Научная статья на тему 'Цифровая экономика и ее влияние на качественные и количественные показатели потребления'

Цифровая экономика и ее влияние на качественные и количественные показатели потребления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
829
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
DIGITAL ECONOMY / DIGITAL TECHNOLOGIES / INFORMATION SOCIETY / CONSUMPTION / CONSUMER BEHAVIOR MODEL / DIGITALIZATION INDICATORS / CONSUMPTION TRANSFORMATION / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПОТРЕБЛЕНИЕ / МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ЦИФРОВИЗАЦИИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егина Наталья Алексеевна, Земскова Елена Сергеевна

Развитие, распространение и проникновение цифровых технологий во все сферы жизни общества, как и любой не полностью изученный процесс, является для одних субъектов экономики источником новых возможностей, а для других порождает вызовы и угрозы. В данной статье рассмотрены некоторые методики оценки уровня цифровизации экономики, а также предпринята попытка на основе применения стандартных методологических подходов системного, функционального, междисциплинарного, методов корреляционно-регрессионного анализа дать оценку влияния процессов цифровизации на характер, структуру и объемы конечного потребления домашних хозяйств. Показано, что цифровизация экономики оказывает влияние на качественные характеристики потребления, а формирование модели экономического поведения потребителя требует применения не только традиционных подходов к построению функции потребления, но и предпосылок поведенческой экономики. Таким образом, исследование потребления в цифровой экономике на основе подробной системы количественных и качественных индикаторов, позволит своевременно реагировать на возникающие вызовы и нейтрализовывать потенциальные угрозы последующему развитию государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ECONOMY AND ITS INFLUENCE ON QUALITATIVE AND QUANTITATIVE INDICATORS OF CONSUMPTION

The development, dissemination and penetration of digital technologies in all spheres of society, like any process that has not been fully studied, is for some economic entities a source of new opportunities, and for others it creates challenges and threats. This article discusses some methodologies for assessing the level of digitalization of the economy, as well as an attempt, based on the application of standard methodological approaches systemic, functional, multidisciplinary, methods of correlation and regression analysis, to assess the impact of digitalization on the nature, structure and volume of final consumption of households. It is shown that the digitalization of the economy affects the qualitative characteristics of consumption, and the formation of a model of consumer economic behavior requires the use of not only traditional approaches to building the consumption function, but also the prerequisites of a behavioral economy. Thus, a study of consumption in the digital economy based on a detailed system of quantitative and qualitative indicators will allow timely response to emerging challenges and neutralize potential threats to the subsequent development of the state.

Текст научной работы на тему «Цифровая экономика и ее влияние на качественные и количественные показатели потребления»

УДК 330.16

Егина Наталья Алексеевна

кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической экономики и экономической безопасности ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск Земскова Елена Сергеевна кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической экономики и экономической безопасности ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ПОТРЕБЛЕНИЯ*

Аннотация: Развитие, распространение и проникновение цифровых технологий во все сферы жизни общества, как и любой не полностью изученный процесс, является для одних субъектов экономики источником новых возможностей, а для других - порождает вызовы и угрозы. В данной статье рассмотрены некоторые методики оценки уровня цифровизации экономики, а также предпринята попытка на основе применения стандартных методологических подходов - системного, функционального, междисциплинарного, методов корреляционно-регрессионного анализа дать оценку влияния процессов цифровизации на характер, структуру и объемы конечного потребления домашних хозяйств. Показано, что цифровизация экономики оказывает влияние на качественные характеристики потребления, а формирование модели экономического поведения потребителя требует применения не только традиционных подходов к построению функции потребления, но и предпосылок поведенческой экономики. Таким образом, исследование потребления в цифровой

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00142а «Моделирование эконмического поведения потребителя в условиях цифровой трансформации».

экономике на основе подробной системы количественных и качественных индикаторов, позволит своевременно реагировать на возникающие вызовы и нейтрализовывать потенциальные угрозы последующему развитию государства.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые технологии, информационное общество, потребление, модель поведения потребителя, показатели цифровизации, трансформация потребления

Yegina Natalia A., candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics, Ogarev Mordovia State University, Saransk

Zemskova Elena S., candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics, Ogarev Mordovia State University, Saransk

DIGITAL ECONOMY AND ITS INFLUENCE ON QUALITATIVE AND QUANTITATIVE INDICATORS OF CONSUMPTION

Abstract: The development, dissemination and penetration of digital technologies in all spheres of society, like any process that has not been fully studied, is for some economic entities a source of new opportunities, and for others it creates challenges and threats. This article discusses some methodologies for assessing the level of digitalization of the economy, as well as an attempt, based on the application of standard methodological approaches -systemic, functional, multidisciplinary, methods of correlation and regression analysis, to assess the impact of digitalization on the nature, structure and volume of final consumption of households. It is shown that the digitalization of the economy affects the qualitative characteristics of consumption, and the formation of a model of consumer economic behavior requires the use of not only traditional approaches to building the consumption function, but also the prerequisites of a behavioral economy. Thus, a study of consumption in the digital economy based on a detailed system of quantitative and qualitative indicators will allow timely response to emerging challenges and neutralize potential threats to the subsequent development of the state.

Keywords: digital economy, digital technologies, information society, consumption, consumer behavior model, digitalization indicators, consumption transformation

Важнейшей чертой цифрового общества является изменчивость, а характеристикой эффективных экономических систем, будь то фирма, регион или государство, - адаптивность. Способность приспосабливаться к перманентным изменениям и реагировать на вызовы как никогда определяют конкурентоспособность того или иного экономического субъекта. Цифровизация экономики является не просто трендом, характерным для всех пользователей, включенных в глобальную паутину, а фактором, определяющим будущее место страны в системе экономических отношений. Принятие 09.05.2017 г. Стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 гг. и утверждение 24.12.2018 г. паспорта национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» создают предпосылки для институционального закрепления явлений, порождаемых цифровизацией экономики [5].

Традиционно потребление является важнейшей сферой жизнедеятельности современного общества, обеспечивая всестороннее развитие человека, его потенциала, формирует систему потребностей и способов их удовлетворения. Потребители выступают ключевыми субъектами экономики, поскольку более половины ВВП стран формируется за счет потребительских расходов домашних хозяйств, колебания которых приводят к экономическим подъемам или спадам. С другой стороны, объемы сбережений, имея непосредственную связь с потреблением, определяют устойчивые уровни капиталовооруженности, а следовательно являются параметрами экономического роста и благосостояния общества в целом.

На микроуровне выбор модели экономического поведения определяют благосостояние субъекта и его семьи в будущем, на макроуровне -совокупность решений потребителей об объемах, структуре и характере

потребления и сбережения приводит к мультипликативному эффекту, определяющему темпы роста экономики, уровень занятости и др.

В начале XXI в. мы смело можем говорить о трансформации модели поведения потребителя, обусловленной феноменом современного этапа развития общества - тотальной цифровизацией. Цифровая революция привела к глубоким структурным изменениям воспроизводственного процесса, в том числе и потребления [1]. Кроме того, в последнее десятилетие особый акцент в экономической науке делается не на измерении производства и повышении его эффективности, а на оценке благосостоянии, доходов и потребления (Доклад Дж. Стиглица, ООН, 2009).

Сегодня Россия переживает сложный этап своего социально -экономического развития - выбор национальной модели экономики, адекватной закономерностям глобальной цифровой трансформации и ориентированной на увеличение благосостояния граждан. И именно динамика потребления, степень удовлетворения потребностей выступают индикаторами эффективности реализации такой модели, задают стимулы и ограничения для инновационного развития, повышения конкурентоспособности страны в условиях глобальной гиперконкуренции.

На наш взгляд, трансформация потребления - это есть объективный процесс глубоких структурных изменений, приводящий к преобразованию субъектов и объектов потребления, расширению потребительского выбора и изменению моделей потребления под влиянием исторически обусловленных факторов [3].

Проанализируем трансформацию потребления домашних хозяйств под влиянием нового процесса в экономике - цифровизации. Оказывает ли она столь мощное воздействие на потребление как и классические факторы?

Стоит отметить, что в настоящее время отсутствует единая методика оценки развития цифровой экономики в той или иной стране и ее влияния на отдельные сферы жизнедеятельности общества. В 2017 г. Всемирный банк выступил с инициативой разработать методику оценки развития

цифровой экономики (синтетический показатель) в той или иной стране (Digital Economy Country Assessment, DECA).

Одной из наиболее репрезентативных и комплексных методик оценки цифровизации общества является Методика оценки уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации [4]. К значимым индикаторам уровня развития цифровой экономики отнесены:

- внутренние затраты на исследования и разработки по приоритетному направлению «Информационно-телекоммуникационные системы» в процентах к общему объему внутренних затрат на исследования и разработки;

- публикации российских авторов в области ИКТ в изданиях, индексируемых в базе данных Web of Science;

- валовая добавленная стоимость сектора ИКТ в процентах к ВВП;

- абоненты фиксированного / беспроводного широкополосного доступа к интернету в расчете на 100 человек населения, ед.;

- удельный вес домашних хозяйств, имеющих доступ к интернету, в общем числе домашних хозяйств, проценты;

- удельный вес населения, когда-либо использовавшего интернет / использующего интернет практический каждый день, в общей численности населения в возрасте 15-74 лет, проценты;

- удельный вес населения, использующего интернет для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в численности населения в возрасте 15-72 лет, получавшего за последние 12 месяцев государственные и муниципальные услуги, проценты;

- удельный вес населения, использующего интернет для заказа товаров, услуг за последние 12 месяцев, в общей численности населения в возрасте 15-74 лет, проценты;

- удельный вес организаций предпринимательского сектора, использующих широкополосный интернет, в общем их числе, проценты;

- удельный вес организаций социальной сферы, использующих широкополосный интернет, в общем их числе, проценты [2].

Таблица 1 - Показатели развития цифровой экономики _в Российской Федерации в 2013-2017 гг._

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Доля расходов на ИКТ в бюджете РФ 9,31 8,42 7,68 7,62 8,89

Использование информационных и коммуникационных технологий в организациях, в % от общего числа обследованных организаций:

- Персональные компьютеры 94,0 93,8 92,3 92,4 92,1

- Серверы 19,7 26,6 47,7 50,8 50,6

- Локальные вычислительные сети 73,4 67,2 63,5 62,3 61,1

- Глобальные информационные сети 88,7 89,8 89,0 89,6 89,7

Использование сети Интернет в организациях, в % от общего числа обследованных организаций 88,1 89,0 88,1 88,7 88,9

- из них широкополосный доступ 79,4 81,2 79,5 81,8 83,2

Число персональных компьютеров на 100 работников, шт. 44 47 49 49 50

- в том числе с доступом к сети Интернет 26 29 31 32 33

Использование электронного документооборота в организациях, в % от общего числа обследованных организаций

- Системы электронного документооборота 61,7 58,9 62,7 66,1 66,1

- Электронный обмен данными между своими и внешними информационными системами, по форматам обмена 25,7 52,7 59,6 62,4 63,1

Доля работников организаций сектора ИКТ в общем числе занятых в экономике, % 2,1 2,1 2,0 2,0 1,7

Использование персональных компьютеров и сети Интернет в домашних хозяйствах, в % от числа домохозяйств

- Персональный компьютер 71,4 71,0 72,5 74,3 74,4

- Доступ к сети Интернет 65,1 69,9 72,1 74,8 76,3

Число активных абонентов фиксированного и мобильного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 человек населения, ед.

- Число активных абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет 16,5 17,0 18,3 18,6 21,0

- Число активных абонентов мобильного широкополосного доступа к сети Интернет 52,6 64,5 68,1 71,1 79,9

Удельный вес населения, использующего Интернет для заказа товаров, услуг, в общей численности населения в возрасте 15-74 лет, % 15,3 17,8 19,6 23 29,1

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Удельный вес населения, использующего Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в численности населения в возрасте 15-72 лет, получавшего государственные и муниципальные услуги, % 30,8 35,2 39,6 51 64,3

Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики

Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что у России есть фундамент для формирования цифровой экономики: так в нашей стране один из самых высоких показателей проникновения мобильных технологий, скорость подключения к Интернету в два раза выше среднемировой, более 79 % российских семей имеют широкополостный доступ в Интернет и др. Отсутствуют принципиальные институциональные барьеры для цифровизации, государство создает законодательную и инвестиционную базу для ускорения этого процесса.

Таблица 2 - Динамика показателей социально-экономического развития России за 2010-2017 гг.

Показатели Год

2010* 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Среднедушевые

денежные доходы, в месяц руб. 18958,3 20780,0 23221,1 25928,2 27767 30467 30747 31422

Расходы на

конечное

потребление домашних 26002,9 29939,5 34492,4 38465,2 41954,8 43242,3 45317,1 48135,7

хозяйств, млрд руб.

Численность

населения, млн. 142,9 142,9 143,0 143,3 143,7 146,3 146,5 146,8

чел.

ВВП, млрд руб. 46308,5 60282,5 68163,9 73133,9 79058,5 83094,3 86014,2 92101,3

Доля цифрового сектора в ВВП, % 5,1 1,6 5,5 6,8 3,2 0,5 -4,4 3,3

Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики, Института экономики роста, * - данные за 2010 г. рассчитаны автором

Обратимся в своем исследовании к проблеме влияния процесса

цифровизации на характер и структуру потребления домашних хозяйств. К сожалению, данная методика не позволяет дать количественную оценку стоимостного изменения потребления.

Выделим цифровизацию в качестве переменной и определим степень ее влияния на конечное потребление национальных домашних хозяйств в сравнении с классическими факторами, оказывающими наибольшее воздействие на потребление (доходы населения, ВВП).

Для анализа воспользуемся количественным показателем «Доля цифрового сектора в ВВП, в %», который учитывает развитие сектора ИКТ и СМИ и контента, именно он позволяет в динамике показать изменения в цифровом секторе экономики России на основе объективных данных официальной статистики.

100000

80000

60000

40000

20000

-20000

у = 1,9168х - 170,99 R2 = 0,9823

/

у = 0,6101х + 2705,6 R2 = 0,9793

у = -0,0002х + 10,335 R2 = 0,189

0 10000 20000 30000 40000 50000 60000

♦ Среднедушевые денежные доходы, в месяц руб.

Доля цифрового сектора в ВВП, %

▲ ВВП, млрд руб.

0

Рисунок 1. - Результаты корелляционно-регрессионного анализа влияния цифровизации на конечное потребление домашних хозяйств РФ

Результаты корреляционно-регрессионного анализа, проведенного на основе данных табл. 2 позволяют сделать вывод о том, что на стоимостные объемы конечного потребления домашних хозяйств Российской Федерации цифровизация существенного влияния за исследуемый период не оказала (рис. 1) - это свидетельствует о том, что среднедушевые денежные доходы населения

и ВВП традиционно остаются ключевыми переменными в функции потребления.

На наш взгляд, для более глубокого анализа следует выделить качественные показатели трансформации потребления под влиянием цифровизации (рис. 2).

Дистанционное обучение населения с использованием интернета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поиск населением работы с помощью Интернета

Скачивание населением программного обеспечения из Интернета

Игра в видео- или компьютерные игры/ игры для мобильных телефонов или их скачивание населением Телефонные звонки или видео-разговоры населения через Интернет

Осуществление населением финансовых операций через Интернет

Участие населения в социальных сетях

Просмотр ТВ, скачивание видео населением

Чтение или скачивание онлайновых газет, журналов или электронных книг населением

Заказ населением товаров (услуг) через Интернет

Поиск населением информации о товарах (услугах) через Интернет

Использование мобильных телефонов населением для выхода в Интернет

Использование интернета населением Наличие доступа к Интернету в домашних хозяйствах

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Россия - 2017 г. ■ Страны ЕС - 2017 г. или ближайшие годы Источник: составлено автором по данным Института экономики роста

Рисунок 2 - Проникновение цифровых технологий в жизнь населения, % [1]

По данным рис. 2 можно отметить следующие изменения в поведении потребителя под влиянием цифровых технологий:

- изменение структуры потребляемых благ (интеллектуализация товаров, их наукоемкость, рост доли услуг и их высокая информационная насыщенность);

- изменение ценности (стоимости) благ (увеличивается значимость символической, образной и информационной ценности);

- расширение потребительского спроса на разнообразные услуги,

появление новых видов сетевых, интеллектуальных, информационных, цифровых услуг, адекватных современному уровню развития цифровой экономики;

- использование цифровых технологий в целях интенсификации потребления (электронная торговля, реклама);

- изменение потребительского выбора, механизма принятия решений потребителем (многоальтернативность, открытость, доступность информации, низкие трансакционные издержки);

- появление новых форм занятости и досуга, как следствие появления новых цифровых возможностей создания дохода;

- увеличение значимости сетевого взаимодействия и его влияния на характер и модель потребления (клубное потребление, совместное потребление).

Таким образом, согласно классическим подходам к исследованию поведения потребителя (неоклассический, кейнсианский, институциональный, монетарный и др.) основными факторами, оказывающими наиболее мощное воздействие на потребление, являются: доходы (гипотеза текущего, перманентного и ожидаемого дохода), потребительское богатство, ставка процента. Кроме того на потребление оказывают влияние и косвенные факторы: налоги и трансферты, инфляция, безработица, ожидания потребителей [6].

В современных условиях, когда информация становится важнейшим фактором производства, а цифровые технологии в корне меняют экономическую деятельность, нельзя элиминировать влияние цифровизации на все фазы воспроизводственного процесса, его характер и структуру. В первую очередь это касается потребления, происходит трансформация всей системы отношений потребления.

При моделировании поведения потребителя в эпоху цифровой экономики и построении его функции потребления, традиционные макроэкономические модели, в основе которых лежат классические переменные (доход, богатство,

сбережение) должны быть дополнены качественными показателями, учитывающими иррациональность поведения потребителя под влиянием экзогенных факторов, обусловленных влиянием эффектов цифровой трансформации.

Библиографический список

1. Егина Н.А. Трансформация модели поведения потребителя в условиях цифровой экономики // Финансы и кредит. 2019. № 9. С. 1971-1986.

2. Индикаторы цифровой экономики: 2018 : статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Г. Л. Волкова, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : НИУ ВШЭ, 2018. - 268 с.

3. Кадомцева С. В., Манахова И. В. Современная парадигма социально-экономического развития. Часть III: Гуманизация воспроизводства // Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75). С. 26-30.

4. Методика оценки уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации, от 20.04.2016г. Одобрена советом по региональной информатизации Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/fíles/metodika-otsenki-urovnya-razvitiya-informatsionnogo-obschestva-v-subektah-rf-proekt.pdf (дата обращения: 01.12.2019).

5. О Стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 гг. [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 208. - Доступ из справ.-прав. системы «Консультант Плюс».

6. Yegina N. A., Zemskova E. S., Gorin V. A., Stepanova D. I. Applying consumer behavior theory in the context of the digital transformation of the economy// International journal of supply chain management. 2019. Vol. 8. No. 3. Pp. 341-347.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.