, дистанционная расшифровка физиологических параметров человека (ЭКГ, ЭЭГ, холтеровское мониториро-вание, СМАД) и диагностических изображений. Применение информационных технологий позволяет нам эффективно решать управленческие задачи, поддерживать высокое качество оказания медицинской помощи, соблюдать стандарты диагностики и лечения, что, в конечном итоге, повышает нашу конкурентоспособность на рынке медицинских услуг.
Хотя наш Центр не попал в реализацию пилотного проекта «Бережливая поликлиника», нас этот проект активно заинтересовал. Мы полностью поддерживаем задачи по внедрению бережливых технологий и основную идею проекта — повышение эффективности работы лечебно-профилактического учреждения и доступности медицинской помощи путем изменения принципа работы регистратуры, установки современного оборудования, организации доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Внимательно проанализировав цели и задачи проекта «Бережливая поликлиника», мы дополнили их рядом информационных технологий и преобразовали в проект «Цифровая поликлиника», который был реализован на базе консультативно-диагностической поликлиники
Ростовской клинической больницы в 2018 году.
В чем же отличия и нововведения проекта? Прежде всего, в ином подходе к организации работы регистратуры. Основной целью ставилось не упорядочение очереди из пациентов с помощью электронных устройств, а ликвидация очереди в регистратуру поликлиники как таковой. Вторая цель — перевод поликлиники на безбумажный медицинский документооборот с максимальным снижением объема всего бумажного документооборота, обрабатываемого врачами. Был разработан и внедрен новый алгоритм работы с пациентами. После тотального внедрения информатизации роль регистратуры, десятками лет воспринимавшейся как сакральное место, где можно получить заветный талончик на прием к врачу, свелась до места, где пациент может получить любую другую услугу, кроме выдачи талончика (рис. 1).
шить задачу записи на прием к врачу 24 часа в сутки 7 дней в неделю (рис. 2).
Рис. 2. Терминалы самозаписи.
Постоянно отслеживая статистику объема записи на прием к врачу через регистратуру поликлиники, мы отчетливо наблюдаем тенденцию ее снижения (более чем на 15% за полгода) при сохранении полного объема записи в поликлинике
(рис. 3). ■
Рис. 1. Регистратура до реализации проекта.
Установленные информационные терминалы самозаписи, подключенный региональный портал медицинских услуг, активное использование пациентом личного кабинета, роботизированная система записи на прием к врачу, наличие мобильного приложения, са11-центр и возможности официального сайта Ростовской клинической больницы предоставили пациенту возможность дистанционно, без участия медицинского регистратора, ре-
Рис. 3. Регистратура сегодня.
В поликлинике реализовано обязательное временное ранжирование приема пациентов во всех кабинетах и диагностических службах, а в холле созданы комфортные условия ожидания.
Тотальное внедрение информационных технологий в консультативно-диагностической поликлинике и реализация проекта «Цифровая поликлиника» проведено по двум направлениям.
1. ПОЛНАЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Применение медицинской информационной системы, использование
www.akvarel2002.ru
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - П РДЧ
готовых шаблонов документов для типовых случаев позволяет сократить время для оформления документации на приеме. Кроме того, политика по установке в каждом кабинете врача поликлинического звена двух автоматизированных рабочих мест (врача и медицинской сестры) позволила существенно сократить время, затрачиваемое на заполнение документов в электронном виде. Врач оформляет осмотр в электронной медицинской карте, медсестра — электронные направления на исследования, в лабораторию, на консультации к другим специалистам, сразу внося пациента в расписание исследований и приема специалистов на конкретные дату и время, и формирует талон амбулаторного пациента в электронном виде.
2. ВВЕДЕНИЕ БЕЗБУМАЖНОГО МЕДИЦИНСКОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА
Безбумажный медицинский документооборот реализован по следующим направлениям:
— первичная медицинская документация, хранившаяся в регистратуре, перемещена в отдельное подразделение — автоматизированное хранилище медицинских карт. Все бумажные экземпляры медицинских карт амбулаторного пациента со всеми необходимыми документами (копиями
и/или оригиналами СНИЛС, страхового полиса, заявления гражданина о прикреплении на обслуживание и т. п.) размещены в отдельном помещении. В случае необходимости медицинский регистратор-курьер доставляет карту врачу. По требованию пациента его электронная медицинская карта может быть распечатана на высокоскоростном принтере. Важно, что на документе стоит отметка об электронной подписи, и оригинал подписи врача не требуется;
— проведено техническое переоснащение рабочих мест регистраторов;
— алгоритм работы регистратуры перестроен по принципу получения исчерпывающей услуги в одном окне;
— созданы условия работы всех врачей с электронной подписью (установлены лицензии сертифицированного ФСБ России криптографического программного обеспечения, подготовлены документы
и обеспечено получение электронной подписи каждым врачом);
— разработана и внедрена Персональная карта пациента, позволяющая быстро и легко записаться на прием к врачу путем идентификации пациента по штрих-коду, нанесенному на карту. Карта позволяет медицинскому работнику осуществить быстрый поиск сведений
о пациенте, сканируя штрих-код. Персональная карта решает задачу пропускного режима (медицинская информационная система интегрирована с системой контроля управления доступом) — те пациенты, у которых есть карта, проходят беспрепятственно в поликлинику и стационар при условии, если на этот день на пациента имеется сформированное задание;
— внедрена продуманная электронная маршрутизация пациента с исключением попадания ранее зарегистрированных пациентов к окну для записи на прием
к врачу;
— установлены многофункциональные информационные терминалы самозаписи;
— расписание приема специалистами поликлиники из медицинской информационной системы автоматически выводится
на большие плоскопанельные мониторы;
— запущена электронная очередь.
Результаты реализации проекта «Цифровая поликлиника»:
— повышение доступности и качества оказания медицинской помощи;
— повышение пропускной способности и обеспечение более рационального использования труда медработников за счет времени, которое раньше тратилось
на печать медицинских документов и их вклеивание в бумажный вариант медицинской карты пациента;
— исключение потери медицинской карты пациента за счет отказа от перемещения ее бумажного варианта;
— снижение числа ошибок из-за «человеческого фактора» за счет использования штрих-кодирования и готовых шаблонов документов;
— экономия денежных средств за счет сокращения расходов на бумагу, картриджи, ремонт и приобретение печатающей техники;
— быстрота получения и выдачи дубликатов (копий) медицинских электронных документов;
— обеспечение безопасного хранения данных за счет использования надежных систем хранения данных
и ежедневного резервного копирования.
В заключение можно отметить, что активное развитие информационных технологий в Южном окружном медицинском центре ФМБА России в самых различных направлениях преобразовало устоявшийся десятилетиями процесс работы с пациентом. Мы не подстраиваем автоматизированные информационные системы под процессы, а наоборот, с помощью цифровых технологий в лучшую сторону изменяем сами бизнес-процессы медицинской деятельности.
Мы уверены, что внедрение информационных технологий, реализация проектов «Бережливая поликлиника» и «Цифровая поликлиника» значительно улучшат полноту и качество медицинского обеспечения населения.
АВТОРСКАЯ СПРАВКА
ФГБУЗ «Южный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства» РФ, e-mail: uomc_fmba@uomc-mail.ru. Криштопин Виталий Степанович — кандидат медицинских наук, директор Центра, заслуженный врач РФ.
Герасимов Алексей Евгеньевич — заместитель директора Центра по медицинской части для работы по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.
Бессольцев Михаил Анатольевич — начальник отдела автоматизированных систем управления, информационных и компьютерных технологий Центра.
www.akvarel22002.ru