Научная статья на тему 'Трансформация потребления в современном обществе'

Трансформация потребления в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
714
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
CONSUMPTION / DIGITAL ECONOMY / INDICATORS OF DIGITAL ECONOMY / SHARING ECONOMY / ECONOMY OF JOINT CONSUMPTION / CONSUMPTION IN DIGITAL ECONOMY / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНДИКАТОРЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / ШЕРИНГОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИКА СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ / ПОТРЕБЛЕНИЕ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горина В. В.

В статье рассматриваются теоретические аспекты трансформации потребления под влиянием взаимосвязанных процессов информатизации, компьютеризации и глобализации. Рассмотрены этапы развития сети «Интернет» и влияние данного развития на изменение потребления населения. В связи с постоянно изменяющимся характером цифровой экономики предложена система индикаторов отражающая способы и возможности потребления благ в современном обществе. Рассмотрены подходы к определению шеренговой экономики, ее достоинства и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF CONSUMPTION IN MODERN SOCIETY

The article discusses the theoretical aspects of the transformation of consumption under the influence of interrelated processes of Informatization, computerization and globalization. The stages of development of the Internet network and the impact of this development on the change in consumption of the population are considered. In connection with the constantly changing nature of the digital economy, a system of indicators reflecting the ways and possibilities of consumption of goods in modern society is proposed. The approaches to the definition of rank economy, its advantages and disadvantages are considered.

Текст научной работы на тему «Трансформация потребления в современном обществе»

УДК 330.59

Горина В. В., студент,

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты трансформации потребления под влиянием взаимосвязанных процессов информатизации, компьютеризации и глобализации. Рассмотрены этапы развития сети «Интернет» и влияние данного развития на изменение потребления населения. В связи с постоянно изменяющимся характером цифровой экономики предложена система индикаторов отражающая способы и возможности потребления благ в современном обществе. Рассмотрены подходы к определению шеренговой экономики, ее достоинства и недостатки.

Ключевые слова: потребление, цифровая экономика, индикаторы цифровой экономики, шеринговая экономика, экономика совместного потребления, потребление в цифровой экономике.

Gorina V. V., student, National Research Mordovia State University, Saransk

TRANSFORMATION OF CONSUMPTION IN MODERN SOCIETY

Abstract. The article discusses the theoretical aspects of the transformation of consumption under the influence of interrelated processes of Informatization, computerization and globalization. The stages of development of the Internet network and the impact of this development on the change in consumption of the population are considered. In connection with the constantly changing nature of the digital economy, a system of indicators reflecting the ways and possibilities

of consumption of goods in modern society is proposed. The approaches to the definition of rank economy, its advantages and disadvantages are considered.

Keywords: consumption, digital economy, indicators of digital economy, sharing economy, economy of joint consumption, consumption in digital economy.

Современный этап развития мирового хозяйства, вне зависимости от типа национальный экономики, характеризуется глубинной трансформацией социально-экономических систем, которые происходят под влиянием взаимосвязанных процессов информатизации, компьютеризации и глобализации. Возрастающее влияние этих процессов способствует формированию новой модели общественного развития и коренной перестройке всего спектра воспроизводственных отношений.

Основной закономерностью современного социально -экономического развития является информатизация экономики, которая характеризуется высокой скоростью распространения значительных объемов информации, намного больше превышающих скорость передвижения людей и товаров.

Данный этап характеризуется следующим рядом тенденций [5]:

- происходит трансформация производства и потребления;

- расширяются границы и охваты отношений обмена;

- наблюдается усиление взаимозависимости;

- усложняются взаимосвязи;

- интенсификация экономического развития;

- изменения несут глобальный характер;

- воспроизводство социально-устойчивого общества;

- осуществляется формирование открытой национальной экономики;

- значительно сжимаются и концентрируются время и пространство.

Особенность и движущей силой формирования информационной

экономики является производство и потребление информационного продукта. Информационный продукт воплощает в себе современные

информационно-рыночные отношения и является особым благом, которое не исчезает, но имеет склонность к устареванию.

В Докладе об информационной экономике 2007/2008 ООН представлена новая парадигма использования технологий в целях развития. В нем указывается, что экономическое воздействие информационно -коммуникационных технологий на различные сектора является таким же значимым, как и непосредственный вклад в ВВП в качестве производственного сектора. Так же, важнейшим внешним эффектом является новая модель организации производства и потребления, в следствии чего происходит ресурсосбережение, ускорение и улучшение связей между экономическими субъектами. В данном Докладе так же указывается, что быстрые темпы развития инновационной деятельности в информационном секторе снижают затраты на доступ к информационными технологиям, что приводит к демократизации использования информационных ресурсов в рамках программ сокращения масштабов бедности. Важным является и то, что информационно-коммуникационные технологии порождают новые модели обмена знаниями и коллективного генерирования идей и новшеств.

Как уже отмечалось ранее, развитие информационной экономики приводит к трансформации потребления домашних хозяйств и модифицирует их потребительское поведение. Развитие сети «Интернет» меняет образ жизни населения, дает доступ к большому выбору цифровых товаров и услуг, сокращает издержки, предоставляет более полную информацию за более низкие цены и т.д. Рассмотрим этапы развития Интернета и его влияние на изменение потребления.

Этап Характеристика

Первый этап Вызвала экспоненциальный рост числа его потребителей. Это отражает такие тенденции в потреблении как: рост потребительского спроса ^-продукцию и услуги за счет снижения стоимости услуг связи; структурные сдвиги в потребительских расходах в пользу цифровых товаров и услуг и создание новых моделей потребления; увеличение доли информационного имущества в потребительском богатстве, что отражает рост уровня информатизации домохозяйств.

Второй этап Характеризуется стиранием границ между материальным и нематериальным. Возникают новые способы потребления в сетевой экономике - онлайн (в Сети в режиме реального времени) и офлайн (вне Сети, но с помощью информационных технологий). Потребление банковских и социальных услуг переходит в формат онлайн-обслуживания. Появляются электронные платежные системы, интернет-банкинг, население переходит на дистанционное образование и услуги онлайн-здравоохранения. Так же происходит трансформация рынка государственных услуг, где создаются электронные системы государственного управления, основанные на межсетевом взаимодействии между государством как поставщиком услуг и населением как их потребителем. На потребительском рынке отмечается появление телемагазинов, виртуальных супермаркетов, развитие электронной коммерции как вида торговли с использованием интернет-технологий, онлайновой рекламы и электронного маркетинга.

Третий этап Продолжается и в настоящее время. Она характеризуется усложнением объектов потребления и придает им новые интеллектуальные функции. Наделение предметов потребления позволяет потребителям получать более полную информацию об окружающей среде, товарах, услугах, ценах, скидках, принимать решения на основе большей информированности.

Трансформация социальных процессов и смена экономической парадигмы привело к появлению новой категории - «экономика совместного потребления». В данной категории кардинально изменилось представление о цели экономической сделки на предоставлении доступа к благу, а не на передаче собственности и не на владении активами.

Термин sharing economy (разделяющая экономика) впервые был использован профессором Лоренсом Лессигом в Гарвардской школе права в 2008 г., в настоящее время данная концепция затрагивает практически все аспекты потребления (одежда, питание, автомобили, помещения, путешествия и т.д.).

Под влиянием развития и проникновением информационно-коммуникационных технологий и сети «Интернет» во все сферы жизнедеятельности кардинально изменяется привычная для общества структура потребления. Потребитель отказывается от владения собственностью (что чаще всего связанно с нежеланием нести связанные с владением имуществом издержки) в пользу удовлетворения своих потребностей с помощью «временных» благ, при этом значительно сокращая свои затраты.

Быстрые темпы развития и изменения информационных технологий характеризуют цифровую экономику как постоянно изменяющуюся, что в свою очередь влечет за собой трансформацию конечного потребления. В связи с этим, является необходимым проведение анализа не только структуры конечного потребления, но и способов и возможностей, которые для этого используются.

Таблица 2 - Индикаторы и пороговые значения цифровой экономики [7]

Индикатор Пороговое значение

Удельный вес домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к интернету, в общем числе домашних хозяйств 72,6 %

Удельный вес населения, использующего интернет для заказа товаров, в общей численности населения в возрасте 15-74 лет (не менее 29,1%); 29,1 %

Удельный вес населения, использующего интернет для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в численности населения в возрасте 15 -72 лет 64,3 %

Цифровые навыки населения, в процентах от общей численности населения в возрасте 15 лет и старше 60%

Указанные в таблице 2 индикаторы обуславливают не то из чего состоит конечное потребление домашних хозяйств, а с помощью каких инструментов идет потребление благ. В современном информационном обществе данный фактор оказывает значительное влияние на сокращение издержек времени, ресурсов как материальных, так и физических (например, большую часть государственных и муниципальных услуг можно получить с помощью любого компьютерного или телефонного устройства).

Развитие шеринга в РФ вносит вклад в решение как минимум половины задач, зафиксированных в Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". При этом совместное потребление не просто улучшает показатели, а трансформирует экономические отношения, причем в самых разных сферах: городская среда (20% составил потенциальный рост индекса качества городской среды за счёт развития шеринга транспортных средств в 2018 г.); экология (снижение сокращения выбросов выхлопных газов за счёт байкшеринга); дороги (15% разгрузка федеральных трасс при повышении проникновения карпулинга); туризм; аренда недвижимости и оборудования и т.д. То есть экономика совместного потребления является инструментом обеспечения экономической безопасности, путем удовлетворения большого числа потребностей домашних хозяйств с минимальными затратами, тем самым повышая качество жизни населения.

На Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2016 году отмечается, что развитие сервисов «экономики участия или экономики совместного доступа» отнесено к одному из ведущих технологических драйверов Четвертой промышленной революции, активное распространение которых связывают с глобальным изменением экономического, социального и культурного ландшафта современного общества.

Закрепленного понятия шеринговой экономики в настоящий момент нет, как и единого перевода данного термина на русский язык. В русскоязычном дискурсе применяются такие термины как: экономика совместного потребления, долевая экономика, разделяемая экономика, экономика по требованию, экономика участия, коллаборативная экономика, экономика обмена и т. д. Значительное многообразие подходов к определению шеренговой экономики не противоречат друг другу, а скорее отражают ее многообразие моделей и форм [4].

Чаще шеринговая экономика рассматривается в качестве экономики совместного потребления, как альтернатива владения частной собственностью. В данном контексте преимущественно выделяют две модели потребления: модель, базирующаяся на получении доступа к некому ресурсу (the accessed-based consumption) и модель собственно совместного потребления (the collaborative consumption) [6].

Первый подход хакрактерезуется на глобальной тенденции перехода от модели продажи некого товара или услуги к модели продажи функции по их использованию. То есть, таким способом обеспечивается доступ к товарам или услугам которые не владеют технологическими платформами. Данный подход является наиболее распестрённым в мировой практике (Uber, AirBnb, Amazon и др.), так как является не только достаточно выгодным в коммерческом плане, но и удобным в использовании. Посредниками между собственником ресурса и потребителем являются технологические платформы, которые извлекают прибыль за счет предоставления удобного софта. Отличительной чертой данного подхода является то, что в отличие от модели совместного потребления, здесь не происходит передачи прав собственности, а потребители лишь получают доступ к временному использованию объекта. Данная бизнес-модель полностью меняет сложившуюся практику потребления товаров и услуг, а так де конкурентную ситуацию на ряде рынков.

Упор на объединение людей в сообщества, которые координируют приобретение и распределение некого ресурса за плату или другие компенсации, а не на наличие технологических инструментов, делается во втором подходе. Отличительной чертой данной модели является то, что здесь совместное потребление характеризуется через разнообразные виды обмена, аренды и продажи товаров или услуг не только за плату, но и другие формы компенсаций. Так же, здесь подразумевается, что объединенные в сообщество члены не только получают пользу от

совместного владения определенным ресурсом, но также несут ответственность за его использование и сохранение.

Суть традиционного потребления меняется и за счет развития экономики совместного участия, где акцент делается не просто на совместном потреблении или организации доступа к какому-либо ресурсу, а на совместном производстве товара или услуги.

Еще один распространённый подход к определению шеренговой экономики связан с характеристикой субъектов экономического взаимодействия, между которыми проходят разные способы обмена. Данный тип заключается во взаимодействии от пользователя к пользователю (реег-^-реег), то есть часть активно развивающихся сервисов представляют собой тематические доски объявлений, где люди обмениваются отдельными товарами и услугами.

На современном этапе развития общества можно выделять следующие преимущества шеринговой экономики: затраты связанные с обслуживанием блага сводятся к минимуму; отсутствие налогов; возможность пользоваться благом, не приобретая его; высокая мобильность; экономия ресурсов и снижение нагрузки на окружающую среду; развитие социального взаимодействия и т.д.

Однако, в связи с тем, что данная область экономики находится на фазе своего активного развития, существуют и недостатки к которым можно отнести: отсутствие законодательного регулирования; высокая вероятность получения некачественного товара или услуги; низкий темп развития в регионах; низкий уровень доверия потребителей и т.д.

Таким образом, можно отметить, что трансформация конечного потребления в современном обществе во многом обусловлена развитием информационно-коммуникационных технологий и цифровизацией экономики. Меняется как сама структура конечного потребления, так и способы удовлетворения потребностей. В основном, это является положительной тенденцией, так как значительно сокращаются затраты на

приобретение товаров и услуг и, соответственно, человек может удовлетворить больше своих потребностей.

Библиографический список

1. Глобальное исследование потребительского поведения за 2019 год // [Электронный ресурс]. Официальный сайт URL : https://www.pwc.ru/ru/publications/consumer-insights-survey.html

2. Земскова Е. С. Влияние конечного потребления населения на структуру национальной экономики / Е. С. Земскова // Актуальные вопросы экономических наук. - 2009. - № 8-1. - С. 29-33.

3. Земскова Е. С. Конечное потребление как предпосылка экономического роста в трансформационной экономике : дис. канд. экон. наук. / Е. С. Земскова / Морд. гос. университет, Москва. - 2005. - С. 192.

4. Ленчук Е. Б. Формирование цифровой экономики в России: проблемы, риски, перспективы / Е. Б. Ленчук, Г. А. Власкин // Вестник Института экономики РАН. - 2018. - № 5. - С. 9-21.

5. Манахова И. В. Трансформация потребления в информационной экономике : дис. докт. экон. наук. / И. В. Манахова // Моск. гос. университет им. М. В. Ломоносова, Москва. - 2014. - С. 401.

6. Маркеева А. В. Экономика участия (sharing economy): проблемы и перспективы развития / А. В. Маркеева // Инновации. - 2017. - № 8. -С. 73-80.

7. Методика оценки уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации // [Электронный ресурс]. URL : https ://digital. gov.ru/ru/documents/4949/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.