Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕШНОСТЬ / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильманшина С. И., Массарова Е. О.

Актуальность статьи обусловлена недостаточностью исследований по изучению академической успешности обучающихся, включающей помимо формального показателя (обученности, выраженной через систему оценок), развитие самостоятельности, креативности, удовлетворенности собственной учебной деятельностью. Анализируется процесс формирования академической успешности обучающихся на основе персонализированного подхода, выполняющего системообразующую функцию. Уточнено понятие академической успешности как комплексной характеристики, отображающей эффективность и удовлетворенность собственной учебной деятельностью. Выявлены педагогические условия формирования академической успешности обучающихся средствами цифровых образовательных платформ. Это разработка гибкой модели обучения; разработка содержания программ с использованием цифровых платформ на основе персонализированного подхода; разработка шкалированных целей в условиях цифровых образовательных платформ; создание рефлексивной среды обучения. Экспериментальная апробация выявленных педагогических условий в интегрированной образовательной системе «IT-лицей - профильные институты Казанского федерального университета» на протяжении пяти лет позволяет говорить об их эффективности. В целом были достигнуты положительные результаты в уровнях сформированности основных показателей академической успешности (когнитивного, мотивационного, деятельностного). Статья предназначена для педагогов образовательных учреждений разного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF ACADEMIC SUCCESS OF STUDENTS BY MEANS OF DIGITAL EDUCATIONAL PLATFORMS

The relevance of the article is due to the lack of research on the academic success of students, which includes, in addition to the formal indicator (learning expressed through the evaluation system), the development of independence, creativity, satisfaction with their own educational activities. The process of forming the academic success of students is analyzed on the basis of a personalized approach that performs a system-forming function. The concept of academic success as a complex characteristic reflecting the effectiveness and satisfaction with one's own educational activities is clarified. The pedagogical conditions for the formation of academic success of students by means of digital educational platforms are revealed. These are the development of a flexible learning model; the development of the content of programs using digital platforms based on a personalized approach; the development of scaled goals in the context of digital educational platforms; the creation of a reflective learning environment. Experimental testing of the identified pedagogical conditions in the integrated educational system "IT Lyceum - specialized institutes of Kazan Federal University" for five years allows us to speak about their effectiveness. In general, positive results were achieved in the levels of formation of the main indicators of academic success (cognitive, motivational, activity). The article is intended for teachers of educational institutions of different levels.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ»

Школьное образование

УДК 373.1

Педагогические условия формирования академической успешности обучающихся средствами цифровых образовательных платформ

Pedagogical conditions for the formation of academic success of students by means of digital educational platforms

Гильманшина С.И., Казанский (Приволжский) федеральный университет, gilmanshina@yandex. ru

Массарова Е.О., Специализированный учебный научный центр - общеобразовательная школа-интернат «IT-лицей Казанского федерального университета», massarova_e@mail.ru

Gilmanshina S., Kazan (Volga region) Federal University, gilmanshina@yandex.ru Massarova E., IT-lyceum of Kazan Federal University, massarova_e@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.022

Ключевые слова: успешность обучения, академическая успешность, персонализированный подход, цифровые платформы, педагогические условия.

Keywords: learning success, academic success, personalized approach, digital platforms, pedagogical conditions.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена недостаточностью исследований по изучению академической успешности обучающихся, включающей помимо формального показателя (обученности, выраженной через систему оценок), развитие самостоятельности, креативности, удовлетворенности собственной учебной деятельностью. Анализируется процесс формирования академической успешности обучающихся на основе персонализированного подхода, выполняющего системообразующую функцию. Уточнено понятие академической успешности как комплексной характеристики, отображающей эффективность и удовлетворенность собственной учебной деятельностью. Выявлены педагогические условия формирования академической успешности обучающихся средствами цифровых образовательных платформ. Это разработка гибкой модели обучения; разработка содержания программ с использованием цифровых платформ на основе персонализированного подхода; разработка шкалированных целей в условиях цифровых образовательных платформ; создание рефлексивной среды обучения. Экспериментальная апробация выявленных педагогических условий в интегрированной образовательной системе «IT-лицей - профильные институты Казанского федерального университета» на протяжении пяти лет позволяет говорить об их эффективности. В целом были достигнуты положительные результаты в уровнях сформированности основных показателей академической успешности (когнитивного, мотивационного, деятельностного). Статья предназначена для педагогов образовательных учреждений разного уровня.

Abstract. The relevance of the article is due to the lack of research on the academic success of students, which includes, in addition to the formal indicator (learning expressed through the evaluation system), the development of independence, creativity, satisfaction with their own educational activities. The process of forming the academic success of students is analyzed on the basis of a personalized approach that performs a system-forming function. The concept of academic success as a complex characteristic reflecting the effectiveness and satisfaction with one's own educational activities is clarified. The pedagogical conditions for the formation of academic success of students by means of digital educational platforms are revealed. These are the development of a flexible learning model; the development of the content ofprograms using digital platforms based on a personalized approach; the development of scaled goals in the context of digital educational platforms; the creation of a reflective learning environment. Experimental testing of the identified pedagogical conditions in the integrated educational system "IT Lyceum - specialized institutes of Kazan Federal University" for five years allows us to speak about their effectiveness. In general, positive results were achieved in the levels offormation of the main indicators of academic success (cognitive, motivational, activity). The article is intendedfor teachers of educational institutions of different levels.

Введение. Академическая успешность, выраженная через высокие учебные достижения, составляет основу социально востребованного выпускника общеобразовательного учреждения, обладающего такими качествами, как конкурентноспособность, самостоятельность, креативность, способность к постоянному саморазвитию. Основы успешности личности как удовлетворенности своими достижениями, безусловно, закладываются и развиваются еще в школьные годы. В IV Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. [11] отмечается, что «образование, которое не сказывается на успешности граждан, эффективности экономики, не приводит к усилению позиций государства на мировой арене, не может считаться качественным» [11]. Более того, в стратегических приоритетах в сфере реализации государственной программы РФ «Развитие образования» до 2030 г. указано, что ключевыми вопросами в области среднего образования является преодоление школьной неуспешности [16].

Однако, анализ школьной образовательной практики [4;6; 13 и др.] показал, что часто в общих образовательных учреждениях в качестве главного критерия успешности личности считается только хорошая ее обученность, которая, в свою очередь, выражается через систему оценок.

Мы полагаем, что академическая успешность - это комплексная характеристика, которая с одной стороны, отображает эффективность учебной деятельности (показатель успеваемости, учебно-познавательной активности, умений применять знания на практике,

самостоятельности и креативности в решении учебных задач, рефлексии), с другой стороны, -удовлетворенность собственной деятельностью.

Также в психолого-педагогических исследованиях [1;7;17;20] и других работах превалирует в подавляющем большинстве случаев изучение академической успешности студентов и явно не достаточно исследований успешности обучающихся в школе.

Помимо отмеченного, в современном образовании отмечается постепенный переход к цифровым платформам обучения. Особенно это отразилось в вынужденной организации обучения в дистанционной форме в период пандемии. Все участники образовательного процесса столкнулись с большими сложностями, которые требовали срочного решения. Встал вопрос повышения адаптивности современной формы обучения под существующие новые реалии посредством широкого внедрения цифровых

платформ обучения [3].

В целом анализ научных работ показал, что исследований, посвященных формированию академической успешности обучающихся, тем более средствами цифровых образовательных платформ, крайне недостаточно, и они характеризуются фрагментарностью. Это определило актуальность и цель настоящего исследования.

Цель исследования: выявить педагогические условия формирования академической успешности обучающихся средствами цифровых образовательных платформ.

Материал и методы исследования. Данное исследование основано на персонализированном подходе. Его системообразующая функция проявляется в реализации принципа учета мотивации и индивидуальных способностей обучающихся в условиях интерактивной образовательной среды. Согласно

персонализированному подходу, обучающийся сам может планировать персональную траекторию изучения учебного предмета. При этом он активно участвует в выборе учебной цели, времени, темпа объема изучения нового материала и закрепления пройденных тем, выбирая индивидуальную или групповую форму деятельности и соответствующую мотивацию. Это благоприятно сказывается на развитии у обучающегося гибких навыков (soft skills), формирования культуры учения. Персонализация обучения направлена, в первую очередь, на общее развитие личности, а не на усвоение конкретного объема знаний. Как результат обучающийся выступает субъектом учебной деятельности.

Особенность персонализации учебной деятельности вызвана спецификой

открывающихся при этом возможностей для обучающихся с учетом их индивидуально-психологических особенностей. Усиливается акцент на мотивации к самостоятельности в обучении; появляется возможность проявления самостоятельности в проектировании своей образовательной траектории, постановке и выборе значимых для себя заданий и способов их решения; предоставляется возможность обучающимся выбирать организационные формы учебной деятельности как индивидуальные, так и групповые; обеспечивается сотрудничество и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

Применение персонализированного подхода при выявлении педагогических условий формирования академической успешности обучающихся средствами цифровых платформ

позволяет внести целостность и согласованность в систему непрерывного образования.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследований выявлены три компонента академической успешности, которые всесторонне отображают содержание понятия «академическая успешность». Первый компонент - когнитивный - связан с достижением значимых целей обучения; второй компонент -мотивационный - отображает субъективную удовлетворенность личности обучающегося процессом и результатом учебной деятельности; третий компонент - деятельностный -предполагает соотнесение обучающимся результатов учебной деятельности с нравственными путями достижения успеха. Эти компоненты позволяют уточнить определение академической успешности. Мы полагаем, что академическая успешность - это комплексная характеристика, которая с одной стороны, отображает эффективность учебной деятельности (формальный показатель успеваемости, уровень и объем знаний, уровень развития учебной активности, самостоятельность, креативность, рефлексия), с другой стороны, -удовлетворенность собственной деятельностью.

Формирование академической успешности обучающихся средствами цифровых платформ связывается с решением следующих частных задач.

Первая задача - сформировать основы научного системного мышления на материале теорий и законов в ходе изучения естественнонаучных дисциплин средствами цифровых платформ. Постановка данной задачи связана с тем, что академическая успешность должна проявляться не только в результатах промежуточных и итоговых аттестаций, но и в развитии личности обучающегося, его творческого мышления, креативности, в умении системно подходить к решению поставленных задач.

Вторая задача - сформировать рефлексивные умения, направленные на повышение мотивации, регулирование своей учебной деятельности и адекватное оценивание ее результатов. Эта задача определяется тем, что именно рефлексивные умения во многом определяют эффективность самостоятельной учебной деятельности в процессе достижения академической успешности.

Третья задача - развить осознание необходимости соотносить результаты своей учебной деятельности с нравственными путями достижения успеха, учитывая возрастные особенности и интерес подростков к цифровым платформам обучения. Сформированные таким

образом личностные качества влияют на вектор развития академической успешности подростка.

В целом для формирования академической успешности средствами цифровых платформ нужны педагогические технологии,

обеспечивающие единство эффективности учебной деятельности обучающегося с его удовлетворенностью собственной деятельностью в комфортной среде обучения.

Проведенное исследование позволило выделить и теоретически обосновать четыре педагогических условия, соответствующих педагогическим технологиям, применение которых способно обеспечить указанное выше единство.

Первое условие - разработка гибкой модели обучения, которая позволяет поддерживать у обучающегося живой интерес к учебе, стимулировать желание непрерывно изучать как профильные, так и непрофильные дисциплины, создавать условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий, развивать мягкие навыки обучающихся. Основные концептуальные положения гибкой модели обучения: обучающийся - субъект проектирования своей учебной деятельности; повышение качества обучения за счет персонализации процесса обучения, обновления содержания учебного материала, разработки систем заданий, индивидуализации темпа обучения, содействия сотрудничеству всех субъектов педагогического взаимодействия; обеспечение персонализированной траектории личностного развития обучающихся.

Принципами реализации гибкой модели обучения служат: интеграция теории и практики посредством организации практико-

ориентированной системы обучения [18; 19]; персонализированное обучение с акцентом на развитие ответственной самостоятельности и саморазвитие обучающихся; развитие и сотрудничество всех субъектов образовательного процесса; цифровая направленность содержания и технологий обучения; вариативность проектирования блочно-модульного контента.

В качестве инструмента для реализации гибкой модели обучения прекрасно подходят цифровые образовательные платформа, позволяющая в полной мере реализовать персонализированный подход, когда

обучающиеся могут самостоятельно

распределить своё учебное время и оперативно получить обратную связь по результатам достижения учебных целей.

Например, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного

стандарта учебный контент размещается на цифровой платформе, а обучающийся самостоятельно выбирает уровни сложности учебной цели и способы ее достижения. Кроме того, для овладения новыми навыками цифровая платформа позволяет размещать систему заданий по уровням сложности с учетом междисциплинарности; организовывать

проектную и исследовательскую деятельность гармонично сочетая индивидуальную и групповую формы работ и проектной деятельности; реализовывать интерактивность, геймификацию и постоянную обратную связь с учеником в зависимости от их достижений.

Преимуществом цифровой платформы в реализации гибкой модели обучения является и то, что платформа позволяет вовремя улавливать успехи или трудности каждого обучающегося. Маршруты обучения при этом могут мягко корректироваться, уточняться, не нанося урон мотивационному компоненту академической успешности обучающегося.

Второе условие связано с разработкой содержания рабочих программ с использованием цифровых платформ. Это условие требует разработку авторских цифровых образовательных ресурсов, внедрение которых позволяет обучающемуся активно учувствовать в построении собственной образовательной траектории и нести ответственность за результат обучения. Он участвует в мониторинге образовательных результатов, осуществлении рефлексии относительно усвоенных знаний и умений, что в совокупности способствует развитию самостоятельности.

Для обучающихся 7 классов разработан цифровой образовательный ресурс для поддержки пропедевтического курса

«Лабораторный химический анализ». Для обучающихся 8 и 9 классов - цифровой образовательный ресурс «Химия» по курсу школьной программы. Разработанные на основе персонализированного подхода образовательные ресурсы на цифровой платформе LMS Moodle включают теоретический и практический материал, а также контрольный блок разноуровневых заданий.

Рассмотрим подробнее пропедевтический курс для семиклассников «Лабораторный химический анализ». Курс включает семь модулей. Это «Химия - наука о превращениях»; «Невидимый мир молекул»; «Воздух - земная атмосфера»; «Вода - универсальный растворитель»; «Богатства недр земли»; «Химия в жизни»; «Увлекательная химия».

Например, в модуле «Химия - наука о

превращениях» обучающиеся в увлекательной форме познают технику безопасности, знакомятся с лабораторной посудой, учатся работать с химическим оборудованием. Посредством реализации междисциплинарных связей учатся отличать физические и химические явления. Все это осуществляется средствами цифровой платформы через визуализацию и геймификацию заданий. Для визуализации лабораторной посуды на платформе представлены интерактивные иллюстрации и видео-ролики, которые демонстрируют и знакомят обучающихся с лабораторной посудой. Геймификация заданий позволяет обучающимся в игровой форме выполнять задания, что способствует повышению интереса и мотивирует на дальнейшее изучение курса.

В дальнейшем у подготовленных к выполнению практических работ обучающихся в реальной школьной учебной лаборатории формируются практические умения по получению осадков и газов в ходе проведения простейших химических реакций.

В модуле «Невидимый мир молекул» обучающиеся знакомятся с понятиями «физическое тело», «вещество», «молекулы», «атомы», «химические связи», «молекулярное и немолекулярное строение», «кристаллические решетки»; учатся построению химических связей и основам молекулярного моделирования. Цифровая платформа позволяет посредством компьютерных программ, к примеру «Молвью», визуализировать первоначальные химические понятия (атом, молекула, химическая связь и др.) и осуществить моделирование конкретных молекул знакомых веществ (например, воды, кислорода, азота и др.)

Отдельно следует отметить роль цифровой платформы в обучении проведению практических работ модуля «Химия в жизни». Это работы по обнаружению белков, жиров и углеводов; распознаванию минеральных удобрений; сравнению моющих средств и порошков; распознаванию синтетических волокон; обнаружению крахмала в продуктах питания; определению витамина «С» в продуктах питания. В данном случае цифровая платформа позволяет подготовить обучающихся к выполнению достаточно сложных реальных опытов на уроках, знакомит с необходимым междисциплинарным дополнительным контентом, позволяет виртуально проработать технику эксперимента и обращения с химической посудой в игровой форме.

Третье условие предполагает разработку шкалированных целей обучающих курсов на

цифровых платформах. Это необходимо для того, чтобы обучающийся смог выстроить личную траекторию внутри учебного курса, предварительно осознав общие учебные цели. Шкалированные цели - это структурированный по уровням ожидаемый результат. Первый уровень достигает каждый обучающийся курса. Этот уровень помогает, прежде всего, учителю и обучающемуся определить его готовность к работе, мотивацию. Второй уровень - простейшее понимание учебного материала, действия по образцу, применение формул и алгоритмов. Третий уровень - целевой результат, на который направлено изучение курса - характеризуется анализом и пониманием, умением применять знания и умения к решению разных примеров в разнообразных обстоятельствах. Четвертый уровень характеризуется сформированностью проектных и исследовательских умений по решению кейс-заданий и междисциплинарных практико-ориентированных задач.

Например, для достижения третьего уровня на цифровой платформе есть обучающая схема и критерии оценивания. Это помогает обучающемуся конкретизировать свой ответ на задания открытого типа или правильно написать отчет по лабораторной работе, выполненной на уроке с применением цифровых лабораторий.

Обучающийся может не достигнуть всех четырех целевых результатов. Тем не менее, у него проявится интерес к саморазвитию в достижении целей обучения и успеху. Чувство успеха, достигнутое на определенном уровне ожидаемого результата, мотивирует

обучающегося выбирать в дальнейшем более сложные цели, иначе, чаще находиться в зоне ближайшего развития.

Четвертое педагогическое условие - создание рефлексивной среды обучения. Данное условие обусловлено тем, что рефлексивные умения во многом определяют эффективность

самостоятельной учебной деятельности. А поскольку самостоятельность и академическая успешность взаимосвязаны, возникает необходимость в постоянной коррекции самостоятельности обучения как личностной характеристики (особенно в школьные годы) посредством реализации рефлексивной среды обучения.

В словаре [14] среда определяется, как «совокупность природных или социальных условий, в которых протекает развитие и деятельность человеческого общества»; учебная среда - как «условия, в которых протекает обучение»; рефлексия, в свою очередь, понимается как «способность человеческого

мышления к критическому самоанализу» [14].

Рефлексивная среда в педагогике трактуется по-разному. Так в [9] как «совокупность внешних и внутренних педагогических условий, в которых осуществляется активное формирование культуры педагогической деятельности... и возникает возможность выбора личностью целей, содержания и методов самообразования и саморазвития, происходит изменение

представлений о себе как о личности и профессионале» [9]; в [2] - как «система условий развития личности, которая открывает перед ней возможность самоисследования и самокоррекции социально-психологических и профессиональных ресурсов» [2]; в [15] - как «социально обусловленная целостность взаимодействующих участников педагогического процесса и окружающей среды, ее духовных и материальных ценностей, способствующих развитию рефлексивности студентов» [15]; в [8] - как «многоуровневая педагогически организованная система условий и возможностей, способствующих эффективности процессов самоисследования, самоопределения и самореализации личности будущего специалиста на основании формирования его рефлексивности» [8].

Мы понимаем под рефлексивной средой обучения систему организационных условий развития личности, открывающую ей возможность самостоятельности и

самокоррекции в обучении. Создание рефлексивной среды позволит отслеживать правильность выбранных индивидуальных траекторий обучения [10] и методов решения поставленных задач.

Если у учителя сформировано профессионально-педагогическое мышление [5], ему не составит труда создать качественную рефлексивную среду обучения, используя возможности цифровых платформ.

Так на платформе LMS Moodle, где размещены разработанные нами цифровые образовательные ресурсы [12 и др.], реализованы четыре типа оценивания знаний и умений обучающихся. Это компьютерная проверка; самопроверка обучающимся по представленным на платформе правильным ответам - ключам; взаимная проверка между обучающимися с использованием представленных на

образовательной платформе правильных ответов; индивидуальная проверка отдельных (основных) заданий учителем. Отмеченные типы оценивания весьма благоприятно сказываются на развитии самостоятельности и самокоррекции в обучении.

Экспериментальная апробация выявленных

педагогических условий в интегрированной образовательной системе «ГГ-лицей -профильные институты Казанского федерального университета» на протяжении пяти лет позволяет говорить об их эффективности. В целом были достигнуты положительные результаты в уровнях сформированности основных показателей академической успешности (когнитивного, мотивационного, деятельностного) обучающихся 1Т-лицея.

Заключение. Уточнено понятие

академической успешности как комплексной характеристики, отображающей эффективность и удовлетворенность собственной учебной деятельностью.

Выявлены педагогические условия формирования академической успешности обучающихся средствами цифровых

образовательных платформ. Это разработка гибкой модели обучения; разработка содержания программ с использованием цифровых платформ на основе персонализированного подхода; разработка шкалированных целей в условиях цифровых образовательных платформ; создание рефлексивной среды обучения.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о целесообразности применения цифровых образовательных платформ в школьной практике для формирования академической успешности обучающихся. А также для развития у них самостоятельности и самокоррекции в процессе обучения. Кроме того, необходимость применения в общем образовании цифровых платформ может резко возрасти в период пандемийных ограничительных мер.

Литература:

1. Ашырбекова А.С. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости и неуспеваемости студентов в процессе становления специалистами [Электронный ресурс] / А.С. Ашырбекова // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 3. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28787

2. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия / А.А. Бизяева. - Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. - 216 с.

3. Гильманшина С.И. Авторские цифровые ресурсы как элементы образовательной среды подготовки учителей химии [Электронный ресурс] / С.И. Гильманшина, Г.Д. Каримова, Р.Н. Шакирова // Современные проблемы науки и образования. - 2022. -№ 1. - Режим доступа: https://science-education.ru/article/view?id=31435

4. Гильманшина С.И. Формирование опыта учебного творчества в системе "лицей - университет" (на примере гендерно ориентированного обучения химии) / С.И. Гильманшина, Ф.Д. Халикова, Н.Г. Щавелева // Фундаментальные исследования. - 2015. -№ 2-11. - С. 2455-2458.

5. Гильманшина С.И. Формирование профессионального мышления будущих учителей на основе компетентностного подхода: дис. ... д-ра пед. наук 13.00.01 / Гильманшина Сурия Ирековна; Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования, 2008. -579 с.

6. Гребнева Д.М. Учебная успешность как процесс и результат педагогического взаимодействия / Д.М. Гребнева // Педагогическое образование в России. -2011. - № 1. - С. 251-254.

7. Гришина Н.Ю. Организационно-педагогические условия развития успешности студентов в учебной деятельности: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Гришина Наталья Юрьевна. - Ульяновск, 2006. - 196 с.

8. Желанова В.В. Состояние исследования

проблемы контекстного обучения в психолого-педагогической теории / В.В. Желанова // Вестник ЛНУ им. Тараса Шевченко. - 2011. - № 20(231). - С. 37-53.

9. Ильязова Л.М. На пути к рефлексивной образовательной среде ВУЗа [Электронный ресурс] / Л.М. Ильязова // ОМопе™. - 2005. - № 1(41). - С. 207215. - Режим доступа: http://rrpedagogy.ru/journal/ айюк^/

10. Массарова Е.О. Технология индивидуальных образовательных маршрутов в системе «лицей-университет» / Е.О. Массарова, С.И. Гильманшина // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 4 (147). - С. 175-180.

11. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" / Документ предоставлен КонсультантПлюс.

12. Практикум по методике решения задач ЕГЭ по неорганической химии: ЦОР [Электронный ресурс] / С.И. Гильманшина. - Казань: КФУ, 2018. - Режим доступа: https://edu.kpíu.ru/course/view.php?id=1029

13. Сидоров С.В. Структура академической успешности [Электронный ресурс] / С.В. Сидоров // Сайт педагога-исследователя. - Режим доступа: http://si-sv.com/publ/2-1-0-211

14. Словари и энциклопедии на академике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsi7ushakov/1040046; https://methodological_terms.academic.ш/2188/УЧЕБНА Я_СРЕДА

15. Стеценко И.А. Педагогическая рефлексия: теория и технология развития: монография / И.А. Стеценко. - Таганрог: Изд-во Таганрог. пед. ин-та, 2003. - 228 с.

16. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2020 годы / Утверждена постановлением правительства Российской Федерации

от 23 декабря 2005 г. №803 / Документ предоставлен КонсультантПлюс.

17. Шабалина М.Р. Педагогические условия повышения академической успешности студентов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Шабалина Марина Робертовна. - М., 2009. - 238 с.

18. Sagitova R.N. Digitalization of education: Transformation of a natural science experiment / R.N. Sagitova [et al.] // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 915 (2020). Art. №012050.

doi:10.1088/1757-899X/915/1/012050.

19. Sagitova R.N. Project activity as a stage of continuous engineering and technical education / R.N. Sagitova, I.R. Gilmanshin, A.R. Akchurina // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 570 (2019). Art. 012086.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Sakhieva R.G. A Portfolio as an Alternative Means of Presenting the University Student's Achievements / R.G. Sakhieva [et al.] // Asian Social Science. - 2015. - T. 11. -№ 3. - C. 162-167.

References:

1. Ashyrbekova A.S. Psychological and pedagogical factors of academic progress and poor progress of students in the process of becoming specialists [Electronic resource] / A.S. Ashyrbekova // Modern problems of science and education. - 2019. - № 3. - Access mode: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28787

2. Bizyaeva A.A. Psychology of a Thinking Teacher: Pedagogical Reflection / A.A. Bizyaev. - Pskov: PSPI im. CM. Kirova, 2004. - 216 p.

3. Gilmanshina S.I. Author's digital resources as elements of the educational environment for training chemistry teachers [Electronic resource] / S.I. Gilmanshina, G.D. Karimova, R.N. Shakirova // Modern problems of science and education. - 2022. - № 1. - Access mode: https://science-education.ru/article/view?id=31435

4. Gilmanshina S.I. Formation of the experience of educational creativity in the system "lyceum - university" (on the example of gender-oriented teaching of chemistry) / S.I. Gilmanshina, F.D. Khalikova, N.G. Shchaveleva // Fundamental research. - 2015. - № 2-11. - S. 2455-2458.

5. Gilmanshina S.I. Formation of professional thinking of future teachers based on the competency-based approach: dis. ... Dr. ped. Sciences 13.00.01 / Gilmanshina Suriya Irekovna; Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education of the Russian Academy of Education, 2008. - 579 p.

6. Grebneva D.M. Educational success as a process and result of pedagogical interaction / D.M. Grebneva // Pedagogical education in Russia. - 2011. - № 1. - P. 251254.

7. Grishina N.Yu. Organizational and pedagogical conditions for the development of students' success in educational activities: dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Grishina Natalya Yurievna. - Ulyanovsk, 2006. - 196 p.

8. Zhelanova V.V. The state of the study of the problem of contextual learning in psychological and pedagogical theory / V.V. Zhelanova // Vestnik LNU im. Taras Shevchenko. - 2011. - № 20 (231). - P. 37-53.

9. Ilyazova L.M. On the way to the reflective educational delirium of the university [Electronic resource] / L.M. Ilyazova // Credonew. - 2005. - № 1 (41). - S. 207215. - Access mode: http://rrpedagogy.ru/journal/article/904/

10. Massarova E.O. Technology of individual educational routes in the "lyceum-university" system / E.O. Massarova, S.I. Gilmanshina // Kazan Pedagogical Journal.

- 2021. - № 4 (147). - S. 175-180.

11. Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 N 1642 "On approval of the state program of the Russian Federation "Development of Education" / The document was provided by ConsultantPlus.

12. Workshop on the methodology for solving USE problems in inorganic chemistry: COR [Electronic resource] / S.I. Gilmanshina. - Kazan: KFU, 2018. - Access mode: https://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=1029

13. Sidorov S.V. The structure of academic success [Electronic resource] / S.V. Sidorov // Website of the teacher-researcher. - Access mode: http://si-sv.com/publ/2-1-0-211

14. Dictionaries and encyclopedias on Academician [Electronic resource]. - Access mode: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1040046; https://methodological_terms.academic.ru/2188/EDUCATI ON_ENVIRONMENT

15. Stetsenko I.A. Pedagogical reflection: theory and technology of development: monograph / I.A. Stetsenko. -Taganrog: Taganrog Publishing House. ped. in-ta, 2003. -228 p.

16. Federal Target Program for the Development of Education for 2006-2020 / Approved by Decree of the Government of the Russian Federation of December 23, 2005 No. 803 / Document provided by ConsultantPlus.

17. Shabalina M.R. Pedagogical conditions for increasing the academic success of students: dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Shabalina Marina Robertovna. -M., 2009. - 238 p.

18. Sagitova R.N. Digitalization of education: Transformation of a natural science experiment / R.N. Sagitova [et al.] // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 915 (2020). Art. No. 012050. doi:10.1088/1757-899X/915/1/012050.

19. Sagitova R.N. Project activity as a stage of continuous engineering and technical education / R.N. Sagitova, I.R. Gilmanshin, A.R. Akchurina // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 570 (2019). Art. 012086.

20. Sakhieva R.G. A Portfolio as an Alternative Means of Presenting the University Student's Achievements / R.G. Sakhieva [et al.] // Asian Social Science. - 2015. - T. 11. -№ 3. - S. 162-167.

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования)

Сведения об авторах:

Гильманшина Сурия Ирековна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, кандидат химических наук, профессор, заведующий кафедрой химического образования Химического института им. А.М. Бутлерова Казанского федерального университета, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», e-mail: gilmanshina@yandex.ru

Массарова Екатерина Олеговна (г. Казань, Россия), учитель химии IT-лицея Казанского федерального университета, Специализированный учебный научный центр - общеобразовательная школа-интернат «IT-лицей» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», e-mail: massarova_e@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.