Научная статья на тему 'Церковно-практические аспекты Таинства Евхаристии'

Церковно-практические аспекты Таинства Евхаристии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
119
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Церковно-практические аспекты Таинства Евхаристии»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Игорь Мазур

Церковно-практические аспекты Таинства Евхаристии

Опубликовано: Христианское чтение. 2008. № 29. С. 118-121

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

ЦЕРКОВНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАИНСТВА ЕВХАРИСТИИ

Евхаристия есть по-преимуществу Таинство Церкви.

В собрании верующих, по молитве всей Церкви, епископ или священник во время Литургии благословляет пшеничный хлеб и виноградное вино, которые силой Святого Духа становятся Телом и Кровью Господа Иисуса Христа и предназначаются для последующего причащения верующих в прощение их грехов, для вечной жизни и соединения их с Господом и между собой в единое Тело Церкви. Освящение Святых Даров и Причащение являются единым Таинством Евхаристии.

В прежнее время все присутствовавшие на Литургии христиане приступали к причащению Святых Тайн. Отцы и учители Церкви единогласно указывают на необходимость регулярного причащения, конечно, принимая во внимание предостережение апостола Павла: «Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей» (1 Кор. 11:28). Тем не менее, Евхаристия, как общая трапеза, установлена Самим Господом, и потому мы не должны отказываться от участия в ней.

Святые Тайны — Тело и Кровь Христовы — называются также Божественными Дарами, потому как подаются нам Господом совершенно даром: вместо наказания (за грехи) — прощение и отпущение грехов.

Необходимость в этом Таинстве открывается через познание глубинной греховной поврежденности нашего естества, через познание человеколюбия Божия — Божественной любви к падшему человеческому роду — и через восприятия нами этой любви.

Каждому пастырю необходимо постоянно напоминать верующим о значении причастия, которое есть тесный, духовный, нетленный союз твари с Творцом, наше обожение. Господь становится родным нам по плоти, единокровным и соте-лесным, так что мы члены Его, от плоти Его и от костей Его (Еф. 5:10). Каким образом это происходит — для человека непостижимо и остается для него тайной.

Для достойного и правильного принятия Святых Даров пастырь обязан напоминать верующим, что прежде всего необходима простосердечная вера. Далее, не следует думать, что принятие, пусть частое, Святых Тайн само по себе сообщит нам благодатную силу любви к Богу и ближним. Необходимо постоянное устремление самого человека к поиску этой любви, вседушное желание иметь искреннее расположение к Богу и ближним и понуждение к тому своего сердца. Все это необходимо напоминать пастырю своим пасомым.

Поэтому одним из условий Причащения является горячая, ангельская любовь к Спасителю. А любить Бога возможно, только лишь возненавидев грех, то есть перед Причастием необходимо изменение, очищение своего сердца от скверны гр^ха. Если приступает человек с неисправным сердцем — то он причащается в

суд и во осуждение себя и «повинны будете, — говорит Апостол, — Телу и Крови Господним» (1 Кор. 11, 27), и после Причастия нисколько не будет лучше, а напротив, сделается еще хуже.

Необходимо также приступая к Таинству Причащения, пастырь обязан напомнить, что всегда нужно предварять исповедью. Пастырь должен в своих поучениях о причащении Святых Тайн напоминать пасомым о необходимости испытывать себя, свою совесть, вспоминая свои грехи — осудить себя прежде Страшного Суда. При этом требуется постоянное внимание к себе, к своим мыслям, чувствам, воздержание в пище, воздержание от излишних бесед, решительное устремление к исправлению жизни: надо иметь алчбу и жажду правды, без чего невозможно причаститься Святых Тайн искренне и с горячей любовью к Спасителю.

Для достойного Причащения нужно молитвой и сокрушением сердца очистить его (сердце) от всякой даже малейшей скверны греха и живой верой как можно глубже ввести в сердце Христа, чему во многом способствует положенное молитвенное правило перед Причащением, без которого не будет внимательности и собранности во время Литургии.

Святые Тайны преподаются мирянам на Литургии епископом или священником, совершающим Литургию. Правда, есть некоторые особенности при причащении мирян: 1) младенцы, по обычаю Церкви, подобает, за веру приносящих, сподобляти Святых Тайн в освящение душ и телес и в приятие благодати Господни — так об этом говорит Учительное Известие; 2) до семи лет младенцы причащаются вообще без приготовления, положенного для мирян. На дому причащать детей, не достигших семи лет, нельзя, так как чин Причащения больных запасными Дарами не применим к детям указанного возраста. (Хотя, однако, есть исключение, что при наличии у священника специального завинчивающего потира, в котором можно безопасно переносить Кровь Христову).

Все взрослые православные причащаются под обоими видами и притом не иначе, как после исповеди и надлежащего приготовления, которое называется гове-нием. Исключение делается только для больных.

Пастырь должен в своих беседах с верующими всегда напоминать и о том, что Святые Тайны должны быть принимаемы ничего не евшими и не пившими в тот день (VI Всел. Соб. прав. 29; Карф. прав. 50, 58). Это воздержание от еды и пития должно начаться еще с вечера — накануне Причащения; позволяется только людям престарелым, младенцам и больным, не могущим воздержаться, принимать пищу с вечера, но в самом умеренном количестве и то до полуночи.

Священник по пастырской своей обязанности должен тщательно наблюдать, чтобы никто из больных его прихожан не отходил в загробную жизнь без исповеди и причастия Святых Тайн Христовых, как важнейшего и спасительного напутствуя.

Больные причащаются во всякое время; равным образом без ограничения времени. Древние христиане и в здравом состоянии причащались каждый воскресный день; в болезни же может быть и более частое причащение Святых Тайн.

Как часто можно причащаться Святых Тайн Христовых в настоящее время? На этот вопрос обычно дает ответ духовник, который опекает свое чадо. Если возникают какие-нибудь затруднения, пастырь всегда может обратиться к правящему Архиерею и получить нужную помощь в этом вопросе.

Может ли священник отлучить или запретить человека от причастия или это право принадлежит Архиерею? Опять-таки на этот вопрос лучше всего получить ответ у Архиерея данной епархии.

Часто можно слышать, что приступать к Таинству Причащения нельзя в те дни, когда по Уставу нет поста (сплошные седмицы, Пасхальная седмица). Одни священники допускают без поста причащаться, а другие нет. Все-таки эти вопросы лучше всего согласовать с правящим Архиереем, дабы не было в епархии разногласия, учитывая разные ситуации.

Возникают часто вопросы в отношении духовников: нужен ли человеку верующему духовник? На этот вопрос можно услышать со стороны верующих и да, и нет. Наверное, этот вопрос решает сам человек. Отказываться от духовного окор-мления верующего, если он просит священника, пастырь не должен.

Таким образом, правильно понимать как нужно относиться к величайшему Таинству в Церкви Христовой — Таинству Святого Причащения лежит ответ, который должен дать пастырь.

Объяснять смысл молитв, которые читает пастырь в алтаре тайно, необходимо, потому что в них заложена сущность понимания этого Таинства. Для того, чтобы верующие могли понять содержание этих молитв необходимо, чтобы сам пастырь это понимал и жил этим и тогда исходящие различные поучения пастыря легко будут восприниматься людьми.

Постоянно напоминать в храме верующим о смысле Таинства Евхаристии, о его сущности, о спасительности для души человека, о том, что Сам Господь постоянно ищет единения с человеком, поэтому предлагает Себя в этом Таинстве — все это является важной задачей пастыря.

Объяснять нужно, что важно не только достойно причаститься, но и сохранить, насколько возможно, воспринятую в сердце благодать, чтобы ничего земное не могло заменить Бога, Которого мы приняли в свое сердце. Входя в нас, Тело Христово тотчас прогоняет из сердца лукавых духов злобы и отпускает там прежде бывшие грехи; и ум наш тогда оставляется свободным от беспокойной докучливости лукавых помыслов.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод, что основным аспектом в Таинстве Евхаристии лежит постоянная забота как архипастыря, так и пастыря о пасомых, вверенных им Богом.

А все проблемы, которые могут возникать по вопросу Евхаристии и участии в ней можно и нужно решать только с правящим архиереем, который собирает священнослужителей для выяснения различных недоуменных вопросов, если таковые появляются и тогда совместное решение во главе с архипастырем, ответы будут удовлетворять всех — и верующих людей, и священнослужителей.

«Примите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов.

Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов», — такой призыв Господа раздается к нам каждый день на Божественной Литургии. Но если мы не идем на этот зов Христа — на Его Тайную Вечерю, не идем на «брачный пир», на котором для нас каждый день закалывается Невинный Агнец — Сам Господь Иисус Христос, то да осуждаем себя, как рабов, которые пренебрегли этим зовом и этим пиром и пошли «кто на поле свое, а кто на торговлю свою» (Мф. 22:2-5).

Протоиерей Игорь Мазур, кандидат богословия, преподаватель СПбПДА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.