Минзарипов Р. Г., Шамсутдинова И.И.
ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
DOI: 10.26907/2079-5912.2023.4.41-44
Аннотация. В статье проанализированы результаты исследования, проведенного в марте-апреле 2023 года, о характере цифровых компетенций российской молодежи в субъектах Российской Федерации. В опросе приняли участие 2206 респондента в возрасте 18-35 лет. Исследование позволило выявить уровень цифровой компетентности молодого поколения. Под цифровой компетентностью понимается владение навыками использования цифровой среды: использование компьютера, мобильного телефона, интернета, цифровой техники и пр. на уверенном пользовательском уровне. В результате опроса вскрылись противоречие между объективной и субъективной оценками уровня цифровой компетентности молодежи.
Ключевые слова: цифровая компетентность, молодежь, социализация, глобальные изменения.
Благодарности. Данный опрос является частью социологического исследования Казанского федерального университета, проводимого для выполнения проекта № FZSM-2023-0022 "Цифровая социализация и цифровая компетентность молодежи в условиях глобальных системных изменений: технологии регулирования, риски, сценарии" в рамках государственного задания.
В современном мире социальные взаимодействия все больше происходят в цифровом пространстве. Молодежь осваивает цифровой мир с самого детства, становясь активными участниками виртуального мира. Однако существуют определенные риски, поскольку цифровая среда требует от пользователей высокой цифровой компетентности. Виртуальная реальность может оказывать как негативное воздействие на молодежь (интернет-зависимость, агрессивное поведение и киберпреступность), так и предоставлять огромные возможности для обучения и доступа к информации в любой точке мира.
За последние несколько десятилетий все большее совершенствование компьютерных технологий, доступность различных гаджетов привели к интеграции интернет-технологий в повседневную жизнь. Помимо многих других аспектов, касающихся влияния этого факта на повседневную коммуникативную практику субъектов различных уровней, очень важное значение имеет то, что интернет-коммуникация продолжает оставаться одним из ключевых участников этого процесса.
Современная молодежь обладает достаточно высоким уровнем компьютерной грамотности. Благодаря цифро-
вой компетентности они могут использовать новые технологии и повышать свою производительность. Таким образом, информационная компетентность - это универсальная характеристика человека, обеспечивающая способность работать над определением основного содержания системы и установлением связей с самыми разнообразными формами человеческой жизни [1].
Сегодня возрастает интерес к проблемам, связанным с изучением цифровой компетентности и цифровой социализации молодежи. Данную проблему затрагивали современные ученые, такие как Торсунова Р.А. [2], Соколова М.В., Шаповалова И.С. [3] Андреева Ю.В., Липатова А.В. [4] Валитова Н.Э. [5] и др [6,7]. Авторы исследуют готовность молодежи к воздействиям цифровизации общества, выявляют особенности и уровень информационных компетенций, а также выделяют как положительные, так и отрицательные аспекты формирования цифровых компетенций молодежи.
Источником социологической информации о цифровой компетентности молодежи стали результаты исследования Казанского федерального университета, проводимого для выполнения проекта "Цифровая социа-
лизация и цифровая компетентность молодежи в условиях глобальных системных изменений: технологии регулирования, риски, сценарии" в рамках государственного задания. В центре внимания находилась молодежь в возрасте 18-35 лет, отобранная согласно квотному заданию по полу, возрасту, федеральному округу, соотношению городской и сельской местности. Опрос проводился в марте-апреле 2023 года, выборочная совокупность составила 2206 респондента. В исследовании приняли участие Центральный (23,5%), Северо-Западный (10,4%), Южный (10,6%), Северо-Кавказский (6,2%), Приволжский (23,8%), Уральский (11,9%), Сибирский (9,6%) и Дальневосточный (3,9%) регионы Российской Федерации. Население сельской местности составили 22% опрошенных и 78% - городского, среди которых 40% вошли жители городов-миллионников. В качестве инструмента исследования был использован онлайн-опрос, что в полной мере позволило осуществить диалог в соответствии с современными требованиями данной социальной группы, предпочитающей коммуникации в цифровом пространстве и оценить уровень цифровой компетентности молодого поколения страны.
Цифровые технологии и интернет дают новые возможности и удобства. При помощи гаджетов можно дистанционно приобрести товары и услуги, развлечься, записаться на прием к врачу, заказать доставку продуктов, оплатить пошлины, узнать последние новости, расширить кругозор и многое другое. Здесь самое важное, уметь пользоваться теми ресурсами, которые дают нам цифровые технологии. 85% опрошенной молодежи использует интернет ежедневно, проводя в нем в основном более трех часов в день. Очень часто цифровые технологии и интернет молодежь использует для своей работы или бизнеса, что подтвердили 50% опрошенных, еще чаще (60%) - для получения образования. Но больше всего молодое поколение цифровые технологии использует для общения, о чем сообщили 76% респондентов.
При помощи данного опроса было выявлено, что общение переходит в цифровой формат, в том числе через участие в различные рода чатах в социальных сетях и мессенджерах. Так, было выявлено, что регулярно участвуют в переписке в семейных чатах 56 % опрошенных, 33 % делают это время от времени, у 5% такое было однажды и 6% никогда не состояли в семейных чатах (см. рис. 1).
С одногруппниками, коллегами по работе и друзьями регулярно вступают в переписки 73% респондентов. Возможно, высокий показатель активности связан с решением обязательных рабочих и учебных моментов. Поскольку учебные чаты и корпоративные мессенджеры являются современными инструментами, которые помогают повысить продуктивность в команде.
В ходе исследования также было выяснено, что к участию в переписках в домовых чатах регулярно задействовано лишь 16% опрошенных, 40% приходилось общаться в чатах лишь несколько раз, а 44% участника опроса и вовсе не состояли в такого рода чатах. Это говорит о минимальной заинтересованности в вопросах, связанных с решением бытовых проблем дома. Таким образом, коммуникация опосредовано через цифровые технологии иногда случатся вынуждено для решения текущих вопросов, и не всегда участники коммуникации владеют знаниями о возможностях тех или иных мессенджеров в полном объеме.
Социологический анализ данных проведенного исследования показал, что в цифровом пространстве умеют: искать работу (в приложениях hh ru, Superjob, Работа ру, VK работа и др.) более 75 % опрошенных; участвовать в интернет-голосованиях по политическим и/или общественно значимым вопросам - 67 % респондентов; делать покупки в маркетплейсах (Ozon, Wildberries, Яндекс Маркет, Сбер-мегамаркет, KazanExpress, Aliexpress и др.) практически вся опрошенная молодежь (98%); заказывать доставку продуктов и еды (Яндекс Еда, Яндекс Лавка, Delivery Club, Само-
Рисунок 1. Участие в переписке в семейных чатах
Высокий | 41%
Средний | 49%
Низкий | 7%
затрудняюсь отвтить | 3%
Рисунок 2. Оценка уровня собственной цифровой компетентности
кат, СберМаркет, и тд.) - 86% участников опроса; комму-ницировать с использованием видеоконференций (Zoom, Microsoft Teams, Skype, Яндекс Телемост, VK Звонки, Google Meet)) - 80%; заказывать такси (Яндекс Такси, Uber, Максим и др.) - 92%; покупать билеты для поездок, на культурно массовые мероприятия (Aviasales, Tutu, Яндекс Афиша, Kassir, Афиша, Ticketland) - 85% ; использовать для решения повседневных задач голосового ассистента (Алиса, Ма-руся, Сири, Олег и др.) лишь 70% пользователей. В данном случае можно сделать вывод о достаточно высоком уровне цифровой компетентности молодежи.
Одним из методов, определяющих уровень цифровой компетентности является самооценка, которая говорит о том, насколько имеющиеся знания и навыки соответствуют их ожиданиям и удовлетворяют их потребности как пользователи сети интернет. Несмотря на высокие показатели умений в использовании различного рода ресурсами интернет-среды, половина опрошенных оценивает свой уровень цифровой компетентности как средний
(49 %) и лишь 41% оценили свой уровень достаточно высоким. Среди респондентов выделились и те, которые считают, что их уровень собственной цифровой компетентности довольно низкий, таких оказалось 7 % участников опроса (см. рис. 2).
Подводя итог, можно сделать вывод, что самооценка уровня цифровых компетенций не всегда соответствует с их объективным уровнем. Отставание субъективной оценки знаний и навыков от объективной может быть связано с ускоренной цифровизацией в период пандемии COVID-19.
Проблема цифровой социализации молодежи сегодня стоит особенно остро. Для ее успешной реализации необходимо создать образовательные программы, которые помогут молодежи развивать социальные навыки и критическое мышление. Также важно обучать молодежь этике и безопасности в цифровом пространстве, чтобы они могли использовать его сознательно и ответственно.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Каргаполова Е. В., Каргаполов С. В., Давыдова Ю. А., Дулина Н.В. Информационные компетенции молодежи в условиях цифровизации общества // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. No3. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/informatsionnye-kompetentsii-molodezhi-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obschestva (дата обращения: 07.04.2023)
2. Торсунов Р.А. Роль и влияние СМИ на социализацию молодежи в современной России // Синергия наук. - 2016. -№ 6. - С. 701-706.
3. Соколова М.В., Шаповалова И.С. Специфика Интернет-среды как средства социализации молодежи // Аллея Науки. - 2017. - № 10. - С. 214-220.
4. Андреева Ю.В., Липатова А.В. Авторский подход к нарративному анализу медиаконтента, потребляемого молодежной аудиторией // Казанский социально-гуманитарный вестник. - 2023. - №3 (60) - С. 4-8. doi:10.26907/2079-5912.2023.3.4-8.
5. Валитова Н.Э. К вопросу о социализации студенческой молодежи в современной цифровой среде // Казанский социально-гуманитарный вестник. - 2023. - №2 (59) - С. 4-7. doi:10.26907/2079-5912.2023.2.4-7.
6. Васильева Д. В., Гусев С. Н., Ефлова М. Ю., Шамсутдинова И. И. Особенности формирования молодежной политики в области патриотитического воспитания на примере студентов Казанского федерального университета // Казанский социально-гуманитарный вестник. - 2022. - №5 (56) - С. 19-22. doi:10.26907/2079-5912.2022.5.19-22
7. Ефлова М. Ю., Виноградова Ю. В., Витушкин А.В. Ценности молодежи в условиях цифровизации: поколенческий анализ // Казанский социально-гуманитарный вестник. - 2022. - №6 (57) - С. 52-56. doi:10.26907/2079-5912.2022.6.52-56.
Информация об авторах
Минзарипов Рияз Гатауллович, д.с.н., профессор, зав. кафедрой общей и этнической социологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ, Президент КФУ.
E-mail: [email protected]
Шамсутдинова Ильсия Ильдусовна, к.с.н., доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей и этнической социологии.
E-mail: [email protected]
Minzaripov R.G., Shamsutdinova I.I.
DIGITAL COMPETENCE OF YOUTH IN THE CONTEXT OF GLOBAL CHANGES
Abstract. The article analyzes the results of a study conducted in March-April 2023 on the nature of digital competencies of Russian youth in the subjects of the Russian Federation. 2206 respondents aged 18-35 took part in the survey. The study revealed the level of digital competence of the younger generation. Digital competence refers to the possession of the skills of using the digital environment: using a computer, mobile phone, Internet, digital technology, etc. at a confident user level. The survey revealed a contradiction between objective and subjective assessments of the level of digital competence of young people.
Keywords: socialization, digital competence, youth, global changes.
Literature
1. Kargapolova E. V., Kargapolov S. V., Davydova Yu. A., Dulina N.V. Information competencies of youth in the conditions of digitalization of society // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2020. No3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ informatsionnye-kompetentsii-molodezhi-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obschestva (accessed: 07.04.2023)
2. Torsunov R.A. The role and influence of mass media on the socialization of youth in modern Russia // Synergy of Sciences. -2016. - No. 6. - Pp. 701-706.
3. Sokolova M.V., Shapovalova I.S. Specificity of the Internet environment as a means of socialization of youth // Alley of Science. - 2017. - No. 10. - Pp. 214-220.
4. Andreeva Yu.V., Lipatova A.V. The author's approach to the narrative analysis of media content consumed by the youth audience // Kazan Socio-humanitarian Bulletin. - 2023. - №3 (60) - Pp. 4-8. doi:10.26907/2079-5912.2023.3.4-8.
5. Valitova N.E. On the issue of socialization of student youth in the modern digital environment // Kazan Socio-humanitarian Bulletin. - 2023. - №2 (59) - Pp. 4-7. doi:10.26907/2079-5912.2023.2.4-7.
6. Vasilyeva D. V., Gusev S. N., Eflova M. Y., Shamsutdinova I.I. Features of the formation of youth policy in the field of patriotitic education on the example of students of tozan federal university // The Kazan socially-humanitarian bulletin. - 2022. - No. 5 (56). - P. 19-22. doi:10.26907/2079-5912.2022.5.19-22.
7. Eflova M.Yu., Vinogradova Yu.V., Vitushkin A.V. Youth values in digitalization: generational analysis // The Kazan socially-humanitarian bulletin. - 2022. - No. 6 (57) - С. 52-56. doi:10.26907/2079-5912.2022.6.52-56.
Аuthors
Minzaripov Riyaz Gataullovich, PhD, Professor, Head of the Department of General and Ethnic Sociology of the Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications of KFU, President of KFU.
E-mail: [email protected]
Shamsutdinova Ilsia Ildusovna, PhD, Associate Professor, Kazan (Volga Region) Federal University, Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications, Department of General and Ethnic Sociology.
E-mail: [email protected]