Научная статья на тему 'Московская Епархиальная библиотека в период 1863-1919 гг'

Московская Епархиальная библиотека в период 1863-1919 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
758
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА / ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / SPIRITUAL ENLIGHTENMENT / MOSCOW DIOCESAN LIBRARY / THE SOCIETY OF DEVOTEES OF SPIRITUAL ENLIGHTENMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Копылова Елена Анатольевна

Статья посвящена истории появления и последующей деятельности Московской Епархиальной библиотеки, как структурообразующей единицы Московского Общества Любителей Духовного Просвещения (ОЛДП), объединяющей вокруг себя духовенство и мирян в деле духовного просвещения народа. Показана необходимость создания координирующих центров духовного просвещения. Особое внимание в статье уделяется взаимосвязи Епархиальной библиотеки с отделами ОЛДП, занимавшимися разработкой целого спектра вопросов духовного просвещения разных социальных слоев и возрастных категорий населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the history of formation and activity of Moscow Diocesan library as the structure-forming entity of Moscow Society of Devotees of Spiritual Enlightenment. There was a necessity to create coordinate centers of spiritual enlightenment. The author emphasizes correlation of Diocesan library with the Society of Devotees of Spiritual Enlightenment.

Текст научной работы на тему «Московская Епархиальная библиотека в период 1863-1919 гг»

Копылова Е.А.

МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА В ПЕРИОД 1863-1919 ГГ.

Kopylova E.A.

MOSCOW DIOCESAN LIBRARY IN 1863-1919 YEARS

Ключевые слова: духовное просвещение, Московская Епархиальная библиотека, Общество Любителей Духовного Просвещения.

Key words: spiritual enlightenment, Moscow Diocesan library, the Society of Devotees of Spiritual Enlightenment.

Аннотация

Статья посвящена истории появления и последующей деятельности Московской Епархиальной библиотеки, как структурообразующей единицы Московского Общества Любителей Духовного Просвещения (ОЛДП), объединяющей вокруг себя духовенство и мирян в деле духовного просвещения народа. Показана необходимость создания координирующих центров духовного просвещения. Особое внимание в статье уделяется взаимосвязи Епархиальной библиотеки с отделами ОЛДП, занимавшимися разработкой целого спектра вопросов духовного просвещения разных социальных слоев и возрастных категорий населения.

Abstract

The article is devoted to the history of formation and activity of Moscow Diocesan library as the structure-forming entity of Moscow Society of Devotees of Spiritual Enlightenment. There was a necessity to create coordinate centers of spiritual enlightenment. The author emphasizes correlation of Diocesan library with the Society of Devotees of Spiritual Enlightenment.

Данная статья посвящена истории создания и последующей деятельности Московской Епархиальной библиотеки, существовавшей при Обществе Любителей Духовного Просвещения, выявлению значения Епархиальной библиотеки для Общества и в жизни Московской епархии в целом, влияния ее деятельности на духовное просвещение Москвы и вклада в просветительскую деятельность Церкви в целом.

Актуальность статьи обусловлена сходностью проблем, стоящих перед людьми, занимающимися духовным просвещением народа, как во второй половине 19 - начале 20 вв., так и в наше время. Необходимо изучить предшествующий опыт, проанализировав его удачные и неудачные стороны, практически применить его с учетом сегодняшних реалий на благо Церкви, избежав тех же ошибок.

До 1917 г. об истории ОЛДП было написаны юбилейные монографии священником Н.А. Копьевым к двадцатипятилетию Общества и протоиереем Н.Д. Извековым к пятидесятилетию Общества, составленные в основном по материалам статей Московских Епархиальных и Московских Церковных Ведомостей, опубликован ряд статей в периодической печати.

В первой половине 20 века писал свои воспоминания о жизни московского духовенства

Н.П. Розанов. В последнее время появились несколько статьей, посвященных ОЛДП. В.Ф. Козлов, в своей работе, изданной в сборнике статей «Москва в начале XX века», назвал ОЛДП главным церковным Обществом Москвы. На ежегодных богословских конференциях, проводимых ПСТГУ, прозвучали два доклада: доклад игумена Зосимы (Давыдова), рассматривавшего «революционную» деятельность Московского Общества Любителей Духовного Просвещения в период 1905-1908, и доклад А.И. Филаткиной, исследовавшей деятельность Общества по изучению церковного искусства. Статья И.В. Воронцовой, опубликованная в сборнике «Церковь и время», также

посвящена «московской церковной революции» 1905-1907 гг.

Для написания данной статьи, исследующей деятельность Епархиальной библиотеки, использовались ежегодные отчеты обер-прокурора второй половины 19 - начала 20 вв., ежегодные отчеты ОЛДП, сохранившиеся за все годы, отчеты Отделов, сохранившиеся только частично, периодика того времени, материалы ОР РГБ1.

К середине 19 века в России стала остро ощущаться необходимость духовного просвещения народа, особенно посредством печатного слова. Эту необходимость понимали и отмечали и представители образованного общества2, и церковная власть. В ежегодно публиковавшихся отчетах обер-прокуроров этого времени императору не раз указывалось слабое знание истин православной веры простого народа, непонимание смысла молитв, непонимание значения церковных служб, таинств, обрядов3. К тому же в этот период усилилось влияние идей, противоборствующих церкви, таких как атеизм и социализм, распространение сект4. О необходимости духовно-религиозного просвещения народа и существующих проблемах в этой области говорилось еще в Духовном Регламенте в 1721 году5.

Таким образом, за 130 лет задача так и не была решена. Духовный Регламент возлагал эту задачу на епархиальных архиереев, а централизованную организацию и руководство на Духовную коллегию (Синод). Но, в отчетах обер-прокуроров 1850-х годов, в разделе состояния духовного просвещения, упоминаются только учебные заведения (Духовные академии, семинарии, уездные и приходские училища)6.

Эти задачи ставились перед Духовными академиями Уставом 1809-1814 гг7. Но они так и не смогли стать центрами духовного просвещения народа. Конференции, как особые ученые общества, призванные распространять духовное просвещение, имели ограниченные

1 Ф. 206. Общество Любителей Духовного Просвещения. К. 12. Ед. хр. 8; К. 12. Ед. хр. 14; К. 13. Ед. хр. 1; К. 13. Ед. хр. 3; К. 17. Ед. хр. 7/2; К. 17. Ед. хр. 7-8; К. 22. Ед. хр. 3/7; К. 22. Ед. хр. 3/10; К. 22. Ед. хр. 7/1-6; К.22. Ед. хр. 7/5; К. 22. Ед. хр. 9/7; К. 22. Ед. хр. 13/5; К. 22. Ед. хр. 15/5; К. 23. Ед. хр. 4; К. 36. Ед. хр. 3; К. 43. Ед. хр. 2.

2 Статья Бема «О воспитании», помещенная в Морском сборнике, положила начало ряду статей. Бем Я.О. О воспитании// Морской сборник. - СПб. - 1856. - № 1; Давыдов И.И., орд. академик. Дополнительные статьи к рассуждению Бема: о воспитании// Там же. № 5; Даль В.И. Мысли по поводу статьи: о воспитании// Там же. № 7; Пирогов Н.И., проф. Вопросы жизни// Там же. № 9; Иосиф М.И. Мнение о народном образовании// Сын Отечества, журнал политический, ученый и литературный. - СПб, 1861; Ушинский К. Вопросы о народных школах // Там же; Бобров П., свящ. Несколько слов о сельском училище// Там же; Рудаков. Нечто об образовании духовных// Там же; и др.

3 Извлечение из отчета духовных дел по ведомству православного исповедания за 1855 год, СПб, 1856, С. 30; Извлечение из отчета ... за 1856 год, СПб, 1857, С. 31; Извлечение из всеподданнейшего отчета ... за 1867 год, СПб, 1868, С. 68; Извлечение из всеподданнейшего отчета ... за 1868 г, СПб, 1869, С. 123-124; Извлечение из всеподданнейшего отчета ... за 1870 год, СПб, 1871, С. 112; Всеподданнейший отчет ... за 1888 и 1889 г., СПб, 1891, С. 75.

4 Извлечение из отчета ... за 1857 год, СПб, 1859, С. 23-24.

5 Духовный регламент. Часть вторая. П. 10. «А понеже мало есть ... таковых пресвитерей, которые бы наизусть могли проповедать догматы и законы Священнаго Писания; то всеконечная нужда есть имети некия краткия и простым человекам уразумительныя и ясныя книжицы, в которых заключится все, что к народному наставлению довольно есть; и тыя книжицы прочитовать по частям в недельные и праздничные дни в церкви пред народом»;

«тако ж и некиих великих учителей Святых толковательныя беседы и слова нравоучительныя; обаче се есть неудобное всему, наипаче простому народу учение. Ибо книга исповедания православнаго немалая есть, и для того в памяти простых человек неудобь вмещаема и писано непросторечно, и для того простым не вельми внятна. Тако ж и книги великих учителей, Златоустаго, Феофилакта и прочих писаны суть Еллинским языком, и в том токмо языке внятны суть, а перевод их Славенский стал темен и с трудностию разумеется от человек и обученных, а простым невежам отнюдь непостизаемый есть. И сверх того толколвательныя беседы учительския много имеют высоких богословских таин; тако ж и немало сказуют, что тогда сказовать подобало по приклонности разных народов, и по обстоятельству оных времен, чего ныне невежливый человек к пользе своей употребить не умеет».

6 Извлечение из отчета ... за 1858 год. - СПб, 1860. С. 50.

7 Сухова Н.Ю., Духовно-учебная реформа 1808-1814 гг. и становление высшей духовной школы в России// Вертоград наук духовный. - М.: ПСТГУ, 2007. - С. 32.

средства, что не позволило им стать центрами распространения духовного просвещения. Академические журналы издавали нравственно-богословские статьи, но не стали научноучебными органами8.

Кто теперь должен был взять на себя задачу духовного просвещения народа? В 1859 г Святитель Филарет (Дроздов) не одобрил проект СПбДА об открытии публичных лекций и проект МДА о школе для детей Сергиева Посада, оставляя академиям решать богословские проблемы9. Тем не менее, работа в области просвещения велась, преимущественно, лицами духовного звания по нескольким направлениям.

Духовенством преподавались некоторые предметы в учебных заведениях Министерства Народного Просвещения, а так же в казенных и частных учебных заведениях10. До 1860 года издавалось только четыре журнала при Духовных академиях, затем во многих епархиях наметился значительный рост повременных изданий11. В 1859 г. было произведено техническое переоснащение перербургской и московской типографий, чтобы, увеличить количество и улучшить качество издаваемых книг12. Также издавались произведения духовного содержания13, переводились богослужебные книги, открывались лавки для продажи книг в разных епархиях14, создавались церковно-приходские и благочиннические библиотеки15. Указом Святейшего Синода 1832 года было предписано всем епархиям, иметь в библиотеке каждой церкви «известные книги»16. А в 1861 году было предложено приобретать в церковные библиотеки и другие духовные произведения сверх Указа 1832 года. Позже список духовных книг для церковных библиотек, дополненный и исправленный святителем Филаретом (Дроздовым), был направлен в Московскую консисторию для улучшения состояния церковных библиотек Московской епархии. В 1867 году Святейший Синод разослал распоряжение Московского митрополита всем епархиальным Преосвященным, приложив список духовных книг для церковных библиотек. В случае, если священники не произносят собственных поучений, им предписывалось в праздничные дни во время богослужения читать поучения из книг, а также устраивать чтение душеполезных книг для прихожан.

Таким образом, мы видим, во-первых, понимание необходимости духовного просвещения народа, как в среде высших иерархов, так и в среде духовенства в целом. Во-вторых, проблема просвещения народа, поставленная временем, решалась по нескольким направлениям, но при этом не охватывались все слои населения, в частности светская интеллигенция. Так, в отчетах обер-прокурора за несколько лет встречаются редкие упоминания об устройстве в разных городах апологетических или богословских чтений для всех классов общества, но это были единичные случаи17.

8 Сухова Н.Ю., Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). - М.: ПСТГУ, 2006. -С. 64.

9 Сухова Н.Ю., Практическое богословие в российских духовных академиях // Вертоград наук духовный. - М.: ПСТГУ, 2007. - С. 254-255.

10Извлечение из отчета ... за 1855 год, СПб, 1856, С. 28; Извлечение из отчета ... за 1856 год. - СПб, 1857. С. 30; Извлечение из отчета ... за 1858 год. СПб, 1860, С. 70; и др.

11 В 1866 году имелось уже 37 изданий. Извлечение из веподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д.А. Толстого по ведомству православного исповедания за 1866 г. - СПб, 1867.

С. 121.

12 Извлечение из отчета ... за 1859 г. - СПб, 1861. С. 52.

13 Извлечение из отчета ... за 1856 г. - СПб, 1857. С. 28; Извлечение из отчета ... за 1857 год. - СПб., 1859. С. 25; Извлечение из отчета ... за 1860 г. - СПб., 1862. С. 73.

14 Извлечение из отчета ... за 1861 г. - СПб, 1864. С. 129.

15 Извлечение из веподданнейшего отчета ... за 1866 г. - СПб, 1867. С. 128.

16 Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода 1867-1895гг., А.А. Завьялов. - СПб, 1896. С. 25.

17 1) В начале 1870 года в Москве с публичными апологетическими чтениями об основных истинах христианской веры выступил профессор богословия протоиерей Сергиевский. - Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Св. Синода графа Д.А. Толстого по ведомству православного исповедания за 1871 год, - СПб., 1872. С. 85;

2) Публичные богословские чтения для всех классов общества без упоминания тематики в СПб и Дерптском университете, в Воронеже. — Извлечение из всеподданнейшего отчета ... за 1872 год, СПб, 1873. С. 80-81; 3) В

В целом светские учебные заведения не давали в достаточной мере религиозного образования, а многие из представителей светской интеллигенции, увлекаясь различными лжеучениями и теориями, отходили от церкви. К тому же, отчуждение интеллигенции от церкви сопровождалось духовными исканиями вне православия. В-третьих, несмотря на внимание к проблеме Московских митрополитов и Святейшего Синода, старания приходского духовенства, их усилия все же были разрознены, не было системы, не было координирующих центров. Серьезной проблемой также являлся недостаток материальных средств. Например, церковные библиотеки формировались частично за счет остаточных церковных средств, частично за счет пожертвований духовенства и других лиц18.

Итак, время поставило на повестку дня вопрос о необходимости создания организующих центров, которыми и стали религиозно-духовные общества и братства. В Москве среди прочих обществ и братств заметно выделялось Общество Любителей Духовного Просвещения, имеющее в своем составе Епархиальную библиотеку. Деятельность Московской Епархиальной библиотеки необходимо учитывать в контексте происходящих в стране и церковной жизни событий, а именно-значительной роли научных обществ в развитии российской науки второй половины Х1Х-начала XX вв., а так же процесса образования церковных обществ и братств, решавших различные задачи.

Возможность создания библиотеки началась обсуждаться московским духовенством уже с 1859 года,19 и была вызвана потребностью духовенства иметь нужную литературу для повышения своего образования и необходимостью более тесного взаимного общения в распространении духовного просвещения народа.

Источников, позволяющих выявить авторство идеи о создании Епархиальной библиотеки, и при ней ОЛДП, не обнаружено. По утверждению протоиерея И.Н. Рождественского движение этой мысли в среде московского духовенства дал архимандрит Иаков (Кротков). Он испросил здание для библиотеки, и устроил помещение для книг, целые библиотеки приобретены и перенесены им в Епархиальную библиотеку20.

До января 1862 года святителю Филарету (Дроздову) был представлен доклад о желании московского духовенства и некоторых светских ученых учредить Епархиальную библиотеку и при ней ученое Общество. Обратим внимание на тот факт, что Епархиальная библиотека задумывалась и была открыта «преимущественно для всех членов духовенства, а по возможности и для всех желающих»21 без сословных ограничений и наличия научных степеней и званий. Таким образом, Епархиальная библиотека задумывалась как некий центр, объединяющий здоровые силы духовенства и мирян в деле духовного просвещения народа.

Святителем Филаретом (Дроздовым) был составлен проект «Положения об образовании Московского Общества Любителей Духовного Просвещения», который был принят в день официального открытия Епархиальной библиотеки 11 мая 1863 г. Открытие Общества последовало 17 сентября 1863 г. С ОЛДП наблюдается особый случай, роль Общества была предопределена благословением митрополита Филарета (Дроздова). А открытие Епархиальной библиотеки предшествовало учреждению самого Общества.

За весь период своей деятельности с 1863 год по 1919 год оно имело в своем составе десять структурных единиц:

восьмидесятых годах XIX века протоиерей А.М. Иванцов-Платонов вел в Москве публичные религиозные чтения для образованных женщин и девиц. — Извеков Н.Д., прот. Исторический очерк полувековой жизни и деятельности Московского Общества Любителей Духовного просвещения (1863-1913 г.), М., 1913. С. 151; 4) В некоторых епархиях были заведены чтения для образованной публики, имевшие апологетический характер. В некоторых городах, например, Харькове и Одессе, участие в них принимали местные архипастыри. — Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1885 г. - СПб., 1887. С. 134.

18 Извлечение из веподданнейшего отчета ... за 1866 г. - СПб, 1867. С. 126.

19 Извеков Н.Д., прот. Указ. соч. С. 1-2.

20 Извеков Н.Д., прот. Указ. соч. С. 18; Московские Епархиальные Ведомости. 1870. № 6. С. 7.

21 Отчет Общества Любителей Духовного Просвещения за пятый год своего существования, читанный в торжественном собрании Общества, в Епархиальной библиотеке, 17 сентября 1868 года. - М., 1868. С. 11.

1. Церковно-археологический отдел (1900 г.). Был образован из двух ранее существовавших отделов:

2. Иконоведения (1869-1900 гг.) и

3. Историко-археологического (1896-1900 гг.).

4. Комиссия по осмотру и изучению памятников церковной старины (1902 г.).

5. Музей (создан в 1870 году, возобновлен в 1900 г.)

6. Отдел внебогослужебных собеседований (образован в 1900 г., но фактически деятельность началась с 1866 г.).

7. Отдел распространения духовных нравственных книг (1870 г.).

8. Отдел публичных богословских чтений (1897-1912 гг.).

9. Законоучительский отдел (1899 г.).

10. Санкт-Петербургский отдел (1872-1880 гг.).

Главным же достоянием Общества Любителей Духовного Просвещения и его постоянной заботой была Епархиальная библиотека, объединяющая всю деятельность Общества.

В течение сорока лет Епархиальная библиотека располагалась в Высокопетровском монастыре, не имея никаких документов, кроме резолюции святителя Филарета (Дроздова), дающей ОЛДП право на владение помещением.

Первые поступления в библиотеку были ценные, но по количеству небольшие, и вполне могли вмещаться в одном помещении. Когда тяжесть книг стала угрожать обвалом, был устроен склад в одной из комнат, не принадлежавшей ОЛДП22, но поступления в Епархиальную библиотеку продолжались, и часть книг по благословению архимандрита Амфилохия (Сергиевского-Казанского) переехала в корпус Данилова монастыря23.

Так библиотека просуществовала до 1896 года, когда новый архимандрит Высокопетровского монастыря распорядился перенести книжный склад в холодный подвал под алтарем24. До этого все настоятели монастыря сами пользовались книгами, содействовали устроению библиотеки, посещали собрания Общества25.

Для возвращения книг на старое место потребовалось вмешательство Владыки митрополита26 и московской консистории27. Но конфликт, связанный с существованием Епархиальной библиотеки на территории монастыря не был исчерпан. Осенью 1899 года казначей монастыря предложил Обществу уступить помещения библиотеки и построить для нее новое здание, на что монастырь жертвует землю и деньги28. Советом Общества было решено войти в сношение с представителями других обществ Московской епархии для обсуждения проекта объединения их в одном здании. Возможно, именно этот конфликт послужил самой идее строительства Епархиального дома, объединившего в себе московские общества и братства.

Итак, по Указу Святейшего Синода земля Петровского монастыря была передана ОЛДП, но не в Крапивенском переулке, как первоначально предполагалось, а в Лиховом переулке. Сам акт на право возведение Епархиального дома был заключен с ОЛДП29. Епархиальный дом был построен при содействии митрополита Владимира (Богоявленского)

30

на пожертвования разных организаций и лиц30.

К переезду в построенное здание Епархиального дома готовились основательно. Для

22 Извеков Н.Д., прот. Указ. соч. С. 124.

23 Там же. С. 134.

24 ОР РГБ. Ф. 206, К. 17. Ед. хр. 7-8. Л. 3.

25 Там же. Л. 4.

26 ОР РГБ. Ф. 206. К. 17. Ед. хр. 7-8. Л. 3.

27 ОР РГБ. Ф. 206. К. 17. Ед. хр. 7/2.

28 ОР РГБ. Ф. 206. К. 12. Ед. хр. 14// Заседание Совета 30 ноября 1899 г.

29 Извеков Н.Д., прот. Указ. соч. С. 124.

30 ОР РГБ. Ф. 206. К. 12. Ед. хр. 14 // Заседание Совета 30 ноября 1899 г.; Там же// Заседание Совета 20 сентября 1890 г.

решения вопросов подготовки помещений, заказа новых шкафов, полок, витрин, а так же другой необходимой мебели для библиотеки была создана комиссия31. Подготовка к переезду началась осенью 1901 года, заняла много сил и стоила многих средств ОЛДП. Все последующие годы с октября 1902 года библиотека находилась в Епархиальном доме в Лиховом переулке. Пока не удалось найти документы, подтверждающие официальное прекращение деятельности Епархиальной библиотеки, но, несомненно, что она плодотворно функционировала до 26 сентября 1919 года32 — это последняя запись в книге посетителей.

Важно сразу отметить, что Епархиальная библиотека была первоначально составлена и в дальнейшем пополнялась, главным образом, путем пожертвования личных книг, тем самым, являясь образцом благотворительности. Жертвователи были лицами разных званий и сословий, но главным образом - духовенством. Необходимо перечислить наиболее важные поступления в Епархиальную библиотеку, чтобы показать, какое внимание оказывало московское духовенство и светские люди пополнению Епархиальной библиотеки с первых лет ее существования.

Основанием библиотеки послужило пожертвование 400 томов книг протоиерея Московского Казанского собора А.И. Невоструева и профессора Московской духовной семинарии К.И. Невоструева33. В то же время митрополит Филарет сделал пожертвование в библиотеку деньгами и книгами: Bibliotheca veterum partum Gollandii. 1765-80 гг. в 14 томах, заключавших в себя творения всех отцов по 12 век включительно.

Поступили книги Священного Писания: Codex Synaticus - Тишендорфа в двух экземплярах - один дар государя, а другой - митрополита Филарета, Biblia Hebraica, eorumdem Latina interpretatio 1571 с приплетенным подобный по формату Novum testamentum graecum cum interpretatione latina de verbo addita, editum a Francisco Luca 1619 г.

Митрополит Филарет (Дроздов) присутствовал только на первом заседании ОЛДП, но, являясь его Попечителем34, интересовался всеми происходящими делами35. По его ходатайству и дозволению Святейшего Синода от 7 мая 1863 года за № 1312 раскольнические старопечатные книги и рукописи, XVII, XVIII и XIX вв., были перенесены из синодальной библиотеки в Московскую Епархиальную библиотеку36.

Кроме того, с разрешения митрополита Филарета и по Указу духовной консистории № 6620 от 19 сентября 1863 года, в библиотеку поступили рукописи и старопечатные церковнославянские книги37 из монастырей и церквей Московской епархии, и стали доступными для широкого круга читателей, что позволило заняться их научным исследованием. Таким образом, уже в первый год своего существования во многом благодаря покровительству святителя Филарета (Дроздова) Епархиальная библиотека становится богатейшим собранием научных трудов и рукописей.

Протоиерей А.М. Иванцов-Платонов завещал Обществу свою библиотеку в количестве 700 наименований и капитал38. Так же и протоиерей Г.П. Смирнов-Платонов завещал свою библиотеку в количестве 4000 томов. Эти книги составили особый отдел Епархиальной библиотеки, условно называвшийся «Иванцевской библиотекой».

Таким образом, мы видим, что сама идея возникновения Епархиальной библиотеки попала на благодатную почву и получила широкий отклик, как в среде духовенства, так и

31 ОР РГБ. Ф. 206. К. 12. Ед. хр. 14 // Заседание Совета 27 сентября 1901 г.

32 ОР РГБ. Ф. 206. К. 36. Ед. хр. 3// Книга для записи книг, выдаваемых читателям 1916-1919 г.

33 Копьев Н.А., свящ. Двадцатипятилетие Общества Любителей Духовного Просвещения (1863 - 1888 гг.). Историческая записка. - М., 1888. С. 4.

34 По Положению митрополит Московский являлся Попечителем Общества. После митрополита Филарета (Дроздова) Попечителями Общества были все его приемники по Московской кафедре. По Уставу 1906 года ОЛДП уже юридически находилось под попечительством митрополита Московского.

35 Извеков Н.Д., прот. Указ. соч. С. 5.

36 Отчет Общества Любителей Духовного Просвещения за пятый год своего существования, читанный в торжественном собрании Общества, в Епархиальной библиотеке, 17 сентября 1868 года. - М., 1868. - С. 16.

37 Там же. С. 14.

38 Отчет о состоянии Общества Любителей Духовного Просвещения в 1895 г. - М., 1896. - С. 6.

светских лиц. Востребованность библиотеки стала очевидна для многих уже в первые годы ее существования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Епархиальная библиотека, являясь единым организмом, включала в себя библиотеки отделов ОЛДП. Члены вновь созданных отделов Общества решали различные задачи духовного просвещения разных слоев народа. Для этого была необходима специальная литература. Члены отделов взяли на себя заботу о выписке журналов39, обмене и покупке литературы40 в эти библиотеки, обсуждая эти вопросы на своих заседаниях и выделяя на эти цели средства своих отделов.

Научные труды сотрудников отделов так же пополняли библиотеки отделов. Так, Комиссия по составлению историко-статистического описания церквей Московской епархии, занималась составлением описаний монастырей и церквей Московской Епархии, а при церковно-археологическом отделе составлялись труды, относящиеся к истории Московской епархии. Все эти работы затем сдавались в Епархиальную библиотеку. Пересматривались и размещались в библиотеке все издания ОЛДП41.

Пополнение библиотеки диктовалось не только появлением новых структур ОЛДП, но и происходящими событиями в российском обществе, что выражалось в введении новых подразделений библиотеки. Например, когда начали открываться Общества трезвости, в читальном зале было создано антиалкогольное отделение42.

Комплектование библиотечных фондов во всю ее историю было одной из основных забот как Совета ОЛДП, так и отдельных его членов. Особо нужно отметить, что даже в смутное время 1905-1908 годов - период «московской церковной революции»43 -Епархиальная библиотека продолжала пополняться стараниями некоторых членов Общества Любителей Духовного Просвещения. Например, протоиерей К.И. Богоявленский собирал Епархиальные ведомости всех епархий и жертвовал их в Епархиальную библиотеку, протоиерей Дьяченко издавал сборники о богослужении и проповедей, протоиерей Н.Д. Извеков собирал сведения о кремлевских соборах и церквях44. Несмотря на происходившие в это время настроения в ОЛДП общее поступление с 1905 года по1909 год составило 2614

39 ОР РГБ. Ф. 206. К. 23. Ед. хр. 4// Заседания Совета отдела 13 октября 1900 г.; Там же// Собрание отдела и Совета ОЛДП 18 января 1908 г; и др.

40 ОР РГБ. Ф. 206. К. 23. Ед. хр. 4// Заседания Совета отдела 21 декабря 1900 г.; Там же// Собрание членов-лекторов 10 октября 1904 г.; Там же// Общее собрание членов отдела 11 мая 1904 г.; Отчет ... в 1900году. - М., 1901. С. 16; и др.

41 Издавалась периодика: 1) Учебно-литературный журнал «Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения» издавался с 1863 г. (перерыв в издании с 1895 г. по 1910 г.) 2) Московские Епархиальные Ведомости — с 1869 г. по 1880 г. 3) Московские Церковные Ведомости — с 1880 г. по апрель 1917 г., затем издавались с января 1918 г. по сентябрь 1918 г. 3) Московский Церковный Голос - с мая 1917 г. по декабрь 1917 г. 4) Воскресные беседы - с 1870 г.

Из отдельных трудов необходимо выделить: 1) монументальное издание в греческом и славянских текстах, с

переводом на русский язык, Правил Вселенских и поместных Соборов и Свв. Отцов, с изданием в переводе с

греческого на русский толкований Зонары, Аристина, Вальсамона, Синопсиса, а также дословного текста славянской старопечатной Кормчей. Издание под редакцией архиепископа Литовского Алексия, бывшего профессором канонического права в МДА и профессора канонического права в Московском Университете Павлова. Издание Правил имело большое значение, как для церковно-канонической литературы, так и для церковно-административной практики. 2) Сборник в 2-х томах, посвященный Свт. Филарету (Дроздову), 3) труды архим. Амфилохия (Сергиевского-Казанского) и др.

Некоторые труды за неимением средств не удалось издать, например, словарь протоиерея А.И. Невоструева, вдова которого предоставила Обществу право на бесплатное издание словаря. - ОР РГБ. Ф. 206. К. 12. Ед. хр. 8. Л. 1// Заседание Общества. 15 марта 1878 г.

42 ОР РГБ. Ф. 206. К. 13. Ед. хр. 1. Л. 30// Заседание Совета 8 апреля 1910 г.

43 Зосима (Давыдов), игумен. «Московская церковная революция», или деятельность Московского Общества Любителей Духовного Просвещения в 1905-1908 гг.// Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. - М., ПСТГУ - 2005.

44 Розанов Н.П., (публикация Одинцова М.Н.). Второе сословие. Мои воспоминания о жизни московского духовенства в последнее пятидесятилетие перед революцией// Ученые записки РПУ ап. Иоанна Богослова вып. 6. - М., 2000. С. 133..

наименований книг в 3363 томах, в том числе путем пожертвования и обмена изданий45.

И в более тяжелые времена 1918 года для Епархиальной библиотеки продолжали выписывать важнейшие духовные журналы и газеты46, а также появилась необходимость покупать светские «Известия»47.

Но собранная путем пожертвований, Епархиальная библиотека, особенно в первые годы своего существования, имела несовершенства в подборе книг, так одни издания присутствовали в ней в нескольких экземплярах, а некоторых необходимых книг не было совсем48. Поэтому еще один источник пополнения фондов состоял в обмене дубликатов на более необходимые для Епархиальной библиотеки издания.

Так же происходил обмен изданий Общества, в частности журнала «Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения» на издания различных учреждений и других научных Обществ.49

Таким образом, Епархиальная библиотека ежегодно обогащалась изданиями, покупка которых была бы непосильна для Общества. В меньшей степени книги и периодика приобретались на средства Общества. Все виды поступлений в Епархиальную библиотеку и их количество отражались в ежегодных отчетах ОЛДП.

Общество не только принимало в дар и во временное хранение книги и рукописи, но и само в некоторых случаях передавало необходимые для работы рукописи сторонним организациям после соответствующих решений Совета Общества, утверждаемых общим собранием50.

Уникальное книжное хранилище литературы и рукописей, собранное в Епархиальной библиотеке, было востребовано и активно использовалось для научных исследований и духовного просвещения народа. Ведь в Москве было «одних магистров богословия в духовенстве до осьмидесяти, еще более кандидатов богословия, а еще несравненно более студентов богословия не только между протоиереями и священниками, но и в среде диаконов, в среде даже псаломщиков»51. И именно на их знание и опыт в первую очередь возлагались надежды в просвещении народа.

Уже на первом заседании Общества в 1863 году была заявлена его духовно-научная направленность. Специально к этому дню были написаны и зачитаны работы членов ОЛДП, так же прозвучали учено-литературные труды святителя Филарета (Дроздова). И в дальнейшем, на общих собраниях ОЛДП происходил обмен мыслей по вопросам веры и церковной жизни, зачитывались рефераты и исследования богословские, церковноисторические, церковно-канонические, археологические. В этом смысле Общество Любителей Духовного Просвещения явилось первым в Москве богословским Обществом, имеющим своею целью объединение богословов и дальнейшее богословское образование самих пастырей.

Другим не менее важным направлением деятельности Общества была просветительская работа, которая охватывала разные слои населения. Важная группа вопросов была связана с духовным просвещением простого народа. Одним из направлений такой просветительской деятельности были внебогослужебные собеседования с народом, которые начались с 1866 года в помещении Епархиальной библиотеки по инициативе

45 Отчет ... в 1908/1909 г., М., 1909. С. 3.

46 ОР РГБ. Ф. 206. К. 13. Ед. хр. 3. Л. 19 // Заседание Совета 8 января 1918 г.

47 ОР РГБ. Ф. 206. К. 43. Ед. хр. 2 // Приходно-расходная книга 1913-1919 г.

48 Соловьев И.Е., Указ. соч. С. 15; Отчет о деятельности Общества Любителей Духовного Просвещения за 1889-

90 год. - М., 1891. С. 13.

49 Отчет ... в 1904 г. - М., 1905. С. 10.

50 В 1898 году были переданы Синодальному училищу церковного пения 174 нотные рукописи. В том числе греческий стихирарей XII века, написанный на пергаменте с рисунками в красках. В 1898 году тому же училищу были переданы еще 44 рукописи. В 1918 году Совет ОЛДП озаботился возвращением нотных рукописей в библиотеку, поскольку на основании известного декрета училище могло перейти Комиссариату народного просвещения. - Московские Церковные Ведомости. 1918. № 11. С.4.

51 Годичное собрание Общества Любителей Духовного Просвещения 22 октября 1879 года. - М., 1879. С. 2.

Общества и по благословению святителя Филарета (Дроздова).

Скоро стало ясно, что для успешного распространения религиозно-нравственного образования народа необходимо специальное издание52. Позже различные пожертвования дали возможность организовать бесплатную раздачу через Епархиальную библиотеку литературы духовно-нравственного содержания, и не только листки Воскресных Бесед53, но и брошюры и книжки54, частично литературу продолжали продавать. Вместе с тем стала очевидна необходимость распространять листки Воскресных Бесед вне Москвы55, почтовой рассылкой, что, и было возложено на редакцию Московских Церковных Ведомостей56 и сотрудников библиотеки57.

Издание и распространение духовно-нравственных книг было признано настолько необходимым, что в 1870 году был создан особый отдел распространения духовнонравственных книг58. Но перед отделом ставилась уже несколько иная задача -распространение книг и брошюр духовного содержания в отдаленных от столиц местах, в больших объемах и по невысокой цене, а часто и бесплатно59. Вместимость Епархиальной библиотеки не позволяла использовать только ее помещения для этих целей, поэтому были созданы книжные склады, как в Москве, так и других городах. Отдел повсеместно способствовал открытию и развитию народных библиотек и народных читален, что, несомненно, составляло насущную потребность времени60. Этим достигался более широкий охват народа, а, следовательно, более полное просвещение в духе христианской веры.

Тесная связь и взаимопомощь в духовном просвещении простого народа отдела внебогослужебных собеседований и отдела распространения духовно-нравственных книг очевидна. В первую очередь духовно-нравственная литература распространялась там, где проходили внебогослужебные собеседования, а литература, в свою очередь способствовала разработке тем и содержания собеседований с народом.

52 В 1864 г. был поднят вопрос об издании и распространении «Воскресных бесед» для народа. С 1868 г. стали издаваться выпуски ценой 10 коп. за книжку. С 1870 г. начали издавать отдельные листки ценой 1 коп. за лист, а часто и бесплатно. В этих изданиях просто и общедоступно излагалось учение веры и нравственности. - Копьев Н.А., свящ. Указ. соч. С. 12-13; Московские Епархиальные Ведомости. 1870. № 6.

53 Московские Церковные Ведомости. 1903. № 1; ОР РГБ. Ф. 206. К. 22. Ед. хр. 3/7; ОР РГБ. Ф. 206. К. 22. Ед. хр. 3/10; ОР РГБ. Ф. 206. К. 22. Ед. хр. 7/1-6.

54 Отчет ... в 1900 году, М., 1901. С. 20; Отчет ... в 1901году, М., 1902. С. 23; Отчет ... в 1902 году, М., 1903. С.

27; и др; ОР РГБ. Ф. 206. К. 22. Ед. хр. 15/5, Л. 11; Ф. 206. К. 22. Ед. хр. 9/7; и др.

55 В ОЛДП поступали письма из разных мест России с просьбой выслать литературу. - Московские

Епархиальные Ведомости. 1870. № 33. С. 7// Извлечения из протокола № 83 от 21 апреля 1870 г., Там же. С. 7 // Извлечения из протокола № 84 от 15 мая 1870 г. и др.

56 ОР РГБ. Ф. 206. К. 22. Ед. хр. 7/5.

57 ОР РГБ. Ф. 206. К. 12. Ед. хр. 14.

58 Годичное собрание Общества Любителей Духовного Просвещения (22 октября 1879 г.), М., 1879. С. 13.

59 Сначала распространяли всего 15 наименований: издания Нового Завета, Псалтыри, толкования. Затем стали печатать и распространять свои издания и другие. Первоначально книги рассылались в Московские церкви, где велись внебогослужебные собеседования с народом, в церковно-приходские школы, больницы, тюрьмы, библиотеки, читальни. Уже со второго года деятельность отдела распространялась и на самые отдаленные места России, отдел имел своих сотрудников по местам, часто это были священнослужители местных храмов, иногда к распространению привлекались книгоноши. В третий год деятельности отдела книги и брошюры распространились уже на Забайкальскую и Кубанскую области, Сибирские губернии, Кавказский край, Бессарабию, Архангельск, Усть-Сысольск, а в восьмой год выписка книг осуществлялась по следующим губерниям: Акмолинская обл., Амурская обл., Бакинская губерния, Бессарабская губ., Варшавская губ., Дагестанская обл., Енисейская губ., Забайкальская обл., Иркутская губ., Олонецкая губ., Тифлисская губ., Сыр-Дарьинская губ., и т.д. Всего в 219 губернии. - Отчет, состоящего под Августейшим Ее Императорского Величества, государыни Императрицы покровительством, Отдела Общества Любителей Духовного Просвещения по распространению духовно-нравственных книг за восьмой год его деятельности, М., 1879. С. 51; Кроме того, книги из отдела высылались миссионерам в Китай, Америку, на Сахалин, в Японскую миссию. -Там же, С. 12.

60 Сборник, изданный Обществом Любителей Духовного Просвещения, по случаю исполнившегося двадцатипятилетия его деятельности 1863-1888 гг.. - М, 1888. С. 284.

Однако к концу 1890-х годов стало ясно, что духовно просвещать нужно и интеллигенцию61. Была крайняя необходимость не только раскрывать основы Православия, учение церкви, но и обличать и опровергать лжеучения в среде светской интеллигенции. Для решения этой проблемы при ОЛДП был образован специальный отдел публичных богословских чтений62, направленный на духовное просвещение интеллигенции. Уникальность этого отдела состояла в том, что членами-лекторами состояли лица, читавшие свои доклады в данном семестре, при этом они могли не быть членами ОЛДП63. Первоначально к участию в лекциях предполагалось привлекать священнослужителей Москвы, некоторых законоучителей, не состоящих членами Общества, преподавательско-профессорский состав МДА и МДС и Императорского московского университета и вообще лиц с высшим богословским образованием, известными своими исследованиями по богословско-историческим вопросам64, затем круг лекторов стал расширяться и за счет светских лекторов, «отстраняя от себя упрек в сословности чтений»65, но таких было немного.

Чтения приносили обоюдную пользу, как слушателям, так и лекторам, большинство из которых имели духовный сан: духовенство в массе осознало необходимость разработки богословских вопросов, писать и читать лекции, необходимость непосредственного общения заставила изъяснять мысли более живым и понятным языком для слушателей66. Для более широкого распространения духовного просвещения светски образованной публики было признанно необходимым издавать лекции в виде отдельных сборников67. Но недостаток средств не позволил выполнить задуманное, хотя многие из прочитанных лекций были опубликованы в духовных журналах, например в «Чтениях Общества Любителей Духовного Просвещения» и «Вера и Церковь».

Существенным недостатком практически всех лет публичных богословских чтений было отсутствие системы, семестр не объединялся какой-либо темой, лекции в семестре не были связаны между собой68. Поэтому несколько раз поднимался вопрос об их систематизации и упорядочении69. Но только два семестра 1902 года чтения были

61 ОР РГБ Ф. 206. К. 12. Ед.хр. 14// Заседание Совета общества 15 ноября 1896 года; Там же// Заседание Совета общества 3 января 1897 года; Московские Церковные Ведомости. 1903. № 11. С. 139.

62 Первые чтения начались Великим постом в 1897 году в зале Московского Синодального Училища, но официально отдел был учрежден только осенью того же года, когда востребованность и жизнеспособность чтений стала очевидной. - Московские Церковные Ведомости. 1897. № 10. С. 129.

С осени 1906 года деятельность отдела прерывается. Возобновились чтения в 1908 году, но была отмечена значительная потеря интереса слушателей, а в 1912 году они прекратились совсем. Содержание лекций было разнообразно. Отдел заботился, чтобы ни один интересующий в данное время российское общество и имеющий какое-либо отношение к вере и нравственности вопрос не оставался не освященным. Все без исключения лекторы читали бесплатно. - Извеков Н.Д., прот. Указ. соч. С. 187. Все темы лекций и имена лекторов сохранились. Всего было прочитано 176 лекций, 75-ти лицами. Из них 38 священнослужителей; всего на долю священнослужителей выпало 99 лекций; на долю кандидатов, магистров - 144 лекций, на долю докторов и профессоров богословия - 9 лекций.

63 Московские Церковные Ведомости. - 1903. - № 11. - С. 179.

64 Извеков Н.Д., прот. Указ. соч. С. 154.

65 Там же, С. 193.

66 Московские Церковные Ведомости. - 1908. - № 20.

67 ОР РГБ Ф. 206. К. 23. Ед.хр. 4 // Общее собрание Отдела. 30 апреля 1903г.; Там же// Общее собрание Отдела.

6 мая 1903 г.

68 Первоначально лица, желающие читать лекции, представляли председателю на рассмотрение темы и программы лекций. Темы могли отклоняться. - ОР РГБ Ф. 206. К. 23. Ед.хр. 4// Заседание Совета отдела 13 октября 1897 г. Позже Совет отдела предложил лекторам другие варианты работы: 1) предполагаемым лекторам рассылался список тем, чтобы каждый мог выбрать и разработать интересующую его тему,

2) лекторы могли сами предложить и исследовать свои темы, 3) лекторы могли только заявить темы, как актуальные, но не заниматься ими. - ОР РГБ Ф. 206. К. 22. Ед.хр. 13/5//Общее собрание Отдела. 1909 г. Отдел не стеснял лекторов ни в выборе тем, ни в их разработке, на собраниях лекторов обсуждались только общие положения, программы чтений.

69 ОР РГБ Ф. 206. К. 23. Ед.хр. 4 // Заседание Совета отдела 21 декабря 1897 г.; Там же// Заседание Совета отдела

26 января 1900 г.; Там же // Общее собрание 4 мая 1900 г.

объединены единой темой, которая реализовалась системой рассмотрения разных аспектов70 лжеучений графа Л.Н. Толстого71, что было вызвано интересом светской интеллигенции, студенчества, юношества к этой проблеме72. Однако в дальнейшем так и не удалось создать четкую структуру чтений.

Но, несмотря на недостатки, нужно отметить ряд положительных моментов: лекторы видели непосредственную реакцию слушателей на прочитанную лекцию, что позволяло выявить болевые вопросы73; чтение и обсуждение научных трудов начали ближе знакомить богословов между собой и с некоторыми светскими лицами, приходившими читать лекции74; представители светской интеллигенции видели, что священнослужители неравнодушны к общественным проблемам75, разбираются в литературе и искусстве76.

Юное поколение также не было обделено вниманием. Для религиозного воспитания и образования детей и юношества в 1899 году был открыт Законоучительный отдел77, объединяющий деятельность преподавателей Закона Божия. Однако обсуждение проблем законоучительства началось задолго до образования отдела78: законоучители, участвуя в собраниях Общества, которые проходили в Епархиальной библиотеке, обсуждали свои проблемы, читали рефераты79, обменивались мнениями по поводу ведения законоучительского дела. Законоучительный отдел занимался духовно-нравственным воспита-нием детей и юношества, прививая любовь к слову Божию, давая правильное понятие о церкви, откликаясь на злободневные вопросы, возникшие в светском обществе, а особенно в среде юношества80. Неоднократно ставился вопрос о необходимости религиозного воспитания в семье81, что подчеркивало важность лекций для светской интеллигенции, которые проводил отдел публичных богословских чтений.

Законоучителей Москвы привлекали к деятельности отдела, даже если они не состояли его членами, их приглашали на собрания секций и отдела82, где они свободно могли участвовать в обсуждении поставленных вопросов, высказывать свое мнение, пользоваться программами, методиками, разработанными на секциях83. Таким образом, отдел объединил в себе силы отцов законоучителей Москвы. Для решения некоторых вопросов были попытки налаживать контакты с законоучителями других городов84. Но эти контакты, видимо, были

70 Обобщив лекции, было признано, что главная опасность антихристианских трудов графа Л.Н. Толстого заключается не в прямом и открытом нападении на христианство, а в мнимой ревности о достоинстве христианства. Толстой - новоявленный враг Христа и Его учения, но под знамением истинного воина Христова. Богословская полемика с графом имела целью не отделение Толстого от Церкви, а приближение к ней. -Московские Церковные Ведомости. 1902. № 14. С. 185-189.

71 Отчет ... в 1902 г, М., 1903, С. 21; ОР РГБ. Ф. 206. К. 23. Ед. хр. 4// Общее собрание отдела 29 мая 1901 г.; Там же// Собрание Совета отдела 18 ноября 1901 г.; Там же// Собрание Совета отдела 22 ноября 1901 г.

72 Отчет ... в 1901 г. - М., 1902. С. 18.

73 Извеков Н.Д., прот.Указ. соч. С. 187.

74 ОР РГБ. Ф. 206. К. 23. Ед. хр. 4 // Общее собрание отдела 21 апреля 1908 г.

75 Лекции посвящались: 1) наследию свт. Филарета (Дроздова), свт. Иоасафа (Горленко), и другим святым Русской Православной Церкви, 2) значению искусства в богослужении, 3) рассмотрению учений философов, различных религий и направлений сектантства.

76

Был осуществлен ряд чтений вместе с церковно-археологическим отделом по русской церковной старине. Неоднократно рассматривались произведения и воззрения таких писателей и мыслителей, как Эмиль Золя, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь, М. Горький, Шекспир, Л. Андреев, А.С. Хомяков и др.

77 ОР РГБ. Ф. 206. К.12. Ед. хр. 14 // Заседание Совета. 26 августа 1899 г.

В 1872 г. ОЛДП принимало участие в работе Политехнической выставки по педагогическому отделу, занимавшемуся разработкой вопросов, связанных с преподаванием Закона Божия. - Копьев Н.А., свящ. Указ.соч. С. 25.

79 Московские Епархиальные Ведомости. - 1870. - № 48. - С. 1.

80 Отчет ... в 1911/1912 г., М., 1912. С. 51-52; Отчет о ... в 1912/1913 и 1913/1914 г., М., 1914. С. 50-52; и др.

81 Отчет ... в 1909/1910 г. - М., 1910. С. 59.

82 Московские Церковные Ведомости. 1902. № 18. С. 231, Там же. 1911. № 11. С. 250, Там же. 1911. № 15-16. С. б/н, Там же. 1912. № 3. С. 60, и др.

83 Отчет ... в 1901 г. - М., 1902. С. 19; Отчет ... в 1903 г, М., 1904. С. 22, С. 23, С. 26.

84 Отчет ... в 1900 г. - М., 1901. С. 15.

кратковременные и имели преимущественно информативный характер, ибо результаты собеседований не отразились в отчетных документах ОЛДП.

Разработкой целого спектра вопросов занимались следующие структуры ОЛДП:

1) церковно-археологический отдел85 (с 1900г.), образованный из двух ранее существовавших 2) отделов иконоведения86 (1869-1900 гг.) и 3) историко-археологического87 (18961900 гг.), 4) комиссия по осмотру и изучению вещественных памятников церковной старины г. Москвы и Московской епархии88 (1902 г.), 5) церковно-археологический музей89 (образован в 1870 году, возобновлен в 1900 г.). Деятельность указанных структур тесно связана между собой и с Епархиальной библиотекой, в данной статье не ставится задача детального рассмотрения каждой из них.

Появление отдела иконоведения было обусловлено потребностью дать образцы иконописания, соответствующие православным канонам, а для этого требовалось составить описи древних икон, дать классификацию по стилям, по школам, по векам и т.д.90, а так же собрать, что возможно, из древних икон, создать постоянную выставку образцов иконописного искусства91, издать руководство для иконописцев. Члены отдела делали копии с древних икон и издавали их литографированными выпусками с краткими хронологическими и историческими указателями к ним, следовательно, более широкий круг иконописцев и реставраторов мог ознакомиться с догматически и исторически правильными изображениями. Отдел так же рекомендовал опытных мастеров для реставрации или написания новых икон92, что было, несомненно, важно93. Со временем круг задач, решаемых членами отдела, стал расширяться. Так, с середины 1870-х годов члены отдела начали собирать материалы по истории храмов и монастырей епархии94, что было необходимо для составления указателя в условиях разрушения древних памятников95.

Первоначально музей ОЛДП за недостатком подходящего помещения находился поочередно в зданиях монастырей Чудова, Данилова, Высокопетровского. В 1900 году, несмотря на стесненность помещений, одна из комнат Епархиальной библиотеки была для

85 Там же. С. 5.

86 В 1869 г. был образован отдел иконоведения, в котором были собраны книги об иконописании, копии с

чудотворных и древнейших икон, сохранившихся на досках, фресках и в рукописях, находящихся в России и в

других православных странах. - Годичное собрание Общества Любителей Духовного Просвещения 22 октября 1879 г. - М., 1879. С. 12. Отдел был создан в эпоху появления и развития исследовательского интереса к археологическим древностям, развития археологии как науки, проведения археологических съездов, появления общего интереса в Российском обществе к своей истории, к пониманию культурной и исторической ценности памятников.

87 ОР РГБ. Ф. 206. К. 12. Ед. хр. 14// Заседание Общества 30 октября 1896 г.

88 Отчет ... в 1902 г., М., 1903 г., С. 7.

89 Московские Церковные Ведомости. 1900 г. № 37. С. 447.

90 Отчет о деятельности Отдела Иконоведения при Обществе Любителей Духовного Просвещения за 1896-1898 годы читанный на публичном заседании Отдела 6 мая 1898 года. - М., 1898. С. 7.

91 Началу создания музея послужили пожертвования в отдел иконоведения древними иконами, гравюрами, фотографиями, картинами, книгами по иконописанию. Указом Московской духовной консистории 1870 года было предписано монастырям и церквям передавать излишние старые иконы ОЛДП. Св. Синод позволил выбрать до 45 икон, хранившихся в синодальном архиве. Создание и деятельность музея тесно связана с появлением отделов иконоведения, историко-археологического и церковно-археологического.

92 Отчет о деятельности Отдела Иконоведения при Обществе Любителей Духовного Просвещения за 1896-1898 годы читанный на публичном заседании Отдела 6 мая 1898 года. - М., 1898. С. 8.

93 Часто иконы древнего письма погибали: иногда иконе придавали новый вид, иногда по древней иконе делалась новая запись, иногда при реставрации древние фрески на стенах отбивались и затирались новой штукатуркой. - Отчет о деятельности Отдела Иконоведения при Обществе Любителей Духовного Просвещения за 1896-1898 годы, читанный на публичном заседании Отдела 6 мая 1898 года, С. 7.

94 Козлов В.Ф. Главное церковное Общество Москвы. Общество Любителей Духовного Просвещения и памятники церковной старины (1863-1918)// Сборник статей «Москва в начале XX века». - М.: МОСГОРАРХИВ, 1997. С. 137.

95 Древние памятники погибали по невежеству и незнанию. Целые ризницы продавались в лом и сжигались. -Труды VIII археологического съезда в Москве 1890 г. том 4. - М., 1897. С. 39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

него освобождена96. Таким образом, развитие музея также было включено в деятельность Епархиальной библиотеки, а сам музей постепенно стал древлехранилищем, заменяющем для Московской епархии церковно-исторические и археологические комитеты, комиссии и общества, существующие в других епархиях97, о чем было сообщено на определение Священного Собора Российской Церкви 1918 года, предусматривавшего существование в епархиях древлехранилищ.

В свою очередь, церковно-археологический отдел, имеющий научный и прикладной характер деятельности, стал центром по изучению церквей и монастырей Москвы и Московской епархии98.

Возвращаясь к деятельности ОЛДП в тяжелый период «московской революции» важно отметить, что церковно-археологический отдел ОЛДП продолжал плодотворно выполнять намеченные задачи, о чем свидетельствует благодарность митрополита Владимира (Богоявленского) в 1906 году «особенно за издания его и ученые труды его членов»99, в 1907 году так же продолжалась научная работа. Читались рефераты, сопровождаемые демонстрацией икон, чертежей, рисунков и фотографических снимков с храмов, икон и предметов древности, решались текущие дела100.

Издания членов отдела были посвящены в частности истории духовного просвещения в России, православной иконографии, литургике, древностям101. Необходимо отметить, что Комиссией по осмотру и изучению памятников церковной старины Москвы и Московской епархии были изданы четыре тома «Трудов», а в отчете отдела за 1914-1915 академический год сообщалось о подготовке к изданию пятого тома.

Церковно-археологический отдел не только занимался научными изысканиями, но по просьбе различных духовных и светских лиц давал архивные справки, указания литературы

предмета, снабжал книгами и пособиями, рассматривал просьбы об участии в реставрациях,

~ 102

давал заключения о реставрациях московских и сельских церквей .

Были и исключительные случаи участия членов отдела в оказании реальной помощи. Так, в 1908 году особенное внимание специалистов было обращено на те храмы, которые весною подверглись бедствию от наводнения103, причем отцам настоятелям и церковным старостам были указаны способы восстановления и сохранения памятников старины от дальнейшего разрушения их от сырости104.

Но, прежде всего, Епархиальная библиотека была связующим звеном в деятельности ОЛДП - в ней проходили официальные заседания самого Общества, его Совета и отделов. На собрания допускались не только члены Общества, но и все, кому были дороги интересы духовного просвещения, где не раз говорилось об участии духовенства в деле народного образования и о необходимости церковного направления этого образования105.

Епархиальная библиотека также стала местом обсуждения московским духовенством проблем приходской жизни. Духовенство собиралось в библиотеке для обмена идеями и

96 ОР РГБ. Ф. 206. К. 12. Ед. хр. 14// Заседание Совета 9 февраля 1900 г.

97 Московские Церковные Ведомости. 1918. № 11. С. 8.

98 Филаткина А.И. Общество Любителей Духовного Просвещения и его деятельность по изучению церковного искусства: сборник статей. Искусство христианского мира. Вып. 3. - М.: ПСТБИ,1999. С. 245.

99 Историко-археологический отдел при Обществе Любителей Духовного Просвещения в 1900-1913 г. (Краткий обзор его жизни и деятельности). Отчет годовой. - М., 1913. С. 13.

100 Церковно-археологический Отдел при Обществе Любителей Духовного Просвещения в 1908-1909 г. - М., 1909. С. 2.

101 Отчет о состоянии Общества Любителей Духовного Просвещения за 1908/1909 гг. - М., 1909. С. 24.

102 Отчет ... за 1909/1910 гг. - М., 1910. С. 34.

103 Наивысший подъем воды был 4,95 сажени, т.е. на 1А сажени выше всех бывших до этого наводнений в Москве. Пострадали: храмы Св. Николая, что на Берсеньевке; Свв. Косьмы и Дамиана в Кадашах; Свв. Иоакима и Анны, что на Якиманке; Св. Николая Чудотворца, что в Голутвине; Софии Премудрости Божией, что на Софийской набережной; Свт. Николая Чудотворца в Заяицким; Св. Георгия, что в Ендовах, на Балчуге; Св. Троицы, что на Пятницкой; Св. Архангела Михаила, что в Овчинниках; Свв. Косьмы и Дамиана, что в Садовниках; Свт. Николая Чудотворца, что в Пупышах; Тихвинской Иконы Божией Матери, что в Дорогомилове. - Московские Церковные Ведомости. 1908. № 17. С. 436-438.

104 Отчет ... за 1908/1909 гг. - М., 1909. С. 36.

105 Копьев Н.А., свящ. Указ. соч. С. 7.

информацией, а также, чтобы посоветоваться, разрешить возникающие недоумения, запросить более опытных сочленов, сообщить свои собственные соображения, обсудить возникшие проблемы, наметить перспективы их решения. В 1867 году преосвященный Леонид, епископ Дмитровский, викарий митрополита Филарета писал, что «московское духовенство сходится в Епархиальную библиотеку и рассуждает там не столько о церковной литературе, сколько о приходских делах, и мне признались некоторые иереи, что получают от этих бесформенных совещаний существенную пользу»106. В этих беседах происходило объединение единомышленников в кружки, которые затем преобразовывались в отделы ОЛДП.

Важно рассмотреть влияние Епархиальной библиотеки на научную и просветительскую деятельность в Москве и московской епархии, в связи с этим интерес представляет книга записи посетителей библиотеки107. Епархиальную библиотеку посещали не только члены ОЛДП и не только священнослужители, но и инженеры, слушательницы высших женских курсов, учащиеся реального училища, воспитанники семинарий, особенно же Московской, студенты университетов и академий, профессорско-преподавательский состав различных учебных заведений и другие.

Но практически все ежегодные отчеты ОЛДП отмечали, что наибольшее число посетителей Епархиальной библиотеки составляли воспитанники Московской духовной семинарии и вообще учащиеся, затем члены Общества и посторонние лица. Очевиден положительный воспитательный момент - юношество знакомилось с духовной и ученой литературой и приобщалось к научной деятельности, что имело свое практическое выражение, например, в работе журнала «Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения». Студенты МДА присылали свои лучшие семестровые сочинения, также и писали специально для журнала108.

Студенческий кружок в значительной степени вел библиографический отдел журнала. Очевидно, что Епархиальная библиотека для многих представителей юношества, особенно духовного, открыла путь в научный мир.

Но, в основном, для журнала «Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения», писали статьи московские священнослужители, профессорско-преподавательский состав МДА и МДС, некоторые из светских членов Общества, могли издавать свои труды и посторонние лица. Этот журнал был назван «органом и изданием всего Московского духовенства»109. Также многие ученые диссертации (не только кандидатские и магистерские, но даже и докторские) прошли через «Чтения», что так же объединяло богословов вокруг Общества и Епархиальной библиотеки.

Интерес различных учреждений и организаций к научным собраниям книг и рукописей Московской Епархиальной библиотеки можно проиллюстрировать несколькими примерами.

В 1902 году по запросу Императорской Академии Наук были предоставлены сведения110о состоянии Епархиальной библиотеки. Профессором Санкт-Петербургской духовной академии Н.К. Никольским были просмотрены все имеющиеся в библиотеке рукописи для составляемого им списка русских авторов и их произведений с XI века. На заседании Совета рассматривалась возможность передачи рукописей в СПбДА на определенный срок111.

Для палеографической выставки, организованной Императорском Археологическом

106 Извеков Н.Д., прот. Указ. соч. С. 7.

107 По правилам пользования книгами в Епархиальной библиотеке, принятым на заседании 21 августа 1870 г., читатели записывались в особую книгу. - Московские Епархиальные Ведомости. 1870. № 47. Но сохранилась только последняя книга записей за период с 1916 г. по 1919 г. - ОР РГБ. Ф. 206. К. 36. Ед. хр. 3.

108 Полувековой юбилей Общества Любителей Духовного Просвещения (1863-1913 гг.)// сборник юбилейных поздравлений. - М., 1913. С. 22.

109 Церковный Вестник. 1895. № 16.

110 ОР РГБ. Ф. 206. К. 12. Ед. хр. 14. Книга протоколов заседаний ОЛДП за 1895-1908 гг.

111 ОР РГБ. Ф. 206. К. 12. Ед. хр. 14 // 20 сентября 1904 г.

Обществом в 1899 году в Петербурге, были переданы фотографические снимки с некоторых рукописей. В 1911 году по просьбе Академии Наук для участия в выставке были отправлены книги и брошюры из Епархиальной библиотеки. Таким образом, участие в выставках, особенно в других городах, так же помогало знакомить широкую публику с богатейшим собранием московской Епархиальной библиотеки.

Фонды библиотеки постоянно пополнялись и требовали систематизации. В первые же годы был составлен систематический112, а затем алфавитный каталог и инвентарный113, в дальнейшем многократно переписывались каталоги, описывались книги, рукописи, брошюры, периодика. Протоиереем Н.Д. Извековым были разобраны бумаги святителя Филарета (Дроздова), поступившие в библиотеку в разное время от разных лиц, на часть их было составлено подробное описание. Для ознакомления большего количества читателей с новыми поступлениями, начиная с 1910-1911 годов и в последующие годы, систематический каталог печатался в журнале «Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения», а так же выходил отдельными оттисками114.

Таким образом, сотрудниками Епархиальной библиотеки ежегодно проделывался колоссальный труд по содержанию фондов в надлежащем порядке, что требовало не только времени и сил библиотекарей, но и соответствующего образования.

Максимальное количество посещений за год было в 1908-1909 академическом году, которое дошло до 9000. А требований на книги за тот же год было заявлено до 30000115.

Особый период деятельности Епархиальной библиотеки связан с началом работы Всероссийского Поместного Собора Русской Православной церкви в 1917-1918 гг. Библиотека предназначалась для пользования членов Собора116, для публики она была закрыта, только позже библиотеку открыли для выдачи книг членам ОЛДП два раза в неделю117.

Не удалось выявить документов, позволяющих детально рассмотреть деятельность Епархиальной библиотеки в период работы Поместного Собора, но, несомненно, она оказалась полезной для работы Собора, особенно ввиду наличия книг юридического характера, например, библиотеки Грингмута при Епархиальной библиотеке118.

ОЛПД продолжало заботиться о Епархиальной библиотеке и в последний период ее деятельности, что можно проследить по приходно-расходной книге119.

Епархиальная библиотека стала структурообразующим центром ОЛДП, вокруг которого сплотилась вся его жизнь и деятельность, явилась связующим звеном, объединившим в себе деятельность всех отделов Общества, реализующих различные идеи в области духовного просвещения, оказалась самой жизнеспособной. Хронологически библиотека была создана раньше Общества Любителей Духовного Просвещения, и продолжала свою деятельность, когда другие структуры Общества перестали существо-вать.

В Епархиальной библиотеке трудами преимущественно членов Московского ОЛДП соединились учено-богословская и практическо-просветительская деятельность московского

112 Отчет Общества Любителей Духовного Просвещения за пятый год своего существования, читанный в торжественном собрании Общества, в Епархиальной библиотеке, 17 сентября 1868 года. - М., 1868. С. 17; Извеков Н.Д., прот. Указ. соч. С. 132.

113 Отчет о состоянии Общества Любителей Духовного Просвещения в 1899 г. - М., 1900. С. 16.

114 Отчет ... за 1910/1911 гг. - М., 1911. С. 9.

115 Отчет ... в 1908/1909 г. - М., 1909. С. 5.

116 Московский Церковный Голос. 1917. № 25.

117 Там же. № 27.

118 ОР РГБ. Ф. 206. К. 13. Ед.хр. 3. Л. 22// Заседание Совета Общества 8 января 1918 г.

119 1) В ноябре 1918 года Совет Общества занимался получением охранной грамоты для Епархиальной библиотеки в Московском библиотечном отделении Комиссариата по просвещению. Председатель ОЛДП протоиерей Н.Д. Извеков лично ездил в Библиотечное отделение Комиссариата. 2) По март 1919 года включительно средства Общества отпускались на «расходы по Епархиальной библиотеке» на ремонт и уборку. -ОР РГБ. Ф. 206. К. 43. Ед. хр. 2.

духовенства и мирян, направленная на духовное просвещение разных слоев населения. На протяжении всего времени существования Епархиальной библиотеки члены Общества Любителей Духовного Просвещения стремились выполнять поставленную при учреждении цель - реализовать потребность духовенства в повышении своего образования и осуществить возможность более тесного взаимного общения духовенства и светских лиц в распространении духовного просвещения народа.

Создание отделов, появление органов периодической печати, издание научных трудов, расширение фондов библиотеки - вся деятельность библиотеки является отраже-нием поисков новых направлений в области духовного просвещения, охватывающим все большие категории народа, имеющие различный социальный статус, образование и возраст. Так, опыт публичных богословских чтений, несмотря на отмеченные недостатки, несомненно, внес вклад в духовное просвещение интеллигенции и сближение ее с церковью. Организация просветительской работы с народом, начавшаяся именно в Епархиальной библиотеке, разработка программ и методов проведения явилась образцом для других епархий.

Духовенством и мирянами, объединившимися вокруг Епархиальной библиотеки, поднимались, рассматривались и решались многие вопросы, связанные с религиозной и церковно-общественной жизнью в строго православном духе, в противостоянии антицерковным идеям, распространению сект, расколу. Мимо их внимания не проходило ни одно крупное явление, ни один серьезный вопрос, имевший то или иное отношение к религиозной и общественной жизни. Общество Любителей Духовного Просвещения, образованное при Епархиальной библиотеке, возникло из потребностей своего времени и никогда не разрывало связи с современной жизнью, с ее запросами и нуждами, вовлекая в научную и просветительскую деятельность всех, кто мог и желал трудиться в этом направлении, тем самым, став центром духовного просвещения народа для Москвы и Московской епархии.

Использованные в данном исследовании документы - годовые отчеты и протоколы заседаний - позволяют выявить преимущественно организационные и финансовые проблемы, которые вставали перед Обществом Любителей Духовного Просвещения и Епархиальной библиотекой. Сохранившиеся архивные материалы дают возможность исследовать деятельность некоторых отделов в большей полноте - например, отдела внебогослужебных чтений. Однако деятельность других отделов, например, отдела публичных богословских чтений, в этих источниках не отражена, что не позволяет изучить содержательные вопросы, касающиеся их деятельности. Поэтому требуется привлечение других источников.

Для более полного освещения просветительской работы Епархиальной библиотеки необходима ее внешняя оценка. Но, за исключением отчетов обер-прокуроров и некоторых юбилейных статей и поздравлений, таких источников автором пока не обнаружено.

Несмотря на проблемы и недостатки деятельности Московского ОЛДП и Епархиальной библиотеки, их работа явилась значительным шагом и успехом в деле духовного просвещения народа. Опыт этой деятельности может иметь практическое значение в организации духовно-просветительской работы в наше время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.