Научная статья на тему 'Периодические издания типографий г. Саранска как феномен культуры'

Периодические издания типографий г. Саранска как феномен культуры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
69
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Периодические издания типографий г. Саранска как феномен культуры»

через приобщение к чтению. Собственные духовные поиски мемуаристы часто связывают именно с этим увлечением. Темы для размышлений они черпают из книг. Прочитанное и осмысленное формирует «строй» их души, способствует становлению национального характера, свойственного всем носителям русской культуры.

Книжность профессионала сложнее организована, нежели книжность рядового читателя. Читательские впечатления сопровождаются оценкой влияния книги не только на собственную судьбу, но и на судьбу поколения, общества, культуры в целом. Акцентируется и аргументированно рассматривается как положительное влияние книги на человека, так и отрицательное.

Ментальность авторов воспоминаний определяется особенностями как социокультурного мира, к которому они принадлежат (интеллигенция), так и национальной культуры (литературоцентричной и книгоцентричной). В обоих смыслах доминирующей культурной формой является чтение, а книжные ценности сохраняют свое значение и в «компьютерный век».

Г. А. Аверьянов,

соискатель кафедры библиотечно-информационных ресурсов

Периодические издания типографий г. Саранска как феномен культуры

Типографское дело в г. Саранске началось с открытия в 1898 г. двух типографий. Одна принадлежала братьям Ивану Алексеевичу и Николаю Алексеевичу Сыромятнико-вым, другая — Георгию Ивановичу Кожевникову. Получив в 1896 г. разрешение на открытие типографии, братья Сы-ромятниковы приступили к организации предприятия: было построено кирпичное помещение, закуплено оборудование, приобретены расходные материалы. Свою деятельность типография братьев Сыромятниковых начала с ручного станка и скоропечатной машины, но к 1915 г. было закуплено новое оборудование в Германии, и число рабочих значительно выросло. Первые заказы на продукцию поступали из Благотворительного комитета, Саранской городской управы, Пожарного общества. Печатались отчеты, сметы, рекламные афиши, воззвания, газеты. Художественные произведения не издавались. Г. И. Кожевников начал издательскую де-

«Инфосфера финно-угорского мира как социокультурный феномен ...» 107

ятельность с покупки типографии у Е. Д. Сунгуровой. Она состояла из одной скоропечатной машины и тридцати пудов шрифта. В типографии Г. И. Кожевникова печатались газеты и реклама (как правило, это были афиши). Об издании книг и брошюр нам неизвестно1.

Первое периодическое издание Саранска, газета «Мужик», было выпущено в 1906 г. в типографии Г. И. Кожевникова. Его редактором был В. В. Бажанов. С 1906 по 1907 г. вышло 42 номера газеты. Заголовок газеты («Мужик. Народная, политическая и литературная газета») ясно отражает ее содержание и направленность. Газета была достаточно большого формата (порядка 30 см высотой) и освещала жизненные и политические события Саранска, главные новости страны, а также культурные тенденции российского общества. Но после нелицеприятной статьи об одном из саранских уездных исправников власти приняли решение о закрытии газеты, а В. В. Бажанов был отправлен в ссылку. После возвращения из нее он организовал другую газету — «Саранские вести», которая также печаталась в типографии Кожевникова. Это издание просуществовало недолго (вышли в свет всего 14 номеров).

Заслуживают внимания также газеты «Новая жизнь» и «Белый цветок», выпущенные в 1917 г. и сохранившиеся в единичных экземплярах. В «Новой жизни» отчетливо прослеживаются настроения горожан, вызванные Февральской революцией 1917 г. Газета «Белый цветок» привлекала общественное внимание жителей Саранска к туберкулезу. Последним периодическим изданием типографии Кожевникова стала газета «Известия Саранского Совета крестьянских, рабочих и красноармейских депутатов» (вышли два ее номера)2.

Типография братьев Сыромятниковых выпустила свою первую газету «Телеграммы Петроградского телеграфного агентства» в 1914 г. Она освещала военные события Первой мировой войны, а также мирную жизнь центральных городов страны. Статьи о событиях в Саранске не печатались. О жизни города можно было узнать лишь косвенно, изучая местные объявления. После Октябрьской революции 1917 г. типография печатала газеты «Саранские вести» и «Известия Саранского Совета крестьянских, рабочих и красноармейских депутатов» (с третьего номера). Газетные заметки повествуют

о послереволюционной обстановке в регионе, новых указах, митингах, культурных мероприятиях.

Указанные издания выпускались до 1918 г. В этом же году постановлением Саранского исполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов частные типографии Н. А. Сыромятникова и Г. И. Кожевникова были объединены в одну.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Голиченко Г.Н. Издания первых типографий г. Саранска. 1898— 1918. Саранск, 1999. 32 с.

2 См.: Грызулин В.М., Пинясов Г.И. Радуги «Красного Октября». Саранск, 1998. 116 с.

Ю. А. Елисеева,

доктор философских наук, профессор

«Культурные гнезда» финно-угорского мира в зеркале дистанционных образовательных технологий1

В современном социогуманитарном дискурсе, актуализирующем проблематику топохронных «мостов» между культурными ценностями, особое место занимает реконструкция «культурных гнезд». Будучи одновременно генераторами, трансляторами и аккумуляторами «жизнесмыслов» творцов культуры, они требуют не только глубоких междисциплинарных теоретико-практических исследований, но и яркой презентации в информационном пространстве, в том числе в его образовательном сегменте.

С этих позиций стоит обратить внимание на возможности дистанционных образовательных технологий, открывающих широкие перспективы для интеграции исследовательских усилий без территориальных ограничений. В их русле базовой интерактивной формой обучения и общения выступает вебинар — семинар в электронной среде, организованный с помощью интернет-технологий. Основой вебинара является онлайн-конференция, позволяющая общаться в режиме реального времени в форме видеочата для совместной и синхронизированной работы удаленных друг от друга пользователей. Преимущество вебинара как инновационной формы взаимодействия заключается в сокращении расходов на стажировки, командировки, аренду помещений и оборудования, что становится возможным благодаря дис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.