Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЛИЯНИЕ И СПЕЦИФИКА В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЛИЯНИЕ И СПЕЦИФИКА В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миннахметова В. А.

Актуальность статьи заключается в том, что одним из основных вопросов современного образования остается вопрос формирования профессиональных компетенций учителя в условиях новой цифровой образовательной среды. Цифровизация и формирование цифровой образовательной среды, является достижением стратегической цели государственной политики в области образования и педагогического в том числе. В то же время известно, что система педагогического образования должна обеспечить подготовку выпускника, обладающего высоким уровнем сформированности компетентности. Это подчеркивает значимость формирования педагогической компетентности будущих учителей химии в условиях цифрового обучения в университете. Исходя из вышеуказанного, целью исследования является: выявление специфических особенностей формирования общепрофессиональных (ОПК-8) компетенций будущих учителей химии в условиях цифровизации образования. В качестве ведущих методов исследования были определены следующие: анализ нормативно-правовых документов, учебных планов и рабочих программ; эмпирические методы, такие как анкетирование, тестирование, позволившие выявить уровень формирования общепрофессиональных компетенций будущих учителей химии в условиях цифровизации образования. В статье раскрыты особенности формирования общепрофессиональных компетенций будущих учителей химии в условиях цифровизации образования, включающие в себя следующие: деятельностную, когнитивную и личную ориентацию. Полученные в процессе исследования результаты показывают, что цифровизация образовательного процесса и использование информационных технологий в обучении новая ветвь в развитии образовательного пространства университета. Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных планов, рабочих программ практик, реализуемых в рамках высшего образования с применением цифрового обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миннахметова В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF EDUCATION: INFLUENCE AND SPECIFICS IN THE FORMATION OF GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCIES OF FUTURE CHEMISTRY TEACHERS

The relevance of the article lies in the fact that one of the main issues of modern education remains the issue of formation of teachers’ professional competencies in the new digital learning environment. Digitalization and the formation of a digital educational environment, is the achievement of the strategic goal of state policy in the field of education and pedagogical education, including. At the same time, it is known that the system of pedagogical education should provide training a graduate with a high level of competency. This emphasizes the importance of forming the pedagogical competence of future chemistry teachers in the conditions of digital learning at the university. Based on the above, the aim of the study is: to identify the specific features of formation of general professional competencies (GPC) of future teachers of chemistry in the conditions of digitalization of education. The following methods were identified as the leading research methods: analysis of regulatory legal documents, curricula and work programs; empirical methods, such as questioning, testing, which allowed to identify the level of formation of general professional competencies of future teachers of chemistry in the conditions of digitalization of education. The article reveals the features of formation of general professional competencies of future teachers of chemistry in the conditions of digitalization of education, which include the following: activity, cognitive and personal orientation. The results of the study show that the digitalization of the educational process and the use of information technology in education is a new branch in the development of the educational space of the university. The results of the study can be used in the development of curricula, working programs of practices implemented in higher education with the use of digital learning.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЛИЯНИЕ И СПЕЦИФИКА В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ»

УДК 428

Цифровизация образования: влияние и специфика в формировании общепрофессиональных компетенций будущих учителей химии

Digitalization of Education: Influence and Specifics in the Formation of General Professional Competencies of future chemistry teachers

Миннахметова В.А., Казанский (Приволжский) федеральный университет, vika. vikto96@mail. ru

Minnakhmetova V., Kazan (Volga Region) Federal University, [email protected] DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.008

Ключевые слова: компетентностный подход, общепрофессиональные компетенции, будущие учителя химии, цифровизация образования, педагогическое образование.

Keywords: competency-based approach, general professional competencies, future chemistry teachers, digitalization of education, teacher education.

Аннотация. Актуальность статьи заключается в том, что одним из основных вопросов современного образования остается вопрос формирования профессиональных компетенций учителя в условиях новой цифровой образовательной среды. Цифровизация и формирование цифровой образовательной среды, является достижением стратегической цели государственной политики в области образования и педагогического в том числе. В то же время известно, что система педагогического образования должна обеспечить подготовку выпускника, обладающего высоким уровнем сформированности компетентности. Это подчеркивает значимость формирования педагогической компетентности будущих учителей химии в условиях цифрового обучения в университете. Исходя из вышеуказанного, целью исследования является: выявление специфических особенностей формирования общепрофессиональных (ОПК-8) компетенций будущих учителей химии в условиях цифровизации образования. В качестве ведущих методов исследования были определены следующие: анализ нормативно-правовых документов, учебных планов и рабочих программ; эмпирические методы, такие как анкетирование, тестирование, позволившие выявить уровень формирования общепрофессиональных компетенций будущих учителей химии в условиях цифровизации образования. В статье раскрыты особенности формирования общепрофессиональных компетенций будущих учителей химии в условиях цифровизации образования, включающие в себя следующие: деятельностную, когнитивную и личную ориентацию. Полученные в процессе исследования результаты показывают, что цифровизация образовательного процесса и использование информационных технологий в обучении новая ветвь в развитии образовательного пространства университета. Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных планов, рабочих программ практик, реализуемых в рамках высшего образования с применением цифрового обучения.

Abstract. The relevance of the article lies in the fact that one of the main issues of modern education remains the issue of formation of teachers' professional competencies in the new digital learning environment. Digitalization and the formation of a digital educational environment, is the achievement of the strategic goal of state policy in the field of education and pedagogical education, including. At the same time, it is known that the system ofpedagogical education should provide training a graduate with a high level of competency. This emphasizes the importance of forming the pedagogical competence offuture chemistry teachers in the conditions of digital learning at the university. Based on the above, the aim of the study is: to identify the specific features offormation of general professional competencies (GPC) offuture teachers of chemistry in the conditions of digitalization of education. The following methods were identified as the leading research methods: analysis of regulatory legal documents, curricula and work programs; empirical methods, such as questioning, testing, which allowed to identify the level of formation of general professional competencies of future teachers of chemistry in the conditions of digitalization of education. The article reveals the features of formation of general professional competencies of future teachers of chemistry in the conditions of digitalization of education, which include the following: activity, cognitive and personal orientation. The results of the study show that the digitalization of the educational process and the use of information technology in education is a new branch in the development of the educational space of the university. The results of the study can be used in the

61

development of curricula, working programs of practices implemented in higher education with the use of digital learning.

Введение. Цифровизация образовательного процесса прогрессирующая тенденция современного образования, осуществляющая в рамках мирового тренда в построении цифровой экономики, затрагивающая все области деятельности человека, в том числе и системы высшего профессионального образования. В связи с этим, резко возросла потребность во внедрении современных цифровых

образовательных практик в систему высшего профессионального образования для предоставления качественного, массового, персонализированного и инклюзивного образования, направленное на развитие конкурентноспособной личности, обладающая прочно сформированными знаниями, умениями и навыками, компетенциями. Согласно глобальной цифровизации и «технологическому

детериминизму», инновационные

технологические приемы в системе высшего профессионального образования поспособствуют решению ряду таких проблем как: повышение успеваемости студентов, осуществление дифференциации, персонализации и

индивидуализации их обучения, эффективнее организовывать сотрудничество между студентом и преподавателем, а также оптимизировать затраты на образование, через применение эффективных и активных методов и форм обучения. При этом стоит учесть, что глобальная цифровизация и трансформация системы высшего профессионального образования не стремиться искоренить традиционный формат обучения, а лишь направлена на реновацию структуру элементов компетентностного подхода, преподнося в образовательный процесс активные цифровые методы и формы обучения, которые способствуют формированию у обучающихся прочного базиса компетенций, отвечающие современным запросам общества.

В отечественной педагогической науке принципы компетентностного подхода развиты в работах И.А. Зимней [10], А.В. Хуторского [13], Н.О. Верещагиной [7], которые рассматривают компетентностный подход как методологический комплекс, направленный на формирование компетенций. Проблему структурной

специфичности компетенций рассматриваются В.И. Байденко с позиции трех признаков компетенций, и в той мере, что можно говорить о различных типах компетенций: деятельностную, когнитивную и личную ориентацию. В зарубежной литературе стоит выделить работы

О.В. Майера [14], С.Л. Тюдора [15]. Тенденции и использование цифровых элементов в системе преподавания высшего образования

представлены в роботах Н.И. Анурова [1], М.Е. Вайндорф-Сысоева [6], Е.П. Багаевой [2], которые попытались теоретически осмыслить процесс цифровизации и его влияние на повышение качества образования студентов. Сущность термина «профессиональная компетенция учителя химии» раскрывается в работах В.Ю. Гавронской [8], М.С. Пак [12], А.Р. Камалеевой [11], раскрывающие специфику формирования компетенций будущих учителей химии в контексте когнитивной парадигмы современного образования. Теоретически обосновали важность внедрения современных цифровых

образовательных практик в процесс подготовки будущих учителей химии С.И. Гильманшина [9], С.В. Барабанова [4], Д.А. Брацун [5]. Вместе с тем, видим, что в литературе отображен определенных опыт научных данных по проблеме формирования компетенций в условиях цифровизации образовательного процесса. Однако, несмотря на имеющийся потенциал, анализ научно-методической литературы в сферы высшего образования, показал, что вопросам формирования общепрофессиональных

компетенций (ОПК-8) в условиях цифрового обучения в процессе подготовки будущих учителей химии посвящено недостаточное количество работ. Компетентность будущего специалиста по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование. Химия» во многом определяется теми компетенциями, которые сформированы у выпускника высшего учебного заведения за время освоения им образовательной программы. Согласно компетентностной модели выпускника, будущий учитель химии, должен обладать универсальными,

общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. Анализ функциональных обязанностей будущих учителей химии, а также «модели выпускника» подводит к мысли о том, что среди комплекса профессиональных компетенций группа общеобразовательных компетенций отражает специфику направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование. Химия», так как

общеобразовательные компетенции

универсальные по своему характеру. В свою очередь, формирование общепрофессиональных компетенций происходит благодаря овладению студентами группой методов профессиональной

деятельности, применение которых помогает им решить ряд профессиональных задач. Исходя из структурной специфичности компетенций, рассматриваемая В.И. Байденко,

общепрофессиональные компетенции будущих учителей химии складываются из трех компонентов: когнитивного; деятельностного, определяющие применение студентами своих знаний, умений и навыков, в решении конкретных задач; личностный, определяющий мотив и мотивацию студента [3]. Формирование общеобразовательных компетенций в системе трех специфических компонентов, определяет уровень сформированности других компетенций, которые обеспечивают становления студента на рынке труда.

Целью данной статьи явилось выявление специфических особенностей формирования общеобразовательных (ОПК-8) компетенций будущих учителей химии в условиях цифровизации образования. В качестве основных задач были обозначены следующие: выявление роли цифровизации образовательного процесса на особенности формирования

общепрофессиональных компетенций будущих учителей химии, определении критериев замера сформированности компетенций. Особая значимость статьи заключается в определении уровня сформированности

общепрофессиональных (ОПК-8) компетенций студентов направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование. Химия», составления и внедрение в практику предметных заданий позволившие выявить уровень формирования общеобразовательных

компетенций будущих учителей химии в условиях цифровизации образования, а также опросника, позволяющий определить уровень мотивации к изучению дисциплин с применением цифровых технологий в процессе обучения.

Значимость результатов исследования обусловливается его вкладом в теорию и практику цифрового обучения в системе высшего образования, открывающие доступ студентам и преподавателям к нетрадиционным источникам информации, средствам и формам обучения, оказывающие влияющих на повышение уровня мотивации к изучению дисциплин и способствующие формированию

общепрофессиональных компетенций, с учетом повышения уровня самоорганизации. Практическая ценность результатов исследования определяется возможностью их использования в образовательных учреждениях высшего профессионального образования

преподавателями при разработке учебных планов,

рабочих программ практик, реализуемых в рамках обучения в высшей школе с применением практик цифрового обучения.

Материалы и методы исследования. Экспериментальной базой исследования является кафедра химического образования Химического института им. А.М. Бутлерова. Выбор экспериментальной базы исследования обосноваться тем, что четвертый курс является завершающим в формировании

общепрофессиональных компетенций - 8 -«способность осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний» (далее ОПК-8). Респондентами исследования стали студенты четвертого курса кафедры химического образования, будущие учителя химии, в количестве 28 человек. Экспериментальная работа была организована в рамках дисциплины «Дидактика химии», поскольку данная дисциплина завершает формирование ОПК-8 студентов четвертого курса и представляет собой совокупность взаимосвязи таких дисциплин, как: химия, теория и методика обучения химии, педагогика и психология. Для исследования были выбраны следующие методы: теоретические, включающие в себя анализ нормативно-правовых документов, учебных планов и рабочих программ; эмпирические методы, такие как анкетирование, предметное тестирование, позволившие выявить уровень мотивации к изучению дисциплины «Дидактика химии» и уровень сформированности общепрофессиональных компетенций будущих учителей химии в условиях цифровизации образования.

На констатирующем этапе эксперимента был проведен онлайн-опрос, с использованием платформы Google Forms, состоящий из двенадцати вопросов закрытого типа и двух вопросов открытого типа, включающие в себя вопросы о выборе цифровых форм работ и подачи информации преподавателями, о готовности студентов к созданию самостоятельных цифровых продуктов, позволяющие им осуществлять будущую профессиональную деятельность в условиях цифровизации образования. Для реализации поставленной цели были сформирована следующая группа исследовательские вопросы:

1) «Общая готовность и вовлеченность студентов в образовательный процесс с применением цифровых технологий», отражающие готовность студентов к обучению с применением цифровых форм и средств обучения (4 вопроса).

2) «Готовность к применению цифровых технологий в своей профессиональной деятельности», отражающие их готовность применять, разрабатывать и внедрять цифровые средства и методы при обучении химии (4 вопроса).

3) «Использование цифровых технологий преподавателями», описывающие общий уровень готовности преподавателей применять цифровые методы и средства при обучении студентов (4 вопроса).

4) «Отношение к цифровизации и применение цифровых средств в обучении», вопросы открытого характера, описывающие отношение студентов к цифровизации образовательной процесс и их осведомленность в современных средствах и методах обучения (2 вопроса).

Все вопросы были условно разделены на два блока отражающие исследовательски вопросы. Первый блок вопросов направлен на определение уровня готовности студентов изучать дисциплины с применением цифровых технологий и участвовать в разработке самостоятельных цифровых продуктов. Второй блок вопросов отражает сущность цифровизации образовательного процесса и его влияние на формирование компетенций студента.

Формирующий этап эксперимента предполагал введение цифровых элементов в обучение в рамках дисциплины «Дидактика химии». На данном этапе студенты были включены в создание самостоятельных цифровых продуктов «цифрового контента»,

демонстрирующих на видео химические опыты. Студентами были отобраны, поставлены и сняты на видео химически опыты из курса 8 - 11-х классов, отражающие важнейшие темы школьной программы. Создание цифрового контента является актуальным, так как на сегодняшний день современный учитель химии сталкивается с проблемой отбора качественного химического контента, а именно включающий в себя виде-опыт. Химия - это экспериментальная наука, где химический эксперимент выступает как методом, так и средством при обучении. Однако, реальность такова, что на практике при планировании экспериментальной деятельности в рамках школьной лаборатории учитель химии сталкивается с проблемами: отсутствие химических реактивов, или их непригодностью в силу времени из-за их порчи. Многие органические и неорганические вещества в определенной степени ядовиты, а некоторые взрывоопасны и огнеопасны, что требует к себе высокой степени соблюдения правил техники

безопасности, а постановка химического эксперимента в школьной лаборатории, с некоторыми из них, просто не допустима. В этой связи химический видео-контент решает ряд проблем. Также, на формирующим этапе эксперимента, с целью определения проблем, с которыми столкнулись студенты в ходе создания видео-контента, был проведен опрос, включающий в себя пять вопросов, три закрытого и два открытого типа.

Контрольный этап эксперимента был направлен на оценку эффективности введения элементов цифрового обучения и замера уровня мотивации студентов. Предметное тестирование студентов позволило произвести замер уровня сформированности общепрофессиональных (ОПК-8) компетенций студентов в условиях цифровизации образовательного процесса, что актуально в связи с внедрением компетентностного подхода в практику высшей школы и разработки в рамках каждой отдельной дисциплины методов формирования и определения степени сформированности компетенций.

Результаты исследования и их обсуждение. На контрольном этапе эксперимента данные исследования уровня готовности и вовлеченности студентов в образовательный процесс с применением цифровых технологий показали, что большинство студентов (95%) готовы к обучению с применением цифровых технологий. Однако есть доля студентов, которая не готова (1%) или испытывает трудности (4%) с включением в образовательный процесс с применением цифровых технологий, из-за временного отсутствия материально-технических средств для работы, не готовность также связана с нестабильной связью сети Интернет, и трудностями вызванные низкой цифровой грамотностью. При этом уровень вовлеченности в образовательный процесс с применением цифровых технологий остается на высоком уровне (98%). Как отмечают студенты большинство информации лекционных и практических занятий стала доступной благодаря ее оцифровке, что позволяет студенту осуществлять непрерывный образовательный процесс, формировать знания, умения и навыки. Согласно данным опроса студенты четвертого курса кафедры химического образования, отмечают высокий (90%) уровень готовности к применению цифровых технологии в своей будущей профессиональной деятельности. Однако доля студентов оценивает свою готовность как среднюю, а 1% студентов не готова применять цифровые технологии в

профессиональной деятельности, что снова свидетельствует о низком уровне сформированное™ цифровых компетенций студентов. По мнению студентов, преподаватели КФУ активно внедряют в свою образовательную практику современных цифровые технологии. Увеличилась доля использования цифровых и электронных образовательных ресурсов и использование их в обучении и оценки успеваемости студентов. Преподаватели активно используют презентации, видео-фрагменты, собственные цифровые продукты, а также средства быстрого контроля знаний студентов Kahoot, платформу дистанционного обучения Microsoft Teams. Студенты высказывают положительное отношение (94%) к цифровизации и использованию цифровых средств в обучении. К основным цифровым технологиям в обучении химии студенты относят: использование цифровых и виртуальных лабораторий (VR Chemistry Lab), работа с цифровым видеоконтентом, применение виртуальных конструкторов для построения молекул органических соединений, использование онлайн опросников для контроля знаний учащихся Google Forms, Quizizz, Quizlet, Online Test Pad, а также сервис Canva для создания оригинальных презентаций, схем и таблиц. Однако некоторые студенты (40%) отметили, что не готовы создавать самостоятельные цифровые продукты: онлайн-тесты, видео-контент. При этом, студенты отмечают то, что на сегодняшний день презентация PowerPoint утратила свой статус «цифровая технология», и перешла в разряд традиционных средств обучению химии.

В ходе формирующего этапа эксперимента, на этапе разработки собственных цифровых образовательных продуктов студенты четвертого курса столкнулись с рядом проблем. Одной из проблем стало отбор химического опыта, с учетом его постановки: камера не передавала всех

явных признаков химической реакции таких как цвет, выделение газа. Не каждый химический опыт поддается постановки с учетом идентичности цифровой визуализации. При создании цифрового видео-контента студенты четвертого курса также столкнулись с проблемой отсутствия или низким уровнем знаний, умений и навыков в создании цифрового продукта. Трудности были вызнаны подбором материально-технических средств, программ и приложений для монтажа видеодорожки. Однако, несмотря на это, студентами было создано 28 видео роликов химических опытов из курса 8 - 11-х классов, отражающие важнейшие свойства

неорганических и органических веществ, а также материал аналитической и физической химии. Студенты отметили, что проделанная работа по созданию цифрового продукта, через постановку химического эксперимента, помогла им обобщить некоторые разделы химических знаний, объединила студентов в группы, деятельность которых была направлена на решение поставленной проблемы по созданию видеоконтента, был налажен высокий уровень коммуникации внутри группы. В контексте специфики химических знаний, химический эксперимент является специфическим методом и средством обучения, который образует дидактически значимое звеном проектируемом и реализуемом в процессе формирования у студентов современной научной картины мира.

Результаты предметного тестирования, констатирующего этапа, включающие в себя вопросы химии, теории и методики ее обучения, направленные на определение уровня сформированности общепрофессиональных компетенций студентов, показали, что студенты обладают высоким уровнем знаний, умений и навыков с учетом специфики на деятельностном, когнитивном и личностном уровне, см. таблицу 1.

Таблица 1. - Уровень сформированности общепрофессиональных компетенций (ОПК-8) у студентов четвертого курса

——уровень компонент ——^^ Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Деятельностный 64% 34% 2%

Когнитивный 53% 42% 5%

Личностный 76% 23% 1%

На деятельностном уровне 64% студентов обладают высоким уровнем сформированности ОПК-8. Студенты владеют основными методами анализа педагогической ситуации,

профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний в соответствии

областью химических знаний. Студенты знают, как использовать специальные научные знания и дидактически интерпретирует научные основы химии в соответствии с требованиями образовательной программы. 34% студента испытывают сложности в точности с методами

анализа педагогической ситуации. На когнитивном уровне только 53% студента, согласно предметному тестированию, показали высокий уровень сформированности ОПК-8: студенты владеют системой специальных научных знаний в предметной области химии на высоком уровне; умеют дидактически интерпретировать разделы химии; знают, воспринимают, анализируют, критически оценивают научные основы предмета. Однако 42% выпускников имеют твердый средний уровень сформированности ОПК-8, они готовы применять полученные знания в предметной области, но имеют некоторые трудности, связанные с профессиональными компетенциями, и выражают некоторую неуверенность в уровне сформированности предметных знаний. На личностном уровне специфики формирования общепрофессиональных компетенций, будущие учителя химии оценивают свой уровень знаний, умений и навыков на высоком уровне (70%). У студентов высокий уровень мотивации и они способность осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний в условиях цифровизации образовательного процесса.

С точки зрения современной педагогической мысли на формирование компетенций, в контексте компетентностного подхода, существенное влияние оказывает цифровизация образовательного процесса в ходе трансформация современного образования. Обобщение к подходам формирования общепрофессиональных компетенций иллюстрирует ее специфику, которая раскрывается в деятельностной, когнитивной и личной ориентации. Представленные выводы по результатам исследования свидетельствуют о высоком уровне сформированности общепрофессиональных компетенций студентов, где цифровизация выступает эффективным средством в их формировании и мотивируют студентов четвертого курса кафедры химического образования по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование. Химия», к созданию собственных цифровых продуктов, которые они смогут применять в своей будущей профессиональной деятельности. Однако в результаты исследования носят относительно субъективный характер, так как нет точно достоверных фактов того, что именно цифровизация и ее элементы в обучении оказывают положительное влияние на формирование общепрофессиональных

компетенций, но то, что происходит формирование цифровых компетенций - это

доказано. Анализ научно-методической литературы, показал, что вопросам формирования общепрофессиональных компетенций (ОПК-8) в условиях цифровизации образовательного процесса при подготовке будущих учителей химии посвящено недостаточное количество работ, поэтому результаты исследования не могут быть согласованы в сравнение с данными других исследований. Перспектива исследования заключается в разработке индикаторов, которые будут свидетельствовать об уровне сформированности общеобразовательных

компетенций будущих учителей химии в условиях цифровизации образовательного процесса.

Заключение. Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов, отражающих влияние цифровизации на формирование общепрофессиональных компетенций студентов четвертого курса по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование. Химия» и специфики их формирования. Цифровизация оказывает положительное влияние на мотивационную составляющую студентов (личностный ориентир), что несомненно повышает их интерес к обучению и никаким образом не препятствует формированию общепрофессиональных компетенций.

В ходе решения поставленной проблемы было установлено, что компетентностный подход лежит в основе формирования компетенций. Структура специфики общепрофессиональных компетенций складывается из деятельностного, когнитивного и личностного компонента. На уровне специфики деятельностного ориентира цифровизация помогает в усвоении знаний, умений и навыков, которые необходимы студенты в своей профессиональной деятельности, решать профессиональные задачи, чтобы быть востребованным на рынке труда. Деятельностный ориентир включает в себя умение отбирать, внедрять и использовать современные информационные технологии в обучении и воспитании при изучении предмета «Химия». Специфика когнитивного ориентира заключается в совокупности предметных знаний области химии. Согласно результатам данных студенты неограниченны в формировании общепрофессиональных компетенций,

формирование компетенций осуществляется в динамике существования и использования традиционных и информационных средств обучения преподавателями, где информационные технологии в обучении - это новая ветвь в развитии образовательного пространства университета.

Ограничения. Наше исследование не было свободным от ограничений. Мы признаем то, что в ходе исследования была определена маленькая экспериментальная выборка студентов. Однако это аргументируется тем, что кафедра химического образования ежегодно выпускает не более 25-30 студентов. Поэтому в дальнейших наших исследованиях мы планируем разработать

индикаторы, которые помогут более точно определить уровень сформированности общепрофессиональных компетенций у будущих выпускников по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование. Химия», и сравнить результаты исследования с данными выпускников 2022 года.

Литература:

1. Анурова Н.И. Цифровые технологии в образовании / Н.И. Анурова // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей; под общей редакцией Р.В. Ершовой; Государственный социально-гуманитарный университет. - Коломна: ГСГУ, 2018. - С. 29-32.

2. Багаева Е.П. Повышение качества образования студентов при применении цифровых технологий в условиях коронавирусной инфекции: сборник научных трудов / Е.П. Багаева // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов / VI Виртуальный Международный форум по педагогическому образованию. - Ч. 1. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2020. - С. 34-39.

3. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников ВУЗОВ как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.

4. Барабанова С.В. Цифровизация инженерного образования в глобальном контексте / С.В. Барабанова, А.А. Кайбияйнен, Н.В. Крайсман // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28. - № 1. - С. 94-103. Б01: https://doi.Org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-94-10.

5. Брацун Д.А. Применение информационно-коммуникационных технологий в дистанционных лабораторных работах [Электронный ресурс] / Д.А. Брацун, А.В. Зюзгин, Л.И. Колесниченко, Н.А. Курдина, Г.Ф. Путин // Концепт. - 2012. - № 9. - Режим доступа: http://www.covenok.ru/ копсер^2012/12123 .кт

6. Вайндорф-Сысоева М.Е. Цифровое образование как системообразующая категория: подходы к определению / М.Е. Вайндорф-Сысоева, М.Л. Субочева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Педагогика. - 2018. - № 3. - С. 25-37.

7. Верещагина Н.О. Формирование профессиональной компетентности специалистов в области естественнонаучного образования в Герценовском университете/ Н.О. Верещагина, Т.В. Вилейто // География и экология в школе XXI века. -2007. - № 4. - С. 73.

8. Гавронская В.Ю. Подготовка студентов педагогического вуза к профильной внеурочной деятельности по химии / Ю.Ю. Гавронская, А.В. Новикова, О.В. Витязева // Вестник Поморского университета. Серия: Физиологические и психолого-педагогические науки. - 2006. - № 3. - С. 145-149.

9. Гильманшина С.И. Подготовка учителей в интересах устойчивого развития общества: сборник научных трудов / С.И. Гильманшина, Р.Н. Сагитова, И.Р. Гильманшин, В.А. Миннахметова // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов / VI Виртуальный Международный форум по педагогическому образованию. - Ч. II. - Казань: Издательство Казанского университета, 2020. - 302 с. - С. 142-147.

10. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2004. - С. 155.

11. Камалеева А.Р. Пути реализации компетентностного подхода в образовании на примере обучения предметам естественнонаучного цикла / А.Р. Камалеева; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет». - Казань: ТГГПУ, 2009. - 108 с.

12. Пак М.С. Новое понимание качества общего химического образования: сущность и аспекты / М.С. Пак, И.А. Орлова // Известия Российского гос. пед. унта им. А.И. Герцена. - 2011. -№ 138. - С. 148-153.

13. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования / А.В. Хуторский // Высшее образование в России. - 2017. - № 12 (218). - С. 85-91.

14. Mayer B.O. Knowledge, skills, and competencies: An epistemological analysis / B.O. Mayer // Science for Education Today. - 2019. - 9(2). - Р. 67-79

15. Tudor S.L. The Open Resurces and Their Influences on the Formation of Specific Competencies for the Teaching Profession / S.L. Tudor // Proceedings of the 10th International Conference on Electronics, Computers and Artificial Intelligence, ECAI 2018.

References:

1. Anurova N.I. Digital technologies in education / N.I. Anurova // Digital society as a cultural and historical context of human development: collection of scientific

articles; under the general editorship of R.V. Ershova; State Social and Humanitarian University. - Kolomna: GSGU, 2018. - S. 29-32.

2. Bagaeva E.P. Enhancing the quality of student education in the application of digital technologies in the context of coronavirus infection: a collection of scientific papers / E.P. Bagaeva // Prospects and priorities of teacher education in the era of transformations, choices and challenges / VI Virtual International Forum on Teacher Education. - Part 1. - Kazan: Kazan Publishing House. unta, 2020. - S. 34-39.

3. Baidenko V.I. Identification of the composition of the competencies of university graduates as a necessary stage in the design of a new generation of SES VPO: a methodological guide / V.I. Baidenko. - M.: Research Center for Quality Problems in Training Specialists, 2006. -72 p.

4. Barabanova S.V. Digitalization of engineering education in the global context / S.V. Barabanova, A.A. Kaibiyainen, N.V. Kraisman // Higher education in Russia.

- 2019. - T. 28. - № 1. - S. 94-103. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-94-10.

5. Bratsun D.A. Application of information and communication technologies in remote laboratory work [Electronic resource] / D.A. Bratsun, A.V. Zyuzgin, JI.I. Kolesnichenko, N.A. Kurdin, G.F. Putin // Concept. - 2012.

- № 9. - Access mode: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12123 .htm

6. Weindorf-Sysoeva M.E. Digital education as a backbone category: approaches to the definition / M.E. Weindorf-Sysoeva, M.L. Subocheva // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series Pedagogy. -2018. - № 3. - S. 25-37.

7. Vereshchagina N.O. Formation of professional competence of specialists in the field of natural science education at Herzen University / N.O. Vereshchagina, T.V. Vileyto // Geography and ecology in the school of the XXI century. - 2007. - № 4. - S. 73.

8. Gavronskaya V.Yu. Preparation of students of a pedagogical university for specialized extracurricular activities in chemistry / Yu.Yu. Gavronskaya, A.V.

Novikova, O.V. Vityazev // Bulletin of the Pomor University. Series: Physiological and psychological-pedagogical sciences. - 2006. - № 3. - S. 145-149.

9. Gilmanshina S.I. Training of teachers in the interests of sustainable development of society: a collection of scientific papers / S.I. Gilmanshina, R.N. Sagitova, I.R. Gilmanshin, V.A. Minnakhmetova // Prospects and priorities of teacher education in the era of transformations, choices and challenges / VI Virtual International Forum on Teacher Education. - Part II. - Kazan: Kazan University Press, 2020. - 302 p. - S. 142-147.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Zimnyaya I.A. Key competencies as a result-target basis of a competency-based approach in education / I.A. Zimnyaya. - M.: Research Center for Quality Problems in Training Specialists. - 2004. - S. 155.

11. Kamaleeva A.R. Ways to implement the competency-based approach in education on the example of teaching subjects of the natural science cycle / A.R. Kamaleeva; Ministry of Education and Science of the Russian Federation, GOU VPO "Tatar State Humanitarian and Pedagogical University". - Kazan: TSHPU,, 2009. -108 p.

12. Pak M.S. New understanding of the quality of general chemical education: essence and aspects / M.S. Pak, I.A. Orlov // News of the Russian state. ped. un-ta im. A.I. Herzen. - 2011. - № 138. - S. 148-153.

13. Khutorskoy A.V. Methodological grounds for the application of the competence-based approach to the design of education / A.V. Khutorsky // Higher education in Russia. - 2017. - № 12 (218). - S. 85-91.

14 Mayer B.O. Knowledge, skills, and competencies: An epistemological analysis / B.O. Mayer // Science for Education Today. - 2019. - 9(2). - R. 67-79.

15 Tudor S.L. The Open Resources and Their Influences on the Formation of Specific Competencies for the Teaching Profession / S.L. Tudor // Proceedings of the 10th International Conference on Electronics, Computers and Artificial Intelligence, ECAI 2018.

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования)

Сведения об авторе:

Миннахметова Виктория Андреевна (г. Казань, Россия), Казанский (Приволжский) федеральный университет, аспирант Института психологии и образования, ассистент кафедры химического образования Химического института им. А.М. Бутлерова, ФГАОУ «Казанский (Приволжский) федеральный университет», e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.