Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА: ГЕНЕЗИС И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ'

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА: ГЕНЕЗИС И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА / СЕТЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулейманкадиева Алжанат Эльдеркадиевна, Петров Максим Александрович, Александров Игорь Николаевич

Внимание авторов фокусируется на современных процессах трансформации рынка онлайн-образования и формировании концепции цифровой образовательной экосистемы как современном сетевом подходе организации общеобразовательного пространства. Обосновывается необходимость реализации данного подхода с учетом активной цифровизации образовательных услуг и тенденций развития онлайн-образования. Актуальность темы обуславливается рядом причин, которые связаны со всеобщей цифровизацией экономики и пандемией COVID-19, которая ускорила процесс цифровой трансформации образовательной сферы. Детерминация причин трансформации традиционной иерархической системы образования, стремительного развития рынка онлайн-образования и, как следствие, формирования концепции цифровой образовательной экосистемы в качестве современного подхода к организации образовательной среды в условиях перехода общества к новому технологическому укладу, сетевизации мирового образовательного пространства и активного внедрения в образовательный процесс цифровых технологий определяется авторами как основная цель настоящего исследования. Компаративный анализ тенденций мирового и российского образовательного пространства позволил выявить основные направления развития рынка онлайн-образования, отличительные особенности и факторы формирования цифровой образовательной экосистемы. На основе анализа эмпирических данных делается вывод об ускоренных темпах развития рынка онлайн-образования, рассчитывается прогнозное значение темпов прироста онлайн-образования в перспективе ближайших нескольких лет. Формулируется авторское видение цифровой образовательной экосистемы как сетевой инфраструктуры, которая формирует единую технологическую образовательную платформу с использованием цифровых технологий, создает условия для эффективного взаимодействия стейкхолдеров посредством оказания персонализированных образовательных услуг на основе учета интересов потребителей. Экстраполяция результатов исследования позволила определить перспективы развития онлайн-образования в условиях интенсивной цифровизации образовательных продуктов и становления концепции экосистемной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сулейманкадиева Алжанат Эльдеркадиевна, Петров Максим Александрович, Александров Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATIONAL ECOSYSTEM: THE GENESIS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ONLINE EDUCATION

The authors' attention is focused on the modern processes of transformation of the online education market and the concept of the digital educational ecosystem as a modern network approach to the organization of the general education space. The necessity of implementing this approach is justified, taking into account the active digitalization of educational services and trends in the development of online education. The relevance of the topic is due to a number of reasons related to the general digitalization of the economy and the COVID-19 pandemic, which accelerated the process of digital transformation of the educational sphere. The determination of the reasons for the transformation of the traditional hierarchical education system, the rapid development of the online education market and, as a result, the formation of the digital educational ecosystem concept as a modern approach to the organization of the educational environment in the conditions of society's transition to a new technological order, the networking of the world educational space and the active introduction of digital technologies into the educational process is determined by the authors as the main goal of this study. A comparative analysis of the trends in the global and Russian educational spaces allowed to identify the main directions of the development of the online education market, and distinctive features and factors of the digital educational ecosystem. Based on the analysis of empirical data, the conclusion is made about the accelerated pace of development of the online education market. The forecast value of the growth rate of online education in the next few years is calculated. The authors' vision of the digital educational ecosystem as a network infrastructure is formulated, which forms a single technological educational platform using digital technologies, creates conditions for effective interaction of stakeholders through the provision of personalized educational services based on the interests of consumers. Extrapolation of the research results allowed to determine the prospects for the development of online education amidst intensive digitalization of educational products and the formation of the concept of an ecosystem educational environment.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА: ГЕНЕЗИС И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ»

вопросы инновационной экономики

Том 11 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2021 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

О

Первое

экономическое издательство

цифровая образовательная экосистема: генезис и перспективы развития онлайн-образования

Сулейманкадиева А.Э. 12, Петров М.А. 1, Александров И.Н. 3

1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия

2 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), Санкт-Петербург, Россия

3 Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Внимание авторов фокусируется на современных процессах трансформации рынка онлайн-образо-вания и формировании концепции цифровой образовательной экосистемы как современном сетевом подходе организации общеобразовательного пространства. Обосновывается необходимость реализации данного подхода с учетом активной цифровизации образовательных услуг и тенденций развития онлайн-образования. Актуальность темы обуславливается рядом причин, которые связаны со всеобщей цифровизацией экономики и пандемией COVID-19, которая ускорила процесс цифровой трансформации образовательной сферы. Детерминация причин трансформации традиционной иерархической системы образования, стремительного развития рынка онлайн-образования и, как следствие, формирования концепции цифровой образовательной экосистемы в качестве современного подхода к организации образовательной среды в условиях перехода общества к новому технологическому укладу, сетевизации мирового образовательного пространства и активного внедрения в образовательный процесс цифровых технологий определяется авторами как основная цель настоящего исследования. Компаративный анализ тенденций мирового и российского образовательного пространства позволил выявить основные направления развития рынка онлайн-образования, отличительные особенности и факторы формирования цифровой образовательной экосистемы. На основе анализа эмпирических данных делается вывод об ускоренных темпах развития рынка онлайн-образования, рассчитывается прогнозное значение темпов прироста онлайн-образования в перспективе ближайших нескольких лет. Формулируется авторское видение цифровой образовательной экосистемы как сетевой инфраструктуры, которая формирует единую технологическую образовательную платформу с использованием цифровых технологий, создает условия для эффективного взаимодействия стейкхолдеров посредством оказания персонализированных образовательных услуг на основе учета интересов потребителей. Экстраполяция результатов исследования позволила определить перспективы развития онлайн-образования в условиях интенсивной цифровиза-ции образовательных продуктов и становления концепции экосистемной образовательной среды.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: трансформация образования, цифровые образовательные технологии, образовательная экосистема, сетевая образовательная инфраструктура, тренды развития онлайн-образования

Digital educational ecosystem: the genesis and prospects for the development of online education

Suleymankadieva A.E. 12, Petrov M.A. 1, Aleksandrov I.N. 3

1 Saint Petersburg State University of Economics, Russia

2 Saint Petersburg Electrotechnical University, Russia

3 Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Russia

Введение

Концепция цифровой образовательной экосистемы появилась относительно недавно и связана с проявлением целого ряда факторов: во-первых, интенсивное развитие цифровой экономики активно меняет требования к подготовке кадров, в частности, выдвигает на передний план проблему развития цифровых компетенций и гибких навыков, что обусловило объективную необходимость трансформации традиционной системы образования; во-вторых, пандемия COVID-19 оказалась главной причиной перехода на дистанционную форму обучения, которая ускорила процессы

ABSTRACT:_

The authors' attention is focused on the modern processes of transformation of the online education market and the concept of the digital educational ecosystem as a modern network approach to the organization of the general education space. The necessity of implementing this approach is justified, taking into account the active digitalization of educational services and trends in the development of online education. The relevance of the topic is due to a number of reasons related to the general digitalization of the economy and the COVID-19 pandemic, which accelerated the process of digital transformation of the educational sphere. The determination of the reasons for the transformation of the traditional hierarchical education system, the rapid development of the online education market and, as a result, the formation of the digital educational ecosystem concept as a modern approach to the organization of the educational environment in the conditions of society's transition to a new technological order, the networking of the world educational space and the active introduction of digital technologies into the educational process is determined by the authors as the main goal of this study. A comparative analysis of the trends in the global and Russian educational spaces allowed to identify the main directions of the development of the online education market, and distinctive features and factors of the digital educational ecosystem. Based on the analysis of empirical data, the conclusion is made about the accelerated pace of development of the online education market. The forecast value of the growth rate of online education in the next few years is calculated. The authors' vision of the digital educational ecosystem as a network infrastructure is formulated, which forms a single technological educational platform using digital technologies, creates conditions for effective interaction of stakeholders through the provision of personalized educational services based on the interests of consumers. Extrapolation of the research results allowed to determine the prospects for the development of online education amidst intensive digitalization of educational products and the formation of the concept of an ecosystem educational environment.

KEYWORDS: education transformation, digital educational technologies, educational ecosystem, network educational infrastructure, trends in the development of online education

JEL Classification: 123, i25, i28, 031, 032, 033 Received: 04.09.2021 / Published: 30.09.2021

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Suleymankadieva A.E. (saljanat0mail.ru )

CITATION:_

Suleymankadieva A.E., Petrov M.A., Aleksandrov I.N. (2021) Tsifrovaya obrazovatelnaya ekosistema: genezis i perspektivy razvitiya onlayn-obrazovaniya [Digital educational ecosystem: the genesis and prospects for the development of online education]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 1 1. (3). - 1273— 1288. doi: 10.18334/vinec. 11.3.113470

интенсивного развития цифровых образовательных технологий и формирования рынка онлайн-образования; в-третьих, темп социально-экономических изменений, который нарастает по экспоненте, обосновал целесообразность развития сетевой инфраструктуры образовательной среды, основанной на интеллектуальной платформе и цифровых инструментах передачи знаний, а также контроля их освоения обучающимися; в-четвертых, активное развитие онлайн-образования повлекло за собой рост конкуренции между IT-компаниями, образовательными организациями и другими стейкхолдерами, что привело к персонализации учебного процесса и созданию многовариантных образовательных треков.

Целью настоящей работы является детерминация причин трансформации традиционной иерархической системы образования, стремительного развития рынка онлайн-образования и, как следствие, формирования концепции цифровой образовательной экосистемы в качестве современного сетевого подхода к организации образовательного пространства в условиях перехода общества к новому технологическому укладу и активного внедрения в образовательный процесс цифровых технологий. Указанная цель подразумевает решение следующих задач:

1. Изучение причин трансформации традиционной иерархической системы образования в цифровую образовательную экосистему.

2. Определение основных трендов и прогнозирование тенденций развития общемирового и российского рынка онлайн-образования.

3. Дискурс-анализ цифровой образовательной экосистемы как нового подхода к организации современной образовательной среды.

В качестве рабочей гипотезы рассматривается предположение о том, что формирование концепции цифровой образовательной экосистемы является следствием трансформационных процессов, происходящих в обществе и современном образовании в условиях активного внедрения цифровых технологий и сетевизации мирового образовательного пространства. Концепция цифровой образовательной экосистемы является ответом на современные общественные потребности и представляет собой сетевую инфраструктуру, которая формирует единую технологическую образовательную

ОБ АВТОРЕ:_

Сулейманкадиева АлжанатЭльдеркадиевна, профессор специализированной кафедры ПАО «Газпром», доктор экономических наук, доцент профессор кафедры прикладной экономики (saljanat0mail.ru) Петров Максим Александрович, доцент кафедры социологии и управления персоналом, кандидат социологических наук, доцент ([email protected])

Александров Игорь Николаевич, доцент Высшей школы административного управления, кандидат экономических наук, доцент ([email protected])

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Сулейманкадиева А.Э., Петров М.А., Александров И.Н. Цифровая образовательная экосистема: генезис и перспективы развития онлайн-образования // Вопросы инновационной экономики. - 2021. - Том 11. -№ 3. - С. 1273-1288. doi: 10.18334/vinec. 11.3.113470

платформу с цифровыми инструментами, создает условия для наиболее эффективного взаимодействия стейкхолдеров посредством оказания персонализированных образовательных услуг на основе учета потребностей обучающихся [1] (Pokrovskaia, Petrov, Molodkova, 2018).

Методологическую основу исследования составило совокупное использование общенаучных и эмпирических методов. Проведен сравнительный анализ взаимосвязи трендов развития мирового и российского образовательного пространства. Внимание авторов фокусируется на изучении тенденций развития российского образования в исторической перспективе, обусловленных переходом мировой экономики к новому технологическому укладу.

Группировка и систематизация эмпирических данных выявили основные тенденции в развитии российского рынка онлайн-образования, их отличительные особенности и факторы формирования цифровой образовательной среды, характеризующей современное состояние организации образовательного пространства. Экстраполяция результатов исследования позволила определить перспективы развития онлайн-обра-зования в условиях интенсивной цифровизации образовательных продуктов и становления концепции экосистемной образовательной среды.

Дискурс-анализ цифровой образовательной экосистемы позволил сформировать авторское видение данного феномена как сетевой инфраструктуры, ориентированной на создание условий посредством развития цифровых образовательных технологий, обеспечивающих эффективное взаимодействие заинтересованных участников рынка онлайн-образования посредством оказания персонализированных образовательных услуг с учетом потребностей обучающихся.

Цифровая трансформация современного образовательного пространства и перспективы развития онлайн-образования

В современных условиях ведущим фактором развития экономики являются цифровые технологии. Согласно К. Швабу и Н. Дэвису, причины масштабной цифрови-зации связаны с развитием технологий Индустрии 4.0, которые привели к коренному изменению существующей системы ценностей, сложившегося образа жизни, традиционной системы образования [2, 3] (Shvab, Devis, 2018; Zakharov, Britvina, Kuznetsov, 2020). Новые условия предопределили актуальность замещения действующей модели развития человеческого капитала новой, направленной на развитие цифровых и гибких навыков, опирающейся на идеи меж- и трансдисциплинарного подходов к обучению [4, 5] (Suleimankadieva, Petrov, Popazova, 2020; Maksimtsev et al., 2019).

Инновационным способом передачи и контроля знаний является онлайн-образова-ние, масштабное развитие которого началось в 2001 году, когда Массачусетский технологический институт запустил первый онлайн-проект на образовательной платформе [6] (Kuznetsov, 2019). Прогнозный объем мирового рынка онлайн-образования [7] в 2021 году составит 241 млрд долл., а к 2023 году этот показатель вырастет еще на 17% (рис. 1).

млрд долл.

300

250 200 150 100 50 0

260

□ Объём онлайн-образования, млрд долл.

- Линейная (Объём онлайн-образования, млрд долл.)

2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Рисунок 1. Объем мирового рынка онлайн-образования , млрд долл. Источник: составлено авторами на основе анализа работы [7].

282

Из рисунка 1 очевиден линейный тренд увеличения объема мирового рынка онлайн-образования, среднегодовые темпы прироста которого составляют 8,2%. Несомненно, рыннк онлайн-образовательных услуг будет расти в ближайшие десятилетия. По некоторым дан ным [8], в 2017 г. удельный вес онлайн-образования в объеме мирового рынка образовательных уялуг составил 3,0%), а к 2(025 г., по нашим расчетам, этот показатель может вырасти до 4% и более1. Сравнительный анализ системы российского образования (как в формате традиционного образования, так и в формате онлайн-образования) по сегментам за пять лет развития позволяет отметить, что в 2021 г. по сравнению с 2р16 г. имнет место роет объема образования в целом, а удельный вес он лайн-образования имеет тенденцию ускоренно го роста (табл. 1).

Из таблицы 1 очевидно, что в целом растут объемы как в сего рынка образовательных услуг, так и рынка онлайн-образования. Причем ускоренными темпами растет удельный вес рынка онлайн-образования в структуре образовательных услуг. В 2021 г. ожидается прирост объем а ры нка онлайн-образования в 2,6 разп, в то время к ак рынок образования вырастет только на 11%. Темпы роста ры нка онлайн-обрезования свидетельствует о ненасыщенности данного сегмента российского образования. Наиболее развитым рынком онлайн-образования представляется высшее образование, где объемы цифрового образования в 2021 г. составят 15 млрд руб. против 6,8 млрд руб. в 2016 г. Рост объемов рынка онлайн-образования имеет место в условиях уменьшения объема всего рынка образовательных услуг, что свидетельствует об активном и повсеместном внедрении цифровых технологий в систему высшего образования и интенсивном развитии формата онлайн-образования в российской системе высшего образования.

1 Авторы данной работы рассчитывали прогнозный индекс темпов прироста онлайн-образования в 2025 году исходя из учёта среднегодовых темпов прироста онлайн-образования на уровне 8,2% и прогнозном объёме мирового рынка образовательных услуг на уровне 8,0 трлн долл.

Таблица 1

Тенденции развития российского образования по сегментам и формам обучения в 2021 г. по сравнению с 2016 г.

Сегменты образования 2016 202Ы

Объем рынке образовательных услуг(млрд руб.) Объем рынка онлайн-обра-зования(млрд руб.) Объем рынка образовательных услуг(млрд руб.) Объем рынка онлайн-обра-зования(млрд руб.)

Дошкольное образование 46 2 0,6 548 1,7

Общее среднее образование 572 0 69К 10

Дополнительное школьное образование 130 3,6 149 10

Высшее образование 38Ь 6,8 336 15

Среднее проф. образование 146 0,6 175 1,8

Дополнительное профессиональное образование 105 7 103 11

Языковое обучение 26,8 1,6 24,6 3,9

ИТОГО 1827,8 20,2 2034,6 53,4

Источник: составлено авторами на основе анализа работы [8_.

Рисунок 2. Изменение объема российского рынка онлайн-образования в 2021 году по сравнению с 2016 годом Источник: составлено авторами на основе анализа работы [8].

Анализ изменения удельного веса онлайн-образования на российском рынке образовательных услуг по сегментам позволяет определить наиболее интенсивно развивающиеся направления (рис. 2). По мнению экспертов [9] (Kolesnikova, 2021), рынок онлайн-образования в России в 2021 г. продолжит увеличиваться, темпы прироста составят 20-25% по сравнению с 2020 г.

Сравнительный анализ тенденций развития российского и мирового рынков онлайн-образования позволяет отметить, что различные страны делают акценты на разных его сегментах. Так, например, в России развивается языковое обучение и дополнительное профессиональное образование, удельный вес которого в общем объеме рынка онлайн-образования в 2021 г. составит почти 28%, в то время как в Китае в 2020 г. этот показатель не превысил 12%, а в мировом масштабе он составил 26%. С другой стороны, 60% китайских EdTech-компаний успешно работают на рынке школьного и дополнительного школьного образования, а в России, по разным данным, этот показатель не превышает 24% (в масштабах глобального рынка онлайн-образования этот показатель составил 38%).

Наиболее крепкими являются позиции на рынке онлайн-образовательных услуг у США, стран Азиатско-Тихоокеанского региона (APAC) и стран Латинской Америки. В 2020 г. наиболее успешными были страны APAC, так как на них приходилось 54% рынка онлайн-образования. Если в 2016 г. доля США на мировом рынке онлайн-обра-зования составляла 50-55%, то к 2018 году этот показатель снизился до 40% [7]. По мнению экспертов, это объясняется тем, что рынок американского онлайн-образо-вания в настоящее время находится на этапе своей зрелости (стабилизации). Темпы роста рынка онлайн-образования мировых лидеров различны. Так, среднегодовой показатель CARG по США за период с 2017-2022 гг. составляет 5%, европейских стран - 14%, стран APAC - 19,4%, а у мирового рынка онлайн-образования прирост равен 10,26% [7]. Основные тренды развития российского онлайн-образования за период 2019-2020 гг. представлены в таблице 2.

В соответствии с государственной программой РФ «Развитие образования» на 2018-2025 годы [12] в РФ наблюдается интенсивный рост численности обучившихся на онлайн-курсах (рис. 3).

Цифровая образовательная экосистема

как новая форма организации образовательного пространства

В настоящее время активно используется экосистемный подход применительно к системе образования в связи с ее быстрой трансформацией и переходом на цифровой формат функционирования, который часто формулируется как онлайн-образование, хотя это ограниченное понимание сути цифровой образовательной экосистемы. В исследованиях отечественных и зарубежных авторов дается множество определений данного термина [13-21] (Ivanov, 2010; (Koroleva, Naushirvanov, 2020), но полагаем, что все они преследуют свои локальные цели и задачи, и для нас целесообразно выбрать

Таблица 2

Тренды развития российского онлайн-образования за 2019-2020 гг.

Тренд Описание тренда

Геймификация Предполагает командную работу, в которой используются игровые технологии не для целей игры

Видеоконтент Представляет собой технологии, дающие возможность на практике использовать интерактивные видео. Такая практика дает прорывные результаты в процессе обучения

Микрообучение Дробление всей учебной информации на более маленькие объемы. Подход обеспечивает легкость запоминания и простоту работы. Направлено на освоение обучающимися одного навыка

Искусственный интеллект Дает возможность разработчикам использовать интеллектуальных помощников, в том числе чат-боты, автоматизированные системы выдачи лекционного материала, инструкции по выполнению практических заданий, а также проведения процесса тестирования после каждой темы или раздела курса. Такой подход позволяет более глубоко проработать каждую тему курса

Адаптивное корпоративное (персонализированное) обучение Предполагает свободный график работы, индивидуализированный подход к выбору курса и освоению знаний, возможность избирательного подхода к выбору и анализу информации. Упор делается на анализе информации, а не на технологиях

Проектное и практикоориенти-рованное обучение Ориентировано на обучающихся (обучающиеся в центре внимания). Внимания уделяется фокус-группам обучающихся

Выход российских edTech-компаний на мировой рынок онлайн-образовательных услуг Рост количества компаний. Например, к компании «Нетоло-гия-групп» присоединились «Алгоритмика», PuzzleEnglish, StudyFree и др.

Дефицит высококвалифицированных специалистов на рынке онлайн-обучения Рост спроса на профессиональных методистов, продюсеров онлайн-курсов, руководителей онлайн-школ

Появление новых сервисных услуг на рынке онлайн-образовательных услуг Появление новых продюсерских курсов, которые предлагают запуск онлайн-курсов «под ключ»

Перспективность развития онлайн-образования Рост вкладов в EdTech-проекты таких компаний, как «Яндекс», Сбербанк и др.

Рост популярности и развитие сегмента «Хобби-обучение» Увеличение темпов роста сегмента, темпы прироста за анализируемый период составили +19%. Наиболее популярными являются такие направления, как личная финансовая эффективность, навыки дизайна, живопись, прикладные мотивационные курсы и др.

Источник: составлено авторами на основе анализа работ [10, 11].

14000

| I Общая численность, тыс. чел.

Высшее образование и СПО, тыс. чел.

■5000 ......... Линейная (Общая

■ численность, тыс.

чел.)

Линейная (Высшее образованней СПО, тыс. чел.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 прогноз прогноз прогноз прогноз прогноз

Рисунок 3. Рост численности обучившихся на онлайн-курсах за период с 22018 по 20255 г.

Источник: составлено авторами на основе анализа работы [12].

из них одно определение, обосновать его актуальность и расширить понятие с учетом целевой установки настоящего исследования.

Анализ библиографии приводит к тому, что понятие «экосистема» заимствовано из биологической науки и за последние 70-80 лет устойчиво закрепилось в других научных областях. Это понятие активно используется в экономике, финансовой и банковской сферах, бизняс-среде, инноуационно-производственной сфере деятельности, юридической практике и образовании [22-26] (Tansley, 1935; Moor, 1993; Kolesnikova, Molchanov, Simonov, 2017; Gavrilov, Volodina, 2019).

По нешему миению, правомерно сослаться па определения цифровой обртзова-тельной экосиетемзс которпе было предложено А.М. Кондаковым. Она определяется как «социокультурная среда, в которой процесс персонализированного обучения слушателей опирается на изучение их потребностей (запросов) при взаимодействии всех участников образовательных отношений с использованием вариативного и адаптивного цифрового контента» [15]. Анализируя данную формулировку и учитывая сложившиеся обстоятельства вокруг образовательного процесса, можно цифровую образовательную экосистему более точно охарактеризовать как сетевую инфраструктуру, формирующую единую технологическую (образовательную) платформу с цифровыми инструментами (технологиями), создающую условия для наиболее эффективного взаимодействия стейкхолдеров и способную оказывать персонализированные образовательные услуги на основе учета потребностей обучающихся. Данное определение вводится авторами настоящей статьи по причине целесообразности расширения содержания и получения объективной оценки ее масштабов. На наш взгляд, такой подход позволит сопоставить и найти содержательные особенности понятий

«цифровая образовательная экосистема» и «онлайн-образование». Подчеркнем, что под цифровой образовательной экосистемой в данной работе понимается, прежде всего, сетевая инфраструктура. Такое уточнение сделано в силу того, что современная образовательная среда (экосистема) перестала быть локальной системой, которая работает как элемент системы более высокого порядка, то есть является управляемым объектом. В данном контексте цифровая образовательная экосистема выступает как нечто более глобальное, не имеющее границ, то есть «открытая» совокупность информационных систем, предназначенная для обеспечения решения комплекса задач образовательного процесса, дающая возможность доступа к своему контенту стейк-холдерам при выполнении определенных условий. Главными системными элементами цифровой образовательной экосистемы выступают сложные структуры, такие как:

• технологические платформы, позволяющие разработчикам создавать свои образовательные продукты и взаимодействовать с другими стейкхолдерами;

• цифровые технологии (инструменты), представляющие собой различные интерактивные модули, приложения, сервисы, помогающие педагогам размещать учебные и контрольные материалы (контент) в электронной среде;

• стейкхолдеры (заинтересованные лица или участники открытого цифрового образовательного пространства);

• неограниченные потребительские сегменты и др.

Все эти «элементы» являются подсистемами, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом. Следовательно, цифровую образовательную экосистему объективно характеризовать как инфраструктуру, создающую определенные условия для обеспечения взаимодействия всех участников цифрового пространства. Цифровая образовательная экосистема имеет ряд характеристик, которые можно описать следующим образом:

• во-первых, управление современной экосистемой образования осуществляется на основе Big Data;

• во-вторых, система образования работает в форме гибких и практико-ориенти-рованных образовательных форматов;

• в-третьих, создание и развитие сетевой структуры, где стираются границы между университетами, школами, бизнесом (реальным сектором) и государством (органами власти), становится объективной необходимостью. В сетевой структуре имеет место обмен знаниями, к которым имеют доступ все участники сети;

• в-четвертых, использование цифровых технологий и инструментов человеком для профессионального и личностного роста [17].

Контент-анализ источников [6-21] (Kuznetsov, 2019; Kolesnikova, 2021; Ivanov, 2010; Koroleva, Naushirvanov, 2020) позволяет определить основные предпосылки развития экосистемного подхода применительно к образовательной среде:

1. Ускорение процесса устаревания знаний привело к тому, что средний срок актуальности новых знаний составляет всего два года, и с каждым годом их жизненный цикл сокращается [27] (Petrov, Pivovarova, 2018).

2. Интенсивно развивающаяся цифровая экономика непрерывно предъявляет новые требования к компетенциям выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений [28] (Pokrovskaia, Petrov, Gridneva, 2018). Традиционная система образования (высшего и среднего профессионального образования) не успевает за тенденциями развития экономической системы, что в конечном счете ведет к кризису системы образования. Следовательно, нужна такая система передачи новых знаний, которая способна быстро улавливать изменения в окружающей среде, маневрировать в этих условиях, анализировать большие объемы данных, выявлять общие тренды, а следовательно, способна соответствовать требованиям изменяющейся экономической среды. Сложившаяся ситуация требует: во-первых, цифровизации процесса создания новых знаний (курсов, программ обучения) и их транслирования (передачи) обучающимся; во-вторых, многовариантности предлагаемых потребителям образовательных услуг.

3. Активный процесс трансформации традиционной системы образования и развития цифрового экосистемного формата образования обусловлен несколькими причинами: во-первых, это явление вызвано всеобщей цифровизацией экономики, которая дала начало экстенсивному процессу перевода традиционного образовательного процесса в цифровой; во-вторых, с начала 2020 г. и по настоящее время пандемия СОУГО-19 ускорила в 2-3 раза процесс цифровизации образовательной среды. Так, например, 56% респондентов отмечают, что большой вклад в развитие онлайн-образования внесла именно пандемия СОУШ-19, так как благодаря ей они увидели в онлайн-образовании новые возможности для развития бизнеса; 43% опрошенных отмечают, что пришлось адаптировать продукт под новые условия. Изменили бизнес-модель из-за пандемии 22% опрошенных респондентов, а 11% респондентов вынуждены были освоить онлайн-про-ект, так как произошло существенное падение объемов продаж [20]. Таким образом, можно отметить, что активное развитие рынка онлайн-образовательных услуг вызвано еще и приходом на этот рынок реального сектора (бизнеса). Так, если в 2016 году удельный вес онлайн-образования в системе всего российского образования составлял 2,2% (или 0,6 млрд рублей), то к 2021 году этот показатель увеличился до 5,5% (или 1,7 млрд рублей) [19]. По нашим скромным расчетам, объемы российского онлайн-образования за анализируемый период выросли более чем в 2,8 раза.

4. Цифровая экосистема образования функционирует как сетевая инфраструктура, которая поддерживается цифровыми технологиями и создает условия стейкхолдерам для совместной деятельности и эффективного взаимодействия друг с другом на единой технологической платформе, где каждый из участников (агентов) имеет доступ к общим «экосистемным» ресурсам, которых у него изначально не было или были, но в недостаточном количестве.

5. Цифровая образовательная среда (экосистема) все больше приобретает инновационный и проектный характер и тем самым способствует достижению синергетиче-ского эффекта в результате согласованной и совместной работы системных элементов триады «Наука - Образование - Реальный сектор (бизнес-среда)» на единой цифровой платформе. Такой принцип работы объединяет (или «сближает») процессы создания новых знаний, их передачи (трансляции) слушателям, использования и утилизации знаний в реальном секторе. В целом реальный сектор также может выступать инициатором генерации новых знаний или их обновления [29] (8ы1еутапкай1еуа, Байупп а1., 2020). В таком случае триада «Наука - Образование - Реальный сектор (бизнес-среда)» представляет собой замкнутую цепь с прямой и обратной связью или некий «микс», где каждый элемент триады выступает участником единого процесса (или проекта) и все элементы тесно взаимодействуют друг с другом.

6. Технологическая революция в образовательном процессе активно и интенсивно переводит все коммуникации образовательной системы в цифровые. В качестве примера можно привести, интенсивный рост сегмента Е^есЬ. Так, прогноз ежегодных темпов роста данного сегмента в России в ближайшие 5 лет составит около 20-25% [19].

7. Опережающее развитие рынка онлайн-образования в России и мире вызвало острую конкуренцию между игроками, что в конечном счете ведет к росту объема инвестиций в онлайн-сектор экономики, инноваций и повышению качества предлагаемых «цифровых продуктов» (онлайн-образовательных услуг).

Заключение

Сравнительный анализ характеристик и основных направлений развития современной системы образования позволяет отметить, что специфической характеристикой является включение в образовательный процесс цифровых технологий, то есть новых форм и способов генерирования, накопления, хранения, анализа, обработки, контекстуализации и контроля знаний, которые существенно сокращают материальные и временные затраты, делают знания более доступными и легко обновляемыми. Следовательно, образовательную экосистему необходимо понимать не просто как площадку, на которой происходит процесс передачи знаний обучающимся, где процессы генерации, анализа и обработки знаний были бы выведены за пределы образовательной системы. В современном контексте цифровую образовательную экосистему необходимо понимать как сетевую инфраструктуру, которая включает совокупность тесно и интенсивно взаимодействующих стейкхолдеров (агентов, акторов), которая:

1) включает образовательную платформу, преподавателей (разработчиков и лекторов), обучающихся, учебно-методический комплекс материалов, работодателей (бизнес-среду), создателей новых знаний (научно-исследовательские организации, лаборатории);

2) создает условия для эффективного взаимодействия всех заинтересованных участников образовательной среды и регулирует эти взаимодействия;

3) организует и осуществляет свою деятельность либо с участием только цифровых технологий, либо на основе их преимущественного использования;

4) ускоряет процесс генерации интеллектуального капитала и значительно повышает рыночную капитализацию как самой системы образования, так и цифровой сетевой инфраструктуры;

5) позволяет внедриться и успешно развиться новой форме образования - онлайн-образованию, в котором весь образовательный процесс оцифрован и, по сути, является квинтэссенцией развития IT-технологий в образовании.

Главная задача цифровой образовательной экосистемы должна заключаться не столько в максимизации рыночной капитализации виртуального формата обучения (онлайн-образования), сколько в улучшении уровня и качества жизни, создании условий для повышения доступности знаний со стороны обучающихся (слушателей).

ИСТОЧНИКИ:

1. Pokrovskaia N.N., Petrov M.A., Molodkova E.B. Organizational management factors for universities and business infrastructure communication: russian-italian partnership case // 17th russian scientific and practical conference on planning and teaching engineering staff for the industrial and economic complex of the region, ptes 2018. St. Petersburg, 2018. - p. 205-208.- doi: 10.1109/PTES.2018.8604220.

2. Шваб К., Дэвис Н. Технологии Четвертой промышленной революции. / Пер. с англ. - М.: Эксмо, 2018. - 320 c.

3. Zakharov N., Britvina I., Kuznetsov A. The dilemma of job creation and loss before of industry 4.0 // The Impact of Industry 4.0 on Job Creation 2019: Proceedings of scientific papers from the international scientific conference. 2020. - p. 457-462.

4. Suleimankadieva A.E., Petrov M., Popazova O. Strategic prospects for the development of human capital in the context of singularity and intellectualization of the Russian economy // Materials Science and Engineering. - 2020. - p. 012092. - doi: 10.1088/1757-899X/940/1/012092.

5. Максимцев И.А. и др. Теория и практика развития биоэкономики: инновации, циф-ровизация, трансформация. / монография. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. - 154 c.

6. Кузнецов Н.В. Онлайн-образование: ключевые тренды и препятствия // E-Management. - 2019. - № 1. - c. 19-25. - doi: 10.26425/2658-3445-2019-1-19-25.

7. Исследование российского рынка онлайн-образования. Innoagency.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://innoagency.ru/files/Issledovanie_rynka_ rossiyskogo_online_obrazovania_2020.pdf (дата обращения: 05.06.2020).

8. Исследование рынка онлайн-образования в России. Drive.google.com. [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.com/file/d/1LWKKJVpUTYZCFF9xOs_ hzGW7KNmEnWR1/view (дата обращения: 05.04.2021).

9. Колесникова К. Ученье-сайт. Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/01/12/v-2021-godu-rynok-onlajn-obrazovaniia-v-rossii-prodolzhit-vzryvnoj-rost.html (дата обращения: 05.08.2021).

10. 5 главных трендов в онлайн-образовании в 2019 году. Vc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/marketing/58813-5-glavnyh-trendov-v-onlayn-obrazovanii-v-2019-godu (дата обращения: 05.04.2021).

11. Исследование рынка онлайн-образования. Talenttech.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://talenttech.ru/research/issledovanie-rynka-onlajn-obrazovaniya (дата обращения: 05.09.2021).

12. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 годы, утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642. Pstu. ru. [Электронный ресурс]. URL: https://pstu.ru/files/2/file/fpkp/gos/2019/ Gosudarstvennaya_programma_RF_%C2%ABRazvitie_obrazovaniya%C2%BB_ na_2018-2025_godi.pdf (дата обращения: 05.05.2021).

13. Иванов В.В. Оценка интеллектуального капитала высших учебных заведений // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 4(36). - c. 334-337. - url: C:/Users/ user/Downloads/otsenka-intellektualnogo-kapitala-vysshih-uchebnyh-zavedeniy.pdf.

14. Григорьев С.Г., Сабитов Р.А., Смирнова Г.С., Сабитов Ш.Р. Концепция формирования и развития цифровой интеллектуальной экосистемы смешанного университетского образования. Info.infojournal.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://info. infojournal.ru/jour/article/view/538?locale=ru_RU (дата обращения: 08.04.2021).

15. Кондаков М.А. Экосистема цифрового образования. Firo.ranepa.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/cifr_didactika/plenar/kondakov_plenar. pdf (дата обращения: 11.04.2021).

16. Королева Д.О., Науширванов Т.О. Экосистема развития инноваций российского образования: инфраструктурные характеристики. Факты образования. [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/409673673.pdf (дата обращения: 08.04.2021).

17. Цифровая образовательная среда - это____ Аккредитация в образовании.

[Электронный ресурс]. URL: https://akvobr.ru/cifrovaya_obrazovatelnaya_sreda_ehto. html (дата обращения: 05.07.2021).

18. Об университете 20.35. University. [Электронный ресурс]. URL: https://2035. university/about/ (дата обращения: 11.04.2021).

19. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий. Estars.hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://estars.hse.ru/mirror/pubs/ share/211448255 (дата обращения: 05.05.2021).

20. Пандемия цифрового образования. Vc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/ education/153144-pandemiya-cifrovogo-obrazovaniya (дата обращения: 04.11.2020).

21. Национальный проект «Образование». Edu.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos (дата обращения: 11.04.2021).

22. Tansley A.G. The use and abuse of vegetational concepts and terms // Ecology. - 1935. -№ 3. - p. 284-307.

23. Moor J. Predators and Prey: A New Ecology of Competition // Harvard Business Review. - 1993. - № 3. - p. 75-86.

24. Катрич А. Цифровые финансовые экосистемы. Asros.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://asros.ru/upload/iblock/4c5/19421_katrich.pdf (дата обращения: 08.04.2021).

25. Колесникова О.С., Молчанов И.Н., Симонов С.Ю. Инновационно-производственная экосистема как механизм развития предприятий текстильной промышленности // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. - 2017. - № 4(370). - c. 25-29.

26. Гаврилов С.Н., Володина С.И. Информационная (цифровая) экосистема адвокатуры в контексте экосистемы цифровой экономики России // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 6(103). - c. 156-166. - doi: 10.17803/19941471.2019.103.6.156-166 .

27. Петров М.А., Пивоварова М.И. Концептуальные основы управления знаниями и систем управления знаниями. / Актуальные проблемы социологии и управления: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. -69-74 c.

28. Pokrovskaia N.N., Petrov M.A., Gridneva M.A. Diagnostics of professional competencies and motivation of the engineer in the knowledge economy // Proceedings of the 3RD international conference ERG0-2018: Human factors in complex technical systems and environments. St. Petersburg, 2018. - p. 28-31.- doi: 10.1109/ERG0.2018.8443851.

29. Сулейманкадиева А.Э., Садырин И.А. и др. Экономика и управление интеллектуальным капиталом. / Коллектив авторов. Монография. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020. - 183 c.

REFERENCES:

Gavrilov S.N., Volodina S.I. (2019). Informatsionnaya (tsifrovaya) ekosistema ad-vokatury v kontekste ekosistemy tsifrovoy ekonomiki Rossii [It (digital) ecosystem of the advocacy in the context of Russian digital economy ecosystem]. Current problems of Russian law. (6(103)). 156-166. (in Russian). doi: 10.17803/19941471.2019.103.6.156-166 . Ivanov V.V. (2010). Otsenka intellektualnogo kapitala vysshikh uchebnyh zavedeniy [Evaluation of the intellectual capital of higher educational institutions (russia, st. petersburg)]. Problems of modern economics. (4(36)). 334-337. (in Russian). Kolesnikova O.S., Molchanov I.N., Simonov S.Yu. (2017). Innovatsionno-proizvodstvennaya ekosistema kak mekhanizm razvitiya predpriyatiy tekstilnoy pro-myshlennosti [Industrial ecosystem as a mechanism for the development of enterprises in the textile industry]. Izvestiya vysshikh uchebnyh zavedeniy. Tekhnologiya tekstilnoypromyshlennosti. (4(370)). 25-29. (in Russian).

Kuznetsov N.V. (2019). Onlayn-obrazovanie: klyuchevye trendy iprepyatstviya [Online education: key trends and barriers]. E-Management. 2 (1). 19-25. (in Russian). doi: 10.26425/2658-3445-2019-1-19-25.

Maksimtsev I.A. i dr. (2019). Teoriya i praktika razvitiya bioekonomiki: innovatsii, tsi-frovizatsiya, transformatsiya [Theory and practice of bioeconomics development: innovation, digitalization, transformation] SPb.: Izd-vo SPbGEU. (in Russian).

Moor J. (1993). Predators and Prey: A New Ecology of Competition Harvard Business Review. 71 (3). 75-86.

Petrov M.A., Pivovarova M.I. (2018). Kontseptualnye osnovy upravleniya znaniyami i sistem upravleniya znaniyami [Conceptual foundations of knowledge management and knowledge management systems] SPb.: Izd-vo SPbGEU. (in Russian).

Pokrovskaia N.N., Petrov M.A., Gridneva M.A. (2018). Diagnostics of professional competencies and motivation of the engineer in the knowledge economy Proceedings of the 3RD international conference ERGO-2018: Human factors in complex technical systems and environments. 28-31. doi: 10.1109/ERG0.2018.8443851.

Pokrovskaia N.N., Petrov M.A., Molodkova E.B. (2018). Organizational management factors for universities and business infrastructure communication: russian-italian partnership case 17th russian scientific and practical conference on planning and teaching engineering staff for the industrial and economic complex of the region, ptes 2018. 205-208. doi: 10.1109/PTES.2018.8604220.

Shvab K., Devis N. (2018). Tekhnologii Chetvertoy promyshlennoy revolyutsii [Technologies of the Fourth Industrial Revolution] M.: Eksmo. (in Russian).

Suleimankadieva A.E., Petrov M., Popazova O. (2020). Strategic prospects for the development of human capital in the context of singularity and intellectualization of the Russian economy Strategic prospects for the development of human capital in the context of singularity and intellectualization of the Russian economy. 940 012092. doi: 10.1088/1757-899X/940/1/012092.

Suleymankadieva A.E., Sadyrin I.A. i dr. (2020). Ekonomika i upravlenie intellektu-alnym kapitalom [Economics and Intellectual capital management] SPb.: Izd-vo SPbGEU. (in Russian).

Tansley A.G. (1935). The use and abuse of vegetational concepts and terms Ecology. 16 (3). 284-307.

Zakharov N., Britvina I., Kuznetsov A. (2020). The dilemma of job creation and loss before of industry 4.0 The Impact of Industry 4.0 on Job Creation 2019. 457-462.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.