Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ЭКОСИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЦИФРОВОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ'

ЦИФРОВАЯ ЭКОСИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЦИФРОВОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / КОСВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЭКОСИСТЕМА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев Александр Александрович

Цифровая трансформация российской экономики изменила многие отрасли российской экономики. Достижения России в области цифровизации подтверждаются её лидерством во множестве международных рейтингов. Быстрое восстановление российской экономики от ущерба от пандемии коронавируса также во многом объясняется глубоким проникновением цифровых технологии. Субъектами реального сектора накоплен огромный опыт цифровых инноваций во всех отраслях экономики, многими из которых они готовы поделиться. В то же время накопилось множество ограничений реализации трансформирующих экономику изменений. Для их устранения препятствий государство не только определяет тренды цифровизации, но и способствует распространению конкретных технологии, программ, платформ, и т.д. Государственные сервисы не заменяют собой рыночные, а дополняют, и в ряде случаев конкурируют с ними. В статье данный процесс рассматривается как государственная поддержка предприятий цифрового сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алексеев Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ECOSYSTEM OF INCREASING LABOR PRODUCTIVITY AS A TOOL FOR STATE SUPPORT OF ENTERPRISES OF THE DIGITAL SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY

The digital transformation of the Russian economy has changed many sectors of the Russian economy. Russia’s achievements in the field of digitalization are confirmed by its leadership in many international rankings. The rapid recovery of the Russian economy from damage from the coronavirus pandemic is also largely due to the deep penetration of digital technology. Subjects of the real sector have accumulated vast experience of digital innovations in all sectors of the economy, many of which they are ready to share. At the same time, many restrictions have accumulated for the implementation of transformative changes in the economy. To remove obstacles, the state not only determines digitalization trends, but also promotes the dissemination of specific technologies, programs, platforms, etc. Government services do not replace market services, but complement, and in some cases compete with them. In the article, this process is considered as state support for enterprises in the digital sector.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ЭКОСИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЦИФРОВОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ»

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕЙ И РЕГИОНОВ

Цифровая экосистема повышения производительности труда как инструмент государственной поддержки предприятий цифрового сектора российской экономики

Алексеев Александр Александрович,

соискатель учёной степени кандидата экономических наук, кафедра менеджмента и экономической теории, Уральский государственный аграрный университет E-mail: break-fast@mail.ru

Цифровая трансформация российской экономики изменила многие отрасли российской экономики. Достижения России в области цифровизации подтверждаются её лидерством во множестве международных рейтингов. Быстрое восстановление российской экономики от ущерба от пандемии корона-вируса также во многом объясняется глубоким проникновением цифровых технологии. Субъектами реального сектора накоплен огромный опыт цифровых инноваций во всех отраслях экономики, многими из которых они готовы поделиться. В то же время накопилось множество ограничений реализации трансформирующих экономику изменений. Для их устранения препятствий государство не только определяет тренды цифро-визации, но и способствует распространению конкретных технологии, программ, платформ, и т.д. Государственные сервисы не заменяют собой рыночные, а дополняют, и в ряде случаев конкурируют с ними. В статье данный процесс рассматривается как государственная поддержка предприятий цифрового сектора.

Ключевые слова: цифровая экономика, государственная поддержка, цифровая трансформация, косвенная поддержка, экосистема производительности труда.

LQ S Ое

см о см

СП

Введение

Актуальность проведения исследования российской цифровой экосистемы повышения производительности труда обусловлена всё более ускоряющимся процессом цифровой трансформации отечественной экономики, приводящем к разрыву между уже модернизировавшимися и более консервативными экономическими субъектами. Интерес государства заключается не в сокращении количества предприятий, а наоборот, в оказании поддержки всем способным к саморазвитию участников рынка, что в конечном итоге приводит к повышению конкурентоспособности продукции на внутреннем и мировом рынках.

Научная новизна исследования заключается в том, что создаваемая в России цифровая экосистема повышения производительности труда рассматривается узкоспецифически, несмотря на свои функциональные возможности для использования как как инструмент государственной поддержки предприятий цифрового сектора российской экономики.

Изученность проблемы. Изучением различных аспектов цифровизации занимается целый ряд известных российских учёных: Герасименко В.В., Зворыкина Ю.В., Никоноров С.М., Тутов Л.А., Шевчук А.В. и др. Изучением инновационного предпринимательства и развитием экономической теории в условиях цифровой трансформации занимаются Бузгалин А.В., Пороховский А.А., Толкачёв С.А. Научный интерес представляют отчёты экспертов международных аналитических и консалтинговых организаций, таких как Б. Берк, Д. Нейсбитт, Д. Ньюман, У. Эндрюс. В то же время применение цифровых технологий поддержки предпринимательства, в отличие от собственно цифровых бизнес-процессов, по-прежнему остаётся малоизученным.

Цель исследования сводится к изучению цифровой экосистемы повышения производительности труда, разработанной Министерством экономического развития Российской Федерации, и её составных элементов, выявления возможности использования её для оказания государственной поддержки предприятий цифрового сектора российской экономики. Для достижения указанной цели в рамках исследования потребуется решить следующие задачи:

- проанализировать содержание и функционал российской цифровой экосистемы повышения производительности труда;

- сравнить составные элементы экосистемы с аналогами, если таковые существуют;

- установить возможность использования всей экосистемы и отдельных её элементов для оказания государственной поддержки предприятиям цифрового сектора российской экономики не только её разработчиком (Минэкономразвития РФ), но и другими заинтересованными органами государственного управления. Теоретическая значимость работы заключается в детерминации цифровой экосистемы повышения производительности труда как субъекта государственной поддержки.

Практическая значимость работы заключается в обосновании возможности использования цифровой экосистемы повышения производительности труда в реализации государственных программ цифровой трансформации российской экономики.

Основная часть

Общая задача цифровой трансформации российской экономики, стоящая перед всеми отраслями, заключает в себе множество других, более узких, частных проблем. Важно понимать, что цифровая трансформация - это не самоцель, а наиболее очевидный способ повышения конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке, сохранения доминирующего положения там, где отечественная продукция наиболее востребована, и экспансии российских товаров и услуг на быстроразвивающих-ся рынках. Для достижения таких амбициозных целей необходимо увеличивать количество вовлечённых в цифровую экономику предприятий, наладить технологию тиражирования наиболее успешных кейсов, масштабировать позитивный опыт отдельных субъектов на отрасль, и при этом учитывать требования безопасности и масштабных государственных программ [1,2,3].

Отметим, что цифровой сектор экономики - это не самостоятельная часть народного хозяйства, а ряд предприятий, в деятельности которых решающее значение имеет использование цифровых технологий производства и сбыта готовой продукции. Это могут быть, например, предприятия АПК, медицинские или образовательные организации, и, соответственно, в их развитии (в том числе посредством оказания государственной поддержки) заинтересованы министерства сельского хозяйства, здравоохранения или науки и высшего образования соответственно.

Значение цифровой трансформации для построения обновления экономики неоднократно указывалось в научной литературе [4,5,6]. Одним из вариантов решения проблем цифровой является формирование российской цифровой экосистемы повышения производительности труда. Разработанная при поддержке государства отечествен-

ная экосистема должна удовлетворять всем требованиям информационной безопасности и базироваться на российском программном обеспечении. Рассмотрим составные элементы (сервисы) цифровой экосистемы.

Первый сервис «База знаний» содержит методические, информационные и научные материалы по повышению производительности труда, реализованные кейсы (например, по применению инструментов бережливого производства) и иную профильную литературу.

Теоретическая подготовка кадров имеет значение для любой отрасли экономики, особенно в условиях цифровизации [7]. По мнению автора, создание и обеспечение условий развития такой базы знаний является косвенной мерой государственной поддержки экономики в области подготовки кадров для нужд цифровой экономики.

Второй элемент цифровой экосистемы «Академия производительности» предназначен для подготовки работников предприятий к оптимизации производственных и офисных процессов, обучение собственных тренеров на предприятиях, развития компетенций работников в сфере бережливого производства. За рубежом существует множество различных курсов по повышению производительности труда [8]. Основные сервисы «Академии производительности»:

- онлайн-курсы для самостоятельного освоения знаний, необходимых работникам для работы в сложных условиях, связанных с необходимостью постоянного увеличения производительности труда;

- дистанционные программы обучения практическому применению различных решений для повышения операционной эффективности с отдельной базой знаний по каждому решению;

- учебная производственная площадка для применения инструментов бережливого производства.

Предоставление доступа к качественным онлайн-курсам также является мерой косвенной государственной поддержки. Большинство доступных без оплаты кусов не обеспечивают формирования необходимых знаний и умений. Качественные курсы, подготовленные ведущими специалистами, могут стоить дорого даже по критериям крупного бизнеса. Средний бизнес не всегда может позволить себе такие расходы, даже если руководство осознаёт их необходимость для персонала.

Следующая группа платформенных решений содержит широкий набор инструментов цифровой диагностики предприятия:

- сопоставление показателей деятельности предприятия другими с сельхозпредприятиями, а также предприятиями из других отраслей экономики;

- сопоставление производительности труда на своём предприятии с образцовым субъектом, то есть лучшим аналогичным предприятием;

сз о

со £

гп Р сг

от А ш

- выполнение самодиагностики всей производственной системы предприятия, установление показателей её цифровой зрелости;

- выгрузка из базы данных конкретных практических рекомендаций по цифровой трансформации предприятия, альтернативных сценариев развития предприятия;

- установление соответствия критериям получения государственной поддержки в рамках национального проекта по повышению производительности труда.

Существуют различные цифровые платформы автоматизации ведения деятельности [9]. Важной задачей является создание возможностей для обмена информацией между различными базами данных. Цифровая экосистема ориентирована на бесшовность обмена данными [10]. Кроме того, цифровая среда, обладающая возможностью быстрого доступа к множеству массивов «больших данных», обладает гораздо большим потенциалом, чем самообучаемый искусственный интеллект (нейросети) без доступа к таким данным. В результате государство предоставляет бизнесу следующий сервис: работник выдвигает какое-либо рационализаторское предложение, специалист загружает его в систему, которая проводит анализ и принимает решение о необходимости его внедрения. Поскольку доступ к такому сервису в России представляется только государством, то эту услугу можно рассматривать как меру государственной поддержки цифровой трансформации экономики.

Четвёртый сервис «Биржа бизнес-оферт» [11] предназначен для поиска вариантов загрузки свободных мощностей предприятия и реализации готовой продукции. Для поиска новых возможностей необходимо зарегистрироваться на ИТ-платформе и заполнить форму. Особенностью «Биржи бизнес-оферт» заключается в том, что доступ к ней получают не только участники национального проекта -получатели государственной поддержки, но и любые зарегистрированные в сервисе компании. Все оферты подлежат обязательной модерации перед, что делает их более привлекательными. Отметим, что сервис доступа к бизнес-офертам не является уникальным. Аналогичные сервисы предоставляют, например, порталы «Авито» и «Яндекс.мар-кет». Его достоинство заключается в интеграции с другими сервисами платформы.

В пятом сервисе «Лидеры» можно отслеживать рейтинги предприятий по четырём критериям: повышение производительности труда, снижение времени протекания процесса в оптимизируемом потоке, увеличение выработки, сокращение незавершённого производства [12]. В условиях перехода от государственной информационной системы «Цифровая аналитическая платформа = предоставления статистических данных» к новой е системе, которая находится в процессе разработ-^ ки, необходимо обеспечить не только сохранность ° данных, но и интеграцию с новой статистической ав системой.

В совокупности цифровая экосистема представляет собой мощный инструмент государственной поддержки цифрового сектора всех отраслей российской экономики, включая АПК. Для Арктического региона доступ к такой экосистеме означает значительное усиление кадрового потенциала без отрыва работников от основной деятельности. Актуальность данного инструмента увеличивается в условиях ограничений, связанных с пандемией коронавируса COVID-2019 [13], поскольку для получения/оказания государственной поддержки не требуются очные контакты.

В случае, если предприятие не удовлетворяет требованиям для получения государственной поддержки в виде доступа к экосистеме, оно имеет право пользоваться сервисами экосистемы на платной основе. Таким образом формируется потенциал выхода экосистемы на самоокупаемость. Расходы на доступ к платным сервисам экосистемы перекрываются экономией предприятия на приобретение дополнительных вычислительных мощностей и объёмов хранения данных и привлечения высококвалифицированных специалистов. До 2024 года на создание и эксплуатацию экосистемы предусмотрено 3,2 млрд руб., не считая субсидий оператору экосистемы АНО «Цифровые технологии производительности» [14].

Посредством применения аналогичных экосистем фактически оказывается поддержка отечественных разработчиков программных продуктов. Они получают широкую клиентскую базу, источник ресурсов для последующего развития и выхода на глобальные рынки.

Заключение

Российская цифровая экосистема повышения производительности труда обладает целым рядом возможностей для оказания государственной поддержки предприятиям в рамках национального проект «Производительность труда», а также для достижения целевых показателей, достижение которых необходимо для получения государственной поддержки по другим программ. К основным мерам поддержки можно отнести следующие:

- аналитическая работа по диагностике предприятия и выработка адресных рекомендаций для достижения цифровой зрелости предприятия;

- формирование у работников предприятий компетенций, необходимых для работы в цифровом секторе;

- обеспечение загрузки производственных мощностей и помощь в заключении контрактов. Поскольку цифровая экосистема обладает широким функционалом (образовательными, информационно-консультационными, бизнес-инвайтинговыми и аналитическими функциями), а в её деятельности объективно заинтересован не только разработчик (Минэкономразвития РФ), но и предприятия различных отраслей экономики, находящиеся на различных этапах процесса цифровой трансформации, то она может быть востре-

бована для оказания государственной поддержки по линии других министерств:

- Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ - в рамках Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»;

- Министерства сельского хозяйства РФ - в рамках ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство»;

- Министерства здравоохранения - в рамках федерального проекта «Создание единого цифрового контура здравоохранения на основе ЕГиСз»;

- Министерства энергетики РФ в рамках ведомственного проекта «Цифровая энергетика». Кроме этого, развитие экосистемы способствует разработке нового и продвижению существующего российского программного обеспечения, расширению охвата российских цифровых платформ, интеграции различных баз данных, снижения административной и юридической нагрузки. По оценке АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда», ожидается реализация не менее 8 тыс. внедрений на 5 тыс. предприятий до 2024 г в пяти отраслях: обрабатывающая промышленность, транспорт, сельское хозяйство, строительство, торговля [15]. Таким образом, использование цифровой экосистемы потенциально способствует достижению результатов, требуемых государственными (отраслевыми, ве-домстенными) программами поддержки.

Литература

1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_208191/ (дата обращения: 04.09.2021).

2. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» URL: https:// digital.ac.gov.ru (дата обращения: 04.09.2021)

3. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство». URL: http://mcx.ru/upload/iblock/90 0/900863fae06c026826a9ee43e124d058.pdf (дата обращения: 04.09.2021)

4. What is Digital Economy? Meaning, Advantages & Disadvantages. URL: https://financeninsur-ance.com/digital-economy (дата обращения: 04.09.2021)

5. Information Technology and the Digital Economy. URL: https://www.researchgate.net/pub-lication/283817936_Information_Technology_ and_the_Digital_Economy (дата обращения: 04.09.2021)

6. Евтянова Д.В., Тиранова М.В. Цифровая экономика как механизм эффективной экологической и экономической политики // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2017. № 6. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/79EVN617.pdf (дата обращения: 04.09.2021)

7. Чупина И. П., Фатеева Н.Б., Петрова Л.Н. Подготовка кадров в области инновационных технологий в деятельности сельскохозяйственных

предприятий // Аграрный вестник Урала. 2019. № 7. С. 96-100.

8. 10 Free Online Courses to Increase Your Productivity URL: https://medium.com/go-highbrow/10-free-online-courses-to-increase-your-productivity-1a4882f54be8 (дата обращения: 04.09.2021)

9. Национальная автоматизированная система регистрации, учёта и идентификации животных REGAGRO URL: http://regagro.ru/opisanie/ obscee-opisanie (дата обращения: 04.09.2021)

10. Цифровая экосистема национального проекта URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/ea c0a5640999e40cb222414e35cd596c/cifrovaya_ ekosistema.pdf (дата обращения: 04.09.2021)

11. Список бизнес-оферт ФЦК URL: httpsV/произ-водительность.рф/projectmembers/business_ offer/spisok-biznes-ofert/?order= -last_published_ at (дата обращения: 04.09.2021)

12. Платформа «Лидеры» URL: httpsV/производи-тельность.рф/national-project/rejtingi-predpriyat ij/?order=asc&year=2019&period=1 (дата обращения: 04.09.2021)

13. Alekseev A.A., Ruschitskaya O.A., Lavrov V.N., Yurchenko N.A. Improving government support for small agribusiness due to the pandemic of the coronavirus COVID-19 // Agrarian Bulletin of the Urals. 2020. No. 04 (195). Pp. 86-90. DOI: 10.32417/1997-4868-2020-195-4-86-90

14. Обзор деятельности органов государственной власти 18-19 июля 2021 г. Торгово-промышленной палаты Российской Федерации URL: https://vs.tpprf.ru/ru/odgv/18-19.07%20 OrB.pdf (дата обращения: 04.09.2021)

15. Ведомственный проект «Цифровая промышленность» URL: https://digital.gov.ru/ uploaded/files/vedomstvennyij-proekt-tsifrovaya-promyishlennost.pdf (дата обращения: 04.09.2021)

DIGITAL ECOSYSTEM OF INCREASING LABOR PRODUCTIVITY AS A TOOL FOR STATE SUPPORT OF ENTERPRISES OF THE DIGITAL SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY

Alekseev A.A.

Ural State Agrarian University

The digital transformation of the Russian economy has changed many sectors of the Russian economy. Russia's achievements in the field of digitalization are confirmed by its leadership in many international rankings. The rapid recovery of the Russian economy from damage from the coronavirus pandemic is also largely due to the deep penetration of digital technology. Subjects of the real sector have accumulated vast experience of digital innovations in all sectors of the economy, many of which they are ready to share. At the same time, many restrictions have accumulated for the implementation of transformative changes in the economy. To remove obstacles, the state not only determines digitalization trends, but also promotes the dissemination of specific technologies, programs, platforms, etc. Government services do not replace market services, but complement, and in some cases compete with them. In the article, this process is considered as state support for enterprises in the digital sector.

Keywords: digital economy, government support, digital transformation, indirect support, labor productivity ecosystem.

C3

о

CO

от m Р от

от А

References

1. Doctrine of information security of the Russian Federation. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208191/ (date of viewing: 04.09.2021)

2. National Program "Digital Economy of the Russian Federation" URL: https://digital.ac.gov.ru (date of viewing: 04.09.2021)

3. Departmental project "Digital Agriculture". URL: http://mcx.ru/ upload/iblock/900/900863fae06c026826a9ee43e124d058.pdf (date of viewing: 04.09.2021)

4. What is Digital Economy? Meaning, Advantages & Disadvantages. URL: https://financeninsurance.com/digital-economy (date of viewing: 04.09.2021)

5. Information Technology and the Digital Economy. URL: https:// www.researchgate.net/publication/283817936_Informa-tion_Technology_and_the_Digital_Economy (date of viewing: 04.09.2021)

6. Evtyanova D.V., Tiranova M.V. Digital Economy as a Mechanism of Effective Environmental and Economic Policy // Nauko-vedenie Internet Journal. 2017. N.6. URL: https://naukovedenie. ru/PDF/79EVN617.pdf (date of viewing: 04.09.2021)

7. Chupina I.P, Fateeva N.B, Petrova L.N Training in the field of innovative technologies in the activities of agricultural enterprises // Agrarian Bulletin of the Urals. 2019.N.7.P. 96-100. (In Russ.)

8. 10 Free Online Courses to Increase Your Productivity URL: https://medium.com/go-highbrow/10-free-online-courses-to-

increase-your-productivity-1a4882f54be8 (date of viewing: 04.09.2021)

9. National automated system of registration, accounting and identification of animals REGAGRO URL: http://regagro.ru/opisanie/ obscee-opisanie (date of viewing: 04.09.2021)

10. Digital ecosystem of the national project URL: https:// www.economy.gov.ru/material/file/eac0a5640999e40cb-222414e35cd596c/cifrovaya_ekosistema.pdf (date of viewing: 04.09.2021)

11. List of FCC business offers URL: https://np0U3B0,qi/rrenbH0CTb. p$/projectmembers/business_offer/spisok-biznes-ofert/?order= -last_published_at (date of viewing: 04.09.2021)

12. Platform "Leaders" URL: https://np0U3B0,qi/rrenbH0CTb.p(£/ national-project/rejtingi-predpriyatij/?order=asc&year=2019&pe riod=1 (date of viewing: 04.09.2021)

13. Alekseev A.A., Ruschitskaya O.A., Lavrov V.N., Yurchen-ko N.A. Improving government support for small agribusiness due to the pandemic of the coronavirus COVID-19 // Agrarian Bulletin of the Urals. 2020. No. 04 (195). Pp. 86-90. DOI: 10.32417 / 1997-4868-2020-195-4-86-90

14. Review of the activities of public authorities on July 18-19, 2021 of the Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation URL: https://vs.tpprf.ru/ru/odgv/18-19.07%200GV.pdf (date of viewing: 04.09.2021)

15. Departmental project "Digital Industry" URL: https://digi-tal.gov.ru/uploaded/files/vedomstvennyij-proekt-tsifrovaya-promyishlennost.pdf (date of viewing: 04.09.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

e

CM

cn

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.