Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В РАЗВИТИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИКЕ'

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В РАЗВИТИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бесланеев А.Ж.

Цифровая экономика - совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления, основным элементом которых является использование информационных технологий в рамках всего цикла данной системы от производства до потребления. В статье рассматриваются основные направления развития цифровой экономики и основных крупных проектов цифровизации экономической деятельности на уровне всего государства. Раскрываются три основных направления развития цифровой экономики: статистический, технический и кибернетические подходы. Также автором рассматриваются два самых крупных за всю историю развития цифровых технологий попыток цифровизации экономической деятельность. Одновременно выносится на обсуждение тезис о необходимости поиска связующего звена между всеми отраслями экономики для создания жизнеспособной модели цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ECONOMY: MAIN DIRECTIONS OF ITS DEVELOPMENT AND FOREIGN EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE ECONOMY

The digital economy is a set of relations that develop in the system of production, distribution, exchange and consumption, the main element of which is the use of information technologies within the entire cycle of this system from production to consumption. The article discusses the main directions for the development of the digital economy and the main major projects for the digitalization of economic activity at the level of the entire state. Three main directions of development of the digital economy are revealed: statistical, technical and cybernetic approaches. The author also considers two of the largest attempts in the history of the development of digital technologies to digitalize economic activity. At the same time, the thesis about the need to find a link between all sectors of the economy in order to create a viable model of the digital economy is put up for discussion.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В РАЗВИТИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИКЕ»

Цифровая экономика: основные направления ее развития и зарубежный опыт в развитии цифровых технологий в экономике

Бесланеев Ахмед Жамбулатович

аспирант кафедры стратегического планирования и экономической политики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, akhmabeslaneev@yandex.ru

Цифровая экономика - совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления, основным элементом которых является использование информационных технологий в рамках всего цикла данной системы от производства до потребления. В статье рассматриваются основные направления развития цифровой экономики и основных крупных проектов цифровиза-ции экономической деятельности на уровне всего государства. Раскрываются три основных направления развития цифровой экономики: статистический, технический и кибернетические подходы. Также автором рассматриваются два самых крупных за всю историю развития цифровых технологий попыток цифровизации экономической деятельность. Одновременно выносится на обсуждение тезис о необходимости поиска связующего звена между всеми отраслями экономики для создания жизнеспособной модели цифровой экономики. Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация, экономика образования, цифровые технологии в экономике

В современном мире существует большое количество трактовок термина «цифровая экономика», которые формируют разные представления о ней. У всех них есть связующий компонент: акцент внимания на том, что в «цифровой экономике» должны внедряться современные ИТ для мониторинга, контроля, проведения расчетов и автоматизации документооборота, что соответствует статистическому и техническому подходу.

При этом заметим, что абсолютное большинство проектов в области цифровой экономики выделяют для данной части проблемы колоссальное время и ресурсы, зачастую игнорируя один факт. Этот факт заключается в том, что их разработчики, прописывая в своих программах «благородные цели» создания «нового типа экономики», по факту ничего нового и не создают, а просто переводят в цифровой вариант все то, что и так есть. Фактически в виртуальную сферу переносится вся аналоговая экономика.

Целью данной работы является рассмотрение основных направлений развития цифровой экономики и основных крупных проектов цифровизации экономической деятельности на уровне всего государства.

Объектом исследования являются цифровые технологии, используемые в экономике.

Предмет исследования - анализ направлений использования цифровых технологий в экономике.

Степень разработанности проблемы можно оценить как недостаточную, т.к. исследуются только отдельные ее аспекты. О научных исследованиях в данной области можно говорить исключительно на междисциплинарном уровне, так как она носит комплексный характер, от чего нуждается в системном анализе. В рамках же различных подходов исследователи затрагивают те или иные аспекты развития цифровой экономики и на их основе пытаются создать свои модели. Следует отметить и различные подходы к пониманию термина «Цифровая экономика».

Мировое научное и профессиональное сообщество еще до сих пор не выработали общепризнанного определения «цифровой экономики». Существуют попытки ООН проводить исследования в данной области, но они либо безуспешны, либо вносят незначительный вклад в решение данной проблемы [8].

В данной работе будем придерживаться относительно нейтрального определения, которое подходит под все направления развития цифровой экономики.

Цифровая экономика - совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления, основным элементом которых является использование информационных технологий в рамках всего цикла данной системы от производства до потребления.

Опыт Великобритании в построении цифровой экономики показывает, что для исследователей и разработчиков данной страны особо важное значение играет анализ статистических показателей.

При этом заметим, что использование статистических данных (в частности, не сам результат, которого добились зарубежные исследователи, а использование определенных методик и технологий, которые лежат в их основе) дало толчок в развитии весьма интересных систем в различных отраслях.

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о

м «

м см о см

о ш т

X

<

т О X X

Так на рынке продуктов для автоматизации логистических операций в современном мире лидирующие позиции занимают разработки именно этой страны. Во многом благодаря применению больших данных. Но это лишь один из немногих плюсов.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление, дабы акцентировать внимание на том, что существуют три абсолютно противоположных подхода к построению «цифровой экономики»: статистический, технический и кибернетические подходы.

Первый подход условно можно назвать «экономикой больших данных» (или статистический подход), где также есть множество своих ответвлений, о которых сейчас и поговорим.

«Экономика больших данных» (статистический подход) подразумевает постоянный сбор и расчет статистических показателей по многим направлениям. При этом абсолютно во всех случаях автоматизации для расчета данных статистических показателей не выводятся и не создаются новые более точные и совершенные формулы и методики расчетов. Напротив, разработчики просто переводят в цифровой формат то, что уже есть на бумаге. Мало кто из ведущих экономистов будет спорить с утверждением, что по «методикам международного стандарта ООН для расчета макроэкономических показателей (например, ВВП) и составления национальных счетов, характеризующих ресурсы и их использование в отраслях и секторах экономики, является недостоверной» [4].

В своих работах Е.Н. Ведута утверждает, что данный факт «дискредитирует идею «экономики данных», предполагающую ее обработку с использованием ИТ на базе эконометрических моделей» [4]. Действительно, подход на основе эконометрических моделей имеет и свои плюсы, и минусы. Одним из основных и серьезных минусов является отсутствие механизмов обратной связи «позволяющих организовать взаимодействие бизнеса, государства и общества в режиме реального времени (онлайн) для обеспечения процветания нации» [5]. В современном мире без данного компонента фактически нельзя выжить, учитывая увеличение скоротечности всех процессов.

Также, как отмечалось ранее, при таком подходе к цифровой экономике нет никакого новаторства, о котором так часто пишут в различных стратегиях развития цифровой экономики.

К сожалению, многие разработчики так и не дают четких ответов на вопрос: «в чем заключается их новаторский подход?». При этом «экономика данных» (статистический подход) (как ее официально назвали на сайте Президента Российской Федерации представители Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам) [9, 10] растет, а разработчики в рамках данного подхода не спешат представить концепции или модели, которые бы описывали взаимодействие в информационной (цифровой) среде экономических агентов для «процветания нации» (как пишут во многих стратегиях развития). Также нельзя обойти тот факт, что информация в этих массивах «больших данных» многократно дублируется, и ее никто не проверяет на достоверность.

Такие же тенденции наблюдаются и в России. В рамках концепции «экономики данных» был разработан проект Мин-промторгом России с длиннымназванием: Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении состава и порядка предоставления субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти, органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему промышленности, перечня подлежащих утверждению уполномоченным органом форм предоставления информации для включения в государственную информационную систему промышленности субъектами деятельности в сфере промышленности, органами госу-

дарственной власти, органами местного самоуправления и перечня информации государственной информационной системы промышленности, подлежащей обязательному размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"» [4, 11]. Интересно то, что данные (необходимы, по мнению разработчиков данного проекта) заполняются в системе вручную.

Один из важнейших принципов цифровой экономики - это ее автоматизированность и наличие особого рода датчиков и «индикаторов». Но российские разработчики (точно также как и зарубежные) упорно игнорируют этот принцип [1]. Заметим, что «ручной» сбор информации отвлекает топ-менеджеров компаний или государственных служащих от их непосредственных обязанностей, снижает их производительность труда, увеличивает недостоверность информации, что напрямую противоречит даже тем «стандартам» цифровой экономики, которые прописаны в наших отечественных нормативно-правовых актах.

Построение цифровых систем для сбора и учета статистических показателей - вот главная цель «экономики больших данных». При этом к концу анализа данных показателей (что может занять не один месяц) экономические процессы могут кардинально измениться, о чем свидетельствует опыт реализации национальных и федеральных проектов под влиянием пандемии и санкций. Т.е. результаты анализа могут оказаться к моменту их составления неактуальными.

Экономика, в свою очередь, - это живая система с множеством взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, которые всегда находятся в динамике. В этой системе очень важное место занимают расчеты показателей, но сами расчеты (особенно в том виде, в котором они сейчас считаются) ничто, если мы не умеем взаимоувязывая их строить экономико-математические модели, которые в первую очередь базируются на экономических законах. При этом, чтобы «виртуально созданная модель (система)» (или говоря современным языком «киберсистема», «платформа») вела себя аналогично реальным системам, разработчики должны всецело учитывать законы экономики и уметь их взаимоувязывать. Отсюда следует вывод, что для построения цифровой экономики необходимо иметь детально проработанную и научно обоснованную экономико-математическую модель.

Вторым подходом к построению цифровой экономики является «технический подход». Данный подход довольно хорошо раскрыт в проектах «ОГАС» (СССР) и «ЛИНК» (США). В связи с этим, логично для большего понимания рассмотреть оба проекта.

Идея создания ОГАС - «могучего помощника человека» [6] возникла в СССР в разгар холодной войны. ОГАС должен был в итоге объединить в себе тысячи вычислительных центров, отдельные автоматизированные системы управления предприятием (АСУП) и системы управления отраслями народного хозяйства (ОАСУ). Планировалось, что ОГАС поможет получать детализированную информацию обо всем, что происходит в экономике.

Даже в наше время трудно представить колоссальный эффект, который можно получить от внедрения схожей системы с исправленными недостатками ОГАС. Фактически можно построить самое эффективное производство в стране, где ни ресурсы, ни оборудование простаивать не будут, а все производство в целом будет синхронизировано во времени до секунд [7].

Принципы макроэкономической модели, в которых нуждался проект ОГАС, фактически были изложены в работах Н.И. Ведуты («Экономическая кибернетика») [3] еще в 1971 году, но, к сожалению, остались без внимания. ОГАС же не содержал в себе необходимой макроэкономической модели.

Одной из самых важных функций, для которой создавался ОГАС, является обеспечение работника всей необходимой ему для работы информацией, дабы наиболее эффективно выполнить свою часть труда. Так менеджер на производстве мог бы оптимизировать процесс управления ТМЗ (товарно-материальными запасами) так, чтобы излишки на хранение были минимальными, при этом производство ни в чем не нуждалось и все получало в срок [2].

Вторая функция ОГАС - идеальный учет всех операций на уровне предприятия, отрасли, страны, дабы в сжатые сроки получить отчетные документы. Как известно, отчетность необходима для оценки дальнейшего развития событий, а также для составления будущей стратегии развития предприятия, отрасли, страны. Если ошибка в отчетности на уровне одного предприятия еще не несет огромных последствий, при этом их можно в сжатые сроки исправить, то ошибки в отчетности на уровне отрасли и страны уже влияют на целые массы людей и порой неисправимы.

Третья функция состоит в том, что работник освобождается от рутинных операций, что позволяет направить его силы в творческое русло, на разработку новых методик и т.д. Так менеджер должен находить новые и новые рынки сбыта, пути оптимизации и улучшения производства, но при этом всю его работу зачастую тормозят рутинные операции, например, отчетность. ОГАС же, как задумывали разработчики, должен был бы освободить работника от рутинности.

Между тем, весь проект «ОГАС» был сконцентрирован именно на техническом оснащении предприятий цифровыми технологиями для упрощения рутинной деятельности несмотря на то, что заявлялись цели по взаимоувязке данных и построению моделирующих систем. Фактически имея огромный потенциал в развитии «ОГАС» лишь оптимизировал процессы документооборота и сбора информации, хотя и планировал, а в некоторых аспектах содержал элементы анализа данных.

Схожим был и зарубежный проект «ЛИНК», разработанный Уортонской ассоциацией экономических прогнозов (WEFA) еще в 1968 году, для консультативной поддержки Госдепу США в реализации внутренней и внешней политики. Проект должен был объединить в себе статистические экономические модели стран (сюда входят и страны третьего мира), чтобы улучшить понимание экономических связей между странами и для будущего прогноза развития этих отношений. Основная цель, как можно понять, прогнозирование.

Вычисляя показатели международной торговли при помощи расчетных процедур на ЭВМ, объединялись экономет-рические макромодели стран для моделирования международной торговли. Данный подход помогает объединить множество самостоятельно рассчитанных эконометрических моделей стран, если они рассчитаны с использованием централизованной единой методики проведения расчетов.

Чтобы построить модель необходимо иметь: показатели экспортных цен, показатели импорта, также показатели, которые определяют социально-экономическое положение страны. Самое интересное, что модель учитывает лишь международную торговлю товарами, услуги же могут учитываться в моделях отдельно взятых стран.

Для расчетов используются четыре товарные группы:

1) продукты питания, напитки, табачные изделия;

2) сырье и материалы;

3) топливо;

4) готовые изделия, полученные в результате укрупнения 10 позиций Международной стандартной торговой классификации (МСТК).

Говоря о практической пользе, можно вспомнить, что с помощью ЛИНК было выявлено, что снижение налогов США (во

времена работы администрации Дж. Картера), передаваясь по цепи экономических взаимодействий, улучшал платежный баланс Франции.

Проект ЛИНК создавался в США с целью понимания, куда приложить усилия для усиления внешнеэкономического положения США.

Хотя проект создавался для прогнозирования на глобальном уровне, он не оправдал себя. В модели использовались краткосрочные и среднесрочные показатели, которые хороши соответственно на краткосрочный и среднесрочный период. Но не стоит забывать, что большинство проблем на глобальном уровне носит долгосрочный характер. Также система сама была несовершенна, т.к. даже на краткосрочный период выдавались ошибки. Ошибка некоторых уравнений могла доходить до 1 млрд. долларов.

С методической точки зрения автономные страновые компоненты проекта ЛИНК, а также способ их увязки в единую систему представляют несомненный интерес.

Подход, заложенный в «ЛИНК», как и в «ОГАС», является своего рода переходным между статистическим и кибернетическим подходами к построению цифровой экономики.

Третий, «кибернетический подход», является своего рода синтезом первых двух подходов с одним, очень значительным дополнением, согласно которому в рамках построения «цифровой экономики» главным условием ставится создание «экономико-математической модели».

В рамках данного подхода выделяется два основных направления цифровизации экономики: техническая цифрови-зация и развитие экономико-математических моделей. Тем самым кибернетический подход признает дуализм процессов цифровизации и равнозначность данных процессов, что жизненно необходимо при цифровизации экономической деятельности не только в отрасли образования.

Кибернетический подход не отодвигает на второй план цифровизацию процесса производства конечного продукта, напротив, пытается способствовать ее развитию с учетом дальнейшего включения и функционирования экономико-математической модели.

Несмотря на то, что данные подходы выделены как самостоятельные, было бы неправильно утверждать и настаивать на их самостоятельности и противопоставлении. Несомненно, в рамках своих временных рамок развития, эти подходы были доминирующими, но если рассматривать картину системно, то нужно сделать небольшую оговорку.

Хотя автором данные подходы выделяются в качестве отдельных, по сути, они являются эволюционным продолжением друг друга, своего рода этапами развития цифровой экономики.

Принцип этапности развития цифровизации является тем принципом, который во многом игнорируются всеми разработчиками и исследователями. Говоря об одном небольшом предприятии, данным принципом безусловно можно пренебрегать, но если речь идет о крупной организации, отрасли или всей экономики страны, то несоблюдение данного принципа приведет к непредсказуемым результатам, что на данный момент отражается на том, что ни одна страна мира, при наличии многих предпосылок до сих пор не создала полноценную, работающую модель цифровой экономики.

На сегодняшний день существует множество систем по цифровизации экономико-управленческой деятельности на уровне предприятия и группы предприятий, но фактически не существует полноценной системы по цифровизации целой отрасли или всей экономики.

Связано это с тем, что как только разработчики выходят за пределы предприятий и на уровни выше, возникает острая необходимость наличия некоего базиса, который бы приводил

X X

о

го А

с.

X

го т

о

м о

м «

fO CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

все отрасли и существующие предприятия к одному какому-то общему знаменателю или одной общей точке опоры, от которой можно было бы отталкиваться при проведении дальнейших расчетов.

Проект «Линк» за такой базис (точку опоры) брал налоговую систему, ОГАС пытался сосредоточиться (говоря в целом) на бюджетной системе и перераспределении бюджетных средств. По своей сути все попытки цифровизации экономики сейчас и в прошлом сводятся к попытке поиска того самого связующего звена между всеми отраслями.

При этом ни один из прошлых и современных проектов не берет в расчет тот момент, что именно квалифицированные кадры являются тем самым элементом, который задействован во всех отраслях экономики. Отрасль образования обладает высокой привлекательностью для цифровизации всей экономической деятельности ввиду нескольких факторов:

1) ее конечный продукт задействован во всех сферах и отраслях экономики;

2) она является потребителем конечных продуктов значительного количества отраслей;

3) отрасль максимально чувствительна ко всем макро и микроэкономическим показателям;

4) отрасль фактически напрямую зависит от потребностей других отраслей в кадровых ресурсах.

В связи с этим есть высокая вероятность того, что именно отрасль образования может стать ядром цифровой экономики и тем самым связующим звеном для всех ее отраслей.

Но говорить о цифровизации всей экономики представляется преждевременным до того момента, пока сама отрасль не достигнет того уровня цифровизации, который бы позволил ей реализовать свой потенциал.

Литература

1. Быков А.Ю. Система нормативно-правовой базы цифровой экономики в Российской Федерации / А.Ю. Быков. - М.: Проспект, 2017. - 745 с.

2. Васильев, В.Н. Организация, управление и экономика гибкого интегрированного поизводства в машиностроении / В.Н. Васильев. - М.: Машиностроение, 1986. С. 312.

3. Ведута Н.И. Экономическая кибернетика. Очерки по вопросам теории. Издательство, наука и техника. МИНСК. 1971. С. 318

4. Ведута Е.Н., Джакубова Т.Н. Big Data и экономическая ки-бернетика.\\ Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 63. Август 2017 г. С.47. Электронный ресурс.\\ http://e-

journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2017/vipusk_63._avgust_2017_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

g./strategii_zifrovoi_ekonomiki/veduta_dzhakubova.pdf (дата обращения: 9 марта 2022 г.)

5. Ведута Е.Н. Межотраслевой-межсекторный баланс. Механизм стратегического планирования экономики. М.: Академический проект, 2016.

6. Глушков В. М. Введение в кибернетику / Печатается по постановлению научного совета по кибернетике АН УССР. — Киев: изд-во АН УССР, 1964.

7. Замков О.О., Математические методы в экономике / О.О. Замков, А.В. Толстопятенко, Ю.Н. Черемных. - М.: Дело и Сервис; Издание 4-е, 2004. - 368 с. - С. 59.

8. Новое исследование ООН определило 10 лучших способов для создания цифровой экономики // Новостной портал рамблер. Электронный ресурс // https://inlnk.ru/po9OxB (дата обращения: 9 марта 2022 г.).

9. Заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам // Президент России [Официальный сайт]. Электронный ресурс.\\ http://www.kremlin.ru/events/president/news/54983 (дата обращения: 9 марта 2022 г.).

10. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума // Президент России [Официальный сайт]. Электронный ресурс.\\ http://www.kremlin.ru/events/president/news/54667

11. Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении состава и порядка предоставления субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти, органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему промышленности, перечня подлежащих утверждению уполномоченным органом форм предоставления информации для включения в государственную информационную систему промышленности субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти, органами местного самоуправления и перечня информации государственной информационной системы промышленности, подлежащей обязательному размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"» // Консультант-Плюс [Справочная правовая система]. Электронный ресурс.\\ http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNP A&n=22175#0 (дата обращения: 9 марта 2022 г.).

Digital economy: main directions of its development and foreign experience in

the development of digital technologies in the economy Beslaneev A.Zh.

Lomonosov Moscow State University

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

The digital economy is a set of relations that develop in the system of production, distribution, exchange and consumption, the main element of which is the use of information technologies within the entire cycle of this system from production to consumption. The article discusses the main directions for the development of the digital economy and the main major projects for the digitalization of economic activity at the level of the entire state. Three main directions of development of the digital economy are revealed: statistical, technical and cybernetic approaches. The author also considers two of the largest attempts in the history of the development of digital technologies to digitalize economic activity. At the same time, the thesis about the need to find a link between all sectors of the economy in order to create a viable model of the digital economy is put up for discussion.

Keywords: digital economy, digitalization, economics of education, digital technologies

in the economy References

1. Bykov A.Yu. The system of the legal framework of the digital economy in the

Russian Federation / A.Yu. Bykov. - M.: Prospekt, 2017. - 745 p.

2. Vasiliev, V.N. Organization, management and economics of flexible integrated

production in mechanical engineering / V.N. Vasiliev. - M.: Mashinostroenie, 1986. S. 312.

3. Veduta N.I. Economic cybernetics. Essays on questions of theory. Publishing

house, science and technology. MINSK. 1971, p. 318

4. Veduta E.N., Dzhakubova T.N. Big Data and economic cybernetics.\\ Public

administration. Electronic Bulletin Issue No. 63. August 2017 P.47. Electronic resource.\\ http://e-

journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2017/vipusk_63._avgust_2017_g./strategii

_zifrovoi_ekonomiki/veduta_dzhakubova.pdf (accessed March 9, 2022)

5. Veduta E.N. Intersectoral-intersectoral balance. The mechanism of strategic

planning of the economy. M.: Academic project, 2016.

6. Glushkov V. M. Introduction to cybernetics / Published by order of the Scientific

Council on Cybernetics of the Academy of Sciences of the Ukrainian SSR. - Kyiv: publishing house of the Academy of Sciences of the Ukrainian SSR, 1964.

7. Zamkov O.O., Mathematical methods in economics / O.O. Zamkov, A.V.

Tolstopyatenko, Yu.N. Cheremnykh. - M.: Business and Service; Edition 4th, 2004. - 368 p. - S. 59.

8. A new UN study has identified 10 best ways to create a digital economy // News

portal rambler. Electronic resource // https://inlnk.ru/po9OxB (accessed March 9, 2022).

9. Meeting of the Council for Strategic Development and Priority Projects // President

of Russia [Official site]. Electronic resource.\\ http://www.kremlin.ru/events/president/news/54983 (accessed March 9, 2022).

10. Plenary session of the St. Petersburg International Economic Forum // President

of Russia [Official site]. Electronic resource.\\ http://www.kremlin.ru/events/president/news/54667 (accessed March 9, 2022)

11. Draft Decree of the Government of the Russian Federation "On approval of the

composition and procedure for the provision by subjects of activity in the industry, state authorities, local governments of information for inclusion in the state information system of industry, a list of forms to be approved by the authorized body for providing information for inclusion in the state information system of industry subjects of activity in the field of industry, public authorities, local governments and a list of information of the state information system of industry, subject to mandatory placement in the public domain in the information and telecommunication network "Internet" // Consultant Plus [Reference legal system]. Electronic resource.\\

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=22175#0 (accessed March 9, 2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.