Научная статья на тему 'Учебная успешность как процесс и результат педагогического взаимодействия'

Учебная успешность как процесс и результат педагогического взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
870
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УЧЕБНАЯ УСПЕШНОСТЬ / КОГНИТИВНАЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ / ЦЕННОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ / PEDAGOGICAL COOPERATION / EDUCATIONAL SUCCESS / COGNITIVE / EMOTIONAL AND VALUABLE COMPONENTS OF EDUCATIONAL SUCCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребнева Дарья Михайловна

Предлагается анализ понятия учебной успешности обучающихся в контексте педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса. Учебная успешность рассматривается как системное образование, включающее когнитивную, эмоциональную и ценностную составляющие. Выявлена роль субъектов образовательного процесса в формировании разных сторон учебной успешности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL SUCCESS AS A PROCESS AND RESULT OF PEDAGOGICAL COOPERATION

This article is devoted to the analysis of educational success concept in the context of pedagogical cooperation of the subjects of educational process. Educational success is considered as a system consisting of cognitive, emotional and valuable components. The role of subjects of educational process in formation of different aspects of educational success is revealed.

Текст научной работы на тему «Учебная успешность как процесс и результат педагогического взаимодействия»

УДК 371.21

Д. М. Гребнева Нижний Тагил

УЧЕБНАЯ УСПЕШНОСТЬ КАК ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ГСНТИ 14.07.07 Код ВАК 13.00.01

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическое взаимодействие; учебная успешность; когнитивная, эмоциональная, ценностная составляющие учебной успешности.

АННОТАЦИЯ. Предлагается анализ понятия учебной успешности обучающихся в контексте педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса. Учебная успешность рассматривается как системное образование, включающее когнитивную, эмоциональную и ценностную составляющие. Выявлена роль субъектов образовательного процесса в формировании разных сторон учебной успешности.

D. M. Grebneva Nizhny Tagil

EDUCATIONAL SUCCESS AS A PROCESS AND RESULT OF PEDAGOGICAL COOPERATION

KEY WORDS: pedagogical cooperation; educational success; cognitive; emotional and valuable components of educational success.

ABSTRACT. This article is devoted to the analysis of educational success concept in the context of pedagogical cooperation of the subjects of educational process. Educational success is considered as a system consisting of cognitive, emotional and valuable components. The role of subjects of educational process in formation of different aspects of educational success is revealed.

В связи с развитием гуманистической тенденции в образовании формирование успешной личности, направленной на самопознание, самоактуализацию, самосовершенствование и самореализацию, — главная задача, ко-

торая стоит сегодня перед школой как ее основным институтом. В ряде современных исследований (Е. Б. Куркин и др.) показано, что важнейшими факторами самореализации и благополучного развития личности являются успехи в шко-

© Гребнева Д. М., 2011

ле. По мнению многих исследователей (Е. И. Казакова, С. Н. Лысенкова, У. Глас-сер и др.), ученик, способный добиться успеха в школе, имеет больше шансов для достижения успеха в будущей профессиональной деятельности и в целом в жизни.

Содержание понятия «учебная успешность» во многом зависит от социокультурных условий (доминирующие в обществе ценности, идеалы и др.). В современных условиях учебная успешность понимается как интегративное качество личности, предполагающее высокую мотивацию достижения цели, критичность мышления, ответственность и готовность к самостоятельной деятельности, а также проявление данных качеств в учебной деятельности [4].

Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы позволил выделить три составляющие учебной успешности: когнитивную, эмоциональную и ценностную. Современное образование ориентировано в основном на развитие когнитивной сферы учащихся, оставляя без должного внимания становление ценностно-эмоциональной сферы. Не вызывает сомнения тот факт, что успех любой деятельности, в том числе и учебной, зависит от уровня интеллектуального развития. Однако следует подчеркнуть, что когнитивная, эмоциональная и ценностная составляющие учебной успешности образуют некую систему и в комплексе должны способствовать эффективному проявлению, самореализации учащегося в значимой для него учебной деятельности и конструктивном взаимодействии с окружающими. Развитие на недостаточном уровне той или иной составляющей приводит к деформации учебной успешности учащихся. Так, например, развитие эмоциональной сферы на недостаточном уровне (слабая сила воли, эмоциональное напряжение и др.) ведет к постепенному ухудшению внутренней организации

учебной деятельности, самоконтроля и самостоятельной рефлексии. Следовательно, снижается успеваемость учащегося: образуются пробелы в знаниях, которые препятствуют усвоению нового материала, замедляется развитие свойств умственной деятельности, таких, как активность, подвижность и самостоятельность. Все это в целом ведет к снижению успеваемости, ухудшению учебных результатов, усиливает эмоциональное неблагополучие школьника и закрепляет за ним неуспех. Последствиями недостаточного развития ценностной сферы (ученик не воспринимает знания, творчество как ценность) является направленность деятельности учащегося не на приобретение знаний, усвоение эффективных способов деятельности, а на получение отличных оценок и похвалу со стороны учителей и родителей. Часто такие учащиеся в учебной деятельности «подстраиваются» под работу определенного учителя и при его смене испытывают большие трудности и не подтверждают прежней оценки. Таким образом, возникает проблема исследования психологических и педагогических факторов, способствующих гармоничному развитию всех составляющих учебной успешности.

Данная проблема находит отражение в работах многих исследователей. Так, в работах Л. Н. Крыловой, Н. Н. Максименко и др. рассматривается роль рейтинговой оценки учащихся в формировании учебной успешности. Проблеме влияния мотивации учащегося на уровень его учебной успешности посвящены труды А. А. Реана, Н. В. Бордовской и др. Педагогические условия формирования учебной успешности учащихся раскрываются в работах А. Ф. Валентьева, Е. П. Табаковой, С. В. Фоминой и др. В исследовании Е. В. Мироновой и Н. В. Анисимовой доказывается, что учебная успешность напрямую зависит от таких социальных факторов, как полнота семьи, на-

личие высшего образования у родителей и др.

Анализ перечисленных работ позволяет сделать вывод, что основным фактором формирования учебной успешности учащихся является эффективное педагогическое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: учителей, учащихся, родителей, школьных психологов, администрации школы и др. Под педагогическим взаимодействием будем понимать детерминируемую познавательной ситуацией, опосредуемую социально-психологическими процессами связь субъектов (и объектов) образования, приводящую к их количественнокачественным изменениям [1].

Педагогическое взаимодействие формирует личностное пространство учащихся (в частности, их учебную успешность). В идеальном случае все перечисленные субъекты должны являться со-деятелями в формировании учебной успешности учащихся: поддерживать их в стремлениях, достижениях, создавать эмоциональных тонус познавательной деятельности и др. Однако каждый педагог, ставящий перед собой задачу формирования учебной успешности учащихся, должен учитывать вероятность того, что в определенных ситуациях участники образовательного процесса могут выступать в качестве ингибиторов формирования данного интегративного качества личности. Часто это учителя и родители, придерживающиеся социальной нормы оценивания, когда критериями оценки являются социальные нормы, общезначимые сравнения, общепринятые эталоны [5]. Оцениваются при этом только знания и умения учащихся, а старания не принимаются во внимание. При несовпадении достижений ребенка с ожиданиями родителей и учителей следует резкая отрицательная оценка. В результате у школьников возникает и поддерживается высокий уровень тревожности, пропадает интерес к предмету, сни-

жается уверенность в своих силах, что прежде всего ведет к деформации эмоциональной составляющей учебной успешности. Следовательно, важно правильно организовать взаимодействие между учителями, родителями, психологами и другими специалистами с целью постоянной рефлексии уровня развития учебной успешности учащихся и при необходимости своевременной коррекции работы в данном направлении.

Сложнее справиться с негативным влиянием средств массовой информации, Интернета, социальной обстановки и др., поскольку на них невозможно воздействовать непосредственно. В данной ситуации необходимо научить школьников критически относиться к получаемой информации, различать достоверную и ложную, бесполезную и нужную информацию. Чтобы стать успешными в жизни, ученики должны научиться изначально предполагать, что информация, передаваемая по телевидению, радио и Интернету, субъективна. Для решения данной задачи эффективны использование парной и групповой работы, дебаты, дискуссии и др.

Таким образом, успешен или неуспешен ученик, во многом определяется его взаимодействием с учителями, родителями и др. Учебная успешность зависит от многих параметров. В связи с этим возникает закономерный вопрос: как оценить учебную успешность учащихся? На данный момент разработаны методики оценки отдельных составляющих учебной успешности (тест на ^ Айзенка, опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» Реана, методика «Ценностные ориентации» Рокича и др.). Однако еще раз обратим внимание на то, что учебная успешность представляет собой сложное системное образование и исходя из системного подхода уровень развития учебной успешности учащихся нельзя оценить простым сложением результатов отдельных ее составляющих. В связи с

этим возникает проблема разработки универсальной многофакторной методики оценивания, учитывающей не только уровень развития каждой отдельной составляющей, но и всей учебной успешности в целом. В настоящее время в этом направлении разработаны несколько технологий [2; 3], в основном опирающихся на рейтинговую оценку.

Таким образом, учебная успешность формируется как при непосредственном (личностном) взаимодействии учащихся с другими субъектами образовательного процесса, так и под влиянием окружающей среды (СМИ, Интернет и др.). Каждый субъект образовательного процесса

по-разному влияет на когнитивную, эмоциональную и ценностную составляющие учебной успешности учащихся. В определенных ситуациях субъекты образовательного процесса и окружающая среда могут выступать как со-деятели и ингибиторы формирования учебной успешности учащихся. Основные задачи, которые должен решать педагог, нацеленный на развитие учебной успешности учащихся, — это учет положительного и своевременная коррекция отрицательного воздействия субъектов образовательного процесса на формирование учебной успешности учащихся.

ЛИТЕРАТУРА 1.

4.

КОРОТАЕВА Е. В., АРАКЕЛОВА Т. Л., БЕЗРОДНЫХ Т. В. и др. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования : коллект. моногр. Новосибирск : ЦРНС, 2010.

КРУГЛОВА Л. Ю. От тетради успешности — к успешному обучению в системе дополнительного образования // Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. 2006. №4.

КРЫЛОВА Л. Н. Технология рейтинговой оценки учебной успешности учащихся [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/311850/.

ФОМИНА С. В. Становление ценностных ориентаций подростка в учебной деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. №3.

СЛАДКОВ С. А. Формирование информационной компетентности как фактора успешности старшеклассников в профильном обучении : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2008.

2.

3

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.