DOI : 10.23888/humJ20192350-363
КОНЦЕПЦИЯ УНИВЕРСИТЕТ 3.0: ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
UNIVERSITY 3.0 CONCEPT: PROSPECTS FOR IMPLEMENTATION IN RUSSIA UNDER THE CONDITIONS OF A NEW TECHNOLOGICAL
REVOLUTION
НАРИМАНОВА О.В.
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
Аннотация:
В статье анализируются перспективы и проблемы реализации в России модели Университета Национальной технологической инициативы (НТИ) - отечественного варианта концепции Университет 3.0, которая получила широкое международное распространение в условиях новой («четвёртой») технологической революции. Согласно этой концепции, университетам присваивается «цифровой код» с учётом числа их миссий. Статус Университет 3.0 получает вуз, где к двум традиционным миссиям - образовательной и научно-исследовательской - добавляется третья: коммерциализация знаний и технологий. Университеты «третьего поколения» формируют предпринимательские экосистемы, перспективные технологические рынки и обеспечивают глобальную конкурентоспособность отечественной экономики. Поскольку одним из важнейших рынков будущего является Неа№№1 (распределённые системы высокотехнологичных медицинских услуг), модель (НТИ) актуальна и для медицинских вузов.
В статье прослеживается становление
NARIMANOVA O.V.
Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov
Abstract:
The article analyzes the prospects and problems of implementation in Russia of the University model of the National Technological Initiative (NTI) - the domestic version of the concept of University 3.0, which has gained wide international distribution in the context of the new ("fourth") technological revolution. According to this concept, universities are assigned a "digital code" based on the number of their missions. A university receives the status University 3.0, where a third one is added to two traditional missions - educational and research: the commercialization of knowledge and technology. Third-generation universities form entrepreneurial ecosystems, promising technology markets and ensure the global competitiveness of the domestic economy. Since HealthNet (distributed systems of high-tech medical services) is one of the most important markets of the future, the model (NTI) is also relevant for medical universities.
The article traces the emergence of the concept of University 3.0 in the system of university education in the USA and Europe. It analyzes the institutional processes that have prepared
концепции Университет 3.0 в системе университетского образования США и Европы. Анализируются институциональные процессы, которые подготовили активное участие ведущих университетов США, Великобритании, Китая в инновационной деятельности, коммерциализации знаний и технологий. Особое внимание уделяется проблемам модернизации ведущих российских вузов, которые пока не соответствуют требованиям статуса Университет 3.0 или Университет НТИ. Исследуются барьеры, препятствующие их участию в коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, в решении ключевых задач новой технологической революции. В качестве главных рассматриваются два тесно связанных барьера: отсутствие эффективного механизма взаимодействия между сферой изобретений и открытий и сферой бизнеса, а также недостатки российского законодательства об интеллектуальной собственности. В последнем не определён механизм распределения вознаграждения между субъектами правоотношений по поводу коммерческой реализации интеллектуальной собственности.
В статье делается вывод, что участие России в новой технологической революции в числе прочих условий требует модернизации деятельности ведущих российских вузов, а для этого необходимы глубокие институциональные преобразования.
Ключевые слова:
концепция Университет 3.0, Университет НТИ, миссии университета, коммерциализация знаний, интеллектуальная собственность, новая технологическая революция, перспективные технологические рынки.
the active participation of leading universities in the United States, Great Britain, and China in innovation, the commercialization of knowledge and technology. Particular attention is paid to the problems of modernization of leading Russian universities, which do not yet meet the requirements of the status of University 3.0 or the University of National Technological Initiative (NTI). Barriers hindering their participation in the commercialization of the results of intellectual activity, in solving the key tasks of the new technological revolution are investigated. Two closely related barriers are considered as the main ones: the lack of an effective mechanism of interaction between the sphere of inventions and discoveries and the business sphere, as well as the shortcomings of Russian intellectual property legislation. The latter does not define a mechanism for the distribution of remuneration between legal entities regarding the commercial sale of intellectual property.
The article concludes that Russia's participation in the new technological revolution, among other conditions, requires modernization of the activities of leading Russian universities, and this requires deep institutional change.
Keywords:
University 3.0 concept, NTI University, university missions, knowledge commercialization, intellectual property, new technological revolution, promising technology markets.
Основные задачи российской системы высшего образования в наше время определяются необходимостью включения России в новую технологическую, или так называемую «четвёртую промышленную» революцию, в которую уже
вступил цивилизованный мир. Содержанием этой революции является переход от массового стандартизированного производства к гибкому, высокотехнологичному выпуску индивидуализированного продукта на основе новейших технологий. Последние включают квантовые технологии, новые и портативные источники энергии, технологии беспроводной связи, большие данные, системы распределённого реестра, робототехнику, нейротехнологии, искусственный интеллект, технологии виртуальной и дополненной реальности, технологии управления свойствами биологических объектов. Применение цифровизации, компьютерного проектирования, платформенных решений уже сейчас радикально изменяет функционал компаний и структуру рынков. Выпуск принципиально новых продуктов приведёт к исчезновению многих старых рынков и даст жизнь рынкам будущего, базирующимся на принципах распределённой экономики, то есть на глобальной сети горизонтальных связей между автономными институциональными субъектами. В числе таких рынков -AeroNet (распределённые системы беспилотных летательных аппаратов); MariNet (распределённые системы морского транспорта без экипажа); AutoNet (распределённая сеть автотранспорта без водителя); HealthNet (рынок распределённых систем высокотехнологичных медицинских услуг); NeuroNet (распределённые искусственные компоненты сознания и психики); EnergyNet (распределённая энергетика); FoodNet (рынок распределённых систем производства и доставки продовольствия). По оценкам экспертов, пик революционных технологических изменений придётся на 2020-2030-е годы. К этому времени не только принципиально обновится структура экономики, но и произойдёт резкая поляризация стран, одни из которых выступят в роли технологических лидеров, а другие окажутся технологической периферией [1-5].
В настоящее время в нашей стране на уровне государства и правительства предпринимаются усилия по осуществлению прорывного технологического развития. С этой целью осуществляется стратегическая программа «Национальная технологическая инициатива», рассчитанная на период до 2035 года, реализуются национальные проекты «Цифровая экономика», «Наука», «Образование», «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и др. В этих условиях приоритетными задачами для России становятся формирование научной базы и образовательной среды, способной отвечать на новые технологические вызовы в настоящем и будущем, подготовка на базе ведущих высших учебных заведений центров генерации новых технологий и новых рынков, реализация проектов по повышению глобальной конкурентоспособности российских университетов. Университеты будущего названы университетами Национальной технологической инициативы (Университетами НТИ) и являются российской моделью Университета 3.0 [6-8].
Концепция Университет 3.0, получившая в настоящее время в международном образовательном пространстве широкое распространение, предполагает присвоение университетам «цифрового кода» с учётом числа их миссий. Так, если университет занимается только образовательной деятельностью, за ним закрепляется название Университет 1.0. Такой университет осуществляет трансляцию знаний, подготовку кадров и обеспечивает социальный лифт. В случае одновременного выполнения двух миссий -обучающей и научно-исследовательской - он обретает статус Университет 2.0. Его функциями становятся генерация новых знаний через исследовательскую деятельность и консалтинговый сервис для рыночных игроков. Университет 2.0 выполняет НИР по заказам индустрии и создаёт технологии «на заказ». Ещё более высокий статус характерен для Университета 3.0, где появляется третья миссия - коммерциализация знаний и технологий. Такой Университет управляет правами интеллектуальной собственности, формирует предпринимательскую экосистему, перспективные технологические рынки, превращается в площадку создания экономического превосходства страны на глобальном уровне. Именно такие университеты и определяют лицо современной технологической революции [9,10].
В основе концепции Университет 3.0 лежат исследования Й. Виссема, профессора предпринимательства и инноваций Дельфтского технологического университета (Нидерланды). По его мнению, содержание и число миссий современного университета изменяется по следующим причинам: 1) всё большая интеграция теоретических и прикладных научных исследований, так как ведущие университеты мира всё более остро нуждаются в альтернативных государственным источниках финансирования и поэтому заинтересованы в сотрудничестве с высокотехнологичными компаниями; 2) переход от монодисциплинарных к междисциплинарным научным исследованиям; 3) обострение глобальной конкуренции университетов за лучших студентов, преподавателей, контракты, за лидерство в практическом внедрении изобретений и ноу-хау; 4) стремление университетов извлекать новые выгоды из создаваемых ими знаний, повышение их роли в реализации государственной политики экономического роста; 5) необходимость обеспечения экономической эффективности деятельности университетов в новых усложняющихся условиях; 6) экспериментирование с дифференцированием программ массового и элитарного образования в современных вузах в связи с массовым притоком студентов [11].
Код 3.0 закрепился за ведущими университетами США, Великобритании, Китая. В них формируется экономическая и технологическая среда, опережающая реальность на 5-10 лет. Именно из этой среды вырастают компании, которые за 10-15 лет становятся флагманами глобального бизнеса в
новых отраслях. В частности, выпускниками таких университетов созданы компании Hewlett-Packard, Yahoo, Google. Университеты 3.0 объединяют потоки человеческого и финансового капитала, становятся системными интеграторами основных процессов технологического предпринимательства внутри экосистем инноваций, создают межуниверситетские сети, хабы и нетворки для обмена технологическими компетенциями. Подобные вузы становятся лидерами не только в формировании стартапов, но и в определении трендов целых индустрий. Например, американский университет Карнеги Меллон в настоящее время задаёт ключевые направления развития роботизации. Благодаря Кембриджскому университету, объединившему усилия с бизнес-сообществом и местными органами власти, был создан Кембриджшир -графство, ставшее мировым центром высокотехнологичных отраслей. Для перехода к уровню Университета 3.0 вуз должен обладать более высокими компетенциями в понимании рынков и закономерностей их развития, чем окружающая его корпоративная среда. Лишь в этом случае он будет, подобно магниту, притягивать лучших представителей бизнес-сообщества для реализации совместных инновационных проектов [12].
Проследим становление концепции Университет 3.0 в современных странах. В целом развитие системы университетского образования в США и европейских государствах в XX веке было тесно связано с научно-техническим прогрессом. Растущий спрос бизнеса на инновации стал катализатором инновационной деятельности, в которую активно включились и университеты. Важно учитывать, что во второй половине XX века в экономике развитых стран окончательно сложились естественные механизмы стимулирования инновационных процессов и продуктов, без чего новая миссия университетов третьего поколения оказалась бы просто невозможной. Основой этих механизмов стали венчурные компании и корпоративные венчурные фонды, оказывающие финансовую поддержку проектам и стартапам, сопряжённым с высокими рисками. В настоящее время корпоративные венчурные фонды составляют в США 25% венчурной экономики. Благодаря их усилиям сложилась эффективная система взаимодействия сферы изобретений и открытий со сферой бизнеса, обеспечивающая приток в экономику и быстрое внедрение всех перспективных технологических идей. Подчеркнём, что механизмы стимулирования разработки и внедрения инновационных проектов базируются на хорошо проработанном законодательстве об интеллектуальной собственности, где чётко определены права всех субъектов интеллектуальной инновационной деятельности, включая и университеты, указаны порядок и пропорции распределения вознаграждения от реализации интеллектуальной собственности. Важно и то, что в США около половины университетов являются частными и не имеют никаких ограничений для участия в предпринима-
тельской и коммерческой деятельности как правообладатели интеллектуальной собственности.
В начале 1980-х годов в США и европейских странах произошло сокращение масштабов государственного регулирования экономики и государственного сектора, усилилась роль рыночных механизмов. В это время повысилась автономия университетов, их руководство стало обладать более широкими полномочиями, государство потребовало даже от государственных вузов экономической эффективности, ориентации на запросы рынка труда, применения стратегического планирования. В этот период активизировалось институциональное взаимодействие университетов, функции управления стали делегироваться как наверх, например, в странах ЕС, ОЭСР, так и на региональный уровень - в Великобритании, Италии.
В 1990-е годы обозначилось разделение миссий университетов, началось их вовлечение в региональную экономическую деятельность, в реализацию программ научных исследований. Университеты стали участвовать в частно-государственных партнёрствах и наднациональных системах социально-экономического сотрудничества, создавать совместные с научными организациями исследовательские центры, встраиваться в научные кластеры, в региональные, национальные и международные сети взаимодействия. На этом этапе образовались гетерогенные сети управления образованием, активно воздействующие на его развитие наряду с государством. В университетах повысилась управленческая культура, исчезли устаревшие формы государственного контроля, вузы постепенно стали превращаться в автономно управляемые структуры.
Эти процессы получили отражение в новых концепциях управления университетами, таких как «новый государственный менеджмент» (New Public Management, NPM), «сетевое управление» (Network Governance, NG), модель неовеберианского государства (NW-модель). Две первые концепции исходят из ограниченной роли государства в регулировании сферы образования, видят в университетах активных субъектов рыночных отношений. NPM-модель рассматривает образование как сферу услуг, а студентов - как потребителей этих услуг, за которых вузы остро конкурируют. При этом научные исследования в вузах признаются важным инструментом повышения их конкурентоспособности. Модель «сетевого управления» (NG) предполагает активное участие университетов в сетевых партнёрствах между образовательными учреждениями, научными кластерами, бизнес-организациями. «Сетевой университет» базируется на междисциплинарном сотрудничестве, сетевых учебных программах, виртуальных обучающих средах, дистанционном обучении, академической мобильности, матричных структурах управления. Что касается концепции неовеберианского государства (NW-модель), то она отводит
государству ключевую роль в управлении образованием и в предоставлении образовательных услуг. В этом её основное отличие от двух первых моделей, акцентирующих внимание на ослаблении государственного реформирования сферы образования и на автономизации вузов. Образование в NW-модели рассматривается как общественная услуга для граждан своей страны, а не как рыночный продукт [13,14].
Каковы перспективы реализации концепции Университет 3.0 в России? Сложившаяся в нашей стране система высшего образования всё ещё сориентирована на индустриальную культуру второй половины XX века и не отвечает потребностям инновационного и технологического прорыва. В России укоренился подход, согласно которому компетенции и перспективы развития для вузов определяет государство. Эта традиция обрекает российские университеты на отставание от мировых лидеров в области высшего образования, которые, как уже отмечалось, сами давно стали «законодателями мод» в области компетенций и формирования рыночных трендов. В Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года приоритетом в образовании признаётся ориентация «на развитие сектора исследований и разработок в университетах, углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями... развитие сетевой организации образовательных и исследовательских программ» (раздел IV .5), но вместе с тем российская инновационная система характеризуется как «ориентированная на имитационный характер, а не создание радикальных изменений и новых технологий» (раздел 12). В России доля отраслей, которые относятся к экономике знаний, в ВВП составляет 15%, тогда как в развитых странах Европы - 35%, в США - 45% [15] .
Значительная часть российских вузов соответствует модели Университета 1.0, то есть выполняет лишь образовательную миссию. В других вузах исследования и разработки в определённой степени интегрированы в учебный процесс (Университет 2.0). Университетов 3.0, занимающихся коммерциализацией знаний, в России практически нет, за крайне редким исключением. В 2016 году Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) и АО «РВК» провели мониторинг эффективности инновационной деятельности 40 ведущих вузов России, участвующих в проекте «5-100», в программе развития НИУ, включая федеральные университеты. Оказалось, что в элитных российских университетах фактически не ведётся инновационно-предпринимательская деятельность, которая является обязательной для Университета 3.0. В 19 из 40 обследованных университетов малые инновационные предприятия (МИП) совсем не дают дохода, а в остальных ежегодный доход от 1 МИП составляет в среднем 386 тыс. руб., причём в основном за счёт договоров с самим
университетом. В 24 ведущих российских вузах насчитывается менее 10 МИП. Более половины университетов (24 из 40) не имеют дохода от управления интеллектуальной собственностью. Большинство ведущих российских университетов работает по принципу «патенты есть, дохода нет», причём патенты преимущественно российские; 28 элитных университетов совсем не имеют международных патентов, а у 11 число таких патентов составляет от 1 до 3. Лидирует в этой области Томский политехнический университет, который получил 11 международных патентов, но его средний годовой доход от управления интеллектуальной собственностью не превышает 800 тыс. руб. [16,17].
В государственном приоритетном проекте «Вузы как центры пространства создания инноваций», который был утверждён 25 октября 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, было намечено обеспечить устойчивую глобальную конкурентоспособность в 2018г. не менее 5, а в 2025 г. - не менее 10 ведущих российских университетов; создать в субъектах Российской Федерации в 2018г. не менее 55, в 2025г. - не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов.
Насколько удалось продвинуться в этом направлении? По итогам международных рейтингов 2018 года, которые учитывают и участие в инновационной деятельности, позиции российских вузов улучшились. Так, согласно рейтингу RUR-2018, в котором приняли участие 783 университета из 74 стран мира, в него вошли 70 российских вузов (в 2010 году их было всего 11), причём 10 наших университетов включены в его Т0П-500. Самые лучшие показатели продемонстрировали МГУ, занявший 153 место и попавший в так называемую «золотую лигу», а также МИФИ (224 место) и Томский государственный университет (240 место). В ТОП-1000 престижного рейтинга THE (Times Higher Education) вошли 18 российских вузов, в международный рейтинг QS - 24, в финальную часть Шанхайского рейтинга - 12, причём практически все рейтинги показали, что лучшими из российских вузов являются МГУ, МИФИ, Томский государственный университет, МФТИ, МАИ, Томский государственный политехнический университет, Новосибирский государственный университет, Бауманский государственный технический университет, РУДН, Российский государственный университет нефти и газа, университет ИТМО [18]. Именно они в настоящее время предпринимают активные усилия, чтобы стать университетами «третьего поколения», или Университетами НТИ.
В рамках программы Национальная технологическая инициатива ключевым направлением подготовки специалистов для рынков будущего признаётся создание Университетских территорий опережающего развития.
Программой предусмотрено, что Университет НТИ должен выполнять фундаментальные и прикладные исследования по тематикам НТИ; формировать инновационную инфраструктуру (центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, технопарки и т.д.); заниматься подготовкой профессионалов для рынков НТИ, то есть работать с талантами - драйверами будущего развития; осуществлять эффективное управление интеллектуальной собственностью, коммерциализацию разработок и генерацию новых бизнесов на рынках НТИ. Университет НТИ по замыслу должен стать центром экосистем, фокусирующих на них ресурсы программ развития по принципу «от грибницы к дереву». В этом смысле в качестве «корней» рассматриваются образование, компетенции, кружки, абитуриенты. «Крона» объединяет такие элементы, как отраслевая кооперация, партнёрства, предпринимательская культура. «Стволом» становится сам университет, обеспечивающий интерактивное взаимодействие рынка и талантов, стимулирующий креативность на личностном и организационном уровнях. Развитие сетей предполагает выделение конкурентоспособных лабораторий для проведения исследований, факультетов и кафедр для опережающей подготовки кадров. Создание хабов означает выстраивание цепочки ценности интеллектуальной собственности от проведения научных исследований, получения патентов и лицензий до выпуска готового инновационного продукта на основе отраслевой и предпринимательской кооперации [19-23].
Однако создание Университета НТИ в России требует преодоления множества барьеров, основными из которых являются: 1) отсутствие активного спроса на инновации со стороны российского рынка, а также эффективного механизма взаимодействия между потребителями и поставщиками инноваций, что ведёт к экспорту из страны интеллектуальной собственности, утечке учёных, высококвалифицированных специалистов, капиталов на фоне импорта технологических решений; 2) острая нехватка учёных и специалистов, способных реализовать комплексные междисциплинарные проекты, выступить лидерами рынка в области компетенций, интеграторами наукоёмких процессов; 3) дефицит координации плана мероприятий по реализации программы Национальной технологической инициативы («дорожных карт НТИ»), что мешает формированию целостной картины технологического развития; 4) отсутствие в стране возможности удовлетворить спрос на принципиально новые области знаний и профессий, что также провоцирует отток из страны одарённой молодёжи; 5) несоответствие российской правовой базы задачам НТИ: в соответствии с Законом об образовании образовательная организация в нашей стране имеет правовой статус некоммерческой организации, которой не разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, а позволено лишь осуществлять приносящую доход
деятельность; 6) недостаточно проработанное законодательство об интеллектуальной собственности; 7) высокая учебная нагрузка на преподавателей традиционного российского высшего учебного заведения, изначально «приземляющая» его до уровня 1.0 и являющаяся серьёзным препятствием для активной научной и инновационной работы и для участия в кооперации с субъектами предпринимательской деятельности.
Особого внимания заслуживают правовые проблемы реализации интеллектуальной собственности. Представляется, что отсутствие юридической определённости по поводу прав на объекты интеллектуальной собственности -это одно из главных препятствий на пути инновационной активности российских университетов, коммерциализации ими знаний и технологий. В этом же заключается и основной тормоз инновационной деятельности в стране в целом, созданию корпоративных венчурных фондов и венчурных компаний. Ведь и для отечественных, и для иностранных инвесторов при принятии решений о вложении средств в научные исследования и разработки либо в покупку новой технологии важно чётко представлять, в каком порядке и в какой пропорции будут распределяться вознаграждения от реализации интеллектуальной собственности. В противном случае интерес и бизнеса, и университетов к коммерциализации изобретений резко снижается. Без урегулирования вопросов о правовой природе интеллектуальной собственности и её правообладателе как субъекте правоотношений невозможно обеспечить эффективный механизм взаимодействия бизнеса со сферой изобретений и открытий, а значит, не сложится и единая «инновационная цепочка». В настоящее время около 70% российских организаций в сфере науки и преобладающая часть университетов являются государственными, поэтому поддержка научных исследований и разработок осуществляется в основном из средств бюджета. За счёт бюджетных средств создаётся около 90% всех существующих в России объектов интеллектуальной собственности. Для технологического прорыва и модернизации в России необходимо чётко определить на законодательном уровне, как государство будет распоряжаться интеллектуальной собственностью, которой оно может владеть, и как эта собственность будет использоваться в экономике. Не менее важна правовая определённость и по поводу смешанного финансирования НИОКР, предполагающего выделение средств из нескольких разных источников. Такой тип финансирования научных исследований и разработок остаётся в нашей стране самым распространённым. Таким образом, для эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности отнюдь не достаточно обеспечить правовую охрану объектов интеллектуальной собственности, требуется серьёзная юридическая проработка механизмов её коммерциализации. Необходима полная ясность по поводу прав на объекты
интеллектуальной собственности, созданной за счёт государственных средств, а также передача прав распоряжения её объектами с государственного на локальный уровень управления. С этой целью, прежде всего, следует закрепить права на интеллектуальную собственность за организациями-разработчиками (включая высшие учебные заведения), а кроме того, стимулировать передачу этих прав от научных организаций и университетов представителям бизнеса с целью её коммерциализации. При этом полезно воспользоваться положительным зарубежным опытом в области организации исследовательского процесса - например, практикой соглашений о проведении совместных исследований между государственными и коммерческими организациями -университетами, научными, лабораториями, частными компаниями [24,25].
Таким образом, включение России в новую технологическую революцию настоятельно требует модернизации деятельности ведущих российских университетов в соответствии с концепцией Университет 3.0, российской моделью которой является Университет Национальной технологической инициативы. Обеспечение глобальной технологической конкурентоспособности российской экономики невозможно без глубоких институциональных преобразований, направленных на превращение ведущих университетов в центры предпринимательских экосистем, в лидеров формирования технологических и рыночных компетенций, в драйверов развития рынков будущего.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Идрисов Г.И., Коняхин В.Н., Кудрин А.Л., Рожкова Е.С. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России // Вопросы экономики. 2018. №4. С. 5-25.
2. Земцов С.П., Чернов А..В. Какие высокотехнологичные компании в России растут быстрее и почему// Журнал Новой экономической ассоциации. 2019. №1 (41). С.68-99.
3. Нариманова О.В. Глобальный экономический кризис и контуры пост- кризисной системы. В сб.: Материалы ежегодной научной конференции, посвященной 70-летию основания Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова. Рязань: РИО РязГМУ; 2013. С. 285-287.
4. Нариманова О.В. Концепция «Вековой стагнации»: в чем причины замедления экономического роста? В сб.: Материалы ежегодной научной конференции РязГМУ
REFERENCES:
1. Idrisov GI., Konjahin VN., Kudrin A.L., et al. Novaja tehnologicheskaja revoljucija: vyzovy i vozmozhnosti dlja Rossii. Economic issues. 2018; 4: 5-25. (In Russ).
2. Zemcov SP., Chernov AV. Kakie vysokotehnologichnye kompanii v Rossii rastut bystree i pochemu. Journal of New Economic Association. 2019; 1(41): 68-99. (In Russ).
3. Narimanova OV. Global'nyj jekonomicheskij krizis i kontury post-krizisnoj sistemy. In: Proceedings of the annual scientific conference dedicated to the 70th anniversary of the founding of the Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov. Ryazan': RIO RjazGMU; 2013. P. 285. (In Russ).
4. Narimanova OV. Koncepcija "Vekovoj stagnacii": v chem prichiny zamedlenija jekonomicheskogo rosta? In: Proceedings of the annual scientific conference RyazGMU named after academician I.P. Pavlov, dedicated to the 65th
им. академика И.П. Павлова, посвященной 65-летию работы университета на Рязанской земле. Рязань: РИО РязГМУ; 2015. С. 262-265. 5. Проект 2035. Интервью с Евгением Кузнецовым (ОАО «РВК»). Доступно по ссылке: online.com/artides/interesno/proekt-2035-intervju-s-jevgeniem-Kuznecovym-oao-rvk. Ссылка активна на 21 мая 2019.
6. Постановление Правительства РФ № 317 от 18 апреля 2016 г. «О реализации Национальной технологической инициативы». Доступно по ссылке: https://base.garant.ru/71380666. Ссылка активна на 21 мая 2019.
7. Постановление Правительства РФ № 1406 от
20.12.2016 (ред. от 20.04.2019) «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» на предоставление грантов юридическим лицам на проведение научно-исследовательских работ в целях реализации планов мероприятий («дорожных карт») Национальной технологической инициативы». Доступно по ссылке:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ ЬАШ_209299. Ссылка активна на 21 мая 2019.
8. Постановление Правительства РФ № 1184 от
29.09.2017 (ред. от 10.09.2018) «О порядке разработки и реализации планов мероприятий («дорожных карт») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Доступно по ссылке:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ ЬАШ_279244. Ссылка активна на 21 мая 2019.
9. Карпов А.О. Открытые инновации и высшее образование // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 37-44.
10. Лунёв В.В., Лунёва Т.А., Рахинский Д.В. Ориентиры развития современного универ-
anniversary of the University on the Ryazan land. Rjazan': RIO RjazGMU; 2015. P. 262. (In Russ).
5. Project 2035. Interview with Evgeny Kuznetsov (RVC OJSC). Available at: http://idi-onlme.com/articles/interesno/proekt-2035-intervju-s-jevgeniem-Kuznecovym-oao-rvk. Accessed: 12 May 2019. (In Russ).
6. Resolution of the Government of the Russian Federation No 317 of 18 April 2016 "On the implementation of the National Technology Initiative".
Available at: https://base.garant.ru/71380666. Accessed: 12 May 2019. (In Russ).
7. Decree of the Government of the Russian Federation No 1406 of 20 December 2016 (ed. April 20, 2019) "On approval of the Rules for granting subsidies from the federal budget to the federal state budgetary institution "Foundation for Assistance to the Development of Small Forms of Enterprises in the Scientific and Technical Sphere" for the provision of grants to legal entities for research projects in order to implement the action plans ("road maps") of the National Technology Initiative. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_209299. Accessed: 12 May 2019. (In Russ).
8. Decree of the Government of the Russian Federation No 1184 of 29 September 2017 (ed. September 10, 2017) "On the procedure for developing and implementing action plans ("road maps") to improve legislation and eliminate administrative barriers in order to ensure the implementation of the National Technology Initiative and to amend some Acts of the Government of the Russian Federation". Available at:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_279244. Accessed: 12 May 2019. (In Russ).
9. Karpov AO. Otkrytye innovacii i vysshee obrazovanie. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013; 3: 37-44. (In Russ).
10. Lunjov VV., Lunjova TA., Rahinskij DV. Orientiry razvitija sovremennogo universiteta. Creative economy. 2019; 13 (2): 279-290. doi: 10.18334/ce. 13.2.39925. (In Russ).
11. Vissema J. Universitet tret'ego pokolenija: upravlenie universitetom v perehodnyj period. Moscow: Sberbank; 2016. (In Russ).
ситета // Креативная экономика. 2019. Т.13, № 2. С. 279-290. doi: 10.18334/ce.13.2.39925.
11. Виссема Й. Университет третьего поколения: управление университетом в переходный период. М.: Сбербанк; 2016.
12. Кузнецов Е.Б. Университеты в экономике знаний // Известия. 11 декабря 2016. Доступно по ссылке: http://izvestia.ru/news/650622. Ссылка активна на 21 мая 2019.
13. Карпов А.О. Современный университет: среда, партнёрства, инновации // Alma Mater. Вестник Высшей школы. 2014. № 8. С. 8-12.
14. Карпов А.О. Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии // Вопросы экономики. 2017. № 3. С. 58-76.
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2227-р от 08.12.2011 г. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.
Доступно по ссылке:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70006124. Ссылка активна на 21 мая 2019.
16. Мониторинг эффективности инновационной деятельности университетов России. СПб.: Университет ИТМО; РВК; 2016.
17. Нариманова О.В. Качество образовательного процесса: критерии оценки и пути совершенствования // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2015. №3 (10).
Доступно по ссылке: http://humjoumal.rzgmu.ru/upload-files/Annotations.pdf. Ссылка активна на 21 мая 2019.
18. 70 российских университетов попали в международный рейтинг вузов. Доступно по ссылке: https://rg.ru/2018/04/09. Ссылка активна на 21 мая 2019.
19. Университеты 3.0 в НТИ.
Доступно по ссылке: http://ff.tsu.ru/sites /default/files/Университеты%203.0%20(1).pdf. Ссылка активна на 21 мая 2019.
20. Нариманова О.В. Креативность на личностном и организационном уровнях: современные модели и концепции // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018. Т.6, №2 (21). Доступно по ссылке:
12. Kuznecov EB. Universitety v jekonomike znanij. Izvestija. 11 Dec 2016. Available at: http://izvestia.ru/news/650622. Accessed: 12 May 2019. (In Russ).
13. Karpov AO. Sovremennyj universitet: sreda, partnjorstva, innovacii. Alma Mater. Vestnik Vysshej shkoly. 2014; 8: 8-12. (In Russ).
14. Karpov AO. Sovremennyj universitet kak drajver jekonomicheskogo rosta: modeli i missii. Economic issues. 2017; 3: 58-76. (In Russ).
15. Order of the Government of the Russian Federation No 2227-p of 08 December 2011. The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70006124. Accessed: 12 May 2019. (In Russ).
16. Monitoring jeffektivnosti innovacionnoj dejatel'nosti universitetov Rossii. Saint-Petersburg: Universitet ITMO, RVK; 2016. (In Russ).
17. Narimanova OV. The quality of the educational process: evaluation criteria and ways to improve. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a networkjourn. 2015; 3 (10). Available at:
http://humjournal.rzgmu.iu/art&id=260. Accessed: 12 May 2019. (In Russ).
18. 70 rossijskih universitetov popali v mezhdunarodnyj rejting vuzov. Available at: https://rg.ru/2018/04/09. Accessed: 12 May 2019. (In Russ).
19. Universitety 3.0 v NTI. Available at: http://ff.tsu.ru/sites/default/ffles/Universitety%2 03.0%20(1).pdf. Accessed: 12 May 2019. (In Russ).
20. Narimanova OV. Creativity at the personal and organizational levels: modern models and concepts. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a networkjourn. 2018; 6 (2). Available at:
http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=321. Accessed: 12 May 2019. (In Russ).
21. Narimanova OV., Narimanov NF. Creativity models and their implementation in contemporary management practice. In: International Scientific Conference "Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development". The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 06-08 Dec 2018. 2018; Vol. LVII-GCPMED: 768-779.
http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=321. Ссылка активна на 21 мая 2019.
21. Narimanova O.V., Narimanov N.F. Creativity models and their implementation in contemporary management practice. In: International Scientific Conference «Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development». The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences; 06-08 Dec 2018. 2018. Vol. LVII-GCPMED. Р.768-779.
22. Нариманова О.В. Оптимальный стиль лидерства на различных этапах жизненного цикла организации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2017. Т.5, №2 (17). Доступно по ссылке: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=260. Ссылка активна на 21 мая 2019.
23. Яковлева Н.В. Психологические векторы развития личности // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014. № 3. Доступно по ссылке: http://humjournal.rzgmu.m/art&id=173. Ссылка активна на 21 мая 2019.
24. Барков А.В., Гришина Я.С. «Университет 3.0»: Правовая модель участия вуза в инновационном предпринимательстве // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2017. №3. С.5-15.
25. Дежина И., Леонов И. Интеллектуальная собственность в России: проблемы государственного регулирования. Доступно по ссылке: https://www.iep.ru/files/personsl/dezhina/inn ovatsii-8-03. Ссылка активна на 21 мая 2019.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Нариманова Ольга Владимировна -кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики, права и управления здравоохранением Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова; 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9. email: mgmrzgmu@mail.ru.
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 3.05.2019 ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 10.06.2019
ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Нариманова О.В. Концепция Университет 3.0: перспективы реализации в России в условиях новой технологической революции // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т.7, № 2 (25). Доступно по ссылке: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=377 Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ20192350-363
22. Narimanova OV. Optimal leadership style at various stages of the organization's life cycle.
Personality in a changing world: health, adaptation, development: a networkjourn. 2017; 5 (2). Available at:
http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=260. Accessed: 12 May 2019. (In Russ).
23. Yakovleva NV. Psychological vectors of personality development. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2014; 3.
Available at:
http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=173. Accessed: 12 May 2019. (In Russ).
24. Barkov AV., Grishina JaS. "Universitet 3.0": Pravovaja model' uchastija vuza v innovacionnom predprinimatel'stve. Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Ser.: Gumanitarnye I obshhestvennye nauki. 2017; 3: 5-15. (In Russ).
25. Dezhina I., Leonov I. Intellektual'naja s o b s tv e nno s t ' v Ro s s i i : p r o b l e my gosudarstvennogo regulirovanija. Available at: https://www.iep.ru/files/personsl/dezhina/innov atsii-8-03. Accessed: 12 May 2019. (In Russ).
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
Narimanova Olga Vladimirovna - PhD (Economics), Associate Professor, Head of the Department of Economics, Law and Public Health Management of the Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov; 390026, Ryazan, Vysokovoltnaya street, 9. email: mgmrzgmu@mail.ru.
PAPER RECEIVED: 3.05.2019 PAPER ACCEPTED: 10.06.2019
REFERENCE FOR CITING:
Narimanova OV. University 3.0 Concept: prospects for implementation in Russia under the conditions of a new technological revolution. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2019; 7 (2). Available at:
http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=377 Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ20192350-363