МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Применение экосистемного подхода в развитии методики обучения русскому языку как иностранному
Должикова Анжела Викторовна,
кандидат технических наук, доцент, Российский университет
дружбы народов
E-mail: [email protected]
Куриленко Виктория Борисовна,
доктор педагогических наук, профессор, Российский университет дружбы народов E-mail: [email protected]
Бирюкова Юлия Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет дружбы народов E-mail: [email protected]
Модернизация, постоянный и непрерывный поиск новых методов, способов и средств культурно-языкового образования иностранных граждан относятся к числу первоочередных задач современной методики обучения русскому языку как иностранному. Новым научным направлением, обеспечивающим существенное повышение эффективности и результативности преподавания русского языка как иностранного, является эко-системный подход, о котором начали говорить еще в XX столетии, сначала при описании биологических систем. Выявленные в ходе исследований общие свойства этой сложной системы, особенности ее функционирования и развития позволили применить полученные результаты и в других областях научного знания: медицине, экономике, образовании. В период тотальной цифровизации мировых образовательных систем, разрушения традиционных рынков труда в результате технического прогресса, возникновения новых профессий, послужили отправной точкой для глобальной перестройки всего современного образования. Одним из перспективных направлений такой перестройки был признан экосистемный подход.
Ключевые слова: экосистемный подход, языковое образование, иностранные учащиеся.
о
U
см
см
см
со
Z
14
Непрерывный поиск новых методов, разработка способов и средств повышения качества образования относятся к важнейшим задачам современной педагогики, лингводидактики, методики преподавания русского языка как иностранного. Новым научным направлением, которое сравнительно недавно вошло в сферу интересов российских и зарубежных педагогов, но уже доказало свой большой потенциал в оптимизации образовательного процесса, является экосистемный подход. По мнению ученых, интеграция принципов этого подхода в методологический базис современного образования позволит преодолеть свойственные высшей школе «пережитки консервативно-просветительской парадигмы», выстроенной на принципах конвейерно-классического типа обучения: «линейности образовательного процесса, стандартизации содержания образования и объединения людей в группы, исходя, в первую очередь, из их возраста» [1, с. 7]. Сегодня, в эпоху масштабных, непрерывно ускоряющихся технологических изменений и социальных трансформаций, эта образовательная модель теряет эффективность ввиду «усложнения структуры общества, перехода к экономике знаний и творчества, демократизации управления образовательными процессами» [2, с. 27], широкого внедрения в разные сферы жизни общества цифровых технологий, в том числе технологий искусственного интеллекта (ИИ). Первые результаты разработки и внедрения образовательных экосистем (ОЭ) в зарубежную и российскую педагогическую практику свидетельствуют о том, что экосистемный подход предлагает эффективные стратегии и средства преодоления несовершенств консервативно-просветительской образовательной парадигмы.
Понятие «экосистема» вошло в активный научный оборот в начале XX века. Первоначально это понятие использовалось при описании биологических систем, под которыми понимали сообщества живых организмов, рассмотренные в их связи и взаимодействии с природной неживой средой [3; 4; 5]; природные комплексы взаимосвязанных живых (биота) и неживых (среда обитания - биотоп) компонентов, вырабатывающих и регулирующих поток энергии и круговорот (обмен) веществ [6].
Выявленные в ходе исследований общие свойства этой сложной системы, особенности ее функционирования и развития позволили применить
полученные результаты и в других областях научного знания. Впервые данная аналогия была проведена в экономике, первым этот термин употребил в своих трудах известный американский ученый Дж. Мур [7]. В статье «Хищники и жертва: новая экология конкуренции» («Predators and Prey: A New Ecology of Competition»), опубликованной в 1993 г. в № 71 журнала «Harvard Business Review», Джеймс Ф. Мур описал бизнес-процессы как экосистемы, все субъекты которых занимают равноправные позиции и играют взаимодополняющие роли. Ученый выявил особенности протекания бизнес-процессов в «экосистемном контексте», определил и охарактеризовал общую структуру экономических экосистем. Дж. Муру принадлежит и первая дефиниция понятия «бизнес-экосистема». Он определял данный феномен как разветвленную сеть взаимосвязанных функциональных позиций-«ниш», каждая из которых должна быть занята соответствующей организацией.
Джеймс Мур первым отметил экономическую уязвимость компаний, действующих «в одиночку», без взаимодействия с партнерами в процессе вывода на рынок новых продуктов. По мнению ученого, инновационные продукты и бизнес-процессы требуют использования как более широкой ресурсной базы, так и более сложных компетенций, которыми не могут обладать сотрудники одной-единственной компании. Ученый пришел к выводу о том, что наиболее успешными оказываются бизнес-проекты, которые реализуют группы компаний, способные обеспечить все необходимые аспекты, технологические этапы создания и внедрения нового продукта, вне зависимости от того, является ли этот продукт материальным или интеллектуальным. Первостепенное значение Джеймс Мур придавал согласованности общей стратегии действий организаций, входящих в экосистему, на всех этапах реализации бизнес-проекта. К негативным факторам, требующим дополнительных мер по преодолению при формировании бизнес-экосистем, ученый отнес закрытость, привычную установку на конкуренцию, отсутствие стремления к координации усилий, т.е. черты, которые в настоящее время свойственны бизнес-сообществам большинства стран. Дж. Мур также пришел к выводу о том, что при экосистем-ной организации бизнес-процесса трансформируется само явление конкуренции, появляются новые формы конкурентной борьбы. Дж.Ф. Мур подчеркивал: именно способность объединять разнопрофильные организации в единую самодостаточную систему, обладающую необходимым потенциалом для обеспечения всех этапов бизнес-проекта, для постоянного саморазвития, самообновления и адаптации к меняющимся условиям рынка, становится важным конкурентным преимуществом компании, которая такой способностью обладает.
Концепция Дж. Мура получила широкую поддержку не только в экономике, но и в других областях науки, социальной и профессиональной деятельности. Поэтому введенная им в научный
оборот экологическая метафора была привлечена для описания взаимодействия элементов самоорганизующихся, саморегулирующихся и саморазвивающихся систем в таких сферах, как информационные технологии, медицина, образование, урбанистика и многие другие [8].
Тотальная цифровизация мировых образовательных систем, разрушение традиционных рынков труда в результате технического прогресса, возникновение новых профессий, требующих владения абсолютно новыми навыками и умениями, послужили отправной точкой для глобальной перестройки всего современного образования. Одним из перспективных направлений такой перестройки был признан экосистемный подход. В начале 2000-х гг. появились научные работы, где были сделаны первые попытки интегрировать принципы этого подхода вначале в процесс обучения («экосистема обучения»), затем шире - в образовательную деятельность в целом («образовательная экосистема»). К настоящему моменту это научное направление привлекло внимание большого количества отечественных и зарубежных педагогов, занимающихся проблемами разработки, внедрения и многоаспектной оценки образовательных экосистем. Актуальности цифровой трансформации и обновления современного образования в контексте экосистемного подхода посвящены научные работы [9]; [10]. С позиции эко-системного подхода изучаются методы и способы определения содержания обучения, выявляются инновационные технологии его оптимальной организации, исследуются информационные процессы, в том числе экосистемность знаний [11]. Особое внимание уделяется созданию и внедрению экосистем информационных инноваций [12].
Этапным в разработке проблематики, связанной в проектированием и внедрением экосистем-ного подхода в образование, стало глобальное исследование, которое было проведено Московской школой управления Сколково и организацией Global Education Futures под руководством Павла Лукши, профессора практики Московской школы управления «Сколково»; Джессики Спенсер-Кейс, руководителя исследовательского блока HundrED; Джошуа Кубисты, декана Института социальных инноваций. В этой работе образовательные экосистемы характеризуются как «возникающая на наших глазах практика для будущего» [13, с. 5]. В исследовании представлено всестороннее описание экосистемного подхода на основе анализа более чем 40 образовательных экосистем, созданных в разных странах мира. На примере этих стран была показана трансформация классической системы обучения, а также высказаны социальные ожидания от образования в будущем. Эксперты приходят к выводу о том, что новый подход внесет кардинальные изменениям во многие сферы жизни, покажет новые способы обучения, мышления, научит по-новому жить и сотрудничать. В образовании появятся новые сетевые модели добровольного обучения и развития [14]. Отметим, что эта
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
работа стала логическим продолжением доклада Global Education Futures 2018 года «Образование для сложного общества» («Educational Ecosystems for Societal Transformation») [Там же].
Этим исследовательским коллективом был определен набор факторов «ОПОРА», которые должны быть учтены для успешной реализации экосистемных проектов в образовании, а именно:
- Основные Принципы (смысл и принципиальные качества экосистемного проекта);
- Организация (то есть набор норм и правил, по которым организованы экосистемы);
- Реализация (управленческие методы, применяемые для запуска и развития экосистем);
- Активы (ресурсы, необходимые для запуска и поддержания экосистемы).
П. Лукша и его коллеги также описали «жизненный цикл» экосистем: от зарождения через фазы роста и зрелости - до фазы угасания или перерождения. Исследователи сформулировали требования к компетенциям управленческой команды, физической и информационной инфраструктуре, важные для реализации каждой стадии жизненного цикла экосистемы.
Для того, чтобы сохранить и развить свою «эко-системность», экосистемный проект должен придерживаться девяти ключевых принципов, выделенных П. Лукшой и его коллегами. В исследовании также описаны стратегии, которые могут реализовать разные участники образовательной экосистемы - учителя и преподаватели, учащиеся и родители, руководители образовательных учреждений, регуляторы и политики, благотворительные фонды и др. [Там же].
Как показали первые опыты внедрения экосистемного подхода в педагогическую науку и практику, опора на его принципы позволяет создавать масштабные «распределенные» образовательные системы, имеющие особую архитектуру и генерирующие знания и инновации; прогнозировать перспективные направления деятельности и развития высших учебных заведений; разрабатывать качественные образовательные программы с учетом потребностей, активов и интересов обучающихся и обучающих, потенциальных работодателей и других стейкхолдеров современного образования [15]. Экосистемный подход качественно меняет модели управления образовательными системами, которое становится комплексным и равнопартнерским, что обеспечивает гибкость, адаптивность и, как следствие, устойчивость развития образовательных систем. Важнейшим принципом этого подхода декларируется признание «новой роли образования для обеспечения процветания людей и сообществ в сложном и быстро меняющемся мире путем решения накопившихся и новых проблем XXI века: цифро-5 вого разрыва, дисбаланса информационных по-о токов, растущего экономического и социального gj неравенства, ... разрушения традиционных рын-° ков труда» [16]. В этой связи можно заключить, ¿в что привлечение ведущих идей и принципов эко-
системного подхода позволяет предложить инновационные решения в сфере определения содержания и структурной организации современного образования.
В научной литературе пока не выработана единая, общепризнанная дефиниция образовательной экосистемы. Сторонники одной из наиболее популярных научных позиций содержательно приравнивают понятие «образовательная экосистема» к понятиям «среда» / «образовательная среда» / «образовательное пространство» [17, с. 249]. Рассмотренная в этом контексте образовательная экосистема представляет собой интегративную среду взаимодействия всех участников образовательных отношений, основанного на обмене данными, в число которых входят образовательный контент, инновационные технологии и продукты и другие элементы экосистемы [18]; «динамично развивающуюся и взаимосвязанную сеть образовательных пространств», формируемую «индивидуальными и институциональными поставщиками образования» [19]. Другие исследователи в своих определениях акцентируют внимание на инновационном регулировании «жизнедеятельности» образовательной экосистемы, рассматривая ее как «новую управленческую парадигму» образования на протяжении всей жизни [14]; «распределенные партнерства, которые обладают особыми чертами» [https://skillbox.ru/media/education/]. В целом ряде дефиниций приоритетное значение придается субъектной сфере образовательных экосистем, которые с этих позиций квалифицируются как «сети разнотипных субъектов, участвующих в процессе непрерывного (в течение всей жизни) обучения / воспитания / развития» [19]; непрерывно эволюционирующие и развивающиеся «сети и сообщества учащихся и провайдеров образования» [14]; сообщества различных «поставщиков образования, обслуживающих широкий спектр запросов учащихся в определенной области знаний и компетенций или на определенной территории» [20, с. 26].
Как нам представляется, в приведенных дефинициях выявлены все основные конститутивные признаки образовательной экосистемы, что позволяет выработать ее комплексное определение как системно организованного, обладающего необходимым потенциалом для самоорганизации, саморегуляции, саморазвития функционального единства сетей и сообществ субъектов образовательной деятельности (обучающихся и обучающих, провайдеров и иных стейкхолдеров образования: работодателей, родителей и т.д.), находящихся в отношениях распределенного партнерства, совместно формирующих образовательную среду для непрерывного (в течение всей жизни) обучения, воспитания, развития личности.
Литература
1. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования:
статья. / Д. Спенсер-Кейс, П. Лукша, Д. Кубиста. Текст: электронный // Сколково: [сайт]. -
2020. URL: https://www.skolkovo.ru/research-es/obrazovatelnye-ekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya/ (дата обращения: 23.08.2021).
2. Коллини С. Характер гуманитарных наук / С. Коллини; Пер. с англ. Д. Кралечкина; под науч. ред. А. Смирнова // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Москва: Изд. дом ВШЭ, 2016. С. 93123.
3. Bertalanffy L. General System Theory: Foundations, Development, Applications. / L. Bertalanffy. New York: George Bra, 1968. 153 р.
4. Simon H. The Architecture of Complexity / Simon H. // Proceedings of the American Philosophical Society. 1972. Volume 106. Pp. 467-482.
5. Holland J.H. Complex Adaptive Systems / J.H. Holland // Daedalus. 1992. Volume 121, № 1. P. 17-30.
6. Быков Б.А. Экологический словарь. Алма-Ата: Наука, 1983. 216 с.
7. Moore JF. Predators and prey: a new ecology of competition. Harv Bus Rev. 1993 May-Jun;71(3):75-86. PMID: 10126156.
8. Таунсенд Э. Умные города: большие данные, гражданские хакеры и поиски новой утопии. / Э. Таудсенд. Москва: Издательство Института Гайдара. 2019. 400 с.
9. Сулейманкадиева А.Э. Цифровая образовательная экосистема: генезис и перспективы развития онлайн-образования / А.Э. Сулейманкадиева, М.А. Петров, И.Н. Александров. DOI: 10.18334/vinec.11.3.113470.Текст: электронный // Вопросы инновационной экономики.
2021. Том 11, № 3. С. 1273-1288. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=46618235
10. Nurhas I. Understanding the challenges of rapid digital transformation: the case of COVID-19 pandemic in higher education / I. Nurhas, B.R. Adit-ya, D.W. Jacob, J.M. Pawlowski. DOI: 10.1080/01 44929X.2021.1962977 // Behaviour & Information Technology. 2021. Pp. 1-17.
11. Bray, D.A. Knowledge Ecosystems: A Theoretical Lens for Organizations Confronting Hyperturbulent Environments / D.A. Bray. 2007. 6 р. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?ab-stract_id=984600 (дата обращения: 12.10.2021).
12. Хавенсон Т.Е. Акторы образовательных инноваций: ценности и мотивация / Т.Е. Хавенсон, Д.О. Королева, А.А. Лукина; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования; Факты образования № 6(21). Москва: НИУ ВШЭ, 2018. 24 с.
13. Лукша П., Кубиста Дж., Ласло А., Попович М., Ниненко И. Образование для сложного общества. М.: Российский учебник, 2018.
14. Карасева Л. Почему будущее образования -за экосистемами. 2021. Электронный ресурс. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/6027f-
56f9a794723de4d1b34 (дата обращения: 20.12.2021).
15. Лукша П.О. «Экосистемный переход»: будущее инновационно-образовательных систем. / П.О. Лукша. - Текст: электронный [презентация] // Материалы выступления в клубе «Норма и деятельность» (Москва, 9 октября 2018 г.). -2018. - 57 с.
16. Тимченко В.В. Создание инновационных образовательных экосистем для регионального развития. / В.В. Тимченко. - Текст: электронный [презентация] // Сборник научных статей по материалам XVII Международной научно-практической конференции «Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики» (Санкт-Петербург, ноябрь 2019 г.) - Санкт-Петербург. 2019. 33 с. URL: https://docplayer.com/141157229-Sozdanie-innovacionnyh-obrazovatelnyh-ekosistem-dlya-regionalnogo-razvitiya.html (дата обращения: 31.10.2021).
17. Федоров И.М. Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме// Молодой ученый. 2019.№ 28 (266). С. 246-250. https://moluch.ru/archive/266/61494/ (дата обращения: 01.05.2021).
18. Кондаков А.М. Экосистема цифрового образования. Электронный ресурс. URL: https://firo. ranepa.ru/ (дата обращения: 28.12.2021).
19. Новые компетенции для образовательной экосистемы будущего. Электронный ресурс. URL: http://www.fa.ru/org/dpo/finprofessional/ (дата обращения: 27.12.2021).
20. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования: статья. / Д. Спенсер-Кейс, П. Лукша, Д. Кубиста. Текст: электронный // Сколково: [сайт]. -2020. URL: https://www.skolkovo.ru/research-es/obrazovatelnye-ekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya/ (дата обращения: 23.08.2021).
APPLICATION OF THE ECOSYSTEM APPROACH IN THE DEVELOPMENT OF METHODS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
Dolzhikova A.V., Kurylenko V.B., Biryukova Yu.N.
Peoples' Friendship University of Russia
Modern techniques of teaching Russian as a foreign language emphasize modernization, continual and continuous quest for new approaches, methods and means of cultural and linguistic education of foreign nationals. The ecosystem method, which was first discussed in the 20th century while explaining biological systems, is a new scientific perspective direction that enables a considerable rise in the efficiency and efficacy of teaching Russian language as foreign. The general qualities of this complex system, as well as the peculiarities of its functioning and evolution that were discovered throughout the research, allowed the results to be applied to other sectors of science, including as medicine, economics, and education. The loss of conventional labor markets as a result of technological advancement, as well as the rise of new professions, served as a starting point for the global reorganization of all modern education during the period of total digitalization of the world's educational institutions. One of the most potential routes for such restructuring has been identified as the ecosystem approach.
СЭ
о
CO "O
1=1 А
—I
о
сз т; о
m О
от
З
ы о со
Keywords: ecosystem approach, language education, foreign students/
References
1. Educational ecosystems: emerging practice for future education: article. / D. Spencer-Case, P. Luksha, D. Kubista. Text: electronic // Skolkovo: [website]. - 2020. URL: https:// www.skolkovo.ru/researches/obrazovatelnye-ekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya / (accessed: 08/23/2021).
2. Collini S. The nature of the Humanities / S. Collini; Translated from English by D. Kralechkin; edited by A. Smirnov // National Research University "Higher School of Economics". Moscow: HSE Publishing House, 2016. pp. 93-123.
3. Bertalanffy L. General System Theory: Foundations, Development, Applications. / L. Bertalanffy. New York: George Bra, 1968. 153 p.
4. Simon H. The Architecture of Complexity / Simon H. // Proceedings of the American Philosophical Society. 1972. Volume 106. Pp. 467-482.
5. Holland J.H. Complex Adaptive Systems / J.H. Holland // Daedalus. 1992. Volume 121, № 1. P. 17-30.
6. Bykov B.A. Ecological dictionary. Alma-Ata: Nauka, 1983. 216 p.
7. Moore JF. Predators and prey: a new ecology of competition. Harv Bus Rev. 1993 May-Jun;71(3):75-86. PMID: 10126156.
8. Townsend E. Smart Cities: Big Data, civilian Hackers and the Search for a New utopia. / E. Townsend. Moscow: Gaidar Institute Publishing House. 2019. 400 p.
9. Suleymankadieva A.E. Digital educational ecosystem: genesis and prospects for the development of online education / A.E. Suleymankadieva, M.A. Petrov, I.N. Alexandrov. DOI: 10.18334/vinec.11.3.113470.Text: electronic // Issues of innovative economy. 2021. Volume 11, No. 3. pp. 1273-1288. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46618235
10. Nurhas I. Understanding the challenges of rapid digital transformation: the case of COVID-19 pandemic in higher education / I. Nurhas, B.R. Aditya, D.W. Jacob, J.M. Pawlowski. DOI: 10.10 80/0144929X.2021.1962977 // Behavior & Information Technology. 2021. Pp. 1-17.
11. Bray, D.A. Knowledge Ecosystems: A Theoretical Lens for Organizations Confronting Hyperturbulent Environments / D.A. Bray. 2007. 6 p. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers. cfm?abstract_id=984600 (date of application: 12.10.2021).
12. Havenson T.E. Actors of educational innovations: values and motivation / T.E. Havenson, D.O. Koroleva, A.A. Lukina; National Research University Higher School of Economics, Institute of Education; Facts of Education No. 6(21). Moscow: HSE, 2018. 24 p.
13. Luksha P., Kubista J., Laszlo A., Popovich M., Ninenko I. Education for a complex society. Moscow: Russian Textbook, 2018.
14. Karaseva L. Why the future of education belongs to ecosystems. 2021. Electronic resource. URL: https://trends.rbc.ru/trends/ed-ucation/6027f56f9a794723de4d1b34 (accessed: 12/20/2021).
15. Luksha P.O. "Ecosystem transition": the future of innovative educational systems. / P.O. Luksha. - Text: electronic [presentation] // Materials of the speech at the club "Norm and activity" (Moscow, October 9, 2018). - 2018. - 57 p.
16. Timchenko V.V. Creation of innovative educational ecosystems for regional development. / V.V. Timchenko. - Text: electronic [presentation] // Collection of scientific articles based on the materials of the XVII International Scientific and Practical Conference "Management of the XXI century: education in the era of the digital economy" (St. Petersburg, November 2019) - St. Petersburg. 2019. 33 p. URL: https://docplayer.com/141157229-Sozdanie-innovacionnyh-obrazovatelnyh-ekosistem-dlya-regionalnogo-razvitiya.html (accessed: 31.10.2021).
17. Fedorov I.M. Transition from the educational environment to the educational ecosystem// A young scientist. 2019. No. 28 (266). pp. 246-250. https://moluch.ru/archive/266/61494 / (accessed: 01.05.2021).
18. Kondakov A.M. Ecosystem of digital education. Electronic resource. URL: https://firo.ranepa.ru / (accessed: 12/28/2021).
19. New competencies for the educational ecosystem of the future. Electronic resource. URL: http://www.fa.ru/org/dpo/finprofes-sional / (accessed: 12/27/2021).
20. Educational ecosystems: emerging practice for future education: article. / D. Spencer-Case, P. Luksha, D. Kubista. Text: electronic // Skolkovo: [website]. - 2020. URL: https:// www.skolkovo.ru/researches/obrazovatelnye-ekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya / (accessed: 08/23/2021).
o d
u
CM CO