Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА В ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЯХ'

СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА В ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
636
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нигметов Артур Сагидоллаулы

В статье исследуются социальные медиа как фактор современной политической реальности. Определяются особенности и последствия их влияния на политическую жизнь общества и их потенциал в политической коммуникации. Предлагается авторское видение политического влияния социальных сетей. Проведен анализ роли социальных медиа в политических коммуникациях. Раскрыты особенности влияния новых медиа на политическую коммуникацию; выявлена специфика применения технологий интернет-коммуникации в политической практике, уточнена обозначить роль социальных сетей применительно к функционированию социальных медиа в современных политических коммуникациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL MEDIA IN POLITICAL COMMUNICATIONS

The article examines social media as a factor of modern political reality. The features and consequences of their influence on the political life of society and their potential in political communication are determined. The author's vision of the political influence of social networks is proposed. The analysis of the role and place of social media in political communications is carried out. The peculiarities of the influence of new media on political communication are revealed; the specifics of the use of Internet communication technologies in political practice are revealed, the role of social networks in relation to the functioning of social media in modern political communications is clarified

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА В ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЯХ»

■ ■ ■ Социальные медиа в политических коммуникациях

Нигметов А. С.

Частный Фонд «Центр медийных технологий», Астана, Казахстан.

Аннотация. В статье исследуются социальные медиа как фактор современной политической реальности. Определяются особенности и последствия их влияния на политическую жизнь общества и их потенциал в политической коммуникации. Предлагается авторское видение политического влияния социальных сетей. Проведен анализ роли социальных медиа в политических коммуникациях.

Раскрыты особенности влияния новых медиа на политическую коммуникацию; выявлена специфика применения технологий интернет-коммуникации в политической практике, уточнена обозначить роль социальных сетей применительно к функционированию социальных медиа в современных политических коммуникациях.

Ключевые слова: СМИ, интернет, социальные медиа, политическая коммуникация, интернет-технологии, информационное общество

Для цитирования: Нигметов А. С. Социальные медиа в политических коммуникациях// Коммуникология: электронный научный журнал. 2021. Том 6. № 4. C. 41-51.

Сведение об авторе: Нигметов Артур Сагидоллаулы, директор Частного Фонда «Центр медийных технологий». Адрес: 010000. Город Астана, ул. Храпатого, дом 21, офис 55. E-mail: nigmetovartur@gmail.com

Статья поступила в редакцию: 27.09.2021. Принята к печати: 25.12.2021.

Введение

Развитие демократии обусловливается открытостью взаимодействия политической власти и общества, что среди прочего обеспечивается современными средствами массовой коммуникации (далее - СМИ).

Проблематика связи политики и средств массовой информации для политической науки и практики не нова. В то же время современная политическая жизнь трансформируется под влиянием интернета, и распространением информационно-коммуникационных технологий. Тотальная интернетизация сказывается на функционировании политической системы и ее подсистем, усиливает значение политико-культурного и коммуникативного ее уровней.

Актуальность, методы и результаты исследования

Возникновение новых социальных сетей, быстрое увеличение их пользователей, популяризация использования в политической сфере

определяет актуальность данного исследование, ввиду необходимости изучения возможностей использования потенциала социальных сетей для в политической коммуникации. Научно ценным является политологическое осмысление влияния социальных сетей на политико-культурную сферу, ее ценностный и поведенческий измерения, определение категориального аппарата и методологии изучения этого вопроса, определение особенностей, направлений, уровней и последствий такого влияния.

При проведении научного исследования использовались преимущественно такие методы как: описательный, исторический; логико-аналитический; системный (комплексный) подход и сравнительный. В качестве материала исследования были использованы работы Е. Артюхиной, С. Володенкова, Т. Лемешевой, К. Кастельса, Ф. Уэбстера и др., а также практические примеры реализации политической коммуникации в социальных сетях в российской политике.

Современное мировое сообщество развивается в условиях информационной эпохи, когда все сферы общественных отношений, в том числе и политические, меняются и трансформируются. Становление информационного общества, развитие новых информационно-коммуникационных технологий привело к трансформации политической коммуникации между политическими субъектами и обычными гражданами.

Сегодня средства массовых коммуникаций определяются как важный информационно-коммуникационный ресурс и мощный фактор влияния на политику, даже претендуют на статус отдельной ветви власти. Традиционные СМИ постепенно вытесняются новыми (электронными), соответственно, изменяются способы доставления политической информации, ее восприятие реципиентами, что в свою очередь, влияние на политическое поведение и культуру общества.

Информационно-коммуникационные технологии в современном обществе

По мнению М. Кастельса распространяющиеся сетевые структуры, обновляющиеся и совершенствующиеся информационно-коммуникационные технологии, постепенно ведут к развитию качественно новых форм организации общества и, в частности, политической коммуникации, в том числе и через каналы сети Интернет [Кастельс 1999]. Исследователь предупреждает, что усиление сети электронных средств информации приводит к тому, что «лидерство становится персонализированным, а путь к власти лежит через создание имиджа» [Кастельс 2010].

М. Грачев считает, что всеохватность информации во всем мире способствовала не укреплению наций, а наоборот разрушением культурных автономий, усилением стран «третьего мира» от тех, кто владеет большими информационными ресурсами [Грачев 2011].

С.В. Володенков считает, что мы живем уже не просто в информационную эпоху, а «переживаем период коммуникационной революции, предоставляющей специалистам новые, альтернативные инструменты для осуществления коммуникации с целевыми аудиториями» [Володенков 2011]. Существующие сегодня технологии коммуникации определяют особенности распространения и формы потребления информации, выводят информационно-коммуникационное взаимодействие между пользователями на совершенно иной уровень.

Таким образом, основным ресурсом информационного общества выступает информация, формы и способы сбора, хранения, обработки и передачи которой в процессе коммуникации и формируют структуру современного общества.

Политическая коммуникация в информационном обществе

Политическая коммуникация в информационном обществе приобретает качественно новые характеристики: она предусматривает обмен политической информацией между участниками политической системы с помощью технических средств связи и в виртуальной сети. По мере изучения данного феномена, выявилась сложность и многогранность политико-коммуникационных процессов, а сама политическая коммуникация представляется необходимым элементом

функционирования политического процесса и современного общества в целом.

Нельзя не согласиться с мнением американского профессора коммуникации и психологии М. Коула, который считает, что интернет является механизмом формирования качественно новой реальности -виртуальной, с новыми коммуникационными возможностями и способами передачи информации [Соловьев 2004].

Появление Интернета существенно повлияло на все сферы жизни общества, включая политическую. Современное поле политики уже немыслимо без интернет-пространства. Однако, несмотря на столь массовое распространение Интернета по всему миру, его возможности формировать виртуальную реальность и одновременно вовлекать общество во взаимоотношения с властью, он все же до сих пор не сумел вытеснить традиционные СМИ, и причин этому несколько.

При этом, как доказал М.С. Вершинин в своей работе «Политическая коммуникация в информационном обществе», Интернет имеет несколько очевидных преимуществ по сравнению с традиционными СМИ в отношении таких параметров, как характер восприятия (оптический и акустический), направленность потока информации (направленный и интерактивный), подача информации (динамичная и статичная) и характер обращения к публике (индивидуальный и массовый) [Вершинин 2004].

Интернет-технологии в политической сфере

Можно выделить базовые характеристики интернет-пространства, которые одновременно делают его самым мощнейшим каналом коммуникации в современном информационном обществе. К ним относятся: оперативность передачи информации; мультимедийность; интерактивность; неограниченный объем информации; длительный срок хранения размещаемых данных; постоянная актуализация; возможность тематического мониторинга информации; глобальность; отсутствие пространственных и временных ограничений; сравнительная анонимность пользователей интернет-пространства; высокая рентабельность использования технологий Интернета и некоторое снижение затрат на получение информации.

Ресурсы сети Интернет набирают все большую популярность среди субъектов политического процесса. Например, для политических партий большое значение имеет возможность мобилизации политического участия граждан, особенно молодежи, а также повышение уровня политического участия путем упрощения прямого контакта политической партии и ее электората. Так, М. Грачев и А. Мадатов указали на следующие преимущества использования технологий интернет-коммуникаций в политической коммуникации: уменьшение стоимости передачи информации; повышение влиятельности не только лидеров политических групп, но и рядовых членов (благодаря их присутствию и активности в социальных медиа); расширение возможностей участия в политической жизни партии и т.д. [Грачев 2004].

Можно отметить, что проникновение интернет-технологий в сферу политики - достаточно сложный и противоречивый процесс, который можно условно разделить на два этапа [Шарков, Комарова]:

1. Информационный этап - трансляция в интернете политической информации с помощью сайтов (как политических партий, так и других площадок, в том числе и СМИ), форумов, социальных сетей, блогов и т.д.

2. Этап медиатизации политики, который связан с попыткой использования интернет-пространства в качестве инструмента политической коммуникации между властью и обществом, а также манипуляции общественным сознанием.

Е.В. Артюхина в статье «Интернет как средство политической коммуникации» указывает, что победить в политической борьбе, не имея доступ к традиционным СМИ (печатные и электронные), невозможно. Однако практика политических кампаний в западных странах и России продемонстрировал, что, используя новые возможности технологий интернет-коммуникаций, возможно многократное увеличение эффективности воздействия на чувства и предпочтения потенциального электората. Это становится возможным благодаря преимуществам сети Интернет, главными из которых, по мнению автора, являются «легкость и практическая мгновенность опубликования любой информации,

отсутствие пространственно-временных границ взаимодействия, возможность формирования вокруг темы или проблемы группу единомышленников и быстрая связь для мониторинга ситуации. Удельный вес виртуальной информационной составляющей в политике сегодня имеет устойчивую тенденцию к возрастанию» [Артюхина 2018].

Социальные сети как канал политической коммуникации

Социальные медиа (среди которых социальные сети, интернет-издания, блоги, сервисы быстрой коммуникации и тому подобное) как вид новых медиа реализуют ряд задач, которые важны для демократического общества. Сейчас об уровне демократического развития того или иного государства свидетельствует эффективность политической коммуникации и использование новых информационно-коммуникационных технологий в сфере власти и управления. В частности, одним из показателей открытости политики может быть представленность органов государственной власти, политических партий, должностных лиц, политических и общественных лидеров, общественно-политических объединений в социальных сетях.

В современной информационной эпохе социальные сети продемонстрировали инструментальный и мобилизационный потенциал самоорганизации и самоконтроля гражданского общества, трансформации политической активности из виртуальной в реальную. В то же время социальные сети являются инструментом и платформой для манипуляционного влияния в условиях информационных и гибридных войн, распространения некачественной информации, разжигания противостояний в обществе [Шарков, Силкин].

Социальные сети как современный канал политической коммуникации имеет отличительные от традиционных каналов характеристики:

1. Совмещает в себе черты традиционных и электронных каналов коммуникации.

2. Отличаются всеохватностью практически всех социальных и общественно-политических групп.

3. Обеспечивают простой доступ к информации, благодаря минимуму временных, финансовых и других затрат для ее получения.

4. Предоставляют возможность двустороннего взаимодействия между участниками коммуникации.

5. Информация передается четко «по адресу» заинтересованной целевой аудитории.

6. Постоянный обмен информации.

7. Эффективное средство мобилизации.

8. Доступность к информации, которая позволят быть в курсе всех актуальных для конкретного политического лидера или группы событий.

Политический контент социальных сетей

Пользователи социальных сетей имеют широкие возможности и свободный выбор политических лидеров, в зависимости от собственных предпочтений и идеологических ценностей, при этом не всегда привязанность к конкретной территории, принадлежность к конкретной вере и т.д. может играть определяющую роль. Социальные медиа выступают консолидирующим фактором, когда один политик или политическая группа может объединить людей, находящихся друг от друга в разных городах, странах, а то и континентах. Социальные сети, при участи не только собственно политиков, но и их сторонников, а также противников, вырабатывают собственный информационный контент, благодаря чему формируется отличное от ожидаемого политиком отношение к тем или иным политическим силам и политическая активность.

Т. Лемешова указывает следующие факторы социальных медиа, повлиявших на современную политическую коммуникацию:

1. Социальные сети используются, как источник достоверной информации, что повышает доверие к информации в публикациях политических лидеров, сообществам или блогам.

2. Политические лидеры стремятся к установлению прямой коммуникации с гражданами.

3. Постоянная обратная связь с избирателями, обеспечивающая лояльность.

4. Социальные сети становятся источником гражданской активности.

5. Социальные сети являются эффективным каналом убеждения, где каждый пользователь может транслировать политические ценности.

6. Консолидация молодежи, которая наиболее доступна именно в социальных сетях.

8. Таргетинг (реклама), который позволяет коммунициировать с конкретной целевой аудиторией [Лемешева 2018].

Соответственно, социальные сети отличаются высоким уровнем мобилизационного потенциала и вырабатывают собственную модель политической реальности, которая, к слову, может отличаться от той политической реальности, что транслируется традиционными СМИ. Отсюда и прослеживает возможность манипуляционного воздействия социальных сетей с целью создания протестного потенциала и «выведения» данного потенциала уже за онлайн рамки в реальность (пример - «Арабская весна»).

Сетевые сообщества в пространстве политической коммуникации

С.В. Володенков констатирует, что сетевые сообщества могут стать способом давления на государственные структуры со стороны гражданского общества - это новая форма пришла на смену классическим

институциональным формам влияния граждан на власть [Володенков 2018].

Распространение интернета способствовало созданию разнообразных социальных сетей межличностных коммуникаций, которые образуются исходя из различных интересов и предпочтений интернет-пользователей. Сообщества интернет-пользователей, организованные по интересам и предпочтениям, предоставляют политическим акторам возможность мобилизовать электорат посредством интернет-ресурсов. Социальные медиа предоставляют возможность своим пользователям самим генерировать и распространять различный контент, включая визуальный, что говорит о том, что политическая коммуникация из «вертикальной» трансформировалась в «горизонтальную», в которой властные субъекты вынуждены коммуницировать с обществом на равных условиях [Шарков].

Пользователи социальных сетей определяют авторитетность политика по его присутствию в социальных медиа, его активности. Нередко реальная деятельность лидера, если она не отображена в социальных сетях, остается невидимой. Кроме того, авторитет лидера часто измеряется количеством подписчиков, лайков, комментариев к постам, упоминаний у известных блогеров и т.д. Такими показателями как репосты, положительные комментарии определяется уровень общественной значимости и общественной оценки различных социальных событий. Все это, в общем виде можно определить, как виртуальный социальный капитал [Володенков 2018].

Выводы

Итак, социальные медиа имеют определенный формат предоставления информации, что, с одной стороны, способствует альтернативности и скорости ее получения, с другой - создает ряд проблем ее восприятия и анализа. Современный политический дискурс обогащается возможностями, приобретает новые признаки, измерения. В то же время заметна тенденция усиления политической ангажированности самих медиа-ресурсов, когда они используются как инструменты политической конкуренции, борьбы, противостояний, войны.

Социальные медиа сегодня имеют большое значение для политической коммуникации. Перспективы использования влияния социальных сетей на процессы демократизации политических отношений связаны с сочетанием систематических знаний и информации о политике, технологических возможностей и уникальных характеристик социальных сетей. Однако, как показало исследование, противоречивым представляется возможность социальных сетей моделировать популистскую политическую реальность, где достижения лидеров оценивается по количество положительных комментариев или лайков. Соответственно, важной для дальнейшего осмысления является проблема использования социальных сетей в современных конфликтах и

информационных войнах, в частности в выяснении их коммуникативного, мобилизационного, социализирующего потенциала.

Несмотря на то, что традиционные СМИ продолжают оставаться наиболее эффективными, в процессе трансляции определенных ценностей, установок, стереотипов и убеждений, на протяжении нескольких десятилетий прослеживается тенденция к снижению к ним уровня доверия населения, в то время как глобальная сеть Интернет сегодня предоставляет качественно новые каналы и технологии для воздействия на общественное сознание, манипуляционный и пропагандистский потенциал которых делает их использование все более популярным в политическом управлении.

Можно сделать вывод, что социальные медиа сегодня позволяют наладить внутри субъектов политической системы качественно новое взаимодействие. Это в первую очередь обусловило легкость и быстроту для политических участников управления информационным пространством, влияние на общественное сознание и формирование необходимой позиции к различным субъектам политического процесса. Вместе с тем влияние традиционных технологий коммуникации и недавнее появление новых указывает на то, что сегодня участники политического процесса еще недостаточно освоили интернет-технологии и, соответственно, не изучили все инструменты и нюансы использование социальных медиа для выражения и защиты своих интересов.

Список научных источников

Артюхина Е.В. (2018). Интернет как средство политической коммуникации // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. № 2 (8) С. 121-124.

Бодрийяр Ж. (2013). Симулякры и симуляция. Тула. 204 с.

Вершинин М. С. (2004). Политическая коммуникация в информационном обществе: перспективные направления исследований / М. С. Вершинин // Актуальные проблемы теории коммуникации: Сборник научных трудов. СПб. Изд-во СПбГПУ. 2004. С. 98-107.

Володенков С.В. (2011). Новые формы политической коммуникации в современном политическом управлении: угрозы и вызовы // Вестник. URL:http:// e-

joumal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2011/vipusk_27._ijun_2011_g./pravovie_i_polititcheskie_ aspekti_upravlenija/volodenkov.pdf

Володенков С.В. (2018). Социальные медиа как инструмент современной публичной политики: особенности и перспективы применения // Политическая наука. Спецвыпуск. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-media-kak-instrument-sovremennoy-publichnoy-politiki-osobennosti-i-perspektivy-primeneniya

Володенков С.В. (2012). Управление современными политическими кампаниями. М.: МГУ. 312 с.

Ву. Т. (2013). Главный рубильник. Расцвет и гибель информационных империй от радио до интернета. М.: Манн, Иванов и Фербер, Эксмо. 384 с.

Грачев М.Н. (2004). Демократия: методология исследования, анализ перспектив / М.Н. Грачев, А.С. Мадатов. М.: Изд-во «Алкигамма». 328 с.

Грачев М. (2011). Политика: коммуникационное измерение: // Библиотека Михаила Грачева. URL: http://grachev62.narod.ru/Grachev/grachev2011_1.html.

Журавлева Е.Ю. (2015). Современная социология в сетевой цифровой среде: От вычислительных и электронных социальных наук к цифровым социальным исследованиям // Социс. № 8. С. 25-34.

Кастельс, М. (1999). Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М. С. 494-505.

Лабуш Н. (2019). Медиатизация политики: объективные основания и субъективный фактор. Журналютыка 2019: стан, праблемы i перспектывы: матэрыялы 21-й Мiжнар. Навук.-практ. канф., Мшск, 14-15 лют. 2019 г. Мшск: БДУ, 2019. С. 5356.

Лемешова Т.В. (2018).Социальные медиа и политическая коммуникация: актуальное состояние и перспективы // Навуковыя публшацьп. 2018. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/212491/1/Лемешова_ВШ_4-2018-047-050.pdf

Политические коммуникации (2004) / Ю. Ю. Петрунин и др.; [под ред. А. И. Соловьева]. М.: Аспект Пресс. 332 с.

Сулейманова Ш.С. (2009). Этнический фактор в современном политическом развитии России. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. № 2. С. 94-101.

Уэбстер Ф. (2014). Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс. 400

с.

Шарков Ф.И. (2016). Визуализация политического медиапространства// Полис. Политические исследования. № 5. С. 97-107.

Шарков Ф.И., Комарова Л.В. (2014). Коммуникация: деловое общение, коммуникативные техники и технологии//Коммуникология. Т. 6. № 4. С. 13-26.

Шарков Ф. И., Силкин В. В. (2018). Теория и практика массовой информации как фундаментальное направление коммуникологии: монография; Международная академия коммуникологии. Москва: Дашков и К°, 2018. 303 с.

Шмидт Э., Коэн Д. (2013). Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государств. М.: Издательство Манн, Иванов и Фер-бер. 368 с.

Castells M. (2010). The Information Age: Economy, Society and Culture. Volume I: The Rise of the Network Society. Second edition. Oxford: Wiley-Blackwell. 656 p.

Casteltrione I. (2015). The Internet, social networking Web sites and political participation research: Assumptions and contradictory evidence // First Monday. Volume 20, Number 3-2. URL: https://firstmonday.org/article/view/5462/4403

Clement J. (2020). Global influence of social media on accountability in government 2019, by country. Share of internet users who believe that social media platforms have influenced accountability in government as of February 2019, by country Statista. 2020. September 11. URL: https://www.statista.com/statistics/1015153/impact-of-social-media-accountability-in-government-by-country/

Democracy's Fourth Wave? Digital media and The arab spring / edited by Philip N. Howard, Muzammil M. Hussain (2013). New York: Oxford University Press. 162 p.

■ ■ ■ Social media in political communications

Nigmetov A. S.

Private Foundation «Center of Media Technologies», Astana, Kazakhstan.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The article examines social media as a factor of modern political reality. The features and consequences of their influence on the political life of society and their potential in political communication are determined. The author's vision of the political influence of social networks is proposed. The analysis of the role and place of social media in political communications is carried out.

The peculiarities of the influence of new media on political communication are revealed; the specifics of the use of Internet communication technologies in political practice are revealed, the role of social networks in relation to the functioning of social media in modern political communications is clarified.

Keywords: mass media, Internet, social media, political communication, Internet technologies, information society

For citation: Nigmetov A. S. (2021). Social Media in Political Communications// Communicology: electronic scientific journal. Vol. 6. No 4. C. 41-51.

Inf. about the author: Artur Nigmetov Sagidollauly, Director of the Private Foundation «Center for Media Technologies». Address: 010000. Astana city, 21 Khrapatogo str., office 55. E-mail: nigmetovartur@gmail.com

Received: 27.09.2021. Accepted: 25.12.2021.

References

Artyukhina E.V. (2018). The Internet as a means of political communication // Vestn. Volgogr. state University. Ser. 7, Philos. No. 2 (8), pp. 121-124. (In Rus.).

Baudrillard J. (2013). Simulacra and simulation. Tula. 204 p . (In Rus.). Castells M. (2010). The Information Age: Economy, Society and Culture. Volume I: The Rise of the Network Society. Second edition. Oxford: Wiley-Blackwell. 656 p.

Castels, M. (1999). The formation of a society of network structures. In: New postindustrial wave in the West. Anthology , pp. 494-505. (In Rus.).

Casteltrione I. (2015). The Internet, social networking Web sites and political participation research: Assumptions and contradictory evidence // First Monday. Volume 20, Number 3-2. URL: https://firstmonday.org/article/view/5462/4403

Clement J. (2020). Global influence of social media on accountability in government 2019, by country. Share of internet users who believe that social media platforms have influenced accountability in government as of February 2019, by country Statista. 2020. September 11. URL: https://www.statista.com/statistics/1015153/impact-of-social-media-accountability-in-government-by-country/

Democracy's Fourth Wave? Digital media and The arab spring / edited by Philip N. Howard, Muzammil M. Hussain (2013). New York: Oxford University Press. 162 p.

Grachev M. (2011). Politics: Communication Dimension. In: Mikhail Grachev Library. URL: http://grachev62.narod.ru/Grachev/grachev2011_1.html. (In Rus.).

Grachev M.N. (2004). Democracy: methodology of research, analysis of prospects / M.N. Grachev, A.S. Madatov. M.: Publishing house «lkigamma». 328 p .

Labush N. (2019). Mediatization of politics: objective grounds and subjective factor. Journalistka 2019: stan, prablemy i perspectivy: materyaly 21st Mill. Navuk.-prakt. kanf., Minsk, 14-15 list. 2019 Minsk: BDU, 2019, pp. 53-56. (In Rus.).

Lemeshova T.V. (2018).Social media and political communication: the current state and prospects. In: Navukov's publications. 2018. URL:

https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/212491/1/neMernoBa_Bm_4-2018-047-050.pdf(In Rus.).

Political communications (2004) / Yu. Yu. Petrunin et al.; [edited by A. I. Solovyov]. M.: Aspect Press. 332 p. (In Rus.).

Schmidt E., Cohen D. (2013). A new digital world. How technologies change people's lives, business models and the concept of states. Moscow: Publishing House Mann, Ivanov and Ferber. 368 p. (In Rus.).

Schmidt E., Cohen D.(2013). The main switch. The rise and fall of information empires from radio to the Internet. M.: Mann, Ivanov and Ferber, Eksmo. 384 p . (In Rus.).

Sharkov F. I., Silkin V. V. (2018). Theory and practice of mass media as a fundamental direction of communication: monograph; International Academy of Communication. Moscow: Dashkov and Co., 2018. 303 p. (In Rus.).

Sharkov F.I. (2016). Visualization of the political media space//Policy. Political Studies. No. 5, pp. 97-107. (In Rus.).

Sharkov F.I., Komarova L.V. (2014). Communication: business communication, communication techniques and technologies. In: Communicology. Vol. 6. No. 4, pp. 13-26. (In Rus.).

Suleymanova S.S. (2009). The ethnic factor in the modern political development of Russia. Bulletin of the Adygea State University. Series 1: Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, political Science, Cultural Studies. No. 2. pp. 94-101.

Vershinin M. S. (2004). Political communication in the information society: promising research directions / M. S. Vershinin. In:Actual problems of the theory of communication: A collection of scientific papers. St. Petersburg. Publishing House of SPbGPU. 2004, pp. 98107. (In Rus.).

Volodenkov S.V. (2011). New forms of political communication in modern political governance: threats and challenges. In: Herald. URL: http:// e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2011/vipusk_27._ijun_2011_g./pravovie_i_polititcheskie_ aspekti_upravlenija/volodenkov.pdf (In Rus.).

Volodenkov S.V. (2012). Management of modern political campaigns. Moscow: MSU, 312 pp. (In Rus.).

Volodenkov S.V. (2018). Social media as a tool of modern public policy: features and prospects of application. In: Political Science. Special Issue. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-media-kak-instrument-sovremennoy-publichnoy-politiki-osobennosti-i-perspektivy-primeneniya. (In Rus.).

Webster F. (2014). Theories of information society. M.: Aspect Press. 400 p. (In Rus.).

Zhuravleva E.Yu. (2015). Modern Sociology in a networked digital environment: From computational and electronic social Sciences to digital social research. In: Socis. No. 8. pp. 25-34. (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.