Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
144
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Еремин Сергей Германович, Решняк Ольга Александровна

В статье рассматриваются вопросы цифровой грамотности следственных подразделений и других правоохранительных органов, деятельность которых связана с раскрытием и расследованием преступлений, а также возможности повышения качества расследования на основе знаний о цифровизации. Кроме того, приведены компетенции, которыми должны обладать следователи на этапе цифровизации общества, что, неоспоримо, является новым и актуальным в современном мире науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Еремин Сергей Германович, Решняк Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL LITERACY AS A WAY TO IMPROVE THE QUALITY OF CRIME INVESTIGATION

The article discusses the issues of digital literacy of investigative units and other law enforcement agencies whose activities are related to the detection and investigation of crimes, as well as the possibility of improving the quality of the investigation based on knowledge about digitalization. In addition, the competencies that investigators should have at the stage of digitalization of society are given, which, undeniably, is new and relevant in the modern world of science.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

УДК 343.985 : 004 ББК 67.52

© 2022 г. Еремин Сергей Германович,

профессор кафедры криминалистики учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, доктор юридических наук, профессор. Тел.: +7 917 333-64-34.

Решняк Ольга Александровна,

доцент кафедры криминалистики учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук. Тел.: +7 961 062-87-77.

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В статье рассматриваются вопросы цифровой грамотности следственных подразделений и других правоохранительных органов, деятельность которых связана с раскрытием и расследованием преступлений, а также возможности повышения качества расследования на основе знаний о цифровизации. Кроме того, приведены компетенции, которыми должны обладать следователи на этапе цифровизации общества, что, неоспоримо, является новым и актуальным в современном мире науки.

Ключевые слова: цифровая грамотность, цифровизация, расследование преступлений, информационная безопасность, искусственный интеллект.

Eremin Sergey Germanovich - Professor, the Criminalistics Department of the Educational and Scientific Complex for Preliminary Investigation in the Internal Affairs Bodies, the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Law, Professor.

Reshnyak Olga Alexandrovna - Associate Professor, the Department of Criminology of the Educational and Scientific Complex for Preliminary Investigation in the Internal Affairs Bodies, the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.

DIGITAL LITERACY AS A WAY TO IMPROVE THE QUALITY OF CRIME INVESTIGATION

The article discusses the issues of digital literacy of investigative units and other law enforcement agencies whose activities are related to the detection and investigation of crimes, as well as the possibility of improving the quality of the investigation based on knowledge about digitalization. In addition, the competencies that investigators should have at the stage of digitalization of society are given, which, undeniably, is new and relevant in the modern world of science.

Keywords: digital literacy, digitalization, crime investigation, information security, artificial intelligence.

Сегодня все больше приходится осознавать, что умелое использование информационных и коммуникационных технологий улучшает и делает жизнь человечества более комфортной.

Информационные технологии в современном обществе помогают совершенствовать организацию и управление в любой сфере деятельности. Следователь, как и любой иной человек, должен обладать цифровой грамотностью, т. е. базовыми знаниями, навыками, установками, которые необходимы нам для жизни в цифровом обществе. Уже сегодня в развитых странах без должного уровня цифровой грамотности становится невозможен сам факт трудоустройства человека, в том числе и следователя, потому что он не сможет отвечать тем вызовам и требованиям, которые диктует нам современный мир. Цифровая грамотность - это фундамент развития

профессиональных, информационных и телекоммуникационных технологий.

Повсеместное использование цифрового пространства для жизнедеятельности свидетельствует о необходимости познаний в данной области. Все больше сфер переходит на новый информационный уровень: здравоохранение, образование, получение информации, покупка продуктов питания и иных товаров, финансовое управление, досуг и др. Цифровизацию также не оставили без внимания и в преступном мире. Переход преступности от классических форм преступлений в цифровое пространство привело к росту их количества, площади совершения и латентности. Традиционные преступления значительно уступают преступлениям, совершаемым в информационном пространстве [1, с. 8]. Об этом свидетельствует официальная статистика, согласно

которой в 2017 г. было зарегистрировано всего 2 058 476 преступлений, из них 90 587, совершенных с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий, в 2021 г. зарегистрировано 2 004 404 преступления, из них 25,8 %, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, а именно 351 463 -с использованием сети Интернет, 217 552 -средств мобильной связи, 165 658 - расчетных (пластиковых) карт, 27 519 - компьютерной техники, 7 216 - программных средств, 954 - фиктивных электронных платежей [2].

Анализ научной литературы, материалов судебной и следственной практики свидетельствует о том, что цифровые следы - электронные носители и содержащаяся в их памяти криминалистически значимая компьютерная информация - стали все чаще использоваться в качестве доказательств в уголовном, административном и гражданском судопроизводстве [3, с. 8], а поэтому современный следователь, дознаватель и орган дознания, занимающиеся расследованием преступлений, должны отвечать условиям цифровой грамотности для качественного, полного и всестороннего расследования.

Для постановки целей и задач для современного следователя в цифровом пространстве хотелось бы углубленней изучить и проанализировать, что же такое цифровизация.

Зарождение цифровизации берет свое начало с 70-х гг. XX в., когда началось появление первых компьютеров. Переход от бумажной формы оформления документов в цифровую, появление интернет-пространства, которое позволяло быстро передавать информацию в разные уголки мира, способствовали развитию стран как в экономической сфере, так и в научной, образовательной, медицинской и др.

На Петербургском международном экономическом форуме в 2017 г. В.В. Путин призвал развивать цифровую экономику, наращивать кадровые, интеллектуальные и технологические преимущества в сфере цифровой экономики, формировать соответствующую нормативную базу [4]. На Х саммите БРИКС в Йоханнесбурге в 2018 г. президент РФ также указывал, что цифровизация - один из ведущих приоритетов экономической политики России, и уже на следующий день после саммита правительством была утверждена программа «Цифровая экономика РФ», призванная содействовать обеспечению подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики [5].

Вместе с тем в информационных источниках нет однозначного понятия «цифровиза-ция». В этом и заключается актуальность и новизна исследуемой темы. В большинстве научных публикаций данное понятие упоминается без дефиниции, поэтому необходимо рассмотреть термин «цифровизация» и другие схожие определения, чтобы в дальнейшем не возникало неопределенности и непонимания современных тенденций.

Цифровизацию авторы Т.В. Никулина и Е.Б. Стариценко рассматривают как новую эпоху, основанную на больших данных (big data) и соответствующих технологиях, обосновывая свою позицию указанием, что циф-ровизация не приводит к деиндивидуализа-ции. Наоборот, повышается эффективность производства, его объемы, что способствует успешной реализации индивидуального подхода в любой сфере деятельности современного человека [6].

Аналогичной позиции придерживается Т. Кармазин, который определяет новые инструменты, способствующие повышению производительности и структурированию имеющихся массивов данных - «современная цифровая среда». Окончательным результатом такого развития является формирование аналитики, основанной на big data. Инструментом такого анализа выступает искусственный интеллект и группа методов машинного обучения (machine learning) [7].

Более узко термин «цифровизация» рассматривает Т.В. Фомичева, считающая, что это лишь «преобразование информации в цифровую форму, которое в дальнейшем приводит к оптимизации издержек, появлению новых перспектив развития» [8].

На официальном портале «Техническое нормирование и стандартизация в Республике Беларусь» размещен проект Государственного стандарта Республики Беларусь «Цифровая трансформация. Термины и определения», в п. 3.33 содержащий термин «цифро-визация», под которым предлагается понимать «новый этап автоматизации и информатизации экономической деятельности и государственного управления; процесс перехода на цифровые технологии, в основе которого лежит не только использование для решения задач производства или управления информационно-коммуникационных технологий, но также накопление и анализ с их помощью больших данных в целях прогнозирования ситуации, оптимизации процессов и затрат, привлечения новых контрагентов и

т. д.» [9]. Это определение наиболее полно и точно отображает данное понятие.

Наряду с цифровизацией возникают новые смежные понятия: «цифровая экосистема», «цифровая среда», «цифровое сообщество», «цифровая трансформация» «цифровизация образования» и др. Перед современными членами общества возникают вызовы владеть цифровыми технологиями, применять их в быту и профессиональной деятельности. Следовательно, процесс цифровизации экономики, образования и любых иных сфер жизни человека предполагает формирование у него цифровой (информационной) культуры, позволяющей грамотно использовать открывающиеся возможности и органично встраиваться в среду информационного общества.

Теперь хотелось бы проанализировать и понять, что такое цифровая грамотность. Много лет назад, когда государство развертывало программу ликвидации социальной безграмотности, людей учили читать, писать, считать. Арифметические действия, знание алфавита, умение складывать слоги при чтении -это минимальные вещи, с чего начиналась эра образования. Сейчас новой грамотностью называют более тонкие вещи, связанные с внедрением технологий. Зачастую происходит так, что сначала разрабатываются технологии, затем они внедряются, потом начинают людей обучать этим технологиям. Кто-то обучается лучше, кто-то хуже, это зависит от ряда факторов (интеллектуальных способностей, целей, желания, возможностей). Новые сервисы возникают постоянно, технологии и техника усложняются, но, к сожалению, люди не успевают за их познанием. Как известно, навыки существуют двух типов: HARD SKILLS -знания и умения, полученные в результате обучения в образовательных организациях, а также в ходе самообразования в процессе всей жизни, и SOFT SKILLS - это природные качества: память, внимание, интуиция, коммуникативность и пр. Термин «новая грамотность» появился в начале 90-х гг. XX в., обозначающий «способность современного человека соответствовать вызовам времени, обладать знаниями в части технологии, обладать набором мягких и жестких скилов». Этот интерфейс взаимодействия человека с человеком с точки зрения коммуникации выстраивания взаимоотношений человека в коллективе, создания сетевых сообществ и коммуникаций по интерфейсам «человек - машина» и наоборот, это и будут категории, которые составляют основу новой грамотности.

Современный человек, соответствуя понятию «новая грамотность», должен обладать определенными навыками, которым необходимо уделить особое внимание.

1. Коммуникация - это основа для построения связи, основа для получения прямой обратной связи при реализации нового проекта, задумки, плана. Эффективность современного сотрудника оценивается не только по глубине его профессиональных знаний, но и по тому, насколько он умеет коммуницировать в коллективе, насколько человек сам умеет создавать сетевые сообщества, насколько он способен давать и получать обратную связь. Это важно, потому что в меняющемся мире подходы к реализации тех или иных задач разбиваются на сегменты, все делается в логике проектной работы на коротких промежутках, на коротких дистанциях.

2. Гражданская позиция также входит в систему ценностей современного человека, потому что каждому необходимо иметь определенную позицию. Жизненная позиция нужна для того, чтобы человек понимал: верит ли он в то, что делает, или нет. Если он не верит в то, что делает, то никакого стимула к саморазвитию, развитию проекта, успешному его завершению быть не может.

3. Эстетика и эмпатия. Эстетика - это экология места (эстетика восприятия вплоть до рабочего места имеет огромное значение). То, во что человек «упаковывает» конечные результаты своей работы, имеет огромное значение. Эмпатия - это способность прочувствовать собеседника, ситуацию и, возможно, спроецировать для себя некие вопросы, ментальные установки собеседника; это способность вживаться в роль другого, чтобы понять его мысли, чаяния, боль и дать адекватную обратную связь; это основа здоровых отношений в любом коллективе.

4. Управление собой, своими эмоциями, ресурсами, знаниями, основанными на глубинном познании самого себя, достижении объективных возможностей, способностей и талантов. То, на что способен человек, когда берется за ту или иную задачу, когда выстраивает личный вектор саморазвития в концепции обучения на протяжении всей жизни.

5. Работа со знаниями. Объем информации постоянно увеличивается, и информация генерируется в огромных количествах, поэтому доступ этой к информации стал абсолютно дешевым с точки зрения стоимости владения. Необходимо уметь работать с гигантскими объемами, массивами больших данных. Умение

«впитывать» огромное количество данных, агрегировать их, убирать ненужное, оставлять ценное, выявлять закономерности, способность к анализу, управление своей логикой, мышлением, талантами, эмоциями - важные навыки в современной жизни человечества.

6. Креативное мышление - это способность заглядывать за границу интуиции. Когда возникают технологии, которые были описаны в произведениях, книгах фантастов, когда каждый день появляются возможности, о которых вчера и позавчера человек не мог и подумать, понимается, что особую ценность приобретает способность смотреть за горизонт. Быть на фронтире науки и техники, прогрессивной и передовой мысли - это очень важный навык, который говорит об эрудированности, обладании огромным количеством знаний. Без данного навыка невозможно планировать, прогнозировать и быть гибким по отношению к условиям меняющегося мира и сложного будущего дня.

Рассмотренные базовые навыки в основном касаются личностного роста, развития, совершенствования природных навыков, предпосылок к тому, чтобы становиться еще более эффективным и успешным специалистом.

Любая организация неизбежно сталкивается с необходимостью оцифровки, которая не может считаться современной, если она не перевела свои базы данных в цифровой вид. Это касается всех и государственных, и муниципальных, и иных учреждений и организаций, которые хотят быть современными и эффективными. Оцифровка - это данность сегодняшнего дня, поэтому чем раньше организация проведет оцифровку и обучит свой персонал цифровым знаниям, тем раньше она станет эффективной и конкурентоспособной.

Как уже отмечалась, ввиду того, что вся сфера жизнедеятельности, в том числе и преступная среда, перешли в цифровое пространство, органам предварительного расследования, чтобы соответствовать уровню и трендам современности, а также быть немного впереди преступного сообщества, необходимо обладать всеми теми знаниями, умениями и навыками, которые эффективным образом будут влиять на их превосходство и значимость при расследовании любых современных преступлений.

Те знания, умения и навыки, которыми обладает современный следователь, применяющий и использующий при работе в цифровом пространстве с целью поиска, анализа, получения и систематизации необходимой

и важной информации, и будут являться «цифровой грамотностью».

Дут Белшоу определил элементы цифровой грамотности, такие как понимание культурного контекста интернет-среды, умение коммуницировать в онлайн-сообществах, создавать и распространять контент, саморазвиваться [10]. Содержание цифровой грамотности сводится к тому, что, если будет ясность в структуре и содержании цифровой реальности, будет и ясность в контроле и взаимодействии с цифровыми технологиями.

В результате проведенного исследования были определены основные компетенции в области цифровой грамотности, обладание которыми необходимо каждому следователю в современном процессе расследования:

1. Поиск и работа с виртуальными данными в интернет-пространстве. Стоит отметить тот факт, что многие следователи уже сформировали указанную компетенцию, однако некоторые все же сталкиваются с проблемами, связанными с использованием цифрового контента, поиском информации в виртуальной реальности. Поэтому указанная цифровая компетенция остается актуальной.

2. Безопасность работы в сети Интернет. К сожалению, не многие следователи понимают важность кибербезопасности при работе в виртуальной реальности с цифровыми данными, а также принципов цифрового следообразо-вания, которые дают много возможностей как для кибератак со стороны преступников, так и для получения ими информации о действиях в сети. Поэтому следователям в обязательном порядке необходимо учиться основам безопасности работы в сети Интернет, чтобы обеспечивать конфиденциальность себе и своей работе.

3. Управление информационными данными. Информацию необходимо безопасно хранить и правильно ею управлять. По результатам исследования, многие следователи не умеют пользоваться облачными системами хранения, а также не осознают, когда нарушают законодательство в отношении персональных данных третьих лиц, работая в цифровом пространстве.

4. Коммуникация в цифровой среде. Исследования показали, что многие следователи не справляются с параллельным использованием нескольких функций внутри одного и того же сервиса коммуникации. Им сложно взаимодействовать с несколькими сервисами и приложениями. В связи с этим теряется много важной информации, которая могла бы способствовать быстрому и качественному расследованию.

Данная компетенция очень важна в условиях современных вызовов ввиду перехода преступности в цифровое пространство.

5. Саморазвитие в условиях неопределенности. Постоянное саморазвитие, обучение, повышение квалификации, освоение новых навыков и компетенций - это актуальные требования к любому современному специалисту (в особенностик следователю), т. к. наличие данной компетенции безусловным образом будет влиять на его востребованность и эффективность расследования.

Таким образом, в статье были изучены и проанализированы такие понятия, как «циф-ровизация», «цифровая грамотность», общие

Литература

1. Смагоринский Б.П., Сычева А.В. Некоторые проблемные вопросы расследования и предупреждения мошенничеств, совершенных в отношении социально незащищенных категорий граждан // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2021. № 2(57).

2. Генеральная прокуратура российской Федерации. Портал правовой статистики [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/ analytics (дата обращения: 01.03.2022).

3. Цифровая криминалистика: учебник для вузов / под ред. В.Б. Вехова, С.В. Зуева. М., 2021.

4. Пленарное заседание Петербуржского международного экономического форума. Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/54667 (дата обращения: 02.03.2022).

5. Пресс-конференция по итогам саммита БРИКС. Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/ 58119?amp (дата обращения: 02.03.2022).

6. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8.

7. URL: https://ria-stk.ru/ds/adetail.php?ID= 181143 (дата обращения: 01.03.2022).

8. Фомичева Т.В., Катаева В.И. Ценности россиян в контексте цифровизации российской экономики // Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 2.

9. Толковый словарь терминов и понятий по вопросам цифровой трансформации [Электронный ресурс]. URL: https://elib.bsu.by/ bitstream (дата обращения: 01.03.2022).

10. Главный тренд российского образования - цифровизация [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/article/i029 (дата обращения: 01.03.2022).

компетенции современного человека, сталкивающегося с вызовами нового времени, а также была предпринята попытка выра-боткии предложения компетенций, которыми должен обладать современный следователь, соответствуя требованиям «цифровой грамотности», для целей расследования преступлений, совершаемых в условиях цифровизации общества. Следователи, обладая такими компетенциями, значительным образом смогут повысить качество расследования преступлений, совершаемых в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.

Bibliography

1. Smagorinsky B.P., Sycheva A.V. Some problematic issues of investigation and prevention of fraud committed against socially unprotected categories of citizens // Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 2(57).

2. The Prosecutor General's Office of the Russian Federation. Portal of legal statistics [Electronic resource]. URL: http://crimestat.ru/analytics (date of access: 01.03.2022).

3. Digital criminalistics: textbook for universities / ed. by V.B. Vekhov, S.V. Zueva. Moscow, 2021.

4. Plenary session of the St. Petersburg International Economic Forum. The official website of the President of Russia [Electronic resource]. URL: http ://www.kremlin. ru/ events/president/news/54667 (date of access: 02.03.2022).

5. Press conference on the results of the BRICS summit. The official website of the President of Russia [Electronic resource]. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/58119?amp (date of access: 02.03.2022).

6. Nikulina T.V., Starichenko E.B. Informatization and digitalization of education: concepts, technologies, management // Pedagogical education in Russia. 2018. № 8.

7. URL: https://ria-stk.ru/ds/adetail.php?ID= 181143 (date of access: 01.03.2022).

8. Fomicheva T.V., Kataeva V.I. The values of Russians in the context of digitalization of the Russian economy // The standard of living of the population of the regions of Russia. 2019. № 2.

9. Explanatory dictionary of terms and concepts on digital transformation [Electronic resource]. URL: https://elib.bsu.by/bitstream (date of access: 01.03.2022).

10. The main trend of Russian education is digitalization [Electronic resource]. URL: http://www.ug.ru/ article/i029 (date of access: 01.03.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.