Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ШКОЛЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЕДИНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА «НАВИГАЦИЯ В ЖИЗНЬ»'

МОДЕЛЬ ШКОЛЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЕДИНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА «НАВИГАЦИЯ В ЖИЗНЬ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Цифровая образовательная среда / цифровая среда / проект / проектная деятельность / дорожная карта / цифровая образовательная платформа / субъекты образовательного процесса / единая электронная система. / Digital educational environment / digital environment / project / project activity / roadmap / digital educational platform / subjects of the educational process / unified electronic system.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голодова А. П., Пахарь В. В., Соловьева Н. А.

Статья посвящена разработке единой электронной системы «Навигация в жизнь» для построения персонализированной траектории движения обучающегося. Авторы статьи обозначили основную идею создания проекта, преимущества и возможности от его использования участниками образовательного процесса. В ходе работы были выявлены риски (барьеры), подготовлена дорожная карта (вехи), обозначены основные показатели для оценки эффективности проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голодова А. П., Пахарь В. В., Соловьева Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF THE SCHOOL OF PERSONAL EDUCATION. UNIFIED ELECTRONIC SYSTEM "NAVIGATION TO LIFE"

The article is devoted to the development of a unified electronic system for building a personalized trajectory of the student's movement "Navigation into life". The authors of the article outlined the main idea of creating the project, the advantages and opportunities from its use by participants of the educational process. During the work, risks (barriers) were identified, a roadmap (milestones) was prepared, and the main indicators for evaluating the effectiveness of the project were identified.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ШКОЛЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЕДИНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА «НАВИГАЦИЯ В ЖИЗНЬ»»

УДК 373.51

МОДЕЛЬ ШКОЛЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЕДИНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА «НАВИГАЦИЯ В ЖИЗНЬ»

© 2022 А. П. Голодова1, В. В. Пахарь2, Н. А. Соловьева3

1 методист психолого-педагогической лаборатории института педагогики психологии и физкультурно-спортивного образования e-mail: anastasiia. golodova @ mail. ru

Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова

2заместитель директора по научно-исследовательской деятельности

e-mail: pahar.viktor@mail.ru

МОБУ «Сузановская СОШ» (с. Сузаново Новосергиевский р-н Оренбургская область)

3 доцент кафедры государственного и муниципального управления Калужского филиала РАНХиГС, зав. кафедрой гуманитарных и естественно-научных дисциплин Иститута управления, бизнеса и технологий, кандидат психологических наук

e-mail: n2038@yandex.ru

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Калужский филиал, Институт управления, бизнеса и технологий (г. Калуга)

Статья посвящена разработке единой электронной системы «Навигация в жизнь» для построения персонализированной траектории движения обучающегося. Авторы статьи обозначили основную идею создания проекта, преимущества и возможности от его использования участниками образовательного процесса. В ходе работы были выявлены риски (барьеры), подготовлена дорожная карта (вехи), обозначены основные показатели для оценки эффективности проекта.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, цифровая среда, проект, проектная деятельность, дорожная карта, цифровая образовательная платформа, субъекты образовательного процесса, единая электронная система.

THE MODEL OF THE SCHOOL OF PERSONAL EDUCATION. UNIFIED ELECTRONIC SYSTEM "NAVIGATION TO LIFE"

© 2022 A. P. Golodova1, V. V. Pakhar2, N. A. Solovieva3

1 Methodologist of the Psychological and Pedagogical Laboratory, the Institute of Pedagogy of Psychology and Physical Education and Sports Education e-mail: anastasiia. golodova @ mail. ru

Kabardino-Balkar State University named after H.M. Berbekov

2Deputy Director for Research Activities e-mail: pahar. viktor@ mail. ru Sozanovsky School (the village of Suzanovo Novosergievsky district, Orenburg region)

3 Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration of the Kaluga Branch of the RANEPA, Head of the Department of Humanities and Natural Sciences of the Institute of Management, Business and Technology, Candidate of Psychological Sciences e-mail: n2038@yandex.ru

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Kaluga Branch, Institute of Management, Business and Technology

The article is devoted to the development of a unified electronic system for building a personalized trajectory of the student's movement "Navigation into life". The authors of the article outlined the main idea of creating the project, the advantages and opportunities from its use by participants of the educational process. During the work, risks (barriers) were identified, a roadmap (milestones) was prepared, and the main indicators for evaluating the effectiveness of the project were identified.

Keywords: digital educational environment, digital environment, project, project activity, roadmap, digital educational platform, subjects of the educational process, unified electronic system.

В настоящее время принцип персонализации предполагает, что учащиеся сами организуют, реализуют и изменяют учебный процесс. Ребенок сам выбирает, в каком направлении развиваться, и не важно, будет ли он придерживаться утвержденной школьной программы [2].

Для развития персонального образования у обучающихся нами был создан проект электронной системы «Навигация в жизнь». Проект направлен на решение следующих проблем:

а) отсутствие мотивации у обучающихся.

б) отсутствие дифференцированного подхода к обучающимся с разным уровнем способностей;

в) загруженность и рутинная работа классных руководителей;

г) неудовлетворенность родителей качеством образовательных услуг.

Данный проект обоснован:

- вызовами санитарно-эпидемиологической ситуации в стране;

- реализацией нацпроекта «Образование», подпроектами «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребенка», «Новые возможности для каждого» (протокол президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16);

- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025

года;

- запросами цифровой экономики (Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р);

- наличием контингента обучающихся с разными способностями и возможностями.

Рис. 1. Модель проекта единой электронной системы «Навигация в жизнь»

В результате анализа проблемы и возможностей мы предлагаем создание единой электронной системы для обучающихся с разными способностями, которая, в отличие от имеющихся - школьного журнала (в разных формах), бумажного портфолио, рейтинга одаренных детей и т.п., - обеспечит возможность дифференцированного подхода к построению персонализированной траектории движения (рис. 1).

Теоретическая основа исследования:

• концепции персонализации и персонализированного обучения (А.Г. Солонина, Ю.В. Громыко, В.Г. Гульчевская, В.А. Петровский и др.);

• теории индивидуализации обучения (Г.М. Каджаспирова, И.Э. Унт и др.);

• теории обучения в информационном обществе (Е.О. Иванова, О. А. Ильченко, Н.В. Мартишина, Е.С. Полат и др.) [1; 4].

В основе проекта лежит персонализированный подход в образовании - способ проектирования и реализации образовательного процесса, в котором учащийся выступает субъектом учебной деятельности.

Персонализированный подход базируется на положении, что ребёнок учится и развивается лучше, если он мотивирован, активен и если учитываются его индивидуальные особенности [2].

Электронная система «Навигация в жизнь» направлена на решение следующих

задач:

• создание проектного офиса (рабочая группа, НПА, дорожные карты);

• поиск и отбор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР и площадок) для реализации проекта;

• взаимодействие с техническими специалистами / тиражирование положительного опыта (где уже есть), техническое сопровождение;

• подготовка/ переподготовка кадров;

• разработка и внедрение курсов по цифровым навыкам для учащихся;

• организация творческих групп «педагог-учащийся», детско-взрослых сообществ;

• использование здоровьесберегающих технологий, направленных на улучшение здоровья учащегося;

• формирование бюджета (смета, источники финансирования, приобретение МТБ) [5].

Таким образом, платформа предоставит обучающимся возможность планировать собственную образовательную траекторию, ставить или выбирать значимые для себя учебные цели, управлять временем и темпом обучения, выбирать те или иные задания, способы их решения и проверки, работать индивидуально и в группе, мотивировать себя и других.

Для разработки данного проектного решения, мы выделили следующие потребительские сегменты и определили требования к возможному решению со стороны различных групп потребителей образовательных услуг (табл. 1).

Таблица 1

Ожидаемые результаты для участников проекта

Субъект Требования

Обучающиеся Персонализированная траектория движения

Родители Удовлетворенность качеством образовательных услуг в цифровом формате и их доступность

Педагоги Педагог-наставник, тьютор. Оптимизация рабочего времени

Образовательная организация Позиция в рейтинге муниципальной системы образования (повышение имиджа и качества образования в образовательной организации)

Учредитель Реализация регионального проекта «Цифровая образовательная среда». Внедрение инноваций в систему образования

Региональный вуз (учреждения СПО) Реализация совместных исследовательских проектов, организация профилактической и профориентационной работы с участниками образовательного процесса

Проведенный анализ показал: предлагаемое нами решение позволяет наглядно представить развитие способностей (характеристик) ребенка во времени, мотивировать его на саморазвитие. Получив основное общее образование, обучающийся сделает осознанный выбор профессиональной деятельности, в том числе опираясь на возможности региональных вузов (учреждений СПО). Также в нашем проекте заинтересованы участники сетевого взаимодействия: спонсоры, работодатели, образовательные учреждения СПО, вузы и другие участники (рис. 2).

Нами также были рассмотрены возможные альтернативы предлагаемому нами решению: электронный школьный журнал (в разных формах), бумажное и электронное портфолио, рейтинги одаренных детей и т.п.

В отличие от множества различных альтернатив, единая электронная система «Навигация в жизнь» для построения персонализированной траектории движения обучающегося позволит:

- провести анализ собственных способностей и применить их в жизнь;

- определить способы реализации личных достижений, обучающихся;

- создать ситуацию успешности для обучающихся;

- достичь самореализации обучающихся через персонализацию.

Рис. 2. Взаимодействие участников образовательных отношений

Для донесения информации о продвижении проекта до потенциальных потребителей можно использовать школьные сайты и сайты органов управления образованием, родительские сообщества, школьные проектные офисы, семинары. Взаимодействие между интересантами будет осуществляться как онлайн (например, на электронном сервисе), так и офлайн (например, в творческих группах - «ученик -родитель - классный руководитель - педагог-психолог»).

Дальнейшее сопровождение и поддержка могут быть организованы через обработку запросов и формирование обратной связи на сайте ОО, в мобильном приложении или на встречах творческих групп. Реализация предлагаемого нами проектного решения предполагает следующие этапы (табл. 2).

Таблица 2

Основные этапы реализации проекта_

Этапы реализации проекта Мероприятия

Подготовительный Создание (проектирование) облачного электронного ресурса

Организационный Выработка общего видения с участием экспертного сообщества школы, представителей вузов, учебных учреждений СПО Создание проектного офиса (распределение ролей) Привлечение технических специалистов сторонних организаций) Внесение изменений в локальные нормативные акты Разработка кодекса взаимодействия Настройка доступа к электронному сервису Обучение работе в электронном сервисе

Реализация и внедрение Создание групп ученик-родитель-классный руководитель Заполнение форм учеником, родителем, классным руководителем Обработка и анализ форм Разработка рекомендаций для персонализированной траектории Получение обратной связи Корректировка персонализированной траектории Мониторинг (промежуточный, итоговый)

Итоговый Завершение внедрения проекта и переход в процесс использования с дальнейшим сопровождением и поддержкой Тиражирование положительного опыта реализации проекта Мониторинг реализации проекта

Нами также были рассмотрены возможные риски запуска и реализации проекта и способы их предотвращения или минимизации последствий (табл. 3).

Таблица 3

Минимизация рисков

Наименование риска Действия по предупреждению риска

Недостаток финансового обеспечения проекта Привлечение спонсоров, гранты. Работа на бумажном носителе

Слабая техническая оснащенность школы Поиск дополнительных ресурсов. Работа на бумажном носителе

Психологический барьер у всех участников проекта Мотивация через тренинги, консульцации, разъяснения

Нереализована индивидуальная траектория Кадровый дефицит Изменение, корректировка Привлечение специалистов из системы высшего образования, учреждений СПО, заключение договоров о сотрудничестве

Для оценки эффективности и успешности проекта могут быть использованы следующие показатели:

- увеличение количества посещений образовательных событий на 5-7%;

- увеличение победителей и призеров конкурсов и олимпиад на 5-7%;

- увеличение процента родителей, удовлетворенных качеством образовательной деятельности на 5-7%;

- увеличение количества поступивших согласно своей траектории - 60% и более. Каким образом проект будет выходить на заданные показатели, можно увидеть

по дорожной карте проекта (табл. 4).

Таблица 4

Дорожная карта проекта

№ Мероприятия Результата мероприятия

1 Создание облачного электронного ресурса Единый электронный ресурс создан

2 Выработка общего видения Общее видение сформировано

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Создание проектного офиса (распределение ролей, привлечение технических специалистов сторонних организаций) Проектный офис, договоры с привлеченными специалистами

4 Внесение изменений в локальные нормативные акты Измененные документы

5 Разработка кодекса взаимодействия Кодекс взаимодействия

6 Настройка доступа к электронному сервису Доступ для участников в Coffer данных ученика

7 Обучение работе в электронном сервисе Обученные участники

8 Реализация: 1. Создание групп ученик-родитель-классный руководитель 2. Заполнение форм учеником, родителем, классным руководителем 3. Обработка и анализ форм 4. Разработка рекомендаций для персонализированной траектории 5. Получение обратной связи 6. Корректировка персонализированной траектории 1. 50 групп в параллели 6 классов 2. Заполненные формы по мере необходимости 3. Точки роста ученика 4. Рекомендации для персонализированной траектории 5. Итоги выполненной работы по рекомендациям 6. Скорректированная траектория.

9 Мониторинг по итогам учебного года Точки роста на следующий учебный год

Заключение

Таким образом, наш проект позволяет разработать и внедрить единую электронную систему для построения персонализированной траектории движения обучающегося в любой образовательной организации, что позволит наглядно представить развитие способностей обучающегося, замотивировать его на саморазвитие, по окончании образовательной организации сделать осознанный выбор в жизни, в том числе в профессиональной деятельности. Апробировать проект планируется в Оренбургской и Калужской областях.

Персонализированная модель обучения предлагает ребенку возможность выбора, систему ориентиров движения внутри предмета, возможность уйти вперед, сэкономить время и ответственно им распорядиться. В этом случае ребенок учится осознавать свои сильные и слабые стороны, не сравнивая себя с одноклассниками, а обучение строится вокруг личности ребенка.

Стоит отметить, что электронная система «Навигация в жизнь» не заменит учителя: его роль наставника, тьютора и навигатора в образовательном процессе является ключевой. Учитель в образовательном процессе будет играть роль проводника: он не является источником знаний как таковых, но, в пример ребенку, он увлечен своим делом.

Учебные материалы на платформе «Навигация в жизнь» и предлагаемые ученикам задания будут изложены так, что ребенок легко поймет, что нужно сделать, где взять материалы, как это рекомендуется сделать (самостоятельно, в паре, в группе), в каком виде и как представить результат работы и как она будет оценена. Это снизит ощущение зависимости от учителя и учебной беспомощности.

Библиографический список

1. Асмолов, А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение / А. Г. Асмолов // Образовательная политика. - 2014. - № 2(64). - С. 2-6.

2. Богданова, Е. А. Развивающие задания в дополнительном образовании, составленные на основе идеи персонального стиля учения / Е. А. Богданова, Л. Я. Богданова // Обучение и воспитание: методики и практика 2016/2017 учебного года : Сборник материалов XXXIII Международной научно-практической конференции , Новосибирск, 07 апреля 2017 года / Под общей редакцией С. С. Чернова. -Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью "Центр развития научного сотрудничества", 2017. - С. 51-56.

3. Бурик, Н. А. Персональная образовательная среда как элемент цифровизации образования / Н. А. Бурик // Академическая публицистика. - 2021. - № 12-2. - С. 312315.

4. Новоселов, С. А. Формирование персональной компетенции в процессе графической подготовки специалиста в образовательном учреждении профессионального образования / С. А. Новоселов, Л. В. Туркина // Новые педагогические исследования. - 2007. - № 4. - С. 122-126.

5. Самылов, П. В. Методологические проблемы проектной деятельности студентов в образовательном процессе / П. В. Самылов // Ценности и смыслы. - 2014. -№ 6(34). - С. 106-110.

6. Сергиенко, И. В. Формирование персональной образовательной среды в контексте развития электронного образования / И. В. Сергиенко, Э. Р. Даниловский, М. А. Крымова // СМАРТ-регион: возможности электронного обучения : Материалы III Международной научно-практической конференции, Уфа, 16 мая 2016 года. - Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2017. -С. 57-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.