УДК 343.1
DOI 10.33184/pravgos-2020.4.37
СТРАТЕГИЯ АДАПТИВНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
СИТДИКОВА Гузель Зуфаровна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса Института права Башкирского государственного университета, г. Уфа, Россия. E-mail: [email protected]
Люди разных поколений находят в цифровой среде источники важной для себя информации. Миллениалы и зумеры выросли в цифровом пространстве и научились получать там знания. Цифровизация стала частью бытия, и оно определяет сознание. Многие профессии меняют вектор компетенций под наступающей эпохой глобальной цифровизации. Данная тенденция распространилась и на сферу уголовного судопроизводства. Исследование проблем цифровизации уголовно-процессуальных отношений позволило выявить тенденции использования технологических преимуществ и предложить поэтапную Стратегию адаптивной цифровизации уголовного судопроизводства. Цель: анализ текущего состояния и трансформации уголовно-процессуальных отношений в цифровой среде, предложение Стратегии адаптивной цифровизации уголовного судопроизводства в пространстве расширенной реальности. Методы: эмпирические методы сравнения, описания, моделирования, теоретические методы формальной и диалектической логики, синтеза: образования научных понятий, формулировки закономерностей. Результаты: исследование позволило выявить отдельные аспекты уголовно-процессуальных отношений, правовое регулирование которых с доступной адаптацией к цифро-визации позволит повысить эффективность деятельности органов предварительного расследования и рассмотрения уголовного дела судом. Ключевые слова: киберфизическое пространство; цифровая среда; Big Data; уголовно-процессуальные отношения; электронный запрос на информацию и сведения; доказательства; электронный документ.
Цифровизация современных отношений в обществе привела к нарастанию «цифрового слоя» между человеческим сознанием и внешним миром. Восприятие объективной реальности происходит через призму
213
цифрового пространства. Для миллениалов («сетевого поколения») и зу-меров цифровое восприятие пространства стало незаменимым инструментом в познавательном процессе. Синтез человеческого познания и искусственного интеллекта приводит к слиянию материального и киберфи-зического пространств, в результате чего объекты цифрового мира приобретают материальную ценность, а материальные объекты преобразуются в цифровой код [1].
Аналогичные тенденции развиваются во многих профессиональных сферах, в том числе в уголовно-процессуальной. Потребность преобразования материальных объектов в цифровые актуальна в досудебном и судебном производствах. Применяются источники сведений, имеющих значение для расследования уголовного дела, представленные в автоматизированных электронно-информационных системах на различных порталах и в цифровой среде правоохранительных и судебных органов. Например, в цифровой среде судебных органов функционирует территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ, - Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» (ГАС «Правосудие»)1.
В цифровой среде МВД России активизирована Федеральная государственная информационная «Система обеспечения предоставления информации МВД России в рамках межведомственного электронного взаимодействия МВД России (ВИС-СМЭВ)». Она предназначена для организации доступа электронных сервисов МВД России в систему межведомственного электронного взаимодействия2.
Одной из глобальных цифровых систем государственного масштаба является «Портал государственных услуг РФ». На портале есть раздел «Правосудие, правопорядок», в котором находится информационный массив в виде «Федерального портала проектов нормативных правовых актов», представлена информация государственных правоохранительных органов: Генеральной прокуратуры РФ, Главного управления по вопро-
1 Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» : интернет-портал [Электронный ресурс]. URL: https://sudrf.ru (дата обращения: 23.11.2020).
2 Государственные информационные системы, находящиеся в ведении МВД России [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/gosprogram/gis (дата обращения: 23.11.2020).
214
сам миграции МВД России, Конституционного Суда РФ, МВД РФ, Минюста РФ, Росгвардии, ФСИН и ФССП1.
Большие по объему сведения, имеющие доказательственное значение, сегодня содержатся в электронной среде предприятий и организаций, в вещественных доказательствах на электронных носителях информации. Вместе с тем материалы уголовных дел о тяжких и особо тяжких много-эпизодных преступлениях, совершенных в соучастии, могут исчисляться тысячами листов и иметь множество вещественных доказательств. Доступность адаптивной цифровизации способствует оптимизации «бумаготворчества» в повседневной уголовно-процессуальной деятельности должностных лиц, осуществляющих расследование и судебное разбирательство.
Стратегия адаптивной цифровизации уголовного судопроизводства начинается со сканирования текущего состояния взаимодействия участников уголовно-процессуальных отношений с целью выявления основных тенденций, формирующих масштабные изменения в цифровой среде правоотношений. Основой базовых преобразований в Стратегии адаптивной цифровизации уголовного судопроизводства являются выявление тенденций применения новых технологий и требуемых для этого изменений в социальных, технологических, макроэкономических, образовательных и правовых сферах. Перспективные тенденции, выявление и количественные оценки факторов сдерживания доступности цифровых технологий, модернизация процессов позволят обеспечить условия адаптивной цифровизации уголовно-процессуальных отношений.
Факторы сдерживания адаптивной цифровизации в уголовном судопроизводстве заключаются, прежде всего, в целом ряде технологических препятствий. В частности, в низкой доступности телекоммуникационного стандарта связи нового поколения, действующего на основе стандартов телекоммуникаций (5G/IMT-2020), следующих за существующими стандартами 4G/IMT-Advanced, в недостаточном уровне оснащенности должностных лиц органов предварительного расследования, прокуратуры и суда техническими устройствами, предназначенными для получения и обработки информации в цифровой форме. Обеспечение следователей, дознавателей, прокуроров и судей современными стационарными и мобильными цифровыми устройствами, веб-камерами, интернет-планшетами, нетбуками, неттопами, способными функционировать вне рабочего места при производстве следственных или судебных действий,
1 Портал государственных услуг РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www. gosuslugi.ru/structure (дата обращения: 23.11.2020).
215
позволит повысить уровень первичных компетенций по работе с цифровыми технологиями и дистанционной работе в цифровой среде.
Стратегия адаптивной информатизации уголовного судопроизводства в Российской Федерации предполагает разработку и одновременное проведение организационных, технологических и технических преобразований по ряду приоритетных направлений.
Первым этапом Стратегии адаптивной информатизации является обновление компьютерной базы, которой оснащены дознаватели, следователи, сотрудники органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, прокуратура и судебные органы. Расстояние от центра административно-территориального образования до места нахождения правоохранительного или судебного органа во многих регионах снижает качественные и количественные характеристики компьютерного и программного обеспечения структурного подразделения государственных правоохранительных или судебных органов и персонального рабочего места дознавателя, следователя, прокурора или судьи.
Для реализации следующего этапа Стратегии адаптивной информатизации уголовного судопроизводства требуются приемлемые финансовые инвестиции в техническое обеспечение рабочих мест должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, прокурорский надзор и правосудие. Предоставление для работы качественных и современных компьютеров, планшетов, нетбуков, неттопов, Macbook, IBM-совместимых устройств и других многофункциональных компьютерных систем потребует одновременной работы по модернизации серверов и обеспечения высокоскоростной и доступной интернет-связи.
В 2020 г. неожиданной для всех стала пандемия и возникшая в связи с ней необходимость организации условий для удаленной работы во многих предприятиях, учреждениях и организациях. Большая нагрузка легла на средства, обеспечивающие мобильную и телекоммуникационную связь. Массовая востребованность средств телекоммуникационной связи в повседневной удаленной работе приводила к перегрузкам сети, не рассчитанным на подобные объемы, внезапным отключениям, в результате чего были случаи потери важных данных и информации, подготовленных документов, ошибочной пересылки их третьим лицам, нарушения конфиденциальности сведений.
Третьим этапом Стратегии адаптивной информатизации уголовного судопроизводства является решение проблем доступности «больших данных» (Big Data) и создание условий расширенной реальности (XR).
216
Локальность сетевых ресурсов органов МВД РФ, Прокуратуры РФ, федеральных судов общей юрисдикции, судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов ограничена нормативными актами этих ведомств и обоснована необходимостью соблюдения государственной тайны, конфиденциальности служебной информации, защиты персональных данных.
Вместе с тем в повседневной работе должностных лиц органов предварительного расследования, прокуратуры и суда востребованы правовые базы данных, справочно-правовые системы, акты судебного толкования, судебная практика. Помимо этого в процессе доказывания от своевременности получения служебной информации, находящейся в электронной среде организаций и предприятий, зависит качество расследования и рассмотрения уголовного дела с соблюдением принципа разумного срока.
Предусмотренная уголовно-процессуальным законом и устоявшаяся правоприменительная практика направления запросов о сведениях, которые имеют значение для раскрытия и расследования уголовного дела, не использует в полной мере возможности информатизации общественных отношений. Так, при расследовании и рассмотрении уголовных дел по вопросам, касающимся производственных и технологических процессов, установленных нормативов, закрепленных за участками работы ответственных лиц, контрольно-отчетной документации, органам предварительного расследования, прокуратуры и суда необходимо направлять письменные запросы, срок исполнения которых влияет на сроки расследования. Полагаем, информатизация общественных отношений по взаимодействию с должностными лицами предприятий и учреждений позволит повысить эффективность расследования.
Одной из эффективных мер, направленных на обеспечение своевременного доступа должностных лиц органов предварительного расследования, прокурора и суда к необходимой информации, является создание единой формы «Электронного запроса на информацию и сведения»: для правоохранительного органа (ЭЗИС ПО) и судебного органа (ЭЗИС СО). Данный электронный запрос по уголовному делу могут направить по прямому каналу электронной связи руководителю предприятия (учреждения или организации) должностные лица государственных правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокуратуры и суда. Для направления «Электронного запроса на информацию и сведения» предлагаем несколько вариантов отправки и получения своевременного ответа от адресата запро-
217
са в виде электронного сообщения, заверенного электронной подписью руководителя предприятия (учреждения, организации):
1) использовать технические возможности портала «Госуслуги» и направлять запрос ЭЗИС ПО или ЭЗИС СО руководителю предприятия или организации, зарегистрированному на «Госуслугах»;
2) использовать электронно-информационную систему доступа к базам данных предприятий и организаций Федеральной налоговой службы, предусмотрев в этой системе отдельный канал для правоохранительных и судебных органов;
3) создать для органов предварительного расследования, прокуратуры и суда электронно-информационную систему взаимосвязи с предприятиями и организациями, имеющими регистрацию в Единой базе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Правовое регулирование рассматриваемого электронного документооборота необходимо отразить в положениях УПК РФ, для этого внести дополнения в ст. 86.1, предусмотрев процессуальный порядок направления «Электронного запроса на информацию и сведения»: «В ходе уголовного судопроизводства дознаватель, следователь, прокурор и суд направляют должностным лицам предприятий, учреждений или организаций электронный запрос на информацию и сведения через средства телекоммуникационной связи. Результаты исполненного запроса о предоставлении сведений и информации должностные лица предприятий, учреждений или организаций оформляют в виде электронного документа, заверенного усиленной электронной цифровой подписью, и направляют через средства телекоммуникационной связи по месту расследования или рассмотрения уголовного дела в 3-дневный срок».
В уголовно-процессуальных отношениях востребована правовая регламентация расширения источников доказательств, создаваемых и пересылаемых в цифровой среде. В направлении адаптивной цифровизации уголовного судопроизводства предлагаем внести изменения в ст. 74 УПК РФ, предусмотрев п. 6 в следующей редакции: «электронные документы, заверенные усиленной электронной цифровой подписью» (соответственно, п. 7 - «иные документы»), придав электронным документам, заверенным такой подписью должностных лиц предприятий (учреждений, организаций), самостоятельный правовой статус доказательств.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-Ф3 «Об электронной подписи» информация в электронной форме, заверенная усиленной электронной цифровой подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписан-
218
ному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях. При этом электронный документ, подписанный усиленной электронной цифровой подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью1. Внесение предлагаемых изменений в ст. 74 УПК РФ позволит преодолеть сдерживающий фактор в цифровизации и придать цифровым документам нового поколения юридическую силу.
Предлагаем создать при технической поддержке Государственной автоматизированной системы Единую автоматизированную электронно-информационную систему государственных правоохранительных и судебных органов «Investigation and Justice» («Расследование и правосудие»), которая предоставит широкие возможности информирования лиц, принимающих процессуальные решения по уголовным делам, по вопросам правового регулирования общественных отношений, правоприменительной практики, о судебном прецеденте, наработанных современных методиках расследования отдельных видов преступлений и возможностях судебных экспертиз.
Значительная роль в доступности и адаптации уголовного процесса в цифровой среде отводится образовательным технологиям. Создание цифровой среды обучения нового поколения (NGDLE) позволит сформировать у обучающихся компетенции уголовно-процессуальной и криминалистической деятельности в цифровой среде, научиться планировать, принимать и оформлять процессуальные решения, действовать в расширенной реальности (XR).
Ориентация образовательного процесса на формирование профессиональных знаний, навыков и умений предполагает новые модели обучения - Digital Learning (цифровое обучение). Активное использование цифровых технологий и практики в цифровой среде обучения нового поколения сформируют профессиональные компетенции дознавателя, следователя, прокурора и судьи на ранних этапах обучения, совершенствуют практические умения и навыки на этапах повышения квалификации. В современных уголовно-процессуальных отношениях, развивающихся в цифровом пространстве, при производстве следственных и судебных действий существенную технологическую поддержку могут оказать аналоги цифровых платформ Zoom, Skype, Discord. К тому же изменение подхода к обучению юристов с увеличением образовательных компетенций
1 Об электронной подписи : федер. закон от 06.04.2011 № 63-Ф3 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 29.10.2020).
219
IT-специалистов позволит сформировать единое мышление нового поколения практиков, свободно владеющих навыками работы с цифровыми сервисами и впоследствии способных создать аналоги GoogleDocs, AMW board, Zoom, Skype для уголовного судопроизводства.
Цифровизация меняет нашу жизнь, наше мышление, поведение и принятие решений. Вместе с тем правовое регулирование всегда на один или два шага отстает от реальной жизни. Цифровизация - существенная часть прогресса. [2]. Мейнфреймы и Sunway TaihuLight в ближайшем будущем могут стать естественной частью материально-технического обеспечения цифровой среды уголовного судопроизводства. И сегодня надо готовить правовую почву для адаптивной доступности цифровизации и установления юридического статуса результатов работы искусственного интеллекта [3, с. 38]. Предлагать новую стратегию развития правоотношений в цифровой среде уголовного судопроизводства - это рациональное познание будущего с учетом опыта прошлого и реальности настоящего. Новая стратегия в устоявшейся системе отношений может вызвать критическое восприятие ввиду ее технологической новизны, отсутствия профессиональных компетенций в особенной сфере правоотношений -уголовно-процессуальной.
Библиографический список
1. Laptev V., Fedin V. Legal awareness in a Digital Society // Russian Law Journal. 2020. Vol. 8, № 1. URL: https://www.russianlawjoumal.org/ j our/i s sue/vi ew/ 28.
2. Radvan M. Guest editor's note on digitalization in law // Brics law journal. 2020. Vol. VII, iss. 2. URL: https://www.bricslawjournal.com/jour/ article/view/330/168.
3. Попова А.В., Горохова С.С., Азнагулова Г.М. Теоретико-правовые подходы к определению системы принципов законодательного регулирования искусственного интеллекта на современном этапе развития правового государства // Правовое государство: теория и практика. 2019. № 3 (57). С. 37-43.
Дата поступления: 30.11.2020
220
STRATEGY OF ADAPTIVE DIGITALIZATION OF CRIMINAL PROCEEDINGS
SITDIKOVA Guzel Zufarovna
Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Assistant Professor of the Chair of Criminal Law and Procedure of the Institute of Law, Bashkir State University, Ufa, Russia. E-mail: [email protected]
People in different generations find information that is important to them in the digital environment. Millennials and buzzers have grown up in the digital space and have learned to gain knowledge there. Digitalization has become a part of being, and it defines consciousness. Many professions are changing the vector of competencies before the era of global digitalization comes. This trend has spread to the field of criminal proceedings. The study of the problems of digita-lization of criminal procedural relations makes it possible to identify trends in the use of technological advantages and propose a step-by-step Strategy for adaptive digitalization of criminal proceedings. Purpose: to analyze the current state and transformation of criminal procedural relations in the digital environment, proposing a Strategy for adaptive digitalization of criminal proceedings in the space of augmented reality. Methods: the author uses empirical methods of comparison, description, modeling, theoretical methods of formal and dialectical logic, synthesis: scientific concepts forming, the formulation of laws. Results: the study makes it possible to identify certain aspects of criminal procedural relations; their legal regulation with accessible adaptation to di-gitalization will increase the efficiency of preliminary investigation bodies activities and the effectiveness of judicial proceedings.
Keywords: cyber-physical space; digital environment; Big Data; criminal procedural relations; electronic request for information and data; evidence; electronic document.
References
1. Laptev V., Fedin V. Legal awareness in a Digital Society. Russian Law Journal, 2020, vol. 8, no. 1. Available at: https://www.russianlawjournal. org/j our/i s sue/vi ew/ 28.
2. Radvan M. Guest editor's note on digitalization in law. Brics law journal, 2020, vol. VII, iss. 2. Available at: https://www.bricslawjournal.com/ j our/arti cle/vi ew/330/168.
221
3. Popova A.V., Gorohova S.S., Aznagulova G.M. Theoretical and legal approaches to determining the system of principles of legislative regulation of artificial intelligence at the present stage of the development of the rule-of-law state. Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika = The Rule-of-Law State: Theory and Practice, 2019, no. 3 (57), pp. 37-43. (In Russian).
Received: 30.11.2020
222