Научная статья на тему 'Церковные библиотеки в Мордовском крае во второй половине XIX в'

Церковные библиотеки в Мордовском крае во второй половине XIX в Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
74
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Церковные библиотеки в Мордовском крае во второй половине XIX в»

Единое информационное пространство финно-угорского мира как стратегический приоритет XXI в.: опыт библиотечно-информационных учреждений

Если определять финно-угорский мир как уникальную среду межнационального, межэтнического и межконфессионального взаимодействия народов, то основное место в процессе его формирования занимает единое информационное пространство как площадка диалогических контактов. Огромную роль в создании подобного пространства и поддержании его целостности традиционно играют библиотеки и информационные центры финно-угорских регионов. В последние годы их деятельность значительно модернизируется, что обусловливает необходимость учета и распространения позитивного опыта.

И. А. Кубанцева,

кандидат исторических наук, доцент

Церковные библиотеки в Мордовском крае во второй половине XIX в.

В 1835 г. Синод обратил внимание местных священнослужителей на организацию церковно-приходских библиотек. В Симбирской епархии таких библиотек насчитывалось около 600, в Пензенской — 500, в Тамбовской — 4001. Открытие таких учреждений при церковно-приходских школах виделось духовному ведомству рациональным. Церковноприходские библиотеки играли связующую роль между учебными заведениями и учащимися. В их обязанности входило осуществление руководства чтением пользователей. Их фонды располагали артефактными изданиями. Для библиотек церковно-приходских школ приобретались книги по сельскому хозяйству, полезные издания для крестьян, а также литература, воспитывающая уважительное отношение к старшему поколению. Особое место отводилось деятельности библиотек среди раскольников. По отношению к такой категории читателей преследовались миссионерские цели.

Обязательным элементом конфессионального устройства были храмовые библиотеки. Коллекцию печатных книг имела соборная церковь во имя Нерукотворного образа Господня в Инсаре. В ней хранились два Евангелия непрестольные, Евангелисты медные, устав малой, Минея общая, Евангелие

112

Круглый стол

толковое воскресное, два Пролога полугодовые, две Триоди постные, Апостол, Псалтырь, четыре Трефолоя, два требника, Канонник, Служебник, Часослов, Часовник новый прикладной, Ермолой знаменной2. В XIX в. крупные собрания книг и рукописных документов хранили стены другой соборной церкви г. Инсара — Казанской Богородицы3. По всем соборам рассылался список книг, которые следовало приобретать для существующих и вновь открываемых церковных библиотек. Он состоял из 38 названий религиозных изданий в 75 т.

Библиотечная деятельность церкви не прекращалась и во второй половине XIX в. В марте 1861 г. Синод подготовил распоряжение, направленное на улучшение комплектования библиотек своего ведомства. Документ обязывал систематически обновлять фонды церковных библиотек. В обязательном порядке всем приходам рекомендовалось иметь «Догматическое богословие», «Православный катехизис» и др.

В храмовых библиотеках не было крупных книжных собраний, несмотря на принимаемые меры по их обеспечению литературой. Так, в конце XIX — начале ХХ в. в церквях с. Кишалы насчитывалось 78 экз. книг, в Кондровке — 50, в Новочадове — 90, в Токмакове — 51, в Башкирцах — 100, в Куликове — 105, в Виндрее — 100, в Покровских Селищах — 124 и т. д. Фонды городских храмов были больше: в Темниковском Спасо-Преображенском соборе хранились 154 т., в Троицкой церкви — 200. Саранские храмы имели в среднем по 150 экз. книг, а по уезду — от 60 до 70 экз. Ардатовский и Троицкий соборы насчитывали 270 экз.

В дополнение к церковным библиотекам Синод открывал библиотеки при благочинных округах. Такие библиотеки объединяли книжные фонды нескольких приходов. Одной из первых появилась библиотека Саранского благочинного округа при Саранском Спасском соборе. В ее обустройстве принимал активное участие священник А. И. Масловский4.

Церковь обращала внимание на развитие библиотек при церковных училищах. Самое крупное собрание книг имело Краснослободское духовное училище. К началу 1870 г. оно насчитывало 540 т., в том числе 168 периодических изданий духовного и светского содержания. Учебное заведение имело две библиотеки — фундаментальную и учебную. В фундаментальной до 1870 г. хранилось 174 экз. книг. К началу нового учебного 1875/76 года ее фонды увеличились до 735 экз.5

Таким образом, организация церковных библиотек в Мордовском крае требовалась духовному ведомству, особенно для того, чтобы жители отдельных населенных пунктов имели возможность читать книги. Их документальный массив включал издания, составлявшие круг чтения православного читателя.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Бахмустов С.Б. Из истории духовной культуры Мордовского края: краеведческий очерк. Саранск, 2006. С. 27.

2 См.: Временник Императорского Московского общества истории и древностей российских. М., 1852. Кн. 14. С. 10.

3 См.: Памятная книжка Пензенской губернии 1911—1912 гг. / сост. В.П. Попов. Пенза, 1911. С. 120.

4 См.: Добронравов И. К вопросу о благочиннических библиотеках // Пензенские епархиальные ведомости. 1902. № 22. С. 889—894.

5 См.: Кузнецов П., Лашко В. И.Н. Ульянов и просвещение мордовского народа. Саранск, 1970. С. 113.

В. М. Резонова,

кандидат культурологии, доцент

Основные направления деятельности библиотек по сохранению национально-культурной идентичности региона

Россия исконно является мультикультурным государством, в котором нормой сосуществования населяющих ее многочисленных народов стало взаимодействие различных культур, языков, национальных обычаев и традиций. Кроме коренного и русского населения, в национальных регионах проживает множество других этнических групп россиян. Их обслуживают все библиотеки на общих основаниях. По мере необходимости библиотеки (центральные и муниципальные) организуют специальные культурно-просветительские и информационные акции совместно с национально-культурными центрами диаспор, землячествами, администрацией.

Накопленный российскими библиотеками за последнее десятилетие опыт свидетельствует о том, что значительно активизировалось их обслуживание населения (независимо от типа и статуса библиотеки). Следует отметить, что начало работы по библиотечному обслуживанию мультикультурных сообществ относится к советскому периоду в библиотековедении. Многие из них (особенно центральные библиотеки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.