Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ'

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая культура / цифровая образовательная среда / цифровизация / информационно-коммуникационные технологии / digital culture / digital educational environment / digitalization / information and communication technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.Б. Атюшкина, К.И. Султанбаева

Данная статья посвящена рассмотрению сущности цифровой культуры современного студента в складывающейся цифровой образовательной среде высшей школы, а также возникающих возможностей и рисков цифровизации. Целью данного исследования заявлено определение актуального уровня сформированности цифровой культуры современных студентов для дальнейшей разработки модели цифровой образовательной среды, в которой предстоит осуществлять профессиональную деятельность. В результате обзора научной литературы о цифровизации и цифровой культуре выявлено, что они характеризуются динамичностью, информационной открытостью систем, скоростной функцией моделирования новой сложной реальности мира с помощью информационно-коммуникативных технологий. Использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: контент-анализ, сравнительный анализ, онлайн-анкетирование и др. Эмпирическим методом анкетирования были установлены представления студентов о цифровой культуре и цифровой образовательной среде. В статье отражены результаты исследования, позволившие сформулировать его новизну, теоретическую и практическую значимость, а также проблему формирования ценностного отношения к трансформациям в обществе в связи с цифровизацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.Б. Атюшкина, К.И. Султанбаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF STUDENTS’ DIGITAL CULTURE

The article is dedicated to the digital culture of a modern student in the emerging digital educational environment of higher education. The objective of the study is to determine the current level of formation of the digital culture of modern students for further development of a model of the digital educational environment in which they have to carry out professional activities. As a result of a review of the scientific literature on digitalization and digital culture, it is revealed that they are characterized by dynamism, information openness of systems, a high-speed function of modeling a new complex reality of the world using information and communication technologies. A set of theoretical and empirical research methods is used: content and comparative analysis, online questionnaires, etc. The empirical method of questioning established students’ ideas about digital culture and the digital educational environment. It is revealed that Indigitalization and Digital culture are characterized by dynamism, information openness of systems, a high-speed function of modeling a new complex reality of the world using information and communication technologies. The article reflects the results of the study which allowed to formulate its novelty, theoretical and practical significance, as well as the problem of forming a value attitude to transformations in society in connection with digitalization.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ»

А =

_

(10).

Ж

7р2-е Т )

Доя коииветного сравнения теоретическо го и экспвиимвнраоьноги распределения нужно нае^и средние значения функции (аяпррдеое(ия доя каждого участка разбие ния.

Min /Ah\

Ah

А N = АД

z+н SE tsE

е Tdz = А-е т (е

Ah

т - е т ) (11).

g

Откуда находи м функцию распределения по высотам шаров в модели:

(/Ah\ (Ah\\

J

е т - е

. гт SE , (__h\ = А — е т sh 1— I (12).

_Ah \гт J

Результаты! |набот Ы1 мп1íпе2и показнныд на рис. н и 7.

nul II

■litl.l.l

[^ис. 6. Рсаспределение шаров по высотам в начале процесса

Как видно из рис. 6, в начале процесса шары расположены примерно равномерно, это же отражает и гистограмма. Но с течением времени распределение шаров приближается к распределению Больцмана. При этом мгновенное распределение существенно флуктуирует, а усреднённое по времени (см. рис. 7) доста-точноточно отвечаеттеоретическомураспределению.

В работе рассмотрена компьютерная модель идеального газа в виде системы одинаковых шаров, упруго сталкивающихся между собой. Эта модель предназначена для сопровождения лекционного курса для учащихся. Работа

Библиографический список

сшснаоппе

н 111

разв llllil.-

III!..

Рис. 7. Распределение Больцмана после достаточно большого числа столкновений

восполняет пробел компьютерных моделей существующих лекционных демонстраций.

Данная модель идеального газа демонстрирует явление установления распределений Максвелла и Больцмана. Она способна отдельно друг от друга демонстрировать:

1. Установление распределения Максвелла по модулю скорости.

2. Установление распределения Максвелла по отдельным компонентам скорости.

3. Установление распределения Больцмана.

Использование модели наглядно демонстрирует эволюцию системы шаров к равновесию, а распределение их по энергиям - к распределению Максвел-ла-Больцмана.

Предлагаемая в данной работе модель может успешно применяться в лекционном процессе для наглядного представления процесса перехода упорядоченной системы шаров к полному беспорядку.

Данная модель имеет перспективу дальнейшего развития. На ее основе можносоздать компьютерныемодели:

1) смеси различных газов,

2) ионизированногогаза (смесьионов и/илиэлектронов),

3) ионизированногогазавэлектрическом поле,

4) ионизированногогазавмагнитном поле и/или поле тяжести Земли.

1. Изучение распределение Максвелла с помощью компьютерной модели и натурного эксперимента. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-raspredeleniya-maksvella-s-pomoschyu-kompyuternoy-modeli-i-v-naturnom-eksperimente/viewer

2. Распределение Максвелла. Available at: http://web.tpu.rU/webcenter/content/conn/WebCenterSpaces-ucm/path/WebCenterSpaces-Root/oen/ef/2/ModT-04.pdf

3. ДубикМ.А.,ПарахинА.С.Связьтепловогодвижения смеханическим. Физическое образование ввузах.2019;№ 4: 24-30.

4. Дубик М.А., ПарахинА.С. Необратимость тепловыхявлений. Физическое образование в вузах. 2020; № 1: 81-86.

5. СавельевИ.В. Курс общейфизики. Механика и молекулярнаяфизика. Москва: Издательство «Наука», 1987; Т. 1.

References

1. Izuchenie raspredelenie Maksvella s pomosch'yu komp'yuternoj modeli i naturnogo 'eksperimenta. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-raspredeleniya-maksvella-s-pomoschyu-kompyuternoy-modeli-i-v-naturnom-eksperimente/viewer

2. Raspredelenie Maksvella. Available at: http://web.tpu.ru/webcenter/content/conn/WebCenterSpaces-ucm/path/WebCenterSpaces-Root/oen/ef/2/ModT-04.pdf

3. Dubik M.A., Parahin A.S. Svyaz' teplovogo dvizheniya s mehanicheskim. Fizicheskoe obrazovanie v vuzah. 2019; № 4: 24-30.

4. Dubik M.A., Parahin A.S. Neobratimost' teplovyh yavlenij. Fizicheskoe obrazovanie v vuzah. 2020; № 1: 81-86.

5. Savel'ev I.V. Kurs obschej fiziki. Mehanika i molekulyarnaya fizika. Moskva: Izdatel'stvo «Nauka», 1987; T. 1.

Статья поступила в редакцию 01.03.23

УДК 37.022+378.147

Atyushkina V.B., postgraduate, Department of Pedagogics and Psychology of Education, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),

E-mail: atyusha97@mail.ru

Sultanbaeva K.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: ski57@ya.ru

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENTASA CONDITION FOR THE FORMATION OF STUDENTS' DIGITAL CULTURE. The article is dedicated to the digital culture of a modern student in the emerging digital educational environment of higher education. The objective of the study is to determine the current level of formation of the digital culture of modern students for further development of a model of the digital educational environment in which they have to carry out professional activities. As a result of a review of the scientific literature on digitalization and digital culture, it is revealed that they are characterized by dynamism, information openness of systems, a high-speed function of modeling a new complex reality of the world using information and communication technologies. A set of theoretical and empirical research methods is used: content and comparative analysis, online questionnaires, etc. The empirical method of questioning established students' ideas about digital culture and the digital educational environment. It is revealed that Indigitalization and Digital culture are characterized by dynamism, information openness of systems, a high-speed function of modeling a new complex reality of the world using information and communication technologies. The article reflects the results of the study which allowed to formulate its novelty, theoretical and practical significance, as well as the problem of forming a value attitude to transformations in society in connection with digitalization.

Key words: digital culture, digital educational environment, digitalization, information and communication technologies

В.Б. Атюшкина, аспирант, Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: atyusha97@mail.ru К.И. Султанбаева, д-р пед. наук, проф., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: ski57@ya.ru

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Данная статья посвящена рассмотрению сущности цифровой культуры современного студента в складывающейся цифровой образовательной среде высшей школы, а также возникающих возможностей и рисков цифровизации. Целью данного исследования заявлено определение актуального уровня сформированности цифровой культуры современных студентов для дальнейшей разработки модели цифровой образовательной среды, в которой предстоит осуществлять профессиональную деятельность. В результате обзора научной литературы о цифровизации и цифровой культуре выявлено, что они характеризуются динамичностью, информационной открытостью систем, скоростной функцией моделирования новой сложной реальности мира с помощью информационно-коммуникативных технологий. Использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: контент-анализ, сравнительный анализ, онлайн-анкетирование и др. Эмпирическим методом анкетирования были установлены представления студентов о цифровой культуре и цифровой образовательной среде. В статье отражены результаты исследования, позволившие сформулировать его новизну, теоретическую и практическую значимость, а также проблему формирования ценностного отношения к трансформациям в обществе в связи с цифровизацией.

Кточевые слова: цифровая культура, цифровая образовательная среда, цифровизация, информационно-коммуникационные технологии

Современный этап модернизации системы образования не существует обособленно, отделяясь от масштабных изменений, которые каждый день происходят в мире. Эти трансформации, прежде всего, относятся к складывающейся реальности, сначала разделённой на действительную и виртуальную, а теперь ощущаемой как смешанное пространство, как прочное сращение процессов вне и внутри цифрового кода. Скорость производства объектов и самообновления новой реальности, её коммуникативных потоков и увеличения объема данных создаёт как новые возможности для профессиональной деятельности, так и целый спектр рисков и угроз, которые необходимо отражать в настоящих условиях. Так, исследователи M. Kendall [1], В. Сластенин [2], Л. Яковлев [3] отмечают, что образование, представляющее собой одновременно устойчивую систему преемственности знания, опыта и гибкий механизм адаптации, способно оказывать стабилизирующий эффект, служить «резервуаром» для ценностного переосмысления социокультурной динамики.

Диалектические взаимосвязи и взаимопроникновения технологии и культуры должны быть зафиксированы в единой модели, которую точнее всего отражает понятие «цифровая культура». Модель цифровой культуры невозможна вне цифровой образовательной среды, которая концентрирует в себе, с одной стороны, миромоделирующую функцию технологий и педагогический фундамент; с другой - в материальном воплощении она есть принципиально незамкнутое, открытое пространство со сложным комплексом отношений, саморазвивающихся в информационно-коммуникационной реальности. Актуальность выбранного ракурса, несомненно, обеспечивается общим трендом модернизации, а также методологическими положениями ряда федеральных и национальных проектов: «Кадры для цифровой экономики», «Цифровая экономика - 2024», «Цифровая образовательная среда» и др.

Цель настоящего исследования видится в выявлении актуального уровня сформированности цифровой культуры современных студентов для дальнейшей разработки модели цифровой образовательной среды в рамках осуществляемого образовательного процесса. Важнейшими задачами исследования являются изучение мотивации студентов к самоаналитической работе в процессе анкетирования и определение ими собственного места и роли в цифровизации образовательной среды.

Цифровое образовательное пространство следует представлять в качестве принципиально незавершенной структуры, содержащей постоянно обновляемые процессы обмена знанием и опытом с применением облачных вычислительных процессов, продвинутых алгоритмов и самообучающихся систем [4]. Неоднородность и изменяемость цифровизации диктует требование скоростного осмысления этого феномена.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении и систематизации данных о цифровой культуре, ее значимости и ее моделировании в цифровой образовательной среде для студентов высшей школы; уточнении влияния цифровизации на профессиональную подготовку будущих специалистов, разработке критериев «измерения» цифровой культуры личности.

Практическая значимость исследования видится в возможности применения эмпирических результатов в формировании цифровой культуры студентов разных направлений подготовки на основе научно обоснованных универсальных подходов к образовательному процессу вуза с использованием современных цифровых технологий.

Характерной особенностью дискурса цифровой культуры оказывается быстрая утрата актуальности написанного, поскольку происходящие преобразования протекают синхронно со своей научной фиксацией, а иногда даже опережают её. Например, более раннее представление о замене аналоговых образовательных данных цифровыми (оцифровка) сейчас потеряло практическую значимость, а развитие новейших технологий (искусственного интеллекта, нейросетей, виртуальной реальности и пр.), напротив, активно внедряется в педагогическую практику. Кроме того, для реализации будущей деятельности принципиальное значение имеет осмысление цифровизации и собственной роли обучающихся в этом процессе, прежде всего с точки зрения культуры взаимодействия в образовательной коммуникационной среде. Соответственно, первоочередной задачей на этапе моделирования цифровой культуры становится определение уровня подготовленности студента к взаимодействию в новой

информационно-коммуникационной среде, к новым требованиям и условиям цифрового пространства.

Понятие «цифровая культура» приобрело большую практическую ориентированность, выступая как комплексное качество профессионала, отражающее информационное мировоззрение (Е.В. Гнатышева [5]); профессиональная способность к критическому осознанию процесса цифровизации (М.В. Маслакова); как овладение знаниями и навыками ИКТ-технологий (Н.И. Гендина, Н.И. Коло-кова, Ю.В. Уленко, Т. А. Нестик и др. [6]). Так, концепты данного понятийного поля располагаются в диапазоне от «качества» до «компетенции». Тем не менее в приведенных дефинициях заметен недостаток специфики: стержнем наименования становится широкое междисциплинарное понятие «культура», помещенное в контекст цифровой динамики. Исследователи А.В. Леонтьева, Н.И. Ковалёва и Ф.Р Хатит разрабатывают собственную трактовку, синтезирующую «грамотность, компетентность и ценность» в пределах цифровой культуры [7]. Таким образом, содержание понятия «цифровая культура» концентрирует следующие идейные установки: индивидуальная и коллективная ответственность, мотивация, компетентность, а главное - ценностная система новой реальности. Именно такое представление позволит произвести необходимые изменения в мировоззрении участника образовательного процесса.

Цифровая среда играет организующую роль в формировании цифровой грамотности и компетентности обучающихся, функционируя одновременно и как платформа трансляции и ретрансляции знаний и навыков, значимости и ценности цифровизации, и как модель - образец этих процессов. Именно в модели цифровой среды происходит необходимое упорядочивание (кибербезопасность, цифровая этика и этикет, цифровая грамотность и пр.), сохраняющее баланс между устойчивостью и гибкостью, адаптацией и обновлением в условиях «нарастающей неопределённости» и бесконтрольного увеличения информационных объемов.

Для реализации будущей деятельности принципиальное значение имеет осмысление цифровизации и собственной роли обучающимся в цифровой образовательной среде, т. е. формирование цифровой культуры обучающегося. В самом общем виде под цифровой культурой специалиста понимаем профессиональную самоорганизацию использования информации, отвечающую требованиям системности, критического анализа, индивидуальной ответственности, компетентности, безопасности и цифровой этики.

На этапе моделирования цифровой культуры обучающегося первоочередной задачей становится определение уровня подготовленности студента к взаимодействию в новой коммуникативной среде, к новым требованиям и изменяющимся условиям информационного пространства. Необходимым представляется отслеживание рефлексивной деятельности будущих профессионалов, активизирующей процессы самостоятельного совершенствования цифровых способностей.

Как выделяют исследователи (Е.А. Леонова, Л.С. Носова, А.А. Рузаков, Е.В. Сухорукова [8; 9]), цифровые компетенции могут быть разделены по уровню сложности их применения. Первый тип обеспечивает комфортное существование в цифровой среде, второй же гарантирует эффективное взаимодействие в ней. Наконец, третий тип компетенций обусловливает успешное решение профессиональных задач в цифровом пространстве (по классификации Е.В. Сухоруко-вой [9]). Очевидно, что формирование цифровой культуры осуществляется поэтапно и неуклонно, поскольку постепенное усложнение цифровых технологий требует постоянного повышения навыков владения и использования информационных ресурсов. Если на начальном этапе можно было обойтись общепользовательскими цифровыми навыками, то востребованность дистанционного обучения значительно расширила круг требований к профессиональным компетенциям будущих педагогов, т. е. каждый педагог должен владеть цифровой культурой в достаточной степени, чтобы выполнять свои профессиональные задачи. Так, к примеру, возникающие потребности в проведении видеоконференций, в разработке и реализации интерактивных материалов требуют навыков организации совместного письма обучающихся и мониторинга результатов обучения.

Параллельно с новыми возможностями цифрового пространства возникают и новые риски, затруднения осуществления образовательной деятельности, для предупреждения и минимизации которых важно зафиксировать общие представ-

ления о сущности цифровой культуры, её потенциале и функциях. Скоростные коммуникативные потоки недостаточно оснащены «фильтрами» и регулирующими механизмами качества информации. Кроме того, даже наивысший уровень цифровой грамотности (например, создание программно-сетевых технологий) не равен этичному применению знаний и навыков (например, явление хакер-ских атак). Так актуальность приобретает движение в сторону индивидуальнор и коллективной (коллегиальной) поддержки информационного обмена. В области личной ответственности пользователя помещается сохранение трёх основных принципов цифровой безопасности: конфиденциальность, целостность, достып-ность [10].

Методология и методы исследования основаны на принятии философского, культурологического и антропологического подходов к трактовке феномена цифровизации в образовании.

В качестве одного из эмпирических методов был выбран способ смешанного группового онлайн-анкетирования: сбор информации с помощью специально разработанного опросника, организованного для получения данных о мнении и восприятии группы респондентов. Смешанный тип предусматривает наличие в структуре анкеты как предустановленных вариантов ответов, так и вопросы для самостоятельного формулирования ответа. Анкетирование в настоящем исследовании проводилось с помощью онлайн-сервиса GOOGLE-Диск (облачное хранилище с совместным доступом и веб-приложениями для коллективного или индивидуального создания и редактирования документов). Проведенное анкетирование не претендует на социологическую репрезентативность, но позволяет выявить существующие взгляды на цифровую культуру обучающихся, в том числе будущих педагогов. Полученные результаты обработаны с использованием методов контент-анализа, сравнительного анализа и обобщения.

Руководствуясь принципом доступности, было принято решение ограничить количествовопросов (всего-16)исоставить вариаиты ответов на них. Анкета создаьаоачьна осн ове ко милевтчоо методики В .В. Радасое,отвечапа всичериям ясности, кинтывастности.конкретывтти (привсеенис итчмееыв) и ано-ниивиывть.

Общие количество °еспомдеитов истседоваьат - ^студентов бакалавриата о масиньросытьв ыбучающииие поеитостилнио-чаисвомт. мндицич-пком), венлматичлсвему, лаазгогаилскоиу фвоолоаичлскомс и иткуссиновлд-илскомр ьыньавллаывм подгаточкив Хакатскот roоyдapсоглннoа тавроpтитлтл им. Н.Ф. Катанова (г. Абакан, Республика Хакасия). Выборка участников осущест-влваодь вопртчцкит ^тротся^ии, то есть включенности в образовательный процсетцифровых тлтчQдмгчй. Cттylдyкчoдинлтавкеюмaоадвaблoдмс визмож-чостью г^дкчмчто^о и мчмжлатвлннoroивlбopa носчочтов ответа,

Pлгтортхаит уровня оюетон^^^нимти о сyмQocтицмфоaаизaтии:зсконо-млрвт чач^ая!!^ иавремечыыттребокывий к кадиавиме ротлвоитлг^.с рейдирующих хатоахикоиичфеолaцки. Так.ча вкпросаб ичдеви^сичет озчаи КОМЛЛЧИИ рееПвЧдеЧТОЧ И ИCЦИOЧаЛИHЫДИ Bp0eQГaXИTOЛЬK0 4,3%Г0T общего олоимесаит ввта^шсиных, ьет человек утвepдилиинoюcвсихбнистьдетально oтapaатepвмoнaть ЧQBИP)Ы1eавт цифтмхамсцни.Диyгля Фйппа опроштчиых зая-внла т фскне иифтрмиротаииоити при недостаточном понимании процессов -44,1%.ГpaфичQсвхдлаиыт исказатели представлены на рис. 1.

Знакомы ли вы с направлениями цифровнзаиии различных сфер

жизнедеятельности, замеченными в национальных проектах РФ («Цифровая экономика». «Образование», «Науха>>, «Культура», «Производительность труда и поддержка занятости». «Экология» и др.)?

A), не знаю о реализации подобных проектов,

Б), знаком с некоторыми из этих проектов из публикаций СМИ, однако не вполне представляю о реализации тенденций цифровнзаиии:

B), могу охарактеризовать в общих чертах некоторые направления цифровизацин, связанные с некоторыми национальными проектами;

Г), моту детально охарактеризовать направления цифровизацин, связанные с основными национальными проектами.

В - 43

■ А "Б В Г

срлдай вы ступ аы- члстьюИольшинствапрофлссий и входит в профлслио наль-ирг- кдмиртлндию.

Думьетсв, ит^^п-^1^чйлапдлаб(й^ооуа151Сйтвр^я ифыуается в -рлцифике лосприяпн я: др-тдвяз в орник нов изилйнчрта вомбйюте|з(и дру-

—6! инфслз^г^1^|дии№1^удрвл^р^1^т^1^^) рже не втурркнимлются -яв(^еит1-^1^^й^нее по отиншамкю к изр^^пиеикиВ уейстзивельнисга, гак-зудие улиа-еди-ио, йосколь-кутньайь одмдго пpруентиcлйт в-(рмгое уииroкpaтвoyпpoщено

(оробжнно посли «торкистлй» нози и0к| цпфровыр к^екты

кyяьтлпв|ляpecтаютмыплил ьыи ииорошчыуи то ьтчолсечию к оестелчадста в фи-(йвескок (м«ч■гpaноы9а, св^нйи^с^кз кллетакаьв вла^. Нкрис 3 представлены результаты оценки студентов к взаимодействию с цифровой средой.

Рис.2. РлкальсатыозчачимоскицифрочаИгрсмотности впиофи!Ссио нольноИдлитлльтсаси

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 ^1сама^тчлтртк^н^т-а.ут^тчаилт-ио1св^л следующий вопрос анкеты: «Мож-нисво а^к^ыт^ь грпаотностью, иа^|Т)|э<^5^ойюэ^г^^тличч^оитью и

^^льт^Е^Р^0иеначимым коч^^\^|3(хтсЕат пренмоществом

Подавляющее большинство анкетируемых (82,2%) ответили на этот вопрос уьсарртелиио, лчттын,что oбарнгтаччн.лпозицитттаЕDBмтсoаилтepcaлнвыми и оЯязатллччв!ма яoмтатмяющсмс лолвиьеристгти слвремасчого пхрфохситчала. Оотавшаься группа респондентов разделилась на тех, кто выразил «частичное лсюгласвт» (4,а%).

Ооитаитают, чаи пяoфмркьЕlаaлкпымамочЕP а l^aв^l^lHl^тгЕH|^eт-^лй^феры днягольчости (тархозчаслмы дотновлнциильт^с^г^о [эаботадателя. Дрхвиачасть отоотившис (D|9%) поегнaпa,чтoцифтoкмм грамотность украшает рлвюмз соис-катиня.ноне о^^ытю^^о^-ссиЕ^е^т^^^исога влвяннина соЕксрентчаeпмыилащeство профессионала (рис. 3).

Можно ли считать владение цифровой

грамотностью, цифровой компетентностью и Е - 9

цифровой культурой значимым конкурентным преимуществом профессионала?

A), нет, для подготовки будущего специалиста более важны такие характеристики, как профессиональные знания и умения; Е). не вполне, наличие цифровой грамотности обязательно ятя хорошего резюме, однако

работодателя интересует только прикладной Г -153

аспект владения цифровыми технологиями;

B), не вполне, наличие цифровой компетентности учитывается при найме на работу, однако не влияет на развитие н карьерное продвижение:

Г), да, цифровая грамотность, цифровая компетентность н цифровая культура являются «говорящими» характеристиками, которые отличают профессионала в любой сфере профессиональной деятельности.

Рис. 1. Уровень осведомленности о национальных проектах цифровизации

Как следует из полученных данных, 25,8% опрошенных не знают о суще-товхасиии масшмобных хатиохaльных принтов. щ цалов подаиляхщев большинство студентов вуза все-таки информировано о действии проектов по цифро-визации социокультурной жизни.

Следующий блок вопросов направлен на обнаружение у студентов оценки значимости к цифровой среде как составляющей профессиональной деятельности. Любопытно, что все респонденты отметили взаимодействие с цифровой средой обязательным атрибутом профессиональной деятельности. Однако при этом 21% отвечавших указали, что «цифровая среда не является главной площадкой профессиональных операций, а обеспечивает небольшую долю из целого информационной деятельности». 79% указали, что взаимодействие с цифровой

Pигl С.Результаты ответов респондентов на вопрос о значимости цифровой культуры для работодателя

ОсиНымтбразом тмааoидЕ!Чты отлечлись и рноиинмсмытю Нолдщей циф-ЕOяаH деятелвпосча. Cтyлeнтаo! был ^с^с^с^^^^в паоечень яринпoлaгоeмых срофессииаальныо наткси-остей, конолыи итзволаа слoвлeтворить цифровое срост!, лиаиса!

- ввоо иснeхилрeст.нeйи нoаMлтeиeнaльний докумечрнони(98,Ь%);

- обмeнтсeфмлтиeнaпньл HЕфopмнотюйдлo ссыдлржaния и оИ^вЕHбс^ии пpoфтяянDЕaлЕИиLOнЫLынния нкллилгами (6,7%);

с aчaлчситpeoMрломииииничфаяMDкнт впрофбьеиональной цифровой среде (45,7%Е в оругне чleнeагraорлоpнь.млндтви,прюзвoсилleяeшPкь июмож-ности цифровой культуры. Данный блок анкеты позволил эксплицировать умение будущих профессионалов четко формулировать запрос по отношению к техническим достижениях цифровизации.

Инструментарий цифровой образовательной среды подвергся качественной переоценке со стороны опрошенных. Так, лидирующими позициями среди технологий, применяемых для решения образовательных задач, стали Интернет, поисковые системы, базы данных (100% выбора), средства обмена информацией с однокурсниками и преподавателями, а также средства мониторинга учебных достижений (100%). Чуть менее значимыми в восприятии студентов оказались

облачные технологии (87%). Следом за ними расположились блоги, форумы и сетевые сообщества. Кроме того, были получены данные о предпочтительных формах цифровой учебной деятельности: подготовка к лекциям и семинарам, выполнение учебных заданий с использованием цифровых средств поиска и презентации информации (96,7%); дистанционное обучение, вебинары (66%); освоение материалов повышенной сложности (спецкурсы, профессионально ориентированные вебинары и т. д. - 44,6%); реализация внеучебных (38,7%) и совместных интернет-проектов (34,4%).

Выполнению диагностической задачи были посвящены вопросы, касающиеся безопасности интернет-пространства. Критическое мышление, которое входит в систему ценностей цифровой культуры, здесь было оценено респондентами в диапазоне от незначимого до необходимого. Интересно, что 17% опрошенных заявили, что коэффициент пользы информации зависит исключительно от пользователя, то есть недостоверные источники также могут быть продуктивно обработаны и осмыслены компетентным профессионалом. В противоположность этому мнению почти половина респондентов утверждает необходимость активного личного участия в поддержании достоверности информации в цифровой коммуникации (47%) (рис. 4).

Рис. 4. Результаты оценки респондентами качестваинформации

Симметрично с ндине огрсшерные когласилась с миненои и инанкмости системы кибербезопасноиии и пиофассиоведниойдеятильыости. енениеразде-ливрццп°пблбзитоеььо в цемном соооношении отььыьтьлнно спнедемдння зоны нсинемвиенность:51% итаюи, ник кседупоь>ыоыeнирpиснии кибер-

бнесиеcности - лииьаи отвврибнеиностьпользоингеыд, о 4%% ыноиондеибов по-аюгвют нта опо-oтвы)aщeиреиaы)yшeерй ьибнpбeзoпосноцннднсжннcoвецеаться нpгрнизaчиeй(нни. 5Я

Как вы считаете, насколько важно соблюдение д р, _ г.

установок социальной ответственности и правил

кнбербеюпасности в работе с электронными

источниками информации и осуществлении

пвфровой коммуникацнв?

A). не важно, зацдпу данных и ] ^ конфиденциальность информации должна обеспечивать организации, в которой работает сотрудник, это сфера ответственности технических специалистов;

Б), не очень важно, защита данных не является приоритетной задачей работника, однако стоит соблюдать рекомендации технических

специалистов для стабильного функционирования цифровой среды организации;

B), довольно важно, защита данных и ответственность за их нецелевое, неправомерное использование или утерю может входить в профессиональные обязанности специалиста, стоить изучить положения трудового договора, информационной полигики, производственные регламенты организации;

Г), очень важно, защита данных и обеспечение конфиденциальности информации входит в сферы личной, профессиональной и социальной ответственности всех сотрудников организации.

Рис. 5. Результаты опроса об информационной безопасности цифровой среды

Несмотря на явное обогащение сети новыми информационно-коммуникационными инструментами, параллельно с этим повышаются риски недобросовестного использования возможностей интернет-пространства. Цифровая культура и её идейный фундамент включают ответственное отношение к потреблению и производству информации.

В целях изучения мнения студентов о виртуальной идентичности субъекта сетевой коммуникации были заданы вопросы, которые, в свою очередь, позволили еще выявить оценку респондентами собственных возможностей реализации личностного и творческого потенциала в процессе цифровизации. Результаты анкетирования студентов о творческом и личностном потенциале цифровой культуры:

На вопрос: «Насколько свободным на Ваш взгляд может быть представление сотрудника о виртуальной идентичности и модели поведения при осу-

ществлении коммуникации в цифровой среде?» - были предложены варианты ответов:

- «Интернет - это свободное, открытое пространство, в нем не нужно придерживаться общепринятых норм общения, можно реализовывать любую модель поведения», выбрали 12,9%;

- «при осуществлении коммуникации в сети Интернет сложно ожидать конструктивного поведения от всех субъектов общения, следовательно, нет необходимости соблюдать определенные нормы» - выбрали 16,7%;

- «поведение в цифровой среде отражает уровень культуры и адекватное представление о виртуальной идентичности субъектов общения, модель поведения должна соответствовать морально-этическим нормам» - выбрали 70,4%.

Далее следовал вопрос-задание «Оцените степень творческой свободы будущего профессионала при использовании элементов цифровой среды для решения текущих задач и преобразования объектов трудовой деятельности». Предлагаемые ответы:

- «для обеспечения рабочих задач используются самые простые цифровые технологии обработки информации и коммуникации» - выбрали 4,8%;

- «при решении задач можно выбирать, настраивать и комбинировать различные цифровые средства работы с информацией и коммуникации в цифровой среде» - выбрали 25,8%; «при решении задач можно анализировать, находить применение для творческого преобразования объектов, участвовать в совершенствовании и разработке собственных элементов цифровой среды» -выбрали 69,4%.

На третий вопрос: «Рассматриваете ли Вы овладение цифровой грамотностью, цифровой компетентностью и цифровой культурой как средство личностного и профессионального развития?» - были предложены ответы:

- «нет, цифровые технологии помогают решать повседневные и образовательные задачи, ими нужно владеть в минимальном объеме» - 0 ответов;

- «частично, цифровые технологии предлагают отдельные решения для обучения и освоения средств профессиональной деятельности» - выбрали 38,7%;

- «да, цифровые технологии и цифровая среда, это сфера самореализации личности, которая имеет большой потенциал для саморазвития» - предпочли 61,3%.

Довольно крупная группа респондентов (почти 17%) отрицает необходимость нормирующих рамок коммуникации. Действительно, сетевое общение обладает рядом специфических черт, отграничивающих его от прямого диалога. Сам факт опосредованности и удаленности участников коммуникации предполагает наличие большей свободы выражения при несомненных «потерях» преимуществ реального общения (интонационное выделение, эмоциональные акценты, зрительный контакт и др.). Важно, что в сетевой культуре общения действуют механизмы компенсации утерянной эмоциональности, происходят попытки де-формализации диалога между участниками взаимодействия, усиленно создаётся эффект присутствия и поддержки, формируются системы доверительных отношений (возникновение голосовых и видео-сообщений, использование «эмо-тиконов» (антропоморфные изображения эмоций) и других визуальных образов и пр.). Все это не предупреждает многочисленных рисков и опасности нарушения коммуникации.

Сетевое взаимодействие традиционно связывалось с неформальным общением, но сегодня, когда Интернет стремительно профессионализируется, возникает потребность в качественном пересмотре границ допустимого и недопустимого в электронном общении. Виртуальное «Я» субъекта может вступать в конфликт с его ментальным образом в восприятии другого коммуниканта, а интерпретация производимых им текстовых и визуальных знаков может искажать смыслы. Более того, феномен массовости в сетевом общении и анонимность участников диалога (частичная или полная) могут провоцировать нарушение личных границ пользователя (иллюзия нереальности). Доказательством этого служат феномены кибернасилия (кибербуллинг моббинг массовая травля и блокировка аккаунтов и т. д.).

Важно, что виртуальная идентичность пользователя управляема: существуют многочисленные опции и стратегии формирования и поддержания сетевого имиджа и репутации. Грамотный подбор и использование этих ресурсов в профессиональной деятельности позволят значительно повысить её результативность. Цифровая культура может стать искомым «сосудом» для поддержания эффективного профессионального диалога, предполагая, например, развитие системы цифрового этикета (нормирующих инструментов коммуникации, вместилищем идеальной модели общения) [7].

Значительная часть вопросов анкеты направлена на установление способности современного студента-бакалавра к креативному использованию, адаптации и преобразованию средств новой цифровой культуры. Сформированность цифровой культуры обусловливается творческим потенциалом, мотивационным и ценностным отношением профессионала, в свою очередь, определяющим его роль в цифровизации.

Интерес представляет синтез опыта, который демонстрирует контраст в освоении возможностей цифрового пространства: недостаток рефлексии (участник не задумывается над собственной ролью в цифровом пространстве); конкретное применение (участник воспринимает новые возможности как альтернативное средство решения профессиональных задач); творческая свобода (участник спо-

Насколько значима дли критического отношения и данным,

Вас необходимость д _ к профессиональной представленным в

информации Интернет?

A), не значима, вряд ли придется в процессе профессиональной деятельности прибегать к Г - 8 поиску информации в открытой цифровой среде, такой как Интернет;

Б), не очень значима, любая информация может бьггь полезной в ответственный момент, б целом стож пользоваться только теми источниками, которые были рекомендованы руководством как достоверные;

B), значима, стоит следовать общим и специальным критериям выявления ненадежной, ложной или предвзятой информации в профессионально-ориентированной среде; Г), очень значима, информация в профессионально-ориентированной цифровой среде формируется по принципу открытости и доступности, следовательно, стоит активно влиять на повьппение ее достоверности.

В Н

■А -Б В Г

собен осмыслять и переосмыслять свою роль в новом пространстве). Последние позиции близки количественно и служат репрезентацией этапов развития цифровой культуры: от формального присутствия в цифровом пространстве до ценностного и креативного использования его возможностей. Постепенное повышение требований к автономной и креативной реализации цифровых возможностей, к уровню осознанности и устойчивости ценностей и мотивов позволяет достигнуть высоких результатов профессиональной деятельности.

Логичным результатом последовательного развития цифровой культуры кажется переход к объёмному пониманию сущности цифровизации, к целостному представлению современного контекста. Выявить этот переход позволили задания-утверждения, направленные на более высокий уровень обобщения. Так, осмысливая переживаемые трансформации, респонденты определили основные сферы влияния цифровизации на человека, общество и государство.

Ниже предлагаем выборы респондентов. Первое утверждение касается позитивного формального преобразования: «обращение к цифровой среде и информационно-коммуникативным технологиям облегчает жизнедеятельность и осуществляется в основном для обработки информации и развлечений». С ним согласился 41 (22%) респондент. С утверждением о «значительном качественном изменении, а именно - с тем, что «цифровая среда и информационно-коммуникационные технологии наиболее активно реализуются в сфере производства и распространения товаров и услуг как направление научно-технологического развития», согласились 78 человек (42%). Третье утверждение - «продолжающаяся цифровизация является существенной тенденцией общественного развития, информационные технологии востребованы в производственной и социальной сферах, оказывая существенное влияние на жизнедеятельность каждого человека» - получило поддержку у 164 (88%) респондентов. В своих ответах респондентов могли выбирать все позиции.

Информационно-коммуникационные технологии как составляющая цифровизации, по мнению респондентов, позволяют решить широкий спектр задач, а именно - ведение документации (98,9%); производство основных информационных операций (60,7%); обмен профессиональным знанием и опытом (60,7%); подготовка к будущим изменениям профессиональной среды (45,7%); общение в профессиональных сообществах (30%); оптимизация профессиональной деятельности (15%). Примечательно, что лишь 24% респондентов обозначили в качестве цели «разработку новых продуктов и услуг в рамках профессиональной деятельности». Так, до сих пор наблюдается разрыв между формальным обновлением традиционного процесса и неочевидными возможностями, скрытым потенциалом новой среды, которые могут остаться нереализованными.

Продуктивными для анализа оказались результаты информационной обработки понятий, осмысливаемых современными студентами. Так, моделирование

Библиографический список

цифровой культуры чаще всего ассоциируется с «ценностями современного общества» (96,8%). С другой стороны, достаточно распространенным стал вариант ответа «общепользовательская ИКТ-компетентность» (30%). Менее популярными оказались определения цифровой культуры как «системы изменений продуктов деятельности человека и различных практик цифровой коммуникации» (9,7%) и «совокупности формирующихся устойчивых социально-психологических черт и качеств личности» (12,4%).

Итак, полученные эмпирические результаты нашего исследования в контексте комплексных философских, культурно-антропологических подходов к цифровой образовательной среде позволяют сформулировать новизну исследования, заключающуюся в выявлении признаков новой социокультурной реальности, создаваемой и развиваемой цифровизацией во всех жизненно важных социокультурных сферах. Установили, что цифровая образовательная среда складывается за счет действительной (физической) и виртуальной, ощущаемой как смешанное пространство, как прочное сращение процессов вне и внутри цифрового кода. Кроме того, новизна исследования видится и в расширении характеристик понятия «цифровой культуры», которая будущими специалистами осмысливается во взаимосвязи с категорией «ценности общества», в социокультурном контексте - это есть необходимый базовый компонент личности в конкурентной борьбе профессионалов.

Полученные исследовательские результаты позволяют сформулировать следующие выводы: в коллективном сознании профессионально-педагогической деятельности цифровизация и связанные с ней процессы сегодня воспринимаются как реальность. Соответственно, цифровая культура как новый феномен, основанный на диалектической взаимосвязи и взаимопроникновения технологии и культуры, приобретает ощутимые свойства и способствует формированию совершенно иной модели культуры общества и мировой цивилизации.

Настоящий период цифровизации общества характеризуется постепенным упорядочиванием представлений о цифровой культуре и формированием цифровой образовательной среды в самом общем понимании. Вместе с тем проблема формирования ценностного отношения к трансформациям в обществе в связи с цифровизацией и ее научной рефлексией остается чрезвычайно актуальной, как уже отмечалось в настоящей работе.

В перспективе в исследованиях цифровизации могут быть апробированы такие схемы работы с информацией, как концептуализация, синтез и деконструкция. Интересным и обладающим большим педагогическим потенциалом может стать опыт совместного проектирования ресурсов для предупреждения рисков киберэтики, безопасности, цифрового неравенства и др. Цифровая культура и цифровая образовательная среда, таким образом, представляют собой не только значимое достижение цифровизации, но и ценную педагогическую концепцию, востребованность которой сегодня трудно переоценить.

1. Kendall M., Samways B., Weert T.J.V. & Wibe J. IFIP TC3 Lifelong learning position paper. Lifelong learning in the digital age: sustainable for all in a changing world. Boston, MA; USA: Kluwer Academic Publishing, 2004.

2. Педагогика: учебное пособие. Москва: Академия, 2013.

3. Яковлев Л.С. Цифровые технологии в контексте антропологической революции. Международный журнал исследований культуры. 2012; № 3 (8): 52-61.

4. Борисова В.В. Образовательное пространство в цифровом измерении. Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства: сборник трудов III Национальной научно-методической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 2019: 27-32.

5. Гнатышина Е.В., Саламатов А.А. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017; № 8: 19-24.

6. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Рябцева Л.Н. Цифровизация в сфере культуры: сущность, нормативно-правовое регулирование, приоритетные направления совершенствования кадрового обеспечения. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020; № 50: 183-197.

7. Леонтьева А.В., Ковалёва Н.В., Хатит Ф.Р Цифровая культура как инновационный компонент профессиональной деятельности педагога. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022; Т. 14, № 2: 49-56.

8. Носова Л.С., Леонова Е.А., Рузаков А.А. Модель цифровой культуры будущих педагогов в условиях цифровизации образования. Вестник ЮУрГГПУ. 2019; № 4: 134-154.

9. Сухорукова Е.В. Цифровая культура педагога. Информация и образование: границы коммуникаций. 2020; № 12 (20): 226-228.

10. Окушова ГА. Цифровой этикет и регламенты в коммуникативном порядке социально-сетевого пространства. Общество: социология, психология, педагогика. 2021; № 1 (81): 11-15.

References

1. Kendall M., Samways B., Weert T.J.V. & Wibe J. IFIP TC3 Lifelong learning position paper. Lifelong learning in the digital age: sustainable for all in a changing world. Boston, MA; USA: Kluwer Academic Publishing, 2004.

2. Pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2013.

3. Yakovlev L.S. Cifrovye tehnologii v kontekste antropologicheskoj revolyucii. Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kultury. 2012; № 3 (8): 52-61.

4. Borisova V.V. Obrazovatel'noe prostranstvo v cifrovom izmerenii. Arhitektura universitetskogo obrazovaniya: sovremennye universitety v usloviyah edinogo informacionnogo prostranstva: sbornik trudov III Nacional'noj nauchno-metodicheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Sankt-Peterburg, 2019: 27-32.

5. Gnatyshina E.V., Salamatov A.A. Cifrovizaciya i formirovanie cifrovoj kul'tury: social'nye i obrazovatel'nye aspekty. VestnikChelyabinskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. 2017; № 8: 19-24.

6. Gendina N.I., Kolkova N.I., Ryabceva L.N. Cifrovizaciya v sfere kul'tury: suschnost', normativno-pravovoe regulirovanie, prioritetnye napravleniya sovershenstvovaniya kadrovogo obespecheniya. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2020; № 50: 183-197.

7. Leont'eva A.V., Kovaleva N.V., Hatit F.R. Cifrovaya kul'tura kak innovacionnyj komponent professional'noj deyatel'nosti pedagoga. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2022; T. 14, № 2: 49-56.

8. Nosova L.S., Leonova E.A., Ruzakov A.A. Model' cifrovoj kul'tury buduschih pedagogov v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya. Vestnik YuUrGGPU. 2019; № 4: 134-154.

9. Suhorukova E.V. Cifrovaya kul'tura pedagoga. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij. 2020; № 12 (20): 226-228.

10. Okushova G.A. Cifrovoj 'etiket i reglamenty v kommunikativnom poryadke social'no-setevogo prostranstva. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2021; № 1 (81): 11-15.

Статья поступила в редакцию 14.03.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.