Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ КАРЬЕРНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ЦИФРОВАЯ КАРЬЕРНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОСИСТЕМА / УНИВЕРСИТЕТ / РАБОТОДАТЕЛЬ / КАРЬЕРНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ВЫПУСКНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулина Ю. Н.

В современных условиях все большее внимание в вузе сосредоточено на эффективном использовании методов и инструментов построения эффективной работы в области трудоустройства и карьерного продвижения выпускников. Все перечисленные процессы с учетом современных реалий должны быть вписаны в цифровую повестку деятельности университета. В статье рассмотрены особенности цифровой экосистемы университета в контексте карьерного продвижения выпускников, в том числе на примере ряда вузов. Автором рассмотрены практика и эффект от применения цифровых сервисов и площадок для проведения карьерных мероприятий университета. В заключении сформулированы приоритетные направления реализации стратегии развития вуза, в числе которых формирование и развитие цифровой карьерной среды университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никулина Ю. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL CAREER ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY: PRACTICAL ASPECTS

In modern conditions, more and more attention in the university is focused on the effective use of methods and tools for building effective work in the field of employment and career promotion of graduates. All these processes, taking into account modern realities, should be included in the digital agenda of the university. The article considers the features of the digital ecosystem of the university in the context of career promotion of graduates, including the example of a number of universities. The author considers the practice and effect of using digital services and platforms for conducting career events at the university. In conclusion, the priority directions of the implementation of the university's development strategy are formulated, including the formation and development of the university's digital career environment.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ КАРЬЕРНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

цифровая карьерная среда университета: практические аспекты

digital career environment of the university: practical aspects

ОДОБРЕНО 14.05.2021 ОПУБЛИКОВАНО 30.08.2021 УДК 331.5 DOI 10.12737/2305-7807-2021-10-4-32-36

НИКУЛИНА Ю.Н.

Канд. экон. наук, доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург

NIKULINA Yu.N.

candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Personnel Management, Service and Tourism, Orenburg State University, Orenburg

e-mail: juliaguzenko@mail ru

Аннотация

В современных условиях все большее внимание в вузе сосредоточено на эффективном использовании методов и инструментов построения эффективной работы в области трудоустройства и карьерного продвижения выпускников. Все перечисленные процессы с учетом современных реалий должны быть вписаны в цифровую повестку деятельности университета. В статье рассмотрены особенности цифровой экосистемы университета в контексте карьерного продвижения выпускников, в том числе на примере ряда вузов. Рассмотрены практика и эффект от применения цифровых сервисов и площадок для проведения карьерных мероприятий университета. В заключение сформулированы приоритетные направления реализации стратегии развития вуза, в числе которых формирование и развитие цифровой карьерной среды университета.

Ключевые слова: цифровая экосистема, университет, работодатель, карьерная траектория, выпускник. Abstract

In modern conditions, more and more attention in the university is focused on the effective use of methods and tools for building effective work in the field of employment and career promotion of graduates. All these processes, taking into account modern realities, should be included in the digital agenda of the university. The article considers the features of the digital ecosystem of the university in the context of career promotion of graduates, including the example of a number of universities. The author considers the practice and effect of using digital services and platforms for conducting career events at the university. In conclusion, the priority directions of the implementation of the university's development strategy are formulated, including the formation and development of the university's digital career environment.

Keywords: digital ecosystem, university, employer, career path, graduate.

ПОЛУЧЕНО 16.04.2021

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТА В КОНТЕКСТЕ КАРьЕРНОГО

продвижения выпускников

Развитие цифровой экосистемы в университете должно быть интегральной частью стратегии развития вуза. Особое внимание в стратегии развития любого университета отводится системе мероприятий и инструментов, направленных на формирование эффективной модели содействия трудоустройству и карьерного продвижения выпускников. Как правило, формирование успешного выпускника университета начинается с первых лет обучения за счет системы профориентации, трудоустройства и поддержки выпускников, построенной на основе тесного взаимодействия с работодателями и влиятельными выпускниками [1]. Университет должен стать «социальным лифтом» для студентов и выпускников. Для успешного трудоустройства выпускников необходимо вовлекать студентов в подготовку к карьере с первых лет обучения. Для этого необходимо вести работу по нескольким ключевым направлениям: профориентация; профессиональное самоопределение; выстраивание карьерной траектории будущего молодого специалиста; подготовка к отбору в компании, включая мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности и адаптации на рынке труда; трудоустройство; поддержка карьеры молодых выпускников и выпускников с опытом работы. Практическое значение все больше приобретает идея управления жизненным циклом профессионального и карьерного развития

студента: от абитуриента до молодого специалиста в партнерстве с бизнесом и академическим сообществом.

Все перечисленные процессы с учетом современных реалий должны быть вписаны в цифровую повестку деятельности университета. Ряд вузов уже внедрил на своих образовательных и информационных платформах различные инструменты, которые связаны с формированием цифровых профилей компетенций, цифровых портфолио обучающихся и выпускников.

Томский политехнический университет (ТПУ) разработал цифровые профили компетенций, которые смогут создавать индивидуальные траектории обучения с учетом особенностей выбранной специальности, трендов циф-ровизации и даже психотипа студента. В Тюменском государственном университете (ТюмГУ) разработали метод определения профпригодности студента по его цифровому следу, который извлекается из текстов курсовых, дипломных и других научно-исследовательских работ и проектов и сравниваются с описанием вакансий, которые публикуют компании [2].

В Оренбургском государственном университете достаточно эффективно функционирует электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС), включающая инструменты, связанные с карьерным продвижением студентов и выпускников. Через личные кабинеты обучающимся — авторизованным пользователям обеспечена возможность просматривать результаты освоения образовательной программы (формирование компетенций) (рис. 1).

е п лас Ой]

Рис. 1. Интерфейс ПС «Личный кабинет обучающегося» (результаты освоения образовательной программы (формирование компетенций))

Кроме того, ЭИОС университета обеспечивает формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ, рецензий и оценок за эти работы со стороны любых участников образовательного процесса, в том числе работодателей [3].

Потенциальные работодатели на сайте ОГУ могут видеть открытую часть портфолио обучающихся (рис. 2).

По результатам ежегодного анкетирования выпускников в программной системе «Выпускник ОГУ» формируется банк

резюме выпускников университета в разрезе факультетов (институтов) и направлений подготовки за последние 3 года, который автоматически генерируется на сайт университета в информационно-поисковой системе (ИПС) «Биржа труда» с учетом согласия выпускника на размещение его в открытом доступе [4] (рис. 3).

Таким образом, обобщив информацию относительно функционирования программных систем хранения информации информационно-аналитической системы ОГУ, свя-

Л огу Оренбург официа.' X | ОГУ - Электронная ииг X | Личный кабмнет обу- X | Д osu.ru/i5s/portfolio/ — X | [¡) Портфолио обучающе X 1г) Портфолио обучаю С й osu.ru/iss/рю^оПо/ЗЭД06$/аЬ2а11Ьуа_каппа_гат1Ге^^

/// ПОРТФОЛИО

III ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

» о

Главная Портфолио

Абзалилова Карина Рамильевна

Сведения об обучении в ОГУ (1) Сведения об образовании (1) Достижения (б)

Учебная деятельность (4)

УЧАСТИЕ (КОНКУРСЫ, СОРЕВНОВАНИЯ, ДР)

УРОВЕНЬ МЕРОПРИЯТИЯ ОРГАНИЗАТОР

Международный Центр педагогических инициатив развитая образования 'Новый век1

г.Тюмень

СТЕПЕНЬ УЧАСТИЯ

участие МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Г.Тюмень, С 10.09.2019 ПО 15.09.2019

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

всероссийский дистанционный конкурс 'Я-ПЕДАГОГ ДОКУМЕНТЫ

а

УЧАСТИЕ (КОНКУРСЫ, СОРЕВНОВАНИЯ, ДР.)

УРОВЕНЬ МЕРОПРИЯТИЯ ОРГАНИЗАТОР

Всероссийский Центр педагогических инноваций и развития об| разования 'Новый век'

СТЕПЕНЬ УЧАСТИЯ МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ г.Тюмень, с 16.11.201 а по 1S.11.2018

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ Открытый Всероссийский дистанционный конкурс Эссе'Моя профессия-восп итатель' ДОКУМЕНТЫ

ИЩк ://сеи. ги/й5/рогШю/390068/аЬ: Г'ПускI ¡0 Поиск

о

Рис. 2. Интерфейс «Портфолио обучающегося»

Рис. 3. Интерфейс ИПС «Биржа труда» (база резюме)

занной с оценкой сформированных компетенций, трудоустройством студентов и выпускников и развитием их карьеры, можно говорить о необходимости комплексного подхода к трансформации цифровой экосистемы университета в контексте карьерного продвижения. С учетом опыта и наработок других вузов дальнейшее развитие образовательной экосистемы ОГУ в условиях цифровой экономики должно быть сконцентрировано на совершенствовании цифровых профилей студентов и построении индивидуальной образовательной траектории, а также взаимосвязи информационных баз данных электронных портфолио студентов и резюме выпускников в рамках формирования цифровых портфолио обучающегося и выпускника ОГУ за счет интеграции верифицированных данных и результатов обучения в персональные резюме на сайте вуза.

Кроме того, одним из ключевых цифровых инструментов в арсенале цифровой трансформации ОГУ должен стать ме-тасервис «Личный кабинет партнера» (ЛКП). В ЛКП должны быть собраны все сервисы, которые смогут облегчить коммуникацию между компаниями-партнерами и студентами Оренбургского государственного университета [5].

ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИя DIGITAL-ФОРМАТОВ

проведения карьерных мероприятий

УНИВЕРСИТЕТА

В связи со сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуацией на территории нашей страны изменился традиционный формат проведения карьерных мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение студентов и содействие их занятости. Произошел переход взаимодействия предприятий-работодателей и студентов в цифровое пространство с применением digital-форматов. Применение цифровых сервисов и площадок для проведения карьерных мероприятий также выступает в качестве одного из элементов формирования и развития цифровой карьерной среды университета [6, 7].

Второй год на базе Оренбургского государственного университета реализуется обучение банковскому бизнесу.

Если в 2020 г. только часть совместного проекта Банка ВТБ (ПАО) и Оренбургского государственного университета «Банковская школа ВТБ» для студентов ОГУ была реализована в дистанционном формате, в том числе и сдача зачета, то в 2021 г. реализация проекта полностью ведется в цифровом пространстве. Так, торжественное открытие состоялось на пространстве коллективной работы «Точка кипения ОГУ», а дальнейшее обучение ведется на платформе «Вебинар». Занятия проходят с применением digital-технологий в дистанционном формате в виде семинаров, интерактивных лекций, деловых игр, решения бизнес-кейсов и тренингов. В числе основных тем и вопросов для будущих специалистов — «Деловые коммуникации», «Этика делового общения», Публичные выступления» «Навыки продаж».

В марте 2020 г. в Оренбургском государственном университете прошли «Дни карьеры технических направлений подготовки» в формате онлайн. В мероприятии приняли участие около 20 ведущих предприятий и организаций Оренбурга, Оренбургской области и других регионов России. Студенты и выпускники смогли ознакомиться с информационными материалами предприятий-участников, предложениями по трудоустройству, а также заполнить анкеты и переслать резюме. Студенты и выпускники заинтересовались новым форматом взаимодействия с предприятиями-работодателями, в Днях карьеры приняли участие порядка 500 человек (рис. 4).

Ежегодно университет принимает участие во Всероссийской профориентационной акции «Неделя без турникетов», проводимой в рамках федеральной программы «Работай в России!». В мае 2020 г. Оренбургский государственный университет выступил организатором интерактивной он-лайн-площадки с возможностью посещения предприятий при помощи виртуальных экскурсий со свободным доступом для всех желающих. Более 800 школьников и их родителей, студентов Оренбургского государственного университета, его филиалов и колледжей воспользовались возможностью онлайн-знакомства с предприятиями (рис. 5).

Традиционно в октябре в университете проводятся обучающие семинары «Правила успешного трудоустройства»,

Рис. 4. Интерфейс онлайн-площадки «Дней карьеры технических направлений подготовки»

в которых принимают участие старшекурсники всех факультетов и институтов. Мероприятия для студентов старших курсов были реализованы в онлайн-режиме при поддержке «Точки кипения ОГУ». На семинарах слушатели были проинформированы об актуальных проектах по набору студентов и выпускников и карьерных мероприятиях, направленных на повышение SoftskШs будущих молодых специалистов, в которых студенты могут принять активное участие. Дистанционные семинары-тренинги «Правила успешного трудоустройства» прошли в формате диалога, в режиме «вопрос — ответ». Студенты не только отвечали на вопросы модератора мероприятия, но и задавали встречные вопросы, что позволило раскрыть их осведомленность и заинтересованность в рассматриваемых темах.

Для студентов Оренбургского государственного университета в системе Moodle было организовано обучение по онлайн-курсу «Поиск работы: от теории к практике», разработанному ОГУ совместно с компанией HeadHunter, который стал хорошим дополнением к мероприятиям по повышению конкурентоспособности будущих выпускников. Занятия

проходили в системе Moodle и студенты имели возможность через личный кабинет в рамках своего обучения ознакомиться и успешно освоить предложенные к изучению темы [8].

Анкетирование выпускников ОГУ проводится онлайн через программную систему «Личный кабинет обучающегося». Результаты анкетирования являются основой для формирования базы резюме выпускников, проведения мониторинга трудоустройства и поддержания связи с выпускниками с целью их информирования о предстоящих карьерных мероприятиях университета [9].

Студенты ОГУ активно принимают участие в федеральных проектах, направленных на реализацию принципов прак-тико-ориентированного обучения и повышение конкурентоспособности выпускников, реализуемые с применением digital-форматов на платформе АНО «Россия — страна возможностей»: Международный инженерный чемпионат для молодежи CASE-IN, «Профстажировки 2.0», Всероссийская студенческая олимпиада «Я — профессионал», Всероссийский молодежный кубок по менеджменту «Управляй!», являющиеся образовательными проектами в рамках федераль-

главная о центре сотрудничество полезные материалы события и мероприятия публикации практика исследования

вузовским центрам содействие трудоустройству лиц с овз содействие занятости студентов и трудоустройству выпускников: онлайн-Формат

Недели без турникетов в формате онлайн

30 апреля — 30 мая 2020 г.

Студенты и выпускники Оренбургского государственного университета!

Приглашаем на виртуальные экскурсии по производственным подразделениям действующих промышленных предприятий, а также ознакомиться с информационными материалами предприятий-участников (презентации, видеоматериалы).

Рис. 5. Интерфейс мероприятия «Неделя без турникетов в формате онлайн»

ного проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование» [10].

Применение digital-форматов карьерных мероприятий раскрывает широкий круг возможностей: от обучения — дистанционных вебинаров и тренингов в области построения карьеры до виртуальных экскурсий на потенциальные места трудоустройства. Основной эффект от применения digital-решений на карьерных мероприятиях — это оптимизация организационных процессов, увеличение охвата и поддержание интереса целевой аудитории.

В заключение отметим, что процесс развития карьерной среды университета является актуальной и перспективной задачей в рамках цифровой экосистемы. Деятельность вуза в области формирования карьерных траекторий, карты компетенций будущих молодых специалистов фактически полученной в рамках реализации образовательной программы и востребованной со стороны профильных организаций-работодателей должна рассматриваться как ключевой элемент стратегии развития вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Климов А.А., Заречкин Е.Ю., Куприяновский В.П. О цифровой экосистеме современного университета // Современные информационные технологии и ИТ-образование. — 2019. — Т. 15. — № 4. — С. 815-824.

2. Зинюхина Н.А., Никулина Ю.Н. Информационные технологии в системе становления конкурентоспособного специалиста в условиях цифровой образовательной среды // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос. науч.-метод. конф. (с междунар. участием), 23-25 янв. 2019 г., Оренбург: ОГУ, 2019. — С. 5256-5260.

3. Никулина Ю.Н. Формирование региональной политики социального партнерства в области подготовки конкурентоспособных специалистов // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 9. — С. 1173-1190.

4. Ковалевский В.П. Формирование информационно-образовательной среды вуза: опыт Оренбургского государственного университета / В.П. Ковалевский, В.В. Быковский, Т.В. Волкова, Е.В. Дырдина // Информатизация образования и науки. — 2015. — № 2 (26). — С. 15-23.

5. Приоритеты развития модернизационной экономики = Development Priorities of Modernization Economy: монография / под ред. Ж.А. Ермаковой; [Ж.А. Ермакова и др.]. — М.: Креативная экономика, 2017. — 462 с.

6. Шестакова Е.В. Ключевые тенденции управления человеческими ресурсами в условиях цифровой трансформации // Управление персоналом. Профориентация и задачи развития партнерского взаимодействия: сб. тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф., 25 дек. 2018 г. — Москва: Знание-М,2020. — С. 14-20.

7. Кущева Н.Б. Современная цифровая образовательная среда в высшем образовании России // Проблемы современной экономики. — 2018. — № 4 (68). — С. 191-194.

8. Свистунов В.М., Лобачев В.В. «Новые» компетенции руководителя в условиях цифровой трансформации бизнеса // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2021. — № 1. — С. 5-10.

9. Ermakova Z.A. Quality of education according to the assessment of University's key partners / Z. A. Ermakova, Y.N. Nikulina. Vysshee Obrazovanie v Rossii, 2020. — Vol. 29, Iss. 8-9. — P. 129-141.

10. Olkhovaya T.A. Cooperation between university and business community: Experience and development priorities = Сотрудничество университета и бизнес-сообщества: опыт и приоритеты развития / T.A. Olkhovaya, N.A. Zinyukhina,

Y.N. Nikulina. Vysshee Obrazovanie v Rossii, 2019. — T. 28, № 7. — C. 139-149.

REFERENCES

1. Klimov A.A., Zarechkin E.Yu., Kupriyanovskiy V. P. O tsifrovoy ekosisteme sovremennogo universiteta [On the digital ecosystem of a modern university]. Sovremennye informatsionnye tekhnologii i IT-obrazovanie [Modern information technologies and IT education]. 2019, V.15, I. 4, pp. 815-824.

2. Zinyukhina N.A., Nikulina Yu.N. Informatsionnye tekhnologii v sisteme stanovleniya konkurentosposobnogo spetsialista v us-loviyakh tsifrovoy obrazovatel'noy sredy [Information technologies in the system of becoming a competitive specialist in a digital educational environment]. Universitetskiy kompleks kak regional'nyy tsentr obrazovaniya, nauki i kul'tury: materialy Vse-ros. nauch.-metod. konf. (smezhdunar. uchastiem), 23—25yanv. 2019 g. [University complex as a regional center of education, science and culture: materials of the All-Russian. scientific method. conf. (with international participation), 23-25 Jan. 2019]. Orenburg: OGU Publ., 2019, pp. 5256-5260.

3. Nikulina, Yu. N. Formirovanie regional'noy politiki sotsial'nogo partnerstva v oblasti podgotovki konkurentosposobnykh spet-sialistov [Formation of a regional policy of social partnership in the field of training competitive specialists]. Kreativnaya ekonomika [Creative Economy]. 2015, V. 9, I. 9, pp. 1173-1190.

4. Kovalevskiy, V.P. Formirovanie informatsionno-obrazovatel'noy sredy vuza: opyt Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Formation of the information and educational environment of the university: the experience of the Orenburg State University]. Informatizatsiya obrazovaniya i nauki [Informatization of education and science]. 2015, I. 2 (26), pp. 15-23.

5. Prioritety razvitiya modernizatsionnoy ekonomiki [Development Priorities of Modernization Economy]. Moscow: Kreativnaya ekonomika Publ. 2017. 462 p.

6. Shestakova, E.V. Klyuchevye tendentsii upravleniya cheloveche-skimi resursami v usloviyakh tsifrovoy transformatsii [Key trends in human resource management in the context of digital transformation]. Upravlenie personalom. Proforientatsiya i zadachi razvitiya partnerskogo vzaimodeystviya. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 25 dek. 2018 g. [Personnel management. Career guidance and development tasks for partnership: collection of articles. thesis. report Int. scientific-practical Conf., 25 Dec. 2018]. Moscow: Znanie-M Publ., 2020, pp. 14-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kushcheva N.B. Sovremennaya tsifrovaya obrazovatel'naya sreda v vysshem obrazovanii Rossii [Modern digital educational environment in higher education in Russia]. Problemy sovre-mennoy ekonomiki [Problems of the modern economy]. 2018, I. 4(68), pp. 191-194.

8. Svistunov V.M., Lobachev V.V. «Novye» kompetentsii ruko-voditelya v usloviyakh tsifrovoy transformatsii biznesa ["New" competencies of the head in the context of digital transformation of business]. Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii [Human resources and intellectual resources management in Russia]. 2021, I. 1, V. 10, pp. 5-10.

9. Ermakova, Z.A. Quality of education according to the assessment of University's key partners / Z. A. Ermakova, Y.N. Nikulina // Vysshee Obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2020, V. 29, I. 8-9, pp. 129-141.

10. Olkhovaya, T.A. Cooperation between university and business community: Experience and development priorities = Sotrud-nichestvo universiteta i biznes-soobshchestva: opyt i prioritety razvitiya [Cooperation between university and business community: Experience and development priorities = Cooperation between university and business community: Experience and development priorities]. Vysshee Obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2019, V. 28, I. 7, pp. 139-149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.