Е. В. Зубова
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МОРДОВСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
Работа представлена отделом истории НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия.
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Н. Г. Юрченкова
Статья посвящена актуальной проблеме исторической науки: выявлению движущих факторов развития региона в контексте его социокультурной динамики. Автор акцентирует внимание на специфике вписывания края в российскую историческую действительность посредством периодической печати.
174
The article focuses on some topical issues relating to the identification of those factors that drove the cultural and social development of the region. Special emphasis is placed on how the periodical press managed to contextualise Mordovia into the historical reality of Russia.
Периодическая печать всегда являлась прямым отражением исторических событий страны, частью ее духовного развития. Кроме того, публицистика - один из важнейших источников изучения родного края, который кроме конкретных данных доносит и уровень интеллекта и нравственности общества той или иной эпохи. В связи с этим представляется особенно актуальным раскрытие проблемы значения печатных органов в процессе формирования социокультурного пространства того или иного региона на определенных этапах его исторического развития.
Мордовский край в начале XX в. представлял собой в территориальном плане довольно разобщенное пространство, кон-ституционирование которого было связано с национально-государственным строительством народов Среднего Поволжья в первые десятилетия советской власти. Будущая Мордовская автономия входила в состав нескольких губерний с различными административными центрами: Пензенскую, Тамбовскую, Нижегородскую и Ульяновскую1 . Однако в результате изменений уже к 30-м гг. XX в. здесь сложилась экономически цельная территория, которой были присущи закономерности как центра, так и периферии с удовлетворительной конфигурацией, на которой мордовское население проживало компактно.
До образования автономии Мордовский край не имел ни одного печатного органа на родном языке. Хотя говорить о полном отсутствии периодической печати не приходится - с декабря 1906 г. в Саранске по инициативе ее будущего главного редактора В. В. Бажанова издается газета «Мужик» на русском языке. К прошению на имя губернатора Пензенской губернии об открытии данного печатного органа Бажанов прикладывает программу своих будущих
публикаций в газете: «Известия о том, что делается в Думе», «Новости из телеграмм», «Важные сообщения из иностранных и русских газет», «Местная и иногородняя хроника», «Статьи по сельскому хозяйству и педагогике», «Рассказы и стихотворения», «Письма в редакцию», «Почтовый ящик», «Объявления». Будущий редактор получает свидетельство, разрешающее издание народной, политической и литературной газеты под заглавием «Мужик» от губернатора, но с предписанием «...по выходе из печати представлять. в узаконенном числе экземпляров впредь до особого распоряжения»2 . Первые номера газеты были изданы в кредит при поддержке одного из совладельцев типографии3. Просуществовала она недолго, всего год. Ее закрытие являлось вполне закономерным, так как Бажанов был арестован и сослан в сибирский край за статью о «диких, изуверских поступках уездного исправника»4. Но именно эта газета положила начало мордовской публицистике. Еще одним пионером в этой области жизни края стало ежедневное издание «Саранские вести» (1912 г.)5, оно также выпускалось при деятельном участии Бажанова, который вернулся из ссылки. В «Саранских вестях» публиковались уездные новости, статьи о тяжелом положении народа, литературные заметки. В свет вышло 14 номеров этой беспартийной газеты.
Истинной причиной подобной хаотичности процесса зарождения периодической печати этого времени было, по нашему мнению, отсутствие единого культурного центра, имевшего достаточный экономический и творческий потенциал для создания целостного духовного пространства, аккумулирования и трансляции ментально-важных культурных ценностей, близких и необходимых людям.
Переломным моментом в развитии публицистики явилось образование Мордовской автономии, объединившее большую часть земель с проживающим на них мордовским этносом. Фактически датой образования Мордовской автономной области считают 10 января 1930 г. - момент подписания декрета правительства. Общество давно готовилось к этому историческому моменту. Доказательством этого были многочисленные письма в редакцию печатного органа на мордовском языке (эрзянском и мокшанском), газеты «Якстере Теште» (1921 г.), которая являлась рупором большевистской партии. Задачей этого издания было объяснение политики советской власти простому населению. Распространялась она среди мордовского населения Нижегородской , Пензенской, Самарской, Саратов -ской губерний, Башкирии, Татарии, Чувашии, Сибири и Дальнего Востока. Неудивительно, что именно в «Якстере Теште» приходили запросы от самого инициативного и образованного мордовского населения о выделении Мордовского края в автономную единицу. Это издание просуществовало вплоть до образования Мордовской автономной области. На страницах «Якстере Теште» публикуются произведения мордовских авторов: Ф. М. Чеснокова, 3. Ф. Дорофеева, Т. И. Данилова, А. П. Рябова и других зачинателей профессиональной мордовской литературы.
Период становления Мордовской автономии как самостоятельной административно-территориальной единицы характеризуется практически полным отсутствием дореволюционной литературы на мордовском языке (за исключением переводной религиозной и попыток создания словарей для учеников-«инородцев» духовных семинарий) и неразработанности норм литературного языка, чем впоследствии целенаправленно стали заниматься литературно-художественные журналы. Это затрудняло прямое контактирование власти (декреты, новости из столицы) с местным населени-
ем, не знающим подчас русского языка. Появление периодики на мордовском языке позволяло включать в пространство диалога мордву, больше владеющую родным, нежели русским, языком. Хотя правительством были организованы избы-читальни для пропагандирована «правильности» политики партии, по той же причине местные жители не имели возможности понять агитаторов. Все это затормаживало развитие не только публицистики, но и литературы в целом. Лишь в 1920 г. в г. Ульяновске создается первая мордовская газета «Чинь Стямо», которая приобретает характерные черты печатного органа, отражающего социокультурную жизнь зарождающейся автономии. Основными темами в ней выступала жизнь мордовского народа, события в стране, возрождавшаяся национальная культура и трудовые подвиги людей. Однако и ее судьба оказалась незавидной - газета просуществовала год.
Образование Мордовской автономии оказало позитивное влияние на развитие публицистики региона, дало определенные положительные результаты: появляются первые попытки наладить собственное национальное издательское дело, в городе и деревне вводится всеобщее обязательное начальное обучение (грамотность мордов -ского народа составляет к 1932 г. 77,7%), в связи с нехваткой букварей ими становятся газетные заголовки (газета «Саранская правда» даже завела специальную рубрику «Уголок неграмотных», где давались уроки), отмечается большой рост творческой интеллигенции (вокруг газет сплотилась большая армия рабкоров и селькоров), переводятся на национальные языки произведения классиков русской литературы, издается первый сборник произведений мордовских литераторов - «Зов полей» под эгидой Всероссийского общества крестьянских писателей (1930 г.). Все эти исторические события оказали огромное влияние на рост культуры региона и развитие национального самосознания мордовского этноса.
Следует отметить, что с момента обра -зования автономии в ее столицу г. Саранск было перенесено издание журналов, выходивших в соседних губерниях и частично отражавших социокультурную ситуацию. К началу 1931 г. на мордовском языке издавалась следующая периодическая литература (табл. 1).
Таблица 1
Периодическая литература, издававшаяся на мордовском языке, 1931 г.
С образованием Мордовского округа вопросы литературы, идеи национального строительства стали отражаться и в местной русскоязычной прессе.
Среди публицистики на русском языке следует выделить саранскую уездную, а затем окружную газету «Завод и пашня», выходившую с 1923 г. и много раз менявшую свое название («Известия Саранского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов», «Саранская правда», «Пролетарская газета», «Трудовая жизнь», «Красное Знамя»). Газета выступала за повышение культуры земледелия, распространяла передовой опыт и агрономические знания среди крестьян. Почти в каждом номере публиковались 10-15 присланных писем из деревни, а также частушки и рифмованные рассказы. В октябре 1930 г. в связи с образованием Мордовской автономии это печатное издание стало называться «Красная Мордовия». В 1939 г. начинает выходить еще одна газета на русском языке «Молодой ленинец» - орган Мордовского областного комитета ВЛКСМ. С 1942 до 1953 г. в ее издании был перерыв. 1 февраля 1953 г. выход молодежной газеты в республике был возобновлен.
К концу 1920-х гг. существующие органы печати Мордовского края не имели возможности обрабатывать и публиковать все присылаемые произведения. Руководящими органами было принято решение об увеличении тиражей национальных газет и издании общественно-политических и литературно-художественных журналов на мок -шанском и эрзянском языках. В 1927 г. в г. Пензе при газете «Од веле» начинает выходить бесплатное литературное, общественно-политическое и сельскохозяйственное приложение «Валда ян» («Светлый путь»), которое через год стало самостоятельным общественно-политическим и литературно-художественным журналом на мокша-мордовском языке (с 1932 г. стал выходить под названием «Колхозонь эряф» - «Колхозная жизнь», позже - журнал «Мокша»). С января 1929 г. в Самаре стал издаваться ежемесячный общественно-политический и литературно-художественный журнал «Сятко» («Искра») для мордвы-эрзи.
С 1931 г. издаются детские журналы: «Якстере тештине» (на эрзянском языке) и «Пионеронь вайгель» (на мокшанском языке). Одним из важнейших итогов появления этих изданий стало освоение мордовскими писателями новых жанров (наряду с очерками и рассказами) - повести и пьесы.
Следует отметить, что авторами литературных жанров становились бывшие рабселькоры. Возможно, это их новое ка-чество и привело к трансформации многих печатных изданий Мордовии. Из общественно-политических они становились литературно-художественными, как, например, «Сятко» и «Колхозонь эряф». Поддерживалась связь сотрудников редакций с общественностью - они старались найти авторов на местах, куда корреспонденты выезжали для культурно-просветительской работы.
Рост мастерства мордовских писателей «...во многом возрастал благодаря созда-
Название печатного органа Тираж, тыс. экз.
«Якстере Теште» 8
«Од веле» 6,5
«Вейсэнь Эрямо» 2
Эрзянь Коммуна» 2
«Сятко» 2
«Валда Ян» 2
нию в августе 1930 г. на базе газеты «Завод и пашня» Мордовского отделения Всероссийского общества писателей»6. Писатели расширяли тематику своих произведений в ходе возникновения новых общественных, политических и культурных явлений. Это послужило толчком к появлению новых форм и жанров в мордовской литературе: поэмы, повести, романа, драмы и комедии, в которых основной тематикой было строительство счастливого будущего и формирование нового советского человека.
Важным фактором изменения социокультурной ситуации в эти годы становится создание в апреле 1932 г. Мордовского объединенного государственного издательства (Мордгиз). Развитие инфраструктурной площадки являлось показателем не только политико-экономической парадигмы того времени, оно отражало исторические реалии - потребность населения в собственном, доступном информационном пространстве нового времени - периодической печати. Поэтому неудивительно, что на стыке интересов общества и власти оказались журналы, деятельность которых выстраивалась в соответствии с уровнем развития политической, экономической, социокультурной жизни молодой автономии. Первыми результатами стали следующие показатели: в 1934 г. «... стали издаваться 5 общественно-политических и литературно-художественных журналов, в том числе 4 журнала на мордовском языке»7.
Несмотря на большое количество репрессированных сотрудников печатных ор-
ганов начиная с 1934 г. (включая главных редакторов журналов и газет), многие журналы и газеты сохранились до сих пор и остаются самыми читаемыми в республике («Мокша», «Сятко», «Якстере Теште»). В тот период произведения популярных авторов Мордовии впервые появлялись в ос -новном на страницах литературно-художественных журналов и приложений к ним (например, на страницах «Якстере Теште» публиковались поэтические произведения П. Кириллова, Я. Григошина). Это была своеобразная кузница будущих профессиональных кадров, из которой выходили новые имена писателей, литераторов, общественных деятелей, ученых, впоследствии по праву вписывавшиеся в культурную элиту Мордовии, в ее историю. Исходя из данных статистики, допустимо сделать вывод и о возрастающей роли газет и журналов у мордовского и русскоязычного населения в период 20-40-х гг. XX в. Так, в 1940 г. в республике было распространено 180 тыс. экземпляров газет и около 30 тыс. экземпляров журналов.
Таким образом, формировавшиеся в общем историческом процессе этнонацио-нальные печатные издания существенно изменили общественно-политическую и культурную жизнь Мордовии первой половины XX в.: задали ориентиры становления мордовской литературы, сохраняя ее самобытность и собственно мордовский язык, развивали новые жанры и выявляли в потоке авторов молодые таланты, творчество которых находило широкий отклик общественности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Васильев Т. В. Мордовия. Саранск, 2007. С. 126.
2 ГАПО. Ф. 5. Оп.1. Д. 7735. Л. 4.
3 Записки о Саранске / Сост. В. А. Юрченков. Саранск, 1991. С. 133.
4 Там же. С. 134.
5 Мордовия: Энциклопедия: В 2 т. Саранск, 2004. Т. 2. С. 291.
6 Очерки истории Мордовской АССР: В 2 т. Т. 2: 1917-1960 гг. Саранск, 1961. С. 298.
7 ЦГА РМ. Ф. 238. Оп.7. Д. 191. Л. 209.