Научная статья на тему 'Модернизация экономики России (международный лизинг и инвестиции)'

Модернизация экономики России (международный лизинг и инвестиции) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / LEASING / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИЗИНГ / INTERNATIONAL LEASING / ЭКСПОРТНЫЙ ЛИЗИНГ / EXPORT LEASING / ТРАНЗИТНЫЙ ЛИЗИНГ / TRANSIT LEASING / ИМПОРТНЫЙ ЛИЗИНГ / IMPORT LEASING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимов Роман Вадимович

Представленный анализ модернизации экономики России выявляет связь финансового кризиса в Европе с неэффективным использованием пакета инструментов, который содержит в себе институт частной собственности. Одним из таких инструментов является лизинг. Автор раскрывает содержание экспортного, транзитного и импортного лизинга и рассматривает возможность его применения в отечественной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of the economy of Russia: international leasing and investments

The analysis presented in the article reveals connection of the financial crisis in Europe and inefficient use of the package of instruments within the institute of private property. Leasing is one of such instruments. The content of export, transit and import leasing and its application capability in Russia are also discovered.

Текст научной работы на тему «Модернизация экономики России (международный лизинг и инвестиции)»

Модернизация экономики России

Международный лизинг и инвестиции

Роман Максимов

Начало XXI в. ознаменовалось политическим, социальным и экономическим кризисом, который охватил все части земного шара. Социально-экономический кризис в США, социально-политические «революции» в арабских странах, экономические проблемы ЕС свидетельствуют о нарастающих проблемах в мировом сообществе.

С конца XX в. активно начинает развиваться новый, особый вид предпринимательской деятельности - лизинг. С помощью лизинга можно эффективно распределить права собственности между хозяйствующими субъектами, оставляя без изменений социально-экономическую сущность института частной собственности, так как лизинг выводит из производственной сферы права собственности, не оказывающие непосредственного влияния на развитие производства, концентрируя эти права в лизинговых компаниях.

Можно с уверенностью утверждать, что одним их стратегических направлений модернизации экономики должно стать активное развитие лизинга в европейских странах. Это позволит решить целый ряд важных социальных и экономических проблем. Предоставляя право пользования объектами хозяйственной деятельности лицам с минимальным стартовым капиталом, лизинг создает предпосылки для кумулятивного развития малого и среднего бизнеса.

МАКСИМОВ Роман Вадимович - специалист ОАО «Ильюшин Финанс Ко.». E-mail: rvmaximov@ gmail .com

Ключевые слова: лизинг, международный лизинг, экспортный лизинг, транзитный лизинг, импортный лизинг.

Например, возвратный лизинг позволяет провести санацию крупных и крупнейших производителей, тем самым обеспечив модернизацию и диверсификацию производства.

Заменив банковскую ипотеку, лизинг может решить проблему обеспечения населения доступным жильем.

Использование лизинга в экономиках западных стран будет способствовать значительному сокращению дефицита государственного бюджета, а в будущем - его полной ликвидации.

Следует сказать, что создание благоприятных условий для развития лизинга в Европе должно быть частью масштабной программы по выходу из экономического кризиса и создания предпосылок дальнейшего развития в ней интеграционных процессов.

Проблема модернизации европейской экономики не может рассматриваться отдельно от реальных задач, стоящих перед экономикой России.

На современном этапе российская экономика вынуждена использовать как механизмы уже давно известные, так и новые. К новым относятся: операции на фьючерсных и опционных рынках, секьюритизация активов компаний, лизинговые операции. Все это оказывает благотворное влияние на все аспекты экономической деятельности в стране.

Одним из важнейших аспектов является экономическая безопасность. Проблема экономической безопасности стран так или иначе связана с проблемой внешних заимствований. В силу множества объективных и субъективных факторов, к которым прежде всего следует отнести отсутствие соответствующей требованиям рыночной экономики законодательной базы, структур рыноч-

ного типа, должного опыта и знаний у руководителей на всех уровнях, ни одной стране не удалось трансформировать экономику без заемных средств в постсоциалистический переходный период.

Страны с развитой экономикой, заинтересованные в окончательном разрушении административно-командной системы, фактически были вынуждены взять на себя бремя по обеспечению перехода бывших политических и экономических соперников к рыночной экономике.

Все это привело к тому, что многомиллиардный долг лег на плечи российской экономики. Низкая эффективность заимствований, сделанных в 90-е годы, сейчас уже мало у кого вызывает сомнения.

Большая часть кредитов, полученных по внешним займам, почти полностью вернулась в западные страны, так и не осев в российской экономике. Какая-то часть из них расходовалась на неэффективные, а иногда и просто вредные для страны преобразования. Из-за этого были почти полностью парализованы многие отечественные производства и целые отрасли.

В 90-е годы прошлого столетия был популярным тезис о том, что внешние заимствования - единственный способ поддержания российской экономики и проведения реформ в стране. Это опровергает известное всем положение об альтернативности экономической жизни.

Однако в тот сложный период была рациональная альтернатива кредиту, предоставлявшемуся России Международным валютным фондом и банками. Такой альтернативой мог стать международный лизинг.

В момент перехода к рыночной экономике Россия имела структуру общественного производства, несоответствующую требованиям рынка и отягощенную изношенными основными фондами. Некоторые отрасли промышленности имели полностью амортизированные станки, машины, оборудование. В таких условиях надеяться на успешное и быстрое развитие товарных рынков было невозможно. Необходимы были новые технологии и оборудование, которые получить можно было только на Западе.

Решить данные задачи вполне можно было с помощью экспортного, транзитного и импортного лизинга.

Так, в годы Великой Отечественной войны поставки США и Великобританией по ленд-лизу техники и вооружений внесли определенный вклад в разгром фашистской Германии. В годы российской перестройки поставки станков, техники и оборудования по лизингу могли бы способствовать укреплению экономического потенциала России.

Экспортный лизинг предоставляет возможность получения по договору лизинга на определенный срок за определенную плату производимых иностранными компаниями станков, машин, транспорта, оборудования и другой техники отечественными производителями. В случае поставки оборудования по договору экспортного лизинга полную оплату

производит лизинговая компания, действующая в стране производителя, которая становится собственником приобретенных объектов лизинга. При этом российская сторона на период действия договора становится лизингополучателем, обладающим исключительным правом пользования объектом лизинга.

Как правило, иностранные лизинговые компании оплачивают производителю полную стоимость объектов лизинга за счет собственных средств либо за счет кредитов, получаемых от банков. При этом возможно использование как схемы финансового лизинга, так и производственного. В первом случае лизинговая компания тесно взаимодействует с каким-либо финансовым институтом, безразлична к объекту лизинга и как правило заключает договор на весь срок амортизации имущества, переданного в лизинг. Во втором случае лизинговая компания обычно является дочерней структурой крупного производителя, и срок аренды составляет, от 40% до 90% от срока амортизации.

Лизингополучатель поэтапно вносит арендную плату лизингодателю, получая доход от реализации продукции, выпущенной на новом оборудовании.

При проведении государством благосклонной к экспортному лизингу политики такая схема может быть достаточно эффективной и заключаться в следующем:

- полная отмена или установление низких таможенных тарифов на поставки по договорам лизинга современных машин, станков и оборудования, производственных комплексов, транспортных средств, повы-

шающих эффективность отечественного производства;

- предоставление банкам или другим кредитно-финансовым институтам, кредитующим лизинговые компании, государственных гарантий в случае поставки объектов лизинга в отрасли, развитию которых государство придает приоритетное значение;

- предоставление налоговых льгот российским компаниям-лизингополучателям;

- обеспечение надежной защиты прав собственника - иностранной лизинговой компании в соответствии с общепринятыми нормами.

От экспортного лизинга схема транзитного лизинга отличается тем, что компания-лизингодатель находится в третьей стране. Такой вид лизинга позволяет повысить экономическую эффективность сделки, так как транзитная лизинговая компания чаще всего выбирает для своей регистрации страну с наиболее благоприятным для собственника налогообложением. Еще одним важным преимуществом транзитного лизинга является тот факт, что лизинговая компания действует в стране, имеющей хорошие отношения с Россией, в то время как производитель объекта лизинга может действовать в стране, не проявляющей заинтересованности в развитии российской экономики. При транзитном лизинге российские товаропроизводители, установив деловые контакты с крупными лизинговыми компаниями европейских стран, могли бы получать самые современные товары и технологии.

В истории новой России лизинг уже имеет свою историю. Первые

лизинговые компании начали функционировать еще в перестроечный период. Именно они могли осуществлять сделки по схеме импортного лизинга, обеспечивая отечественным товаропроизводителям поставки новейшей техники с Запада на условиях аренды.

Следует отметить, что многие отечественные лизинговые компании создавались с участием иностранного капитала. Соучредителями, как правило, выступали иностранные лизинговые компании или банки, что в значительной степени облегчало осуществление операций, в которых лизинговая компания и лизингополучатель действуют в одной стране, а производитель объекта лизинга - в другой.

Как в случае экспортного лизинга, транзитный и импортный могли развиваться в случае проведения государством целенаправленной экономической политики поддержки отечественного производителя в целом и лизинговой деятельности в частности. К сожалению, приходится констатировать, что дальше деклараций и принятия законодательных и нормативных актов, которые не в полной мере соответствовали требованиям развития лизинга в стране, не пошло.

Для устойчивого развития экономики требуется обеспечить как увеличение производства и совокупного спроса, так и увеличение инвестиций в целях удовлетворения растущего спроса. Инструмент лизингового финансирования является значимым фактором экономического роста, способствующим увеличению объема производства товаров и

услуг на основе создания новых производственных мощностей, наращивания совокупного спроса, привлечения инвестиционных ресурсов.

Лизинг является составной частью среднесрочной и долгосрочной составляющей рынка. В последние несколько лет лизинг в России стал выгодным способом вложения капитала, позволяющим эффективно размещать свободные денежные средства. Для банковской сферы лизинг, кроме того, означает расширение диверсификации операций и активный поиск клиентов.

Субъектам экономики лизинг предоставляет массу возможностей, а именно:

- привлекать капитал из внешних источников. Лизинг дает возможность получить оборудование в пользование без его полной оплаты, организовать новое производство без изъятия из оборота крупных финансовых ресурсов. Поэтому любому предприятию для обновления производства на базе современных технологий, адаптации к условиям рынка и выпуска продукции, способной конкурировать с лучшими зарубежными аналогами, не требуется первоначального выделения значительных средств;

- иметь возможность быстро мобилизовать необходимые ресурсы. Благодаря лизингу потребитель получает благоприятные условия для обновления основных фондов;

- получить возможность временного использования техники для решения возникающих производственных задач, а не приобретать ее в собственность (при оперативном лизинге);

- получить возможность опробовать оборудование до его полной оплаты, т.е. до приобретения в собственность;

- использовать достижения научно-технического прогресса, приобретая новое оборудование. Лизингополучатель может избавиться от устаревшего оборудования еще до окончания срока его службы и осуществить необходимое переоснащение производства в случае появления более эффективных моделей;

- иметь возможность приобретать поставляемое по лизингу оборудование по оптимальным рыночным ценам. И лизингополучатель, и лизингодатель заинтересованы в минимизации цены на оборудование. Как правило, лизингодатель имеет больше возможностей для достижения минимальных контрактных цен, чем лизингополучатель;

- не привлекать самостоятельно заемный капитал. Лизинг не отягощает активы предприятия и помогает поддерживать оптимальное соотношение собственного и заемного капитала. Как правило, предмет лизинга числится на балансе лизингодателя;

- получить широкий спектр сопутствующих товару услуг по наладке и обслуживанию приобретаемого оборудования. Потребители избавлены от многих забот, они не вникают в технические детали. Лизинговые компании устраняют дефекты и обслуживают технику, опираясь на материально-техническую базу специализированных предприятий или свою собственную;

- составлять гибкий график уплаты лизинговых платежей, учиты-

вающий сезонность бизнеса лизингополучателя;

- использовать дополнительные налоговые льготы. Лизинговые платежи пользователя оборудования относятся на себестоимость продукции и, соответственно, уменьшают налогооблагаемую базу, величину налога для уплаты в бюджет.

Среди потребителей лизинговых услуг особого внимания заслуживают субъекты малого бизнеса. Собственные средства малых предприятий невелики, а доступ к банковским кредитам зачастую ограничен. Для них лизинг является одним из наиболее доступных источников финансирования. Первичные затраты на приобретение оборудования несет лизинговая компания, которая, в свою очередь, заинтересована в поддержке малых форм предпринимательства. Оборудование для малого бизнеса стоит относительно недорого и является достаточным обеспечением лизинговой сделки. В отличие от лизинга крупных дорогостоящих объектов (самолеты, сложное высокотехнологичное оборудование)особенность объектов лизинга для малого бизнеса позволяет диверсифицировать возникающие риски между большим количеством сделок среднего размера с разными клиентами, снизить вероятность невозврата лизинговых платежей.

В условиях роста российской экономики и высокого уровня изношенности основных фондов в стране формируется огромный инвестиционный спрос для обновления и расширения производства. При этом в мировой практике именно лизинг является одним из важнейших ис-

точников финансирования обновления и расширения основных фондов.

Доля лизинга в объеме инвестиций в основной капитал в странах с развитой экономикой составляет около 20-30%, в нашей стране - менее 15%.

Закрепляя за лизингом определенные льготы, государство стимулирует инвестиционную активность при модернизации средств производства. В этих условиях предполагаемая отмена возможности применения ускоренной амортизации для основных средств, относящихся к 13 амортизационным группам, существенно затормозит развитие лизинга в стране, а значит, рост и обновление экономики.

Ускорение обновления техники и технологий производства при широком использовании лизинга повышает производительность труда, уменьшает ресурсоемкость, капиталоемкость, увеличивает качество производимой продукции, ускоряет оборачиваемость капитала, что ведет к повышению эффективности национальной экономики.

Существенно ускорить развитие рынка лизинговых услуг возможно только за счет устранения нестыковок и недоработок в законодательстве. Классические преимущества лизинга (ускоренная амортизация, автоматическое использование предмета лизинга в качестве залога), а также нехватка «длинных» денег у банков уже привели к тому, что лизинг фактически заменил собой среднесрочное и долгосрочное банковское кредитование при возникновении необходимости приобретения основных средств.

Наибольшими препятствиями для дальнейшего широкого развития инструмента лизингового финанси-

рования являются недоработки в законодательстве, что выражается в несогласованности Закона о лизинге с другими нормативными актами. Необходимо четко:

- определить в законодательстве порядок (и последовательность) регистрации прав на недвижимость и соответствующих договоров лизинга недвижимости;

- создать систему государственной регистрации прав на воздушные суда для подтверждения прав собственности лизингодателей;

- ввести в налоговое и бухгалтерское законодательство нормы, регулирующие смену балансодержателя

в течение срока действия договора лизинга;

- четко определить в нормативной базе понятия выкупной стоимости имущества.

Государство путем регулирования условий лизингового финансирования (предоставления ему различных преимуществ в виде налоговых льгот и возможности ускоренной амортизации) должно использовать лизинг как мощный стимул для технического перевооружения производства, структурной перестройки экономики, расширения производственных мощностей, насыщения рынка высококачественными товарами.

Международный лизинг в 90-е годы мог стать рациональной альтернативой кредитам от зарубежных стран, банков и фондов. Отечественные производители получили бы реальные машины, станки, оборудование, технологии, что позволило бы значительно быстрее и эффективнее осуществить структурные преобразования национальной экономики.

Это избавило бы страну от бремени внешнего долга как важнейшего фактора снижения уровня экономической национальной безопасности.

Игнорирование возможностей международного лизинга нанесло существенный урон становлению российской экономики.

Отсутствие заинтересованной экономической политики в отношении лизинга в целом и международного лизинга в частности может и в будущем отрицательно сказаться на развитии российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.