ISSN 2304-120X
Huer
научно-методический электронный журнал
2023, № 07 (июль)
Раздел 5.8. Педагогика
ART 231067
DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11067
УДК 373.31
Цифровая обучающая экосистема начальной школы:
сущность и специфика
Organizational and management aspects of the functioning of the information and educational environment of the primary school
Автор статьи
L
Author of the article
L
Земляченко Людмила Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0003-0235-3208
Lyudmila V. Zemlyachenko,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Preschool and Primary School Education, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0003-0235-3208
Конфликт интересов
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан Для цитирования
Conflict of interest is not declared
For citation
Земляченко Л. В. Цифровая обучающая экосистема начальной школы: сущность и специфика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2023. - № 07. - С. 142-153. - URL: https://e-kon-cept.ru/2023/231067.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11067
L. V. Zemlyachenko, Organizational and management aspects of the functioning of the information and educational environment of the primary school // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2023. -No. 07. - P. 142-153. - URL: https://e-kon-cept.ru/2023/231067.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11067
Поступила в редакцию Received 27.05.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.06.23
Принята к публикации Accepted for publication 30.06.23 Опубликована Published 31.07.23
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Земляченко Л. В., 2023
Аннотация
Abstract
L
Актуальность исследования определяется необходимостью цифровизации образования, с одной стороны, и создания безопасной экологичной среды обучения в начальной школе - с другой. Переход на «цифру» зачастую затрудняется отсутствием четкого понимания содержательного и структурного аспектов цифровой экосистемы, свойств данного понятия, выработанных на основе методологических подходов, интегрирующих эко-лого-биологическое, экономическое, сетецентрическое, психолого-педагогическое научное знание. Цель статьи -выявление специфики цифровой обучающей экосистемы начальной школы и определение ее ключевых характеристик, оказывающих влияние на эффективность и оптимальность функционирования данной системы. Методологической основой исследования в статье являются системный, сетецентрический, экологический, средовой подходы в образовании. Источниками исследования стали работы современных ученых по вопросам цифро-визации и реализации экосистемного подхода в образовании, проектирования цифровой среды. На основе межпредметного подхода использовались методы анализа литературы, индукции и дедукции, сравнения, анализа и синтеза. Обобщение полученных данных позволило определить содержание дефиниции «цифровая обучающая экосистема начальной школы» (ЦОЭС), раскрыть свойства данной системы (целенаправленность, много-компонентность, полисубъектность, открытость и доступность, вариативность и гибридность форматов, безопасность, экологичность и оптимальность, адаптивность, гибкость и персонифицированность). В статье охарактеризованы направления совершенствования ЦОЭС начальной школы, предполагающие разработку экологичной и безопасной модели данной системы, материально-техническое оснащение начальной школы и создание доступной цифровой среды, совершенствование методического и информационного обеспечения цифровой экосистемы начальной школы, актуализацию подготовки учителей и специалистов, повышение уровня цифровой грамотности родителей/законных представителей, управление взаимодействием субъектов образовательного процесса в цифровой экосистеме. Проведенное исследование позволило раскрыть содержательный аспект понятия «цифровая обучающая экосистема начальной школы», ключевые свойства данной системы, учет которых обеспечит выполнение современных нормативных требований, достижение результатов начального образования и повышение его качества в условиях цифровизации.
The relevance of the study is determined by the need to computerize education, on the one hand, and create a safe, friendly learning environment in primary school, on the other. The transition to the "digit" is often hampered by the lack of a clear understanding of the content and structural aspects of the digital ecosystem, the characteristics of this concept, developed on the basis of methodological approaches that integrate ecological-biological, economic, web-centric, psychological and pedagogical scientific knowledge. The purpose of the article is to identify the specific aspects of the primary school digital learning ecosystem and to determine its key characteristics that affect the efficiency and optimal functioning of this system. The methodological basis of the study in the article are systemic, web-centric, ecological, environmental approaches in education. The sources of the study were the works of modern researchers on computerization and the implementation of the ecosystem approach in education, the design of the digital environment. On the basis of an interdisciplinary approach, the methods of literature analysis, induction and deduction, comparison, analysis and synthesis were used. The generalization of the data obtained made it possible to determine the content of the definition "primary school digital learning ecosystem" (DLE), to reveal the properties of this system (purposefulness, multicomponent character, polysubjectivity, openness and availability, variability and hybridity of formats, safety, friendliness and optimality, adaptability, flexibility and personalization). The article describes the directions for improving the primary school DLE, which involve the development of an ecological and safe model of this system, the material and technical equipment of the primary school and the creation of an available digital environment, the improvement of the system of methodological and information support for the digital ecosystem of the primary school, updating the training of teachers and specialists, raising the level of digital literacy of parents / legal representatives, managing the interaction of subjects of the educational process in the digital ecosystem. This study made it possible to reveal the substantive aspect of the concept of "primary school digital learning ecosystem", the key properties of this system, the consideration of which would ensure the fulfillment of modern regulatory requirements, the achievement of primary education results and its quality improvement in the context of computerization.
Ключевые слова
Key words
образовательная экосистема, цифровая обучающая экосистема начальной школы, цифровая образовательная среда
educational ecosystem, primary school digital learning ecosystem, digital educational environment
Благодарности
I
Acknowledgements
L
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева и Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова) по теме «Цифровая обучающая экосистема начальной школы: от замысла к реализации».
The study was conducted within the framework of a grant for research on priority areas of partner universities' activity in network interaction (Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev and Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov) on the topic "Digital learning ecosystem of primary school: from the idea to implementation".
Введение / Introduction
Тенденцией развития современного образования становится его цифровизация, которая охватила все сферы человеческой жизнедеятельности. В федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» [1],
федеральном проекте «Кадры для цифровой экономики» [2], Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. [3] и других документах обозначены задачи перевода образовательной среды в цифровой формат для реализации доступности и эффективности образовательных услуг к 2024 г. [4], обеспечения экономики страны высококвалифицированными кадрами, обладающими ключевыми компетенциями для работы в условиях цифровизации. Это актуализирует принятие оперативных решений и внесение изменений в целевой, содержательный и технологический, управленческий компоненты образовательного процесса на всех ступенях обучения.
Данная тенденция нашла свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в котором указывается на необходимость «овладения обучающимися современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирования культуры пользования ИКТ...» [5]. В течение обучения каждый школьник и его родители/законные представители должны иметь доступ к электронной информационной образовательной среде (ЭИОС) школы, учебным планам, программам, расписанию, электронному журналу и другим документам, а также указывается на необходимость применения современных информационных образовательных ресурсов и технологий в процессе обучения, воспитания и мониторинга учебных достижений ребенка с учетом требований СанПин и норм безопасности.
При безусловной значимости и многофункциональности цифровизации непродуманный переход на цифровое образование, по мнению педагогов-практиков, нередко приводит к негативным последствиям, проявляющимся в снижении уровня и качества образовательных результатов обучающихся, перегруженности и ухудшении их физического и психологического здоровья, профессиональном выгорании педагогов, формальном подходе при проведении учебных занятий с использованием ИКТ, в отсутствии оптимальности баланса между количественными показателями внедрения цифровых ресурсов, инструментов в процесс обучения и его качественными результатами и др.
Очевиден тот факт, что процессы цифровизации системы образования в целом и образовательной системы отдельной школы в частности зачастую затрудняются отсутствием соответствующих материально-технических, кадровых и содержательно-технологических условий в образовательной системе, недостаточной разработанностью научных подходов к ее проектированию и функционированию.
Рассматривая школу как образовательную систему и в соответствии с нормативными требованиями и научными разработками, считаем необходимым определить возможности и пути преобразования данной системы в экосистему, частью которой является цифровая обучающая экосистема начальной школы.
На сегодняшний день экосистемный подход - явление достаточно актуальное, принятое многими исследователями и управленческими кадрами за методологический ориентир при проектировании образовательного процесса.
Солидарны с мнением Е. А. Шмелевой, которая отмечает, что проблема превращения образовательной среды в экообразовательную весьма сложна, в связи с чем важно прежде всего ее научное обоснование [6]. Отсутствие четкого понимания содержательного и структурного аспектов цифровой экосистемы, свойств данного понятия, выработанных на основе методологических подходов, интегрирующих эко-лого-биологическое, экономическое, сетецентрическое, психолого-педагогическое и
другое научное знание, приводит к снижению эффективности процесса обучения младших школьников и цифровизации.
Цель нашего исследования заключена в выявлении на основе анализа научных источников сущности термина «цифровая обучающая экосистема начальной школы», раскрытии его характеристик и специфики функционирования.
Полученные результаты имеют теоретико-методологическое значение для развития экосистемного подхода в образовании, научных подходов к проектированию и созданию цифровой среды начальной школы.
Материалы статьи имеют практическую ценность с точки зрения совершенствования процессов планирования, организации и управления развитием цифровой обучающей системы начальной школы.
Обзор литературы / Literature review
Для нашего исследования большое значение представляет анализ источников по различным аспектам рассматриваемой темы.
С. Хекер, М. Хаклай и другие относят цифровизацию к инновациям в политике, обществе, образовании, определяя ее как динамичный и продуктивный интерфейс науки, служащий развитию гражданского общества [7]. Джеральд С. Кейн отмечает, что цифровая трансформация, о которой постоянно ведутся дискуссии, - неверное название, речь должна идти об адаптации общества и системы образования, в частности, к новым условиям цифровой экономики [8].
В работах П. Брентона отмечается значимость технологизации для развития всех институтов гражданского общества, совершенствования системы образования и улучшения повседневной жизни людей [9].
Цифровизация как культурная ценность рассмотрена Т. Ф. Кузнецовой [10], отмечающей, что данный феномен в обязательном порядке необходимо связывать с культурной спецификой страны и народа, сохраняя традиционные ценности. Е. В. Масланов [11] подчеркивает, что это тем более важно, что цифровые технологии оказывают искажающее воздействие на идентичность человека, приводя к появлению ее техноцифровой разновидности при нивелировании других.
А. А. Строков [12], характеризуя проблемы и перспективы цифровизации, также рассматривает указанный процесс с противоречивых позиций «за» и «против», выделяя, с одной стороны, преимущества (формирование актуальных компетенций, совершенствование взаимодействия между участниками процессов, усиление ответственности и самостоятельности обучающихся, развитие коммуникативных способностей и творческого потенциала и др.); а с другой - тенденции к росту прагматизма и индивидуализации, дегуманизацию человека на основе сугубо личных ценностей и др.
Значительное количество отечественных и зарубежных исследований посвящено изучению влияния «цифры» на систему образования. Так, в работах О. Н. То-мюк, М. А. Дьячковой, Н. Б. Кирилловой, А. Ю. Дудчик [13] цифровизация образовательной среды представлена как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся, инструмент для формирования планируемых результатов в условиях усиления персонализации и индивидуализации обучения.
Т. В. Кормилицина [14] подчеркивает революционный характер перехода к цифровой дидактике и, так же как предыдущий автор, отмечает высокий уровень индивидуализации и образовательных результатов обучения в условиях новой философии образования. О. Маллахи, исследуя эффективность использования цифровых
инструментов при обучении, также отмечает, что ИКТ позволяют повысить эффективность данного процесса [15]. Моджтаба и Мортеза Теймурташ выявили возможности экранированного онлайн-образования в эпоху Covid, подтвердив значимость цифровизации при обеспечении достойного качества образования в целях сохранения интеллектуального потенциала социума [16].
В контексте нашего исследования важным является обращение к позиции Ло-уренса А. Кремина, который ввел в научный оборот термин «образовательная экология» и трактовал его как метод исследования взаимосвязей образовательных систем и социума [17].
По мнению М. Е. Вайндорф-Сысоевой, М. Л. Субочевой [18], образовательной экосистеме должны быть присущи свойства саморазвития и саморегулирования в соответствии с новейшими достижениями науки и практики, общественного развития. Н. Махновец, О. А. Попова наделяют данную систему свойствами целостности, мно-гоуровневости, самоорганизации, открытости, саморегулирования [19]. В качестве ключевых характеристик образовательных экосистем выступают также многосторонность, сотворчество и целенаправленность [20]. Н. Ю. Фоминых [21] выделяет свойства образовательной экосистемы как саморегулируемой, самоуправляемой и саморазвивающейся среды.
Б. В. Олейников и С. А. Подлесный считают, что образовательная экосистема обеспечивает реализацию новых возможностей организации обучения с использованием цифровых образовательных ресурсов и инструментов, цифровых образовательных технологий [22].
И. В. Васютенкова, раскрывая сущность данного феномена, делает акцент на технологическом аспекте понятия, включая в него совокупность образовательных технологий и ресурсов, в том числе информационных, необходимых для развития всех субъектов образовательных отношений с учетом принципов персонификации, информатизации, доступности и мобильности [23].
Е. В. Шкарупета [24] изучены концептуальные положения экосистемного подхода к управлению развитием различных систем в условиях цифровой трансформации. Однако следует отметить недостаточную разработанность вопросов функционирования цифровой обучающей экосистемы начальной школы.
Опора на вышеназванные позиции является значимой для нашего исследования с нескольких точек зрения: считаем, во-первых, необходимым интегрировать технологичность и аксиологический характер цифрового образования; во-вторых, адаптировать современные разработки к имеющимся реалиям российской действительности; в-третьих, рассматривать цифровизацию образования с позиций эффективности, экологичности и безопасности.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Методологией исследования в статье являются: системный, сетецентрический, экологический, средовой подходы в образовании. Основополагающим выступает системный подход, определяющий образовательную экосистему как целостную, иерархически структурированную совокупность взаимосвязанных элементов образовательной среды, имеющих цель, ресурсы, взаимодействующие объекты, связь с внешней средой, обратную связь [25].
Средовой подход [26] придает рассматриваемому понятию вектор создания и использования возможностей образовательной среды, в том числе цифровой, в целях обеспечения благоприятных условий для полноценного развития личности.
С точки зрения сетецентрического подхода образовательную экосистему школы можно рассматривать как некую сетевую структуру, которая позволяет использовать большие объемы информации с целью организации эффективного взаимодействия различных субъектов образовательного процесса [27, 28].
Вслед за биолого-экологическим пониманием экосистемы как совокупности «сообществ живых организмов, среды их обитания, системы связей, обмена энергией, веществами» и т. д. [29] экологический подход определяет образовательную экосистему как единство таких условий для развития личности, где в гармонии функционируют человек, его социальное и физическое окружение, предполагающих создание образовательного пространства, использование природной и социальной среды школы. Образовательная экосистема представлена также как взаимодействие всех субъектов образовательного процесса с использованием современных технологий, нацеленных на развитие личности каждого субъекта [30]. Важно отметить, что существенное значение здесь приобретает природосообразный характер выстраиваемой модели, учет психолого-возрастных возможностей ребенка, реализация принципа «Не навреди!».
Источниками исследования стали работы современных исследователей по вопросам цифровизации и реализации экологического подхода в образовании, проектирования цифровой среды. На основе межпредметного подхода использовались методы: анализ литературы, индукция и дедукция, сравнение, анализ и синтез.
Результаты исследования / Research results
Анализ сущности дефиниции «образовательная экосистема» приводит к выводу, что цифровая обучающая экосистема является частью образовательной экосистемы начальной школы. Разработка ее содержания и структуры осуществляется в русле Концепции цифровой трансформации и реализуется путем создания и внедрения цифровых инструментов и технологий обучения и управления образованием, в результате чего обеспечивается достижение нормативно закрепленных планируемых результатов начального общего образования и целевых показателей цифровой трансформации социальной сферы.
Цифровая обучающая экосистема начальной школы (ЦОЭС) - это целостная иерархически структурированная обучающая система как совокупность предметной цифровой среды (техническое, программное обеспечение в виде цифровых инструментов, ресурсов, платформ), а также организационно-технологического, дидактического и методического, кадрового сопровождения, системы управления взаимодействием субъектов образовательного процесса в цифровой среде.
На основании анализа источников по теме статьи, результатов изучения практического опыта в данной области выделим следующие характеристики цифровой обучающей экосистемы начальной школы, определяющие ее специфику.
Целенаправленность. ЦОЭС как часть образовательной экосистемы начальной школы в целом обеспечивает реализацию задач начального общего образования по достижению обучающимися планируемых результатов, ИКТ-компетентности в соответствии с требованиями ФГОС НОО, высокого качества образования.
Согласно системному, сетецентрическому, средовому и экологическому подходам при создании цифровой обучающей экосистемы в начальной школе сформулируем ее задачи:
1) объединение в единую информационно-обучающую сеть младших школьников, их родителей/ законных представителей, педагогов, администрации школы с целью
систематического обмена информацией для достижения общих целей начального образования, вовлечение родителей/ законных представителей в образовательный процесс;
2) формирование единой образовательной среды начальной школы в целях обеспечения доступности образования для всех категорий младших школьников, в том числе с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении, а также для географически разрозненных образовательных объектов;
3) создание комфортной, персональной, экологической образовательной ниши для каждого обучающегося;
4) интеграция систем управления взаимодействием субъектов образовательного процесса и компьютерного моделирования; налаживание сетевого взаимодействия в системах «школа - вуз», «школа - музей», «школа - театр», «школа - библиотека» и других; получение оперативной информации об удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг.
Многокомпонентность. ЦОЭС начальной школы состоит не только из цифровой образовательной среды, которая объединяет в себе все средства аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, оказывающие необходимую поддержку при передаче информации и организующие учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся могли получать качественные образовательные услуги и самостоятельно осваивать профессиональные знания и умения [31]. В ЦОЭС должны быть включены организационно-технологическое, дидактическое и методическое, кадровое сопровождение, управление системой взаимодействия субъектов образовательного процесса в цифровой среде.
Полисубъектность, предполагающая включение участников образовательных отношений в процесс обучения младших школьников за счет открытости информационной среды школы, привлечения родителей к выполнению заданий в дистанционном формате на различных цифровых платформах, организации взаимодействия с представителями вузов, работниками сферы культуры и образования.
Открытость и доступность. ЦОЭС начальной школы предоставляет возможность получения обучающимися, родителями (законными представителями) в любое удобное время оперативной информации об учебных достижениях, проводимых предметных олимпиадах и конкурсах, рейтинге обучающихся. Важным становится использование таких доступных цифровых сервисов и платформ, на которых смогут работать все обучающиеся, используя технические возможности домашнего компьютера и мобильного Интернета.
Вариативность и гибридность форматов обучения в ЦОЭС: гармоничное использование очного и дистанционного взаимодействия ребенка и учителя, ребенка и цифрового контента, обеспечивающего комфортность, смену видов деятельности и форматов общения, поддержание необходимого уровня мотивации и интереса к учебным занятиям, проводимым в виде онлайн-мастер-классов и консультаций, с использованием тренажеров и онлайн-игр, интернет-тестирования и др.
Безопасность для всех субъектов образовательного процесса, предполагающая обеспечение зашиты персональных данных и конфиденциальности информации, учет требований СанПин при внедрении цифровых образовательных ресурсов и цифровых образовательных технологий, использование безопасных цифровых сервисов и платформ, ресурсов в обучении младших школьников; соблюдение временного регламента при цифровом обучении и дистанционной работе обучающихся. Должен быть создан актуальный возрастосообразный цифровой контент, что требует от педагога тщательного ознакомления и проработки его содержания и возможностей.
Экологичность системы обеспечивается: экономией ресурсов, универсальностью, многоразовостью и постоянной обновляемостью компонентов цифровой экосистемы с учетом современных реалий и конкретной ситуации; экологичностью взаимоотношений обучающихся, педагогов, родителей, предполагающих уважительное отношение, соблюдение личных границ партнеров и позитивное влияние ЦОЭС на их личностное развитие и самочувствие.
Оптимальность ЦОЭС: включаемые в обучающую систему компоненты должны обеспечивать получение высоких результатов обучения при невысокой затратности физических, временных и психологических ресурсов обучающихся, учителя и родителей, при условии сохранения их здоровья и позитивного эмоционального состояния.
Адаптивность, гибкость и персонифицированность: созданная ЦОЭС должна работать с учетом имеющихся технических возможностей, потребностей и уровня подготовленности обучающихся и учителя, содействовать реализации индивидуальной образовательной траектории, легко и быстро модифицироваться с учетом изменившихся условий.
Для эффективного функционирования ЦОЭС начальной школы необходима грамотно выстроенная система управления развитием данной системы, включающая следующие блоки.
1. Обеспечение всех классов начальной школы современным оборудованием, необходимым для работы с использованием цифровых образовательных технологий и ресурсов, и наличие автоматизированного рабочего места педагога; выбор такого информационного и программно-аппаратного обеспечения, которое обеспечит возможность работы всех обучающихся в цифровой среде школы и с использованием домашнего Интернета и компьютера.
2. Совершенствование методического и информационного обеспечения цифровой экосистемы начальной школы: приведение реализуемых в начальной школе программ и учебных дисциплин в соответствие с требованиями цифровизации образования; формирование инструментально-методического цифрового интерфейса учителя, включающего безопасные контенты и веб-порталы; обновление технологий организации самостоятельной домашней и классной работы с использованием ИКТ, в том числе дистанционного обучения.
3. Модернизация и актуализация практической подготовки педагогов и специалистов, привлеченных к работе в цифровой среде: организация практико- и про-ектно-ориентированного онлайн-обучения в цифровых специализированных средах; обучение в рамках элективных курсов с привлечением наставников - вузовских преподавателей и профильных специалистов; обучение работе с электронными библиотечными системами и способам их использования в обучении младших школьников; проведение семинаров, тренингов, мастер-классов, нацеленных на овладение навыками создания современного персонального сайта учителя, работы с электронными учебниками, цифровыми досками, облачными технологиями, создания и проведения веб-квестов, интерактивных упражнений и заданий, онлайн-игр и тренажеров, виртуальной книжной полки, онлайн-экскурсии и прочего, технологией организации дистанционного обучения младших школьников с учетом требований эколо-гичности и безопасности.
4. Повышение уровня цифровой грамотности родителей/ законных представителей: обучающее знакомство с официальным сайтом образовательной организации, его структурой, информационными возможностями, с расписанием, электронным
дневником и журналом, проведение мастер-классов по работе в цифровой среде совместно с ребенком, обучение навыкам использования рекомендованных цифровых платформ и сервисов, электронных библиотечных систем, которыми безопасно смогут пользоваться обучающиеся. Форматы работы должны быть гибридные (очно, онлайн, офлайн), в зависимости от возможностей родителей, что необходимо для более широкого охвата участников.
5. Комплексная система управления взаимодействием субъектов образовательного процесса в цифровой обучающей экосистеме: создание новых форм сотрудничества с государственными учреждениями, объединениями, некоммерческими организациями и профессиональными сообществами, родителями/законными представителями младших школьников, проведение общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ, качества и эффективности цифровых образовательных технологий, применяемых в обучении младших школьников.
Заключение / Conclusion
Таким образом, цифровая обучающая экосистема начальной школы - это необходимый и значимый на сегодняшний день компонент образовательной экосистемы школы, включающий в себя как программное обеспечение, так и организационно-технологическое, дидактическое и методическое, кадровое сопровождение, систему управления взаимодействием субъектов образовательного процесса в цифровой среде.
Цифровая обучающая экосистема начальной школы, на наш взгляд, должна обладать свойствами целенаправленности, многокомпонентности, полисубъектности, открытости и доступности, вариативности и гибридности форматов, безопасности, эколо-гичности и оптимальности, адаптивности, гибкости и персонифицированности.
Для эффективного функционирования ЦОЭС начальной школы необходимо грамотно выстроенное управление развитием данной системы, предполагающее разработку модели экологичной и безопасной цифровой обучающей среды, ее материально-техническое оснащение, совершенствование методического и информационного обеспечения цифровой экосистемы начальной школы, актуализация подготовки учителей и специалистов, повышение уровня цифровой грамотности родителей/законных представителей, комплексную систему управления взаимодействием субъектов образовательного процесса в цифровой экосистеме.
Материалы статьи могут быть полезны для учителей начальных классов, IT-специалистов и представителей администрации образовательных организаций для более эффективного решения задач цифровизации образования, создания благоприятных условий для личностного развития обучающихся и повышения качества начального образования.
Ссылки на источники / References
1. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». - URL: https://edu.gov.ru/national-praject/pro-jects/cos/#:~:text=
2. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». - URL: https://economy.gov. ru/mate-rial/file/5ea111d5f4fcef9282f78e862c5cd297/Pass_ EduHR.pdf
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203. «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919
4. Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. № 431-р. - URL: http://static.government.ru/media/files/i2keGFnJGgf832zbAW9tQ7yDDLuEe3Ru.pdf
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/#1000
6. Шмелева Е. А. Инновационная образовательная среда вуза: пространство развития // Научный поиск (электронный научный журнал). - 2012. - № 1(3). - С. 1417. - URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_1_2776
7. Hecker S., Haklay M., Bowser A. et al. Innovation in Open Science, Society and Policy - Setting the Agenda for Citizen Science // Hecker S., Haklay M., Bowser A. et al. (eds.). Citizen Science: Innovation in Open Science, Society and Policy. - L.: UCL Press, 2018. - P. 1-23.
8. Gerald C. Kane. Digital Transformation' Is a Misnomer. It's not about digital or transformation. It's about adaptation. Sloanreview.mit.edu. - URL: http://sloanreview.mit.edu/article/digital-transformation-is-a-misno-mer/?utm_source
9. Brenton P., von Gavel S., Vogel E., Lecoq M.-S. Technology Infrastructure for Citizen Science // Hecker S., Haklay M., Bowser A., Makuch Z., Vogel J., Bonn A. (eds.). Citizen Science: Innovation in Open Science, Society and Policy.
- L.: UCL Press, 2018. - P. 63-80.
10. Кузнецова Т. Ф. Цифровизация как культурная ценность и цифровые технологии // Горизонты гуманитарного знания. - 2019. - № 5. - С. 3-13. - URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1100
11. Масланов Е. В. Цифровизация и развитие информационно-коммуникационных технологий: новые вызовы или обострение старых проблем? // Цифровой ученый: лаборатория философа. - 2019. - № 1. - Т. 2. - С. 6-21.
12. Строков А. А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета.
- 2020. - № 2. - Т. 8. - С. 15-20. DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-15
13. Томюк О. Н., Дьячкова М. А., Кириллова Н. Б., Дудчик А. Ю. Цифровизация образовательной среды как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 6 (42). - С. 422-434.
14. Кормилицына Т. В. Методы и средства активного обучения в аспекте новой цифровой педагогики // Гуманитарные науки и образование. - 2022. - № 13. - Т. 2. - С. 46-52.
15. Mallahi O. A review of research on the application of information and communication technologies (ICT) in academic writing classes, applies to ELT // Journal of Language and Education. - 2022. - 8(2). - Р. 165-178. - URL: https://doi.org/10.17323/jle.2022.13395
16. Teymourtash M., Teymourtash M. An Assessing Look at Shielded Online Education in the Age of Covid: A New Look at Sustainability // Journal of Language and Education. - 2021. - 7(4). - P. 156-171. - URL: https://doi.org/10.17323/jle.2021.12274
17. Lawrence A. Cremin. Traditions of American Education. - Basic Books, 1977. - 172 p.
18. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. Образовательная экосистема: терминологический аспект // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2021. - № 4 (44). - С. 5-11.
19. Махновец С. Н., Попова О. А. Новая экосистема образования как системообразующий вектор качества жизни // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». - 2017. - Вып. 4. - С. 141-149.
20. Зубова В. В. К вопросу об определении понятия электронной информационно-образовательной среды // Среднее профессиональное образование. - 2019. - № 10. - С. 35-38.
21. Фоминых Н. Ю., Койкова Э. И., Бубенчикова А. В. Образовательная среда как экосистема // Мир науки, культуры и образования. - 2021. - № 3 (88). - С. 292-296.
22. Олейников Б. В., Подлесный С. А. О концепции «экосистема обучения» и направлениях развития информатизации образования // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - № 4. - С. 84-91.
23. Васютенкова И. В. Педагог в развивающейся образовательной экосистеме школы // Вестник евразийской науки. - 2014. - № 5 (24). - URL: http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-5-14
24. Шкарупета Е. В., Бачурин Д. Н. Концептуальные положения экосистемного подхода к управлению развитием экономических систем в условиях цифровой трансформации // Организатор производства. - 2020. - № 3. -Т. 28. - С. 7-15.
25. Кузнецова А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: монография. - Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. - 152 с.
26. Ясвин В. Я. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
27. Иванюк В. А. [и др.] Сетецентрические методы управления // Управленческие науки. - 2017. - № 1. - С. 26-34.
28. Пермяков О. Е., Павлова Т. А. Многофакторное управление развитием инновационных образовательных экосистем вузов // Управленческое консультирование. - 2020. - № 12. - С. 149-164.
29. Герасимова Н. В., Титиберия Р. Р. Конкурентная среда как фактор формирования инновационной экосистемы университета // Постулат. - 2018. - № 6. - С. 44.
30. Моисеева Л. В. Экологический подход в психолого-педагогическом образовании как основа достижения устойчивого развития // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 2. - С. 49-54.
1. Federal'nyj proekt "Cifrovaya obrazovatel'naya sreda" [Federal project "Digital Educational Environment"]. Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/#:~:text= (in Russian).
2. Pasport federal'nogo proekta "Kadry dlya cifrovoj ekonomiki" [Passport of the federal project "Personnel for the digital economy"]. Available at: https://economy.gov. ru/mate-rial/file/5ea111d5f4fcef9282f78e862c5cd297/Pass_ EduHR.pdf (in Russian).
3. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.05.2017 № 203. "O strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody" [Decree of the President of the Russian Federation dated 09.05.2017 No. 203. "On the Strategy for the development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030"]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (in Russian).
4. Koncepciya cifrovoj i funkcional'noj transformacii social'noj sfery, otnosyashchejsya k sfere deyatel'nosti Minister-stva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii, na period do 2025 goda [The concept of digital and functional transformation of the social sphere related to the activity of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation for the period up to 2025]. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 20 fevralya 2021 g. № 431-r. Available at: http://static.government.ru/me-dia/files/i2keGFnJGgf832zbAW9tQ7yDDLuEe3Ru.pdf (in Russian).
5. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 31 maya 2021 g. № 286 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudar-stvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 286 dated May 31, 2021 "On Approval of the Federal State Educational Standard of Primary General Education"]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/#1000 (in Russian).
6. Shmeleva, E. A. (2012). "Innovacionnaya obrazovatel'naya sreda vuza: prostranstvo razvitiya" [Innovative educational environment of the university: the territory of development], Nauchnyj poisk (elektronnyj nauchnyj zhurnal), № 1(3), p. 1417. Available at: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_1_2776 (in Russian).
7. Hecker, S., Haklay, M., Bowser, A. et al. (2018). "Innovation in Open Science, Society and Policy - Setting the Agenda for Citizen Science", in Hecker, S., Haklay, M., Bowser, A. et al. (eds.). Citizen Science: Innovation in Open Science, Society and Policy, UCL Press, London, pp. 1-23 (in English).
8. Gerald, C. Kane. Digital Transformation' Is a Misnomer. It's not about digital or transformation. It's about adaptation. Sloanreview.mit.edu. Available at: http://sloanreview.mit.edu/article/digital-transformation-is-a-misno-mer/?utm_source (in English).
9. Brenton, P., von Gavel, S., Vogel, E., & Lecoq, M.-S. (2018). "Technology Infrastructure for Citizen Science", in Hecker, S., Haklay, M., Bowser, A., Makuch, Z., Vogel, J., & Bonn, A. (eds.). Citizen Science: Innovation in Open Science, Society and Policy, UCL Press, London, pp. 63-80 (in English).
10. Kuznecova, T. F. (2019). "Cifrovizaciya kak kul'turnaya cennost' i cifrovye tekhnologii" [Computerization as a cultural value and digital technologies], Gorizonty gumanitarnogo znaniya, № 5, pp. 3-13. Available at: http://jour-nals.mosgu.ru/ggz/article/view/1100 (in Russian).
11. Maslanov, E. V. (2019). "Cifrovizaciya i razvitie informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij: novye vyzovy ili obostrenie staryh problem?" [Computerization and development of information and communication technologies: new challenges or aggravation of old problems?], Cifrovoj uchenyj: laboratoriya filosofa, № 1, t. 2, pp. 6-21 (in Russian).
12. Strokov, A. A. (2020). "Cifrovizaciya obrazovaniya: problemy i perspektivy" [Computerization of education: problems and prospects], Vestnik Mininskogo universiteta, № 2, t. 8, pp. 15-20. DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-215 (in Russian).
13. Tomyuk, O. N., D'yachkova, M. A., Kirillova, N. B., & Dudchik, A. Yu. (2019). "Cifrovizaciya obrazovatel'noj sredy kak faktor lichnostnogo i professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya" [Digitalization of the educational environment as a factor of personal and professional self-determination of students], Perspektivy nauki i obra-zovaniya, № 6 (42), pp. 422-434 (in Russian).
14. Kormilicyna, T. V. (2022). "Metody i sredstva aktivnogo obucheniya v aspekte novoj cifrovoj pedagogiki" [Methods and means of active learning in the aspect of new digital pedagogy], Guma-nitarnye nauki i obrazovanie, № 13, t. 2, pp. 46-52 (in Russian).
15. Mallahi, O. (2022). "A review of research on the application of information and communication technologies (ICT) in academic writing classes, applies to ELT", Journal of Language and Education, 8(2), pp. 165-178. Available at: https://doi.org/10.17323/jle.2022.13395 (in English).
16. Teymourtash, M., & Teymourtash, M. (2021). "An Assessing Look at Shielded Online Education in the Age of Covid: A New Look at Sustainability", Journal of Language and Education, 7(4), pp. 156-171. Available at: https://doi.org/10.17323/jle.2021.12274 (in English).
17. Lawrence, A. (1977). Cremin. Traditions of American Education, Basic Books, 172 p. (in English).
18. Vajndorf-Sysoeva, M. E., & Subocheva, M. L. (2021). "Obrazovatel'naya ekosistema: terminologicheskij aspect" [Educational ecosystem: terminological aspect], Professional'noe obrazovanie v Rossii iza rubezhom, № 4 (44), pp. 5-11 (in Russian).
19. Mahnovec, S. N., & Popova, O. A. (2017). "Novaya ekosistema obrazovaniya kak sistemoobrazuyushchij vektor kachestva zhizni" [The new ecosystem of education as a system-forming vector of quality of life], Vestnik TvGU. Seriya "Pedagogika i psihologiya", vyp. 4, pp. 141-149 (in Russian).
20. Zubova, V. V. (2019). "K voprosu ob opredelenii ponyatiya elektronnoj informacionno-obrazovatel'noj sredy" [To the question of the electronic information and educational environment concept definition], Srednee professional'noe obrazovanie, № 10, pp. 35-38 (in Russian).
21. Fominyh, N. Yu., Kojkova, E. I., & Bubenchikova, A. V. (2021). "Obrazovatel'naya sreda kak ekosistema" [Educational environment as an ecosystem], Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya, № 3 (88), pp. 292-296 (in Russian).
22. Olejnikov, B. V., & Podlesnyj, S. A. (2013). "O koncepcii "ekosistema obucheniya" i napravleniyah razvitiya in-formatizacii obrazovaniya" [About the concept of "ecosystem of education" and directions of education informatization development], Znanie. Ponimanie. Umenie, № 4, pp. 84-91 (in Russian).
23. Vasyutenkova, I. V. (2014). "Pedagog v razvivayushchejsya obrazovatel'noj ekosisteme shkoly" [Educator in the developing educational ecosystem of the school], Vestnik evrazijskoj nauki, № 5 (24). Available at: http://nau-kovedenie.ru/index.php?p=issue-5-14 (in Russian).
24. Shkarupeta, E. V., & Bachurin, D. N. (2020). "Konceptual'nye polozheniya ekosistemnogo podhoda k upravleniyu razvitiem ekonomicheskih sistem v usloviyah cifrovoj transformacii" [Conceptual tenets of the ecosystem approach to managing the development of economic systems in the context of digital transformation], Organizator proizvod-stva, № 3, t. 28, pp. 7-15 (in Russian).
25. Kuznecova, A. G. (2001). Razvitie metodologii sistemnogo podhoda v otechestvennoj pedagogike [Development of the methodology of a systemic approach in domestic pedagogy]: monografiya, Izd-vo HK IPPK PK, Habarovsk, 152 p. (in Russian).
26. Yasvin, V. Ya. (2001). Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational environment: from modeling to design], Smysl, Moscow, 365 p. (in Russian).
27. Ivanyuk, V. A. [i dr.] (2017). "Setecentricheskie metody upravleniya" [Web-centric control methods], Upravlench-eskie nauki, № 1, pp. 26-34 (in Russian).
28. Permyakov, O. E., & Pavlova, T. A. (2020). "Mnogofaktornoe upravlenie razvitiem innovacionnyh obrazovatel'nyh ekosistem vuzov" [Multifactorial management of the universities' innovative educational ecosystems development], Upravlencheskoe konsul'tirovanie, № 12, pp. 149-164 (in Russian).
29. Gerasimova, N. V., & Titiberiya, R. R. (2018). "Konkurentnaya sreda kak faktor formirovaniya innovacionnoj ekosistemy universiteta" [Competitive environment as a factor in the formation of the university's innovative ecosystem], Postulat, № 6, p. 44 (in Russian).
30. Moiseeva, L. V. (2012). "Ekologicheskij podhod v psihologo-pedagogicheskom obrazovanii kak osnova dostizheniya ustojchivogo razvitiya" [Ecological approach in psychological and pedagogical education as a basis for achieving sustainable development], Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, № 2, pp. 49-54 (in Russian).