Васильева Д.В., Гусев С.Н., Ефлова М.Ю., Шамсутдинова И.И.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПАТРИОТИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
РО!: 10.26907/2079-5912.2022.5.19-22
Аннотация. В исследовательской работе рассматривается особенности молодежной политики в формировании гражданской культуры у современного поколения. Был проведен опрос среди студентов КФУ, в ходе которого мы узнали об основных причинах участия молодежи в гражданско-патриотических мероприятиях. Результаты исследования показывают, что большое влияние на современную молодежь оказывает Интернет.
Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, гражданское общество, гражданская культура, патриотическое воспитание.
На сегодняшний день в современном мире происходит становление и укрепление гражданского общества. Для эффективного функционирования и развития гражданского единства необходимо некоторые условия. В том числе образование играет важную роль в информационном обществе, ВУЗы являются системообразующим элементами развития региона, выполняя запросы местных органов власти [1]. Другим условием успешного функционирования гражданского общества является общественные организации граждан, которые независимы и самоуправляемы [2]. В условиях трансформации современного мира необходимым элементом развития гражданского общества является формирования у молодого поколения гражданской культуры, что в последствие будет основой молодежной политики.
Молодежная политика, по своей сути, самостоятельное направление государственной политики, ориентированное на создание социальных условий развития государства, реализуемых на базе активного взаимодействия с общественными объединениями, институтами [3]. Специфика молодежных объединений оказывает значительное влияние на политическую и гражданскую социализацию индивидов. Формирование гражданственности у молодого поколения также выполняет функции в процессе создания
правового государства. Гражданское воспитание проявляется в усвоении молодежью общечеловеческих гуманистических принципов и нравственных ценностей.
Одним их элементов молодежной политики является активное содействие и заинтересованность молодых людей в формировании и развитии данных объединений. Молодежные организации способны обеспечить решение проблем индивидов, помощь в трудоустройстве, жилищные вопросы, самореализация и развитие личности в целом. На сегодняшний день, молодежная политика взаимодействует во многих сферах общества, таких как экономическая, социальная, кадровая, научная и другие. В рамках молодежного движения государству следует придерживаться принципа поддержки, понимания и самостоятельности молодежи.
Актуальность данного исследования раскрывается в том, что молодежь - является предметом особого внимания государства, именно от политических взглядов и отношений к власти молодого поколение зависит развитие демократического пути России.
Особенности формирования молодежной политики становятся актуальной темой для социологов, политологов и историков. По данной теме свои научные работы писали В.П. Бабинцев «Государственная молодежная поли-
тика», В.А. Царихин «История развития государственной молодежной политики». Значимый вклад в теорию развития молодежной политики внес отечественный деятель И.М. Ильинский, именно он впервые употребил термин «молодежная политика» в своей работе «Развитие социализма и молодежь».
Также изучением гражданской активности населения занимаются крупнейшие исследовательские центры России, такие как Левада-центр, Фонд «Общественное мнение», Всероссийский центр изучения общественного мнения. В статье представлены их опросные данные за последние несколько лет. Фонд «Общественное мнение» ежегодно проводит опрос «Критерии патриотизма», в результате которых мы получаем следующие данные. На вопрос «Какую часть россиян можно назвать патриотами?» 38% опрошенных выбрали «большинство россиян», однако в 2018 году доля опрошенных была выше 41%. Также респонденты ответили, что за последние годы патриотов нашей стране стало меньше (30%) [4]. В отношении гражданской активности, по результатам исследования «Левада - центр» лишь (2%) опрошенных в свое свободное время занимаются добровольчеством, волонтерством. Наиболее распространенным видом волонтерской деятельности явились финансовая пожертвование (31%), участие в уборке окружающей среды (22%), помощь бездомным, беженцам (17%) [5].
Существует ряд проблем среди современного поколения, таких как безработица, наркомания, отсутствие оказания медицинской помощи, поддержка в самореализации. Следовательно, государству необходимо создавать все условия для развития молодежи: формирования национальной и правовой культуры, правильное миропонимания, возможности решение собственных задач, участие в социальной деятельности, с целью усиления их правовой позиции в обществе. Основным элементом современной молодежной политики является создание таких условий, которые помогают личности самоутвердиться в обществе, найти собственный путь развития. В связи с этим наше внимание как исследователей остановилось на изучение особенностей формирования молодежной политики. Непосредственно объектом исследования явились студенты Казанского Федерального Университета. Авторами был проведен анкетный опрос, выборка составила 1210 студентов Казанского Федерального Университета.
В разрешении ряда некоторых проблем общества таких, как экономических, социальных и политических проблем возникла необходимость в урегулировании их общих связей и закономерностей. На вопрос «какие сферы наиболее развиты в нашей стране?» большинство респондентов ответили вооруженные силы (50%), равные доли опрошенных (38%) выбрали культура и правоохранительные
органы. Следовательно, опрошенные студенты КФУ также выбрали сферы деятельности, которые необходимо развивать такие, как здравоохранение (70%), защита окружающей среды (55%), равные доли опрошенных (53%) отметили образование и развитие новых технологий. Изменения в данных институтах страны требуют развитие задач и механизмов в государственной молодежной политике. Почти половина опрошенных студентов (45%) считают, что молодежная политика в России эффективна, молодежные организации активны, однако другие студенты (33%) полагают, что молодежные объединения безынициативны и пассивны.
Наше общество трансформируется под воздействием цифровизации, следовательно основным источником получения информации о данной политике является Интернет (65%), на втором месте педагоги, учителя школ и ВУЗов (22 %). Именно Интернет ресурсы способно повлиять на многие структуры общества и сформировать определенный уровень информированности у людей по тем или иным вопросам. Социальные сети - эта именно та сфера, где современное поколение может выражать свои собственное мнение к политике государства, отношение к власти. Распространение информации через социальные сети становится еще одним элементом формирования гражданственности у студентов. Также образовательно-воспитательная система относится к методам развития гражданской культуры, которая способствует развитию думающей молодежи. Каждые из этих институтов выполняют свою роль в социализации личности молодого поколения [6].
Участие опрошенных студентов в волонтерских движениях значительно высокое (70%). Однако среди молодежи отсутствует вовлеченность и заинтересованность в участии молодежных организациях и объединениях. Таким образом, студенческая гражданская активность реализуется преимущественно в тех областях, которые вызывают интерес у молодежи. К примеру, помощь животным, экологические вопросы, волонтеры Победы.
По мнению опрошенных, участие в реализации гражданских мероприятий способствует молодежи свободно выражать свое мнение (58%), свободу действия (55%). Данный вывод подтверждается тем, что основной целью молодежной политики является создание социальной защиты, условий для самореализации и саморазвития. Опрошенные студенты КФУ нуждаются в помощи при трудоустройстве (69%), в поддержке при создании бизнеса (64%) и в содействие талантливой молодежи (59%).
Что касается мотивов участия в гражданской деятельности, студенты выбрали возможность принести пользу социуму (49%), приобретение нового опыта (39%). Десятая часть опрошенных (15%) выбрали знакомство с интересными людьми и реализация собственных идей. Следовательно, гражданская культура предполагает наличие система-
тизированных знаний, в которых заложена основа участия личности в значимых задачах общества. В дальнейшем данные умения будут основой для формирования гражданских навыков. Именно этот опыт способствует развитию и самореализации индивидов в обществе.
Большинство опрошенных студентов чувствуют единство со своим поколением (85%), однако остальным (15%) требуется поддержка со стороны молодежных организаций и объединений. Следовательно, молодежным организациям следует уделять большее внимание современному поколению, содействовать им в реализации и саморазвитие.
Таким образом, результаты опроса позволили получить различную информацию о студенческих настроениях, установить осведомленность студентов КФУ о деятельности молодежных организаций и определить особенности формирования молодежной политики. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что студентам интересно наблюдать и принимать участие в общественно-политических, социальных активностях. Ключевым элементом является то, что молодежь готова не только участвовать в данных организациях, но и создавать их.
С одной стороны, реализация молодежной политики разнообразна, она функционирует в патриотическо-об-разовательных, экономических, социальных сферах. Однако с другой стороны связь и взаимодействие молодежных организаций и государственных структур отсутствует. По данным результата опроса, мы можем увидеть, что нет непосредственного участия студентов в организации и развитие молодежной политике. Несмотря на наличие регламентированных нормативно-правовых документов существует ряд недостатков. Следовательно, анализ опроса позволяет сделать вывод о том, что механизм регулирования молодежной политики должен развиваться путем изменения системы управления. Полученные данные могут содействовать в улучшении реализации молодежной политики: поддержка в реализации идей, защита прав молодых людей, обеспечение гарантий в трудовой деятельности, оказание социальных услуг, содействие талантливой молодежи, помощь в молодежном обмене.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Айзенкоп Б.М. Молодежная политика в Российской Федерации: Поиск оптимальных решений. - М., 2003. - 215 с.
2. Ильинский И.М. Развитие социализма и молодежь // Коммунист. - 1987. - № 6. - С. 25.
3. Научный словарь-справочник от Автор 24 по техническим и гуманитарным дисциплинам. - URL: https://spravochnick. ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/molodezhnaya_politika/ (Дата обращения: 20.04.2022).
4. Фонд «Общественное Мнение». Критерии патриотизма. Надо ли быть патриотом? И что для этого нужно? - стат. погрешность. 3,8%. - 31 июля - 2 августа 2020. - URL: https://fom.ru/TSennosti/14446 (Дата обращения: 20.04.2022).
5. Фонд «Общественное Мнение». Социальная и политическая активность молодежи. Какие виды активности распространены среди молодых? -13 апреля 2017. - URL: https://fom.ru/TSennosti/13286 ( Дата обращения: 20.04.2022).
6. Ефлова М.Ю., Максимова О.А., Озерова К.А. Гражданский цифровой активизм и социальная эксклюзия в условиях вынужденного погружения в цифровую среду // Вестник экономики, права и социологии. - 2021.- С. 124-128.
Информация об авторах
Васильева Диана Вадимовна, студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей и этнической социологии.
E-mail: [email protected]
Гусев Святослав Николаевич, д.э.н., Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан/начальник отдела качественных исследований; Казанский (Приволжский) федеральный университет, Высшая школа Открытый институт инновационного, технологического и социального развития /кафедра менеджмента в социальной сфере.
E-mail: [email protected]
Ефлова Мария Юрьевна, доктор социологических наук, профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра обшей и этнической социологии
E-mail: [email protected]
Шамсутдинова Ильсия Ильдусовна, старший преподаватель, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей и этнической социологии.
E-mail: [email protected]
Vasilyeva D.V., Gusev S.N., Eflova M.Y., Shamsutdinova I.I.
FEATURES OF THE FORMATION OF YOUTH POLICY IN THE FIELD OF PATRIOTITIC EDUCATION ON THE EXAMPLE OF STUDENTS OF KAZAN FEDERAL UNIVERSITY
Abstract. The research work examines the features of youth policy in the formation of civic culture among the modern generation. A survey was conducted among KFU students, during which we learned about the main reasons for youth participation in civil-patriotic events. The results of the study show that the Internet has a great influence on today's youth.
Keywords: youth, youth policy, civil society, civil culture, patriotic education.
Literature
1. Aizenkop B.M. Youth policy in the Russian Federation: Search for optimal solutions. - M., 2003. - 215 c.
2. Ilyinsky I.M. Development of socialism and youth // Kommunist. - 1987. - No. 6. - P. 25.
3) Scientific dictionary - a reference book from Author 24 on technical and humanitarian disciplines. - URL: https:// spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/molodezhnaya_politika/ (Date of access: 04/20/2022).
4. Fund "Public Opinion". criteria for patriotism. Is it necessary to be a patriot? And what you need to do? - stat. error. 3.8%. -31 July - 2 August 2020
5. Fund "Public Opinion". Social and political activity of youth. What activities are common among young people? - 13 April 2017. - URL: https://fom.ru/TSennosti/13286 (Date of access: 20.04.2022).
6. Eflova M.Yu., Maksimova O.A., Ozerova K.A. Civic digital activism and social exclusion in conditions of forced immersion in the digital environment // Bulletin of Economics, Law and Sociology. - 2021. - S. 124-128.
Аuthors
Vasilieva Diana Vadimovna, student, Kazan (Volga Region) Federal University, Institute of Social Philosophical Sciences and Mass Communications, Department of General and Ethnic Sociology.
E-mail: [email protected]
Gusev Svyatoslav Nikolaevich, Doctor of Economics, Center for Advanced Economic Research of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan / Head of the Qualitative Research Department; Kazan (Volga Region) Federal University, Higher School Open Institute for Innovative, Technological and Social Development /Department of Management in the Social Sphere.
E-mail: [email protected]
Eflova Maria Yurievna, Doctor of Sociological Sciences, Professor, Kazan (Volga Region) Federal University, Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications, Department of General and Ethnic Sociology.
E-mail: [email protected]
Shamsutdinova Ilsiya Ildusovna, Senior Lecturer, Kazan (Volga Region) Federal University, Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications, Department of General and Ethnic Sociology.
E-mail: [email protected]