БИБЛИОСФЕРА, 2017, № 4, с. 89-95 / BIBLIOSPHERE, 2017, no. 4, pp. 89-95
Библиотековедение
УДК 026.072:271.22(470.319)(091)
ББК 78.33+86.372.24-3
DOI 10.20913/181 5-3186-2017-4-89-95
СОСТАВ ФОНДА ПРИХОДСКОЙ БИБЛИОТЕКИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ТЕМАТИКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЧТЕНИЙ ДЛЯ НАРОДА В ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ (1887-1890)
© Н. А. Степанова, 2017
Орловский государственный институт культуры, Орел, Россия; e-mail: ni-stepano@yandex.ru
На основании ранее не публиковавшихся архивных документов анализируются тематика духовно-нравственных чтений в Орловской губернии в конце XIX в. и особенности их организации. Автор делает предположение о том, что для проведения чтений использовались издания из фондов приходских библиотек, что позволяет воссоздать состав фонда библиотеки прихода.
Ключевые слова: история библиотечного дела, православные библиотеки, состав библиотечного фонда, духовно-нравственные чтения, просветительская деятельность Русской Церкви, Орловская губерния
Для цитирования: Степанова Н. А. Состав фонда приходской библиотеки как отражение тематики духовно-нравственных чтений для народа в Орловской губернии (1887-1890) // Библиосфера. 2017. № 4. С. 89-95. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-4-89-95.
The parish library collection composition reflecting subjects of spiritually-moral people readings in Orel province (1887-1890) N. A. Stepanova
Orel State Institute of Culture, Orel, Russia; e-mail: ni-stepano@yandex.ru
The Russian Church parish libraries of the late XIX century were centers of population spiritual education through carrying on moral-spiritual people readings. It requires that the libraries obtained well-stocked collections. The article describes a set of documents to regulate the collection composition: St. Synod decrees, School Board orders, parochial schools' rules.
Based on previously unpublished archival documents the paper examines spiritual-moral reading subjects in Orel province in the late XIX century and their organization features, in particular, lecturers, events place and time, reading programs. The author assumes that editions of the parish library collections have been used to prepare readings, and reconstructs the parish library stocks composition. It includes a thematic, linguistic and geographical range, species and typological aspects, chronological depth and the reader's purpose. The revealed facts make it possible to fill gaps in the church librarianship history.
Keywords: librarianship history, Orthodox library, library collection composition, spiritual-moral reading, Russian Church educational activities, Orel province
Citation: Stepanova N. A. The parish library collection composition reflecting subjects of spiritually-moral people readings in Orel province (1887-1890) // Bibliosphere. 2017. № 4. P. 89-95. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-4-89-95.
Россия всегда была и остается полиэтническим и многоконфессиональным государством, тем не менее православная религия стала доминирующим фактором, повлиявшим на процесс формирования русского менталитета и уникальности культурно-исторического облика нашей страны. Одним из институтов Русской Церкви, внесших большой вклад в развитие духовности и нравственности народа, стали православные библиотеки, а точнее эффективное использование их фондов. В рамках статьи мы исследуем тематику духовно-нравственных чтений для народа, которые были одной из популярных форм просветительской деятельности библиотек духовного ведомства, с целью воссоздания состава фонда приходской библиотеки.
При Александре III деятельность православных библиотек приобретает новые черты и направления.
Это было связано с конфессиональной политикой обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева, направленной на активизацию работы миссионеров, увеличение числа церковных периодических изданий и тиражей духовной литературы, создание церковных братств, устройства библиотек, организации церковной благотворительности, проведение церковных бесед и торжеств. По его инициативе увеличилось число церковно-приходских школ, находящихся в ведении Св. Синода, расширилось количество приходов, возросла численность духовенства и, как следствие, появлялось больше библиотек, а просветительские мероприятия охватывали все больше людей [4].
В конце XIX - начале ХХ в. Русская Церковь оказалась в кризисном состоянии, что было обусловлено экономическим неравенством, политическим
положением, социальными связями и правовыми отношениями в государстве. Церковная деятельность также нуждалась в реформировании: возникла необходимость в преодолении разобщенности в среде духовенства, появившейся вследствие внутрицерков-ного размежевания и старообрядческого раскола.
В начале XIX в. Св. Синод предписал при всех церквах иметь библиотеки, и к 1868 г. насчитывалось 10 780 приходских библиотек, в 1891 г. - 20 610, к концу XIX в. - 26 683 православные библиотеки при церковно-приходских школах, в 1914 г. - 31 828 приходских библиотек. По отчету 1910 г. число библиотек составляло 31 653 (6 епархиальных, 10 257 при церквах, 1399 благочиннических). Общее количество библиотек духовного ведомства за 1868-1914 гг. увеличилось почти в три раза [6]. Выявленный рост числа храмов, школ и количества православного населения свидетельствует о повышении внимания государства к Ведомству православного исповедания, а также об увеличении потребности населения не только в духовно-нравственном, но и культурном просвещении.
Функционирование библиотек определялось целями и задачами Русской Церкви в области не только духовно-просветительской, но и культурно-просветительской, что находило свое выражение в стремлении осуществлять духовную и культурную миссии. Однако их деятельность корректировалась государством, нередко объединяла прямые и косвенные направления, например распространение православного вероучения с пропагандой самодержавной парадигмы. При недовольстве действиями власти снижался интерес к библиотечным просветительским мероприятиям.
Разные виды библиотек выполняли различные функции. Так, приходские, благочиннические, епархиальные библиотеки способствовали сохранению и трансляции культурных форм деятельности среди населения. Монастырские, приходские и учебные -сыграли огромную роль в сохранении духовного наследия российского общества.
Особое значение придавалось устройству школьных библиотек, основными функциями которых были просветительская и культовая. Это было связано с увеличением числа церковных школ для народа. Впоследствии их вытеснили государственные и земские школы, так как их фонды были лучше обеспечены книгами.
Библиотеки начальных образовательных учреждений духовного ведомства создавались в соответствии с целями образовательной политики государства, а также развития православной нравственности и гражданственности, но при этом оказывали образовательное воздействие на читателей-учащихся и выполняли культурно-воспитательную функцию. Отличительной особенностью библиотек при цер-ковно-приходских школах была доступность и бесплатность пользования книгами для учащихся и крестьян. Однако проблемы комплектования, связанные с распространением и доставкой книг в школьные библиотеки, отсутствием специального финансирования со стороны прихода, вели к снижению эффективности их культурно-просветительской деятельности.
Состав фондов библиотек Ведомства православного исповедания характеризовался наличием не только богослужебной и духовно-нравственной литературы, но и исторических, языковедческих, философских, педагогических, психологических, естественнонаучных и справочных изданий. Так, 38,2% фонда фундаментальной библиотеки Орловской духовной семинарии, 68,4% ученической библиотеки семинарии, 14,1% библиотеки Орловского Петропавловского братства - составляла литература нерелигиозного содержания [4].
Согласно циркулярному указу Св. Синода от 1867 г. церковным библиотекам был рекомендован для комплектования список духовных книг митр. Филарета Московского, который определял «ядро» фонда:
Отделение 1.
1. Библия.
2. Новый Завет.
3. Писания св. Василия Великого.
4. Беседы св. Иоанна Златоуста.
5. Беседы св. Ефрема Сирина.
6. Поучения св. Кирилла Иерусалимского.
7. Православный катехизис.
8. Писания св. Тихона Воронежского.
9. Беседы к старообрядцам.
Отделение 2.
10. Послания св. Игнатия Богоносца.
11. Писания св. Григория Назианзина.
12. Слова Макария.
13. Писания аввы Дорофея.
14. Богословие св. Иоанна Дамаскина.
15. Толкование Евангелия Феофилакта Болгарского.
16. Жития святых.
17. Пролог.
18. Писания св. Димитрия Ростовского.
19. История Церкви митрополита Григория.
20. О должностях приходских пресвитеров.
21. История Церкви.
22. Книга правил св. Апостол.
23. О служении и чиноположении Православной Греко-Российской Церкви.
Отделение 3.
24. Беседы Иннокентия Камчатского.
25. Новая скрижаль.
26. Богослужебные каноны на греческом языке с славянским и русским переводом.
27. История Русской Церкви митр. Филарета Черниговского.
28. Жизнеописания святых Русской Церкви А. Н. Муравьева.
Также циркуляр предписывал раздать вышеуказанные книги по всем приходским библиотекам, так как «учреждение церковной библиотеки относится и к пользе прихожан, потому что из Отеческих книг могут быть читаемы поучения в церкви, и некоторые книги, например, житие Святых, прихожане могут читать или слушать чтение оных в домах членов причта в праздничные дни» [2].
В 80-90-е гг. XIX в. в результате активной политики обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева начинает складываться и развиваться система приходских библиотек, целью деятельности которых
было удовлетворение религиозных и образовательных потребностей прихожан и учащихся церковноприходских школ.
Правила о церковно-приходских школах (1884 г.) предписывали перечень необходимых предметов для преподавания: «1) Закон Божий, а именно: а) изучение молитв, б) священная история и объяснение богослужения, в) краткий катехизис; 2) церковное пение;
3) чтение церковной и гражданской печати и письмо;
4) начальные арифметические сведения; 5) начальные сведения из истории церкви и отечества» [2].
Соответственно, рекомендовалось учебный процесс «производить по руководствам, учебным пособиям и вообще книгам, указанным Св. Синодом. При названных школах, по мере средств, составляются учительские и ученические библиотеки» [2].
Фонды приходских библиотек комплектовались в соответствии с указаниями Училищного совета Св. Синода, который был образован в 1885 г. В Совет поступала литература для рецензирования, на основании этого выносилось решение о рекомендации книг для приходских библиотек. Решение Совета, после одобрения обер-прокурора Св. Синода, фиксировалось в журналах (протоколах) заседаний в подобной форме: «Рекомендовать означенную книгу для употребления в ...».
Рекомендованные книги помещались в официальных печатных органах Синода: «Церковном Вестнике» (с 1888 г. «Церковные ведомости»), «Народном образовании» (ред. П. П. Мироносицкий). Отдельного, самостоятельно изданного каталога или списка Училищный совет не публиковал, кроме вышедшего в 1892 г. «Указателя книг для детского и народного чтения с обозначением одобренных из них Святейшим Синодом, Министерством народного просвещения, детскими журналами и частными специально для рассмотрения народных и детских книг составлявшимися комиссиями» [8].
Согласно отношению обер-прокурора Св. Синода от 28 января 1869 г. духовные консистории были обязаны ежегодно предоставлять в канцелярию Синода сведения о церковных библиотеках. По циркулярному указу Синода от 21 декабря 1892 г. предписано архиереям «наблюдать за учреждением миссий, открытием публичных чтений с инакомыслящими, учреждением противораскольнических библиотек». По Указу Синода от 28 марта 1886 г. вменялось в обязанность духовенству «по окончании вечернего богослужения вести беседы о предметах веры и нравственности с использованием назидательных поучений и житий святых». В 1890 г. «ввиду духовных нужд и на основе законоположений учредить на каждом приходе вероучительные собеседования: о вере, догматах, церкви, таинствах и обрядах, нравственности по воскресным и праздничным дням» [2]. По указу Синода от 10 мая 1869 г. архиереям предоставлено «право по согласованию с гражданскими властями разрешать духовенству и преподавателям семинарий и училищ публичные чтения о предметах духовного просвещения» [7].
Анализ статистических данных по всем епархиям с 1883 по 1893 г. показал увеличение числа церков-
ных школ с 5517 до 29 945, то есть более чем в 5 раз. В Орловской епархии за этот период число школ увеличилось в 50 раз, с 10 до 554 школ. Аналогичные показатели характерны для Смоленской, Воронежской, Полтавской и Курской епархий [4].
За 10 лет (с 1883 по 1893 г.) число учащихся в целом по епархиям Российской империи увеличилось в 7 раз. В Орловской епархии количество учеников церковных школ возросло почти в 45 раз (453 чел. -в 1883 г. и 20 349 чел. - в 1893 г.), в то время как в Могилёвской епархии - только в 2 раза, в Волынской - в 3 раза [3].
Основные сведения о наличии библиотек и количестве книг находятся в годовых отчетах епархии по церковно-приходским школам. Библиотеки при школах можно разделить на два типа: учебные и для внеклассного чтения (библиотеки-читальни). Учебные библиотеки функционировали при всех школах, а библиотеки-читальни были открыты с 1893 г. В каждой из них насчитывалось от 30 до 170 экз. книг, в некоторых случаях - до 1 тыс. экз., выписывались также журналы духовного содержания [4].
Так, в 1890 г. в отчетах отмечалось, что библиотеки при школах состоят в основном из учебников и учебных пособий (по 35 учебников на одну библиотеку). В некоторых школах есть библиотеки для внеклассного чтения, например в школе Елецкой Богородице-Рождественской церкви насчитывается 483 экз. книг [6].
Несмотря на то, что главной целью школьных библиотек было воспитание христианина на разных возрастных этапах и, соответственно, приоритетное место в фонде занимала религиозная литература, тем не менее перечень включал художественную литературу, издания исторической и географической тематики, книги по вопросам практического ведения сельского хозяйства [6].
В Орловской губернии комплектованием библиотек при церковно-приходских школах занимались церковные власти во главе с правящим архиереем. Например, епископ Орловский и Севский Никанор (Каменский) заботился о бесплатном получении книг школьными библиотеками. Занимался он широкой благотворительностью из личных средств [3].
Остановимся более подробно на вопросах организации чтений в Орловской губернии.
Религиозно-нравственные чтения для прихожан проводились в период с октября по апрель по вечерам (18:00-21:00 ч.) в храмах, помещениях цер-ковно-приходских школ или библиотеках-читальнях с 1880-х гг. по программе, разработанной епископом Орловским и Севским Мисаилом, и состояли из четырех разделов:
• Отдел догматических чтений, в том числе о значении православия в деле сохранения культурных традиций.
• Отдел библейских и церковно-исторических чтений.
• Обряды, рассматриваемые с точки зрения сохранения национальных традиций и обычаев.
• Толковательные чтения, объясняющие и соотносящие достижения науки и религиозные догматы [5].
Тематика внебогослужебных чтений закреплялась за определенным временем:
• в воскресные дни - объяснение Евангельского чтения и соответствующее поучение;
• в великие праздники - историческое сказание о празднике и размышления по теме;
• в дни празднования памяти святых - использование их жития как примера для подражания в искоренении пороков и творении благочестивых дел;
• в прочие дни - события приходского и городского значения [5].
Лекторами выступали представители духовенства, учителя, причт, попечители школ, землевладельцы, врачи. Число посетителей колебалось в среднем от 30 до 50 чел., в отдельных местах - от 100 до 900 чел. Всего проводилось от 1 до 30 чтений в течение года. В качестве иллюстрации чтения сопровождались показом «туманных картин» и участием церковных хоров [5].
Схема чтений, осуществляемых в церковно-при-ходских школах, выглядела следующим образом:
1. Начало чтений возвещалось пением молитвы «Царю Небесный» и тропаря праздника.
2. Далее было объяснение дневного Евангелия.
3. Пение догматика.
4. Исторические чтения по книге свящ. Михайловского «29 исторических чтений».
5. Беседа нравоучительного характера или чтение «Троицких листков» [5].
В фондах Государственного архива Орловской области сохранились рапорты священников о проведении внебогослужебных собеседований в период с 1887 по 1890 г. Этим и обусловлен выбор хронологических рамок статьи.
Так, в рапорте священника Мценской церкви Иоанна Дивногорского за период с октября 1890 г. по апрель 1891 г. указаны следующие темы чтений:
1. Взгляд на жизнь человеческую с христианской и нехристианской точек зрения. О Боге Творце и Про-мыслителе.
2. Сотворение мира и человека. Жизнь первых людей в раю. Грехопадение. Следствие греха, наказание за него. Обетование о Спасителе.
3. О свойствах Божиих. О троичности лиц Божиих. Молитвы ко Пресвятей Троице. О воплощении Сына Божия.
4. Приготовление людей к принятию Спасителя. Рождество Богородицы. Введение. Благовещение. Песнь Богородицы.
5. Рождество Христово. Обрезание. Поклонение волхвов. Молитвы Иисусу Христу.
6. Сретение во храме. Иоанн Предтеча. Таинство покаяния.
7. Крещение. Таинство крещения. Искушение от диавола в пустыни. О посте.
8. Об апостолах. Брак в Канне. Таинство брака. Чудо насыщения 5 тысяч человек пятью хлебами. Молитвы перед и после обеда.
9. Нагорная проповедь. Преображение Господне.
10. Дарование молитвы. Объяснение молитвы Господней.
11. Тайная вечеря. Таинство причащения.
12. Вход во Иерусалим. Изображение Страшного суда.
13. Страдания, смерть и погребение Иисуса Христа.
14. Погребение усопших. Надлежащее приготовление христианина к смерти.
15. Воскресение Иисуса Христа. Вознесение.
16. Сошествие Святаго Духа на апостолов. Таинство миропомазания и священства. Молитва.
17. О церкви. Молитвы за живых и умерших. Таинство елеосвящения.
18. Успение Божией Матери. Молитвы на сон грядущим и утренние.
19. Воздвижение Креста Господня. Молитва «Спаси Господи». Крестное знамение.
20. Литургия оглашенных.
21. Литургия верных.
22. 7 членов Символа веры.
23. 5 членов Символа веры.
24. О вере, надежде и любви.
25. О добродетелях и пороках, вообще о нравственности христианской.
26. Первые 4 заповеди Закона Божия.
27. 6 заповедей.
28. О почитании святых и иконопочитании.
29. О храме Божием. Посещение святых храмов.
30. О христианском благоразумии.
31. Жития святых, обряды, назидательные статьи (раскрывая постепенно, концентрическими кругами)1.
Программа внебогослужебных собеседований священника Мценского собора Николая Раевского:
1. О необходимости молитвы.
2. О влиянии молитвы.
3. О детской молитве против страха.
4. Молитва - оружие против страстей.
5. О влиянии молитвы во время напастей.
6. О влиянии молитвы при делах.
7. О влиянии молитвы на состояние человека.
8. О значении храма.
9. О необходимости хождения в храм для молитвы.
10. Краткое объяснение богослужения.
11. Объяснение праздников.
12. Как проводить праздники.
13. Как вести себя инославному и христианину. О пьянстве. О срамословии. О посте. О покаянии2.
Священник Крестовоздвиженской церкви Никита Лебедев представил благочинному конспекты 183 чтений в период с 16.08.1887 г. по 11.11.1890 г. (выписка из богослужебного журнала Крестовоздвиженской церкви) (табл. 1, 2)3.
При сопоставлении рекомендованных списков книг и тематики чтений наблюдается практически полное совпадение тем чтений и документов, входящих в состав фонда приходской библиотеки. Опираясь
1 Программа внебогослужебных церковных собеседований в Мценской градской Успенской церкви // ГАОО. Ф. 453. Оп. 1. Д. 88. Л. 22-22 об. Рукопись.
2 Программа внебогослужебных собеседований священника Мценского собора Николая Раевского // ГАОО. Ф. 453. О. 1. Д. 88. Л. 5-5 об. Рукопись.
3 Соборная Мценская церковь - программа бесед и поучений // ГАОО. Ф. 453. О. 1. Д. 88. Л. 18-18 об. Рукопись.
Т а б л и ц а 1
Вечерние чтения
T a b l e 1
Evening readings
на вышеизложенные фактические материалы, целесообразным видится воссоздать состав фонда, включающий в себя следующие структурные элементы:
1. Тематический диапазон библиотечного фонда:
• Священное Писание;
• толкования на Св. Писание;
• догматическое и нравственное богословие;
• литургика (объяснение богослужения);
• таинства Церкви;
• история Церкви;
• история религий;
• церковный календарь;
• жития святых;
• сектоведение (суеверия);
• исторические труды;
• культурологические издания;
• религиозная художественная литература (в печатных каталогах православных библиотек художественная литература чаще всего входит в состав сборников).
2. Видовой аспект комплектования библиотеки: печатные и визуальные («туманные картины»4) документы.
3. Типологический аспект фонда: научные (богословские), научно-популярные, учебные и справочные издания, художественная литература.
4. Языковой диапазон комплектования включал документы на церковнославянском и русском языках, иногда на греческом и латинском.
5. Географический диапазон библиотечного фонда чаще всего был выражен житиями святых, прославленных в Орловской губернии.
6. Хронологическая глубина фонда определялась временем хранения документов с момента их выпуска в свет и спецификой религиозной литературы, для которой не существует степени «устаревшая по содержанию».
7. Потребительская ориентация фонда была нацелена на удовлетворение потребностей дифференцированных (учащиеся, крестьяне), а чаще всего концентрированных групп пользователей библиотеки (православные христиане).
Сравнительный анализ «ядра» фонда согласно списку митр. Филарета и тематики чтений позволяет выявить степень соответствия обязательному перечню Св. Синода (табл. 3).
Следует отметить, что сравнение списка изданий и тематики чтений основано на содержательном анализе приведенных у свт. Филарета книг. Поэтому можно сделать вывод, что творения святых отцов практически не использовались в работе в связи с тем, что они почти не поступали в фонды из-за дороговизны. То же можно сказать и об изданиях по истории Церкви.
В конце Х1Х в. в сфере церковного библиотечного дела возникли объективные условия, стимулировавшие активное формирование системы просветительских мероприятий, основанной на унифицированном составе фондов библиотек духовного ведомства. Источниками их пополнения были обязательный экземпляр, который распределялся Синодальной библиотекой и Комиссией духовных училищ, дары и покупка книг. Списки приобретенных книг обязательно согласовывались с духовно-цензурным комитетом. Запрещалось формировать фонды научно-популярной литературой и беллетристикой [9].
Таким образом, состав фонда приходской библиотеки Русской Церкви в обозначенный хронологический период включал в себя те издания, которые рекомендовались Св. Синодом; содержал в основном религиозную и историческую литературу. Это вполне соответствовало главной цели деятельности православных библиотек в русле национальной идеи «Православие. Самодержавие. Народность». Новые архивные данные о тематике народных чтений позволяют расширить представления о духовно-просветительской деятельности библиотек, восполнить лакуны в истории церковного библиотечного дела.
Тематика 1887 г. 1888 г. 1889 г. 1890 г.
Праздники 4 2 1 1
Суеверия 1 Нет данных н/д н/д
Притчи 1 2 н/д 1
О спасении 4 15 11 2
Обряды 1 н/д 1 н/д
Жития святых 2 9 22 27
Т а б л и ц а 2
Чтения на Литургии
T a b l e 2
Liturgy readings
Тематика 1888 г. 1889 г. 1890 г.
Притчи 1 н/д 1
О спасении 13 н/д 2
Жития святых н/д 13 н/д
О богослужении н/д 3 н/д
Праздники н/д н/д 2
4 Туманные картины (волшебный фонарь) - аппарат для проекции изображений, распространенный в XVII-XX вв., XIX в. в повсеместном обиходе. Является значимым этапом в истории развития кинематографа.
Т а б л и ц а 3
Сопоставление списка свт. Филарета и тематики чтений
Т а Ь I е 3
Comparison of St. Filaret's list and reading subjects
Название издания из списка свт. Филарета Тема чтения
По 1 отделению
Библия Сотворение мира и человека. Жизнь первых людей в раю. Грехопадение. Следствие греха, наказание за него. Обетование о Спасителе
Новый Завет Рождество Христово. Обрезание. Поклонение волхвов. Молитвы Иисусу Христу и т. п.
Писания св. Василия Великого О необходимости молитвы
Беседы св. Иоанна Златоуста О добродетелях и пороках, вообще о нравственности христианской
Беседы св. Ефрема Сирина
Поучения св. Кирилла Иерусалимского
Православный катехизис Заповеди Закона Божия и Заповеди Блаженства
Писания св. Тихона Воронежского
Беседы к старообрядцам
По 2 отделению
Послания св. Игнатия Богоносца
Писания св. Григория Назианзина О свойствах Божиих. О троичности лиц Божиих. Молитвы ко Пресвятей Троице. О воплощении Сына Божия
Слова Макария
Писания аввы Дорофея
Богословие св. Иоанна Дамаскина О почитании святых и иконопочитании
Толкование Евангелия Феофилакта Болгарского
Жития святых Жития святых, обряды, назидательные статьи
Пролог Жития святых
Писания св. Димитрия Ростовского Жития святых
История Церкви митрополита Григория
О должностях приходских пресвитеров О необходимости хождения в храм для молитвы
История Церкви Взгляд на жизнь человеческую с христианской и нехристианской точек зрения. О Боге Творце и Промыслителе
Книга правил св. Апостол Как вести себя инославному и христианину. О пьянстве. О срамословии. О посте
О служении и чиноположении Православной Греко-Российской Церкви
По 3 отделению
Беседы Иннокентия Камчатского
Новая скрижаль Краткое объяснение богослужения
Богослужебные каноны на греческом языке с славянским и русским переводом
История Русской Церкви митр. Филарета Черниговского
Жизнеописания святых Русской Церкви А. Н. Муравьева Жития святых
Список источников
1. Завьялов А. А. Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода. 1867-1900 гг. 2-е изд., доп. Санкт-Петербург : И. Л. Тузов, 1901. 448 с.
2. Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие (1884-1909). Санкт-Петербург, 1909. 135 с.
3. Пясецкий Г. М. Очерки культурно-нравственного состояния Орловского края до учреждения самостоятельной епархии // Орловские епархиальные ведомости. 1880. № 12. С. 882-883.
4. Степанова Н. А. Культурно-просветительская деятельность православных библиотек Орловской губернии второй половины XIX - начала XX вв. // Библиотековедение. 2011. № 5. С. 111-116.
5. Степанова Н. А. Народные чтения как основная форма культурно-просветительской деятельности православных библиотек (на примере Орловской губернии. Вторая половина XIX - начало XX вв.) // Библиотековедение. 2013. № 2. С. 94-98.
6. Степанова Н. А. Православные учебные библиотеки в провинции как центры формирования духовности (на примере Орловской губернии второй половины XIX -начала XX вв.) // Урал. Православие. Культура : материалы X Славян. науч. собора, Челябинск, 12 мая 2012 г. Челябинск, 2012. С. 447-450.
7. Тальберг Н. Д. История Русской церкви. 1801-1908. Москва, 1997. 130 с.
8. Указатель книг для детского и народного чтения с обозначением одобренных из них Святейшим синодом, Министерством народного просвещения, детскими журналами и частными специально для рассмотрения народных и детских книг составлявшимися комиссиями : полезное пособие родителям, воспитателям и заведующим нар. школам всех ведомств и наименований. Москва : Тип. Е. Г. Потапова, 1892. 451 с.
9. Хрестоматия по истории педагогики / сост. Н. А. Желваков. Москва, 1936. 516 с.
References
1. Zav'yalov A. A. Tsirkulyarnye ukazy Svyateishego Pravitel'st-vuyushchego Sinoda. 1867-1900 gg. [Circular decrees of the Holy Governing Synod. 1867-1900]. 2nd ed. Saint Petersburg, I. L. Tuzov, 1901. 448 p. (In Russ.).
2. Istoricheskii ocherk razvitiya tserkovnykh shkol za istekshee dvadtsatipyatiletie (1884-1909) [Historical sketch of the Church schools development over the past twenty-five years (1884-1909)]. Saint Petersburg, 1909. 135 p. (In Russ.).
3. Pyasetskii M. Essays on Oryol region cultural-moral state prior to establishing an independent diocese. Orlovskie epar-khial'nye vesti, 1880, 12, 882-883. (In Russ.).
4. Stepanova N. A. Cultural-educational activity of the Orthodox libraries in Orel region in the second half of XIX - early XX centuries. Bibliotekovedenie, 2011, 5, 111-116. (In Russ.).
5. Stepanova N. A. People's reading as the main form of cultural-educational activity of the Orthodox libraries (a case of Oryol region. The second half of XIX - early XX centuries). Bibliotekovedenie, 2013, 2, 94-98. (In Russ.).
6. Stepanova N. A. Orthodox academic libraries in the province as centres of spirituality formation (a case of Orel region in the second half of XIX - early XX centuries). Ural. Pravo-slavie. Kul'tura : materialy X Slavyan. nauch. sobora, Chelyabinsk, 12 maya 2012 g. Chelyabinsk, 2012, 447-450. (In Russ.).
7. Tal'berg N. D. Istoriya Russkoi tserkvi. 1801-1908 [The history of the Russian Church. 1801-1908]. Moscow, 1997. 130 p. (In Russ.).
8. Ukazatel' knig dlya detskogo i narodnogo chteniya s obo-znacheniem odobrennykh iz nikh Svyateishim sinodom, Minis-terstvom narodnogo prosveshcheniya, detskimi zhurnalami i chastnymi spetsial'no dlya rassmotreniya narodnykh i det-skikh knig sostavlyavshimisya komissiyami : poleznoe poso-bie roditelyam, vospitatelyam i zaveduyushchim nar. shkolam vsekh vedomstv i naimenovanii [Index of books for children and popular reading with a designation approved by the Holy Synod, the Ministry of National Education, children's magazines and private specially for the consideration of folk and children's books compiled by commissions : a useful guide for parents, teachers and the head of the people schools of all departments and titles. Moscow, Tip. E. G. Potapova, 1892. 451 p. (In Russ.).
9. Khrestomatiya po istorii pedagogiki [A reader on the pedagogics history]. Comp. N. A. Zhelvakov. Moscow, 1936. 516 p. (In Russ.).
Материал поступил в редакцию 02.06.2017 г.
Сведения об авторе: Степанова Нина Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности