DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.115.1.105
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОСИСТЕМЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РЕГИОНА
Научная статья
Воронина Н.Ф.1' *, Анопченко Т.Ю.2
1 ORCID: 0000-0001-6311-5532;
2 ORCID: 0000-0002-7426-0441;
1 Московский авиационный институт, Жуковский, Россия;
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия
* Корреспондирующий автор (voroninanf[at]yandex.ru)
Аннотация
Формирование экосистемы цифровой экономики, являющейся основой для развития регионов в рамках реализации стратегии развития РФ, включает в себя трансформацию используемой модели образовательной среды. Требования к трансформации образования в настоящее время обусловлены, прежде всего, необходимостью формирования и освоения необходимых цифровых компетенций кадрами, способствующих развитию цифровой экономики. Трансформация предполагает качественные изменения цели, структуры и функций образовательной среды. Авторы рассматривают применение экосистемного подхода как наиболее эффективного для внедрения необходимых изменений в образовательную среду региона в соответствии с реализуемыми программами развития РФ федерального и регионального уровней. В статье обосновывается необходимость формирования новой модели образовательной среды, способной развиваться в соответствии с изменяющимися потребностями процесса цифровизации. Обоснована возможность рассмотрения образовательной среды с позиций экосистемы. Сформулирована гипотеза, что данная задача может быть решена через построение новой модели образовательной среды. Целью исследования стало рассмотрение возможности разработки модели образовательной среды на основе применения экосистемного подхода. Формирование новой модели образовательной среды позволяет в дальнейшем сформулировать практические рекомендации по реализации процесса цифровизации образования. Обосновывается, что становление и успешное развитие образовательной экосистемы возможно только при активном участии всех заинтересованных сторон. Сделан вывод, что обеспечение подготовки компетентных кадров и повышения квалификации действующих работников для реализации процесса цифровой трансформации в РФ возможно посредством создания единой образовательной среды для всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова: образовательная среда, цифровая экономика, цифровизация, экосистема, подготовка кадров.
ON THE FORMATION OF A DIGITAL ECONOMY ECOSYSTEM IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT
OF A REGION
Research article
Voronina N.F.1' *, Anopchenko T.2
1 ORCID: 0000-0001-6311-5532;
2 ORCID: 0000-0002-7426-0441;
1 Moscow Aviation Institute, Zhukovsky, Russian;
2 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia
* Corresponding author (voroninanf[at]yandex.ru)
Abstract
The formation of a digital economy ecosystem, which is the basis for the development of regions within the framework of the implementation of the development strategy of the Russian Federation, includes the transformation of the currently utilized educational environment model. Today's requirements for the transformation of education are based on the need for the formation and development of the necessary digital competencies by personnel contributing to the development of the digital economy. The transformation involves qualitative changes in the purpose, structure, and functions of the educational environment. The authors examine the application of the ecosystem approach as the most effective for implementing the necessary changes in the educational environment of a region in accordance with the ongoing development programs of the Russian Federation at the federal and regional levels. The article substantiates the need to form a new model of the educational environment capable of developing in accordance with the changing needs of the digitalization process. The possibility of examining the educational environment from the perspective of the ecosystem is also substantiated. The authors formulate a hypothesis that this problem can be solved through the construction of a new model of educational environment. The purpose of the study is to consider the possibility of developing a model of the educational environment based on the application of the ecosystem approach. The formation of a new model of the educational environment allows for formulating practical recommendations for the implementation of the process of digitalization of education. The article proves that the formation and successful development of the educational ecosystem is possible only with the active participation of all interested parties. It is concluded that the provision of training of competent personnel and advanced training of existing employees for the implementation of the digital transformation process in the Russian Federation is possible through the creation of a unified educational environment for all participants in the educational process.
Keywords: educational environment, digital economy, digitalization, ecosystem, personnel training.
Введение
К 2030 г. рост ВВП будет более чем наполовину связан с цифровизацией (1,47% из 2,75% ежегодного прироста ВВП), в первую очередь в результате повышения эффективности и конкурентоспособности всех секторов экономики
[1]. В долгосрочной перспективе цифровизация способна стать значимым структурным фактором экономического роста при различных сценариях развития российской экономики.
Реализуемая в РФ программа стратегического развития включает в себя создание экосистемы цифровой экономики, включающая взаимосвязь таких элементов, как информационная безопасность, правовое регулирование, цифровое государственное управление, цифровые технологии, информационная инфраструктура, кадры. Для эффективного становления и развития экосистемы цифровой экономики все ее элементы должны развиваться равномерно. Отставание в развитии одного элемента приведет к задержке формирования всей системы, т.к. ее элементы взаимосвязаны.
Методы и принципы исследования
Образовательная среда региона, ее структура и компоненты формируют возможности региона в процессе подготовки кадров для цифровой экономики, учитывая многообразие разных факторов, но существуют факторы, которые негативным образом сказываются на данном процессе [9].
В настоящей статье на основе общенаучной методологии и диалектического подхода рассмотрена модель единой образовательной среды, основанной на экосистемном подходе. Экосистема рассматривается как механизм региональной цифровой трансформации с целью интегрирования всех заинтересованных сторон по подготовке кадров к требованиям цифровой экономики. Цифровизация позволяет сформировать экосистему, в рамках которой субъект может создавать для себя нужное ему дружественное окружение (технологическое, инструментальное, методическое, документальное, партнёрское и т. п.) [6].
Экосистемный подход является основой стратегии комплексного управления экономическими системами с целью обеспечения их сохранения и устойчивого развития на справедливой основе. Принципами экосистемного подхода в условиях цифровой трансформации являются: удовлетворение интересов общества; децентрализация управления; учет влияния на другие экосистемы; управление в экономическом контексте; сохранение структуры и функций экосистемы, приоритет управления в пределах естественного функционирования; учет пространственных и временных масштабов; долговременные цели; признание неизбежности изменений; достижение равновесия между сохранением и использованием разнообразия и интеграции; привлечение всех заинтересованные групп общества и научных дисциплин [5].
Экосистемный подход позволяет учитывать все глобальные взаимодействие в образовательной среде, в рамках которой взаимодействуют ее участники [14]. Как отмечают Г. А. Краснова и Г. В. Можаева, «Цифровая экосистема -система взаимосвязей между отдельными продуктами и сервисами, добавляющая им ценность, это - метафора, которая предлагает рассматривать современные организации как смешанные сообщества, в которых взаимодействуют люди и цифровые агенты» [8].
Использование единого методологического подхода при построении модели образовательной среды в условиях цифровой трансформации, основанной на архитектуре цифровой трансформации, позволяет в дальнейшем разработать единый комплексный подход к цифровой трансформации образовательной среды.
Целью исследования является разработка модели единой образовательной среды на основе экосистемного подхода.
Задачами исследования является: анализ существующего реального состояния образовательной модели, используемой в РФ с учетом реализуемой стратегии развития страны; определение стейкхолдеров в образовательной среде региона; выделение и учет компонентов цифровой экономики при рассмотрении образовательной среды.
Основные результаты
Сбалансированное устойчивое развитие экосистемы цифровая экономика должно обеспечиваться реализацией государственных программ РФ, государственных программ субъектов РФ, региональных проектов и иных мероприятий.
Основными документами, определяющими направленность развития цифровой экономики и формирующими среду, являются:
Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития российской Федерации на период до 2024 года» [2];
Указ «О национальных целях развития России до 2030 года», определяющий стратегические направления развития страны, ориентированные на увеличения численности населения и повышения уровня жизни граждан. В Указе сформулированы пять национальных целей, одна из которых связана со становлением цифровой экономики, а именно цифровая трансформация.
Соответствие национальных целей и задач в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития российской Федерации на период до 2024 года» и Указе «О национальных целях развития России до 2030года» представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Формирование цифровой среды в соответствии с национальными целями РФ
Срок реализации Цель Задачи
2024 год обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере создание системы правового регулирования цифровой экономики; внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий; создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок; обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики; обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства; создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок; внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства; преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений; создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений; разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств - членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики.
2030 год Цифровая трансформация не сформулированы
Примечание: составлено автором
Достижение цели обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере напрямую связана с формированием необходимого качества и количества кадров, обладающих необходимыми компетенциями, способствующих как достижению целей цифровизации, так и развитию индивида, реализации его возможностей и способностей. Поэтому реализация задачи обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики является одной из основополагающих, оказывающей влияние на достижимость остальных задач, реализуется в образовательной среде и зависит от эффективности ее функционирования, т.к. именно посредством использования образовательной среды формируются необходимые кадры.
Достижение цели, направленной на цифровую трансформацию определяется как переход организаций к цифровому бизнесу через изменение культуры организации и внедрение новых информационных технологий, расширяющих границы организации и позволяющих формировать свою экосистему. Цифровая трансформация и цифровизация неразрывно связаны [7].
В 2020 году разработана и утверждена Ведомственная программа цифровой трансформации [15]. Среди главных критериев ее оценки: качество подготовки ведомственных программ цифровой трансформации, степень кадровой обеспеченности, успешные проекты в сфере искусственного интеллекта, а также другие показатели [14]. Кадровое обеспечение включает в себя наличие высококвалифицированных кадров в достаточном объеме и соответствующих рабочих мест. Существующая модель подготовки специалистов, обладающих определенными компетенциями для разработки и внедрения цифровых технологий для реализации цифровой трансформации, остается одним из барьеров, препятствующему достижимости цифровизации. Рейтинг обеспечения цифровизации необходимыми кадрами, по результатам проводимых исследований показал, что в мировом рейтинге стран России занимает следующие позиции, представленные в таблице 2.
Таблица 2 - Рейтинг кадрового обеспечения цифровой трансформации в России
Параметр Место России среди других стран
Доля выпускников ВУЗов ИКТ-специальностей, % от выпускников 2016 7
Число выпускников ВУЗов ИКТ-специальностей, чел. на 1 млн населения, 2016 250
Доля специалистов ИКТ среди занятых (все отрасли), % от выпускников 2018 2,2
Доля занятых в отрасли ИКТ, % от занятых, 2015 1,6
В настоящее время для ликвидации отставания в России в обеспеченности кадрами реализуется Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [4]. Существующие уровни образования: общее, среднее профессиональное и высшее образование достаточно разрознены, управление и организация процессами формирования необходимых цифровых компетенций реализована слабо и отсутствует взаимосвязь между уровнями образования по данному направлению.
На уровне подготовки кадров в организациях высшего общего образования в настоящее время реализуется проект «Цифровая школа», который нацелен как на переоборудование школ, так и на создание цифровой среды, обновление учебных курсов, направленных на развитие цифровых навыков у школьников [10].
На уровне подготовки кадров в организациях среднего профессионального образования в настоящее время реализуется Проект «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года» [12].
На уровне подготовки кадров в организациях высшего образования цифровые компетенции внесены в Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) на уровнях бакалавриата и специалитета [13]. Обучение по измененным стандартам начнется с 1 сентября 2021 года во всех образовательных организациях высшего образования. Внесение цифровых компетенций в ФГОС ВО направлено на реализацию основных направлений национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в частности, подготовки высококвалифицированных кадров, и отвечает запросам современной экономики и широкого внедрения цифровых технологий. Минобрнауки России совместно с Федеральным учебно -методическим объединением (ФУМО) разработало учебные модули в части цифровых компетенций. Также Министерство вместе с ФУМО и работодателями создали модули по искусственному интеллекту, которые с 1 сентября 2021 года будут интегрированы в образовательные программы высшего образования [16].
Для удовлетворения потребностей в подготовке кадров в условиях динамизма развития цифровых технологий необходимо непрерывное воспроизводство компетенций, что вызывает необходимость создания условий, способствующих изменению существующих образовательных моделей, что не учитывается в вышеуказанных реализуемых программах.
Традиционные образовательные модели являются недостаточно гибкими и, обладая консерватизмом и инертностью, отстают от объективной необходимости применения инновационных технологий [11].
Обсуждение
Создание единой образовательной среды, направленной на формирование цифровых компетенций у обучающегося, необходимых для реализации проектов цифровой трансформации в России, связано с необходимостью построения новой модели образования. Новая модель основана на экосистемном подходе, позволяющем вовлечь в среду подготовки кадров всех участников процесса, учитывая их имеющийся потенциал и формируя единую среду взаимодействия. На рисунке 1 представлена предлагаемая модель единой образовательной среды, позволяющая учитывать потребности работника, как конкурентоспособного специалиста, обладающего компетенциями цифровой экономики, что предполагает постоянное самосовершенствование и развитие.
Digital competencies
Digital Economy personnel
Рис. 1 - Модель единой образовательной среды
Примечание: составлено автором
Участники единой образовательной среды взаимодействуют открыто, дополняя друг друга, в отличие от существующей системы образования в России. Предлагаемая модель основана на сотрудничестве внутри сообщества и ответственности за результат обучения всех участников. При таком подходе каждый участник работает на единый результат и противоречие между требованиями образовательных учреждений разного уровня к обучающемуся, требованиями работодателя, требованиями обучающегося и интересами государства отсутствуют. Формирование цифровых компетенций позволяет участникам образовательной среды максимально использовать потенциал современных технологий. Тем самым достигается цель обеспечения кадрами процесса цифровизации и цифровой трансформации общества. Новая модель образовательной среды является динамичной, что позволяет быстро и конструктивно реагировать на запросы общества и происходящие институциональные изменения.
Заключение
Формирование модели подготовки специалистов с позиций экосистемного подхода позволит охватить множество участников и учесть их требования, быть динамичной и постоянно развивающейся, создавая новые ценности через сотрудничество и конкуренцию. Общие цели и интересы, а также необходимость отвечать на растущие запросы потребителей делают сотрудничество основой модели.
Построение модели с учетом экосистемного подхода позволяет реализовать следующие принципы:
Модульность, необходимые компоненты предложения для потребителей, с учетом специфики, могут разрабатываться независимо, но функционировать как единое целое.
Кастомизация, индивидуализация применения модели, возможность учесть запросы регионов.
Многосторонние отношения, позволяющие формировать необходимые коммуникационные нелинейные каналы взаимодействия.
Координация, внедрение общих стандартов, правил и процессов формирования, поддерживающих деятельность друг друга, не противоречащих, позволяющих реализовывать образовательную деятельность согласованно.
Реализация модели позволит сформировать единую образовательную среду для подготовки кадров необходимыми цифровыми компетенциями для реализации программ развития России.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. ; науч. ред. Л. М. Гохберг ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 82 с.
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/57425 (дата обращения 11.09.2021)
3. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения 11.09.2021)
4. Гарькуша А.В. Концепции развития экосистем в рамках цифровой экономики / А.В. Гарькуша, Е.Б. Шелудько // Сборник научных статей участников 20-й Международной научно-практической конференции в рамках III Московского академического экономического форума. Курск, 2021. С. 68-72.
5. Климов А. А. Влияние цифровизации на систему профессионального образования / А. А. Климов, Е. Ю. Заречкин, В. П. Куприяновский // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2019. Т. 15, № 2. С. 468-476. DOI: 10.25559/SITITO.15.201902.468-476
6. Коммисаренко Н. Цифровая трансформация / Н. Коммисаренко. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bigdataschool.ru/wiki/цифровая-трансформация (дата обращения 25.09.2021)
7. Краснова, Г. А. Электронное образование в эпоху цифровой трансформации : научное издание / Г. А. Краснова, Г. В. Можаева. - Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. - 200 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38596945_65913216.pdf. (дата обращения 11.09.2021)
8. Курбатова С.М. Экосистема образования как фактор цифровизации российской экономики / С.М. Курбатова, Л.Ю. Айснер. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42350459_82593209.pdf (дата обращения 20.09.2021)
9. Паспорт проекта «Цифровая школа». [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/anB8i (дата обращения 11.09.2021)
10. Савина А.Г. Проблемы формирования экосистемы онлайн-образования в тренде цифровой экономики. Экономическая демография и экономика труда / А.Г. Савина, Л. И. Малявкина. 2017. С.159-165
11. Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400621537 (дата обращения 11.09.2021)
12. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/e16/dv6edzmr0og5dm57dtm0wyllr6uwtujw.pdf (дата обращения 21.09.2021)
13. Сумина Т.А. Прогнозирование профессионального будущего молодежи как важнейший фактор развития экосистемы личности в условиях цифровой экономики / Т.А. Сумина, В.С. Третьякова // Стратегические ориентиры современного образования. С. 182-186. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/10383595 (дата обращения 11.09.2021).
14. Ведомственная программа цифровой трансформации Министерства экономического развития Российской Федерации на 2021-2023 годы, утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 декабря 2020 г. № 876. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/anB9d (дата обращения 25.09.2021)
15. Минобрнауки России проводит работу по подготовке кадров для цифровой экономики. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=33637 (дата обращения 11.09.2021)
16. European Commission: International Digital Economy and Society Index 2018, Eurostat: ICT specialists in employment, HSE: The Information Industry. Measuring Russia by International Standards, OECD Digital Economy Outlook 2017, UNESCO: Tertiary graduates by level of education.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Chto takoe cifrovaja jekonomika? Trendy, kompetencii, izmerenie [What is the digital economy? Trends, competencies, measurement] : dokl. to the XX Apr. international Scientific Conference on problems of Economic and Social development, Moscow, 9-12 Apr. 2019 / G. I. Abdrakhmanova, K. O. Vishnevsky, L. M. Gokhberg et al.; scientific ed. L. M. Gokhberg; Nats. research. un-t "Higher School of Economics". - M.: Publishing House of the Higher School of Economics, 2019. - 82 p. [in Russian]
2. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maja 2018 g. N 204 "O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda" [Decree of the President of the Russian Federation No. 204 dated May 7, 2018 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024"]. [Electronic resource]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/57425 (accessed 11.09.2021) [in Russian]
3. Federal'nyj proekt «Cifrovaja obrazovatel'naja sreda». [Federal project "Digital educational Environment"]. [Electronic resource]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos / (accessed 11.09.2021) [in Russian]
4. Garkusha A.V. Koncepcii razvitija jekosistem v ramkah cifrovoj jekonomiki [Concepts of ecosystem development within the digital economy] / A.V. Garkusha, E.B. Sheludko // Sbornik nauchnyh statej uchastnikov 20-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii v ramkah III Moskovskogo akademicheskogo jekonomicheskogo foruma [Collection of scientific articles by participants of the 20th International Scientific and Practical Conference within the framework of the III Moscow Academic Economic Forum]. Kursk, 2021. pp. 68-72. [in Russian]
5. Klimov A. A. Vlijanie cifrovizacii na sistemu professional'nogo obrazovanija [The influence of digitalization on the system of vocational education] / A. A. Klimov, E. Yu. Zarechkin, V. P. Kuprianovsky // Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie [Modern information technologies and IT education]. 2019. Vol. 15, No. 2. pp. 468-476. DOI: 10.25559/SITITO.15.201902.468-476 [in Russian]
6. Kommisarenko N. Cifrovaja transformacija [Digital transformation] / N. Kommisarenko. [Electronic resource]. URL: https://www.bigdataschool.ru/wiki/цифровая-трансформация (accessed 25.09.2021) [in Russian]
7. Krasnova, G. A. Jelektronnoe obrazovanie v jepohu cifrovoj transformacii [Electronic education in the era of digital transformation]: scientific publication / G. A. Krasnova, G. V. Mozhaeva. - Tomsk : Publishing House of Tomsk State University, 2019. - 200 p. [Electronic resource]. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38596945_65913216.pdf. (accessed 11.09.2021) [in Russian]
8. Kurbatova S.M. Jekosistema obrazovanija kak faktor cifrovizacii rossijskoj jekonomiki [The ecosystem of education as a factor of digitalization of the Russian economyy] / S.M. Kurbatova, L.Y. Eisner. [Electronic resource]. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42350459_82593209.pdf (accessed 20.09.2021) [in Russian]
9. Pasport proekta «Cifrovaja shkola» [Passport of the Digital School project]. [Electronic resource]. URL: https://clck.ru/anB8i (accessed 11.09.2021) [in Russian]
10. Savina A.G. Problemy formirovanija jekosistemy onlajn-obrazovanija v trende cifrovoj jekonomiki. Jekonomicheskaja demografja i jekonomika truda [Problems of formation of the ecosystem of online education in the trend of the digital economy. Economic demography and labor economics] / A.G. Savina, L. I. Malyavkina. 2017. pp.159-165 [in Russian]
11. Strategija razvitija nacional'noj sistemy kvalifikacij Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda [Development strategy of the national qualifications system of the Russian Federation for the period up to 2030]. [Electronic resource]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400621537 (accessed 11.09.2021) [in Russian]
12. Strategija cifrovoj transformacii otrasli nauki i vysshego obrazovanija [Strategy of digital transformation of the branch of science and higher education]. [Electronic resource]. URL: https://clck.ru/ZELvA (accessed 21.09.2021) [in Russian]
13. Sumina T.A. Prognozirovanie professional'nogo budushhego molodezhi kak vazhnejshij faktor razvitija jekosistemy lichnosti v uslovijah cifrovoj jekonomiki [Forecasting the professional future of youth as the most important factor in the development of the ecosystem of personality in the digital economy] / T.A. Sumina, V.S. Tretyakova // Strategicheskie orientiry sovremennogo obrazovanija [Strategic guidelines of modern education]. pp. 182-186. [Electronic resource]. URL: https://tass.ru/ekonomika/10383595 (accessed 11.09.2021). [in Russian]
14. Vedomstvennaja programma cifrovoj transformacii Ministerstva jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na 2021-2023 gody, utverzhdena prikazom Minjekonomrazvitija Rossii ot 30 dekabrja 2020 g [The departmental program of digital transformation of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation for 2021-2023, approved by the order of the Ministry of Economic Development of Russia dated December 30, 2020]. No. 876. [Electronic resource]. URL: https://clck.ru/anB9d (accessed 25.09.2021) [in Russian]
15. Minobrnauki Rossii provodit rabotu po podgotovke kadrov dlja cifrovoj jekonomiki [The Ministry of Education and Science of Russia is working on training personnel for the digital economy]. [Electronic resource]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=33637 (accessed 11.09.2021) [in Russian]
16. European Commission: International Digital Economy and Society Index 2018, Eurostat: ICT specialists in employment, HSE: The Information Industry. Measuring Russia by International Standards, OECD Digital Economy Outlook 2017, UNESCO: Tertiary graduates by level of education. [in Russian]