Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДОВ И СПОСОБОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИЙ ВО ВРЕМЯ ПА'

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДОВ И СПОСОБОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИЙ ВО ВРЕМЯ ПА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
104
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ТРАНСФОРМАЦИЯ СПОСОБОВ КОММУНИКАЦИИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ СФЕР ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Садовая Алина Петровна

12 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила вспышку нового коронавируса SARS-CoV-2 - пандемией. Это заявление заставило организации, столкнувшиеся со сложной, незнакомой ситуацией, принять строгие меры по сдерживанию паники среди своих сотрудников. Дальнейшее развитие событий повлияло на все сферы жизни людей. Столкнувшись с беспрецедентным глобальным кризисом в области здравоохранения, мировые правительства вынуждены были ввести различные формы изоляции, чтобы ограничить распространение болезни. Многие были переведены на удаленную работу или остались без неё в связи с массовым закрытием различных предприятий сферы услуг. Пандемия COVID-19 повлияла на способы осуществления коммуникаций между людьми: эффектом ограничений стало ускорение цифровой трансформации, пересмотр подходов к взаимодействию, общению. Людям, которые раньше отдавали предпочтение личным встречам, пришлось выйти из своей зоны комфорта, погрузившись в цифровой мир, - и этот образ мышления вряд ли вернется к состоянию до COVID-19. В глобальном масштабе на рабочих местах наблюдались более значительные изменения, чем когда-либо в истории. Перемены, привнесенные в жизнь пандемией, заставили задуматься о новых способах ведения дел в будущем, быстром развертывании и внедрении решений. В настоящей статье автором проведен научный анализ и критическое осмысление проблемы трансформации методов и способов осуществления коммуникаций во время пандемии коронавирусной инфекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF METHODS AND METHODS OF COMMUNICATION DURING THE PANDEMIC

On March 12, 2020, the World Health Organization (WHO) declared the outbreak of the new coronavirus SARS-CoV-2 a pandemic. This statement forced organizations faced with a difficult, unfamiliar situation to take strict measures to contain panic among their employees. The further development of events affected all spheres of people's lives. Faced with an unprecedented global health crisis, world governments have been forced to introduce various forms of isolation to limit the spread of the disease. Many were transferred to remote work or were left without it due to the massive closure of various service enterprises. The COVID-19 pandemic has affected the ways of communication between people: the effect of restrictions has been to accelerate digital transformation, revise approaches to interaction, communication. People who previously preferred face-to-face meetings had to get out of their comfort zone by immersing themselves in the digital world - and this way of thinking is unlikely to return to the state before COVID-19. Globally, there have been more significant changes in the workplace than at any time in history. The changes brought to life by the pandemic made us think about new ways of doing things in the future, rapid deployment and implementation of solutions. In this article, the author conducted a scientific analysis and critical understanding of the problem of transformation of methods and methods of communication during the coronavirus pandemic.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДОВ И СПОСОБОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИЙ ВО ВРЕМЯ ПА»

Inf. about the author: Natalia I. Volkova, a leading expert of the Federal Service for

State Registration, Cadastre and Cartography. Address: 109830. Moscow, Vorontsovo

pole str., 4a. E-mail:[email protected]

Received: 25.10. 2021. Accepted: 27.12.2021. References

The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation of December 30, 2008 No. 6-FKZ, of December 30, 2008 No. 7-FKZ, of February 5, 2014 No. 2-FKZ, of July 21, 2014 No. 11-FKZ, of March 14, 2020 No. 1-FKZ). In: Rossiyskaya Gazeta. 2020. № 144. (In Rus.).

Resolution of the Government of the Russian Federation dated 03.03.2017 No. 256 «On the Federal State Information System «Unified information system for personnel management of the State Civil Service of the Russian Federation». In: Collection of Legislation of the Russian Federation. 2017. No. 11. P. 1573. (In Rus.).

The Information Security Doctrine of the Russian Federation (approved by Presidential Decree No. 646 of December 05, 2016) www.kremlin.ru

Andrunik A. P. (2020). Personnel security: innovative technologies of personnel management: Textbook / A. P. Andrunik; M. N. Rudenko, A. E. Suglobov. 2nd ed. Moscow: Publishing and Trading Corporation «Dashkov and Co». 508 p. (In Rus.).

Kireeva O. F. (2013). Sociological diagnostics of information security of the information and communication environment // Labor and social relations. Vol. 24. No. 12. pp. 35-42. (In Rus.).

Kuznetsova N.V. (2021). Threats to the personnel security of the organization: monograph / N.V. Kuznetsova. M.: INFRA-M. 262 p. (In Rus.).

Kuznetsova N.V. (2019). Personnel security of the organization: the essence and mechanism of ensuring: monograph / N.V. Kuznetsova. M.: INFRA-M. 286 p. (In Rus.).

Legal support of national security: a textbook for universities /Yu. N. Tuganov [et al.]; edited by Yu. N. Tuganov. M.: Yurayt Publishing House, 2021. 191 p. (In Rus.).

Sharkov F.I. (2016). Visualization of the political media space. In: POLIS. Political studies. No. 5, pp. 97-107. (In Rus.).

Tryashtsina N.Yu., Filippova V.S. (2019). Motivation as a tool for ensuring personnel security of an economic entity. In: The era of science. No. 20. P. 447. (In Rus.).

■ ■ ■ Трансформация методов и способов осуществления коммуникаций во время пандемии

Садовая А. П.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация.

Аннотация: 12 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила вспышку нового коронавируса SARS-CoV-2 - пандемией. Это заявление заставило организации, столкнувшиеся со сложной, незнакомой ситуацией, принять строгие меры по сдерживанию паники среди своих сотрудников. Дальнейшее развитие событий повлияло на все сферы жизни

людей. Столкнувшись с беспрецедентным глобальным кризисом в области здравоохранения, мировые правительства вынуждены были ввести различные формы изоляции, чтобы ограничить распространение болезни. Многие были переведены на удаленную работу или остались без неё в связи с массовым закрытием различных предприятий сферы услуг. Пандемия COVID-19 повлияла на способы осуществления коммуникаций между людьми: эффектом ограничений стало ускорение цифровой трансформации, пересмотр подходов к взаимодействию, общению. Людям, которые раньше отдавали предпочтение личным встречам, пришлось выйти из своей зоны комфорта, погрузившись в цифровой мир, - и этот образ мышления вряд ли вернется к состоянию до COVID-19. В глобальном масштабе на рабочих местах наблюдались более значительные изменения, чем когда-либо в истории. Перемены, привнесенные в жизнь пандемией, заставили задуматься о новых способах ведения дел в будущем, быстром развертывании и внедрении решений. В настоящей статье автором проведен научный анализ и критическое осмысление проблемы трансформации методов и способов осуществления коммуникаций во время пандемии коронавирусной инфекции.

Ключевые слова: пандемия COVID-19, трансформация способов коммуникации, цифровая трансформация, медиапотребление, реорганизация сфер жизнедеятельности, кибербезопасность

Для цитирования: Садовая А.П. Трансформация методов и способов осуществления коммуникаций во время пандемии // Коммуникология. 2021. Том 6. № 4. C.106-116.

Сведения об авторе: Садовая Алина Петровна - студент факультета журналистики ИГСУ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, дом 82. E-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию : 16.10.2021. Принята к печати: 20.12.2021. Введение

Эпидемиологическая угроза вызвала новые страхи среди населения перед неизвестными инфекциями и коренным образом изменила социальную реальность. Стремительность, с которой развивался кризис, требовала от властей принятия незамедлительных решений. Скорость и масштабы последовавших изменений продемонстрировали нарастающий хаос в мировой системе социальных отношений. Такие пандемия, как COVID-19, распространяются медленнее, однако влекут за собой более длительные последствия.

Особое значение для минимизации риска распространения коронавируса имеет сокращение количества контактов между людьми. Вводимые социальные ограничения объединены понятием «изоляция». На любой территории системы вводимых социальных ограничений могут существенно различаться. «В условиях пандемии любые стандартные шаблонные меры без учета факторов территориальной неоднородности и специфики социальных процессов будут малорезультативными» [Гордеев:

34]. Системы социальных ограничений классифицируются по нескольким типам: от «мягких» рекомендаций по самоизоляции и проведению профилактических мероприятий до «строгих» - с ограничением передвижения, введением пропускной системы, закрытием границ, остановкой работы предприятий и сферы услуг.

Трансформация в период пандемии связана с реорганизацией и преобразованием социального пространства. В повседневной работе возникают сложности в результате социального дистанцирования, удаленной работы, дефицита поставок. Транспортно-логистическая система наиболее пострадала в условиях коронакризиса. Оказывается дополнительная нагрузка на ресурсы, поскольку транспортный сектор обеспечивает возможность социального дистанцирования, предотвращения заражений. Дестабилизация глобальных цепочек поставок способна подорвать способность данного сектора обеспечивать поставки товаров медицинского назначения и продуктов первой необходимости. В условиях малой предсказуемости социально-экономических процессов возникают вопросы «посткоронакризисной устойчивости».

В период локдауна стала очевидной необходимость адаптации трудового законодательства к новым форматам работы. Новым явлением стало использование цифровых технологий в управлении массами населения многомиллионных городов. Пандемия COVID-19 явилась спусковым механизмом, обеспечившим развитие цифровой трансформации. С появлением коронавируса мир осознал неизбежность вхождения человека в цифровое общество. Цифровизация сыграла решающую роль в сокращении распространенности инфекции.

Цифровизация как драйвер общественных изменений

Президент России Владимир Путин в указе от 21 июля 2020 года о национальных целях развития РФ на период до 2030 года определил цифровую трансформацию в качестве национальной цели развития. В рамках программы «Цифровая трансформация» необходимо до 2030 года достичь выполнения следующих показателей: «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, здравоохранения и образования, а также государственного управления; до 95% увеличить доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде; до 97% увеличить долю домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к интернету; в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года увеличить вложения в отечественные решения в сфере ИТ»1.

С тех пор как разразился кризис коронавируса COVID-19 был введен режим самоизоляции и дистанционной (удаленной) работы для многих

:Указ о национальных целях развития России до 2030 года от 21.07.20. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728

сотрудников различных организаций, для которых удаленная работа представлялась возможной. С переходом на удаленный формат работы и учебы возрос голосовой и текстовой объем коммуникаций. По словам Директора Бюро развития электросвязи МСЭ Дорин Богдан-Мартин, «в сегодняшнем нестабильном мире абсолютно необходимо, чтобы цифровая информация распространялась и предоставлялась в доступных форматах»1. Кроме того, в последнее время получило большее распространение понятие «цифровая трансформация»: это «качественные изменения в бизнес-процессах или способах осуществления экономической деятельности (бизнес моделях в результате внедрения цифровых технологий, приводящие к значительным социально-экономическим эффектам» [Абдрахманова, Быховский, Веселитская, Вишневский, Гохберг и др.: 15]. В ведущих странах мира активно поддерживается развитие таких технологий, как: искусственный интеллект; Интернет вещей; робототехника и сенсорика; новые производственные технологии; новые коммуникационные интернет-технологии; мобильные сети связи пятого поколения; технологии виртуальной и дополненной реальности; технологии распределенных реестров; квантовые коммуникации и квантовые сенсоры; квантовые вычисления. Беспроводные сети пятого (5G) и шестого поколения (6G) кардинально изменят коммуникационные возможности. По мнению авторитетных исследователей в области коммуникологии О.Ф. Киреевой и Ф.И. Шаркова, «эпидемия коронавируса изменила как траекторию, так и скорость цифровой траснформации и, вероятно, продолжит это делать и в последующие годы» [Киреева, Шарков: 58].

Развитие онлайн-платформ - ключевой элемент цифровой трансформации. Так, ускорению цифровой трансформации способствовало внедрение онлайн-образования и образовательных технологий, с полным взаимодействием студента и преподавателя.

Наиболее очевидные изменения заключаются в том, что большинство людей все меньше общаются лицом к лицу. Связь стала еще важнее - без качественного сигнала работа практически невозможна. В чрезвычайных условиях пандемии новую актуальность получило обеспечение широких возможностей по установлению и доступности цифровых услуг, в том числе для поддержания непрерывности работы. Интернет стал первой жизненной необходимостью, его значение выше, чем до появления коронавируса. Эффективно применяются коммуникации с использованием аудио- и видеоконференцсвязи [Шарков, Силкин]. Большинство людей оказалось удивлено тем, сколько телефонных и видеозвонков они делали и получали.

1 Необходимость в повышении цифровой доступности во время пандемии COVID-19 и в последующий период // ITUNews Magazine. 2020. №3. С.31

Стремясь сохранить привычный уклад жизни, мировые сообщества приспособились к новой реальности, научились иначе смотреть на ограничения, находя им безопасные альтернативы. В связи с тем, что сотни миллионов людей по всему миру оказались изолированы, современные телекоммуникации стали популярнее. Новости - главный информационный продукт. «По данным исследовательской компании Mediascope, за первую неделю самоизоляции в Москве аудитория ТВ выросла на 23%, в крупных городах - на 24%» [Асмолов, Солдатова, Чигарькова, Малева, Алдошина, Сорокина: 41].

В первые же месяцы пандемии использование цифровых медиа значительно возросло. По данным исследования компании Deloitte «Медиапотребление в России - 2021», общий индекс медиапотребления по сравнению с 2019 годом вырос на 25,5 процентных пункта. Основной рост пришелся на 2020 год1. В России по данным на апрель 2020 года в цифровую среду были вовлечены 82% жителей, 71% из них пользовался интернетом ежедневно преимущественно для общения с близкими и получения новостей о стране и мире. Существенно возросла роль цифровой среды для таких секторов, как торговля, финансы, здравоохранение, электронное правительство.

Самоизоляция привела к тому, что офлайновые связи были многократно сокращены, взаимодействие людей в сети стало гораздо более интенсивным. До 19% россиян проводили время в социальных интернет-сервисах, причём среди молодёжи показатель достигал 27%. «Даже граждане старшего возраста в период карантина увеличили продолжительность своего пребывания в соцсетях на 7-12%» [Малышева:

4].

Одним из главных поставщиков новостей о коронавирусном кризисе стали социальные платформы «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, YouTube, Instagram, ^кТок. Со стороны пользователей Рунета возник интерес к хештегам #коронавирус, #карантин, #лучшедома. Появились специализированные информационные порталы о СОУГО-19 (coronavims-monitor.ru, coronavirus-control.ru, coronavirus-online.moscow); проект Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента о коронавирусной болезни; интерактивные карты распространения инфекции. С началом пандемии по поручению правительства был создан официальный сайт стопкоронавирус.рф. Всего за три месяца функционирования интернет-ресурса были опубликованы 8,5 тысяч новостей о ситуации с распространением COVID-19. С момента создания страницу посетили 140 миллионов человек.

Важную часть экосистемы мобильного здравоохранения заняли мобильные приложения для консультирования по вопросам здоровья. В

1 БсЫИс. Медиапотребление в России - 2021. URL [https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/technology-media-and-telecommunications/articles/mediaconsumption-in-Russia-2021.html]

разработанном специалистами Департамента здравоохранения, Комитета государственных услуг и Департамента информационных технологий Москвы мобильном приложении «ЕМИАС. ИНФО» пользователям доступна электронная медкарта с удобным доступом по короткому коду, отпечатку пальца и Face ID. Стоит отметить, что на сегодняшний день именно электронный документооборот является основой информационного пространства органов власти. В Москве в целях мониторинга распространения коронавирусной инфекции среди населения также было запущено приложение «Социальный мониторинг». Был создан информационный центр, занимающийся мониторингом ситуации с распространением инфекции, через который отслеживали число заболевших по всей стране.

Технические средства позволили оперативно выявлять случаи нарушения карантина среди инфицированных COVID-19 посредством отслеживания геолокации. Для обозначения технологий, направленных на борьбу с коронавирусной инфекцией, используется неологизм COVID-Tech. Насчитывается 77 практик в области COVID-Tech, 31 из них - с использованием технологий ИИ. Распространение получила и персонализация - распознавание эмоционального отклика человека в голосе, тексте, жестах и мимике. Отдельное назначение у метода персонализации в здравоохранении: «Персонализация и предикция невозможны без клинического контекста пациента. Это огромный кропотливый труд, который предполагает, что по каждому человеку нужно создать модель, которая понимает, какое у него состояние организма, какие физиологические и биологические процессы в нем проходят не просто так, а через хорошо структурированные данные, которые увязаны с различными клиническими сущностями», заявила вице-мэр Анастасия Ракова1.

Распространение инфекции COVID-19 вызвало количественные и качественные изменения технологических трендов. Изменившиеся потребности отраслей и населения - ключевой драйвер дальнейшей цифровизации. Новые модели коммуникации, возникшие во время пандемии, имеют различные потенциальные последствия для развития событий в будущем [Шарков].

Преодоление коммуникативных и технологических рисков

Россия на протяжении многих лет настаивает на формировании глобальной системы информационной безопасности. Одной из наиболее острых проблем является кибербезопасность. Безопасность - фундамент продуктивности в эпоху новых технологий. «Самый большой вызов для реализации ЦТ - это безопасность и устойчивость систем к кибератакам и

1 Ракова назвала проактивность и персонализацию в медицине инновациями в социальной сфере [09.07.2021]. URL: https://mosgorzdrav.ru/ru-RU/news/default/card/5978.html

отсутствие прозрачности инфраструктуры безопасности в ходе ЦТ» [Артамонов, Артамонова: 7-8]. Решения в области кибербезопасности стали лидером по темпу роста затрат среди цифровых технологий в период коронавирусных ограничений. Поскольку большая часть работы переместилась в онлайн, число кибератак возросло. К примеру, в период пандемии злоумышленники пытались атаковать профильные министерства, больницы, сотрудников медицинских учреждений; рассылали поддельные письма от имени Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC). Необходима трезвая оценка уровня кибербезопасности, в результате которой удастся определить опасность киберугроз, достигнуть уверенности в том, что возможности безопасности ИТ-продуктов отвечают всем требованиям.

В данном контексте можно говорить о значимости двух элементов коммуникативного процесса: доверия потребителей к получаемой информации и достоверности самого информационного контента. Важной частью качественной коммуникации в обществе является доверие -неотъемлемая нематериальная составляющая качества жизни любой социальной группы. Обострилась тема подрыва доверия между гражданами и государством в период кризиса. В оценке М. Мишустина, «цифровая трансформация открывает принципиально новые возможности для взаимодействия общества и государства, когда люди видят, что государственные структуры - это надёжные и добросовестные помощники»1.

Доверие - важнейшее условие инноваций и сотрудничества. На пути выхода из пандемического кризиса на всех уровнях социализации следует думать о создании новых критериев доверия и постепенном уничтожении недоверия. Тенденция к интенсивному взаимодействию в виртуальном пространстве сохранится и после завершения пандемии. Социальное межличностное доверие в виртуальном мире будет возникать быстрее, чем в физическом, и в значительной степени переместится на виртуальные платформы. На нынешнем этапе цифровой трансформации требуется формирование высокого уровня доверия в российском обществе.

Заключение

Пандемия коронавирусной инфекции явилась причиной глобальных социальных, экономических, технологических трансформаций. Ускоренное внедрение цифровых технологий, начавшееся на фоне пандемии, продолжает набирать обороты. Пандемия COVID-19 побуждает многих определять и применять новые методы цифровой связи, а также влияет на то, как мы используем цифровые медиа во всех аспектах жизни. По мере того, как цифровые медиа становятся все более

1 Отчет Михаила Мишустина о работе правительства. Стенограмма. URL: https://rg.ru/2020/07/22/otehet-mihaila-mishustina-o-rabote-pravitelstva-stenogramma.html

фундаментальными для повседневной жизни - процесс, который был ускорен глобальной пандемией, - изучение общения людей и их поведения в средствах массовой информации, вероятно, будет приобретать всё большее значение. Пандемия COVID-19 продемонстрировала масштаб цифровой трансформации, отличающейся непрерывным

совершенствованием самих цифровых технологий, Для того чтобы достичь всех поставленных целей на пути к цифровой трансформации, следует отслеживать и понимать сущность её тенденций. Скорость цифровой трансформации может разниться в зависимости от достигнутого уровня цифровизации. Сегодня, несмотря на такое естественное социальное явление, как сопротивление инновациям, общество признаёт очевидными преимущества применения новых цифровых технологий в самых разных видах деятельности. Помимо внедрения цифровых технологий требуется организационная траснформация, изменение корпоративной культуры. Решение проблем коронавирусного кризиса во многом зависит от эффективности проводимой технологической политики страны.

Источники

OECD. «Measuring the Digital Transformation: A Roadmap for the Future» (2019). URL: https://www.oecd.org/publications/measuring-the-digital-transformation-

9789264311992-en.htm

URL:https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/technology-media-and-telecommunications/articles/mediaconsumption-in-Russia-2021.html]

Абдрахманова Г. И., Быховский К. Б. , Веселитская Н. Н., Вишневский К. О., Гохберг Л. М. и др. ; рук. авт. кол. П. Б. Рудник; науч. ред. Л. М. Гохберг, П. Б. Рудник, К. О. Вишневский, Т. С. Зинина (2021). Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 239 с. ISBN 978-5-75982510-4 (в обл.). ISBN 978-5-7598-2270-7 (e-book).

Артамонов В.А., Артамонова Е.В. (2021). Кибербезопасность в условиях цифровой трансформации //Цифровая трансформация. № 4 (17). С. 42-51.

Асмолов А.Г., Солдатова Г. У., Чигарькова С.В., Малева Т.М., Сорокина С.С., Алдошина Т.Л. (2020). Кросскультурный мониторинг образов инфодемии и пандемии. Антропологические последствия пандемии // Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. № 12 (114). С. 48.

Гордеев С.С. (2020). Ограничения и трансформации в социальном пространстве коронакризиса: оценки регионов при пандемии COVID-19 // Социум и власть. 2020. №5. С. 32-50.

Задорин И. В., Сапонова А. В. (2019). Динамика основных коммуникативных практик россиян // Коммуникации. Медиа. Дизайн. Т. 4. № 3. С. 48.

Киреева О.Ф., Шарков Ф.И. (2021). Новые цифровые технологии в профессиональной коммуникации // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 6. № 2. С. 58.

Лола И.С., Бакеев М.Б. (2020). Цифровая повестка и инициативы в области цифровых технологий в условиях COVID-19 (обзор практик Европейского союза,

Организации экономического сотрудничества и развития, а также других стран). Москва: НИУ ВШЭ. С. 19.

Малышева Г. А. (2020). Социально-политические аспекты пандемии в обществе цифровой сетевизации: российский опыт // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2020. No 3. URL: https://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/Doc/1025. С. 15.

Мау В. А. (главный редактор), Идрисов Г. И., Кузьминов Я. И., Радыгин А. Д., Садовничий В. А., Синельников-Мурылев С. Г. (2020). Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. Москва. 744 с.

Михайленок О. М., Малышева Г. А. (2021). Пандемия COVID-19 - новый этап цифровой трансформации общества // Социальные и гуманитарные знания. Том 7. № 1. С. 28-39.

Назаров М. М., Иванов В. Н., Кублицкая Е. А. (2019). Медиа, институты и доверие российских граждан // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Т. 19. № 2. 277-288.

Необходимость в повышении цифровой доступности во время пандемии COVID-19 и в последующий период (2020). ITUNews Magazine. №3. С.31.

Отчет Михаила Мишустина о работе правительства. Стенограмма. URL: https://rg.ru/2020/07/22/otchet-mihaila-mishustina-o-rabote-pravitelstva-stenogramma.html

Тропинова Е. А. (2020). Сетевые дизайны цифрового публичного управления: единство стратегий и вызовы управляемости // Информационный бюллетень «Политическая онтология цифровизации: исследование институциональных оснований цифровых форматов государственной управляемости». № 1 (22). С. 15.

Указ о национальных целях развития России до 2030 года от 21.07. 20. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728

Шарков Ф. И., Силкин В. В. (2018). Теория и практика массовой информации как фундаментальное направление коммуникологии: монография; Международная академия коммуникологии. Москва: Дашков и К°. 303 с.

Шарков Ф.И. (2016). Визуализация политического медиапространства //Полис. Политические исследования. № 5. С. 97-107.

■ ■ ■ Transformation of methods and methods of communication during the pandemic

Sadovaya A. P.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russian Federation.

Abstract. On March 12, 2020, the World Health Organization (WHO) declared the outbreak of the new coronavirus SARS-CoV-2 a pandemic. This statement forced organizations faced with a difficult, unfamiliar situation to take strict measures to contain panic among their employees. The further development of events affected all spheres of people's lives. Faced with an unprecedented global health crisis, world governments have been forced to introduce various forms of isolation to limit the spread of the disease. Many were transferred to remote work or were left without it due to the massive closure of various service enterprises. The COVID-19 pandemic has affected the ways of communication between people: the effect of restrictions has been to accelerate digital transformation, revise approaches to interaction,

communication. People who previously preferred face-to-face meetings had to get out of their comfort zone by immersing themselves in the digital world - and this way of thinking is unlikely to return to the state before COVID-19. Globally, there have been more significant changes in the workplace than at any time in history. The changes brought to life by the pandemic made us think about new ways of doing things in the future, rapid deployment and implementation of solutions. In this article, the author conducted a scientific analysis and critical understanding of the problem of transformation of methods and methods of communication during the coronavirus pandemic.

Keywords: COVID-19 pandemic, transformation of communication methods, digital transformation, media consumption, reorganization of spheres of life, cybersecurity

For citation: Sadovaya A.P. (2021). Transformation of methods and methods of Communication during a pandemic. In: Communicology: electronic scientific journal. Vol. 6. No 4, pp. 106-116.

Inf. about the author: Sadovaya Alina Petrovna, is a student of the Faculty of Journalism of the IGSU of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. Address: 82 Vernadsky Avenue, Moscow, 119571. E-mail: [email protected] .

Received: 16.10.2021. Accepted: 20.12.2021.

OECD. «Measuring the Digital Transformation: A Roadmap for the Future» (2019). URL: https://www.oecd.org/publications/measuring-the-digital-transformation-

9789264311992-en.htm

URL:https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/technology-media-and-telecommunications/articles/mediaconsumption-in-Russia-2021.html]

Abdrakhmanova G. I., Bykhovsky K. B., Veselitskaya N. N., Vishnevsky K. O., Gokhberg L. M., etc.; author's col. P. B. Rudnik; scientific editors L. M. Gokhberg, P. B. Rudnik, K. O. Vishnevsky, T. S. Zinina (2021). Digital transformation of industries: Starting conditions and priorities: dokl. to the XXII Apr. international Scientific Conference on problems of economic and social development, Moscow, 13-30 Apr. 2021 / Nats. research. Uni-t «Higher School of Economics». Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics,. 239, [1] p. ISBN 978-5-7598-2510-4 (in the region). ISBN 978-5-7598-2270-7 (e-book). (In Rus.).

Artamonov V.A., Artamonova E.V. (2021). Cybersecurity in conditions of digital transformation. In: Digital transformation. No. 4 (17). pp. 42-51. (In Rus.).

Asmolov A G., Soldatova G. U., Chigarkova S.V., Maleva T.M., Sorokina S.S., Aldoshina T.L. (2020). Cross-cultural monitoring of images of infodemia and pandemic. Anthropological consequences of the pandemic. In: Monitoring the economic situation in Russia: trends and challenges of socio-economic development. No. 12 (114). p. 48. (In Rus.).

Gordeev S.S. (2020). Limitations and transformations in the social space of the coronacrisis: assessments of regions during the COVID-19 pandemic. In: Society and Power. No. 5. pp. 32-50. (In Rus.).

Zadorin I. V., Saponova A.V. (2019). Dynamics of the main communicative practices of Russians. In: Communications. Media. Design. Vol. 4. No. 3. P. 48. (In Rus.).

Kireeva O.F., Sharkov F.I. (2021). New digital technologies in professional communication. In: Communicology: electronic scientific journal. Vol. 6. No 2. p. 58. (In Rus.).

Lola I.S., Bakeev M.B. (2020). Digital agenda and initiatives in the field of digital technologies in the context of COVID-19 (review of practices of the European Union, the Organization for Economic Cooperation and Development, as well as other countries). Moscow: HSE, P. 19.

Malysheva G. A. (2020). Socio-political aspects of the pandemic in the society of digital networking: Russian experience. In: Bulletin of the Moscow State Regional University (electronic journal). No. 3. URL: https://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/Doc/1025. P. 15. (In Rus.).

Mau V. A. (Editor-in-chief), Idrisov G. I., Kuzminov Ya. I., Radygin A.D., Sadovnichy V. A., Sinelnikov-Murylev S. G. (2020). Society and the pandemic: experience and lessons of fighting COVID-19 in Russia. Moscow. 744 p.

Mikhaylenok O. M., Malysheva G. A. (2021).The COVID-19 pandemic is a new stage of digital transformation of society. In: Social and humanitarian knowledge. Vol. 7, No. 1, pp. 28-39. (In Rus.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mikhaylenok O. M., Malysheva G. A. (2021). The COVID-19 pandemic is a new stage of digital transformation of society. In: Social and humanitarian knowledge. Vol. 7, No. 1, pp. 28-39. (In Rus.).

Nazarov M. M., Ivanov V. N., Kublitskaya E. A. (2019). Media, institutions and trust of Russian citizens. In: Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology. Vol. 19. No. 2. 277-288. (In Rus.).

The need to increase digital accessibility during the COVID-19 pandemic and beyond. In: ITUNews Magazine. 2020. No.3. p.31.

Mikhail Mishustin's report on the work of the government. Transcript. URL: https://rg.ru/2020.07.22.otchet-mihaila-mishustina-o-rabote-pravitelstva-stenogramma.html

Tropinova E. A. (2020). Network designs of digital public administration: unity of strategies and challenges of manageability. In: Newsletter. Political ontology of digitalization: research of institutional foundations of digital formats of state manageability. No. 1 (22). p. 15. (In Rus.).

Decree on the National Development Goals of Russia until 2030 of 21.07. 20. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728

Sharkov F. I., Silkin V. V. (2018). Theory and practice of mass media as a fundamental direction of communication: monograph. International Academy of Communication. Moscow: Dashkov and Co. 303 p. (In Rus.).

Sharkov F.I. (2016). Visualization of the political media space. In: Policy. Political Studies. No. 5. pp. 97-107. (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.