Научная статья на тему 'Сетевая форма реализации интегративных программ повышения квалификации в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева'

Сетевая форма реализации интегративных программ повышения квалификации в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / КУЛЬТУРА / ФИННО-УГРЫ / DISTANT LEARNING / E-LEARNING / ELECTRONIC INFORMATIONAL RESOURCES / NETWORKING / TRAINING / CULTURE / FINNO-UGRIC PEOPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агеева Галина Михайловна

Осмысливается опыт Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева по реализации программы повышения квалификации «Финно-угорская культура в современном мире» в дистанционной форме. Показано участие кафедры библиотечно-информационных ресурсов в разработке информационно-аналитического раздела программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агеева Галина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper interprets the experience of National Research Ogarev Mordovia State University, for the implementation of training programs «Finno-Ugric culture in the modern world» in the form of distance. The participation of the Department of Library and Information Resources in the development of information-analytical section of the program.

Текст научной работы на тему «Сетевая форма реализации интегративных программ повышения квалификации в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева»

УДК 004.77:378.4(470.345)

Г. М. Агеева

Сетевая форма реализации интегративных программ повышения квалификации в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева

Осмысливается опыт Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева по реализации программы повышения квалификации «Финно-угорская культура в современном мире» в дистанционной форме. Показано участие кафедры библиотечноинформационных ресурсов в разработке информационно-аналитического раздела программы.

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное обучение, электронные информационные ресурсы, сетевое взаимодействие, повышение квалификации, культура, финно-угры

Galina M. Ageeva

Network forms of realisation of integrative training program in National Research Ogarev Mordovia State University

The paper interprets the experience of National Research Ogarev Mordovia State University, for the implementation of training programs «Finno-Ugric culture in the modern world» in the form of distance. The participation of the Department of Library and Information Resources in the development of information-analytical section of the program.

Keywords: distant learning, e-learning, electronic informational resources, networking, training, culture, Finno-Ugric peoples

Дистанционное обучение - востребованное и перспективное направление, позволяющее получать образование на расстоянии благодаря применению информационно-коммуникационных технологий и разработанных для обучения электронных ресурсов. Особенно широкое применение оно получило сегодня в высшей школе. Заинтересованная аудитория в разных частях страны и за рубежом получила возможность в режиме онлайн и в записи слушать лекции лучших преподавателей, знакомиться с разработками ведущих ученых. То есть созданы все условия для того, чтобы обучающиеся становились настоящими профессионалами. Неслучайно тематике дистанционного обучения посвящено немало научных дискуссий и публикаций, повсеместно акцентируются достоинства данной формы (живая речь, возможность многократного обращения к созданным материалам), обмен опытом в указанной сфере крайне важен и способен обозначить пути оптимизации деятельности и перспективы ее совершенствования.

Дистанционная форма хороша для проведения профессиональных мероприятий, обмена мнениями в формате семинаров, круглых столов, курсов повышения

164

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Образовательные технологии в подготовке специалистов...

квалификации. Например, на сайте Российской ассоциации электронных библиотек (www. aselibrary. ru) размещены записи интернет-трансляций вебинаров и научно-методических конференций, что позволяет специалистам из российских регионов и зарубежья быть в курсе всех значимых событий, а благодаря анонсам мероприятий планировать участие в них в режиме онлайн.

Эта же форма лежит в основе так популярных сегодня массовых открытых онлайн курсов (МООК), представленных лучшими учебными заведениями на платформах Coursera, Edx, Udacity и других получивших распространение во всем мире. К аналогичным российским проектам относится «Универсариум» - уникальный электронный ресурс, предлагающий бесплатный доступ к ряду образовательных программ.

В последние годы получили распространение сетевые формы организации образовательного процесса, направленные на совместную работу нескольких организаций, коллективное использование имеющихся ресурсов. В ст. 15 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция, действующая с 11 янв. 2015 г.) говорится о сетевой форме реализации образовательных программ. Отмечается, что наряду с организациями, непосредственно осуществляющими образовательную деятельность, к ней также могут быть привлечены научные, медицинские организации, организации культуры и иные, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения1. Подобное взаимодействие стало возможным благодаря активному внедрению информационных технологий. То есть это одновременно и дистанционное обучение, и электронное. Сетевой формат позволяет объединять усилия участников, успешно решать общие задачи.

В Национальном исследовательском Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева в 2012 г. в рамках приоритетного направления развития вуза «Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения» была реализована дополнительная образовательная программа «Финно-угорская культура в современном мире». Работа велась в дистанционном режиме.

Сегодня вузы финно-угорских регионов тесно сотрудничают между собой, реализуют ряд совместных проектов, направленных на подготовку высококвалифицированных кадров, в том числе программы магистратуры, повышения квалификации, заполняя тем самым уникальную нишу в культурно-образовательном пространстве, сохраняя в условиях глобализации этническую идентичность, возрождая и транслируя самобытную культуру финно-угров. В 2007 г. была создана Международная ассоциация финно-угорских университетов (МАФУУ), координирующая это сотрудничество.

Активно взаимодействуют между собой и другие организации финно-угорского мира - общественные («Финляндия-Россия», «Коми войтыр», «Удмурт Кенеш», «Марий ушем» («Союз мари»), Поволжский центр культур финно-угорских народов), образовательные (Открытый финно-угорский университет, Финно-угорский

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

165

Образовательные технологии в подготовке специалистов...

научно-образовательный центр), молодежные (Молодежная ассоциация финноугорских народов (МАФУН), Союз марийской молодежи «У вий», «Nuori Karjala» («Молодая Карелия»), удмуртская молодежная организация «Шунды») и др.

Разработка программы «Финно-угорская культура в современном мире» была инициирована Центром развития дистанционного образования Мордовского госуниверситета. На сайте Центра размещена вся необходимая информация. Обучение велось с использованием программных инструментов MOODLE и OpenMeetings.

В виртуальной обучающей среде MOODLE размещен обширный лекционный и практический материал, специально разработанный для данной программы повышения квалификации, записи вебинаров, тесты для оценки знаний учащихся. Все материалы защищены авторским правом и не подлежат распространению за рамками курса. Вход в систему MOODLE для слушателей, преподавателей по логину и паролю. Небольшая часть контента (несколько лекций) представлена для ознакомления в открытом доступе. В системе предусмотрена обратная связь слушателей с преподавателями (чат, форум), присутствует методическое сопровождение процесса обучения (инструкции по работе с приложениями, требования к оборудованию).

Сервис OpenMeetings обеспечил проведение занятий в режиме видеоконференций, что позволило вести живой диалог, обмениваться опытом.

Особенность данной программы в ее интегративном характере. Культура финно-угорских народов представлена во всем многообразии составляющих: феномены и ценности финно-угорского мира, мифологические воззрения финно-угров, традиционное и современное искусство, этнофутуризм и этносимволизм, инфосфера финно-угорского мира и др. Большое внимание уделено осмыслению наследия выдающихся представителей финно-угорской культуры. На примере Республики Мордовия освещены инновации в научно-образовательной сфере.

Типологическая структура и формат учебных материалов также разнообразны: видеолекции, презентации, аудиозаписи, тексты в формате Word и PDF (учебные пособия, ГОСТы, анкеты, задания для самостоятельной работы), видеофрагменты (спектакли, фильмы, этнические мультфильмы).

В состав слушателей вошли научно-педагогические работники, сотрудники учреждений культуры и искусства Российской Федерации и зарубежных стран, библиотечные специалисты Республики Мордовия.

Программа рассчитана на 72 часа, срок обучения 3 месяца. В ней три раздела:

1. Культурные феномены и ценности финно-угорского мира: традиции и инновации;

2. Проблемы финно-угорской культуры в современном мире: наука, образование, искусство;

3. Информационно-аналитические технологии в области финно-угорской культуры.

166 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Образовательные технологии в подготовке специалистов...

Третий раздел посвящен информационной составляющей культуры финноугорских народов. Он в значительной степени носит навигационный характер, хотя упор сделан на ключевые библиотечно-информационные знания. Теоретическое и практическое наполнение раздела осуществлено кафедрой библиотечно-информационных ресурсов Мордовского госуниверситета. Он содержит следующие подразделы:

- Инфосфера финно-угорского мира как социокультурный феномен: контент, структура, функции. Общая информационная технология.

- Документальные системы финно-угорского мира: технологии формирования и использования.

- Аналитико-синтетическая переработка информации в области финно-угорской культуры.

- Финно-угорская культура в условиях глобализации: электронный формат.

В методическом смысле такой подход чрезвычайно интересен, так как актуализирует базовые библиотечно-информационные дисциплины и технологии, позволяет на практических примерах показать их значимость, работоспособность, перспективность в современном информационном мире, предоставляет возможность знакомства широкой аудитории с достижениями библиотечно-информационной отрасли, наиболее важными проектами, нестандартными подходами к решению проблемных ситуаций.

Причем широта аудитории (не только работники библиотек, но и сотрудники учреждений культуры и искусств) заставляет преподносить материал, акцентируя то, что будет в той или иной мере полезно всем. Обращаясь к ресурсам, вызывающим у них профессиональный интерес, участники программы последовательно овладевают методами и способами хранения и переработки информации в области финно-угорской культуры.

Практические задания, с одной стороны, направлены на закрепление полученных слушателями теоретических знаний, касающихся материальной и духовной культуры, ценностей финно-угорских народов, с другой - способствуют развитию информационной грамотности и пользовательских навыков аудитории. Например, работа с базами данных НТЦ «Информрегистр» позволяет не только выявить количественный и жанровый состав электронных изданий финно-угорской проблематики, зарегистрированных в этой организации в последние годы, оценить степень представленности отдельных финно-угорских народов и культур в электронном документопотоке, но и усовершенствовать навыки работы с базами данных, ориентации в информационном пространстве. Анализируя содержательное наполнение, структуру, особенности интерфейса электронных коллекций финно-угорской направленности, слушатели уясняют для себя общие принципы систематизации контента цифровых библиотек, их достоинства, недостатки, значение, соотносят реальные и потенциальные возможности использования современных информа-

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

167

Образовательные технологии в подготовке специалистов...

ционных хранилищ. Все это является безусловно важным для популяризации информационной деятельности и библиотечной профессии.

Отдельно взятой кафедре в одиночку реализовать столь масштабный проект было бы слишком сложно, отсылка к общекультурной составляющей позволила в значительной мере расширить тематические границы программы, увеличить число участников, привлечь культурологов, искусствоведов к осмыслению феноменов финно-угорского мира.

Данный пилотный проект не подразумевал оплаты за обучение, поэтому вызвал большой интерес у представителей сферы культуры России и зарубежья. Благодаря электронному формату курсов число слушателей не планировалось ограничивать. Повысить свою квалификацию, овладеть технологиями научного исследования, информационного поиска смогли все желающие, что особенно важно для культурно-образовательных учреждений, зачастую не располагающих средствами на переподготовку своих сотрудников.

Относительно невысокая ежедневная загруженность слушателей, возможность повысить квалификацию с минимальным отрывом от основной работы, удобство организации учебного процесса, предложенные для самостоятельного освоения интересные и разнообразные материалы, доступные по логину и паролю в любое время суток, в том числе и после окончания обучения, - все эти факторы добавили курсам популярности. Отзывы участников свидетельствуют о целесообразности дальнейшей реализации программы и разработки других содержательно близких курсов.

Такие интегративные программы, реализованные посредством дистанционных технологий, способствуют развитию сетевого взаимодействия учреждений образования, науки, культуры России и зарубежных стран, направлены на формирование профессиональных компетенций их сотрудников, позволяют углубить междисциплинарную интеграцию.

Примечания

1 Об образовании в Российской Федерации: федер. закон: принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г. // Консультант Плюс: некоммерч. интернетверсия. URL: http: // consultant. ru (дата обращения: 01.03.2015).

168

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.