Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ ДЛЯ КЛАССИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ'

ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ ДЛЯ КЛАССИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / «ГРИНФИЛД» В ОБРАЗОВАНИИ / СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / КЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УНИВЕРСИТЕТА / МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Елена Юрьевна

В статье анализируется содержание и особенности цифровой революции в образовании, ее влияние на эволюцию внешней и внутренней среды деятельности университетов, раскрываются идейные основания возникновения и развития классического университета, выявляются возможные риски реализации его ключевых функций и миссии в условиях цифровой революции в образовании. Триединство, составляющее системообразующий каркас классического университета, - образование, исследование и воспитание - рассматривается как родовой признак экосистемы современного университета, а цифровизация его образовательной среды определена как технологический драйвер, обеспечивающий возможность реализации глобальных образовательных инициатив и технологических инноваций. Дан анализ современных российских практик государственного регулирования образования, направленных на реализацию в новых условиях фундаментального характера университетского образования, повышения его конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIGITAL REVOLUTION IN EDUCATION: OPPORTUNITIES AND RISKS FOR CLASSICAL UNIVERSITIES

The article discusses the main trends in structural and institutional changes in the global educational space under the influence of the digital revolution, which have changed the target functions and functioning models of classical universities. It is shown that the most important institutional result of the digital revolution in education was the formation of an educational Greenfield cluster, which supplies massive open online courses and educational content focused on individual demand to the educational services market. Producers - corporate universities and virtual "thought factories" (providers of educational continents) have formed a new architecture of the educational space. The thesis is conceptually substantiated that the cluster of universities in this new subject structure of the educational space retains the function of a key institutional platform that produces accumulated knowledge, intellectual resources, tangible assets and symbolic capital in its educational ecosystems. It is emphasized that, unlike the educational structures of Greenfield, the classical university reproduces the functional trinity of education, research, upbringing (which is their generic feature), complemented by the missions of innovation and entrepreneurship, ensuring the internal homeostasis of the university ecosystem. The digitalization of the educational environment is defined by the author as a technological driver that makes it possible to implement global educational initiatives, but at the same time carries a number of institutional risks - the loss of the systemic unity of educational functions with other missions of the university (research, educational), their isolation and commercialization, reduction in the educational ecosystem shares of “living knowledge”, loss of orientation towards fundamental knowledge (including worldview), displacement of search and prognostic types of thinking by algorithmic, clip-based ones. Based on the analysis of modern strategies, programs, and instruments of the state educational policy in Russia, a conclusion was made about their targeted orientation towards maintaining and developing the unity of the three missions of universities - education, research and education.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ ДЛЯ КЛАССИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ»

lishing house of St. Petersburg State University, 2001, 320 p.

5. Strycker E. de. Antike und Abendland [Antiquity and Occident]. 1974, vol. 20, part 1, pp. 1-13.

6. Reinhardt K. Vermächtnis der Antike [Legacy of Antiquity]. Gottingen, Vandenhoeck & Ruprecht, 1960, 479 p. S. 295-309.

7. Kessidi F.H. K istokam grecheskoy mysli [To the origins of Greek thought]. St. Petersburg, Aleteya, 2001, pp. 11-19.

8. Adkins A.W.H. Merit and Responsibility. A study in Greek values. Oxford, Clarendon Press, 1960, 262 p., p. 56.

9. Drach G.V. Ponyatie I sushchnost kultury v os-myslenii Yu.A. Zhdanova [The concept and essence of culture in the understanding of Yu.A. Zhdanov]. In: Istoriya filosofii i teoriya kultury. Izbrannye trudy [History of philosophy and theory of culture. Selected works]. Rostov-on-Donu, Publishing house of SFedU, 2017, pp. 196-205.

10. Gouldner A.W. Enter Plato: Classical Greece and the origins of social theory. N.Y., Basic Books, 1965, 407 p.

11. Jaeger W. Paideia. Die Formung der griechischen Menschen: in 3 Bd. Bd. 1 [Paideia. The formation of the Greek man: in 3 vols. Vol. 1]. Berlin, Leipzig, W. de Gruyter, 1936. 513 p., р. 6.

12. Caillois R. Igry i lyudi. Statii i esse po sotsiologii kultury [Games and people. Articles and essays on the sociology of culture]. Moscow, OGI, 2007, 304 p., р. 127.

13. Pavkin L. M. Politiko-pravovoe soderzhanie nemetskogo radikalnogo konservatizma 20-30 gg. XX v. [The political and legal content of German radical conservatism in the 20-30s XX century]. Rostov-on-Don, SRIM RANEPA, 2013, 135 p., р. 51.

14. Drach G.V., Malishevskaya N.A. Nauchnaya mysl Kavkaza, 2017, no. 4, pp. 14-21.

15. Petrov M.K. Voprosy Filosofii, 2019, no. 1, pp. 125134.

Поступила в редакцию 10 февраля 2022 г.

УДК 316.4.066

DOI 10.18522/2072-0181-2022-109-26-37 ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ ДЛЯ КЛАССИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Е.Ю. Колесникова

THE DIGITAL REVOLUTION IN EDUCATION: OPPORTUNITIES AND RISKS FOR CLASSICAL UNIVERSITIES

E.Yu. Kolesnikova

В мировой образовательной системе на наших глазах совершается цифровая революция, трансформирующая содержание, формы, технологии, организацию, социальную мотивацию образовательного процесса, его целеполагание и приоритеты. Содержанием этой революции в образовании выступает смена его традиционного социального уклада на технологически алгоритмизированный уклад, переток его продуктов (услуг) в цифровой оболочке в виртуальное

Колесникова Елена Юрьевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, 344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, e-mail: [email protected], т.: 8(950)8525648.

глобальное пространство, функционирующее по законам открытого информационного общества, рынка, бизнеса и свободной конкуренции.

Цифровизация, как и другие исторически возникшие формы технологических революций, отражает объективную логику развития современной цивилизации, основанной на научно-техническом прогрессе и знаниях. В соответствии с этим в научном дискурсе цифровая революция обсуждается, как правило,

Elena Kolesnikova - Southern Federal University, 160 Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344022, e-mail: [email protected], tel.: 8(950)8525648.

в формате поиска, оценки и прогнозирования возникающих в процессах цифровизации не только новых возможностей, но и противоречий и рисков. Этой же логике следуют и публичные экспертные обоснования целевых ориентиров государственной политики (программ, проектов) в области цифровизации образовательной сферы.

Цель статьи - идентифицировать, хотя бы в общих чертах, характер воздействия цифровой революции на кластер классических университетов, и прежде всего на парадиг-мальную основу организации их образовательного процесса, системное единство трех социальных миссий - образования, исследования, воспитания. В соответствии с этим в круг проблем и задач, обсуждаемых в статье, включены вопросы структурных изменений, происходящих в глобальном образовательном пространстве, определение характера трансформации образовательных технологий в экосистеме университета и идентификация возникающих при этом не только новых возможностей, но и социальных рисков, а также вопрос об оценке основных приоритетов и направлений государственной образовательной политики с точки зрения их влияния на сохранение и развитие (обогащение) единства трех миссий университетов - образования, исследования, воспитания.

Цифровая революция, как показывает практика, затронула не только внутренний, но и внешний контур жизнедеятельности университета, существенно изменив актуальный набор услуг и товаров, продуцируемых в глобальном образовательном пространстве, а также состав действующих в нем акторов. Внешняя образовательная среда университетов под воздействием новых информационных и коммуникативных технологий радикально трансформировалась. В ней появились и закрепились институционально новые форматы образовательных структур, ориентированные на потребности динамично развивающегося инновационного сектора экономики, рынка инновационных продуктов и услуг. Среди них -так называемые «Гринфилды», образовательные проекты, созданные с нуля на основе новейших технологий (в отличие от «Браунфилдов», от англ. brownfield - возделанное поле) [1].

Внутри и рядом с сегментом традиционных университетов (транснациональных, национальных, региональных, местных, отраслевых,

нишевых), достаточно успешно использующих современные IT-технологии, сформировался огромный кластер открытых, виртуальных, цифровых образовательных структур, функционирующих с момента создания на принципах рыночной конкуренции, ориентированных на спрос мирового рынка, социально маркирующих образование как рыночную услугу, а саму образовательную деятельность - как бизнес-процесс, ключевым результатом которого должны быть доход, прибыль, капитализация. Драйверами, инициаторами формирования этого сегмента образовательных бизнес-структур, функционирующих в открытом глобальном цифровом формате, стали крупные компании, корпорации, инновационные бизнес-структуры, предлагающие мировому рынку образовательных услуг образовательные проекты в «цифре» - проекты массового спроса (МООС*) на любой вкус и целевой спрос, включая специализированные образовательные контенты, цифровые системы оценки и сертификации результатов обучения, модели управления учебным процессом, платформы социальных сетей для студентов и преподавателей и многое другое.

Онлайн-режим обеспечивает доступность этих образовательных стартапов независимо от местонахождения потребителя. В мировом образовательном пространстве прочно закрепились такие «фабрики мыслей», провайдеры образовательных контентов, как Noodle Education, Scill Share, Tutor Spree, Better Lesson, Show Me, Gartner, Promethean, Anglia Education, и сотни других бизнес-структур, производящих цифровые онлайн-платформы. Этот новый цифровой кластер в образовании имеет огромную емкость, занимая не менее 50% рынка образовательных услуг (по стоимости) [1]. Некоторые из этих бизнес-структур опираются на ведущие университеты, которые и сами активно включены в цифровую гонку: например, проект Coursera - совместный проект с Массачусетским технологическим институтом, проект EdX - совместный проект с Гарвардским университетом. Будучи глобальной некоммерческой организацией, EdX трансформирует традиционное образование, устраняя барьеры стоимости, местоположения и доступа, удовлетворяет потребность людей в обучении на своих собственных усло-

* МООС - Massive Open Online Courses (массовые открытые онлайн-курсы).

виях [2]. А беспрецедентный рост присутствия в мировом образовательном пространстве IT-компаний глобального масштаба (типа Microsoft, Google, Bing и т.д.) выстроил глобальный цифровой каркас всей архитектуры мирового образовательного пространства [1]. По данным на ноябрь 2021 г., в сфере образования в мире действуют 32 EdTech - компании-«единороги»*, выступающие драйверами развития рынка инноваций и цифровых технологий в образовании [3].

Цифровизация образования динамично продвигается и в России. Создана и успешно действуетАссоциация «Национальная платформа открытого образования», развиваются формы дистанционного образования, электронная бизнес-среда, укореняется практика онлайн-курсов, рынок которых составил уже в 2019 г. 21 млрд руб. [4]. Расширяются практики прихода крупных корпоративных структур в образовательную сферу. Лидерами этих инноваций выступают ПАО «Сбербанк» (ныне «Сбер», в котором действуют «Дивизион», «Цифровые платформы образования»), РАО «Российские железные дороги», АО «Аэрофлот», корпорации «Сколково», «Росатом», «Ростелеком» и др., инновационные проекты которых в высшем образовании активно поддержаны ведущими национальными исследовательскими университетами России (МГУ, СПбГУ, Казанский, Томский, Екатеринбургский университеты, НИУ «Высшая школа экономики» и многие другие) и на базе которых формируются цифровые образовательные экосистемы [5]. Российские участники запускают образовательные проекты на новой цифровой платформе: проект «Eduson.tv» (деловые курсы дистанционного образования), «Универсариум» (массовые онлайн-курсы). В России формируется новый тип образовательной инфраструктуры - «Co-1еаш^»-центры) [6]. Новые корпоративные образовательные бизнес-структуры взаимодействуют с традиционными университетами, замыкая на себя значительную часть их функций, встраивая в образовательное пространство альтернативные образовательные ресурсы массового спроса, создают совершенно новую архитектуру образовательного пространства [7].

В результате процессов цифровизации создан массовый спрос на нетрадиционные для университетов образовательные продукты

и услуги, потребовавшие от национальных и региональных образовательных систем сосредоточения на глубокой диверсификации образовательных продуктов и услуг, среди которых все более востребованными на глобальном рынке становятся локальные, ограниченные конкретной технологией, прикладные знания и компетенции, ориентированные на потребности технологически продвинутых корпораций и производственных экосистем [8].

Тотальная диверсификация самой потребности общества и производства в новых образовательных продуктах и услугах породила рост спроса не на системные продукты «формального» образования, а на индивидуализированные, максимально заточенные на конкретные технологические компетенции и навыки, овладение которыми не предполагает обязательного освоения всего университетского традиционного образовательного пакета.

Массовый спрос на эти локальные прикладные образовательные продукты и услуги совпал по времени с появлением на базе цифры технологически-алгоритмизированных форм их потребления в виртуальном пространстве, дистанционно, в онлайн-режиме. Крупные отраслевые, сетевые, транснациональные и национальные корпорации и бизнес-структуры и явились теми стейкхолдерами, которые в исторически короткие сроки создали в мировом образовательном пространстве корпоративные университеты* [9] и, как уже отмечалось, кластер образовательного «Гринфилда». В этом кластере появились тысячи образовательных стартапов, востребованных корпорациями, вложившими в них миллиарды инвестиций. Образовательное пространство превратилось в глубоко структурированную многоуровневую диверсифицированную сферу воспроизводства разнообразных по качеству и целевому назначению образовательных продуктов и услуг. Важнейшим трендом при этом стало частичное замещение образовательной услуги, которая традиционно осуществлялась в рамках «формальной образовательной организации», образовательным продуктом - контентом, по-

* Компании-«единороги» - стартапы, которые оцениваются более чем в миллиард долларов.

* Корпоративные университеты - это система обучения персонала компании, в рамках которой для достижения целей фирмы используются все традиционные формы бизнес-образования. Хотя по факту многие из них не являются данным институциональным образованием [9].

требляемым напрямую и без посредников (педагогов, учителей, менеджеров) с помощью цифровых образовательных платформ.

Представляет ли этот тренд угрозу для классических университетов? С большой долей вероятности - нет, потому что университеты занимают свою устойчивую нишу в мировом образовательном пространстве, где производится генерация фундаментальных системных форм образования в органическом единстве с фундаментальной наукой и воспитанием креативной, социально развитой личности.

В классических университетах образование выступает в форме социализации-коммерциализации результатов фундаментальных исследований, накопленного веками фундаментального знания о человеке, природе и обществе. Система университетского образования, по существу, является несущим каркасом в мировом образовательном пространстве. И как таковая, она не может не взаимодействовать с другими участниками этого пространства: виртуальными корпоративными университетами, корпоративными стартапами, частными образовательными структурами и другими инициативами. Классические университеты, создавая рынок универсальных по своей технологической, естественнонаучной и социокультурной значимости образовательных продуктов и услуг, выступают по отношению к кластеру «Гринфилдов» в значительной степени не как конкурент, а как интеллектуальная платформа всего образовательного пространства.

Однако изменился, как уже отмечалось, не только внешний контур жизнедеятельности традиционных (классических) университетов, но и внутренний контур образовательного процесса, прежде всего - принципы социальной организации и технологический уклад. Ключевой характеристикой этого нового уклада является то, что системообразующий, исторически возникший, первичный элемент всех существовавших до сих пор образовательных практик и образовательных институтов передачи знаний и опыта новым поколениям, их несущий каркас - подсистема «учитель - ученик» - трансформируется в нечто новое - экосистему, в которой ключевую роль начинает играть третий субъект - искусственный интеллект, информационные продукты которого выступают в цифровых ипостасях, доступных в виртуальном пространстве любому участнику образовательного процесса.

В этой новой экосистеме субъектность учителя (знания, дидактическое и методическое искусство, индивидуальный стиль поведения и общения, личный опыт и т.д.) размывается или по меньшей мере теряет свою монополию. Объем и роль живого знания сужаются, уходят на периферию образовательного процесса, уступая место почти безграничному по своим информационно-коммуникационным возможностям искусственному интеллекту, цифровым платформам, контентам и тому подобным структурам виртуального пространства. Трансформация этого первичного элемента, основы всех многоуровневых образовательных систем, повлекла за собой перестройку всего институционально организованного каркаса образовательной сферы, ее процессных форм организации, структуры и функциональных моделей, что ведет к смене образовательных технологий и социальных механизмов воспроизводства и передачи знаний новым поколениям. Пандемия радикально подстегнула и ускорила этот институционально-технологический переход образовательной сферы жизни современного общества.

Как заметил академик Б.Г. Клейнер, это отнюдь не эволюционный процесс, а революционный, и поэтому рассчитывать на возможность постепенной (и малозатратной) адаптации к нему не приходится [10]. Именно поэтому следует идентифицировать и просчитывать возникающие при этом возможности, риски и угрозы турбулентности для национальных образовательных систем. И прежде всего, видимо, речь должна идти о судьбах образовательных структур, составляющих их ядро, - классических университетов, концентрирующих и развивающих в своих экостемах колоссальные интеллектуальные человеческие ресурсы, нематериальные активы и символические капиталы, на потенциал которых и опирается цифровая революция в образовании. В России действует большая группа университетов, которые относятся к категории классических, - 29 национальных исследовательских университетов, 10 федеральных, 33 опорных [11]. Не случайно поэтому классические университеты, их судьбы находятся в центре научных дискуссий, развернувшихся в монографических изданиях, в научных профильных журналах, на площадках международных форумов и конференций, в проектно-программных разработках в области развития науки и образования [12-17].

В научной публицистике в наиболее концентрированном системном виде цифровая революция в образовании, возникающие при этом вызовы для России, как представляется, идентифицированы и описаны в монографии, изданной Центром образовательных технологий Московской школы управления «Сколково» (SEDeC) под названием «Эпоха "Гринфилда" в образовании» [1]. Однако в монографии остаются вне поля исследования риски и неопределенности, возникающие в отношении ключевых функций университетов (образование - исследование - воспитание). Основные риски, на которые обоснованно указывают авторы монографии, связаны с ограничениями (внешними и внутренними) вхождения России в мировой образовательный рынок, включения в глобальное образовательное пространство (интернационализация) [1]. Принимая эту версию общих внешних рисков, возникающих в сфере университетского образования России, остановимся отдельно на рисках, возникающих в эпоху цифровой революции в образовании на функциональном поле классических университетов в части выполнения ими триединой миссии «образование - исследование - воспитание».

Современный университет онтологически вырос из классического университета, имеющего свою историю, традиции, этос, академическую культуру, миссию, которые создают «эффект колеи» в историческом развитии университетов. Как известно, в идейной основе классического университета, его институционального каркаса находится триединство функций образования, исследования и воспитания, содержание и формы которых меняются от эпохи к эпохе. Сама идея, которая получила наименование «идея классического университета», появляется благодаря деятельности немецких реформаторов XIX в., прежде всего - Вильгельма фон Гумбольдта [18]. Гумбольдт создал модель сущностно нового для своего времени университета. Причем вопреки мощному давлению утилитарных императивов рынка в основе концептуально новой модели университетского образования оказалось три ключевых принципа: 1) отрицание примитивно-утилитарного взгляда на образование, позиционирование самодостаточности знания как такового, фундаментальной ценности образования; 2) приоритет фундаментального, теоретического знания по отношению к прикладному в стратегиях

построения образовательного процесса; 3) системная роль гуманитарного знания, гуманитарного образования, без которого не может быть реализована триада классического университета - образование, исследование, воспитание.

Концепт классического университета Гумбольдта получил свое развитие в современных моделях и практиках ведущих университетов мира, в том числе в России, которые впитывали и отражали исторические волны технологических укладов, новые формы общественного устройства и модернизационные импульсы.

Однако в практиках по освоению технологий тотальной цифровизации образовательного процесса и его продуктов во многом размывается исторически сложившаяся целостность и единство базовой триады образования, исследования и воспитания, составляющей, как уже упоминалось, концептуальный каркас классического университета. Реальная практика модернизации классических университетов привела к расширению этой триады за счет функций инновационной и предпринимательской - как естественного продолжения их исследовательской и образовательной миссий. В этом контексте исследовательская и образовательная миссии по законам рынка частично коммерциализируются, а университет приобретает черты виртуальной многофункциональной предпринимательской корпорации.

Эта эволюция классических университетов в научном дискурсе иногда получает весьма драматическую оценку. Крайней формой такой оценки является, например, книга канадского исследователя проблем образования Б. Риддингса, в которой он формулирует тезис о кризисе оснований университетской идеи, о превращении университетов в капиталистические корпорации [19]. В близком к нему концептуальном ключе осмысливают современные позиции и роль университетов в обществе и другие известные авторы, работы которых имели большой резонанс, -Р. Барнетт, Г. Каррье, Б. Кларк и др. [20-22]. Однако наряду с критическим дискурсом их работы обогатили теорию классического университета новыми идеями и оценками -об универсальности знания, абсолютной ценности культуры и национальных духовных ценностей, миссии социализации поколений, формирования интеллектуала и гражданина,

о передаче знании как процесса, инновационного по форме и эвристичного по содержанию, о междисциплинарном подходе в образовании и т.д. В этом научном дискурсе классическая триада университетской модели «образование - исследование - воспитание» концептуально остается базовой, укорененной, придающей системность университетскому образованию. Этой же концепции придерживается в условиях начавшейся цифровой революции в образовании и ряд ведущих отечественных ученых (А.Е. Волков, В.И. Княгинин, ВВ. Ковалев, В.А. Мау, Н.В. Тихомирова, А.Н. Тихонов, В.М. Филиппов и др.) [1; 13; 14; 23; 24].

Итак, в новой архитектуре образовательного пространства университеты на наших глазах трансформируются в гибридную, виртуальную, контактно-бесконтактную коммуникационно-образовательную экосистему, в которой функции образования, исследования и воспитания (социализации) осуществляются в сложноструктурированных формах взаимодействия с обществом, социальными институтами и глобальным мировым рынком образования, науки и инноваций. Цифровая революция в образовании, таким образом, открыла совершенно новую эпоху в инструментальной, информационно-коммуникационной составляющей национальных образовательных систем, создав новые, практически безграничные возможности для глобализации образовательной сферы, функционирования и взаимодействия образовательных институтов, воспроизводства всего многообразия образовательных программ, проектов, инициатив для конструирования единого образовательного пространства по лекалам потребностей четвертой промышленной революции, динамичного обновления спроса на рынках образовательных продуктов и услуг.

При жизни одного поколения в социальные и организационно-управленческие практики образовательных институтов вошли технологии дистанционного, электронного, онлайн-образования, технологии искусственного интеллекта, больших данных (Big Data), виртуальной, дополненной, смешанной реальности, образовательные онлайн-платформы, профессиональные социальные сети, цифровые технологии управления, контроля, мониторинга, оценки эффективности образовательного процесса, создан кластер сетевых образовательных структур и интеграционных форм научно-обра-

зовательной деятельности и многое другое.* В этих условиях отставание в сфере цифровизации образования равносильно замедлению в развитии высоких производственных технологий и воспроизводстве интеллектуального капитала.

В то же время следует отметить, что практика цифровизации образовательной системы в логике глобального рынка, как она развивается в настоящее время, заставляет сделать заключение о том, что стратегии и формы современной цифровой образовательной революции, как уже было отмечено, создают не только большие возможности, но и существенные риски для классических университетов с их базовой концептуальной триадой.

Так, уже сегодня можно выделить следующие функциональные риски тотальной цифровизации образовательного пространства для классических университетов:

1. Цифровизация создает технологические возможности для реального отделения («вырезания» из системы) образовательной функции (ее цифровых онлайн-продуктов) от целостной экосистемы университета и переноса ее в виртуальное пространство, где она трансформируется в форму рыночной услуги, продаваемой и перепродаваемой многочисленными провайдерами, фабриками, центрами и другими субъектами рынка образовательных продуктов и услуг, действующими по логике бизнеса. Потерявшая, таким образом, системные воспроизводственные связи с другими функциями университета (генерация знаний, исследования, социализация-воспитание личности), которые реализуются, как правило, в предметно-контактных, институционально организованных формах коммуникации в университетской среде, образовательная услуга теряет свое неразрывное единство социальных функций - свойство подлинного образования как процесса формирования творческой, всесторонне развитой, социально ответственной личности, способной к продуктивному труду.

2. Создавая гигантские объемы информационных контентов, ориентированных на сиюминутный, частный, локальный рыночный спрос, образовательные бизнес-структуры следуют логике маркетинговых стратегий, еще более отделяя образовательный продукт от всей цепочки генерации новых

* Обсуждение и характеристика этих возможностей цифровой революции в образовании представлены в обобщающих работах по данной тематике [25-29].

знаний. Целостный пазл, институционально совмещающий, сопрягающий в пространстве экосистемы университета «бесшовные» процессы всего научно-образовательно-инновационного цикла, дезинтегрируется и разрушается. То есть коммерциализация в цифровом формате отдельной образовательной функции университета, вне органической институционально-организационной связи с другими элементами триады, разрывает его единство и целостность, снижая общий уровень гомеостаза университетской экосистемы.

3. В университетской образова-

тельной экосистеме онлайн-технологии резко снижают долю живого знания - знания и опыта, передаваемого из рук в руки [16]. В отличие от технологий работы с онлайн-контентами, в основе передачи этого знания и опыта лежат непосредственно формы взаимодействия и общения участников образовательного процесса, в пространстве которых происходит формирование личности, раскрывается эмоциональная глубина познания, ценности, духовность, культурная идентичность, гражданственность, т.е. сугубо человеческие составляющие, плотно сопряженные с традиционными процессами образования и воспитания [24]. Снижение доли живого знания, замена его виртуальным общением формируют «плоского человека», ограниченного одномерностью услуги, ее конечностью («потребил - выбросил») и однозначностью. «Беспредельность свободы виртуального пространства, - указывает М.М. Мухтарова, - оборачивается понижением роли автора и познающего субъекта. Это чревато рассеиванием идентичности, возникающим в результате ее симбиоза с интернетом. Человек растворяется в структурах, детерминированных текстом» [25, с. 36]. При этом теряется установка на фундаментальные, не имеющие здесь и сейчас практического применения знания, в том числе формирующие мировоззрение личности молодого человека [30, с. 13]. Эксперты выражают тревогу, что цифровизация, технологи-зация образовательного процесса, погружение его в онлайн-коммуникации создают угрозу, связанную с тем, что эвристические, поисково-прогностические типы мышления сменяются на алгоритмическое и клиповое [15]. Высказывается также мнение, что виртуальные формы обучения, при всей их важности и эффективности, в эпоху цифры не вполне оправданно превращать

в самоцель, доводимую до абсурда [2, с. 172173].

4. Создание альтернативного ми-

рового рынка цифровых образовательных услуг, инициаторами и драйверами которого выступают тысячи новых альтернативных университетам бизнес-структур, действующих по собственной логике капитализации бизнеса, формируют новые потоки инвестирования в этом полиструктурированном образовательном пространстве, направленные прежде всего на коммерциализацию образовательных продуктов и платформенных стартапов, имеющих перспективы спроса на корпоративных рынках онлайн-образования. По мнению уже цитировавшихся выше экспертов «Сколково» Д.С. Конанчука и А.С. Волкова, именно индивидуальные потребители, частный спрос становятся главными драйверами развития образовательных стартапов по всему миру [1].

Однако, учитывая традиционное отношение к образованию в России как к сфере государственного интереса и ответственности, как к социокультурной, общественно значимой ценности, а также особенности социального поведения населения, такая переориентация инвестиций вряд ли возможна. Как показывает практика, образование остается приоритетом государства. Государственный сегмент российской системы образования доминирует на рынке образовательных услуг. Да и сами указанные авторы оценивают рынок частных образовательных инициатив в России как крайне незначительный. Поэтому в условиях цифрового перехода национальной системы образования России, переориентации приоритетов инвестиционных потоков в сфере образования на индивидуального потребителя частный спрос может создать серьезные риски для национально ориентированных, классических университетов, внося элементы непредсказуемости и дезинтеграции в институционально организованную систему высшего образования.

Следует при этом, в частности, добавить, что сохраняющаяся до сих пор в публичном пространстве трактовка образовательной деятельности как образовательной услуги не только выхолащивает социально-ценностное содержание образования как такового, но и формирует институциональные ловушки в образовательной сфере. На это не раз обращал внимание депутат Госдумы, председатель профильного комитета Вячеслав Никонов: «Образование больше не рассматривается

как услуга. Это безусловно общественное благо» [31]. В литературе, посвященной вопросам реформирования российского образования, принявшего перманентную форму, не раз отмечалось, что перенос моделей зарубежной образовательной системы, имеющей свою историю, традиции, свои рыночные и ментальные основания, на российскую почву происходит зачастую механически, без опоры на российские особенности (беспрецедентное структурное многообразие социально-экономических, этнокультурных систем и образовательных локусов России) и традиции (университетское образование со времен М.В. Ломоносова носит в России принципиально фундаментальный характер, а в его институциональной организации доминируют государственные, национальные интересы) [24].

В связи с этим чрезвычайно важное значение имеют цели, общая ориентация и стратегии государственной образовательной и научной политики в России, потенциал которой может снизить указанные выше риски. И ключевой вопрос здесь: как институционально сохранить и поддержать в волнах цифровой образовательной революции основу российского высшего образования -классические университеты, функциональную целостность их триады - образования, исследования, воспитания? Государственная политика в области образования, в том числе университетского, ее основные контуры, цели, задачи, направления развития, принципы и приоритеты, как известно, сформулированы в национальных проектах «Наука» и «Образование» и развиты в федеральных программах: проекте «5-100», «Стратегическое академическое лидерство», «Приоритет-2030» (специальный проект развития университетов и научных институтов) и некоторых других [3236]. Вице-премьер Д. Чернышенко, курирующий в Правительстве вопросы цифровизации, представил вариант «Фронтальной стратегии социально-экономического развития России», включающий по разделу «Инновационное развитие» семь инициатив: уже упомянутый проект «Приоритет-2030», «Делаем науку в России», «Платформа университетского технологического предпринимательства», «Супер-кластеры: сетевые программы научно-технологического прорыва», «Повод для гордости: массовая основа инновационной системы», «Мягкая сила: экспансия российского образования», «Новое инженерное образова-

ние» [37]. В этих документах университеты рассматриваются как научно-образовательные экосистемы, в которых сетевые взаимодействия и развитие образовательных, исследовательских, инновационных, предпринимательских инициатив, институтов и инструментов социализации молодежи являются обязательным условием их государственной поддержки. Модель триады классического университета как концептуального каркаса его развития в них более чем ясно выражена. Более того, российская практика формирования актуальных моделей университетского образования в ответ на современные технологические вызовы свидетельствует о продвижении подхода к университетам как к экосистеме, реализующей не только классическую триаду, но и востребованные мировыми трендами миссии воспроизводства инноваций, предпринимательства, кооперации ресурсов с индустриальными партнерами. Наиболее заметной инициативой правительства в этой сфере стало формирование 15 научно-образовательных и научных центров мирового уровня, научно-технологических образовательных кластеров, значительное укрепление ресурсов опорных университетов, ответственных за технологическое развитие отраслей экономики в регионах, создание образовательных центров типа «Сириус» в Сочи и др. То есть государственная политика дает сигнал образовательному академическому сообществу, что ключевым стейкхолдером университетского образования в его классическом варианте остается государство и ключевой платежеспособный спрос на специалистов формируется государством, отраслевыми корпорациями, а не стихией частного спроса (факт направления в 2021 г. в регионы дополнительных бюджетных мест в вузах подтверждает ключевую регулирующую роль государства в этой сфере). Такие же активные инициативы по государственной поддержке целостности университетской экосистемы фиксируются в последнее время и в области воспитания, социализации молодежи. Так, в рамках государственных мер по поддержке образования сформирована программа молодежной политики [36]. Новые воспитательные практики развиваются в университетах, поддерживая, таким образом, классическую университетскую триаду. Этим же целям подчинена политика по созданию в университете современных кампусов (принято

решение о создании 10 таких кампусов мирового уровня) [38]. Государственные проекты цифровизации образовательной системы, существенно увеличивая технологические ресурсы и расширяя инструментальные возможности организации образовательного процесса, формируют дополнительные условия для выполнения всех трех миссий университета (а не заменяют их потенциалом и функциями провайдеров цифровых образовательных платформ), открывают их потенциал для мировой образовательной системы, а не подталкивают их к автономизации, уходу от конкурентных взаимодействий с зарубежными университетами (интернационализация университетского образования - одна из задач национального проекта «Образование» [33]). Опыт институционального развития классических университетов России в последнее десятилетие подтверждает, что и в эпоху цифровой революции они продолжают выполнять, как отмечалось выше, роль интеллектуальной платформы для всего образовательного пространства. Это проявляется в том числе в динамичном развитии горизонтальных сетевых связей университетов в системе формирующих научно-образовательно-инновационных экосистем в виде межвузовских ассоциаций, консорциумов, региональных научно-образовательных центров мирового уровня, в состав которых (с сохранением статуса юридических лиц) входят десятки вузов, научных учреждений, индустриальных партнеров и корпораций, интегрирующих свои интеллектуальные потенциалы, включая технологии и ресурсы цифровизации.

Таким образом, российские университеты действительно находятся в ситуации стратегического поиска модели развития, в которой были бы гармонично сбалансированы традиционные и алгоритмизированные цифрой технологии университетского образования, поддерживался уровень конкурентоспособности образовательных экосистем российских университетов в мировом образовательном пространстве и обеспечивался суверенитет национальной образовательной системы России. Так, на прошедшем недавно VIII Международном салоне образования было акцентировано внимание на том, что цифровизация и развитие исследовательской составляющей университетов, а также развитие и расширение роли университетов в жизни регионов, расширение взаимодействия с научными институтами и бизнесом являются их социальной

миссией, а ориентация на отечественного работодателя является одной из задач программы «Приоритет-2030» [39].

Жизнь классического университета не заканчивается в эпоху цифровой революции. Университет не изжил себя, потому что действующее единство и целостность ключевых его функций - образования, исследования и воспитания - продолжает демонстрировать и в новых условиях свое фундаментальное значение, обеспечивая в различных технологических флуктуациях системный гомеостаз классических университетов, вновь и вновь подтверждая животворящее значение синтеза всех форм творческой энергии человека в университетском локусе.

Однако в условиях, когда виртуальные коммуникации доведены до технологического совершенства, системы искусственного интеллекта вытесняют во всех сферах профессиональной деятельности значительную часть технологий передачи знаний и опыта из рук в руки, а виртуальное обучение превращается в настоящую мегавселенную онлайн-классов, риски трансформации классических университетов в цифровые образовательные платформы, а их преподавателей по объему и структуре выполняемых функций - в виртуальных дежурных операторов по обслуживанию этих платформ - остаются весьма высокими.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков А.Е., КонанчукД.С. Эпоха «Гринфилда» в образовании: исследование SEDeC. URL: https:// skolkovo.ru/public/media documents/research/ education_10_10_13.pdf.

2. Экосистемы в пространстве новой экономики / науч. ред. М.А. Боровская [и др.]. Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2020. 780 с.

3. Найди «единорога». Когда в России появятся образовательные стартапы на миллиарды долларов // Российская газета. 2021. № 277. URL: https://rg.ru/2021/12/06/kogda-v-rossii-poiaviatsia-obrazovatelnye-startapy-na-milliardy-dollarov.html.

4. Панарина Е.А. Каким станет завтра // Поиск. 2019. № 13. С. 5.

5. Кузина Г.П. Концепция цифровой трансформации классического университета в «цифровой университет» // E-Management. 2020. T. 3, № 2. С. 89-96.

6. Пономаренко Е.В. Новые модели развития университетов в мире в условиях цифровой революции: теоретические и практические подходы // Государственная служба. 2017. Т. 19. № 6. С. 57-63.

7. Грачева С.М. Корпоративные университеты за рубежом (история создания, опыт, современность) // Управление персоналом. 2008. № 5. С. 90-95.

8. Чанько А.Д., Баснер А.А. Корпоративные университеты: анализ деятельности в международных исследованиях // Российский журнал менеджмента. 2015. № 3. С. 79-110.

9. Долженко Р.А. Оценка эффективности обучения в корпоративном университете // Проблемы теории и практики управления. 2018. № 6. С. 106-119.

10. Клейнер Б.Г. Гуманистический менеджмент, социальный менеджмент, системный менеджмент - путь к менеджменту XXI века // Российский журнал менеджмента. 2018. № 16. С. 231252.

11. Гусейн-заде Р.Г. Подготовка кадров для инновационной экономики России // Alma Mater. 2018. № 11. С. 16-17.

12. Богданов С.И., Тимченко В.В. Экосистемная модель развития образования в цифровой экономике // Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 10-25.

13. Голышкова И.Н. Анализ ключевых составляющих модели «цифровой университет» // E-Management. 2020. T. 3. № 3. С. 53-61.

14. Инновационные процессы в науке и образовании / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза: Наука и просвещение, 2019. 218 с.

15. Калинина Н.Н., Сапунов М.Б., Тебиев Б.К. Трансформации идеи университета: вызовы времени и ответы академического сообщества // Экономика образования. 2012. № 4. С. 13-29.

16. Ковалев В.В., Касьянов В.В., Манучарян А.К. Онлайн-образование в высшей школе России: фактор разрушения или источник развития? // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. № 3. С. 72-91.

17. Курдюмов А.В. Перспективы сотрудничества классических университетов и университетов третьего возраста // Совет ректоров. 2010. № 11. С. 74-81.

18. Андреев А.Ю. Гумбольдтовская модель классического немецкого университета // Новая и новейшая история. 2003. № 3. С. 46-58.

19. Риддингс Б. Университет в руинах. М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2010. 304 с.

20. Барнетт Р. Осмысление университета // Alma mater. 2008. № 6. С. 46-56.

21. Каррье Г. Культурные модели университета // Alma mater. 1996. № 3. С. 15-24.

22. Кларк Б.Р. Поддержание изменений в университетах. Преемственность кейс-стади и концепций. М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2011. 312 с.

23. Жук М.В. Вызовы профессиональному образованию XXI века: прогнозы и решения // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1. С. 65-73.

24. Колесникова Е.Ю. Общие социогуманитарные константы российского образования в системе институциональных факторов его реформирования // Философия права. 2016. № 2. С. 125-130.

25. Мухтарова ММ.«Смерть субъекта» в образовательной системе Интернет // Научная мысль Кавказа. 2017. № 2. С. 32-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Шваб К., Дэвис Н. Технологии четвертой промышленной революции. М.: Бомбора, 2018. 317 с.

27. Тихомирова Н.В. Управление современным университетом, интегрированным в информационное пространство: концепция, инструменты, методы. М.: Финансы и статистика, 2009. 264 с.

28. Шерман Я. От «подрыва» к инновациям. О будущем МООК // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 21-43.

29. Шитов С.Б. Развитие человеческого капитала в условиях цифровизации экономики (социально-философский взгляд) // Alma Mater. 2019. № 8. С. 20-22.

30. Уваров Е.А. Мы все учились понемногу, или По ком звонит колокол? // Alma Mater. 2014. № 3. С. 12-17.

31. См.: Возикова Т. С видом на стратегию. Ректоры ждут от государственной власти не только тактических мер по организации внутри-российской академической мобильности // Поиск. 2017. № 40. С. 2.

32. Национальный проект «Наука». URL: https:// strategy24.ru/rf/innovation/projects/natsionalnyy-proyekt-nauka.

33. Национальный проект «Образование». URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/ natsionalnyy-proekt-obrazovanie.

34. Проект 5-100. URL: https://5top100.ru.

35. Программа «Приоритет 2030». URL: https:// minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/.

36. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://static.government.ru/media/files/ ceFXleNUqOU.pdf.

37. В вузы призван «цифровой спецназ». URL: https:// news.myseldon.com/ru/news/index/247080955.

38. В России будут созданы университетские кампусы мирового уровня. URL: https://ac.gov.ru/ news/page/v-rossii-budut-sozdany-universitetskie-kampusy-mirovogo-urovna-26933.

39. Возикова Т. Поддержать опору. Научно-технологическая элита стоит инвестиций. // Поиск. 2021. № 42. С. 3.

REFERENCES

1. Volkov A. E., Konanchuk D. S. Epokha "Grinfilda" v obrazovanii: Issledovanie SEDeC [The era of «Greenfield» in education: SEDeC research]. Avail-

able at: https://skolkovo.ru/public/media documents/ research/education_10_10_13.pdf.

2. Ekosistemy v prostranstve novoy ekonomiki / nauch. red. M.A. Borovskaya [i dr.] [Ecosystems in the space of the new economy / Ed. by M.A. Borovskaya et al.]. Rostov-on-Don, Taganrog, Publishing house of SFedU, 2020, 780 p.

3. Rossiyskaya Gazeta, 2021, no. 277. Available at: https://rg.ru/2021/12/06/kogda-v-rossii-poiaviat-sia-obrazovatelnye-startapy-na-milliardy-dollarov.

4. Panarina E. Poisk, 2019, no. 13, p. 5.

5. Kuzina G.P. E-Management, 2020, vol.3, no. 2, pp. 89-96.

6. Ponomarenko E.V. Gosudarstvennaya sluzhba, 2017, vol. 19, no. 6, pp. 57-63.

7. Gracheva S.M. Upravlenie personalom, 2008, no. 5, pp. 90-95.

8. Chanko A.D., Basner A.A. Rossiyskiy zhurnal menedzhmenta, 2015, no. 3, pp. 79-110.

9. Dolzhenko R. A. Problemy teorii i praktiki upravleniya, 2018, no. 6, pp. 106-119.

10. Kleyner B.G. Rossiyskiy zhurnal menedzhmenta, 2018, no. 16. pp. 231-252.

11. Guseyn-zade R.G. Alma Mater, 2018, no. 11, pp. 16-17.

12. Bogdanov S. I., Timchenko V. V. Ekosistemnaya model razvitiya obrazovaniya v tsifrovoy ekonomike [Ecosystem development model education in the digital economy]^ In: Menedzhment XXI veka: obrazovaniye v epokhu tsifrovoy ekonomiki [Management of the 21st century: education in the era of the digital economy]. St. Petersburg, Publishing house of Herzen State Pedagogical University of Russia, 2019, pp. 10-25.

13. Golyshkova I.N. E-Management, 2020, vol. 3, no. 3, pp. 53-61.

14. Innovatsionnyye protsessy v nauke i obrazovanii / pod obshch. red. G.Yu. Gulyaeva [Innovative processes in science and education / ed. by G.Yu. Guly-aev]. Penza, Nauka i prosveshcheniye, 2019, 218 p.

15. Kalinina N.N., Sapunov M.B., Tebiev B.K. Ekonomi-ka obrazovaniya, 2012, no. 4, pp. 13-29.

16. Kovalev V.V., Kasiyanov V.V., Manucharyan A.K. Gumanitariy Yuga Rossii, 2020, vol. 9, no. 3, pp. 72-91.

17. Kurdyumov A.V Sovet rektorov, 2010, no. 11, pp. 74-81.

18. Andreyev A.Yu. Novaya I noveyshaya istoriya, 2003, no. 3, pp. 46-58.

19. Riddings B. Universitet v ruinakh [University in ruins]. Moscow, Publishing house of HSE, 2010, 304 p.

20. Barnett R. Alma mater, 2008, no. 6, pp. 46-56.

21. Carrier G. Alma mater, 1996, no. 3, pp. 15-24.

22. Clark B.R. Podderzhaniye izmeneniy v univer-sitetakh. Preemstvennost case-stady i kontseptsiy [Sustaining change in universities. Continuity of case studies and concepts]. Moscow, Publishing house of HSE, 2011, 312 p.

23. Zhuk M.V. Professionalnoe obrazovanie v sovremennom mire, 2014, no. 1, pp. 65-73.

24. Kolesnikova E.Yu. Filosofiya prava, 2016, no. 2, pp. 125-130.

25. Mukhtarova M.M. Nauchnaya mysl Kavkaza, 2017, no. 2, pp. 32-37.

26. Schwab K., Davis N. Tekhnologii chetvertoy pro-myshlennoy revolyutsii [Technologies of the fourth industrial revolution]. Moscow, Bombora, 2018, 317 p.

27. Tikhomirova N.V Upravlenie sovremennym universitetom, integrirovannym v informatsionnoe pros-transtvo: kontseptsiya, instrumenty, metody [Management of a modern university integrated into the information space: concept, tools, methods]. Moscow, Finansy i statistika, 2009, 264 p.

28. Sherman Y. Voprosy obrazovaniya, 2018, no. 4, pp. 21-43.

29. Shitov S.B. Alma Mater, 2019, no. 8, pp. 20-22.

30. Uvarov E.A. Alma Mater, 2014, no. 3, pp. 12-17.

31. Vozikova T. Poisk, 2017, no. 40, p. 2.

32. Natsionalnyy proekt "Nauka" [National project «Science»]. Available at: https://strategy24.ru/rf/ innovation/projects/natsionalnyy-proyekt-nauka.

33. Natsionalnyy proekt "Obrazovaniye" [National project «Education»]. Available at: https://strategy24. ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt0obra-zovanie.Date of access: 01/12/22.

34. Proyekt 5-100 [Project 5-100]. Available at: https://5top100.ru.

35. Programma "Prioritet-2030" [Priority-2030 Programm]. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/ac-tion/priority2030.

36. Osnovy gosudarstvennoy molodezhnoy politiki Ros-siyskoy Federatsii na period do 2025 goda [Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period up to 2025]. Available at: http:// static.government.ru/media/files/ceFXleNUqOU. pdf.

37. Vvuzyprizvan "tsifrovoy spetsnaz" ["Digital special forces" are called to universities]. Available at: https:// news.myseldon.com/ru/news/index/247080955.

38. V Rossii budut sozdany universitetskiye kampusy mirovogo urovnya [World-class university campuses will be created in Russia]. Available at: https://ac.gov.ru/news/page/v-rossii-budut-sozdany-universitetskie-kampusy-mirovogo-urovna-26933.

39. Vozikova T. Poisk, 2021, no. 42, p. 3.

Поступила в редакцию 27 января 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.