Научная статья на тему 'ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОСТИЖЕНИЯ «ЦИФРОВОЙ ЗРЕЛОСТИ» КЛЮЧЕВЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ'

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОСТИЖЕНИЯ «ЦИФРОВОЙ ЗРЕЛОСТИ» КЛЮЧЕВЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладилина Ирина Петровна, Погудаева Марина Юрьевна, Сергеева Светлана Александровна, Шестакова Дина Валентиновна

Внедрение цифровых технологий в сферу профессионального образования позволяет не только повысить качество и эффективность обучения и воспитания личности, но и подготовить высококвалифицированных специалистов, обладающих как фундаментальными, так и прикладными знаниями. С внедрением инноваций в образовательный процесс формируется и развивается совершенно новая образовательная система, которая отличается открытостью, гибкостью и др. Именно сфера образования считается одной из наиболее инновационных отраслей, позволяющих экономике стать конкурентоспособной. Перед наукой и высшим образованием поставлены задачи достижения «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы. В соответствии со «Стратегией цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования» авторы рассматривают «цифровую зрелость» как достижение ключевыми отраслями и уполномоченными органами исполнительной власти целевых показателей, сформулированных в стратегии цифровой трансформации региона, а «цифровую трансформацию» как комплексное преобразование деятельности участников отрасли и органов исполнительной власти, связанное с переходом к новым бизнес-моделям, каналам коммуникаций, а также процессам и культуре, которые базируются на новых подходах к управлению данными с использованием цифровых технологий, что позволяет обосновать определенные предложения для учреждений высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гладилина Ирина Петровна, Погудаева Марина Юрьевна, Сергеева Светлана Александровна, Шестакова Дина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF ACHIEVING «DIGITAL MATURITY» OF KEY SECTORS OF THE ECONOMY AND SOCIAL SPHERE

The introduction of digital technologies in the field of vocational education allows not only to improve the quality and efficiency of training and education of the individual, but also to prepare highly qualified specialists with both fundamental and applied knowledge. With the introduction of innovations in the educational process, a completely new educational system is being formed and developed, which is distinguished by openness, flexibility, etc. It is the sphere of education that is considered one of the most innovative industries that allow the economy to become competitive. Science and higher education are tasked with achieving «digital maturity» in key sectors of the economy and social sphere. In accordance with the Strategy for Digital Transformation of the Science Industry and Higher Education, the authors consider “digital maturity” as the achievement by key industries and authorized executive bodies of the target indicators formulated in the digital transformation strategy of the region, and “digital transformation” as a comprehensive transformation of the activities of industry participants and executive authorities associated with the transition to new business models, communication channels, as well as processes and culture, which are based on new approaches to data management using digital technologies, which makes it possible to justify certain proposals for higher education institutions.

Текст научной работы на тему «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОСТИЖЕНИЯ «ЦИФРОВОЙ ЗРЕЛОСТИ» КЛЮЧЕВЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ»

ДИСКУССИОННЫЕ ТЕМЫ

Высшее образование в условиях достижения «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы

Гладилина Ирина Петровна,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова» E-mail: gladilinaIP@edu.mos.ru

Погудаева Марина Юрьевна,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова» E-mail: poguaevamy@edu.mos.ru

Сергеева Светлана Александровна,

кандидат экономических наук, соискатель кафедры управления активами Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации E-mail: ugmzmag@yandex.ru

Шестакова Дина Валентиновна,

директор ГБОУ города Москвы «Школа № 534» E-mail: 534@edu.mos.ru

Внедрение цифровых технологий в сферу профессионального образования позволяет не только повысить качество и эффективность обучения и воспитания личности, но и подготовить высококвалифицированных специалистов, обладающих как фундаментальными, так и прикладными знаниями. С внедрением инноваций в образовательный процесс формируется и развивается совершенно новая образовательная система, которая отличается открытостью, гибкостью и др. Именно сфера образования считается одной из наиболее инновационных отраслей, позволяющих экономике стать конкурентоспособной. Перед наукой и высшим образованием поставлены задачи достижения «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы. В соответствии со «Стратегией цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования» авторы рассматривают «цифровую зрелость» как достижение ключевыми отраслями и уполномоченными органами исполнительной власти целевых показателей, сформулированных в стратегии цифровой трансформации региона, а «цифровую трансформацию» как комплексное преобразование деятельности участников отрасли и органов исполнительной власти, связанное с переходом к новым бизнес- моделям, каналам коммуникаций, а также процессам и культуре, которые базируются на новых подходах к управлению данными с использованием цифровых технологий, что позволяет обосновать определенные предложения для учреждений высшего образования.

Ключевые слова: высшее образование, наука, цифровая трансформация, цифровая зрелость, цифровые технологии.

Распространение цифровых технологий ведет к глубоким качественным изменениям во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в сфере науки и высшего образования. Для максимальной реализации потенциала цифровых технологий необходимо сформулировать задачи разработки цифровых решений и сервисов, адаптировать технологическое обеспечение к задачам, которые решают участники образовательного процесса (научно-педагогические работники, административно- управленческий персонал, обучающиеся, абитуриенты и т.д.). Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в качестве одного из целевых показателей национальной цели «цифровая трансформация» указано достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы[2]. Ключевые отрасли экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранение и образование, а также государственного управления, описанные в приложении 2 приказа Минцифры России от 18.11.2020 № 600 «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация»]3], а именно - это отрасли государственного управления, развития городской среды, здравоохране-ния,транспорта и логистики, образования и науки. Достижение уровня «цифровой зрелости» в науке и образовании - приоритетная задача «Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования» [1]. Цифровая зрелость - это достижение ключевыми отраслями и уполномоченными органами исполнительной власти целевых показателей, сформулированных в стратегии цифровой трансформации региона[1]. Цифровая трансформация отрасли - комплексное преобразование деятельности участников отрасли и органов исполнительной власти, связанное с переходом к новым бизнес- моделям, каналам коммуникаций, а также процессам и культуре, которые базируются на новых подходах к управлению данными с использованием цифровых технологий [1].

Стратегия определяет основные подходы достижения «цифровой зрелости» отрасли науки и высшего образования в России. С целью ее формулировки был проведен анализ стратегий цифровой трансформации (цифровизации) в сфере

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

науки и высшего образования стран с наиболее развитыми образовательными системами, исследований российских и мировых практик внедрения цифровых решений в области развития цифровых образовательных сервисов, модернизации ^-инфраструктуры, управления кадровым потенциалом и повышения качества данных для принятия управленческих решений. Представлен целый ряд проектов, направленных на цифровую трансформацию отрасли, внедрение новых высокотехнологичных образовательных решений, модернизацию образовательных программ, которые:

• объединяют ключевые инициативы в сфере цифровизации и создание необходимых для реализации инициатив условий (развитие цифровых сервисов, модернизация инфраструктуры, управление кадровым потенциалом и данными);

• учитывают передовые мировые тенденции, а также российский опыт цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования

• формируют единую политику управления данными в сфере науки и высшего образования в соответствии с целевым видением, включая набор целевых архитектур (архитектура процессов, архитектура данных, системная архитектура, инфраструктура). Рассматриваемая стратегия обозначает ключевые траектории достижения «цифровой зрелости» отрасли науки и высшего образования как для образовательных организаций высшего образования, так и для компаний и уполномоченных органов исполнительной власти. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования состоит из семь проектов:

1. Проект «Датахаб»;

2. Проект «Архитектура цифровой трансформации»;

3. Проект «Цифровой университет»;

4. Единая сервисная платформа науки;

5. Проект «Маркетплейс программного обеспечения и оборудования»;

6. Проект «Цифровое образование»;

7. Проект «Сервис хаб» [1].

Такой выбор проектов определяется тем, что в настоящее время университеты все чаще реагируют на потребности реального сектора экономики в инновационных разработках, внося изменения в планы выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В данной связи структурные подразделения по трансферу технологий интенсивно развиваются и принимают активное участие в поиске технологических запросов и предложений, содействуют осуществлению процессов патентования и лицензирования, а также презентации перспективных наукоемких разработок на технологических выставках, научно-практических конференциях, брокерских съездах и прочих мероприятиях. о Университеты, развиваясь в направлении мас-^ штабного участия в экономических процессах, вы° страивают коммуникации с другими участниками ав научно-исследовательской деятельности и субъ-

ектами реального сектора экономики, повышают качество фундаментальных и прикладных изысканий, активизируют развитие кооперационного и интеграционного взаимодействия.

Переход российской экономики в цифровой формат оказал значительное воздействие на экономические, политические и социальные процессы, так как в условиях таких рыночных отношений могут только конкурентоспособные предприятия, обладающие высокими технологиями. Организация, управление и анализ в области управления инновационным развитием городской агломерации требует обладания особыми знаниями, так как необходимо быть постоянно в курсе современных проблем инновационного развития городских агломераций как в Российской Федерации в целом, так и Москве.

В России быстро обновляются и совершенствуются информационно-коммуникативные технологии, как происходит трансформация процессов в социальной сфере, отражаясь и внося значительные изменения и в образовательную сферу. Тем не менее, национальная экономика переживает сложный период рецессии, поэтому рациональной реакцией на такие проблемы является переход экономики на инновационный тип развития, базирующийся на использовании новых знаний, продуктов, «умных технологий» во всех областях человеческой деятельности, включая и образовательную сферу.

Необходимо заметить, что рынок образовательных услуг находится в стадии активного развития, прочно внедряя инновационные формы в работу образовательных организаций и создавая новую образовательную систему. Многие структуры заинтересованы в том, чтобы объединить потенциал, идеи и возможности всех сторон, задействованных в образовательном процессе. Модель «Российское образование до 2020 года для экономики, основанной на знаниях», рассматривает образование как некий ресурс, способный вывести экономику на инновационный путь развития. Следовательно, на сферу образования сегодня ложится ответственность за формирование квалифицированных кадров, в которых нуждается инновационно-развивающаяся экономика.

Современность диктует вузам собственные требования, учитывая которые образовательные учреждения могут проводить исследования не только для дальнейшей коммерческой реализации их результатов, но и применять свои научно-технические достижения, обучая и подготавливая специалистов для их будущей практической деятельности. А научно-инновационная политика в отношении интеллектуальной собственности, коммерциализации научно-технических разработок позволяет вузам достичь стратегических целей инновационного развития.

В условиях глобальной конкуренции вузам отводится одно из основных мест в применении инноваций для обеспечения инновационного образо-

вательного процесса, что обеспечивается рациональной инновационной политикой.

В вузе инновационная политика создаёт условия для активного развития и продвижения образовательных услуг на рынке, а за счет модернизации инноваций по всем направлениям и сферам деятельности, формируются и создаются основные компетенции.

Инновационная политика, процессы которой формируются вузом, нуждается в постоянной информационной поддержке. Следовательно, вузу приходится непрерывно осуществлять мониторинг рынка образовательных услуг. Благодаря спланированной инновационной политике, проводимой вузом, повышается не только его конкурентоспособность, но и видоизменяются образовательные продукты / услуги, что позволяет в значительной степени усилить:

- содействие реализации инновационного потенциала ВУЗА посредство вовлечения ППС, аспирантов и студентов;

- повышения инновационной способности ВУЗа и технопарка посредством формирования условий развития инновационного предпринимательства;

- обеспечение коммерциализации результатов НИР;

- содействие реализации инновационных продуктов;

- повышение роли университета как центра инновационных технологий.

Безусловно, сегодня со стороны государства финансовую поддержку имеет как фундаментальная наука, так и прикладные разработки. Финансовую поддержку получили инновационные программы в шестидесяти вузах, а тридцати университетам присвоен статус национальных исследовательских университетов и выделены средства на реализацию программ развития, включая создание инновационной инфраструктуры и развитие дальнейшей деятельности.

Таким образом, анализ научной литературы и лучших образовательных практик позволяет утверждать, что для дальнейшего развития вузовской инновационной инфраструктуры с целью реализации стратегических задач развития «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы:

- к исследованиям привлекаются учёные, имеющие как национальное, так и мировое признание,

- создаются национальные исследовательские центры и инновационные кластеры,

- активно поддерживается инновационная деятельность вуза.

эффективности взаимодействия с внешними организациями выделяются:

- инновационно-предпринимательская среда вуза;

- идет широкий трансфер технологий в организации;

- целенаправленно повышается влияние вуза на внешнюю социально-экономическую среду.

Особого внимания заслуживает инновационно-предпринимательская среда в университете, включающая в себя, к примеру, следующие управленческие подходы;

1. Развитие инновационной и предпринимательской деятельности университета необходимо закрепить в миссии каждого структурного подразделения.

2. Наличие плана коммерциализации на 3-5 лет кафедр, других учебных подразделений вуза.

3. Привлечение действующих предпринимателей для участия в исследовательской работе кафедр.

4. Разработка и внедрение программ инновационно-предпринимательской направленности акселераторов, инкубаторов и иных объектов инновационной инфраструктуры вуза.

5. Расширение пула компаний, с которыми есть соглашения о сотрудничестве в инновационной сфере (в т.ч. соглашения о создании базовых кафедр). Закрепление сотрудничества на уровне долгосрочных соглашений.

6. Формирование команд-резидентов бизнес-инкубаторов и технопарков образовательной организации.

7. Количество центров университета в области инжиниринга (подразделения университета или его дочерние компании в виде инжиниринговых центров, центров коллективного пользования, центров компетенций для промышленных предприятий, центров промышленного дизайна и прототипирования, proof of concept центров).

Стратегией цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования определено, что цифровая трансформация науки и высшего образования - это формирование и распространение новых, с точки зрения содержания, моделей работы организаций в сфере науки и высшего образования. В основе рассматриваемого процесса лежит комбинация непрерывного профессионального развития, новых цифровых сервисов и инструментов, инфраструктурных и организационных условий для внедрения изменений.

Литература

1. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования. - [Электронный ресурс]. - https://minobrnauki.gov.ru

2. Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». - [Электронный ресурс]. -Консультант - плюс

3. Приказ Минцифры России от 18.11.2020 N 600 «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация» -[Электронный ресурс]. -Консультант - плюс.

4. Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации про-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

фессионального образования // Экономика труда. - 2020. - Том 7. - № 11. - С. 1055-1072.

5. Высшее образование: уроки пандемии, аналитический доклад // tsu.ru http://www.tsu.ru/ upload/iblock

6. Вышка Digital: Образование // digital.hse.ru URL: https://digital.hse.ru/education#smart_lms

7. Современная цифровая образовательная среда (СЦОС) // elearning.hse.ru URL: https:// elearning.hse.ru/project_scos

8. Astonishing E-learning Statistics for 2021 // techjury.net URL: https://techjury.net/blog/ elearning-statistics/#gref

9. European Student Card Initiative // ec.europa.eu URL: https://ec.europa.eu/education/education-in-the-eu/european-student-card- initiative_en

HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF ACHIEVING «DIGITAL MATURITY» OF KEY SECTORS OF THE ECONOMY AND SOCIAL SPHERE

Gladilina I.P., Pogudaeva M. Yu., Sergeeva S.A., Shestakova D.V.

Moscow City University of Management of the Moscow Government named after Yu.M. Luzhkov; Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation; Moscow School No. 534

The introduction of digital technologies in the field of vocational education allows not only to improve the quality and efficiency of training and education of the individual, but also to prepare highly qualified specialists with both fundamental and applied knowledge. With the introduction of innovations in the educational process, a completely new educational system is being formed and developed, which is distinguished by openness, flexibility, etc. It is the sphere of education that is considered one of the most innovative industries that allow the economy to become competitive. Science and higher education are tasked with achieving «digital maturity» in key sectors of the economy and social sphere. In accordance with the Strategy for Digital Transformation of the Science Industry and Higher Edu-

cation, the authors consider "digital maturity" as the achievement by key industries and authorized executive bodies of the target indicators formulated in the digital transformation strategy of the region, and "digital transformation" as a comprehensive transformation of the activities of industry participants and executive authorities associated with the transition to new business models, communication channels, as well as processes and culture, which are based on new approaches to data management using digital technologies, which makes it possible to justify certain proposals for higher education institutions.

Keywords: higher education, science, digital transformation, digital maturity, digital technologies.

References

1. Strategy for digital transformation of the industry of science and higher education. - [Electronic resource]. - https://minobrnauki. gov.ru

2. Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474 «On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030». - [Electronic resource]. - Consultant Plus

3. Order of the Ministry of Digital Development of Russia of 18.11.2020 N 600 «On approval of methods for calculating target indicators of the national development goal of the Russian Federation» Digital transformation «- [Electronic resource]. -Consultant Plus.

4. Konstantinova D.S., Kudaeva M.M. Digital competencies as the basis for the transformation of vocational education // Labor Economics. - 2020. - Volume 7. - No. 11. - S. 1055-1072.

5. Higher education: lessons of the pandemic, analytical report // tsu.ru http://www.tsu.ru/upload/iblock

6. HSE Digital: Education // digital.hse.ru URL: https://digital.hse. ru/education#smart_lms

7. Modern digital educational environment (SCES) // elearning. hse.ru URL: https://elearning.hse.ru/project_scos

8. Astonishing E-learning Statistics for 2021 // techjury.net URL: https://techjury.net/blog/elearning-statistics/#gref

9. European Student Card Initiative // ec.europa.eu URL: https:// ec.europa.eu/education/education-in-the-eu/european-student-card-initiative_en

o с

u

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CM

oo

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.