Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЗИНГОВОГО БИЗНЕСА'

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЗИНГОВОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРАНЗАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Часовой Валерий Александрович

Автором рассмотрены перспективы развития лизингового бизнеса в России с учётом новейших достижений цифровизации. Применение современных цифровых технологий в лизинге как одном из видов предпринимательской деятельности, что позитивно влияет на вектор его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ECONOMY AND PROSPECTS OF LEASING BUSINESS

The article examines the prospects of leasing business development in Russia taking into account the latest achievements of digitalization. The use of modern digital technologies is associated with the increasing pace of leasing development as one of the types of entrepreneurial activity, which positively affects the vector of its development.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЗИНГОВОГО БИЗНЕСА»

УДК 339.187.62

Цифровая экономика и перспективы лизингового

бизнеса

Валерий ЧАСОВОЙ

Лизинг - эффективная сфера предпринимательской деятельности

Лизинг - относительно новое явление в современной экономике. Появившись в 60-е годы прошлого столетия, он уже в 70-80-х годах достиг высоких темпов развития, что позволило обозначить этот период как период лизингового бума. Примечательно, что бурное развитие лизингового бизнеса совпало по времени с очередным циклическим и структурными (валютно-финансо-вым и энергетическим) кризисами. Это обстоятельство позволяет с достаточной степенью достоверности говорить о предпосылках и условиях возникновения лизингового бума.

Характерное для циклического кризиса относительное перепроизводство совпало в начале 70-х годов с беспрецедентным падением мировой валюты - американского доллара и радикальной трансформацией мирового рынка энергоносителей. Всё это, с одной стороны, оказало негативное воздействие на традиционные типы предпринимательской деятельности (производство, торговлю и банковскую сферу), а с другой -способствовало укреплению позиций лизингового бизнеса в экономике. Производители и банкиры обратили внимание на новый тип предприни-

ЧАСОВОЙ Валерий Александрович - кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры прикладной экономики МГИМО(У) МИД России. Е-тай: vachasovoy@mail.ru

Ключевые слова: лизинг, цифровая экономика, предпринимательская деятельность, тран-закционные издержки, информационная база.

мательской деятельности, продемонстрировавшей завидную стабильность и устойчивость к рискам даже в катастрофические периоды.

Для одних привлекательность лизинга объяснялась его способностью втягивать в оборот значительные массивы относительно излишних денежных ресурсов (в первую очередь долларов США, обесценившихся после краха Бреттон-Вудской валютной системы) при незначительном риске невозврата. Для других лизинг стал надёжным альтернативным (по отношению к торговле) способом продвижения произведённой продукции к конечному потребителю. Казалось, что XXI в. войдёт в историю мировой экономики как век лизинга.

Однако в начале нового столетия темпы роста лизингового бизнеса заметно снизились. Немалую роль в этом сыграл разразившийся в 2008 г. мировой кризис, затронувший в первую очередь банковский бизнес, наполнявший денежными ресурсами финансовый лизинг. Не менее важной причиной замедления темпов роста лизингового бизнеса следует считать заметное отставание этой сферы предпринимательской деятельности в освоении современных цифровых технологий.

Тем не менее сфера деятельности лизинговых компаний сегодня охватывает практически весь мир. Ежегодно растут её масштабы, увеличивается количество заключённых договоров лизинга, возрастает численность лизинговых компаний, появляются новые страны, признавшие лизинг. Широкое распространение получили операции международного лизинга - экспортного, импортного, транзитного.

Экспортный лизинг позволяет повысить экономическую эффективность использования иностранного капитала.

Учитывая различие процентных ставок по предоставляемым кредитам, более низкую себестоимость продукции отдельных производств и возможность возврата налога на добавленную стоимость, иностранные лизинговые компании экспортируют свои услуги, успешно конкурируя с коммерческими фирмами-экспортёрами.

Для российской экономики использование потенциала экспортного лизинга имело немаловажное значение при поставках по лизинговым контрактам машин, оборудования, транспортных средств иностранного производства на приемлемых для национальных потребителей условиях.

В отдельных случаях, например в сфере международных авиационных перевозок, экспортный лизинг становился едва ли не единственной возможностью для выживания отечественных авиаперевозчиков, осуществлявших полёты по международным маршрутам.

Благодаря использованию возможностей иностранных лизинговых компаний российская экономика смогла получить в конце прошлого столетия значительное количество промышленного оборудования, необходимого для сохранения и развития транспортной, нефтегазовой, машиностроительной и обрабатывающей отраслей народного хозяйства.

Рост потенциала банковского сектора российской экономики привёл в начале 2000-х годов в появлению в предпринимательской сфере

крупных, даже по международным меркам, лизинговых компаний. Сбербанк, ВТБ, ВЭБ и другие банки из первой полусотни создали новые или вдохнули жизнь в уже существовавшие лизинговые компании, потерявшие значительную часть своего потенциала после кризиса конца 90-х годов.

Сбербанк, начавший лизинговую деятельность с создания в 90-е годы совместной российско-германской лизинговой компании «РГ-лизинг» (хотя формально кроме Сбербанка акционерами «РГ-лизинга» были швейцарская финансовая компания «Юраско Цюрих АГ» и несколько физических лиц), в 2000 г. становится фактическим владельцем компании, переименовав её в 2009 г. в АО «Сбербанк Лизинг».

С 2006 г. Сбербанк - единственный владелец «Сбербанк Лизинга» - вкладывает в развитие компании значительные денежные ресурсы. Компания получает возможность взаимодействия с крупнейшей авиастроительной компанией Boeing и, используя схему импортного лизинга, становится основным поставщиком авиационной техники для ведущей российской авиакомпании «Аэрофлот».

На основе импортного лизинга российские авиаперевозчики получают в пользование самолёты, производимые компаниями Boeing и Airbus от лизинговой компании «ВЭБ-лизинг» (до 2008 г. - Оборон-промлизинг).

Пионером использования схемы импортного лизинга воздушных судов иностранного производства по праву можно считать компанию «Авангард-Лизинг», первой в России передавшей в пользование одной из отечественных авиакомпаний четыре самолёта Boeing-757-200 общей стоимостью более 50 млн долл.

Импортный лизинг, осуществляемый компаниями «Авангард-Лизинг»,

Росагролизинг, «Балтийский лизинг», а также и многими другими, позволил обеспечить значительное количество российских предпринимателей в сфере агропромышленного бизнеса, в сфере грузовых перевозок современной техникой иностранного производства, зачастую не имеющей аналогов в отечественном машиностроении.

Роль транзитного лизинга, при котором производитель объекта лизинга, лизинговая компания и лизингополучатель находятся в разных странах, возрастает для российской экономики в связи с применением некоторыми зарубежными странами режима санкций в отношении поставок в Российскую Федерацию машин и оборудования иностранного производства.

Используя возможности транзитного лизинга в сочетании с механизмом сублизинга, отечественные потребители могли бы получать в пользование необходимые им машины, механизмы и оборудование иностранного производства, которые формально оставались бы собственностью компаний (лизинговых) в третьих странах.

Выстроив при этом цепочку лизингополучателей в нескольких странах, используя механизм сублизинга, можно было бы в обход санкций получить в пользование необходимые в данный момент объекты лизинга.

Эффективное использование любого из видов международного лизинга в современных условиях невозможно без применения цифровых технологий, создания баз данных, учёта возможностей информационного обеспечения операций международного лизинга.

Лизинг и цифровые технологии: проблемы и пути их решения

В то время как многие производители, банковская сфера и торговля активно внедряли передовые цифровые технологии, многие лизинговые компании продолжали свою предпринимательскую деятельность, в недостаточной мере используя широчайшие возможности компьютерных технологий.

Формирование информационной базы (ИБ) лизингодателями происходило в отрыве от потенциальных потребностей лизингополучателей. Последние, в свою очередь, не имели полного представления о возможностях лизингодателей и условиях получения права пользования объектами лизинга.

Многие лизинговые сделки заключались после долгих поисков потенциальными лизингополучателями лизинговых компаний, имеющих возможности удовлетворить их запросы на приемлемых для обеих сторон условиях. Отсутствие единой информационной базы услуг лизинговых компаний на национальном и мировом уровнях отрицательно сказалось на развитии потенциала лизинга.

Использование современных цифровых технологий в лизинговом бизнесе дало бы возможность решить ряд стратегически важных для этой сферы предпринимательской деятельности задач.

Во-первых, создание единой ИБ по объектам лизинга позволило бы потенциальным лизингополучателям существенно сократить тран-закционные издержки, связанные с поиском компаний, способных

на взаимоприемлемых условиях удовлетворить потребности потенциальных лизингополучателей в пользовании конкретными объектами.

В настоящее время в российской экономике функционируют десятки, если не сотни лизинговых компаний, привязанных к конкретным отраслям производства или к конкретным производителям. В сферу деятельности лизинговых компаний, работающих по схеме так называемого оперативного лизинга, включены многочисленные объекты производственного и бытового назначения.

Транспортные средства, машины и оборудование для строительства и дорожно-строительных работ, сельскохозяйственная техника различного назначения, станки и машины для обрабатывающей промышленности, оборудование для добычи и транспортировки в нефтегазовой отрасли, здания и сооружения, компьютерная и офисная техника, предметы длительного использования в малом и среднем бизнесе - всё это является объектами лизинга, необходимыми и востребованными многочисленными потенциальными лизингополучателями.

Однако информацию о наличии необходимых машин, оборудования, механизмов в собственности лизинговых компаний, работающих по схеме оперативного лизинга, о их качестве и технических характеристиках и условиях получения в пользование узнать потенциальным лизингополучателям бывает не просто, так как отсутствует единая база

данных, что значительно затрудняет или делает вообще невозможным поиск наиболее эффективного варианта использования объекта лизинга потенциальным лизингополучателем. Не имея полной информации о возможности получения в пользование объекта лизинга в конкретной лизинговой компании, потенциальный лизингополучатель вынужден прибегать к традиционным банковским займам с тем, чтобы на заёмные ресурсы приобрести в собственность необходимый для его деятельности объект. При этом экономическая эффективность оперативного лизинга в сравнении с кредитом и приобретением объекта в собственность остаются для пользователя в неизвестности.

Не лучшим образом обстоит дело с информацией об услугах финансовых лизинговых компаний, привязанных в получении денежных ресурсов к банкам и финансовым институтам (как правило, к различным фондам, заинтересованным в хеджировании имеющихся у них денежных ресурсов). Потенциальный лизингополучатель, заинтересованный в использовании конкретного объекта, имеет сегодня возможность сравнить условия получения денежных займов для приобретения необходимого оборудования или имущества, используя информационные сайты банков. Однако получить в электронном виде информацию о возможностях финансовых лизинговых компаний значительно сложнее из-за её явной недостаточности или отсутствия.

Можно уверенно сказать, что отсутствие ИБ, адекватной возможностям лизинговых компаний и потребностям потенциальных лизинго-

получателей, не только сдерживает развитие лизинга в России, но и тормозит само развитие национальной экономики.

У нас создание подобной информационной базы могла бы инициировать национальная ассоциация лизинговых компаний (Рослизинг).

Однако несколько лет непрофессионального руководства этой ассоциацией привело к значительной потере её роли в развитии отечественного лизингового бизнеса, авторитета среди предпринимателей-лизингодателей.

В современных условиях создание полной информационной базы услуг лизинговых компаний, доступной каждому потенциальному лизингополучателю, должно стать приоритетным направлением деятельности Рослизинга. Ассоциация могла бы использовать уже имеющийся опыт использования информационных технологий в деятельности Европейского объединения национальных лизинговых ассоциаций (Евролизинг).

В перспективе использование возможностей мировой информационной сети позволит осуществить создание общеевропейской, а затем и мировой информационной базы услуг лизинговых компаний и на основе применения принципа Big Data проводить регулярный анализ возможностей производителей объектов лизинга, заинтересованности банков в финансовом лизинге и потребностей потенциальных лизингополучателей. Разумеется, создание национальной, европейской и мировой баз данных возможностей лизинговых компаний потребует использования немалых организационных и финансовых ресурсов.

В организационном плане определяющую роль будут играть не столько структуры (государственные и негосударственные), которым будет поручено создать эту базу, сколько профессионалы, обладающие необходимыми компетенциями как в сфере лизинга, так и в сфере информационных технологий. Сегодня, к сожалению, таких специалистов не готовит ни один российский вуз.

В финансовом плане перспективы создания национальной информационной базы может быть обеспечено на основе государственного (бюджетного) финансирования, государственно-частного партнёрства или привлечения денежных ресурсов банков и лизинговых компаний.

Учитывая тенденцию роста роли государства в экономической жизни, можно предположить, что создание национальной информационной базы лизинга будет профинансировано государством, но существующие в стране финансовые проблемы вряд ли позволят всерьёз надеяться на полное бюджетное финансирование данного проекта.

Более вероятным представляется получившее некоторое развитие государственно-частное партнёрство, предполагающее объединение административных и финансовых ресурсов государства и частного бизнеса.

Нелишне вспомнить, что на заре развития лизинга в России государство разрабатывало и принимало первые законодательные и нормативные акты по лизингу, активно привлекая к их обсуждению представителей бизнеса и научного сообщества.

Исключать третий вариант, предполагающий финансирование на-

циональной информационной базы лизинга только за счёт привлечения ресурсов банков и лизинговых компаний, тоже нельзя. В конце концов, лизинг - предпринимательская деятельность, предполагающая получение прибыли, что вполне нормально для бизнеса.

Во-вторъх, внедрение информационных технологий (ИТ) позволило бы существенно расширить географию деятельности национальных лизинговых компаний, предоставив им возможность активно использовать потенциал экспортного, импортного и транзитного лизинга, создавая многозвенные цепочки, позволяющие перемещать объекты лизинга от производителей в одних странах к потребителям в других. Цепочки транзитного многозвенного лизинга не только способны произвести оптимизацию затрат лизингополучателей на основе учёта особенностей таможенного и налогового регулирования в тех или иных странах, но и избежать санкционных ограничений.

Использование информационных возможностей Интернета позволит российским лизинговым компаниям осуществлять в интересах потенциального лизингополучателя поиск объектов лизинга, создаваемых иностранными производителями в разных странах, сравнивать их технические, эксплуатационные и экономические характеристики, определять наиболее эффективные маршруты поставки.

Лизинговые компании, которые будут использовать большие массивы информации с целью сделать максимально эффективным свой бизнес, окажутся в числе передовых.

Сегодня примеры успешного использования информации о возможностях иностранных производителей можно найти, анализируя деятельность таких отечественных лизинговых компаний, как «Авангард-Лизинг».

В начале 2000-х годов компания участвовала в закупке оборудования многочисленных иностранных производителей, переданного российским лизингополучателям. «Авангард-Лизинг» приобрёл для производителей:

- солода элеватор производства Chief industiefs INC (США);

- электрической и тепловой энергии генераторные установки компаний Elteco (Словакия), Tedom (Чехия), Сaterpillar (США), Deutz (Германия);

- металлургическое производство на Березовском электрометаллургическом заводе в составе Новолипецкого металлургического комбината -оборудование итальянской компании Danieli & C. Officine Meccaniche S.p.A.;

- завод по производству паркетной доски в Адыгее (крупнейший в России) - комплекс оборудования, созданного компанией Buerkle GmbH (Германия) и купленного компанией «Авангард-Лизинг».

Кроме того, «Авангард-Лизинг» закупил у иностранных производителей и передал в лизинг отечественным лизингополучателям сотни единиц новейшей сельскохозяйственной техники, широкофюзеляжные самолёты, большое количество строительной техники, техники для горной добычи, трубоукладки, переработки металлического лома.

Среди лизингополучателей «Авангард-Лизинга» предприятия аэрокосмической и оборонной отраслей, которым поставлено в лизинг до принятия санкций оборудование крупнейших западных производителей.

Весь этот огромный объём сделок по закупке техники, машин, оборудования у иностранных производителей для последующей передаче отечественным лизингополучателям

«Авангард-Лизинг» не смог бы осуществить, если бы руководство компании и материнского банка «Авангард» своевременно не уделило бы должного внимания развитию информационных технологий лизинговых операций.

Подобные примеры активного внедрения в российский лизинговый бизнес информационных технологий - это лишь отдельные случаи, не отражающие общего положения.

Возможности цифровых технологий также могут способствовать развитию нового направления в сфере национального лизингового бизнеса -предоставления лизинговых услуг иностранным лизингополучателям. Для развития этого отечественные лизинговые компании не только должны иметь исчерпывающую информацию о возможностях российских производителей, но и информацию о потребностях потенциальных зарубежных лизингополучателей.

Необходимы исчерпывающие данные о таможенных тарифах и барьерах, об особенностях налогообложения лизинговых операций как в России, так и в зарубежных странах. Следует учитывать особенности логистической схемы поставки, специфику бухгалтерского учёта и отчётности в стране лизингополучателя. Требуемая для решения упомянутых задач информация может быть получена лишь с использованием потенциала цифровых технологий, которые уже на современном этапе позволяют не только аккумулировать информацию, но и предлагать варианты решения при наличии соответствующего программного обеспечения.

Ещё одним направлением развития отечественного лизинга в пер-

спективе можно считать партнёрство отечественных лизинговых компаний с зарубежными. Разумеется, не стоит забывать о внутривидовой конкуренции между лизинговыми компаниями, в том числе на международном уровне. Возрастающее значение приобретает солидарность лизинговых компаний в конкурентной борьбе с коммерцией. Используя наиболее эффективные инструменты, применяемые иностранными лизинговыми компаниями, отечественные компании могут получать преимущества в конкурентной борьбе с коммерческими фирмами. Информация о наиболее успешных методах и инструментах межвидовой конкуренции становится доступной в первую очередь для тех лизинговых компаний, которые используют в аналитической деятельности современные информационные технологии.

В-третьих, широкое применение цифровых технологий позволило бы стандартизировать многие элементы лизинговых операций, сократить затраты на ведение лизинговых контрактов дедовским способом. Лизинговые операции, как правило, отличаются от торговых длительным характером взаимоотношений лизингодателя с лизингополучателем. В отдельных случаях продолжительность лизинговой сделки может значительно превышать десятилетний период. Проблемы исполнения договорных обязательств лизингополучателей по лизинговым платежам, по условиям эксплуатации объекта лизинга (в случае, если срок аренды меньше амортизационного срока службы объекта лизинга) могут регулярно возникать на протяжении всего срока действия лизингового

контракта. Использование современных компьютерных технологий и специального программного обеспечения, несомненно, позволит сократить расходы лизинговых компаний по контролю за исполнение лизингополучателем своих обязательств по контракту, что, в свою очередь, приведёт к росту экономической привлекательности лизинга в сравнении с кредитом и торговлей.

Развитию ИТ в экономике и, в частности, в лизинговом бизнесе способствует рост экономической доступности компьютеров и вычислительных станций. Определённая роль в этом отведена самому лизингу. Использование современной информационно-вычислительной техники (ИВТ) соответствующими специалистами и структурами может осуществляться на основе контрактов, заключённых с лизинговыми компаниями. Учитывая, что моральный износ этой техники происходит значительно быстрее физического, для многих наиболее продвинутых пользователей краткосрочная и среднесрочная аренда новейших компьютеров и вычислительных станций гораздо эффективнее, чем приобретение их в собственность.

Например, практически вся вычислительная техника Сбербанка на начальном этапе массового внедрения в его деятельность информационных технологий была собственностью «РГ-лизинга».

Однако анализ структуры лизингового бизнеса в России показывает, что на лизинг ИВТ приходится около 0,5% российского рынка лизинга.

В-четвёртых, использование возможностей передовых ИТ позволило бы лизинговым компаниям

наиболее эффективно взаимодействовать с отечественным банковским сектором (финансовый лизинг) и с российскими производителями объектов лизинга (производственный лизинг). В перспективе лизинговые компании, используя возможности цифровых технологий, получили бы допуск к наиболее доступным денежным ресурсам национальных банков. Отечественные банки практически перестали рассматривать лизинг как конкурирующий вид деятельности либо как игрушку для избранных клиентов. В современной банковской сфере сложно найти крупный или средний российский банк, не имеющий дочерней лизинговой компании или не участвующий в кредитовании самостоятельных лизинговых компаний. Инвестиции в лизинг воспринимаются банками как наиболее надёжные, что, безусловно, имеет большое значение для любого банка в условиях кризиса и стагнации национальной экономики. Представить же себе развитие банковского сектора без применения современных ИТ просто невозможно. Активное сотрудничество с банковской сферой создаёт предпосылки для повышения уровня их применения лизинговыми компаниями до уровня не ниже освоенного банковским сообществом.

Этого же требует всё более тесное партнёрство производителей объекта лизинга с лизинговыми компани-

ями, в которых производители видят не только крупномасштабных оптовых, платёжеспособных покупателей, но и новый канал продвижения своей продукции к конечному пользователю.

Имея возможности использовать информационные данные производителей, лизинговые компании, работающие по схеме оперативного (производственного) лизинга, могли бы оптимизировать свои расходы и, соответственно, расходы лизингополучателей. Информацию о технических характеристиках, особенностях технического обслуживания, возможностях поставок запасных частей и расходных материалов, перспективах модернизации, обучении персонала потенциальный лизингополучатель мог бы получить уже на сайте лизинговой компании. Учитывая то обстоятельство, что многие лизинговые компании, работающие по схеме оперативного лизинга, берут на себя решение значительного числа проблем, связанных с эксплуатацией объекта лизинга, возможность получения информации об объекте от лизинговой компании, связанной с производителем, трудно переоценить.

В итоге предоставляющие новые возможности потенциальным лизингополучателям ИТ приводят к более полному использованию экономического потенциала лизинга.

Цифровые технологии и снижение риска в лизинговом бизнесе

Лизинг, как и любой другой вид предпринимательской деятельности, неминуемо сопряжён с ри-

ском. Здесь выделяют риски, связанные с передачей объекта лизинга в пользование, обязательствами ли-

зингополучателя по арендной плате и изменением законодательной базы.

Риски, вызванные объектом лизинга, возникают при обстоятельствах, которые могут привести к случайной гибели объекта лизинга, его поломке, порче третьими лицами, ухудшению технических характеристик, потере товарного вида.

Учесть вероятность реализации упомянутых рисков с последующей их экономической оценкой позволяет анализ больших массивов данных. Зная об оценке вероятности событий на основе имеющейся за определённый период информации, лизинговая компания принимает решение о необходимости страхования объекта и размерах страховой премии, которую она готова уплатить страховой компании. Либо принимается решение об обязательном страховании объекта лизинга по тем или иным рискам лизингополучателем. Возможно, что анализ рисков выявит незначительную вероятность их реализации. В этом случае лизинговая компания может принять решение об отказе от страхования. Минимизация расходов лизинговой компании по рискам, связанным с объектом лизинга, напрямую зависит от объёма информации по рискам за предыдущий период. Чем значительнее объём информации, тем эффективнее применение современных ИТ.

Риски, связанные с надлежащим исполнением лизингополучателем обязательств по лизинговым платежам, предусмотренным договором лизинга, предполагают необходимость регулярного сбора и анализа экономических показателей и параметров, которые могут влиять

на экономическую эффективность деятельности лизинговой компании.

Из-за того что отношения лизинговой компании и лизингополучателя продолжаются, как правило, относительно долго, это предполагает сбор и хранение большого объёма экономической информации по каждому контракту. Накопленная информация не только позволяет отследить динамику выполнения лизингополучателем обязательств по арендной плате, но и становится основой для анализа перспектив экономических рисков. Существенное значение при этом имеет информация об экономических проблемах, возникающих у лизингополучателя с третьими лицами. Так, например, информация о претензиях банка к лизингополучателю по ранее полученным кредитам может означать для лизинговой компании перспективное усиление риска исполнения лизингополучателем своих обязательств по лизинговым платежам. Чем больше объём информации, тем точнее учёт рисков в деятельности лизинговой компании, а возрастающий объём информации снова приводит к выводу о необходимости использовать современные цифровые технологии её сбора, обработки и анализа.

Лизинговый бизнес основан на институте собственности, который в наиболее передовых странах имеет исторически сложившуюся законодательную базу. Развитие экспортного, импортного и транзитного лизинга предусматривает знание особенностей законодательства о правах владения, распоряжения и пользования, позволяющих осуществлять операции международного лизинга. Выход российских

лизинговых компаний на мировую арену предполагает сбор всей имеющейся информации о законодательных и нормативных актах, регламентирующих лизинговый бизнес в стране-партнёре. Информационный банк, содержащий законы, нормы и правила в их динамике для

международного лизинга, возможен лишь на основе современных ИТ.

Из сказанного напрашивается вывод: в современных условиях учёт и анализ всех рисков при осуществлении деятельности лизинговых компаний возможен только на основе применения цифровых ИТ.

Цифровые технологии и перспективы развития мирового лизинга

В перспективе активное применение цифровых технологий позволит лизинговым компаниям сконцентрировать свою деятельность в странах с упрощённой регистрацией прав собственности, их надёжной правовой защитой и наличием льготных режимов налогообложения собственников.

Подобного рода концентрация приведёт к созданию в некоторых странах лизинговых гиперкомпаний, предоставляющих услуги по всему миру. Даже при относительно низких ставках налогообложения объектов собственности массивы налогооблагаемой базы лизинговых компаний могут формировать значительную часть доходов бюджета тех государств, где эти компании будут зарегистрированы.

Можно предположить, что среди этих стран могла бы оказаться Россия. Высокий уровень профессиональной подготовки специалистов в области цифровых технологий в сочетании с накопленным опытом проведения операций международного лизинга вполне можно рассматривать в качестве объективных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предпосылок нового качественного этапа развития лизинга. Основным препятствием на пути продвижения в данном направлении является прежде всего чрезмерная бюрократизация хозяйственной жизни и отсутствие надёжной правовой защиты прав собственности со стороны государства. Россия вполне могла бы занять одно из ведущих мест в развитии транзитного и других разновидностей лизинга. Приобретая продукцию отечественных производителей или покупая продукцию зарубежных на мировом рынке, российские лизинговые компании могли бы предоставлять её в пользование отечественным или зарубежным лизингополучателям. Накапливая опыт подобного рода сделок, наращивая базу данных по производителям и лизингополучателям, российские компании могли бы стать пионерами в развитии интернет-лизинга как новой сферы предпринимательской деятельности. Это способствовало бы возможности производить международные лизинговые платежи с помощью криптовалюты.

Указанное не исчерпывает возможностей, которые могут при активном использовании передовых цифровых технологий открыться перед лизин-

гом - одним из видов предпринимательской деятельности, позволяющим решить многие проблемы собственности в современной экономике.

Использование информационных баз данных позволит повысить экономическую эффективность предпринимательской деятельности в сфере лизинга, предоставит больше альтернативных возможностей потребителям, снизит экономические риски банков и повысит прибыльность производства. С точки зрения практической реализации возможностей цифровых технологий в сфере лизингового бизнеса решающее значение имеют:

- создание современной компьютерной базы на уровне лизинговых компаний и их ассоциаций;

- создание или подключение к действующей системе хранения баз данных по лизинговым операциям;

- создание специализированной поисковой системы для участников лизинговых операций;

- разработка специального программного обеспечения для компаний, работающих по схеме финансового или оперативного лизинга;

- разработка законодательных и нормативных актов, касающихся лизинга и применению в нём цифровых технологий;

- содействие государства в профессиональной подготовке специалистов для лизинговых компаний, обладающих необходимыми знаниями в области цифровых технологий.

Статья поступила в редакцию 18 октября 2017 г.

АБОЗРЕВАТЕЛЬ ^^иВБЕКУЕК

110 ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-ОВБЕКУЕК 1/2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.