Педагогика
УДК 377
доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ-2 Сергеева Марина Георгиевна
Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт
Федеральной службы исполнения наказаний России» (ФКУ НИИ ФСИН России) (г. Москва);
доктор психологических наук, доцент,
профессор кафедры социальной педагогики Караванова Людмила Жалаловна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (РУДН) (г. Москва)
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ИНСТРУМЕНТ КОМПЛЕКСНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКА ВУЗА
Аннотация. В настоящее время в России наблюдается противоречие между привычными, проверенными временем, и новаторскими технологиями в области образования. Преодоление данного конфликта представляется возможным посредством объединения очного и дистанционного обучения в контексте цифровой образовательной среды (ОС), требующей от работника образовательной организации определенных прикладных навыков и умений. Основой цифровой ОС в контексте применения технологий управления информацией могут выступать особые оперативные системы, интегрирующие сведения смежных наук. Подобные системы обязаны способствовать объединению, накоплению и сохранению данных знаний, а также обеспечению свободного доступа к интеллектуальным ресурсам ОС. Авторам статьи выделены четыре базовые функции применения технологий информационного типа в ходе обучения будущих представителей той или иной профессии: информационно-учебная, формирующая, оценочно-корректирующая, исследовательская. Отмечается, что данные функции действуют не обособленно, а как элементы единой системы, находясь в зависимости от условий, определяемых особенностями информационной ОС. Осуществленный анализ позволяет авторам статьи утверждать, что на данной стадии развития эволюции образовательного процесса основной является задача создания методологии, связанной с применением технологий управления информацией при разработке электронных материалов учебного характера и их реализации в контексте педагогической деятельности.
Ключевые слова: образовательная среда, инновационная среда, программное обеспечение, управление информацией.
Annotation. In modern Russia there is a contradiction between the usual, time-tested, and innovative technologies in the field of education. Overcoming this conflict is possible by combining full-time and distance learning in the context of the digital educational environment (EE), which requires certain applied skills and abilities from the employee's educational organization. The basis of innovative EE within the use of information management technologies can be special operational systems that integrate information from related sciences. Such systems are required to contribute to the integration, accumulation and preservation of knowledge data, as well as providing free access to the intellectual resources of the EE. The authors of the article identified four basic functions of the using information technologies for training future representatives of a particular profession: training, formative, assessment-corrective and research-based. It is noted that these functions do not act separately, but as elements of a single system, depending on the conditions determined by the features of the information EE. The analysis allows the authors to state that at this stage of the educational process evolution, the main task is to create a methodology related to the use of information management technologies in the development of educational electronic materials and their implementation within educational activities.
Keywords: educational environment, innovative environment, software, information management.
Введение. Социокультурные факторы, способствующие формированию на территории нашей страны открытого информационного общества (растущая популярность дистанционного образования, значительная роль Интернета в современной жизни, выполнение все большего количества когнитивных операций в автоматическом режиме), обусловили обновление списка требований, предъявляемых к молодому специалисту с высшим профессиональным образованием, готовому к активному взаимодействию с обществом в контексте массовой цифровизации обучения [14].
Главными двигателями современного образования в России и за рубежом выступают курсы в режиме онлайн, искусственный интеллект, облачные вычисления (cloud computing) и т.д. Учебный, а отчасти и воспитательный процесс постепенно виртуализируется, что делает мышление людей всё более фрагментарным и «файловым» («экранным»), увеличивает раскол, существующий между привычными, проверенными временем, и новаторскими технологиями в области образования. Преодолению данного конфликта способствует принцип интерактивности, который помогает найти золотую середину между традиционным и современным подходами к обеспечению взаимодействия педагогов и учащихся в рамках высшей школы. Это достигается посредством объединения очного и дистанционного обучения в контексте цифровой среды, требующей от работника образовательной организации прикладных навыков и умений -того, что выступает обязательным условием эффективного обучения и взаимодействия в новой социальной реальности, с использованием возможностей сети Интернет, программного обеспечения и средств общения со студентами во время аудиторного занятия [1]. Внимание к вопросам дальнейшего развития цифровой образовательной среды (далее - ОС) отражено в значительном количестве научных статей прикладной направленности и подтверждается высоким уровнем востребованности информационных ресурсов, интеграцией в учебный процесс элементов информационных ОС для прохождения аккредитации и пр.
Изложение основного материала статьи. Выстраивание в среднем учебном заведении электронной информационной ОС, предполагающей использование онлайн-ресурсов и телекоммуникационных технологий, прописано в ФЗ «Об образовании в РФ» (2012 г.) и ФГОС нового образца. Кроме того, использование высокотехнологичных методов и средств в области образования предусмотрено рядом государственных и региональных программ: «Информационное общество» (2011 - 2020 гг.), «Развитие образования до 2025 г.» [4].
В масштабном исследовании «Учащиеся нового тысячелетия: работа над проектом», проведенном экспертами Организации экономического сотрудничества и развития, описывается воздействие цифровизации на совершенствование коммуникативных навыков, прежде всего в сферах, имеющих отношение к визуальному мышлению и соответствующему восприятию окружающей действительности (не связанному с вербальной активностью). Также следует упомянуть о Программе диагностики успехов учащихся старших классов ("Programme for International Teacher Assessment"), демонстрирующей наличие положительной связи между обращением к информационной ОС и развитием умений коммуникативного характера: у школьников, лишенных нелимитированного доступа к подобной среде, результаты оставляют желать лучшего, составляя лишь 63 % от среднемирового показателя. Меньше трети старшеклассников, имеющих весьма приблизительное представление о компьютерных технологиях, справились только с самыми простыми коммуникативными заданиями, соответствующими базовому уровню соответствующей компетентности. В частности, на успешности выполнения данных упражнений сказалась неуверенность в своей достаточной способности к онлайн-общению. В соответствии с результатами глобального исследования «Использование инновационных технологий педагогами и учащимися» ("Inovative Teaching and Learning"), проведенного на базе среднего и высшего образования, развитие коммуникативных навыков занимает ключевое место в контексте информационной ОС [7].
Таким образом, можно утверждать, что формирование коммуникативной компетентности как базового свойства современной, открытой личности является перспективной задачей отечественного и зарубежного образования первой половины XXI столетия.
Основой цифровой ОС в контексте применения технологий управления информацией могут выступать особые оперативные системы, интегрирующие сведения смежных наук. Подобные системы обязаны способствовать объединению, накоплению и сохранению данных знаний, а также обеспечению свободного доступа к интеллектуальным ресурсам ОС, что создает возможности для [11]:
1) интеграции разных источников сведений по разным дисциплинам, направлениям деятельности и субъектам учебно-воспитательного процесса (студентам и преподавателям) в рамках одной системы;
2) непрерывного совершенствования системы благодаря обогащению базы теоретических данных и постоянного накопления практического опыта, приобретенного педагогами и учащимися в процессе обучения;
3) подбирать для каждого студента такую информацию, которая бы соответствовала его возможностям и потребностям, а также выполняемой образовательной задаче.
В настоящее время человечество переходит на принципиальной новый - информационный - этап развития. Знания как таковые и процессы, связанные с их накоплением, распространением и использованием, превращаются в один из ключевых компонентов жизнедеятельности индивида и социума. Возрастающая роль информационных технологий способствует не только соответствующим изменениям в среде обитания нашего биологического вида, но и фундаментальной трансформации всех профессиональных сфер, всего жизненного уклада. Возникновение новых критериев эффективности, непривычных адаптационных императивов, социальных и научно-технических факторов, обусловленных формированием цифрового общества, вступает в противоречие с сущностью современного образования, со степенью и вектором развития его структур [5].
Это детерминирует необходимость выполнения задач, связанных с модернизацией отечественного образования, к главным ориентирам которой относятся: совершенствование умственных, когнитивных способностей индивида; рост результативности и доступности образовательных услуг на базе современных цифровых технологий; обновление средств и методов дистанционного обучения, создающего условия для определения и осуществления персональной образовательной стратегии личности; организация непрерывного обучения и воспитания в течение всей человеческой жизни по причине необходимости приспосабливаться к стремительно трансформирующейся общественной ситуации; освоение мировой ОС посредством обращения к технологиям коммуникационного характера для соответствия наших специалистов требованиям, предъявляемым к выпускникам высших учебных заведений на международном уровне; выстраивание особого типа индивидуальной культуры, актуального в контексте информатизации среднего и высшего образования.
Осуществленный нами анализ трудов С.Г. Григорьева, Ю.И. Капустина, М.П. Лапчика, И.В. Роберт, А.Н. Тихонова, О.К.Тихомирова и некоторых других авторов способствовал установлению следующих базовых функций применения технологий информационного типа в ходе обучения будущих представителей той или иной профессии [12]:
1) информационно-учебная - получение новых сведений в области теории и методики, популяризация педагогических новшеств;
2) формирующая - нацеленная на оттачивание методических навыков, создание моделей и конструктов рассматриваемых объектов и феноменов, выстраивание образовательного процесса в целом и его конкретных составляющих (содержания, методов обучения и пр.);
3) оценочно-корректирующая - предполагает обращение к средствам контроля успеваемости и качества образовательных услуг, реализацию прикладных задач, налаживание стабильной обратной связи с учащимися и их родителями с использованием ресурсов современной ОС и т.д.;
4) исследовательская - имеет прямое отношение к раскрытию творческого потенциала студента (имитационно-репродуцирующие и развивающе-обучающие системы, апробированные версии практико-ориентированных программ, упражнения на креативность).
Вышеописанные функции действуют не обособленно, а как элементы единой системы, находясь в зависимости от условий, определяемых особенностями информационной ОС - такими, как условия дидактической многоаспектности, адаптивности и продуктивного взаимодействия (С.Г. Григорьев, А.А. Кузнецов).
Значительное число авторов (В.П. Беспалько, И.Г. Захарова, С.Н. Поздняков и др.) подчеркивают наличие выраженного конфликта между двумя обстоятельствами: 1) возрастанием количества и усложнением содержания поступающей информации, оказывающей решающее влияние на «контент» образования и 2) лимитированным сроком подготовки и умственными ресурсами студентов и школьников. И.Г. Захарова уделяет особое внимание устойчивому противоречию, существующему между стагнационностью, традиционалистским характером образовательной системы и вызовами, которые бросает будущему
специалисту современная высокотехнологичная реальность, а также между необходимостью соответствовать ФГОС и трудностью обеспечения персонифицированного подхода к учащимся. С.Н. Поздняков указывает на чувство недоумения, которое вызывает традиционный подход к образованию у современного учащегося, знакомого с преимуществами компьютерных технологий. В.П. Беспалько и С.Н. Поздняков рассматривают несоответствие между огромным потенциалом цифровой ОС и его неграмотным использованием в образовательном процессе [2].
Главную идею, заключенную в большинстве работ, можно описать следующим образом: для устранения трудностей и противоречий российского профессионального образования нужны эффективный сценарий выстраивания цифровой ОС и способы ее применения в образовательном процессе. Базовые различия состоят в интерпретации цифровой ОС, а также в методиках ее проектирования и реализации.
Как правило, исследователи ограничивают информатизацию обучения созданием адекватного программного обеспечения и отдельных методов ее использования при обучении школьников и подготовке будущих специалистов, не касаясь сущности, целей, особенностей целевой аудитории и других базовых аспектов образования.
Многие современные авторы (А.Г. Абросимов, В.В. Гриншкун, С.Н. Поздняков и др.) разделяют информационные технологии, составляющие новую ОС, на две смежные, взаимодополняющие категории: компьютерные и коммуникационные. Следовательно, научно-педагогическое сообщество не нацелено на совершенствование учебных методик и разработку «продвинутых», отвечающих духу времени учебных материалов, принимающих во внимание специфику их применения с помощью инструментов электронной поддержки образовательного процесса. Это ухудшает и без того сложную, в каком-то смысле даже опасную ситуацию в отечественной средней и высшей школе, обусловленную разрушением внутрипредметных и междисциплинарных связей [15]. Так, обращение к программному пакету "Genius" на занятиях по математике не согласуется с классическим содержанием данной дисциплины и традиционным подходом к ее преподаванию в специализированных вузах, так как учащиеся не понимают, зачем им нужно решать задачи самостоятельно (да еще и различными способами), если с ними прекрасно справляется компьютер. В то же время студенты не видят необходимости в освоении программных пакетов по той причине, что решение стандартных задач, предусмотренных учебной программой, не требует привлечения инновационных технологий. В результате падает интерес и к математическим методам, и к программным пакетам, и к изучаемой дисциплине в целом [6].
Образовательная ОС тоже зачастую воспринимается как среда прежде всего компьютерная (С.Л. Атанасян, И.Г. Захарова, И.В. Роберт и др.). Что же касается проблемы объединения привычного и инновационного секторов ОС, ее рассматривают лишь в контексте их одновременного использования. Однако следует помнить, что подобной реализации препятствует несоответствие между принимаемыми за основу дидактическими положениями, методами и понятийно-терминологическим аппаратом, а также недостатком сведений и их повторением. Сложившаяся ситуация усложняется дисперсностью, несбалансированностью формирующейся информационной ОС, причиной чего является применение программного обеспечения, разработанного частными компаниями [10].
С точки зрения значительного количества ученых, самой значимой проблемой отечественного образования (и высшего, и среднего) является противоречие между высокой мощностью компьютеров и низким уровнем используемых программ, что приводит к весьма незначительной продуктивности цифровой ОС. Мы полагаем, что отсутствие фундаментальных подходов к «контенту» образования в рамках новой социальной реальности и методик, спроектированных на базе подобных подходов, выступает причиной конфликта между возможностями программной продукции, с одной стороны, и новыми образовательными задачами, с другой стороны.
Скептически относясь к уровню доступного программного обеспечения, используемого в области образования, мы придерживаемся точки зрения, что проблему можно решить, обратившись к технологиям управления информацией, опирающимся на изменяемое программное обеспечение, которое можно адаптировать к возможностям учащимся и к поставленным учебным задачам. Необходимо подчеркнуть, что преимущественное использование подобных технологий абсолютно соответствует новым педагогическим идеалам, а также способствует их успешной и нетрудоемкой реализации: программы, поддерживающие данные технологии, легко совершенствуются. В связи с этим преимуществом возрастает удобство, функциональность каждой разновидности компьютерной поддержки - и становится возможным воспринимать это устройство в качестве средства особого педагогического воздействия, нацеленного на модификацию его программ в соответствии с потребностями студента и задачами образовательного процесса. Таким образом, последние можно трактовать с учетом [3]: 1) индивидуальности учащегося; 2) технических характеристик программ, используемых его компьютером; 3) умения студента повышать «интеллект» собственного компьютера и применять его при разработке учебных и исследовательских проектов. При этом следует отметить, что всё вышесказанное относится не только к достижению промежуточных результатов по каждой отдельно взятой дисциплине, но и к реализации итоговых целей подготовки индивида к осуществлению профессиональной деятельности. Формулирование новых задач обучения предполагает методики, связанные с мониторингом эффективности их реализации в рамках совместной деятельности человека и машины.
При продумывании частных сценариев взаимодействия студента и компьютера необходимо иметь в виду, что характер этого «сотрудничества» зависит от предметной сферы, уже приобретенных знаний и навыков, а также от специфики заданий, которые должен выполнить обучаемый [13]. Здесь нельзя проигнорировать и тот факт, что коррекция составляющих компьютерного обучения может выполняться педагогом лишь на базе результатов их применения определенным студентом. Личности отводится ключевая роль, а компьютеру - вспомогательная, ассистирующая. Исключением является работа с программными пакетами (обучающими и тестирующими): в данном случае машина и обучает будущего специалиста, и отслеживает динамику его успеваемости. Подчеркнем, что функции студента и обучающего устройства могут трансформироваться на различных стадиях реализации конкретного задания [8].
При реализации учащимся любой функции расширяются возможности для совершенствования как познавательного, так и творческого компонентов учебного процесса. Кроме того, усиливается стремление к учебе, т.к. студент получает в свое распоряжение собственного «подопечного», для работы с которым необходимо освоить определенный объем информации. С точки зрения американского программиста и
педагога С. Пейперта, при обучении машины школьники осмысливают специфику собственного мышления, приобретают бесценный опыт изучения методов познания окружающей действительности, который есть отнюдь не у всех взрослых. Заслуживает внимания и то, что осуществление подобной методики обучения благоприятствует формированию комфортного умственного климата, так как учащийся получает доступ к удобной, созданной не без его участия цифровой ОС, имея при этом грамотного электронного помощника [9]. Таким образом, педагог начинает выполнять новые функции: «обучает» компьютеры студентов (обновляет используемые программы) и прививает своим подопечным навыки обращения с их компьютерами для выполнения элементарных операций. Чтобы успешно реализовывать данные функции, педагогу может понадобиться помощь программистов.
Выводы. Осуществленный анализ позволяет авторам статьи утверждать, что на данной стадии эволюции образовательного процесса основной является задача создания методологии, связанной с применением технологий управления информацией при разработке электронных материалов учебного характера и их реализации в контексте педагогической деятельности.
Цифровая ОС вуза определяется нами как инфраструктура педагогической деятельности, благоприятствующая выстраиванию личности в контексте образования и состоящая из трех подструктур (информационной, материально-технической и обучающей), нацеливающих преподавателей и студентов на достижение высоких результатов обучения. Инновационная ОС как комплексная, полиаспектная система информационно-коммуникативных технологий совмещает информационную составляющую учебного процесса с педагогической, повышает уровень компетентности педагогов и учащихся.
Литература:
1. Адольф В.А., Щелковникова О.А. Обеспечение метапредметных результатов обучающихся через решение учебно-познавательных задач с использованием ИКТ // Информатика и образование. - 2017. - №3 (282). - С. 59-63.
2. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Дидактические аспекты формирования информационной культуры личности // Информатика и образование. - №5 (244). 2013. С. 27-30.
3. Адольф В.А., Голубничая Е.В. Отношение субъектов образовательного пространства школы к ценностным приоритетам учащихся в условиях современного общества // Воспитание школьников. 2016. №2. С. 19-24.
4. Адольф В.А., Захарова Т.В. Формирование учебно-познавательной компетентности учащихся в процессе освоения геометрии // Сибирский педагогический журнал. 2012.№1. С. 111-118.
5. Адольф В.А. Педагогический поиск в контексте формирования методологической компетентности // Высшее образование в России. 2016. № 4. С. 156-160.
6. Богданова О.Н., Ильина Н.Ф. Методическое сопровождение профессиональной деятельности учителя в посткурсовой период // Сибирский учитель. 2018. № 1 (116). С. 15-20.
7. Богданова О.Н., Ильина Н.Ф. Подготовка учителей естественно-научного цикла к разработке учебно-познавательных задач // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. № 1 (26). С. 5-11.
8. Ильина Н.Ф. Научные идеи профессора В.А. Адольфа в области педагогических наук // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 3. С. 210-213.
9. Ильина Н.Ф., Шмидт А.В. Особенности исследовательской деятельности педагога в условиях введения профессионального стандарта // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2015. № 2 (23). С. 14-19.
10. Роберт И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. - М., -1998. - 177 с.
11. Шкерина Л.В., Григорьева Ф.А., Ракуньо Ф. Формирование метапредметных умений учащихся в процессе обучения математике // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 74-78.
12. Шкерина Л.В., Сенькина Е.В., Саволайнен Г.С. Междисциплинарный образовательный модуль как организационно-педагогическое условие формирования исследовательских компетенций будущего учителя математики в вузе // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2013. № 4 (26). С. 76-80.
13. Шкерина Л.В. Формирование математической компетентности студентов: монография / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. 253 с.
14. Шкерина Л.В., Кейв М.А., Берсенева О.В., Журавлева Н.А. Мониторинг уровня сформированности метапредметных результатов обучения математике в 5 классах: учебное пособие / Красноярск, 2018. 188 с.
15. Янова М.Г., Адольф В.А. Становление организационно-педагогической культуры будущего учителя в транзитивном образовательном пространстве // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. № 2. С. 182-187.
Педагогика
УДК 378.147
доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ-2 Сергеева Марина Георгиевна
Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт
Федеральной службы исполнения наказаний России» (ФКУ НИИ ФСИН России) (г. Москва)
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация. Статья посвящена значимости социальных и коммуникационных способностей, умений, навыков и представлений, связанных с социальными взаимодействиями, которые необходимо развивать как в рамках института образования, так и вне его. В данном контексте особенно важным является формирование социального интеллекта, как фундаментально важного параметра для развития способностей к социальному взаимодействию, понимания социальной сферы.
Ключевые слова: социальный интеллект, технологии формирования, формы обучения иностранному языку, коммуникативные универсальные учебные действия.
Annotation. The article is devoted to the importance of social and communication abilities, skills and ideas related to social interactions that need to be developed both within and outside the Institute of education. In this context, the formation of social intelligence is particularly important as a fondamental parameter for the development of abilities for social interaction, understanding of the social sphere.
Keywords: social intelligence, technologies of formation, forms of foreign language teaching, communicative universal educational actions.
Введение. Социальный интеллект - понятие интегративное и включает множество разнообразных способностей, знаний и умений, важность и необходимость развития которых не вызывает сомнения у психологов и педагогов. До сих пор исследователи ведут научный поиск в целях выявления единой структуры социального интеллекта.
Применительно к преподаванию иностранных языков понятие «социальный интеллект» также представляет определенный интерес ввиду того, что многие его компоненты (эмпатия, мотивация достижения, саморегуляция, рефлексия) необходимы как для полноценного развития коммуникативной и эмоциональной сфер личности обучающегося, так и для успешного формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Говоря о необходимости развития совокупности способностей, качеств и умений, объединённых понятием «социальный интеллект», следует отметить, что эмоциональные умения и привычки, заложенные еще в детстве, станут определяющими на всю дальнейшую жизнь. Более того, умение управлять своей эмоциональной сферой оказывает благотворное влияние на психическое и соматическое здоровье ребенка, в то время как отсутствие данных способностей может привести к алекситимии -закрепленному комплексу качеств, характеризующемуся затруднением в осознании и определении собственных эмоций [3].
Урок иностранного языка предоставляет определённые возможности развития социального интеллекта обучающихся. В контексте традиционной школы иностранный язык является одним из немногих предметов, в рамках которых возможно моделирование различных коммуникативных ситуаций, позволяющих ученикам представить себя вне школьных стен и отработать определённые модели поведения в различных ситуациях общения. Социальный интеллект является важной составляющей успешной коммуникации и может развиваться только в процессе коммуникации, моделируемой на уроках иностранного языка.
Кроме того, многие специалисты в области лингводидактики считают, что обучение иностранному языку, особенно в раннем возрасте, оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка и, в частности, его эмоциональной сферы. В свою очередь, подключение эмоциональной сферы ребенка в процесс изучения иностранного языка способствует более успешному его усвоению. Эмоциональная сфера, наравне с интеллектуальной, играет важнейшую роль в формировании языковых навыков и речевых умений на родном и иностранном языке в дошкольном и младшем школьном возрасте. Опережающее развитие эмоциональной сферы детей улучшает качество обучения иностранному языку в раннем возрасте.
Что касается возможных подходов к развитию социального интеллекта младших школьников, можно сказать, что выбор подхода зависит от того, что является первичным для преподавателя и ученика: если основной целью является формирование и развитие социального интеллекта ребенка, тогда ведется развитие социальных и коммуникативных способностей, знаний и умений напрямую. В российских условиях такие программы возможно реализовать на занятиях с детскими психологами или в школах эстетического воспитания, используя значительный накопленный опыт зарубежных коллег.
Важнейшим механизмом развития социального интеллекта младших школьников на уроках иностранного языка, является его развитие в русле формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УДД).
Изложение основного материала статьи. Навык говорения на неродном языке, не формируется самостоятельно. Для овладения такими умениями нужна систематическая работа по формированию коммуникативных УУД, которая так же способствует быстрому развитию социального интеллекта, поскольку формируется среда, идеально подходящая для этих целей - большое число коммуникаций как на родном, так и на иностранном языке, высокая мотивация обучающихся.
Модель формирования социального интеллекта включает в себя следующие блоки: целевой, организационный, содержательный и оценочный.
Целевой блок подразумевает формирование коммуникативных УУД на уроках английского языка младших школьников.
Организационно-деятельностный блок четко структурирует работу педагога и учеников по этапам формирования УУД [4]:
• этап - готовность к проявлению умений;
• этап - владение знанием содержания;
• этап - опыт проявления умений и рефлексия.