Научная статья на тему '«Культурные гнезда» финно-угорского мира в зеркале дистанционных образовательных технологий'

«Культурные гнезда» финно-угорского мира в зеркале дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Культурные гнезда» финно-угорского мира в зеркале дистанционных образовательных технологий»

о послереволюционной обстановке в регионе, новых указах, митингах, культурных мероприятиях.

Указанные издания выпускались до 1918 г. В этом же году постановлением Саранского исполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов частные типографии Н. А. Сыромятникова и Г. И. Кожевникова были объединены в одну.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Голиченко Г.Н. Издания первых типографий г. Саранска. 1898— 1918. Саранск, 1999. 32 с.

2 См.: Грызулин В.М., Пинясов Г.И. Радуги «Красного Октября». Саранск, 1998. 116 с.

Ю. А. Елисеева,

доктор философских наук, профессор

«Культурные гнезда» финно-угорского мира в зеркале дистанционных образовательных технологий1

В современном социогуманитарном дискурсе, актуализирующем проблематику топохронных «мостов» между культурными ценностями, особое место занимает реконструкция «культурных гнезд». Будучи одновременно генераторами, трансляторами и аккумуляторами «жизнесмыслов» творцов культуры, они требуют не только глубоких междисциплинарных теоретико-практических исследований, но и яркой презентации в информационном пространстве, в том числе в его образовательном сегменте.

С этих позиций стоит обратить внимание на возможности дистанционных образовательных технологий, открывающих широкие перспективы для интеграции исследовательских усилий без территориальных ограничений. В их русле базовой интерактивной формой обучения и общения выступает вебинар — семинар в электронной среде, организованный с помощью интернет-технологий. Основой вебинара является онлайн-конференция, позволяющая общаться в режиме реального времени в форме видеочата для совместной и синхронизированной работы удаленных друг от друга пользователей. Преимущество вебинара как инновационной формы взаимодействия заключается в сокращении расходов на стажировки, командировки, аренду помещений и оборудования, что становится возможным благодаря дис-

танционному характеру связи. Интерфейс современного ве-бинара (слайдовые презентации, видео в режиме реального времени, VoIP, веб-туры, электронная доска для комментариев, текстовый чат, голосования и опросы, совместное использование приложений, возможность записи и др.) дает практически неограниченные возможности для полноценного информационного обмена.

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет как один из крупнейших финно-угро-ведческих центров имеет опыт использования дистанционных образовательных технологий в контексте реализации приоритетного направления развития (ПНР-2) «Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения». Так, в 2012 г. запущена дополнительная образовательная программа «Финно-угорская культура в современном мире», разработанная сотрудниками Института национальной культуры (кафедра библиотечно-информационных ресурсов, кафедра культурологии, этнокультуры и театрального искусства) и Института дополнительного образования.

Программа представляет собой всесторонне продуманный, детально проработанный дидактический продукт, комплексно раскрывающий феноменологию, методологию исследования и информационное обеспечение финно-угорской культуры. В программу включены три раздела: «Культурные феномены и ценности финно-угорского мира: традиции и инновации», «Проблемы финно-угорской культуры в современном мире: наука, образование, искусство», «Информационно-аналитические технологии в области финно-угорской культуры». В первых двух разделах представлен значительный по объему и глубине материал о «культурных гнездах» Мордовии, в третьем — наиболее эффективные методики информационно-аналитической работы, позволяющие собирать, обрабатывать, искать, хранить и использовать информацию о «культурных гнездах» в процессе научно-исследовательской и образовательной деятельности.

Принципиально важно, что в рамках рассматриваемой программы слушатели приняли участие в наполнении портала информационно-ресурсного центра (ИРЦ) «Наследие финно-угорских народов» (http://portal.do.mrsu.ru), что послужило стимулом для генерации собственных информационных ресурсов в рассматриваемой области. ИРЦ

создан при университете в 2010 г. Он представляет собой информационно-справочный комплекс технических средств обучения и информационно-аналитического обеспечения научно-исследовательской работы вуза по ПНР-2, предназначенный для сохранения, распространения и популяризации финно-угорских культур в современном информационном пространстве. ИРЦ обеспечивает доступность профильных полнотекстовых баз данных, коллекций научных журналов, учебно-методических комплексов, а также интерактивных сервисов. Слушатели программы получили детальное представление о структуре ИРЦ (подсистемах хранения информационных ресурсов и доступа к информационным ресурсам), а также о базовых автоматизируемых процессах: подготовке и публикации информационных ресурсов, их поиске и фильтрации, классификации.

Позитивный опыт реализации дополнительной образовательной программы «Финно-угорская культура в современном мире» способствовал разработке аналогичной программы «Единое информационное пространство финно-угорских университетов», которая будет апробирована в конце 2013 г. В первом разделе «Информационно-ресурсная база развития финно-угорских университетов» планируется осветить следующие вопросы: инфосфера финно-угорского мира как социокультурный феномен, ее функции; методология изучения инфосферы финно-угорского мира: потенциал системного подхода и метода моделирования; структура инфосферы как системы: генеративная, транзитная, терминальная подсистемы, связи между ними; университет как генератор, транслятор и аккумулятор социокультурной информации; информационные потоки и массивы в деятельности современного университета: видовая классификация и т. п.

Таким образом, понятие «культурного гнезда» расширяется: в таком качестве рассматриваются и университеты финно-угорского мира. Полагаем, что очерченный аспект исследовательской активности имеет большое теоретико-практическое значение для социогуманитарного моделирования «культурных гнезд».

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 11-03-00040а.

Единое информационное пространство финно-угорского мира как стратегический приоритет XXI в.: опыт библиотечно-информационных учреждений

Если определять финно-угорский мир как уникальную среду межнационального, межэтнического и межконфессионального взаимодействия народов, то основное место в процессе его формирования занимает единое информационное пространство как площадка диалогических контактов. Огромную роль в создании подобного пространства и поддержании его целостности традиционно играют библиотеки и информационные центры финно-угорских регионов. В последние годы их деятельность значительно модернизируется, что обусловливает необходимость учета и распространения позитивного опыта.

И. А. Кубанцева,

кандидат исторических наук, доцент

Церковные библиотеки в Мордовском крае во второй половине XIX в.

В 1835 г. Синод обратил внимание местных священнослужителей на организацию церковно-приходских библиотек. В Симбирской епархии таких библиотек насчитывалось около 600, в Пензенской — 500, в Тамбовской — 4001. Открытие таких учреждений при церковно-приходских школах виделось духовному ведомству рациональным. Церковноприходские библиотеки играли связующую роль между учебными заведениями и учащимися. В их обязанности входило осуществление руководства чтением пользователей. Их фонды располагали артефактными изданиями. Для библиотек церковно-приходских школ приобретались книги по сельскому хозяйству, полезные издания для крестьян, а также литература, воспитывающая уважительное отношение к старшему поколению. Особое место отводилось деятельности библиотек среди раскольников. По отношению к такой категории читателей преследовались миссионерские цели.

Обязательным элементом конфессионального устройства были храмовые библиотеки. Коллекцию печатных книг имела соборная церковь во имя Нерукотворного образа Господня в Инсаре. В ней хранились два Евангелия непрестольные, Евангелисты медные, устав малой, Минея общая, Евангелие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.