Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МАКРОЭКОНОМИКА / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / PLANNING / DIGITAL ECONOMY / GOVERNMENT REGULATION / GOVERNMENT STRATEGY / STRATEGIC PLANNING / MACROECONOMICS / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евтянова Дарья Вячеславовна, Касымов Азим Барзуевич

В условиях экономического кризиса, вызванного пандемией новой коронавирусной инфекцией COVID-19, больше всего пострадал малый и средний бизнес. Именно эти предприятия являются ключевыми в обеспечении общего экономического роста. Текущие меры поддержки сводятся к ручному управлению. Целью данного исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию государственной стратегии развития малого и среднего предпринимательства в условиях цифровизации экономики. Авторы приходят к выводу, что необходимо выстраивать единую стратегию поддержки малого и среднего бизнеса, которая будет основываться на знаниях экономической кибернетики. В условиях цифровой экономики необходимо обеспечить выстраивание производственных цепочек и системы субподрядных отношений. Цифровой платформой для реализации долгосрочной стратегии может стать динамическая модель межотраслевого-межсекторного баланса, разработанная Н.И. Ведутой. В связи с этим авторы предлагают критерии разработки и реализации государственной стратегии. Среди них выделяются: соблюдение принципа единства государства, малого и среднего бизнеса, крупных компаний и общества, сбалансированность интересов и показателей; приоритетное развитие и поддержка предприятий, занимающихся производством средств производства; принцип согласованности стратегии со всеми нормативно-правовыми актами, действующими на территории страны и другими стратегиями; принцип согласованности целей, этапов и планов реализации, расписанных по датам, пространству и исполнителям; принцип динамичности и своевременных иттераций; принцип экономической эффективности и работы в общем направлении улучшения благосостояния населения; принцип количественных показателей, отражающих развитие объекта управления в режиме реального времени. В статье рассмотрены два сценария цифровизации экономики - технический (в интересах крупных IT-компаний) и в рамках экономической кибернетики. Авторы приходят к выводу, что именно второй подход позволит пропорционально развивать отрасли экономики и выстраивать производственные цепочки взаимодействия малого и среднего бизнеса с крупными компаниями и государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES DEVELOPMENT STRATEGY IN THE DIGITAL ECONOMY SYSTEM

In the context of the economic crisis caused by the pandemic of the new coronavirus infection COVID-19 small and medium businesses suffered the most. These enterprises are the key in ensuring overall economic growth. The purpose of this study is to develop recommendations for improving the state strategy for the development of small and medium-sized enterprises in the digitalization of the economy. Considering the functioning of institutions, the authors conclude that the current support measures come down to manual control. It is necessary to build a unified strategy for supporting small and medium-sized businesses, which will be based on knowledge of economic cybernetics. The dynamic model of interbranch-intersectoral balance developed by N.I. Veduta can become a digital platform for implementing a long-term strategy. In this regard, the authors propose criteria for the development and implementation of the state strategy, as well as build scenarios for the development of small and medium-sized businesses, depending on the concept of digitalization. Among them are compliance with the principle of unity of the state, small and medium-sized businesses, large companies and society, a balance of interests and indicators; priority development and support of enterprises engaged in the production of means of production; the principle of consistency of the strategy with all legal acts in the country and other strategies; the principle of consistency of goals, stages and implementation plans, scheduled by date, space and performers; the principle of dynamism and timely iterations; the principle of economic efficiency and work in the general direction of improving the welfare of the population; the principle of quantitative indicators reflecting the development of the control object in real time. The article considers two scenarios of digitalization of the economy - technical (in the interests of large IT companies) and in the framework of economic cybernetics. The authors conclude that the second approach allow for the proportional development of economic sectors and the construction of production chains of interaction between small and medium-sized businesses with large companies and the state.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

1.6. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства

в условиях цифровой экономики

©Евтянова Д. В/, ©Касымов А. Б.

МГУ им. М. В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация ae-mail: evtyanova@mail.ru

Аннотация. В условиях экономического кризиса, вызванного пандемией новой коронавирусной инфекцией COVID-19, больше всего пострадал малый и средний бизнес. Именно эти предприятия являются ключевыми в обеспечении общего экономического роста. Текущие меры поддержки сводятся к ручному управлению. Целью данного исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию государственной стратегии развития малого и среднего предпринимательства в условиях цифровиза-ции экономики. Авторы приходят к выводу, что необходимо выстраивать единую стратегию поддержки малого и среднего бизнеса, которая будет основываться на знаниях экономической кибернетики. В условиях цифровой экономики необходимо обеспечить выстраивание производственных цепочек и системы субподрядных отношений. Цифровой платформой для реализации долгосрочной стратегии может стать динамическая модель межотраслевого-межсекторного баланса, разработанная Н.И. Ведутой. В связи с этим авторы предлагают критерии разработки и реализации государственной стратегии. Среди них выделяются: соблюдение принципа единства государства, малого и среднего бизнеса, крупных компаний и общества, сбалансированность интересов и показателей; приоритетное развитие и поддержка предприятий, занимающихся производством средств производства; принцип согласованности стратегии со всеми нормативно-правовыми актами, действующими на территории страны и другими стратегиями; принцип согласованности целей, этапов и планов реализации, расписанных по датам, пространству и исполнителям; принцип динамичности и своевременных иттераций; принцип экономической эффективности и работы в общем направлении улучшения благосостояния населения; принцип количественных показателей, отражающих развитие объекта управления в режиме реального времени. В статье рассмотрены два сценария цифровизации экономики - технический (в интересах крупных 1Т-компаний) и в рамках экономической кибернетики. Авторы приходят к выводу, что именно второй подход позволит пропорционально развивать отрасли экономики и выстраивать производственные цепочки взаимодействия малого и среднего бизнеса с крупными компаниями и государством.

Ключевые слова: планирование, цифровая экономика, государственное регулирование, государственная стратегия, стратегическое планирование, макроэкономика, малый и средний бизнес.

Для цитирования: Евтянова Д. В., Касымов А. Б. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в условиях цифровой экономики // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №4. С. 48-54.

Small and medium enterprises development strategy in the digital economy system

©D. V. Evtyanovaa, ©A. B. Kasymov Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation ae-mail: evtyanova@mail.ru

Abstract. In the context of the economic crisis caused by the pandemic of the new coronavirus infection COVID-19 small and medium businesses suffered the most. These enterprises are the key in ensuring overall economic growth. The purpose of this study is to develop recommendations for improving the state strategy for the development of small and medium-sized enterprises in the digitalization of the economy. Considering the functioning of institutions, the authors conclude that the current support measures come down to manual control. It is necessary to build a unified strategy for supporting small and medium-sized businesses, which will be based on knowledge of economic cybernetics. The dynamic model of interbranch-intersectoral balance developed by N.I. Veduta can become a digital platform for implementing a long-term strategy. In this regard, the authors propose criteria for the development and implementation of the state strategy, as well as build scenarios for the development of small and medium-sized businesses, depending on the concept of digitalization. Among them are compliance with the principle of unity of the state, small and medium-sized businesses, large companies and society, a balance of interests and indicators; priority development and support of enterprises engaged in the production of means of production; the principle of consistency of the strategy with all legal acts in the country and other strategies; the principle of consistency of goals, stages and implementation plans, scheduled by date, space and performers; the principle of dynamism and timely iterations; the principle of economic efficiency and work in the general direction of improving the welfare of the population; the principle of quantitative indicators reflecting the development of the control object in real time. The article considers two scenarios of digitalization of the economy - tech-

48 Economic problems and legal practice

Vol. 16, №4, 2020

ISSN 2541-B025(print) ISSN 2712-7S05(online)

nical (in the interests of large IT companies) and in the framework of economic cybernetics. The authors conclude that the second approach allow for the proportional development of economic sectors and the construction of production chains of interaction between small and medium-sized businesses with large companies and the state.

Keywords: planning, digital economy, government regulation, government strategy, strategic planning, macroeconomics, small and medium-sized businesses.

For citation: Evtyanova D. V., Kasymov A. B. Small and medium enterprises development strategy in the digital economy system // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №4. P. 48-54.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы тесно связана с текущим кризисом, вызванным коронавирусной инфекцией COVID-19. Пандемия вызвала колоссальные убытки в глобальной экономике, большой урон был нанесен и отечественным компаниям. В кратчайшие сроки начался процесс банкротства и закрытия малых и средних предприятий, что доказывает неэффективность текущей государственной стратегии и необходимость переосмысления международного опыта и собственной нормативно-правовой базы Российской Федерации.

Американский экономист Д. Берч в своем исследовании отмечает, что малые предприятия генерируют новые рабочие места быстрее, чем крупные. И процесс поддержки и развития малого и среднего предпринимательства (далее- МСП)- это ключевой вопрос занятости в государстве и общего экономического роста.

Сложившаяся экономическая ситуация из-за эпидемии коронавирусной инфекции подтолкнула Правительство РФ к решительным антикризисным мерам, которые в основном направлены именно на поддержку МСП. Однако многие, например омбудсмен Б. Титов, посчитали их недостаточными. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей предлагает полностью обнулить налоги для малых и средних предпринимателей, а также разрешить работать развлекательным центрам, которые были закрыты на время самоизоляции. Предприятия путаются в льготных программах, а государственные органы не успевают ставить их на учет в качестве пострадавших. Так по опросам предпринимателей, одна из главных проблем - невозможность воспользоваться текущими мерами господдержки (это выделили 63% руководителей бизнеса).

Программа антикризисных мер работает в режиме ручного управления и постоянных корректировок. Очевидно, что Правительство пока не может оценить ущерб, который текущий кризис нанесет экономике страны. Необходима долгосрочная государственная стратегия, которая сможет не только поддержать малый и средний бизнес, но и вывести его на траекторию устойчивого развития. Чтобы эта стратегия была эффективной, необходимо определиться с текущей нормативно-правовой базой, на которую она сможет опираться, критериями разработки и реализации, а также индикаторами ее эффективности.

Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию государственной стратегии развития МСП в условиях цифровизации экономики.

КРИТЕРИИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Государственная стратегия должна строится на определенных принципах и критериях, для того чтобы быть эффективной. Для устойчивого развития малых и средних предприятий важ-

но осуществлять планирование и внутри самых субъектов, и снаружи со стороны государства.

В основе грамотного стратегического планирования лежит процесс целеполагания. Для эффективного государственного вмешательства необходимо учитывать всех участников экономического процесса: малый и средний бизнес, крупный бизнес, государство, общество. В процессе разработки стратегии развития МСП очень важно не пропустить такой важный элемент, как крупный бизнес и корпорации. Они являются потенциальными заказчиками товаров и услуг у малых предприятий. И большинство исследователей упускают этот момент из виду, например, Бруснигина С.Г. в работе «Целе-полагание государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации: ретроспектива и проблематика» делает упор на принцип триединства «государство-бизнес-общество» , не разделяя бизнес на составляющие, что очень важно для разработки рекомендаций к стратегии развития МСП.

Построение системы субподрядчиков очень эффективно реализовано в Японии, и опыт этой страны является показательным. В научном докладе среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 года «Стратегия Роста» есть следующий важный пункт: «В современной российской экономике преобладают крупные вертикально интегрированные холдинги. Их можно задействовать для инициирования экономического роста (считая, что они формируют базовый спрос на продукцию всей экономики), а затем и для продвижения отечественных товаров на внешние рынки. Альтернативой является расширение поддержки МСП, диверсификация на этой основе структуры производства, доходов и занятости». Это предложение представляет собой огромный потенциал для выстраивания системы отношений МСП с крупными компаниями, которые также представляют собой сторону спроса в экономике страны. Так, например, квотирование для участия малого бизнеса в закупках естественных монополий и государственных корпораций также поможет существенно продвинуться малому и среднему бизнесу.

То есть принцип единства всех четырех составляющих должен стать одним из критериев разработки стратегии развития МСП. Сюда же относится и сбалансированность интересов между государством, малым и крупным бизнесом, а также населением. Для реализации этого критерия в стратегии развития обязательно необходим расчет показателей и составление баланса.

Чтобы перейти на траекторию устойчивого роста важно учитывать, что производство средств производства должно опережать процесс создания средств потребления. Эту пропорцию вывел еще К.Маркс, но при этом в большинстве экономических систем она нарушается, что ведет к кризису. При построении системы закупок и субподрядных отношений с крупными акторами важно подготовить почву именно для малых компа-

ISSN 2541-8025 (print) Том 16, №4,2020 Проблемы экономики и юридической практики 49

ISSN 2712-7605 (online)

ний, которые занимаются производством деталей, составных частей и оборудования. То есть приоритетом должны стать малые и средние предприятия, которые создают производства средств производства. Это важно для экономического роста и выстраивания цепочек связей между отраслями. Назовем это вторым принципом и критерием для разработки и реализации государственной стратегии.

Принцип согласованности стратегии со всеми нормативно-правовыми актами, действующими на территории страны и другими стратегиями - это также важный критерий. Законодательная база не должна противоречить и вступать в конфликт со стратегией, как и действия власти на разных уровнях [Овчинникова, 2015].

Все цели, этапы и планы реализации, расписанные по датам, пространству и исполнителям должны согласовываться между собой, что логически приводит нас к необходимости динамической системы, которая будет реализовываться в режиме реального времени и функционировать с учетом итераций и своевременных поправок.

Принцип эффективности производства выражается в снабжении граждан наибольшим количеством продуктов при заданном объеме затрат (или в выпуске заданного количества продуктов при наименьшем объеме затрат). При выработке и реализации государственной стратегии важно опираться на этот принцип, как и на улучшение благосостояния населения.

Еще одним важным критерием является выбор показателей: они должны отражать реальные экономические процессы, то есть это количественные индикаторы в рамках методологии расчета «выпуск-затраты». Уместно будет использовать индексы приведения, например, Ласпейраса и Пааше.

На текущий момент для всех государств с рыночной экономикой действует единая схема трансформации экономической политики и стратегии. Она функционирует в цикле «инфляция-дефляция» [Ведута Е.Н., 2016], инструментарий для запуска каждого из циклов обосновали Дж.М. Кейнс и М. Фридман. Запуск той или иной фазы в зависимости от состояния экономики не решает проблему диверсификации. Для выхода из циклического (кризисного) развития необходимо перейти к государственной стратегии на основе динамической модели межотраслевого-межсекторного баланса, что возможно в рамках нового экономического уклада и перехода к цифровой экономике.

Цифровизация экономики - это естественная тенденция перехода к новому укладу. Однако, каким именно он будет зависит от самого процесса внедрения 1Т и механизмов функционирования цифровых платформ [Евтянова, 2017]. К тому же от выбора цифровой платформы сейчас зависит и эффективность антикризисных мер, так как в текущих обстоятельствах, вызванных коронавирусной инфекцией предпринимательство готовится к смерти1.

Переход к цифровой экономике принято понимать, как торжество электронной коммерции, однако она функционирует уже давно и не имеет отношения к новому экономическому укладу. Электронная коммерция регулируется множеством нормативно-правовых актов. Правительство предпринимает множество шагов, чтобы сделать электронные сделки равноценными физическим, как и перенести госуслуги в цифровую

1 «Мы все в шоке». Антикризисных мер для выживания бизнеса явно недостаточно. Эксперт. [Электронный ресурс]. URL: https://expert.ru/2020/04/8/myi-vse-v-shoke/ (Дата обращения: 09.04.2020).

среду. Однако, недостатки действующего законодательства [Назаров, Коновалов, 2020] и недоступность подключения к Интернету мешают многим жителям России вступить в «циф-ровизацию» с этой точки зрения.

Согласно проекту Министерства Связи Российской Федерации 2, цифровая экономика будет состоять из трех слоев: среды, платформы и технологий, рынков и отраслей экономики. Среда - это нормативно-правовая база, кадры, инфраструктура и безопасность данных. Второй слой - это технологические элементы и научные разработки, на основе которых будет функционировать цифровая трансформация. Очень абстрактное определение в идеале можно было бы заменить самой цифровой платформой управления. Однако третий слой поясняет нам, что об управлении речи не идет: слой включает в себя «умный город», электронные услуги и электронную коммерцию. По словам Министра, Никифорова Н., этот документ является модульным и рамочным, то есть элементы планирования в нем отсутствуют. Однако каждые три года по нему планируют создавать дорожные карты по реализации программы развития экономики с источниками финансирования и исполнителями мер.

Недавно стало известно, что на создание информационной инфраструктуры государство потратит 768 млрд. руб.3 в рамках нацпроекта до 2024 года. Самая большая статья расходов - это 280 млрд. руб. на создание глобальной многофункциональной инфокоммуникационной спутниковой системы (ГМИСС), который обеспечит широкополосный доступ в Интернет на всей территории Земли. Проект реализовывает «Роскосмос». 224 млрд. руб. направлены на обеспечение доступом в Интернет социально-значимых объектов (школ, органов власти, больниц и т.д.). Основная проблема проекта цифровой экономики заключается в том, что по аналогии с другими стратегиями России он делает акцент именно на инфраструктуру, а не преследует цель возродить промышленность, что является основным фактором суверенитета и экономической безопасности государства, особенно в текущих условиях санкций, импортозаме-щения и изоляции.

Вместо создания единой цифровой платформы управления, ручной механизм принятий решений сочетается с наращиванием объемов мертвых баз данных [Ведута, Джакубова, 2016].

По результатам исследования организации «Цифровая экономика»4, отрасли, которые наиболее активно внедряют искусственный интеллект - это нефтегазовый сектор, финансовые услуги, транспорт и городское хозяйство. Это означает, что остальные отрасли нуждаются в существенной государственной поддержке и финансировании для внедрения ИИ с целью сокращения диспропорции, иначе результатом цифровизации станет полное отсутствие промышленности и обилие посредников, которые готовы оказывать свои финансовые услуги, как и богатая пустующая инфраструктура. Нефтегазовый сектор уже столкнулся с существенными трудностями из-за снижения

2 Информационное агентство ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/4277346 (Дата обращения: 26.04.2020).

3 Как государство потратит 768 миллиардов на ИКТ-инфраструктуру цифровой экономики. CNEWS. [Электронный ресурс].URL: https://www.cnews.ru/news/top/2020-04-24_kak_gosudarstvo_potratit. (Дата обращения: 26.04.2020).

4 Эксперты цифровой экономики назвали отрасли, где искусственный интеллект даст наибольший экономический эффект. COMNEWS. [Электронный ресурс]. URL: https://www.comnews.ru/content/205627/2020-04-16/2020-w16/eksperty-cifrovoy-ekonomiki-nazvali-otrasli-gde-iskusstvennyy-intellekt-dast-naibolshiy-ekonomicheskiy-effekt (Дата обращения: 26.04.2020).

50 Economic problems and legal practice

Vol. 1S, №4, 2020

ISSN 2541-B025(print) ISSN 2712-7S05(online)

стоимости нефти, в силу неразвитости остальных секторов эта отрасль также может уйти в глубокий кризис.

Некоторые эксперты5 отмечают, что большую роль в экономике нового типа сыграет закон о цифровых финансовых активах, который обеспечит переток ликвидности от крупных компаний к малому и среднему бизнесу. Доступ к капиталу как фактор развития возвращает нас к предыдущим рассуждениям об индикаторах роста МСП. Важно заметить, что даже в цифровой экономике высокая закредитованность и низкий процент автономии могут быть губительными. По мнению гендиректора Р1г^есЬ1аЬ, Антона Арнаутова, закон о цифровых финансовых активах позволит вырасти доли предприятий, занимающихся проектами в сфере блокчейн.

Вступил в силу Федеральный закон от 24.04.2020 № 123-Ф3 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных»6 (далее -Закон). Этот Закон имеет огромное значение для развития и внедрения искусственного интеллекта, который может стать цифровой платформой управления экономикой. Согласно Статье 2, искусственный интеллект - «комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека»7. В комплекс мероприятий войдут: информационные системы, информационно-телекоммуникационные системы, технические средства обработки информации, программное обеспечение с методами машинного обучения, сервисы обработки данных и поиска решений.

Уже очевидно, что Закон ссылается на использование нейронной сети. Однако нейронные сети дают средневзвешенный результат, который может быть использован только для анализа и прогнозирования, но не для планирования экономического развития.

Условия и порядок разработки и внедрения искусственного интеллекта будут определяться исполнительным органом власти города Москвы. В остальном закон разграничивает полномочия и права города федерального значения как участника данного эксперимента. Особое значение в рамках исследования стратегии развития МСП заслуживает пункт «повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в ходе

5 Закон о цифровых финансовых активах эксперты назвали стимулом для экономики. LENTA.RU [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2020/04/24/zfa/ (Дата обращения: 25.04.2020). 6Федеральный закон от 24.04.2020 № 123-Ф3 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных».

7 Федеральный закон от 24.04.2020 № 123-Ф3 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных».

ISSN 2541-8025 (print) Том 16, №4, 2020 ISSN 2712-7605 (online)

8

внедрения технологий искусственного интеллекта» в качестве цели Закона. Правовой акт пока не расшифровывает, что будет считаться повышением эффективности деятельности компаний. К тому же данный Закон дает большое обилие трактовок с целью финансирования различных разработок и освоения бюджетов.

ДВА СЦЕНАРИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Цифровизация имеет огромное значение для МСП. Бизнес компании сможет образовываться как вокруг конкретной цифровой платформы, так и внедрять платформы в свою работу для оптимизации, сокращения издержек и планирования с целью стабильного функционирования и максимизации прибыли. Однако цифровая экономика имеет несколько сценариев развития.

Первый сценарий - технический: цифровизация в интересах крупных IT-компаний. В данном случае малые и средние предприятия станут поставщикам подрядчиками, но в долгосрочной перспективе для благосостояния страны это означает тотальный контроль, чипирование и киберрабство. Для государственной стратегии это означает необходимость жестких мер по контролю и соблюдению антимонопольного законодательство, а также разработки новой нормативно-правовой базы для защиты малого бизнеса. Основная проблема этого сценария кроется в диспропорциональном развитии экономики, что означает существенные перекосы между отраслями и хаотичную работу мелких компаний на рынке с усугубляющимся хаосом. В рамках этого сценария государство теряет рычаги управления экономикой9, а судьба МСП отдается на откуп крупных корпораций.

В рамках этого сценария действия государства сводятся к оптимизации и увеличению документооборота в электронном виде. И часть этой схемы мы уже можем наблюдать сейчас в виде огромного количества баз данных, которые продолжают создаваться по инициативе Правительства.

Так, например, Ведута Е.Н. считает, что в трансформации мирового порядка «будут участвовать либо такие цифровые корпорации, как Google, Amazon, Tencent и Alibaba, стремящиеся сегодня к достижению абсолютной власти с уничтожением государств с их элитами за счёт создания и постоянного совершенствования искусственного интеллекта для тотального контроля и управления сознанием людей, либо государства (блоки государств), которые смогут перейти к мобилизационным моделям, реализующим национальный суверенитет и одновременно конструирующим будущее в направлении роста общественного блага»10. Оптимальным вариантом без закрытия границ и воссоздания тоталитарных моделей на базе раз-

8 Федеральный закон от 24.04.2020 № 123-Ф3 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных».

9 В Третьей мировой войне России без кибернетического планирования не выжить! ИА REGNUM. [Электронный ресурс]. URL:https://regnum.ru/news/polit/2919637.html (Дата обращения: 24.04.2020).

10 В Третьей мировой войне России без кибернетического планирования не выжить! ИА REGNUM. [Электронный ресурс]. URL:https://regnum.ru/news/polit/2919637.html (Дата обращения: 24.04.2020).

51

Проблемы экономики и юридической практики

витых государств может стать цифровизация на основе знаний экономической кибернетики.

Наглядный пример первого сценария демонстрирует система электронных пропусков, введенная в Москве с целью предотвращения распространения коронавирусной инфекции: по сути пропуска с обилием персональных данных являются начальной ступенью пути к цифровому рабству, как и система слежения, активно работающая по всему городуи.

Второй сценарий: цифровизация экономики на основе кибернетического подхода предполагает мобилизационную модель управления экономикой. В этом плане у России есть очевидное преимущество перед другими государствами в виде богатого опыта планирования. Советское директивное планирование дискредитировало себя в силу того, что план составлялся сверху-вниз и делал упор на математический аппарат, в то время как экономика является более динамичной средой.

Динамической модели межотраслевого баланса (МОСБ), разработанная Н.И. Ведутой, - это система экономико-математических алгоритмов с прямой и обратной связью [Ведута Н.И., 1999]. В данном случае план имитирует развитие реального объекта управления, а процесс итерации, обеспеченный обратными зависимостями, эффективно согласовывает потребности конечных потребителей с возможностями производителей.

Динамическая модель МОСБ позволяет государству в режиме реального времени корректировать цели экономического развития, потоки инвестирования и изменять баланс сил в экономике. Для планирования развития МСП, как и крупных корпораций это необходимая составляющая. Создание цифровой платформы на базе динамической модели МОСБ позволит внедрить эффективное планирование на разных уровнях, начиная от самого предприятия, заканчивая регионами и всей страной [Евтянова, 2017]. Основное преимущество заключается в том, что модель позволяет снизить те самые внутренние и внешние риски, приведенные в первой части данной главы. Тем самым рынок приведется к стабильному состоянию, в рамках которого возможен рост и развитие малого бизнеса. За счет цифрового плана появится возможность выявлять цепочки и взаимосвязи внутри экономики, которые позволят эффективно управлять. Так государство в режиме реального времени сможет понимать, какие взаимосвязи можно выстроить между малыми и крупными компаниями, как организовать подрядную цепочку и планировать общее увеличение валового продукта.

Планирование на основе межотраслевого баланса позволяет имитировать реальные рыночные процессы, сохраняя за компаниями свободу их инициатив и развития, а также вступления в отрасль или выход, что очень важно для малого и среднего бизнеса.

Содержимое баланса в рамках динамической модели межотраслевого-межсекторного баланса является матрицей, состоящей из четырех квадрантов и рассчитывается с помощью алгоритмов. В отличие от других эконометрических моделей и, например, баланса Леонтьева [Ведута Е.Н., 2016], в модели Н.И. Ведуты присутствуют алгоритмы обратной связи, что позволяет планировать экономическое развитие с корректиров-

11 На стражу здоровья граждан РФ встала цифровая экономика. ИА REGNUM. [Электронный ресурс]. URL:

https://regnum.ru/news/2926757.html (Дата обращения: 26.04.2020).

52 Economic problems and legal practice

ками [Евтянова, 2017]. Итеративный и непрерывный автоматизированный процесс позволяет эффективно убирать перекосы в производстве и приводить экономику к устойчивому росту.

Резюмируя вышесказанное, можно представить выводы в виде таблицы12:

Таблица 1

Показатель Подход

Технический (технократический подход) Кибернетический подход (экономическая кибернетика)

Кто определяет стратегию развития ТНК и крупные 1Т компании государство

Тип управления и принятия решений ручной автоматизированный

Тип развития малых и средних предприятий хаотичный плановый

Тип развития экономики циклический устойчивый линейный

Тип рынка Рыночная свобода ограничена ТНК План в качестве имитации рынка

Конечная цель инвестиции, инновации, прибыль рост общественного благосостояния

Методы контроля чипы, цифровые документы и пропуска, силовые формы воздействия количество валового продукта, направление инвестиций, финансовые потоки

Взглянув на таблицу, становится понятно, что второй подход представляет интересы МСП на более высоком уровне. То же можно сказать и про интересы физических лиц, до-мохозяйств, которые нуждаются в повышении уровня жизни и благосостояния.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При выработке государственной стратегии в сфере развития МСП важно учитывать богатый зарубежный опыт. Важно упрощать процедуру регистрации новых компаний, помогать им в начале пути, снижая налоговую нагрузку и осуществляя информационную поддержку.

Создание прибавочной стоимости - это то, на что государство должно ориентироваться при выработке стратегии развития МСП, в связи с чем важно обратить внимание на концептуальные основы понятия предпринимательства, заложенные К. Марксом. В формировании стратегий развития МСП зарубежных государств сыграли огромную роль воззрения классиков экономической мысли, таких как Р.Кантильон, Й. Шумпетер, А. Смит и др. Идеи этих ученых оказали воздействие и на представления о малом и среднем бизнесе российской политической элиты, многих отечественных экономистов, получив реализацию в нормативно-правовой базе и мерах государственной поддержки.

В России на данном этапе отсутствует эффективная система защиты МСП, зато кредиты с каждым годом становятся более доступными за счет снижения процентной ставки. Однако высокая закредитованность является частью неустойчивой системы, которая может рухнуть в любой момент.

Стоит отметить, что для разработки эффективной государственной стратегии в сфере развития МСП важно учитывать все многообразие инструментов для осуществления регулирования, возможности нормативно-правовой базы и структуру отношений малого и среднего бизнеса с крупными компаниями, возможности развития модели B2B (business-to-business -

12 Таблица составлена авторами.

Vol. 16, №4, 2Q2Q ISSN 2541-SQ25(print)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2712-76Q5(online)

бизнес для бизнеса). Для этого необходим системный подход и стратегическое планирование.

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации делает акцент на часть внешних факторов экономических рисков и работает только со снижением нагрузки на малый и средний бизнес, в то время как основные экономические процессы и отсутствие устойчивого развития по причине диспропорциональности остаются вне рассмотрения. Такой подход не снижает совокупные экономические риски, что не позволяет в должной мере обеспечить благоприятную обстановку для роста компаний и их развития.

К критериям разработки и реализации стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России можно отнести следующее:

1. Соблюдение принципа единства государства, малого и среднего бизнеса, крупных компаний и общества, сбалансированность интересов и показателей.

2. Приоритетное развитие и поддержка предприятий, занимающихся производством средств производства.

3. Принцип согласованности стратегии со всеми нормативно-правовыми актами, действующими на территории страны и другими стратегиями.

4. Принцип согласованности целей, этапов и планов реализации, расписанных по датам, пространству и исполнителям.

5. Принцип динамичности и своевременных иттераций.

Список литературы:

1. Бруснигина С.Г. Целеполагание государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации: ретроспектива и проблематика. Государственное управление. Электронный вестник. № 77, 2019.

2. Ведута Е.Н. Межотраслевой - межсекторный баланс: механизм стратегического планирования экономики, «Академический проспект», Москва, 2016.

3. Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства. М.: Академический проспект, 2004.

4. Ведута Е.Н., Джакубова Т.Н. Экономическая наука и экономико-математическое моделирование. Государственное управление. Электронный вестник факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова. Выпуск №57. 287-307 с., 2016.

5. Ведута Н.И. Социально эффективная экономика. - М.: Издательство РЭА, 1999. 254 с.

6. Евтянова Д.В. Взаимосвязь хозяйствующих субъектов и государства в процессе антикризисного управления. Журнал Символ науки. Выпуск №10-1. Уфа: Омега Сайнс, 2015. 40-45 с.

7. Евтянова Д. В. Взаимосвязь экономического и финансового кризиса в контексте государственного регулирования экономики. Журнал Экономические системы. Том 10, выпуск 2 (37), 2017. 79-83 с.

6. Принцип экономической эффективности и работы в общем направлении улучшения благосостояния населения.

7. Принцип количественных показателей, отражающих развитие объекта управления в режиме реального времени.

Цифровизация имеет огромное значение для малого и среднего предпринимательства, несет множество вызовов и перспектив. Главный вызов - это выбор подхода. Технократические или технический влечет за собой господство транснациональных корпораций, для которых малые и средние предприятия будут представлять собой обслуживающее и малоперспективное звено. В перспективе этот подход несет для государства множество проблем, результатом станет киберрабство и нарастающий хаос на рынке.

Второй подход, основанный на знаниях экономической кибернетики, предполагает переход к мобилизационной модели. Для процесса управления необходимо использовать динамическую модель межотраслевого-межсекторного баланса, которая будет имитрировать развитие объекта в режиме реального времени. Это возможно в рамках нового экономического уклада. Цифровизация экономики в парадигме экономической кибернетики позволит рынку развиваться с учетом знаний объективных экономических законов и контроля всех цепочек связей между отраслями, поставщиками и заказчиками.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 69,7%.

Рецензент: доктор экономических наук, профессор ИПР РАН Н. В. Лясников

Reference list:

1. Brusnigina S.G. Goal Setting of Business Activity State Regulation in the Russian Federation: Retrospective and Problems. Public administration. E-Journal of the Faculty of Public Administration, Moscow State University M.V. Lomonosov. Issue No. 77. 144-165 p., 2019.

2. Veduta E.N. Strategy and economic policy of the state. - M.: Academic Avenue, 2004. P.35-36.

3. Veduta E.N. Interbranch- Intersectoral balance: the mechanism of strategic economic planning, Academic Prospect, Moscow, 2016.

4. Veduta E.N., Dzhakubova T.N. Economic Science and Economic Mathematical Modeling. Public administration. E-Journal of the Faculty of Public Administration, Moscow State University M.V. Lomonosov. Issue No. 57. 287-307 c., 2016.

5. Veduta N.I. Socially efficient economy. - M .: REA Publishing House, 1999. P.254.

6. Evtyanova D.V. Vzaimosvyaz' khozyaystvuyushchikh sub"yektov i gosudarstva v protsesse antikrizisnogo upravleniya. ZHurnal Simvol nauki. Vypusk №10-1. Ufa: Omega Sayns, 2015. 40-45 c. [Evtyanova D.V. The relationship of business entities and the state in the process of crisis management. Journal Symbol of science. Issue No. 10-1. Ufa: Omega Saints, 2015. pp. 40-45].

7. Evtyanova D.V. (2017) The relationship between the economic and financial crisis in the context of the state regulation of the economy and the overcoming the global economic crisis. Magazine Economic systems. Vol 10, issue 2 (37).

ISSN 2541-8025 (print) Том 16, №4,2020 Проблемы экономики и юридической практики 53

ISSN 2712-7605 (online)

8. Евтянова Д.В. Государственный дирижизм на основе индикативного планирования как концепция устойчивого экономического развития. Устойчивое развитие российской экономики. Сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции. Под ред. М.В. Кудиной, А.С. Воронова. 2018. С. 271-279.

9. Евтянова Д. В. Критерии создания цифровых платформ управления экономикой // Экономические системы. — 2017. — Т. 10, № 3 (38). — С. 54-58.

10. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том 1. -М.: Эксмо, 2017.

11. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том 2. -М.: Эксмо, 2011.

12. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том 3. М.: Эксмо, 2011.

13. Назаров О.О., Коновалов А.И. Предпринимательская деятельность в условиях развития электронной коммерции. Закон и право. 2020. №3.

14. Овчинникова А. В. Концепция государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровнях. Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2015. №4.

15. David G.W. Birch. The Job Generation Process. Cambridge, Mass.: MIT Program on Neighborhood and Regional Change, 1979. P. 302.

16. Шатковская Т.В., Епифанова Т.В., Вовченко Н.Г., (2018), ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. Проблемы экономики и юридической практики, 3: 142-146.

8. Evtyanova D.V. State dirigisme based on the indicative planning as a strategy of sustainable economic development. Russian Economy: sustainable development: collection of papers of the 5th International scientific practical conference (February 13-14, 2018). Editors: M.V. Kudina, A.S. Voronov. Moscow: Lomonosov Moscow State University, 2018. P. 271-279.

9. Evtyanova D.V. The criteria for the creation of digital economic management platforms // Economic Systems. V. 10, No. 3 (38), 2017. P. 54-58.

10. Marks K. Kapital. Kritika politicheskoy ekonomii. Tom 1. - M.: Eksmo, 2017. [Marx K. Capital. Criticism of political economy. Volume 1. - M .: Eksmo, 2017].

11. Marks K. Kapital. Kritika politicheskoy ekonomii. Tom 2. - M.: Eksmo, 2011. [Marx K. Capital. Criticism of political economy. Volume 2. - M .: Eksmo, 2011].

12. Marks K. Kapital. Kritika politicheskoy ekonomii. Tom 3. M.: Eksmo, 2011. [Marx K. Capital. Criticism of political economy. Volume 3. - M .: Eksmo, 2011].

13. Nazarov O.O., Konovalov A.I. Predprinimatel'skaya deyatel'nost' v usloviyakh razvitiya elektronnoy kommertsii. Zakon i pravo. 2020. №3. [Nazarov O.O., Konovalov A.I. Entrepreneurship in the development of electronic commerce. Law and law. 2020. No3].

14. Ovchinnikova A.V. Concept of State support for the development of small and medium business at federal and regional levels. Bulletin of Udmurt University. Series Economics and Law. 2015. №4.

15. David G.W. Birch. The Job Generation Process. Cambridge, Mass.: MIT Program on Neighborhood and Regional Change, 1979. P. 302.

16. Shatkovskaya T.V., Epifanova T.V., Vovchenko N.G., (2018), TRANSFORMATION OF THE STRUCTURE OF THE LEGAL REGULATION MECHANISM IN THE CONDITIONS OF DIGITAL ECONOMY. Problems of Economics and Legal Practice, 3: 142146.

Статья поступила в редакцию 28.07.2020, принята к публикации 14.08.2020 The article was received on 28.07.2020, accepted for publication 14.08.2020

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Евтянова Дарья Вячеславовна, аспирант кафедры Стратегического планирования и экономической политики факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, SPIN-код РИНЦ: 5948-4701, e-mail: evtyanova@mail.ru Касымов Азим Барзуевич, кафедра Стратегического планирования и экономической политики факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Daria V. Evtyanova, A graduate of postgraduate studies, Department of Strategic Planning and Economic Policy, Faculty of Public Administration, M.V. Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, SPIN-KOfl PHH^ 5948-4701, e-mail: evtyanova@mail.ru Azim B. Kasymov, Department of Strategic Planning and Economic Policy, Faculty of Public Administration, M.V. Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation

54 Economic problems and legal practice

Vol. 16, №4, 2Ü2Ü

ISSN 2541-BÜ25(print) ISSN 2712-76Ü5(online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.