Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОТРАСЛИ, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ И НАРАБОТКИ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОТРАСЛИ, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ И НАРАБОТКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бесланеев А.Ж.

Исследование направлено на выявление основных проблем связанных с внедрением цифровых технологий в управление отраслью образования, основной из которых является проблемы трактовки и понимания термина экономика образования. В связи с этим в рамках работы дано собственное определение терминов экономика образования и отрасль образования. Также в ходе исследования представлена авторская позиция о трансформации процессов управления в цифровой среде, которая заключается в расширении управленческого поля управляющего субъекта с целью достижения множественных результатов. Одновременно в работе обоснована позиция о необходимости соблюдения этапности процессов цифровизации, которая включает в себя несколько уровней и ключевых этапов. Также автором рассмотрены основные преимущества и недостатки существующих проектов и наработок в сфере цифровой трансформации отрасли образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бесланеев А.Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION MANAGEMENT: THE MAIN PROBLEMS OF INDUSTRY DIGITALIZATION, PROMISING PROJECTS AND DEVELOPMENTS

The study is aimed at identifying the main problems associated with the introduction of digital technologies in the management of the education sector, the main of which is the problem of interpreting and understanding the term economics of education. In this regard, the author gives his own definition of the terms economics of education and education as a branch of the economy. The study also presents the author's position on the transformation of management processes in the digital environment, which consists in expanding the management field of the managing entity in order to achieve multiple results. At the same time, the paper substantiates the position on the need to comply with the stages of digitalization processes, which includes several levels and key stages. The author also considers the main advantages and disadvantages of existing projects and developments in the field of digital transformation of the education industry.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОТРАСЛИ, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ И НАРАБОТКИ»

Цифровые технологии в управлении образованием: основные проблемы цифровизации отрасли, перспективные проекты и наработки

со см о см

со

о ш т

X

<

т о х

X

Бесланеев Ахмед Жамбулатович

аспирант кафедры стратегического планирования и экономической политики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, akhmabeslaneev@yandex.ru

Исследование направлено на выявление основных проблем связанных с внедрением цифровых технологий в управление отраслью образования, основной из которых является проблемы трактовки и понимания термина экономика образования. В связи с этим в рамках работы дано собственное определение терминов экономика образования и отрасль образования. Также в ходе исследования представлена авторская позиция о трансформации процессов управления в цифровой среде, которая заключается в расширении управленческого поля управляющего субъекта с целью достижения множественных результатов. Одновременно в работе обоснована позиция о необходимости соблюдения этапности процессов цифровизации, которая включает в себя несколько уровней и ключевых этапов. Также автором рассмотрены основные преимущества и недостатки существующих проектов и наработок в сфере цифровой трансформации отрасли образования. Ключевые слова: цифровая трансформация образования; экономика образования; экономическая деятельность в сфере образования; цифровизация образования.

Введение

Отрасль образования сегодня является одной из перспективных и важных сфер для развития конкуренции государств не только с точки зрения получения доходов (если речь идет о частном или высшем образовании), но и с точки зрения подготовки квалифицированных кадров для всех других отраслей экономики.

Фатальной ошибкой в системе управления образованием является восприятие отрасли лишь в качестве расходной части бюджета в социальной сфере, а не как отдельной отрасли экономики, со своим производством, распределением, обменом, потреблением и т.д., что сегодня наблюдается в большинстве стран мира.

Между тем образование является полноценной отраслью, которая производит услуги, напрямую не принимающие участие в создании национального дохода (если речь не идет о платном образовании). Фактически образование, как отрасль экономики, удовлетворяет потребности общества, но благодаря специфике производимого конечного продукта теснейшим образом связано с другими отраслями экономики и напрямую влияет на их развитие [3, с.70]. В свою очередь развитие отраслей экономики влияет как на содержание, так и на структуру образования в целом.

Тем не менее, цифровизация в отрасли образования понемногу меняет отношение к ней. Довольно часто в официальной риторике представителей власти, в том числе и Президента Российской Федерации, не однократно подчеркивается системообразующая роль образования, а также смещается акцент в понимании конечного продукта самой отрасли с конкретной образовательной услуги к образованному человеку, что можно проследить и в стратегических документах, таких как Национальный проект «Образование».

Отрасль сегодня переживает бурный процесс циф-ровизации, который носит стихийный характер. Создается множество систем и платформ, которые цифрови-зируют как учебный процесс, так и управление в данном направлении. Все процессы в указанном направлении сопровождаются рядом проблем, которые возникают благодаря сложности разграничения между собой образовательного процесса и управления отраслью и организацией. Цифровые технологии, в свою очередь, требуют пересмотра существующих подходов, как и в управлении образованием, так и в образовательном процессе.

Исходя из этого целью исследования является выявление основных проблем связанных с внедрением цифровых технологий в управление отраслью образования, для дальнейшего приведения авторских рекомендаций по их решению.

Для достижения поставленной цели используется анализ экономической и педагогической литературы, анализ нормативных правовых актов, стратегических

документов, отчетов, материалов выступления представителей власти, индукция, дедукция, сравнение и библиографический анализ.

Объектом исследования является процесс цифровой трансформации отрасли образования. Предметом выступает анализ проблем и перспектив цифрови-зации управления в отрасли образования.

Изучением вопроса цифровой трансформации отрасли образования посвящены работы как зарубежных, так и отечественных авторов. Большая часть публикаций в данном направлении приходится на период с 2017 года. Основная масса опубликованных работ приходится на период пандемии.

Среди зарубежной литературы по исследуемому вопросу выделяется коллективная монография в шести томах Handbook of the Economics of Education под редакцией Э. Ханушека. В работе раскрывается вопросы, связанные с управленческой составляющей цифровизации образования. Авторами часто проводится четкое разграничение между управлением образованием и образовательным процессом. В работах отечественных исследователей зачастую эта грань размывается.

Зарубежные исследования отличаются от отечественных большей проработанности в части практических рекомендаций и попытками составления экономико-математических моделей по цифровизации различных аспектов управления в сфере образования, в то время как отечественные исследования в большей степени привязаны к теоретическим (правовым и педагогическим) вопросам.

Так, например, заслуживают внимания работы похожие на «Technology and Education: Computers, Software, and the Internet» Г. Булмана и Р. Фэрли, где авторы предлагают механизмы расчета эффекта от вложенных ресурсов в отрасль образования, а также добавленной стоимости образовательной услуги.

Проведенный библиометрический анализ отечественной литературы показывает, что по обозначенной теме в период с 2012 года отечественными исследователями опубликовано свыше 2000 работ. Более половины найденных работ (1111) опубликованы в 2020 году, остальная масса работ в большей части приходится на 2017-2019 годы (57, 255, 539 работ соответственно). Особое внимание проблематике уделяется с момента внесения изменений в Государственную программу развития образования и принятия Федеральной программы «Цифровая образовательная среда». В указанном проблемном поле наиболее значителен вклад педагогических и экономических наук (854 и 631 работ соответственно).

Экономика образования: проблемы трактовки и понимания термина

Анализ терминологического аппарата показывает ряд проблем, которые в значительной степени тормозят развитие отрасли образования.

Термин «экономика» является понятным и не вызывает серьезных дискуссий. Для понимания термина «экономика образования», вполне достаточно придерживаться одного из следующих устоявшихся определений термина «экономика»: совокупность отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления, сложившихся в том или ином обществе, на том или ином историческом этапе; отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере общественного производства и обмена.

Термин «образование» в свою очередь имеет неоднозначную трактовку и может рассматриваться в качестве: совокупности знаний, умений и навыков, которыми обладает человек; процесса воспитания и обучения всесторонне развитой личности; обособленной сферы деятельности; системы образовательных организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных кадров.

Ряд авторов, например, О.В. Соловьева рассматривают образование лишь как вид экономической деятельности, ссылаясь на ОКВЭД (коды 80.00 - 80.99) [7]. Такой подход имеет значительный недостаток, т.к. в качестве конечного продукта в нем рассматривается сама образовательная услуга. Еще в плановой системе СССР, где из-за неправильного и ограниченного понимания производительности труда считалось, что образование не участвует в создании национального дохода. Следовательно образование не рассматривалась как отрасль, а термин «экономика» к нему был неприменим. Поэтому финансирование самой системы образования осуществлялось по остаточному принципу, как расходной статьи государственного бюджета.

Данный подход по инерции сохраняется в системе управления и в наше время. В научной мысли еще в 1960-70 гг. уже начали появляться первые работы, которые предлагали рассматривать образование как экономическую отрасль. В.А. Жамин в работе «Экономика образования (вопросы теории и практики)» [4] писал, что образование, как отрасль экономики, должна объединять в себе экономическую сторону материальных условий, необходимых в каждый данный момент для достижения определенного уровня образования членами общества. Экономика образования должна заниматься исследованием материальных и денежных средств, которые направляются государством на процесс воспроизводства квалифицированных рабочих кадров.

Результаты данных исследований оказали воздействие на практику относительно недавно в современной редакции Национального проекта «Образование», где в центре внимания находится не образовательная услуга, а всесторонне развитый и образованный человек и гармонично развитая личность, квалифицированный работник. Следовательно, меняется и конечный потребитель, которым является не отдельно взятый человек, а будущий работодатель [5], организация, для которого образованный человек выступает в качестве фактора производства.

Правильное понимание и определение образования как отрасли является важным этапом цифровизации отрасли с точки зрения управления. Смена подхода к пониманию образования как отрасли и ее конечного продукта в значительной мере меняют как содержательные аспекты и подходы к образовательному процессу, так и управленческие и экономические механизмы взаимоувязывания отрасли образования с другими отраслями экономики.

Исходя из вышесказанного можно вывести следующее определение «экономики образования» как науки:

Экономика образования - наука, изучающая отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ, создаваемых в сфере образования в центре внимания которой находится все-

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м

CJ

со см о см

со

о ш т

X

<

т о х

X

сторонне развитый и образованный человек и гармонично развитая личность, квалифицированный работник, качественно освоивший образовательные продукты, предоставляемые образовательной организацией.

Отрасль образования - система образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих образовательную и воспитательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных работников.

Специфические особенности планирования и прогнозирования в отрасли образования

Планирование и прогнозирование в отрасли образования являются довольно сложными и трудоемкими процессами, т.к. в системе образования присутствует несколько совершенно разных уровней, где помимо основной задачи - обучения реализуется и ряд сопутствующих, не менее важных задач (например, на уровне дошкольного и школьного образования реализуются и задачи, связанные с воспитанием, отдыхом и оздоровлением детей).

Исходя из этого, перед управленческим звеном возникает многомерное поле, где помимо основной функции и факторов, связанных с ней, нужно учитывать множество иных «сопутствующих» функций и факторов при планировании и прогнозировании развития отрасли образования.

Другой специфической особенностью отрасли является тесная взаимосвязь педагогических и экономических процессов, а также привязка планирования и прогнозирования не к календарному году, как принято в большей части других отраслей, а к учебному, что также вносит ряд проблем во взаимодействии организаций отрасли с финансово-контрольными органами.

Третья специфическая особенность заключается в объекте воспроизводства и планирования. Как уже ясно из вышеупомянутой необходимости изменения понимания конечного продукта, необходимо сместить акцент объекта воспроизводства и планирования с самих знаний, навыков и умений на человека с его индивидуальными потребностями и способностями.

В-четвертых, планирование и прогнозирование в отрасли должны уметь не только отвечать вызовам современности, но также работать на опережение, что обосновывает высокую потребность отрасли в получении «входящей» информации от других отраслей экономики и от государственных органов.

После того, как в ближайшие 2-3 года закончится выстраивание первичной цифровой инфраструктуры отрасли разработчики цифровых продуктов несомненно столкнутся со всеми указанными выше специфическими особенностями в отрасли. Такое большое многомерное поле целей и задач отрасли существенно осложнит их работу.

Тем не менее сложившаяся ситуация не является непреодолимой. В отечественной и зарубежной научной мысли уже имеется ряд инструментов и подходов (ориентированные на те или иные из указанных и иных аспектов), которые можно использовать для построения экономико-математической модели, которая должна стать базой для цифровизации отрасли. Данные подходы и инструменты целесообразно рассмотреть после анализа основных существующих проблем цифровиза-ции отрасли.

Основные проблемы цифровизации отрасли образования

Существующие в отрасли проблемы можно сгруппировать в несколько основных блоков.

I. Смена традиционного и цифрового подхода к управлению

Появление и развитие цифровых технологий, сервисов и платформ в значительной мере трансформируют традиционное восприятие самого процесса управления. Если в традиционной форме управление воспринимается как воздействие субъекта на объект управления с целью достижения определенного конечного результата, то в рамках цифровой трансформации экономической деятельности данный подход сильно изменяется.

Традиционная схема управления

Субъект управления Объект управления

Результат

Обратная связь

Управление в рамках цифровой трансформации

Объекты управления Результаты Суммарный

Субъект управления Платформы и сервисы

управления результат

Обратная связь от платформы

Рисунок 1 Трансформация восприятия процесса управления

Цифровые технологии позволяют субъекту управления оказывать через цифровые платформы и сервисы воздействие на значительно больший круг объектов управления, тем самым формируя не единичный результат, а суммарный результат управленческого воздействия. Фактически можно утверждать о том, что расширяется управленческое поле управляющего субъекта с целью достижения множественных результатов.

II. Отсутствие понимания этапности в процессе цифровой трансформации

Многие исследователи считают, что, создав экономико-математические модели и сходу внедрив их в деятельность, можно добиться цифровой трансформации экономической деятельности. Такое мнение существует и в отрасли образования.

Между тем, без определенных этапов цифровизации невозможно не только внедрить экономико-математические модели, но и создание данных моделей фактически невозможно.

Первый этап цифровой трансформации можно назвать этапом оптимизации. Данный этап состоит из двух подэтапов, которые идут параллельно и зависят друг от друга: подэтап первичного инфраструктурного оснащения и подэтап оптимизации.

На данной ступени цифровой трансформации происходит первичное инфраструктурное оснащение производственных единиц и организаций цифровой техникой. Одновременно формируются и выстраиваются новые

формы коммуникаций (подчеркнем, что именно коммуникаций, но не процессов управления) управленческого звена и рабочего персонала посредством цифровых технологий. Также начинается первичный анализ, имеющихся данных, перенос их на цифровые носители и формирование баз данных.

Второй этап цифровой трансформации можно назвать этапом формирования эффективности и создания цифровой инфраструктуры. На данном этапе также можно выделить два подэтапа, идущие друг за другом: цифровизация процессов; создание цифровых платформ и сервисов; и третий подэтап, идущий параллельно - материально-техническое дооснащение цифровой инфраструктуры.

Первые два этапа глобально можно назвать первым уровнем цифровизации, где в основном цифровизиру-ется процесс документооборота, взаимодействия структурных элементов и первичная аналитика данных.

На втором уровне цифровизации также выделяется два этапа: третий этап - создание экономико-математических моделей, и четвертый этап - формирование цифровой экономики.

Третий этап предполагает внедрение механизмов планирования, прогнозирования, выстраивания моделей взаимодействия на уровне организации и отрасли. Фактически создается аналитическая надстройка над инфраструктурой, созданной на первом уровне.

Четвертый этап является заключительным и ориентирован на выстраивание межотраслевых взаимодействий и связей. На данном этапе формируются прямые и обратные связи между отраслями, выстраиваются все цепочки производства и формируются аналитические системы макроэкономического уровня, способные оценить и проанализировать экономическую ситуацию по всем заданным параметрам.

Между тем, исследователями, как отмечалось ранее, игнорируется этапность процесса цифровизации. Фактически все перескакивают первый уровень с его двумя этапами и сразу стараются разработать экономико-математические модели, либо же игнорируется второй уровень с его двумя этапами и полностью замыкают цифровизацию лишь на документообороте. Такие два подхода в корне неверны и не жизнеспособны.

Исследователи и практики должны понимать, что первые два этапа первого уровня цифровизации жизненно необходимы с точки зрения, как и подготовки работников к будущим процессам цифровизации, так и с точки зрения аудита процессов взаимодействия.

На сегодняшний день, можно утверждать, что фактически все страны мира еще не перешли на третий и четвертый этапы. На данный момент идет лишь накопление «пула» сервисов и платформ, а также развитие научной мысли с целью создания таких моделей. Хотя в 80-е годы прошлого столетия была предпринята попытка создания таких моделей, как в США, так и в СССР (проекты «Линк» и «ОГАС» соответственно).

III. Проблемы восприятия

Данная группа проблем во много является даже следствием слабой проработки понятийного аппарата, о котором говорилось ранее.

Фатальной ошибкой в системе управления образованием является восприятие отрасли лишь в качестве расходной части бюджета в социальной сфере, а не как отдельной отрасли экономики, о чем также говорилось в начале работы.

Многие исследователи (например, О.В. Соловьева) рассматривают образовательную услугу, как конечный продукт отрасли образования. Другие же выделяют в качестве конечного продукта отрасли образования непосредственно индивида, который освоил те или иные знания.

Однако, если обратиться к экономической теории и модели межотраслевого баланса, то можно заметить, что все производимые в разных отраслях конечные продукты имеют одну из двух основных особенностей: служат для удовлетворения конкретной потребности; являются средством / инструментом производства для другой отрасли. К примеру, конечного продукта с первой характеристикой могут служить услуги парикмахера, которую удовлетворяют потребность в гигиене и красоте. К числу конечного продукта со второй характеристикой можно отнести производство станков, которые в последующем служат средством производства для других отраслей.

Если применить первую характеристику к отрасли образования и считать образовательную услугу в качестве конечного продукта, то можно сделать вывод, что образовательная услуга служит для удовлетворения потребности индивида в образовании. По этой логике, отрасль образования теряет свою связь с другими отраслями, т.к. не создает никакой добавленной стоимости для других отраслей, не вносит вклад в формирование национального дохода и замыкается сама на себе, что полностью противоречит экономической теории, т.к. отрасль экономики не может быть полностью замкнутой системой.

Исходя из этого, можно заключить, что конечный продукт отрасли образования - высокообразованный индивид, квалифицированный работник, спрос на такого работника создается работодателем на рынке труда.

IV. Проблемы, связанные с двойственностью процессов цифровизации

Цифровизация содержательной стороны образования и цифровизация экономико-управленческой деятельности отрасли являются двумя разными процессами, которые многие исследователи по ошибке отождествляют друг с другом. Благодаря этому возникают сложности разграничения между собой образовательного процесса и управления отраслью и образовательной организацией. Цифровые технологии, в свою очередь, требуют пересмотра существующих подходов, как и в управлении образованием, так и в образовательном процессе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V. Стихийный характер цифровизации

Данная проблема характерна для большинства стран мира за редким исключением по типу Китайской Народной Республики. В Российской Федерации каждый регион имеет свое видение того, как должна трансформироваться отрасль. Сегодня создается множество систем и платформ, написанных на разных языках программирования и изначально не способных интегрироваться между собой. Все это значительно осложняет процесс цифровизации и одновременно замедляет его.

VI. Проблемы вытекающие из особенности отрасли образования

Данные проблемы уже рассмотрены в одной из наших предыдущих статей [3], в связи с этим кратко пробежимся по ним:

- Особенности планирования и прогнозирования.

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м

CJ

со см о см

со

о ш т

X

3

<

т о х

X

Планирование и прогнозирование в отрасли образования имеют ярко выраженные специфические особенности, которые необходимо учитывать для эффективного управления. Довольно специфической особенностью в отрасли является необходимость учитывания при планировании наличие и сосуществование двух временных рамок: календарного года и учебного года.

Одновременно, отрасль образования делится на несколько совершенно разных уровней, где помимо основной задачи - обучения реализуется и ряд сопутствующих, не менее важных функций.

- Особенности спроса и предложения

Отличительной чертой отрасли образования является то, что на данном рынке спрос и предложение в значительной мере формируется работодателем через рынок труда.

- Особенности производства конечного продукта

В отрасли образования сложно провести «контроль качества производства», т.к. оценить качество и эффективность конечного продукта невозможно на момент его «производства», для этого требуется время, чтобы индивид сумел проявить накопленный потенциал. Следовательно, возникают сложности в определении стоимости конечного продукта.

Одновременно стоит помнить, что любой конечный продукт имеет жизненный цикл. Если говорить о материальном продукте, то жизненный цикл товара равен времени до его физического и морального износа. Жизненный цикл конечного продукта отрасли образования на сегодняшний день составляет от 3 до 6 лет и имеет тенденцию на сокращение в виду научно-технического прогресса.

Основные подходы и инструменты цифровиза-ции отрасли образования

Как отмечалось ранее, на сегодняшний день фактически не существует единого подхода к цифровизации экономической деятельности в данной сфере. При этом фактически ни один исследователь в своих работах даже и не затрагивает вопрос создания экономико-математической модели в данном направлении.

С позиции автора это является фатальной ошибкой. Стоит отметить, что в настоящее время во многих странах идет негласная «гонка» по созданию «цифровой экономики». Между тем, все попытки цифровизации экономики в целом терпят крах или показывают свою жизнеспособность. Во многом это происходит благодаря тому, что исследователи заходят в тупик, когда дело доходит до макроэкономического уровня.

На сегодняшний день существует множество систем по цифровизации экономико-управленческой деятельность на уровне предприятия у группы предприятий, но фактически не существует полноценной системы по цифровизации целой отрасли или всей экономики в целом. Связано это с тем, что как только мы выходим за пределы предприятий на уровни выше, возникает острая необходимость наличия некоего базиса, который бы приводил все отрасли и существующие предприятия к одному какому-то общему знаменателю или одной общей точке опоры, от которой можно было бы отталкиваться при проведении дальнейших расчетов.

При этом ни один из прошлых и современных проектов не берет в расчет тот момент, что именно квалифицированные кадры являются тем самым элементом, который задействован во всех отраслях экономики. От-

расль образования имеет обладает высокой привлекательностью для цифровизации всей экономической деятельности ввиду нескольких факторов: ее конечный продукт задействован во всех сферах и отраслях экономики; она является потребителем конечных продуктов значительного количества отраслей; отрасль максимально чувствительна ко всем макро и микроэкономическим показателям; отрасль фактически напрямую зависит от потребностей других отраслей в кадровых ресурсах.

В связи с этим есть высокая вероятность того, что именно отрасль образования может стать ядром цифровой экономики и тем самым связующим звеном для всех ее отраслей.

Но говорить о цифровизации всей экономики представляется преждевременным до того момента, пока сама отрасль не достигнет того уровня цифровизации, который бы позволил ей реализовать свой потенциал.

На сегодняшний день существует множество разрозненных инструментов и теоретических подходов, которые могут спустя несколько лет стать основой для цифровизации самой отрасли. Стоит рассмотреть некоторые из них.

Одной из наиболее известных в российской практике стоит считать ГИИС «Электронный бюджет». Основная цель создания Электронного бюджета - повышение эффективности и прозрачности использования бюджетных средств [1, 6].

Данная система теоретически должна помочь циф-ровизировать бюджетные процессы в экономике. Между тем, на сегодняшний день она является лишь инструментом цифровизации документооборота и не содержит никаких экономико-математических инструментов. Все преимущества и недостатки данной системы также были рассмотрены в предыдущей нашей работе [3]. Исходя из них, Электронный бюджет можно считать лишь продуктом первого этапа (из обозначенных ранее), который лишь формирует почву для дальнейшего развития цифровой трансформации.

Немаловажным и довольно перспективным представляется такое решение, как Цифровая образовательная среда, которую планируется создать в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Стоит немного отвлечься и высказать уважение первым идеологам данного проекта, т.к. аналогов их задумки нет ни в одной стране мира.

«Цифровая образовательная среда» по своей сути не является единым цифровым продуктом. Важно заметить, что это первая попытка интегрирования систем и платформ в отрасли образования, которые совместно дают синергетический эффект и повышают эффективность образовательного процесса [9]. «Цифровая образовательная среда» призвана цифровизировать экономико-управленческие процессы.

Обратим внимание, что «Цифровая образовательная среда» вводит в экономико-управленческую деятельность новую роль - роль «Заказчика». Проект фактически пересматривает роль образования в экономике и одной из первых заявляет о необходимости рассматривания ее, как отдельной отрасли, основным потребителем которого выступает работодатель - «заказчик».

Можно утверждать, что до этого момента работодатель фактически не был вовлечен в должной мере в систему образования [2]. До этого не было прецендентов, чтобы управленцы в сфере образования говорили о необходимости прогнозирования потребностей в кадрах

на долгосрочную перспективу и выстраивания всех уровней образования под удовлетворение данных потребностей рынка труда.

Несмотря на желание первых разработчиков «Цифровой образовательной среды», на сегодняшний день не представляется возможным учесть запросы рынка труда, т.к. первая команда разработчиков не «дожила» до этапа практического внедрения «Цифровой образовательной среды» и не дошла до проектирования экономико-математических моделей в данном направлении.

Пришедшая к ним на смену вторая команда сильно трансформировала подход к проекту отодвинув на неопределенную перспективу все задумки первой команды.

Первая команда разработчиков имела более обширное и амбициозное представление об архитектуре «Цифровой образовательной среды», которая представлена которые также были рассмотрены в нашей предыдущей работе [3].

Цифровизация отрасли планировалась, при очень грубом упрощении, в три укрупненных этапа.

Первый этап затрагивал бы непосредственно образовательную деятельность, но не сточки зрения перевода всего образования на цифровые технологии, а с точки зрения создания дополнительных условий помимо традиционного образования [12]. Одновременно в рамках данного этапа должны были формироваться аналоги CMM, ERP и MRP систем с акцентом на нужды образовательных организаций.

Второй же этап подразумевал интеграцию и взаимоувязывание существующих систем и платформ. Третий этап должен был сконцентрироваться на верхней части схемы и предполагал создание и развитие прогнозных и аналитических систем, выстраивание системы принятие решений и интеграции отрасли с другими отраслями.

Между тем, смена команды привела к существенному отступлению от намеченного плана. Вторая команда отказалась от множества идей и сконцентрировалась на первом этапе, сделав ее основной целью федерального проекта, что может привести к утрате всех наработок в этом направлении.

Особенно важно отметить опыт Смоленской области, которая внедрила в свою деятельность программный комплекс по прогнозированию потребности в профессиональных кадрах для обеспечения социально-экономического развития Смоленской области на среднесрочный и долгосрочный периоды [11].

При помощи программного комплекса Смоленская область определяет потребность региона в профессиональных кадрах на перспективу 20 лет в разрезе укрупненных групп направлений подготовки и специальностей в разбивке на каждые 6 лет с ежегодной корректировкой данных.

Программный комплекс позволяет сформировать различные сценарии социально-экономического развития региона, выявить основные факторы, которые влияют на прогнозирование, а также анализирует чувствительность итогового прогноза на изменение этих факторов. На основе анализа формируется базовый и инвестиционный сценарии.

В основе прогноза лежит экономико-математическая модель. В качестве входных данных в модели используются: макроэкономические показатели, в том числе по видам экономической деятельности; показатели рынка труда; демографические показатели; статистические по-

казатели в сфере образования. Опыт региона в значительной мере мог бы стать одним из основных в последующем развитии «Цифровой образовательной среды».

Другой немаловажной работой являются исследования А.Г. Филиповой и А.В. Высоцкой по построению имитационной модели расчета среднего балла ЕГЭ по 36 основным показателям, включающим уровень средней заработной платы педагогических кадров и родителей, а также влияние благополучия будущего абитуриента [8]. Прогнозные значения модели за пятилетний период имел погрешность в 0,002% от фактических значений баллов ЕГЭ, что свидетельствует о ее релевантности. Декомпозиция же факторов влияющих на средний балл ЕГЭ в регионе позволяет выявить проблемные зоны региона, в рамках которых необходимо принятие дополнительных управленческих решений. Введение данной имитационной модели в программный комплекс в качестве одного из индикаторов для анализа будет способствовать большей детализации факторов, влияющих на потребность выбора той или иной профессии.

Заключение

Подводя итоги, стоит отметить, что в рамках работы выявлены основные проблемы, связанные с внедрением цифровых технологий в управление отраслью образования, основной из которых является проблемы трактовки и понимания термина экономика образования.

В связи с этим в рамках работы дано собственное определение терминов экономика образования и отрасль образования.

Одновременно в ходе исследования представлена авторская позиция о трансформации процессов управления в цифровой среде, которая заключается в расширении управленческого поля управляющего субъекта с целью достижения множественных результатов.

Также в работе обоснована позиция о необходимости соблюдения этапности процессов цифровизации, которая включает в себя несколько уровней и ключевых этапов.

В рамках исследования рассмотрены и два подхода к цифровизации отрасли образования, которые разработаны и реализуются первой и последующими командами разработчиков федерального проекта «Цифровая образовательная среда». В рамках анализа основных направлений деятельности данных команд проиллюстрировано, что изначальная команда разработчиков вкладывала в проект значительно более амбициозные цели и задачи, которые могли бы способствовать прорыву в цифровизации отрасли.

Между тем нами рассмотрены и основные инструменты, которые могли бы стать базовыми инструментами цифровой трансформации отрасли образования, приведены их основные недостатки и преимущества.

Несмотря на выявленные проблемы, остается надежда на то, что эти недостатки могут быть нивелированы при помощи объединения и интеграции на данный момент разрозненных платформ и сервисов, а также исследований и практик субъектов Российской Федерации.

Стоит отметить, что несмотря на отклонение от изначального курса реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в Российской Федерации имеется значительный потенциал на более качественную проработку вопросов цифровой трансформации отрасли образования благодаря имеющимся

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О M

со

научным разработкам и практической деятельности ряда регионов.

Литература

1. Аксенов Я.М. Бюджетирование - теория и практика: учебное пособие/ Л.С. Шаховская, - Москва: Изд-во «КниРус», 2017. - 396 с.

2. Горин Н.И., Нещадин А.А., Тульчинский Г.Л. Перезревшая необходимость реформы высшей школы, или почему бизнес должен прийти в университеты. Часть I // Философские науки. 2016. № 1. 160 с.

3. Ведута Е.Н. Цифровая трансформации отрасли образования / Е.Н. Ведута, Т.Н. Джакубова, А.Ж. Бесла-неев // Актуальные вопросы экономики, управления и права: сборник научных трудов (ежегодник). - 2020. - № 4. - С. 69-100. с.70

4. Жамин В.А. Экономика образования (вопросы теории и практики). М., 1969. С. 5.

5. Лукашенко М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. - М.:Маркет Дс, 2003 - 356 с.

6. Рыбинская О.В. Бухгалтерский управленческий учет и бюджетирование: учебное пособие / О.В. Рыбинская, - Москва: Изд-во «ГАГС», 2016. - 232 с.

7. Соловьева О.В. Факторы, обуславливающие необходимость создания центров делового образования // МНИЖ. 2021. №4-4 (106). С.158-164

8. Филипова А.Г., Высоцкая А.В. Образовательное неравенство в российских школах: влияние территориального фактора // Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 4. C. 150-163

9. Экспериментальное внедрение ЦОС начнётся 10 декабря. Электронный ресурс: https://clck.ru/SqzPx (дата обращения: 15 марта 2023 г.).

10. Архитектура цифровой образовательной среды. Электронный ресурс: https://innopraktika.ru/napravleniya-deyatelnosti/cifrovye-proekty-v-sferah-obrazovaniya-i-sporta/ (дата обращения: 15 марта 2023 г.).

11. Прогноз потребности экономики в кадрах. Электронный ресурс: https://econ.admin-smolensk.ru/socialno-ekonomicheskoe-razvitie/prognoz-potrebnosti-ekonoiriiki-v-kadrah/ (дата обращения: 15 марта 2023 г.).

Digital technologies in education management: the main problems of

industry digitalization, promising projects and developments Beslaneev A.Zh.

Lomonosov Moscow State University

JEL classification: C10, C50, C60, C61, C80, C87, C90_

The study is aimed at identifying the main problems associated with the introduction of digital technologies in the management of the education sector, the main of which is the problem of interpreting and understanding the term economics of education. In this regard, the author gives his own definition of the terms economics of education and education as a branch of the economy. The study also presents the author's position on the transformation of management processes in the digital environment, which consists in expanding the management field of the managing entity in order to achieve multiple results. At the same time, the paper substantiates the position on the need to comply with the stages of digitalization processes, which includes several levels and key stages. The author also considers the main advantages and disadvantages of existing projects and developments in the field of digital transformation of the education industry.

Keywords: digital transformation of education; economics of education; economic activity in the field of education; digitalization of education.

References

1. Aksenov Ya.M. Budgeting - theory and practice: study guide / L.S. Shakhovskaya, - Moscow: KniRus Publishing House, 2017. - 396 p.

2. Gorin N.I., Neshchadin A.A., Tulchinsky G.L. The overripe need for higher education reform, or why business should come to universities. Part I // Philosophical sciences. 2016. No. 1. 160 p.

3. Veduta E.N. Digital transformation of the education sector / E.N. Veduta, T.N. Dzhakubova, A.Zh. Beslaneev // Topical issues of economics, management and law: a collection of scientific papers (annual). - 2020. -No. 4. - P. 69-100. p.70

4. Zhamin V.A. Economics of education (questions of theory and practice). M., 1969. S. 5.

5. Lukashenko M.A. Higher educational institution in the market of educational services: actual problems of management. - M.: Market DS, 2003 - 356 p.

6. Rybinskaya O.V. Accounting management accounting and budgeting: study guide / O.V. Rybinskaya, - Moscow: Publishing House "GAGS", 2016. - 232 p.

7. Solovieva O.V. Factors that determine the need to create centers of business education // MNIZH. 2021. No. 4-4 (106). pp.158-164

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Filipova A.G., Vysotskaya A.V. Educational inequality in Russian schools: the influence of the territorial factor // Bulletin of the Institute of Sociology. 2019. Volume 10. No. 4. C. 150-163

9. Pilot implementation of DSP will begin on December 10th. Electronic resource: https://clck.ru/SqzPx (accessed March 15, 2023).

10. Architecture of the digital educational environment. Electronic resource: https://innopraktika.ru/napravleniya-deyatelnosti/cifrovye-proekty-v-sferah-obrazovaniya-i-sporta/ (accessed March 15, 2023).

11. Forecast of the needs of the economy in personnel. Electronic resource: https://econ.admin-smolensk.ru/socialno-ekonomicheskoe-razvitie/prognoz-potrebnosti-ekonomiki-v-kadrah/ (accessed March 15, 2023).

CO CS

о

CS ci

о ш m

X

3

<

m О X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.