ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ
Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви
№ 3 2023
А. П. Сологуб
Церковно-певческие вопросы второй половины XIX века на страницах «Киевских епархиальных ведомостей»
УДК 271.2-535:070.482(477-25)(091) DOI 10.47132/1814-5574_2023_3_217 EDN ZTPKHY
Аннотация: Освещение церковно-певческих вопросов на страницах официальной газеты Киевской епархии, регулярно выходившей несколько раз в месяц с 1861 по 1918 гг., не только представляет читателю данную область, но демонстрирует степень вовлеченности приходов и духовных учебных заведений в проблематику церковно-певческого искусства того времени. На фоне повседневной повестки, исторических исследований, богословских трудов и других актуальных вопросов церковной жизни древней Киевской митрополии и Надднепрянской Украины в целом, на страницах издания в значительной степени приводятся сведения, касающиеся и других епархий Русской Церкви, в том числе церковно-певческой деятельности различных приходов от Америки до Якутии.
Ключевые слова: духовные учреждения, церковно-певческая культура, духовная музыка, церковное пение, епархиальная школа, церковный хор, клирос.
Об авторе: Анна Петровна Сологуб
Преподаватель кафедры церковно-музыкальных и педагогических дисциплин факультета церковных искусств и аспирант Санкт-Петербургской духовной академии. Е-таП: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4270-4519
Для цитирования: Сологуб А. П. Церковно-певческие вопросы второй половины XIX века на страницах «Киевских епархиальных ведомостей» // Христианское чтение. 2023. № 3. С. 217-225.
Статья поступила в редакцию 13.03.2023; одобрена после рецензирования 19.04.2023; принята к публикации 10.05.2023.
KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]
Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church
No. 3 2023
Anna P. Sologub
Church Singing Issues of the Second Half of the 19th Century on the Pages of "Kiev Diocesan Gazette"
UDK 271.2-535:070.482(477-25)(091) DOI 10.47132/1814-5574_2023_3_217 EDN ZTPKHY
Abstract: The coverage of church singing issues on the pages of the official newspaper of the Kiev diocese, which was regularly published several times a month from 1861 to 1918, not only represents this area, but also demonstrates the degree of involvement of parishes and theological educational institutions in the problems of church singing art of that time. Against the background of the daily agenda, historical research, theological works and other topical issues of the church life of the ancient Kiev Metropolis and the Dnieper Ukraine as a whole, the pages of the publication largely contain information from other dioceses of the Russian Church, including the church singing activities of various parishes from America to Yakutia.
Keywords: spiritual institutions, church singing culture, sacred music, church singing, diocesan school, church choir, kliros, Russian church music.
About the author: Anna Petrovna Sologub
Lecturer at the Department of Church Music and Pedagogical Disciplines of the Faculty of Church Arts.Postgraduate student at the St. Petersburg Theological Academy. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4270-4519
For citation: Sologub A. P. Church Singing Issues of the Second Half of the 19th Century on the Pages of the "Kiev Diocesan Gazette". Khristianskoye Chteniye, 2023, no. 3, pp. 217-225.
The article was submitted 13.03.2023; approved after reviewing 19.04.2023; accepted for publication 10.05.2023.
Одно из авторитетнейших церковных изданий дореволюционной России, «Киевские епархиальные ведомости», публиковало официальные и неофициальные материалы по широкому кругу вопросов церковного характера. На страницах этого издания встречаются и вопросы деятельности в области церковно-певческого искусства.
Церковно-певческая проблематика во 2-й пол. XIX столетия, как неотъемлемая часть церковной жизни, затрагивается в различных новостных заметках и материалах статей, некоторым сюжетам посвящены отдельные публикации на страницах «Киевских епархиальных ведомостей». Так, среди актуальных вопросов регулярно приводятся сведения об обеспечении вдов и сирот духовенства и на примере Рижской епархии демонстрируется возможность создания «вспомогательной погребальной кассы для священно-церковнослужителей», по правилам которой псаломщики также обязываются к взносам, с тем чтобы для погребения кого-либо из псаломщиков можно было получить пособие в 50 руб. (Некролог, 1881, 6). Регулярно печатаются списки вакантных мест в приходах, в том числе на место псаломщика (Списки, 1887, 470), предлагаются должности регента, «праздные учительские места» с указанием окладов за обучение пению «от священника и усерднейших прихожан за учительскую и регентскую обязанности» (Объявления, 1867, 209), а некоторые приходы даже уточняют условия, как, например, предоставление для проживания квартиры в училищном доме с отоплением (Распоряжения, 1865, 11). Важно подчеркнуть, что сообщения о вакантных учительских местах приводятся не только на местном уровне, но и из различных епархий. Так, «Правление Санкт-Петербургской Духовной семинарии честь имеет объявить», что имеется вакансия «учителя нотного пения с жалованием по 200 р. в год за четыре урока в неделю» при удовлетворительном собеседовании с ректором и предъявлении аттестата об удовлетворительном знании предмета (От правления, 1868, 140).
Регулярно освещаются различные проблемы церковно-приходских школ, которые затрагивают и сферу церковного пения. Так, в требованиях к учителям церковноприходских школ указывается, «чтобы учитель знал церковное пение» (Объявления, 1887, 471). А некоторое время спустя киевский митрополит даже обяжет псаломщиков обучать в церковных школах учеников церковному пению, так как учителя и учительницы «неспособны преподавать церковное пение или руководить хором в церкви», и предпишет отцам благочинным постоянно держать на контроле этот вопрос (Распоряжения, 1903, 266). В отчете за 1866 г. в разделе о церковно-приходских школах (Отчет,
1868, 285) подчеркивается, что преподавательский контингент сформирован не только из числа священно- и церковнослужителей, но и из числа воспитанников семинарий. Особо отмечено, что «в некоторых приходах Петербургской епархии по два, по три и более училища на приход» (Отчет, 1868, 298), а в ряде епархий мальчики и девочки обучаются отдельно, потому как преподавательский штат составляют жены и дочери священнослужителей, а также воспитанницы училищ девиц духовного звания. Здесь же отмечается, что церковное пение повсеместно «более и более входит в круг предметов обучения» и отрадно, что во многих епархиях устраиваются «прекрасные сельские хоры из учеников церковно-приходских школ» (Отчет, 1868, 300). Еще одна выразительная цитата: «при освящении, на обедне и молебне пел стройный хор, составленный из учащихся в субботовском училище» (подразумевается церковно-приходская школа села Субботово) (Известия, 1869, 830). Приводится пример Олонецкой епархии, где дети «участвуют в чтении и пении на клиросе; в домах, вместо площадных игр и песен, занимаются чтением книг и пением церковных песнопений» (Известия,
1869, 831). В заметке о соборном освящении сельского училищного дома в одном из уездов красочно отмечается, что «душа дрожит, когда дети наши читают и поют в церкви — с большим усердием теперь стоишь в церкви и с большей охотой и умилением молишься Господу» (Освящение, 1865, 24). Более того, собрание попечителей при одной из сельских церквей Киевской епархии выражает обеспокоенность тем, что ученики местной приходской школы, «умеющие читать и петь на клиросе, во время воскресных и праздничных дней вовсе не посещают церкви, а находятся
летом на своих полях, выпасая скот своих родителей, через что учащиеся дети могут забыть чтение и пение церковное, а церковь и прихожане остаются без приличного пения клиросного». Поэтому устанавливается штраф за каждый пропуск родителям, препятствующим детям «посещать церковь и участвовать в чтении и пении» (Сенаторский, 1869, 37). В описании ремонта одной сельской церкви подчеркивается, что «приделываются небольшие хоры для детей церковно-приходской школы, поющих в церкви» (Максимович, 1868, 265), что отражает неподдельный интерес к активной церковно-певческой деятельности даже в глубоко отдаленных местах. Подробно рассматриваются вопросы, «по какому напеву следовало бы обучать церковному пению в наших сельских школах» (По какому напеву, 1863, 386) или о методике преподавания церковного пения в церковно-приходских школах в рамках изучения Закона Божия и катехизиса (Самчевский, 1864, 654). В некоторых публикациях часто прослеживается некая мотивационная составляющая, например когда приходской священник корреспондирует о делах церковно-приходской школы, подчеркивая, что один из учащихся «не пропустил ни одного воскресного и праздничного церковного богослужения... был в хоре и всегда пел без устали, с истинным усердием» (Оратовский, 1865, 163) и это является примером «влияния грамотности на юные сердца питомцев». В другой заметке отмечено, что усилиями и стараниями священника выпускники и питомцы церковноприходской школы как состоят на разных должностях военной службы, так и являются грамотными «певчими церковными» (Известия, 1864, 460), несмотря на все трудности, которые были испытаны (от тяжести панской власти и насилия над учащимися, когда «не раз из школы веревкой за шею водили детей в панский двор и секли до того, что некоторые оставались надолго изувеченными» (Известия, 1864, 460)). Вообще, следует отметить, что открытие церковно-приходской школы при церкви в глубинке является важным средством к тому, по мнению автора того времени (Максимович, 1868, 425), что жизнь обитателей села, сосредоточенная до этого на других сферах, послужит развитию «православно-народного направления» и для всей местности даст возможность «приходской общественной жизни» (Максимович, 1868, 427). Роль таких школ во Львовской епархии приводится в сравнении с народными школами «в новом вкусе», которые все более и более получают распространение в конце 1860-х гг.: в населенных пунктах с церковно-приходской епархиальной школой «народ больше благоговейный и нравственный, в церкви поет не один дьячек. полна церковь», тогда как там, где народная школа «в удовольствие надзирателю за школой. учат, вместо церковного пения. песни» (Замечание, 1869, 293).
Принимая во внимание исторический и геополитический контекст региона, наблюдается достаточно острое освещение актуальных церковных вопросов в западных приходах. В заметке об открытии еще одной русской семиклассной гимназии и педагогических курсов в Люблинской губернии подчеркивается, что «обедня совершена была со всею торжественностью, какой давно не видал Холм, пели ученики холмской греко-униатской школы дьяков, составляющие правильно и хорошо организованный хор певчих его преосвященства. Нам, русским, особенно приятно было слышать в этот знаменательный для нас день литургию на священно-родном нам языке славянском, с слишком знакомым нам напевом Бортнянского; только открытые всю обедню царские врата, возглашение имени папы на великом входе. и несколько других обрядовых действий могли напоминать о том печальном, известным под именем унии, разделении в семье русской, о котором в глубине души можно лишь плакать и скорбеть» (Открытие, 1865, 813). Приводится новостная лента чешской газеты, что в Сан-Франциско появилась «русская церковь и русский священник; на клиросе поют, кроме дьячка, и две дочери русского консула Шмидта» (Известия, 1869, 323). Отмечается особая торжественность соборного общегородского погребения литовского митрополита Иосифа (Семашко) при «глубоко трогательном пении певчих под гул колоколов целой Вильны» (Известия, 1868, 943).
О церковно-певческой деятельности свидетельствуют и сообщения о совершении массовых крестных ходов и всенародного торжественного благодарственного
молебствия в соборе и приходских церквях Киева, а также подобные этому шествия в другие дни причтами церквей, с совершением молебнов на площадях (Известия, 1866, 307). В известии об обновлении памятника св. кн. Владимиру, установленного в 1802 г. в Киеве на месте крещения его двенадцати сыновей, имеется важное замечание, что дело обновления, начатое в 1860 г., было организовано по благочестивым побуждениям и с помощью организации концертов для сбора денег, в которых, с разрешения Киевского митрополита Исидора, принимал участие и хор митрополичьих певчих (Известия, 1862, 526). Приводится историческое свидетельство о том, что некогда богатейший ставропигиальный монастырь в Межигорье — любимый монастырь Сечи Запорожской, поставлял для Сечи, помимо проповедников и духовенства, певчих (Известия, 1862, 526). Имеются упоминания о приходских церковных попечительствах при киевских и сельских храмах, организующих силами приходов вечера и концерты в пользу бедных и нуждающихся (От редакции, 1867, 262).
Обращает на себя внимание особое описание устройства церковной жизни в самом Киеве. Имеются упоминания, что «с давнего времени Киево-Софийский собор жертвует ежегодно в пользу Киево-Софийского училища 50 рублей серебром за певческий хор из учеников», а также о том, что известные суммы в пользу этого училища поступали и из Киевского университета «в вознаграждение за малых певчих, ходивших петь в университетскую церковь» (Троцкий, 1868, 702). Здесь же отмечено, что правящий митрополит Филарет (Амфитеатров) был особенно «близок к малым певчим своего хора, обучавшимся в том училище, для которых он обыкновенно содержал на свой счет особого репетитора. <...> И сам лично делал им особые третные испытания» (Троцкий, 1868, 709), что свидетельствует о большом внимании киевского митрополита к образованию певчих архиерейского хора. О некоем обособленном положении малолетних архиерейских певчих в середине XIX в. свидетельствует и тот факт, что помимо училищного преподавательского штата, для «домашнего наблюдения за учениками малыми певчими как митрополичьего софийского хора, так и михайловского, были особые учителя» (Троцкий, 1868, 739). Интересным явлением того времени были так называемые публичные экзамены в конце каждого учебного года, которые становились «особенным торжеством для училища», где «распевались концерты и канты, в роде „С горнего трона Триипостасный призри на нас" и пр., впрочем, с 1844 г., по приказанию самого владыки, канты заменены были нотным церковным пением» (Троцкий, 1868, 741). Упоминаются исполнения хоров учеников киевских гимназий на торжественном акте (Известия, 1864, 518) и пр. В описании особенностей устава выноса плащаницы и совершения уставных служб перед ней упоминаются умилительные и «особенные трогательные лаврские напевы» песнопений, свято хранящихся в древнейшем предании старейшей Киево-Печерской лавры (Лавра, 1865, 403). Распоряжением епархиального начальства Киевской епархии в 1865 г. предписывается приходским священникам благоразумно заботиться о знании прихожанами основных молитв, а особо грамотными — наизусть пасхального канона и пр. Здесь же подчеркивается роль общенародного пения за богослужением: для пения «Тебе поем.» и «Достойно есть» певцы обязывались выходить на середину храма перед Царскими вратами, а после возвращаться на клирос и по окончании литургии «завести пение всем миром в церкви присутствующим „Под Твою милость", „Высшую небес" и пр.» (Распоряжения, 1865, 138).
На страницах «Киевских епархиальных ведомостей» фиксируется интерес к повсеместной проблематике схожих вопросов церковного пения в публикациях из других изданий того времени. Например, в новостной ленте об освящении сельского храма чаще всего подчеркивается, что «образован хор певчих, весьма удовлетворительно обученных стройному, партесному пению по нотам», или что «в торжестве участвовал церковно-приходского училища хор певчих» (Освящение, 1866, 657). Однако ошибочно думать, что это общераспространенная картина того времени. Так, мы встречаем известие, что на освящение одной из сельских церквей приглашен хор певчих другого прихода, а «на лицах заметно было усиленное внимание и молитва: хоровое пение
в сей веси слышалось впервые от ея заселения» (Известия, 1870, 196). Приводятся вопросы плохого знания церковно-певческого обихода и осмогласия как певцами, так и псаломщиками, тогда как хотя по сельским приходам «еще можно встретить старых причетников и диаконов, которые, несмотря на свои 60, 70 лет, твердым и звучным голосом так поют и читают, что можно заслушаться», но часто в сельских храмах церковное пение с каждым годом уже теряет свой характер и являет «смесь партесного с своим собственным и с напевом понаслышке» (О церковном пении, 1867, 161). Констатируется, что обиход Постной Триоди заменяется чаще чтением, знание осмогласия заменяется исполнением песнопений Октоиха на наиболее знакомый псаломщику глас, а также приводятся нарекания на пробелы в знаниях церковного устава (О церковном пении, 1867, 165). При этом упоминается открытие специальной школы для причетников в Саратовской епархии, так как «многие причетники крайне слабо знают предметы, относящиеся к своей должности. поют нестройно, а нередко и неправильно, в особенности при перемене гласов» (Известия, 1868, 368), в связи с чем поступающие «для практического знакомства с церковным пением и уставом. обязываются ежедневно ходить к богослужению в Крестову церковь». Такая образовательная программа в форме курсов предполагает изучать с регентом и «старшей братией» церковное пение «по гласам, и некоторых песней — Херувимской, Ныне силы небесные и проч. по особым напевам» независимо от сроков, а по мере усвоения программы (Известия, 1868, 370). Такая инициатива братства Святого Креста в Саратове и учреждение «Союза ревнителей церковного пения» должны содействовать «возвышению благолепия церковной службы через введение в нее хорового пения и преимущественно древних напевов православной церкви и с тем, чтобы распространять в обществе охоту к занятиям» искусством церковного пения. Подчеркивается, что члены этого Союза «состоят из ревнителей, певцов, вносящих по 25 к. за восемь месяцев учения и из бесплатных учеников» (Известия, 1868, 817), расходы и оклад учителям церковного пения покрываются силами братства (Союз, 1869, 324). В заметке о церковной жизни в Якутии описывается полугодовой объезд правящего архиерея церквей епархии на лошадях, оленях и собаках, причем его сопровождали, помимо священнослужителей, все это время «трое певчих» (Известия, 1869, 323) для большего благолепия богослужения на приходах.
Отмечается индивидуальная роль и инициатива каждого из учителей пения или регентов на местах, что способствует процветанию церковно-певческого дела. В статье об устройстве и освящении церкви при гимназии одного из уездов (Брянцев, 1868, 410), к которой прикрепляется специальный священник и где организованы клиросы гимназических певчих, подчеркивается, что «из учеников гимназии составлен хор и очень хорошо организован под руководством регента — учителя приходского училища Молоткова и нельзя не отдать чести умению и труду сего последнего: назад полгода ученики гимназии не знали ноты и нисколько не были подготовлены к церковному пению, теперь же они прекрасно поют всю литургию и большую часть всенощной, и в пении их слышится не светскость, но церковный дух и благоговение» (Брянцев, 1868, 417). Более того, немаловажно, что «некоторые учителя принимают участие в церковном пении и своим присутствием еще более поощряют к тому учеников, директор и инспектор — всегдашние посетители богослужения и строгие блюстители благочиния церковного», потому «богослужение в новоустроенной церкви совершается» (Брянцев, 1868, 417) очень чинно. Подчеркивается роль сельского дьячка одного из уездов Киевской губернии, устроившего в своей квартире не просто большую школу для детей и взрослых, но «сверх сего устроившего их крестьянских мальчиков отличный хор певчих», что поощряется «в видах возбуждения подобной ревности в других», а самому дьячку подарена «служба Бортнянского» (Протокол, 1866, 722). В другой статье — некрологе о почившем 23-летнем выпускнике Костромской семинарии (Голубев, 1868, 805), трудившемся сельским учителем «в самом глухом и отдаленном захолустье» в течение трех лет среди народа, который не имел «никаких христианских понятий и обычаев», упоминается, что он достиг таких результатов
в занятиях с детьми и взрослыми, что церковное пение исполняют и умеют «петь все и мужчины и женщины, и при том имеют такую любовь, особенно женщины, что гораздо чаще можно слышать от них песни церковные, чем какие-либо мирские» (Голубев, 1868, 810).
Отдельно следует подчеркнуть публикации на первых страницах епархиальных ведомостей, транслирующие Высочайшие повеления и распоряжения, в том числе касающиеся области церковного пения. Так, в некоторых распоряжениях Св. Синода встречаются формулировки попечения о певчих: например, в постановлении об учреждении викариатств в епархиях подчеркивается, что в одной из епархий необходимо «предоставить в распоряжение викарного архиерея на певчих» определенную сумму (Распоряжения, 1866, 177). В постановлении о составе причтов 1869 г. (Распоряжения, 1869, 59) подчеркивается, что обязанности псаломщика включают исполнение клиросного пения и чтения как за церковным богослужением, так и в требах на дому, а также всё делопроизводство прихода (п. 4, III) (Распоряжения, 1869, 60). При этом уточняется, что при возможности приход может содержать несколько псаломщиков, которых можно воспитать, приучив «усердствующих из прихожан к клиросному чтению и пению», и тогда сам псаломщик может быть рукоположен в сан диакона с совмещением этих должностей «без затруднения при отправлении церковного богослужения» (п. 6, III) (Распоряжения, 1869, 62). Вопрос внешнего вида псаломщиков оставляется на их собственное усмотрение, и «дозволяется, по желанию, носить и светское одеяние, без ращения волос» (п. 8, III) (Распоряжения, 1869, 63). Также предписывается, что на вакансии псаломщиков могут приниматься лица только «из окончивших курс в семинарии или же которые по окончании курса пробыли не менее трех лет в начальных школах» (п. 1, IV) (Распоряжения, 1869, 64) ради возможности дальнейшего их рукоположения, и лишь в случае кадрового недостатка в епархии псаломщик может быть поставлен «и из не окончивших полного курса, но с званием исправляющих должность псаломщиков» (п. 3, IV) (Распоряжения, 1869, 65). Важно отметить, что ранее постановления в области притча принимались в 1842 г., потому введение данных предписаний содействовало, по мнению авторов публикации, как положению псаломщика, так и его содержанию: «ограничение обязанностей псаломщика чтением, пением и церковным письмоводством облагородит это звание, а потому в должность эту теперь, без унижения и стыда, может поступить окончивший курс семинарии подобно тому, как те же должности псаломщиков при наших заграничных церквях занимаются окончившими курс духовных академий» (Реформа, 1869, 431).
В обсуждении проекта нового устава духовных учебных заведений (духовных семинарий, училищ, гимназий) прописывается, что специальный курс духовного образования должен включать церковное пение, которое при десятилетнем распределении по классам (четыре года в уездном училище и шесть в семинарии) предполагается после изучения первых восьми лет предметов общего образования — в последние два года. Однако подчеркивается, что при четырехлетнем образовании «одно, что может быть удержано в уездном училище из предметов специально-духовного образования — это церковное пение, но не обиходное (об этом предмете довольно подробно сказано в Ведомостях за 1863 г. № 13), а действительно употребляемое в церквах с разными его напевами, с тем, чтобы преподавание его было поручено знатокам церковного пения, а не тем, кто признается способным преподавать греческий язык или арифметику» (Соображения, 1866, 301). Приводится определение Св. Синода 1878 г. о снабжении камертонами певческих хоров, существующих в духовных учреждениях, с «Положением о музыкальных диапазонах или камертонах», которое члены Правительствующего Синода слушали по указу Его Императорского Величества, так как в том же году оно было утверждено в министерстве народного просвещения (Определения, 1878, 262). Этим определением предполагались к использованию только выверенные и заштемпелеванные в главной физической обсерватории камертоны, которыми всех по запросу обязывалось обеспечить хозяйственное
управление при Св. Синоде за счет самих духовных учреждений, включая расходы за покупку, упаковку и пересылку. В согласии с Положением по всей России должен был использоваться единообразный камертон «производящий 870 полукачаний в секунду при +15 стоградусного термометра» со штемпелем букв «у. к.» («утвержденный камертон») и с указанием года проверки его настройки, которая предполагалась раз в шесть лет. Плата за проверку не предполагалась, но подделка штемпелей подразумевала наказание, а вводимый именной реестр мест и лиц, представлявших в обсерваторию камертоны для проверки и штемпелевания, публиковался в годовых отчетах церковных учреждений.
Освещение появляющихся в продаже духовно-музыкальных сочинений как в столице (Объявления, 1865, 558), так и на местах (Известия, 1866, 140), а также регулярное рассмотрение учебной и организационно-воспитательной деятельности открывающихся повсеместно училищ девиц духовного звания, воскресных школ при духовных академиях, положение музыкального образования в высших духовных учебных заведениях, демонстрация различных методик преподавания церковного пения в духовных семинариях, свидетельства о роли видных иерархов в деле процветания церковно-певческого искусства и другие важные вехи области церковного пения постоянно встречаются на страницах рассматриваемого издания, что, бесспорно, формирует общее представление о его положении и дополняет новыми фактами исследования данного периода.
4. Известия (1862
5. Известия (1864
6. Известия (1864
7. Известия (1866
8. Известия (1866
9. Известия (1868
Источники и литература
1. Брянцев (1868) — Брянцев А., свящ. Освящение церкви в здании Белоцерковской гимназии // Киевские епархиальные ведомости (далее — КЕВ). 1868. № 10. С. 410-417.
2. Голубев (1868) — Сельский учитель Александр Васильевич Голубев // КЕВ. 1868. № 21. С. 805-812.
3. Замечание (1869) — Замечание о направлении народных и епархиальных школ в Галиции // КЕВ. 1869. № 7. С. 293-294.
Известие // КЕВ. 1862. № 15. С. 526-527. Известия и заметки // КЕВ. 1864. № 14. С. 460. Известия и заметки // КЕВ. 1864. № 16. С. 518. Известия // КЕВ. 1866. № 9. С. 307. Известия // КЕВ. 1866. № 19. С. 140-142. Известия // КЕВ. 1868. № 9. С. 368.
10. Известия (1868) — Известия // КЕВ. 1868. № 9. С. 369-370.
11. Известия (1868) — Известия // КЕВ. 1868. № 21. С. 817.
12. Известия (1868) — Известия // КЕВ. 1868. № 24. С. 941-944.
13. Известия (1869) — Известия и заметки. Сближение американцев с православной Церковью // КЕВ. 1869. № 8. С. 323.
14. Известия (1869) — Известия и заметки. Самое обширное путешествие для обозрения епархии // КЕВ. 1869. № 8. С. 323-324.
15. Известия (1869) — Известия и заметки. Освящение церкви в с. Субботове, построенной знаменитым гетманом Богданом-Зиновием Хмельницким // КЕВ. 1869. № 24. С. 829-832.
16. Известия (1870) — Левитский Ф., свящ. Постройка и освящение церкви в с. Яблуновке, Каневского уезда / Известия и заметки // КЕВ. 1870. № 6. С. 195-196.
17. Лавра (1865) — Вынос и положение св. плащаницы во святой чудотворной Киево-Печерской Лавре // КЕВ. 1865. № 10. С. 403-407.
18. Максимович (1868) — Максимович И. С. Ненадыха, Таращанского уезда // КЕВ. 1868. № 7. С. 263-279; № 11. С. 425-442.
19. Некролог (1881) — По поводу некролога о. И.М. Борецкого [на основании «Литовских епархиальных ведомостей»] // КЕВ. 1881. №43. С. 5-7.
20. О церковном пении (1867) — И. К-н, свящ. О церковном пении [Воронежские еп. В. 1867, № 2] // КЕВ. 1867. № 5. С. 161-167.
21. Объявления (1865) — Объявления // КЕВ. 1865. № 14. С. 558-560.
22. Объявления (1867) — Праздны учительские места // КЕВ. 1867. № 23. С. 209.
23. Объявления (1887) — О праздных учительских местах // КЕВ. 1887. № 25. С. 471.
24. Определения (1878) — Определения Святейшего Синода о снабжении камертонами певческих хоров // КЕВ. 1878. № 21. С. 262-265.
25. Оратовский (1865) — Оратовский И., свящ. Любовь крестьянских детей к грамотности и сочувствие крестьян к грамотному мальчику // КЕВ. 1865. №4. С. 161-164.
26. Освящение (1865) — Освящение училищного дома в с. Пастырском, Чигиринского уезда // КЕВ. 1865. № 1. С. 23-24.
27. Освящение (1866) — Освящение храма в с. Елисаветке [Звенигородский уезд, Херсонской губернии] // КЕВ. 1866. № 21. С. 657-658.
28. От правления (1868) — От правления Санкт-Петербургской Духовной Семинарии // КЕВ. 1868. № 13. С. 139-140.
29. От редакции (1867) — От редакции // КЕВ. 1867. № 8. С. 262.
30. Открытие (1865) — Открытие в г. Холме русской седмиклассной гимназии и педагогических курсов // КЕВ. 1865. № 21. С. 801-816.
31. Отчет (1868) — Извлечение из всеподданейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1866 г. // КЕВ. 1868. № 7. С. 285-206.
32. По какому напеву (1863) — По какому напеву следовало бы обучать церковному пению в наших сельских школах // КЕВ. 1863. № 13. С. 386-408.
33. Протокол (1866) — Протокол заседания совета киевского Св.-Владимирского братства 28 сентября 1866 г. // КЕВ. 1866. № 23. С. 720-722.
34. Распоряжения (1865) — Распоряжения епархиального начальства // КЕВ. 1865. № 1. С. 11.
35. Распоряжения (1865) — Распоряжения епархиального начальства от 25 мая 1865 г. // КЕВ. 1865. № 13. С. 138-139.
36. Распоряжения (1866) — Высочайшие повеления и распоряжения Святейшего Синода // КЕВ. 1866. № 24. С. 175-179.
37. Распоряжения (1869) — Высочайшие повеления и распоряжения Святейшего Синода // КЕВ. 1869. № 11. С. 59-67.
38. Распоряжения (1903) — Распоряжения епархиального начальства // КЕВ. 1903. №9. С. 265-266.
39. Реформа (1869) — Реформа приходов, состава причтов и быта православного духовенства // КЕВ. 1869. № 12. С. 431-438.
40. Самчевский (1864) — Преподавание Закона Божия и арифметики в школе при Фридрихштадтской учительской семинарии. Заметки г. Самчевского // КЕВ. 1864. №21. С. 650-656.
41. Сенаторский (1869) — Сенаторский П., свящ. Благотворная деятельность двух приходских попечительств // КЕВ. 1869. № 1. С. 37.
42. Соображения (1866) — Соображения об улучшении внутреннего быта средних и низших духовно-учебных заведений // КЕВ. 1866. № 9. С. 297-306.
43. Союз (1869) — Певческий Союз при Братстве // КЕВ. 1869. № 8. С. 324-325.
44. Списки (1887) — Список праздных псаломщических мест по Киевской епархии // КЕВ. 1887. № 25. С. 470.
45. Троцкий (1868) — Троцкий П., свящ. Киево-Софийское уездно-приходское духовное училище // КЕВ. 1868. № 18. С. 702-709; № 19. С. 739-741.