Научная статья на тему 'Цифровая коммуникация в проектной деятельности студентов'

Цифровая коммуникация в проектной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / цифровое доверие / профессиональная деятельность / инновационные технологии / непрерывная цифровизация / project activity / digital trust / professional activity / innovative technologies / continuous digitalization / transformation / society

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Комарова Юлия Васильевна

Цифровая трансформация требует поиска новых цифровых решений, затрагивающих и коммуникативную сферу жизни людей. Средства массовой информации и коммуникации все больше влияют на восприятие людьми реальности, и возникшая виртуальная среда ставит проблему цифрового доверия. Статья посвящена работе Офиса студенческого проектирования PRO. УМ педагогического инновационного парка Петрозаводского государственного университета, делающего акцент на развитии цифровой коммуникации в проектной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital Communication in Students Project Activity

Digital transformation requires searching for new digital solutions that also impact the communicative aspect of life. Mass and social media are increasingly influencing people’s perception of reality, and the emerging virtual environment poses a problem of digital trust. The article is devoted to the work of the Student Design Office PRO.UM of the Pedagogical Innovation Park of Petrozavodsk State University, which focuses on the development of digital communication in the project activity of students.

Текст научной работы на тему «Цифровая коммуникация в проектной деятельности студентов»

Вузы: интеграция образования и науки

Комарова

Юлия Васильевна,

магистрант 2-го курса обучения Института журналистики, коммуникаций и медиаобра-зования, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва e-mail:

kometta1@yandex.ru

Yulia

Komarova,

2nd year Master's Student of the Institute of Journalism, Communications and Media Education, Moscow Pedagogical State University, Moscow

Цифровая коммуникация в проектной деятельности студентов

Digital Communication in Students Project Activity

Аннотация. Цифровая трансформация требует поиска новых цифровых решений, затрагивающих и коммуникативную сферу жизни людей. Средства массовой информации и коммуникации все больше влияют на восприятие людьми реальности, и возникшая виртуальная среда ставит проблему цифрового доверия. Статья посвящена работе Офиса студенческого проектирования PRO. УМ педагогического инновационного парка Петрозаводского государственного университета, делающего акцент на развитии цифровой коммуникации в проектной деятельности студентов. Ключевые слова: проектная деятельность, цифровое доверие, профессиональная деятельность, инновационные технологии, непрерывная цифровизация

Abstract. Digital transformation requires searching for new digital solutions that also impact the communicative aspect of life. Mass and social media are increasingly influencing people's perception of reality, and the emerging virtual environment poses a problem of digital trust. The article is devoted to the work of the Student Design Office PRO.UM of the Pedagogical Innovation Park of Petrozavodsk State University, which focuses on the development of digital communication in the project activity of students. Keywords: project activity, digital trust, professional activity, innovative technologies, continuous digitalization, transformation, society

В современном мире стремительно происходит процесс непрерывной цифровой трансформации всех сфер жизнедеятельности человека. В связи с этим растет не только базовая потребность, но и интерес человека к поиску новых цифровых решений, в том числе и для коммуникационных процессов. Учитывая скорость жизни современного человека и расширение круга социального взаимодействия, доступность цифровых технологий как безопасного, гибкого и мобильного посредника в процессе коммуникации вызывает положительный отклик у общества [Шарков, Силкин, 2018]. Такой интерес обусловлен многообразием факторов, которыми цифровые технологии

Комарова Юлия Васильевна

обеспечивают процесс коммуникации, создавая особую виртуальную среду, специализированное пространство для решения поставленных задач.

Важным признаком цифровой практики является доверие пользователя к определенным площадкам и безопасность использования. Чем больше уровень доверия у пользователя к технологии, тем больше времени он готов уделять для создания своей особой цифровой среды. Цифровое доверие определяется как уверенность пользователей в способности людей, технологий и процессов создавать безопасный цифровой мир [Frenehard, 2019]. В более широком смысле цифровое доверие — это уверенность людей в надежности и безопасности цифровых систем, процессов и технологий. Однако такое доверие существует лишь в пределах границ конкретного цифрового пространства.

В 90-х годах социологи стали говорить об информационном или цифровом обществе. М. Кастельс в работе «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» (1996-2000 гг.) подчеркивает, что получение, обработка и передача информации становятся основными источниками производительности. Продолжая развивать идеи М. Вебера, он говорит о «духе информационализма», который основан на том, что «...новые рабочие, связанные друг с другом вокруг трудовых задач и результатов, способны говорить на одном и том же языке — цифровом языке» [Кастельс, 2000]. В российской науке «информационное пространство» получило распространение в конце ХХ — начале XXI вв. В широком смысле слова — это сфера отношений, складывающаяся в обществе по поводу производства, распространения и потребления информации. В узком — информационные связи, которые налаживаются между людьми в целях удовлетворения их потребностей в различных видах информации [Беспалов, 2003].

Сегодня язык цифровой коммуникации есть новое правило для социума. Выходя за границы виртуального пространства, реальная жизнь воспринимается пользователем таким образом, каким ее диктуют современные средства массовой информации и коммуникации. Новые технологии сменяют более старые и диктуют свои правила и формы общения. В мировой и отечественной практике накоплен значительный опыт исследования последствий использования новых цифровых коммуникационных технологий, однако в то же время наблюдается недостаток исследований, систематизирующих данный опыт.

Для каждой организации или другой локальной группы характерны наличие своих информационного пространства и языка коммуникации. В их основе в стандартном понимании заложены различные нормы как государственного, так и внутреннего распорядка. Такие нормы являются регулирующими для социума и информационного пространства. Однако

Вузы: интеграция образования и науки

характеристики такого пространства определяют не только установленные нормы и требования, но и общий уровень развития информационных и социокультурных признаков членов вовлеченного сообщества.

Под информационной культурой понимается культура сбора, хранения, создания, распространения и потребления информации [Семенюк, 1994]. Важной задачей для члена информационного общества является умение осуществлять сбор, систематизацию, анализ данных, использовать необходимые из них для выполнения конкретной задачи. Подсчитано: около 45 % времени среднего менеджера средней компании уходит на поиск информации. Примерно 30 % условного рабочего дня сотрудник ищет нужные данные сам и еще 15 % тратит на расспросы коллег, тем самым отвлекая их от выполнения своих обязанностей. Это свидетельствует о недостаточном уровне информационной культуры сотрудников [Шарков, Силкин, 2018].

Рассмотрим возможности цифровой коммуникации в проектной деятельности студентов на примере организации работы Офиса студенческого проектирования PRO.УМ Педагогического инновационного парка Петрозаводского государственного университета.

Офис PRO.УМ позиционирует идею о том, что студент является драйвером изменений педагогической практики в условиях цифровизации. Он создан в 2021 году, объявленном Годом науки и технологий. Это креативное пространство для:

• профессионального творчества и самоопределения студентов;

• создания условий, способствующих развитию новых педагогических практик;

• проявления своей уникальной инициативы, в том числе мероприятий, организованных по инициативе студентов, у которых есть желание поделиться своей идеей, замыслом с более широкой профессиональной группой;

• реализации первых профессиональных проб в проектной и исследовательской деятельности;

• создания условий организации сообществ, формирования объединений по интересам и встреч с интересными людьми.

Основной деятельностью Офиса PRO.УМ является:

• привлечение к профессиональной педагогической деятельности талантливой молодежи;

• разработка проектных решений для педагогической практики;

• трансляции опыта при помощи современных цифровых инструментов и сервисов;

• создание международных сетевых проектов и кейсов для исследовательской деятельности обучающихся.

Комарова Юлия Васильевна

В рамках проектной работы реализованы различные исследовательские и научные инициативы. К примеру, сетевые международные проекты совместно со школьниками из России и Китая, проектные хакатоны для школьников Республики Карелия, мастерские для педагогов, проблемные семинары, каникулярные школы профориентационной направленности и др. Важным этапом в инициации, создании, апробации и реализации проектов Офиса PRO.УМ является возможность доступной и мобильной коммуникации со всеми участниками исследовательского и научного процесса.

Для внутренней и внешней коммуникации мы выбрали вариант цифрового общения посредством интернет-каналов. Так, 70 % коммуникации сосредоточено в группе в социальной сети ВКонтакте, 20 % происходит посредством публичных страниц руководства и проектного менеджмента Офиса PRO.УМ и 10 % коммуникации приходится на корпоративную почту Офиса PRO.УМ. Однако стоит отметить, что корпоративная почта используется в случае отсутствия возможности коммуникации посредством социальной сети ВКонтакте либо для приема заявок на участие в различных мероприятиях и рассылки наградных материалов.

По результатам исследования, участники и гости группы Офиса студенческого проектирования PRO.УМ в социальной сети ВКонтакте отмечают некоторые плюсы и минусы цифровой коммуникации посредством информационных сетей (Таблица 1).

Таблица 1. Плюсы и минусы цифровой коммуникации посредством информационных сетей

Плюсы Минусы

• Экономия времени • Мобильность • Изучение и быстрый поиск новой информации • Возможность коммуникации вне зависимости от территориального и временного признака • Доступность контента • Возможность планирования (тайм-менеджмент) • Возможность возвращаться к информации в любое время • Экономия пространства • Потеря концентрации • Быстрое переключение на другие темы • Сложность поиска информации • Формирование интернет-зависимости • Потеря «реального» и замена на виртуальный мир • Отсутствие живой коммуникации • Технические трудности • Трудности в освоении социальной сети

Современность заставляет нас работать в парадоксальных условиях. С одной стороны, чтобы оставаться конкурентоспособным, нужно постоянно развиваться. С другой стороны, темп

Вузы: интеграция образования и науки

жизни ускоряется, времени на изучение новой информации становится все меньше. Коммуникация в таких условиях должна максимально интегрироваться в поток жизни.

С нашей точки зрения, глобальная информационная среда посредством социальных сетей будет ориентирована на содействие становлению личности и может быть представлена как один из факторов образования. В образовательной триаде этот вид определен как «информальное образование». Новые социальные сети будут более эффективно выполнять коммуникационные цели в условиях проектной деятельности студентов за счет структурирования информации посредством введения определенных правил (внутрисетевой этики).

Функциями цифровой коммуникации являются не только информирование и общение, но и:

мотивация этичного поведения социальных субъектов в различных сферах;

этическое регулирование отношений социальных субъектов;

игровое информальное образование всех категорий граждан;

выработка рациональных управленческих решений на основе многоуровневых дискурсивных экспертных практик; динамический анализ общественного мнения; урегулирование конфликтов и споров, а также коррекция самооценки;

обеспечение солидарного поведения социальных субъектов;

визуализация отношений социальных субъектов к социальным действиям других социальных субъектов; профилактика безнравственного поведения социальных субъектов.

Мы согласны с мнением Т. Х. Дебердеевой, согласно которому цифровая коммуникация решает задачи не только проектной деятельности, но и участвует в других предметно-ориентированных вопросах, выполняя глобальные функции [Дебердеева, 2017].

В заключении отметим, что цифровая коммуникация — неотъемлемая часть жизни людей, вынуждающая их приобретать новые, цифровые навыки и компетенции. Как известно, проектная деятельность достаточно эффективна в решении данных задач. Безусловно, студентам требуется опосредованная помощь в проектах, требующих информационной коммуникации, и организация для них свободной среды информального образования.щ

Комарова Юлия Васильевна

Литература:

Беспалов, 2003 — Беспалов П. В., Вепринцев В. Б., Воробьев В. В. и др. Информационная политика: учебник / Под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В. Д. Попова. — М.: РАГС, 2003. С. 459.

Дебердеева, 2017 — Дебердеева Т. X. Открытое образование как условие реализации непрерывного образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы XV международной научно-практической конференции. — Ярославль: ЯГПУ, 2017. С. 473.

Кастельс, 2000 — Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. С. 608.

Мрочко, 2008 — МрочкоЛ. В. Информационная культура общества и личности: монография. — М.: Изд-во МГОУ, 2008. С. 200.

Семенюк, 1994 — Семенюк Э. П. Информационная культура общества и прогресс информатики// НТИ, 1994. № 1. Сер. 1. С. 2-7.

Шарков, Силкин, 2018 — Шарков Ф. И., Силкин В. В. Теория и практика массовой информации как фундаментальное направление коммуни-кологии: монография / Под общ. ред. Ф. И. Шаркова. — М.: Дашков и К, Международная академия коммуникологии, 2018. С. 304.

Frenehard, 2019 — Frenehard, T. Building Digital Trust: What Does It Really Mean // SAP Community, 2019. URL: https://blogs.sap. com/2019/10/08/building-digital-trust-what-does-it-really-mean/ (дата обращения: 12.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.