Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА В ВОПРОСАХ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА'

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА В ВОПРОСАХ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ-РАБОТОДАТЕЛИ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулина Юлия Николаевна

В статье рассмотрены вопросы развития форм сотрудничества образовательных организаций и бизнес-сообщества в области подготовки конкурентоспособных специалистов. Представлены результаты исследования предприятий-работодателей относительно организации практической подготовки, форм и методов проведения практики, а также оценки уровня профессиональной подготовленности практикантов как молодых специалистов. В числе основных проблем выделены отсутствие гибкости университета в процессе организации практики, слабое сотрудничество между университетом и предприятиями, отсутствие доверия к студенческому потенциалу со стороны бизнес-сообщества, слабое взаимодействие между руководителями практики от университета и наставниками от предприятий, отсутствие механизмов вовлечения студентов в работу предприятий. Автором сделаны выводы, что для формирования конкурентоспособной личности молодого специалиста на рынке труда необходимо в рамках развития форм сотрудничества образования и бизнес-сообщества еще в процессе обучения привлекать студентов и выпускников не только к практической подготовке, но и к исследовательской, инновационной и проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никулина Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AND BUSINESS INTEGRATION IN PERSONNEL PRACTICAL TRAINING FOR THE REGIONAL ECONOMY

Development of cooperation between educational organizations and the business community in training competitive specialists is discussed in the article. The results of a study of employers regarding the organization of practical training, forms and methods of conducting practical training, as well as assessing the level of professional readiness of trainees as young specialists are given. The lack of flexibility of the university in the process of organizing an internship, weak cooperation between the university and enterprises, lack of trust in the student potential on the part of the business community, weak interaction between the heads of the practice from the university and mentors from enterprises, lack of mechanisms for involving students in the work of enterprises are among the main identified problems. The author concludes that in order to form a competitive personality of a young specialist in the labour market, it is necessary to involve students and graduates not only in practical training, but also in research, innovation and project activities within the framework of the development of cooperation between education and the business community during the training process.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА В ВОПРОСАХ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 8 • Номер 7 • Июль 2021

ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

Первое

экономическое издательство

интеграция образования и бизнеса в вопросах практической подготовки кадров для экономики региона

Никулина Ю.Н. 1

В статье рассмотрены вопросы развития форм сотрудничества образовательных организаций и бизнес-сообщества в области подготовки конкурентоспособных специалистов. Представлены результаты исследования предприятий-работодателей относительно организации практической подготовки, форм и методов проведения практики, а также оценки уровня профессиональной подготовленности практикантов как молодых специалистов. В числе основных проблем выделены отсутствие гибкости университета в процессе организации практики, слабое сотрудничество между университетом и предприятиями, отсутствие доверия к студенческому потенциалу со стороны бизнес-сообщества, слабое взаимодействие между руководителями практики от университета и наставниками от предприятий, отсутствие механизмов вовлечения студентов в работу предприятий. Автором сделаны выводы, что для формирования конкурентоспособной личности молодого специалиста на рынке труда необходимо в рамках развития форм сотрудничества образования и бизнес-сообщества еще в процессе обучения привлекать студентов и выпускников не только к практической подготовке, но и к исследовательской, инновационной и проектной деятельности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: система образования, предприятия-работодатели, практическая подготовка, профессиональная подготовленность, молодой специалист.

Education and business integration in personnel practical training for the regional economy

Nikulina Yu.N. 1

1 Orenburg State University, Russia

Введение

Модернизация развития образовательных организаций имеет критическое значение как для целей трансформации в исследовательскую или предпринимательскую образовательную организацию, так и для целей обеспечения соответствия навыков и компетенций выпускников запросам национальной экономики и общества, прежде всего потребностям хозяйствующих субъектов, находящихся на территории региона. Партнерство образовательных организаций и бизнес-сообщества представляет собой весомый инструмент для повышения уровня эффективности профессионального образования, его развития

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия

АННОТАЦИЯ:

и оказывает существенное влияние на качество подготовки конкурентоспособных молодых специалистов [1] (Balynskaya, Kuznetsova, 2018). Реализация такого взаимодействия может стать эффективной, если будут внедрены формы и инструменты сотрудничества, учитывающие взаимные интересы сторон. Анализ опыта взаимодействия предприятий и учреждений системы образования показал, что любая образовательная организация, вступая в партнерские отношения с бизнесом, ставит перед собой вопросы, связанные с реализацией традиционных и инновационных форм и методов взаимодействия с учетом приоритетов экономического развития страны в целом и региона в частности [2, 3] (Karpova, Nikulina, Matyushko, 2015; Tashkinov, Shevelev, Danilov, Stolbov, 2011).

Одним из практических инструментов решения задач формирования эффективного социального партнерства системы образования и бизнес- сообщества на региональном уровне является внедрение кадрового стандарта промышленного (экономического) роста. В 2016 году в Российской Федерации был разработан и запущен кадровый стандарт промышленного (экономического) роста, основная цель которого - трансформация системы подготовки кадров для обеспечения региональной экономики новым поколением молодых профессионалов, соответствующих требованиям и потребностям современного рынка труда.

ABSTRACT:_

Development of cooperation between educational organizations and the business community in training competitive specialists is discussed in the article. The results of a study of employers regarding the organization of practical training, forms and methods of conducting practical training, as well as assessing the level of professional readiness of trainees as young specialists are given. The lack of flexibility of the university in the process of organizing an internship, weak cooperation between the university and enterprises, lack of trust in the student potential on the part of the business community, weak interaction between the heads of the practice from the university and mentors from enterprises, lack of mechanisms for involving students in the work of enterprises are among the main identified problems. The author concludes that in order to form a competitive personality of a young specialist in the labour market, it is necessary to involve students and graduates not only in practical training, but also in research, innovation and project activities within the framework of the development of cooperation between education and the business community during the training process.

KEYWORDS: education system, employers, practical training, professional readiness, young specialist

JEL Classification: 126, J23, J24 Received: 10.07.2021 / Published: 31.07.2021

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Nikulina Yu.N. (juliaguzenko0mail.ru)

CITATION:_

Nikulina Yu.N. (2021) Integratsiya obrazovaniya i biznesa v voprosakh prakticheskoy podgotovki kadrov dlya ekonomiki regiona [Education and business integration in personnel practical training for the regional economy]. Ekonomika truda. 8. (7). - 701-714. doi: 10.18334/et. 8.7.112379

Кадровый стандарт направлен на комплексное развитие системы кадрового обеспечения региона посредством создания сквозного процесса с участием всех заинтересованных сторон: образовательных организаций, органов власти и предприятий-работодателей региона. Особое внимание в рамках реализации данного стандарта отведено вопросам практической подготовки как инновационной формы участия представителей работодателей не только в качестве базы для прохождения практики, но и более серьезного погружения в образовательный процесс за счет проведения на территории организаций лекций, практических и лабораторных занятий [4] (Dmitrieva, Nikulina, Lisina, Zhura, Zabolotskaya, Starkova, Krotova, Shcherbakova, Miryushkina, Kononenko, Todoseychuk, Prusakova, 2012).

Проблемы кадрового обеспечения экономики региона актуальны как для образовательных организаций, так и организаций-работодателей. В диалоге преподавательского сообщества, представителей власти, общественности и работодателей все чаще обсуждаются вопросы и зоны ответственности всех трех сторон процесса организации практического обучения [5] (Niyazova, 2021). Работодатели хотят видеть студентов ответственными, проявляющими soft skills и hard skills на практике, показывающими высокий уровень интеллекта. Но при этом организации должны быть сами заинтересованы в студенте-практиканте, поручать ему под руководством эксперта-ментора проектные работы, доверять проработку и анализ кейсов, особенно связанных с кризисными ситуациями на производстве, позволить мыслить нестандартно и получать от студента желаемый результат. Университету предстоит решить проблему разрыва между теорией и практикой посредством включения в профессиональные образовательные программы прохождения практики в условиях реального производства [6, 7] (Proskurin, Karpova, Nikulina, 2012; Ermakova et al., 2017).

В связи с вышеизложенным актуальными становятся вопросы анализа процессов организации и проведения практической подготовки в рамках сотрудничества образовательной организации и ее ключевых партнеров- работодателей.

организация практической подготовки как формы сотрудничества образования и бизнес-сообщества: результаты исследования

Оренбургский государственный университет (ОГУ) уделяет повышенное внимание вопросам оценки кадровых предпочтений, требований предприятий- работодателей, а также удовлетворенности их качеством подготовки молодых специалистов - выпускников университета с помощью различных опросов. В 2020 году в ОГУ было

ОБ АВТОРЕ:_

Никулина Юлия Николаевна, доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма, кандидат экономических наук, доцент (juliaguzenko0mail.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Никулина Ю.Н. Интеграция образования и бизнеса в вопросах практической подготовки кадров для экономики региона // Экономика труда. - 2021. - Том 8. - № 7. - С. 701-714. doi: 10.1833 4/et .8.7.112379

проведено анкетирование ключевых партнеров университета предприятий-работодателей в области оценки организации практической подготовки студентов. Цель исследования - выявление проблем в процессе организации и проведения практики, определение уровня профессиональной подготовленности практикантов и разработка предложений по повышению эффективности практической подготовки студентов как будущих молодых специалистов. В качестве объекта исследования выступили 70 предприятий и организаций, выступающих основными партнерами ОГУ в вопросах подготовки кадров для экономики региона.

Результаты исследования показали, что наблюдается четкая взаимозависимость между размером компании и реализуемыми формами сотрудничества. В числе приоритетных для всех участников исследования выступают предоставление мест для прохождения практики и использование предприятий в качестве базы для прохождения практики. Причем крупные предприятия, как правило, используют в рамках сотрудничества с вузами практически все возможные формы, в том числе целевую подготовку и участие в разработке учебных программ, т.е. шире смотрят на диапазон взаимодействия с системой образования.

Большинство респондентов - около 90% подтвердили, что взаимодействуют с вузами-партнерами по вопросам производственной практики, 3,7% указали, что это не приоритетная задача для компании, 3,7% обратили внимание, что у них практиканты не из системы высшего образования, и 3,7% выбрали вариант «другое» и отметили, что планируют взаимодействие по вопросам прохождения практики студентов.

Полученные результаты доказывают интерес практически всех предприятий к данному направлению сотрудничества вне зависимости от размера компании. Подавляющая часть участников опроса - 74,1% отметили, что за работу с практикантами отвечают отдельные специалисты, пятая часть опрошенных (22,2%) указали, что в организации есть отдельное подразделение, и 3,7% опрошенных предприятий отме-

да

нет, это не приоритетная задача для компании нет, у нас практиканты не из системы

высшего образования другое (планируем взаимодействие по практике)

нет, мы не знаем куда обратиться нет, процесс забюрократизирован

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%100%

Рисунок 1. Взаимодействуйте ли Вы с вузами по вопросам производственной практики?

Источник: составлено автором.

88,9%

тили, что никто на предприятии не занимается такими вопросами. В зависимости от структуры компании вне зависимости от ее размера, если есть служба по управлению персоналом, то именно она и отвечает за координацию всех вопросов по практике студентов, в остальных случаях - работают в этом направлении отдельные специалисты [8] (Olkhovaya, Zinyukhina, Ш^Н^, 2019).

Далее респондентам был задан вопрос: «Считаете ли Вы, что специалистам, отвечающим за работу с практикантами, нужна подготовка?», ответы на который показали, что такой подготовки не требуется - 92,6% ответивших, их них 74,1% указали в качестве причины, что соответствующие специалисты компании достаточно компетентны, и 18,5% отметили, что это не приоритетная задача для них/компании. Около 8% респондентов ответили положительно. Таким образом, можно сделать вывод, что, как правило, специалисты организаций компетентны в данных вопросах, тем не менее часть предприятий указали в качестве дополнительных знаний необходимость в развитии компетенций в области управления человеческими ресурсами и консультаций по специфике работы с практикантами со стороны вуза.

Прохождение практики студентов в организациях - это определенный процесс, который, в свою очередь, требует регламентации и оформления определенных документов внутри предприятия с учетом специфики производственной деятельности. По результатам исследования выявлено, что большинство предприятий-работодателей издают собственные локальные нормативные акты: 66,7% предприятий в качестве таковых указали приказ о закреплении руководителя практики, около половины (48,1%) респондентов - распоряжение о назначении на практику - как правило, это крупные и средние компании, четвертая часть (25,9%) ответили, что существует Положение о доступе к информации (с учетом уровней доступа) - в зависимости от отрасли, в которой работает предприятие, и лишь 14,8% указали, что в компании отсутствуют локальные нормативные акты, регламентирующие прохождение практики.

Как правило, отправляясь на практику, студент со стороны университета получает методические указания для прохождения практики, программу практики и индивидуальное задание от руководителя практики вуза. Что касается предприятий, то они по-разному относятся к занятости студентов во время прохождения практики. В связи с чем респондентов попросили перечислить виды работ (функции) студентов во время практики (рис. 2).

Обобщив, можно заключить, что в большинстве случаев (более 50%) основными методами являются наблюдение, техническая и аналитическая работа с документами, а также выполнение текущих операций, и менее 30% респондентов допускают студентов к участию в проектах и творческой работе просто потому, что, возможно, не в полной мере могут доверить определенные задачи, с одной стороны, с другой - так как руководители практики со стороны профильной организации не всегда располагают временем, чтобы в полной мере поработать с практикантом и по большому

наблюдение

66,7%

техническая работа с документами (копирование, систематизация и т.п.) выполнение текущих операций (в

63,0%

63,0%

качестве помощника)

продвижение продуктов/услуг компании

аналитическая работа с документами

участие в планировании и стратегических процессах

участие в производстве

участие в проекте/-ах

творческая работа

25,9%

29,6%

33,3%

51,9%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%

Рисунок 2. Виды работ (функции) студентов во время практики с позиции предприятия

Источник: составлено автором.

счету рассматривают их как дополнительную рабочую сил [9] (Esina, Stepanenkova, Agafonova, 2015).

В качестве основной формы документов для оформления студентов на практику выступает договор (соглашение) с университетом о пров едении практики - так ответили более 80% предприятий, принимавших участие в исследовании, на втором месте - договор на отдельного (конкретного студента) - 44,4%, соглашение о стратегическом партнерстве с университетами рассматривают как форму оформления студентов в 18,59% предприятий, и по 35,796 в качестве формы указали гражданско-правовой договор, устную догово^нносвь или в категории «другое» - прирез по филиалу о прохождении практики. Следовательно, можно сделать вывод, что все предприятия достаточно серьезно подходят к вопросу оформления студентов на практику. Процесс прохождения практики у крупных предприятий обычно регламентирован изданием приказа предприятия, с со стороны вуоа - это договор о стратегическом сотрудничестве. Средние и малые предприятия заключают договоры о базах практики и индивидуальные договоры на каждого студента.

Особое внимание в исследовании было уделен о вопросам оценки профессиональной подготовленности практикантов как будущих молодып специалистов. Работодателям были предложены 10 показателей для оценки по шкале с опре делением уровня от слабого (1) до высокого (4). Результаты исследования показали, что ряд предприятий озабочены уровнем практических навыков выпускников (44,4%),

способностью применять навыки в практической ситуации (44,4%), а также быстрым реагированием в нестандартной ситуации (40,7%). Тем не менее большинство предприятий и отметили самый высокий уровень в оценке практикантов - по показателю исполнительности и производственной дисциплины (55,6%) и уровню теоретических знаний и (37%), средние оценки выставлены по показателям «Способность работать в команде» (66,7%), «Способность приобретать новые знания и навыки» (59,3%) (рис. 3). Дополнительно к вопросу об оценке уровня подготовленности был задан вопрос относительно основных недостатков студентов, проходящих практику. В качестве таковых большая часть работодателей указала на недостаточный уровень практической подготовки - 73,1%, треть ответивших (34,6%) указала искаженные представления (ожидания) о структуре компании, иерархии, выполняемых функциях, 30,8% участников опроса отметили, что требуется особая мотивация, четвертая часть (26,9%) в качестве недостатков выделили отсутствие желания работать.

Анализируя методы для подготовки студентов к выполнению поставленных производственных задач во время прохождения практики, можно конотатировать,что в качестве основного респонденты определили наставничество - так ответили 77,8%

10. Способность работать в команде

9. Быстрое реагирование в нестандартной ситуации

8. Способность приобретать новые знания и навыки

7. Уровень исполнительности и производственной дисциплины

6. Соответствие навыков выпускника современным технологиям

5. Соответствие знаний выпускника требованиям должности

4. Способность применять навыки в практической ситуации

3. Умение применять теоретические знания в профессиональной деятельности

2. Уровень практических навыков

1. Уровень теоретических знаний

■ 1-Полностью не удовлетворен 3- В основном удовлетворен

Рисунок 3. Оценка уровня подготовленности практикантов предприятиями Источник: составлено автором.

11,1%

66,7%

22,2%

40,7°%

40,7°%

18,5%

3,7% 59,3%

7% 7,4% 33,3%

37,0%

55,6%

18,5%

7% 33,3%

51,9%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40,7%

29,6%

22,2%

7,4% 44,4%

25,9% 22,2%

3,7% 25,9%

48,1%

22,2%

7,4% 44,4%

25,9% 22,2%

7,4%

55,6%

37,0%

12-Частично удовлетворен 14-Полностью удовлетворен

включение в рабочие группы

предоставление документов

консультации специалистов

техническим инструктаж

специальные тренинги

наставничество

11,1%

22,2%

59,3%

66,7%

66,7%

77,8%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%

Рисунок 4. Какие методы используются в вашей компании для подготовки студентов к выполнению поставленных задач?

Источник: составле но авторо м.

предприятий, на второмместе 2 позиции - по 66,7% отметили предоставление документов и консультации специалистов. Технический инструктаж как метод для подготовки студентов к выполнению задач выделили 59,3% ответивших (рис. 4).

В целом можно сделать вывод, что, с одной стороны, практически все предприятия используют традиционные методы подготовки студентов к выполнению задач во время практики, с другой - недооцениваются такие ионовационные подходы, как включение в рабочие группы и проведение специальных тренингов в рамках проведения практики.

Как поннзывают результаты ислледования , наиболее востребов анным спосо бом оценки практикннтоо является характеристира в Дневнике прохождения практики (55,6%), около трети респонден ов (33,3%) в качестве таков й указали характеристику в университет на отдельном бланке организации, 25,9% отметили, что дают неформальную, устную оценку, и около 10% указали,чта оценка не осуществляется. Специальный метод оценки деятельности и навыков прнктикант3, такой! как метод кценки «35(50 градусов», указало лишь одно предприятие. Следовательно, в большинстве случаев в качестве методов оценки используются формальные подходы в оценке деятельности и навыков практиканта, тогда как логичнее было бы его оценивать сточки зрения методов оценки как кандидата на вакантную нолжность [10] оЬуЬоапе^а, BaagiKh, Pas/гkus, 2017).

Отдельным аспектом для исследования выступил вопрос, с кем конкретно в образовательном учреждении поддерживается связь со стороны предприятия по вопросам организации практической! подготовки. Как выяснилось, на первом месте - цниверси-тетские кафедры (77,а%), второо место зан имает Це нтр занятосси и карьеры - 51 ,9%, на третьем месте - отдельные преподаватели (40,7%) и далее директора институтов/ подразделений, личные контакты (формальные и неформальные).

Полученные реаультаты достаточоо объективны, в полной! мере отражают действующую систему взаимодействия с предприятиями, поскольку именно выпускающие

с унАверсАтетскАМА кафедрами с центром карьеры

с отдельными преподавателями

с директорами институтов /подразделений личные контакты (формальные а неформальные)

77,8

51,9%

Рисунок 5. С кем взаимодействует ваша компания в образовательном учреждении, с которым вы

сотруднич аете? Источник: ¿составлено автором.

еовые идеи 57,7%

еовые формы коммуникаций

еовые методы работы ОНАКА 23,1%

конкуренцию а коддекеиве ■И 15,4%

экономию издержек ■■15,4%

еовые цеееости 3,8 %

дополнительные проблемы 0,0%

другое 7,6%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%

Рисунок 6. Что привносят студенты в вашу организацию? Источник: составлено автором.

кафедры в большинстве случаев сотрудничают с профильными организациями, Центр занятости и карьеры, в свою очередь, выступает координатором и организатором мероприятий, направленных на содействие трудоустройству выпускников (рис. 5).

Данные опроса показали, что в первую очередь студенты в организации во время и по итогам прохождения практики приносят нозые идеи, - так высказались более половины респондентов (57,7%), 422,3% предприятий выделили в качестве таковых Н4вые формы коммуникаций, пятая часть (23,1%) указали в качестве положительного новые методы и подходы к решению определенных задач, далее по списку 15,4% отметили появление конкуренции в коллективе, и 15,4% обратили внимание на экономию издержек. Почти 4% ответили, что студензы несут новые ценности в компанию. В категеуии «другое» оказались возможность формирования кадрового резерва, нарушение трудлвой дисциплины, несоблюдение кориоративной этики (рис. 6).

На вопрос исследования «Готова ли ваша компания принимать больше студентов на практику?» большинство предприятий ответили положительно (48,1%). В числе причин отказа предприятия выбирали несколько ответов, из которых 37% отметили, что это не приоритетная задача компании, по 7,4% ответивших высказались, что нет ресурсов для обучения, требуются обученные сотрудники, и второй вариант - нет вакансий.

Формулируя направления повышения эффективности процесса организации практики 44,4% респондентов высказались в пользу совершенствования взаимодействия между компанией и вузом, 37% - за улучшение взаимодействия с куратором/наставниками, 25,9% предприятий предложили включать студентов в проектную команду, 25,9% организаций отметили необходимость в назначении ответственного лица (куратора) и наставника в компании, 15,8% респондентов - за изменение нормативной базы в компании относительно организации процесса организации практики, в том числе ее оплаты студентам. В категории ответов «другое» 14,8% указали следующие ответы: сделать день открытых дверей с презентацией будущих мест работы, подготовить учебные проекты для вхождения практикантов в производственный процесс.

Большинство опрошенных предприятий, как видно, ориентированы на повышение эффективности практики за счет более тесного взаимодействия между компанией и вузом и непосредственными кураторами, наставниками, закрепленными за студентом с двух сторон в процессе ее прохождения. Интересным, на наш взгляд, выглядит предложение включать студентов в рабочие группы - это перспективное предложение, которое, в свою очередь, позволит развить у практикантов способности применения навыков в практических ситуациях [11] (Ат$1тоуа, 2021).

Обобщая результаты проведенного исследования, в числе основных тенденций можно констатировать следующие: отсутствие мотивации у студентов, низкую заинтересованность предприятий, отсутствие гибкости университета в процессе организации практики, слабое сотрудничество между университетом и предприятиями, отсутствие доверия к студенческому потенциалу со стороны бизнес-сообщества, слабое взаимодействие между руководителями практики от университета и наставниками от предприятий, отсутствие механизмов вовлечения студентов в работу предприятий, неоплачиваемая практика и непродолжительность ее проведения.

Заключение

В качестве предложений по развитию и внедрению новых форм организации практической подготовки можно рекомендовать привлекать студентов к участию в проектах, творческой работе в рамках прохождения практики с целью формирования соответствующих компетенций, а также важно проводить форсайт-сессии, деловые игры, настраивающие на командный дух, формировать актуальные конкурентоспособные компетенции у студентов, вовлекать представителей бизнеса, кадровые агентства и другие заинтересованные организации [12] (Drobot, Ыакатоу, Zhuravleva, НвЫзуап,

2020). В рамках практической подготовки студентов определяющими навыками студентов должны стать следующие: технические навыки, способность учиться, организация своей работы, коммуникативные способности, ответственность, адаптивность, креативность и продуктивность, вовлеченность, мотивация, отношение к критике, пунктуальность, ориентация в рабочей среде и способность работать в команде.

Особое внимание необходимо уделить повышению эффективности взаимодействия между университетами и компаниями, а именно за счет:

• во-первых, создания сети профильных предприятий, организаций, с которыми сотрудничает университет, предоставляющих постоянные места прохождения практики и развивающих различные формы сотрудничества;

• во-вторых, привлечения специалистов компаний, в которых студенты проходят практику, для чтения лекций и проведения практических занятий, что будет способствовать в том числе запуску совместных образовательных программ, адаптированных для конкретной отрасли, проведению научных исследований, способствующих передаче знаний и инноваций;

• в-третьих, создания рабочих групп из представителей системы образования и бизнес-сообщества с целью совместной разработки программ практического обучения как по содержанию, так и в организационном аспекте;

• в-четвертых, выстраивания механизмов взаимодействия представителей университета, ответственных за организацию практики, и наставников предприятий;

• в-пятых, вовлечения студентов и, возможно, кураторов практик от вузов для участия в проектной и творческой работе в рамках практического обучения.

Студенты, прошедшие стажировку, должны активно взаимодействовать в профессиональных социальных сетях, где они будут делиться своим опытом с другими участниками, что, свою очередь, позволит, с одной стороны, новым участникам сформировать представление об организации - потенциальном месте прохождения практики и трудоустройства, с другой - обменяться опытом прохождения практики и, возможно, создать многопрофильную проектную команду для решения актуальных производственных задач компаний.

На наш взгляд, для формирования конкурентоспособной личности молодого специалиста на рынке труда необходимо в рамках развития форм сотрудничества образования и бизнес-сообщества еще в процессе обучения привлекать студентов и выпускников вузов не только к практической подготовке, но и к исследовательской, инновационной и другой деятельности. Несомненно, важным также является развитие в студенческой среде проектной деятельности, направленной на закрепление профессиональных компетенций и решение практических задач конкретных предприятий-работодателей: это участие студентов в проектах (Всероссийская олимпиада «Я -профессионал», «Профстажировки 2.0», Всероссийский конкурс «Цифровой прорыв», Международный инженерный Чемпионат «CASE-IN», Всероссийский молодежный кубок по менеджменту «Управляй!» и т.п.).

ИСТОЧНИКИ:

1. Балынская Н.Р., Кузнецова Н.В. Стратегические аспекты взаимодействия образовательной организации с бизнес- сообществом // Вопросы управления. - 2018. -№ 6(55). - с. 224-231.

2. Карпова Г.В., Никулина Ю.Н., Матюшко А.В. Анализ реализации региональных программ в области кадрового обеспечения экономики молодыми специалистами // Российское предпринимательство. - 2015. - № 16. - с. 2663-2680.

3. Ташкинов А.А., Шевелев Н.А., Данилов А.Н., Столбов В.Ю. Стратегическое партнерство вузов и бизнес- сообщества // Университетское управление: практика и анализ. - 2011. - № 6(76). - с. 44-52.

4. Дмитриева Л.В., Никулина Ю.Н., Лисина А.Н., Жура С.Е., Заболоцкая В.В., Старкова Н.О., Кротова В.В., Щербакова Д.С., Мирюшкина Ю.В., Кононенко А.Ф., Тодосейчук А.С., Прусакова Т.В. Инновации и предпринимательство в современной России. / под общ. ред. Н.В. Клочковой. - Иваново: Научная мысль, 2012. -196 с.

5. Ниязова Ю. М. Общая характеристика взаимодействий в сфере высшего образования // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. - 2021. - № 2(60). - с. 122-134.

6. Проскурин А.Д., Карпова Г.В., Никулина Ю.Н. Социальное партнерство университета и предприятий региона // Высшее образование в России. - 2012. - № 7. - с. 7883.

7. Ермакова Ж. А. и др. Приоритеты развития модернизационной экономики. / монография / под ред. Ж. А. Ермаковой. - Москва: Креативная экономика, 2017. - 462 с.

8. Ольховая Т.А., Зинюхина Н.А., Никулина Ю.Н. Сотрудничество университета и бизнес - сообщества: опыт и приоритеты развития // Высшее образование в России. - 2019. - № 7. - с. 139-149.

9. Есина Ю.Л., Степаненкова Н.М., Агафонова Е.Е. Формы и механизмы интеграции науки, образования и бизнес-сообщества в условиях инновационного обновления региональной экономики // Креативная экономика. - 2015. - № 12. - с. 1491-1508. -doi: 10.18334/се.9.12.2137.

10. Лыбанева М. В., Благих И. А., Пашкус В. Ю. Анализ ожиданий и направления сотрудничества образовательных учреждений с бизнес-сообществом в стратегическом партнерстве // Проблемы современной экономики. - 2017. - № 2(62). - с. 217221.

11. Анисимова Н.Ю. Организация подготовки кадров в цифровой экономике // Креативная экономика. - 2021. - № 3. - с. 735-748. - doi: 10.18334/се.15.3.111846.

12. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Журавлева О.В., Нерсисян А.М. Особенности привлечения молодых специалистов и негативные тенденции на рынке труда России // Экономика труда. - 2020. - № 3. - с. 253-266. - doi: 10.18334/et.7.3.100709.

REFERENCES:

Anisimova N.Yu. (2021). Organizatsiya podgotovki kadrov v tsifrovoy ekonomike [Staff training in the digital economy]. Creative economy. (3). 735-748. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.3.111846.

Balynskaya N.R., Kuznetsova N.V. (2018). Strategicheskie aspekty vzaimodeystviya obrazovatelnoy organizatsii s biznes- soobshchestvom [Strategic aspects of the interaction of the educational organization with the business community]. Voprosy upravleniya. (6(55)). 224-231. (in Russian).

Dmitrieva L.V., Nikulina Yu.N., Lisina A.N., Zhura S.E., Zabolotskaya V.V., Starkova N.O., Krotova V.V., Scherbakova D.S., Miryushkina Yu.V., Kononenko A.F., Todoseychuk A.S., Prusakova T.V. (2012). Innovatsii ipredprinimatelstvo v sovremen-noy Rossii [Innovation and entrepreneurship in modern Russia] (in Russian).

Drobot E.V., Makarov I.N., Zhuravleva O.V., Nersisyan A.M. (2020). Osobennosti privlecheniya molodyh spetsialistov i negativnye tendentsii na rynke truda Rossii [Features of attracting the young professionals and negative trends in the Russian labour market]. Russian Journal of Labor Economics. (3). 253-266. (in Russian). doi: 10.18334/et.7.3.100709.

Ermakova Zh. A. i dr. (2017). Prioritety razvitiya modernizatsionnoy ekonomiki [Priorities for the development of the modernization economy] (in Russian).

Esina Yu.L., Stepanenkova N.M., Agafonova E.E. (2015). Formy i mekhanizmy integrat-sii nauki, obrazovaniya i biznes-soobshchestva v usloviyakh innovatsionnogo obnov-leniya regionalnoy ekonomiki [Forms and mechanisms for integration of science, education and the business community under conditions of innovative renovation of the regional economy]. Creative economy. (12). 1491-1508. (in Russian). doi: 10.18334/ce.9.12.2137.

Karpova G.V., Nikulina Yu.N., Matyushko A.V. (2015). Analiz realizatsii regionalnyh programm v oblasti kadrovogo obespecheniya ekonomiki molodymi spetsialistami [Analyzing the implementation of regional programs for staffing the economy with young specialists]. Russian Journal of Entrepreneurship. (16). 2663-2680. (in Russian).

Lybaneva M. V., Blagikh I. A., Pashkus V. Yu. (2017). Analiz ozhidaniy i napravleniya sotrudnichestva obrazovatelnyh uchrezhdeniy s biznes-soobshchestvom v strategich-eskom partnerstve [Analysis of expectations and directions of cooperation of educational institutions with the business community in strategic partnership (Russia, St. Petersburg)]. Problems of modern economics. (2(62)). 217-221. (in Russian).

Niyazova Yu. M. (2021). Obshchaya kharakteristika vzaimodeystviy v sfere vysshe-go obrazovaniya [General description of interactions in the sphere of higher education]. Informatsionno-ekonomicheskie aspekty standartizatsii i tekhnicheskogo regulirovaniya. (2(60)). 122-134. (in Russian).

Olkhovaya T.A., Zinyukhina N.A., Nikulina Yu.N. (2019). Sotrudnichestvo universiteta i biznes - soobshchestva: opyt i prioritety razvitiya [Cooperation between university and business community: experience and development priorities]. Higher education in Russia. (7). 139-149. (in Russian).

Proskurin A.D., Karpova G.V., Nikulina Yu.N. (2012). Sotsialnoe partnerstvo universiteta i predpriyatiy regiona [Social partnership between university and regional enterprises]. Higher education in Russia. (7). 78-83. (in Russian).

Tashkinov A. A., Shevelev N. A., Danilov A. N., Stolbov V. Yu. (2011). Strategicheskoe partnerstvo vuzov i biznes- soobshchestva [Strategic partnership universities and business community]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. (6(76)). 44-52. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.