Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА «ВЕКТОР УСПЕХА» КАК МОДЕЛЬ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА «ВЕКТОР УСПЕХА» КАК МОДЕЛЬ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Cубъекты образовательного процесса / цифровая образовательная платформа / цифровая образовательная среда / риски / дорожная карта / геймификация. / Subjects of the educational process / digital educational platform / digital educational environment / risks / roadmap / gamification.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голодова А. П., Мошура А. А., Пахарь В. В.

Статья посвящена созданию и использованию цифровой модели персонализированного обучения через цифровую платформу «Вектор успеха». Данная платформа должна стать основой для построения индивидуальной образовательной траектории субъектов образовательного процесса, в первую очередь ученика. Авторы статьи обозначили цель создания проекта «Вектор успеха», преимущества и возможности от его использования стейкхолдерами. В ходе работы были выявлены возможные риски (барьеры), подготовлена дорожная карта (вехи), обозначены основные показатели для оценки эффективности проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голодова А. П., Мошура А. А., Пахарь В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATIONAL PLATFORM "VECTOR OF SUCCESS" AS A MODEL OF PERSONALIZED LEARNING FOR SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to the creation and use of a digital model of personalized learning through the digital platform "Vector of Success". This platform should become the basis for building an individual educational trajectory of the subjects of the educational process, primarily the student. The authors of the article outlined the purpose of creating the project "Vector of Success", the advantages and opportunities from its use by stakeholders. During the work, possible risks (barriers) were identified, a roadmap (milestones) was prepared, and the main indicators for evaluating the effectiveness of the project were identified.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА «ВЕКТОР УСПЕХА» КАК МОДЕЛЬ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 373.51

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА «ВЕКТОР УСПЕХА» КАК МОДЕЛЬ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

© 2022 А. П. Голодова1, А.А. Мошура2, В. В. Пахарь3

1 методист психолого-педагогической лаборатории института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования e-mail: anastasiia. golodova @ mail. ru 2старший лаборант института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования e-mail: nastyamoshura @ mail. ru

Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова

3заместитель директора по научно-исследовательской деятельности

e-mail: pahar.viktor@mail.ru

МОБУ «Сузановская СОШ» (с. Сузаново, Новосергиевский р-н, Оренбургская область)

Статья посвящена созданию и использованию цифровой модели персонализированного обучения через цифровую платформу «Вектор успеха». Данная платформа должна стать основой для построения индивидуальной образовательной траектории субъектов образовательного процесса, в первую очередь ученика. Авторы статьи обозначили цель создания проекта «Вектор успеха», преимущества и возможности от его использования стейкхолдерами. В ходе работы были выявлены возможные риски (барьеры), подготовлена дорожная карта (вехи), обозначены основные показатели для оценки эффективности проекта.

Ключевые слова: субъекты образовательного процесса, цифровая образовательная платформа, цифровая образовательная среда, риски, дорожная карта, геймификация.

DIGITAL EDUCATIONAL PLATFORM "VECTOR OF SUCCESS" AS A MODEL OF PERSONALIZED LEARNING FOR SCHOOLCHILDREN

© 2022 A. P. Golodova1, A. A. Moshura2, V. V. Pakhar3

1 Methodologist of the Psychological and Pedagogical Laboratory, the Institute of Pedagogy of Psychology and Physical Education and Sports Education

e-mail: anastasiia. golodova @ mail. ru 2Senior Laboratory Assistant at the Institute of Pedagogy of Psychology and Physical

Culture and Sports Education e-mail: nastyamoshura @ mail. ru

Kabardino-Balkar State University named after H.M. Berbekov

3Deputy Director for Research Activities e-mail: pahar. viktor@ mail. ru

Sozanovsky School (the village of Suzanovo Novosergievsky district, Orenburg region)

The article is devoted to the creation and use of a digital model of personalized learning through the digital platform "Vector of Success". This platform should become the basis for building an individual educational trajectory of the subjects of the educational process, primarily the student. The authors of the article outlined the purpose of creating the project "Vector of Success", the advantages and opportunities from its use by stakeholders. During the work, possible risks (barriers) were identified, a roadmap (milestones) was prepared, and the main indicators for evaluating the effectiveness of the project were identified.

Keywords: subjects of the educational process, digital educational platform, digital educational environment, risks, roadmap, gamification.

Во время дистанционного обучения у нас возникла идея создания цифровой модели персонализированного обучения через цифровую образовательную платформу «Вектор успеха». Интегрированное решение, по нашему мнению, позволит каждому ученику выстраивать, отслеживать и регулировать свою образовательную траекторию с целью поддержания мотивации в освоении предмета и развитии способности к командному взаимодействию, формированию культуры совместной деятельности в учебном и внеучебных процессах.

Актуальность заключается в том, что проект будет мотивировать детей к учению с помощью современных технологий, так как он отвечает приоритетам национального проекта «Образование».

Создаваемая платформа будет направлена на решение следующих проблем: привязка к расписанию, зацикленность на ЕГЭ, «лишние» предметы, непонимание «зачем», недостатки существующие форматы домашних заданий (не мотивируют, демотивируют, вызывают утрату интереса к предмету и знанию), отсутствие интересных форматов преподавания предмета.

Нами было изучено значение подобных цифровых моделей персонализированного обучения для обучающихся.

В работе Ю.А. Лях говорится, что персонализированная модель обучения вовлекает учеников в проектирование и разработку задач, в решении которых они участвуют. Вовлеченность не измеряется тем, как быстро школьник осваивает учебный материал; это зависит от того, насколько уместным, интересным и достойным он его находит. Задача учителя - работать с учениками, оттачивать их навыки и передавать знания, помогать подтвердить свои знания и навыки в подлинных, сложных и проблемных начинаниях. Таким образом, персонализированное обучение способствует более целостному подходу к обучению [5, с. 16].

Э.Ф. Зеер считает, что широкое распространение информационно-коммуникационных технологий в постиндустриальном обществе привело к появлению нового тренда развития профессионального образования — персонализации обучения. Ее целевая ориентация - это индивидуализация учебной деятельности, усиление ответственности обучающихся за проектирование содержания своего обучения, определение персонализированных траекторий обучения. В настоящее время персонализированное обучение приобретает важное значение в обеспечении развития обучающихся путем использования адекватных технологий обучения при подготовке специалистов для высокотехнологических производств [2, с. 104].

М.А. Аникьева в своей статье «Модели персонализированного обучения» пишет, что наличие модели обучающегося, ориентированной на долгосрочные цели, позволяет строить индивидуальную образовательную траекторию на основе ретроспективной информации о предыдущей деятельности обучающегося, а также моделировать дальнейшее обучение для всего учебного курса на основе индивидуальных предпочтений обучающегося. Это дает возможность обучающемуся на ранних

шагах обучения принимать решения о распределении своих усилий для достижения цели [1, с. 118].

У М.Ю. Карловой в работе «Персонализированная модель обучения как перспективная модель развития образования» указано, что цели персональной модели образования (ПМО) сопряжены с целями национального проекта «Образование» [3]. В этой связи в помощь традиционной классно-поурочной системе приходит персонализация образования на основе различных цифровых платформ [8]. Так, на платформе учитель может дать как индивидуальное задание, так и для всего класса (платформа покажет статистику по всей группе).

При этом М. Ю. Карлова отмечает, что в настоящее время подобные модели становятся повседневной реальностью во многих классах российских школ. Основным критерием успешности данных проектов будет увлеченное образованием поколение учеников и освобождение педагогов от рутинных задач, чтобы он мог больше внимания уделять ученикам индивидуально [4, с. 97-98].

Методологическим основанием нашей модели стала теория персонализации В. А. Петровского, тематическим ядром которой являются основные компоненты направленности субъекта обучения: мотивация, ценностно-смысловые ориентации, транспективность, самоопределение и трансцендентность [6, с. 25].

В ходе работы над проектом мы учитывали требования стейкхолдеров (интересантов), то есть людей, группы или организации, которые могут влиять на проект или на которых проект может повлиять. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [7] нами в таком качестве были рассмотрены потребители образовательных услуг, участники образовательного процесса, органы, формирующие политику осуществляющие управление и надзор в сфере образования, органы власти, а также другие образовательные организации, которые находятся на нашей территории (появление конкурентного партнера, инкубатор профессионально-ориентированного абитуриента).

Из числа рассмотренных субъектов нами были выделены следующие пять ключевых стейкхолдеров, которые будут активно взаимодействовать с проектом: администрация школы, педагоги, ученики, родители, органы управления образованием.

Взаимодействие стейкхолдеров (субъектов) образовательного процесса с

проектом «Вектор успеха»

Субъект Мотивы Формат взаимоотношений Вид получаемых выгод Источники и формат получаемых выгод

Ученик Стремление к легкому получению знаний и хороших отметок, профессиональному самоопределению Персонализированный подход, «Самообслуживание» (электронный дневник, образовательные платформы, онлайн-курсы), сообщества по интересам, в том числе peer-to-peer) Нематериальные Конкурсная, проектно- исследовательская деятельность и олимпиадное движение

Родитель Высокие образовательные результаты ребёнка, физическое и психическое здоровье Особая персональная поддержка и индивидуальный подход (консультации классных руководителей, чаты в мессенджерах и т.д.) Нематериальные Успехи и достижения ребёнка

Учитель Интерес в Консультирование Нематериальные, Высокие

достижении учеников, помощь в материальные образовательные

учениками планировании обучения и результаты

высоких организация обратной обучающегося

образовательных связи в учебной и

результатов и внеурочной

повышение деятельности,

мотивации результативность

участия в конкурсах

профмастерства

Администрация Интерес в Управленческий, Нематериальные, Высокие

школы достижении консультационный материальные образовательные

учениками результаты

высоких обучающегося в

образовательных учебной и

результатов и внеурочной

повышение деятельности,

мотивации, результативность

интерес к участия в конкурсах

высокому уровню профмастерства,

удовлетворенности развитие сетевого

образовательным партнерства

процессом всеми

участниками

образовательного

процесса,

заинтересованность

в увеличении

бюджета

образовательной

организации и в

повышении её

рейтинга

Органы Достижение Наблюдение, Нематериальные, Высокие

управления ключевых консультирование, материальные образовательные

образованием показателей поддержка результаты школы

национального

проекта

«Образование»

Кроме этого, также были рассмотрены возможные альтернативы предлагаемому нами решению: РЭШ, ЯКласс, РешуЕГЭ, СдамГИА, Ьейа, ресурсы федеральной информационно-сервисной платформы Маркетплейс образовательного контента и услуг «Элемент», интерактивная тетрадь Бкузшай и др.

Мы определили роль ученика в проекте как активную субъектную позицию, которая выстраивает, отслеживает и корректирует свою образовательную траекторию на протяжении всего времени обучения в школе (1-11 классы).

Цифровая модель персонализированного обучения

Роль учителя в проекте ориентирована на мотивацию и вдохновение учеников, что должно придать смысл их деятельности, помочь в планировании обучения и оказать необходимою помощь.

Взаимодействие с участниками образовательных отношений и информирование о том, что проект может им дать, будет происходить на официальном сайте образовательной организации, в социальных сетях, на педагогических советах, на классных часах, на родительских собраниях. Взаимодействие учителя и ученика на платформе будет строиться на принципах геймификации, то есть процесса использования игрового мышления и динамики игр.

Геймификация как принцип функционирования платформы

Участники образовательных отношений могут получить доступ к цифровому профилю продукта, обратившись к администрации школы и к классному руководителю. Последующее сопровождение и поддержка участников образовательных отношений будет обеспечено через тьюторство, консультации, организацию обратной связи.

Были также рассмотрены следующие варианты взаимодействия и партнерства:

- информационный: HR и PR коммуникации;

- взаимодействие и сотрудничество: заключение договоров о сетевом взаимодействии;

- подведение итогов деятельности и дальнейшее планирование: подведение итогов партнерства, обобщение результатов, постановка новых целей и задач;

- увеличение количества дисциплин для развития платформы: наполнение обязательной и вариативной части информацией по новым дисциплинам, учебным модулям, курсам.

Реализация предлагаемого нами проектного решения предполагает следующие

этапы.

Подготовка и проектирование. На этом этапе произойдет формирование команды проекта. Планируется проведение информационных встреч для презентации идеи проекта «Горизонты роста» с приглашением стейкхолдеров и педагогического консилиума «Non progredi est regredi» (Не идти вперед — значит идти назад).

Реализация и внедрение. На этом этапе предполагается техническое воплощение и информационное наполнение сервиса. Ожидается проведение семинара-практикума по апробации сервиса с целью рефлексии и доработки. На этом этапе осуществится знакомство с платформой родителей и детей.

Сопровождение и поддержка. На этом этапе произойдет определение направления дальнейшего развития и информационное наполнение платформы. Должна начаться диссеминация инновационного опыта и продвижение платформы для коммерческого использования.

Нами также было рассмотрены возможные риски запуска и реализации проекта и способы их предотвращения или минимизации последствий. К основным рискам (барьерам) платформы «Вектор успеха» можно отнести:

- отсутствие кадров (программистов, методистов). Вероятность риска высока, так как многие педагоги имеют низкий уровень в сфере информационных технологий, а талантливые программисты за низкую зарплату откажутся работать на такой платформе. Из-за этого риска будет невозможно создать полноценную платформу с контентом высокого качества. Одним из способов минимизации риска является привлечение специалистов со стороны, которые согласятся бесплатно или за приемлемую плату обучить местных педагогов;

- нестабильное качество интернет-соединения. Для сел и деревень, расположенных далеко от центра, вероятность риска будет высокой. Даже при наличии готового продукта на платформе невозможно будет работать. Мерой реагирования на этот риск здесь станет создание качественной и бесперебойной интернет-связи;

- недоверие со стороны родителей обучающихся. Вероятность риска средняя, так как не все родители поддержат использование данной платформы для своих детей. Последствие будет выражаться в том, что некоторым детям родители запретят работать на платформе. Способ решения данного риска - в индивидуальной работе с родителями обучающихся;

- низкая информационная компетенция педагогов. Риск будет иметь средний уровень из-за того, что ряд педагогов не смогут в полной мере применять контент

платформы и давать обратную связь ученику. Единственным способом борьбы с этим риском является повышение квалификации педагогов;

- недостаточная конкурентоспособность продукта. Уровень риска средний, так как существует множество зарекомендовавших себя цифровых образовательных платформ, что повышает вероятность невостребованности нового продукта. Минимизация риска произойдет благодаря проведению мониторинга качества и содержания конкурирующих образовательных платформ и внесению изменений, на основе полученных данных, в структуру своего продукта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- риск нанесения ущерба здоровью ребёнка и педагога. Вероятность риска средняя. Риск связан с тем, что при длительном пребывании обучающегося на платформе существует вероятность снижения его успеваемости из-за переутомления. Вариантом решения проблемы является увеличение доли заданий, выполняемых вне аудитории и чередование оффлайн- и онлайн- активности.

Каким образом проект будет выходить на заданные показатели, можно видеть на дорожной карте проекта, в которой отражены основные мероприятия, результаты и сроки реализации.

Дорожная карта (вехи) проекта «Вектор успеха»

Мероприятие Результат мероприятия

Формирование команды проекта Сформированная команда проекта Разработан план реализации проекта и собран необходимый пакет документов Определены пилотные дисциплины для апробации модели (математика, русский язык)

Информационная встреча - презентация идеи проекта «Горизонты роста» с приглашением стейкхолдеров Проведена встреча с экспертами, потенциальными партнерами и спонсорами, в результате которой достигнуты договорённости о сотрудничестве

Педагогический консилиум «Non progredi est regredi» (Не идти вперед — значит идти назад) Определена тематика курсов, модулей, дисциплин в вариативной части контента

Техническое воплощение и информационное наполнение сервиса Создана платформа, содержащая обязательный и вариативный компоненты

Семинар-практикум по апробации сервиса с целью рефлексии и доработки Выявлены и устранены недочеты

Знакомство с платформой родителей и детей Запуск платформы в образовательную деятельность

Модуль реализации проекта Процесс формирования индивидуальных образовательных траекторий (переход на персонализированное обучение)

Модуль анализа эффективности внедрения сервиса Уровень удовлетворенности всех участников образовательных отношений Доработка платформы, в случае выявления недочетов

Определение направления дальнейшего развития платформы и информационное наполнение Увеличение количества дисциплин для развития платформы Наполнение обязательной и вариативной части по новым дисциплинам, учебным модулям, курсам

Диссеминация инновационного опыта и продвижение платформы для коммерческого использования Повышение рейтинга школы, появление коммерческих партнёров

Таким образом, наш проект цифровой модели персонализированного обучения «Вектор успеха» является отличной идеей для реализации персонализированного обучения в школе. Проект позволит получить высокие показатели ГИА, повысит уровень удовлетворенности родителей результатами обучения и психологическим здоровьем детей. Благодаря реализации проекта произойдет развитие системы сетевого взаимодействия между субъектами образовательного процесса, начнется формирование у обучающихся раннего профессионального самоопределения. Школьники с помощью цифровой платформы покажут высокие результаты в олимпиадах, конференциях и иных конкурсах, что увеличит количество обучающихся, удовлетворенных качеством и форматом обучения, повысит рейтинг школы на районном, региональном и всероссийском уровне.

Библиографический список

1. Аникьева, М. А. Модели персонализированного обучения / М. А. Аникьева // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. - Красноярск, 2020. - С. 114-118.

2. Зеер, Э. Ф. Персонализированная учебная деятельность обучающихся как фактор их подготовки к профессиональному будущему / Э. Ф. Зеер // Профессиональное образование и рынок труда. - 2021. - № 1. - С. 104-114.

3. Каргина, З. А. Индивидуализация, персонализация, персонификация - ведущие тренды развития образования в XXI веке: обзор современных научных исследований / З. А. Каргина // Наука и образование: современные тренды. - 2015. - № 2. - С. 172-187.

4. Карлова М. Ю. Персонализированная модель обучения как перспективная модель развития образования / М. Ю. Карлова // Актуальные проблемы естественнонаучного и математического образования: материалы Всероссийского семинара-совещания. - Липецк: Институт развития образования, 2019. - С. 95-98.

5. Лях, Ю. А. Модель организации персонализированного обучения школьников / Ю. А. Лях // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 3. - С. 16-20.

6. Петровский, В. А. Семь пространств существования личности: формальные модели состоятельности / В. А. Петровский // Мир психологии. - 2009. - № 1. - C. 25-43.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 15.02.2021).

8. Шевелев, А. Н. Индивидуальное и массовое школьное образование: сравнительный анализ зарубежной и отечественной педагогических традиций / А. Н. Шевелев // Непрерывное образование. - 2017. - № 3. - С. 68-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.