Вестник ПСТГУ
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 46. С. 74-89 БОТ: 10.15382Мш^202246.74-89
Емельянова Ольга Александровна, аспирант кафедры истории и теории музыки ПСТГУ Россия, г. Москва [email protected] https://orcid.org/0000-0003-3649-2601
Общенародное богослужебное пение в Санкт-Петербургской епархии НА РУБЕЖЕ Х1Х—ХХ ВЕКОВ
О. А. Емельянова
Аннотация: В Российской империи на рубеже Х1Х—ХХ столетий наблюдался высокий интерес к практике общенародного церковного пения. Документы русского Поместного собора 1917—1918 гг., певческих съездов, отчеты о деятельности церковных братств и обществ, публикации в прессе позволяют в полной мере представить, с каким размахом было организовано общенародное пение на богослужениях. Особую роль, безусловно, здесь сыграла поддержка высшего церковного священноначалия, что демонстрируют указы Святейшего Синода, изданные еще в 1804 и 1847 гг. В начале ХХ в. в Санкт-Петербургской епархии, где на протяжении долгого времени активно поддерживались и развивались профессиональное церковное пение и авторская богослужебная музыка, так же как и в других крупных епархиях (Московской, Тамбовской, Казанской и других), были заложены прочные основания для массового участия народа в богослужении посредством пения и чтения церковных песнопений: особые церковные распоряжения, располагающие духовенство к новой приходской деятельности, обучение прихожан и учащихся церковно-приходских школ церковному пению, издание нотных пособий для общенародного богослужебного пения (Литургии, Вечерни, Утрени, Молебна, Панихиды). Активными организаторами и руководителями общенародного церковного пения на рубеже Х1Х— ХХ вв. в Санкт-Петербургской епархии были священники Михаил Дубенский, Константин Лорченко, Николай Курлов, а также Александро-Невское общество трезвости. Несомненно, изучение истории общенародного пения и накопленного богатого практического опыта чрезвычайно важно именно сегодня, когда вновь наблюдается возрождение и распространение этой древнейшей традиции, остающейся мощным средством не только церковного объединения людей, но и просвещения, и воспитания их в христианской вере.
Ключевые слова: общенародное пение, свящ. Михаил Дубенский, свящ. Константин Лорченко, свящ. Николай Курлов, свящ. Александр Рождественский, свящ. Петр Миртов, Александро-Невское общество трезвости, Круг церковных песнопений обычных распевов для народа.
© Емельянова О. А., 2022.
На рубеже Х1Х—ХХ столетий в России наблюдался настоящий расцвет общенародного церковного пения1. Размах и основательность подхода к широкому введению этой формы богослужебного пения особенно ощущается при чтении материалов певческих съездов2 и Поместного собора Русской Православной Церкви 1917—1918 гг.3 Так, из опубликованных протоколов заседаний Собора мы узнаем, что многие крупные церковные деятели высказывались в поддержку общенародного пения за богослужением, и наиболее активными его сторонниками были Д. И. Зарин4, В. Д. Прилуцкий, диакон Василий Богословский5. Они полагали, что введение такой практики пения в храме позволит преодолеть ряд кризисных явлений церковной жизни, таких как стремительно распространяющееся сектантство, низкий уровень знаний основ христианской веры, нерегулярное участие прихожан в таинствах Церкви и незнание уставного богослужения, чрезмерно малое число грамотных головщиков, певцов и чтецов, трудности восприятия церковнославянского языка. Особенно широко общенародное пение стало вводиться в храмах Московской, Новгородской, Подольской, Херсонской, Курской, Архангельской, Пензенской и других епархий. И, как показало детальное изучение этого вопроса, одни из самых ярких примеров такого рода связаны с трудами священнослужителей Петербургской епархии.
Так, в журнале «Хоровое и регентское дело» за 1909 г. сообщалось о совершении 1 ноября в Исаакиевском соборе Божественной Литургии6, на которой сослужащих возглавил митрополит Антоний (Вадковский) (ил. 1), а песнопения были исполнены общенародно под руководством протоиерея Михаила Дубенского. В описании события также говорилось о том, что ему предшествовала особая подготовка: за две недели до памятной Литургии участники посещали
1 Емельянова О. А. Общенародное богослужебное пение как массовое явление в Москве и Санкт-Петербурге в начале XX века // Проблемы художественного творчества: сб. статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому (26—28 ноября 2019 г.). Саратов: Саратовская гос. консерватория им. Л. В. Собинова, 2020. С. 76-89.
2 IV Всероссийский съезд регентов: Протоколы // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VIII. Кн. 2: А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале ХХ века [в печати]. Благодарю составителей С. Г. Звереву и А. В. Лебедеву-Емелину за возможность ознакомиться с материалами подготовленного к изданию тома.
3 Русол Е. В. Поместный собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. о церковном пении. М.: ПСТГУ, 2002. С. 27.
4 Д. И. Зарин — автор методических пособий по школьному церковному и светскому пению, организатор регентских съездов.
5 Диакон В. П. Богословский — клирик храма Воскресения Христова в Кадашах, был приглашен на Русский Поместный Собор 1917-1918 гг. в качестве консультанта.
6 Хоровое и регентское дело (раздел «Хроника»). 1909. № 11. С. 289-290.
Ил. 1. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский)
спевки, организованные на внебогослужебных беседах и проходивших в столичных приходских храмах и церковных залах под руководством псаломщиков. Для облегчения дела епархиальным Миссионерским советом в количестве 30 тыс. экземпляров была издана брошюра «Слово жизни в церковных песнопениях православной церкви, избранных для общенародного пения» (все экземпляры были раскуплены за неделю!). Спевки проходили преимущественно в будни, с 8 до 11 ч. вечера; участие в них принимали как мужчины, так и женщины, без возрастных ограничений. При этом автор публикации отмечал, что большинство из них были выходцами из простого народа, но присутствовали и представители интеллигенции. Наконец, 28 октября в 8 часов вечера состоялась общая спевка в Исаакиевском соборе, на которой присутствовали около 7—8 тыс. человек.
Корреспондент журнальной хроники сообщал также и некоторые подробности происходившего в самый день 1 ноября. Обычно в течение церковного года собор наполнялся один-два раза, на великие праздники, а в тот день полиции пришлось перекрыть вход в храм — настолько он был наполнен богомольцами. Хором «Исаакия» исполнялись только ектении, а все прочие песнопения — всеми присутствующими. «Поразительно, захватывающе было это пение 20 тысяч человек. Казалось, невозможно управить таким хором, но на самом деле он пел, как строго дисциплинированный, и по сравнению с ним хор Исаакиевских певчих представлялся жалким»7.
Через год, в 1910 г., в журнале «Хоровое и регентское дело» появилась еще одна заметка неизвестного автора, где он делился впечатлениями от общенародного пения на поздней Литургии в Исаакиевском соборе, отслуженной 21 февраля8. В частности, он сообщал, что, возвышаясь на кафедре в центре собора, пением вновь руководил свящ. Михаил Дубенский; в начале богослужения пела только некоторая часть храма, но постепенно запели все присутствующие, воодушевленные «величественным, захватывающим, неотразимым влиянием этой могучей волны, объединяющей всех в живое религиозное единство чувств». Как и ранее, отмечалось, что пение хора Исаакиевского собора, в сравнении с общенародным, казалось «маленьким, слабеньким, холодным»9.
Следует несколько слов сказать о протоиерее Михаиле Дубенском. Он родился в 1878 г. в семье псаломщика Алексеевской приходской церкви СтароЛадожского Успенского женского монастыря Семена Семеновича Дубенского. В 1899 г. окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию и в 1903 г. был рукоположен в диаконы Иоанно-Предтеченской церкви Общества распространения религиозно-нравственного просвещения на Выборгской улице (ил. 2); с 1909 по 1930 г. являлся настоятелем храма св. Анны Кашинской на подворье Кашинского Сретенского монастыря (ил. 3), а после 1930-го был уволен за штат. В 1934—1935 гг. он значился заштатным священником Ленинградского Сампсо-ниевского собора, а 7 марта 1935 г. был осужден и приговорен к высылке из Ле-
7 Хоровое и регентское дело (раздел «Хроника»). 1909. № 11. С. 290.
8 Хоровое и регентское дело (раздел «Из жизни»). 1910. № 3. С. 67-70.
9 Там же. С. 69.
Ил. 2. Церковь св. Иоанна Предтечи Ил. 3. Проект церкви св. Анны
Общества распространения религиозно- Кашинской на подворье Кашинского
нравственного просвещения Сретенского монастыря на ул. Выборгской в Санкт-Петербурге
нинграда в Вологду; дальнейшая судьба его неизвестна10. Стоит особо отметить, что за руководство общенародным пением иерей Михаил Дубенский 11 ноября 1909 г. был награжден набедренником11.
Еще одним ярким деятелем общенародного пения в Санкт-Петербургской епархии был иерей Константин Лорченко. К сожалению, о нем сохранилось очень мало биографических данных. Известно, что о. Константин родился около 1855 г. в Могилевской епархии в семье священника. В 1883 г. он окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию и в том же году был определен священником в храм Покрова Божией Матери села Подбережье Новоладожского уезда. В некрологе, составленном иереем Петром Быстряковым, мы узнаем, что о. Константин скончался 13 декабря 1904 г.12 Он был энергичным проповедником, борцом с пьянством. Им была открыта первая община крестьянских сестер милосердия, церковно-приходские школы в деревнях Златина, Ваи и Пенчино. Школьное дело было поставлено так хорошо, что к кончине о. Константина в Новоладожском уезде не осталось ни одного безграмотного. Большое внимание
10 Дубенский М. С., свящ. // Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.: база данных ПСТГУ. URL: http:// kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/docum/ans/nm/?TYZCF2JMTdG6Xbu2su4ZfS4ee8YUX8 XZc8Wf674Zf8Khfe8ctk* (дата обращения: 28.09.2021).
11 Распоряжения епархиального начальства // Известия по Санкт-Петербургской епархии, издаваемые при журнале «Отдых христианина». 1909. № 23. С. 5.
12 Быстряков П., свящ. О. Константин Лорченко (Некролог) // Известия по Санкт-Петербургской епархии, издаваемые при журнале «Отдых христианина». 1904. № 1. С. 17—21.
отец Константин также уделял церковному благолепию. Он не только радел за соблюдение богослужебного устава, но и привлекал к участию в богослужении свою паству. Как говорил сам о. Константин, каждая школа должна стать одним большим хором, способным спеть на любой службе или требе, и именно такой школьный хор открывает путь к всенародному пению в храмах13.
После смерти о. Константина в «Известиях Санкт-Петербургской епархии» в 1904 г. была опубликована его статья — «Выразительность и осмысленность в исполнении церковных песнопений». В ней он подчеркивает, что прежде введения практики общенародного церковного пения следует отказаться от торопливости и небрежности исполнения песнопений; также необходимо употреблять только простые церковные напевы с логическими остановками. «Тем-то и дивны и дороги наши обычные церковные напевы, что они дают полную возможность выделения логических ударений, делая, таким образом, самый текст песнопений в значительной степени доступнее, удобопонятнее, вразумительнее, причем [здесь] нет ни малейшего посягательства "на выработавшиеся веками и твердо установившиеся церковные мотивы"»14. К сожалению, трудно сказать, какие именно «простые напевы» о. Константин отбирал для репертуара общенародного пения и как он над ним работал со школьниками, но надеемся, что со временем эти вопросы удастся прояснить.
Одним из самых ярких устроителей общенародного пения был священник Николай Курлов. Он родился во 2-й пол. Х1Х в. (точная дата не известна), свое служение нес в Спасо-Преображенской церкви за Московской заставой (ил. 4), а с 1904 г. — в госпитале Георгиевской общины Красного Креста им. Императрицы Марии Федоровны (ил. 5 и 6); был участником Русско-японской войны, скончался в 1904 г. от тифа.
О. Николай посвятил общенародному пению несколько печатных работ. Так, в своем фундаментальном труде «Опыт всенародного церковного пения в селах и в армии» (1902) он освещает, пожалуй, все основные стороны практики общенародного пения, которая, по его мнению, имеет глубокие корни и основания. Касаясь исторического аспекта, он, в частности, приводит множество примеров общенародного пения — начиная с эпох Ветхого и Нового Заветов и продолжая сведениями уже из русской истории. В результате он прихо-Ил. 4. Церковь Преображения Господня дит к убеждению, что участие в церков-
13 Быстряков П., свящ. Указ. соч. С. 18.
14 Лорченко К., свящ. Выразительность и осмысленность в исполнении церковных песнопений // Известия по Санкт-Петербургской епархии, издаваемые при журнале «Отдых христианина». 1904. № 4. С. 14-19.
Ил. 5. Храм вмч. Георгия при Георгиевской общине Красного Креста
Ил. 6. Внутреннее убранство храма вмч. Георгия
ном пении на протяжении всей жизни Церкви было одинаково доступным для всех сословий, возрастов и обоих полов15. В том же контексте у него звучит еще одна любопытная мысль, которая не встречается у других исследователей общенародного пения: греки, обучившие русский народ христианскому вероучению, не передали традиции общенародного пения, которую имели сами.
Говоря о церковных основаниях такой практики, которую следует всячески поощрять и распространять, он цитирует 49-ю главу Типикона — «О поклонах и молитве церковное законоположение»16, а также ссылается на Указы Святейшего Синода. Один из них (от 22 декабря 1804 г.), в частности, гласит: «Не возбраняется производить церковное пение и не принадлежащим к клиру лицам,
15 Курлов Н. И., свящ. Опыт всенародного церковного пения в селах и в армии. СПб.: Типо-лит. Фроловой, 1902. С. 65.
16 Типикон, сиесть Устав. 3-е изд. М.: Изд. Московской Патриархии РПЦ, 2015. С. 874.
как-то прихожанам и другим сторонним лицам, имеющим сверх благоговейного в себе расположения к службе Божией и довольное сведение в церковном простом пении»17. То же предписывает и Указ Святейшего Синода от 7 мая 1847 г.: священнослужителям, имеющим в своем подчинении церковно-приходские школы, особое внимание уделить обучению детей церковному пению, чтобы они могли участвовать в богослужении в праздничные дни и через это утверждаться в вере18.
Но особое внимание иерей Николай уделяет практической стороне дела, задаваясь, прежде всего, главным для себя вопросом: а что собой представляет (или должно представлять) общенародное церковное пение? Пение народных хоров или пение всех присутствующих? И о. Николай, опираясь здесь, судя по всему, уже на свой практический опыт, дает следующий ответ: это пение всех присутствующих в храме на богослужении, но это пение в своей основе имеет народный хор. Если хороший народный хор может петь все богослужения церковного года, то общенародный — только известные народу отдельные песнопения. Совместное участие в службе двух хоров придает богослужению особую торжественность.
По мнению о. Николая, ввести такой тип пения возможно двумя путями: через школу или армию. При этом он поясняет: приобщение народа к пению посредством школы надежно, но занимает много времени, и новое пополнение обученными церковными певчими происходит только по окончании школы; армия же дает самый быстрый способ внедрения общенародного пения, так как каждый год из ее рядов выбывают около 300 тыс. солдат, за пятилетний срок службы приобщенных к богослужебному пению.
Вторая половина работы о. Николая «Опыт всенародного церковного пения в селах и в армии» фактически является руководством для обучения общенародному пению, поскольку в соответствующих ее главах рассматриваются все практические стороны самого процесса подготовки к участию народа в богослужебном пении, которые, несомненно, отражали большой личный опыт по его устроению. Поэтому остановимся на содержании этого раздела подробнее.
Обучение прихожан церковному пению о. Николаем было построено следующим образом: для спевок было определено время внебогослужебных бесед и чтений; затем выученные песнопения постепенно «выносили» на богослужения. Как и у свящ. Константина Лорченко, у о. Николая ядром общенародного пения был хор церковно-приходской школы, каждый выпускник которой должен участвовать в богослужении. Совместное пение учащихся и выпускников образовывало общешкольное пение, которое, в свою очередь, должно привести к образованию больших приходских хоров; со временем же личный пример и преемственность будут способствовать укреплению общенародного пения в целом.
Все обучение о. Николай разделял на несколько этапов. Первоначально должен определиться постоянный состав певцов: этот процесс может занять неко-
17Руководственные для православного духовенства указы Святейшего правительствующего синода. 1721-1878 гг. М.: Тип. М. Н. Лаврова и Ко, 1879. С. 412.
18 Там же. С. 417.
торое время, пока не выявятся действительные любители церковного пения. На следующем этапе необходимо всех поющих разделить на малые группы с выделением старших, для сохранения порядка и организованности. К занятиям были разработаны особые условия спевок:
1. Собрание поющих необходимо разделить на женские и мужские голоса, а если спевка проходит в полку, то мужские голоса разделить на теноров и басов.
2. Разучивая песнопение, пример его показывать с голоса или при помощи музыкального инструмента.
3. Во время исполнения песнопений необходимо отчетливо произносить слова и неукоснительно следовать требованиям руки регента.
4. После того как будут усвоены мелодические партии, следует особое внимание уделить партии басов.
5. Одновременно с пением по слуху также следует сообщать основы нотной грамоты.
6. Из общей народной массы наиболее способных, освоивших свои партии, отобрать для народного любительского хора.
В промежутках между пением таких песнопений, как «Спаси Господи люди Твоя», ектении, «Верую», о. Николай предлагает объяснять основы музыкальной грамоты (нотоносец, ноты, длительности, ритм, гамма, скачки и другие), гласовые песнопения он рекомендует разучивать в порядке усложнения певческого материала. Например, обучая народ пению стихир, о. Николай группирует гласы по схожему начальному тону: 1 и 5-й гласы, 2 и 6-й гласы, 3 и 8-й гласы, 4 и 7-й гласы.
Ниже приведем примеры теоретических занятий, которые, по его мнению, помогут усвоению нотной грамоты.
1. Предварительная беседа: мы до сих пор пели по слуху или наизусть. Как вы думаете, можно назвать человека грамотным, когда он выучит наизусть дело или даже несколько стихотворений и рассказов? Последует ответ: «Неграмотный». То, что он выучил наизусть, забудет через несколько времени, а нового не выучит, пока кто не научит. Грамотный тот, кто знает азбуку, буквы, звуки, умеет их складывать, разбирать словами, кто умеет читать и писать. Так и нас нельзя назвать певцами. Мы не знаем азбуки пения. Люди пишут и поют при помощи букв, а поют при помощи нот. Эти значки — ноты — показывают, как долго тянуть голосом, высоким голосом или низким. Эти ноты надо одолеть. Иначе мы никогда не будем хорошо петь. Согласны учить? Все отвечают: «Согласны».
2. Вы заметили, когда поете, что один слог долго тянется одним голосом, а иной скоро. Для примера, пропойте: «Спаси, Господи» или иное что. Как же узнаешь, какой слог сколько времени тянуть? Для обозначения длительности звука существуют особые знаки. Объяснить им такты (П), полтакта (половинка), четверть (.1), восьмая (]>) и сколько ударов каждый значок нужно тянуть 4, 2, 1, Пропойте: «Господи, помилуй» или «Утверди, Боже», «Верую» — тактами, полутактами, четвертями и восьмыми. Не все «Верую», а для примера. Я вам пропою «Спаси, Господи», а вы скажите, где я тяну звук
четверть, полтакта. Пропоем «Честнейшую» четвертями, «Слава» восьмыми. Я вам пропою: «Единородный», а вы скажите, где четверть и полтакта.
3. Во время пения вы заметили: не все одинаковые звуки ваш голос выводит. Один звук берете тонкий и высокий, а иной низкий и толстый. Для обозначения, где звуки брать голосом высоко, а где низко, существует особая лестница. Эта лестница называется нотным станом. Чем выше стоит нота на лестнице, тем выше брать голосом, ниже стоит, ниже брать голосом. Например, пропоем: «Достойно». Вот первый звук и называется «до»; на слоге «сто» выше — «ре», «но» — «ми», «есть» — «фа». Усвоить твердо эти четыре звука. Звук «до» имеет всегда постоянное место. Это постоянное место звука «до» указывает особенный значок. Этот значок называется ключом (ил. 7).
4. «Достойно есть» написать нотами на нотном стане. Можно выше голосом петь «Достойно», тогда значки и ноты пишутся выше на лестнице или нотном стане. Вы начинаете петь «Достойно» с «соль» и получится: «соль, ля, си, до», т. е. полная гамма. Гамму необходимо твердо усвоить. Значит, гамма разделяется на две равные части: «до-фа», «соль-до».
5. Но не всегда мы подряд поем звуки: иногда делаем голосом скачки. То низкий звук возьмем, то запоем сразу высокий, а середину пропустим. Вот, например, пропоем: «до, ре, ми», а теперь пропустим «ре», получится — «до-ми». Один звук в середине пропустили. Расстояние от «до» до «ми» или скачок через одну ноту называется терцией. Этот скачок или интервал встречается при пении, например, «Богородице Дево». Пропоем теперь «доре-ми-фа» и пропустим «ми». Получается другой интервал терции (скачок через ноту) — «ре-фа». Этот интервал встречается в пении «Видехом Свет истинный». Пропоем опять «до-ре-ми-фа» и пропустим «ре-ми». Получится скачок через две ноты или интервал кварты. Этот интервал вы слышите у баса во время «Отче наш». Именно: на слоге «бе»-«сех», 1-е — фа, а 2-е — до. По этому образцу разучивается и вторая половина гаммы. Весь этот материал распределяется, по усмотрению, уроков на десять одновременно с пением по тетрадкам. Уделять целый урок на одну теорию не следует, но и совершенно не заниматься теорией немыслимо, иначе пение это похоже на писание по песку19.
Помимо некоего пособия, каким является «Опыт всенародного церковного пения в селах и в армии», о. Николаем был издан «Круг церковных песнопений обычных распевов для народа» (ил. 8), в котором представлен основной нотный репертуар для народных церковных хоров. «Круг» состоит из нотных сборников Литургии, Вечерни, Утре-
Ил. 7. Из кн. «Опыт всенародного церковного пения в селах и армии»
19 Курлов Н. И., свящ. Опыт всенародного церковного пения в селах и в армии. С. 66—69.
82
ни, Молебна, Панихиды20, а также гла-совых напевов стихир на «Господи воззвах»21 и ирмосов22. Исходя из личного опыта, о. Николай полагал возможным разучить Литургию за 4—5 спевок. Самым же сложным певческим материалом для общенародного пения, по его мнению, было вечернее богослужение (Вечерня и Утреня) из-за большого количества изменяемых песнопений. Нам удалось установить посредством сравнения напевов, что изданные свящ. Николаем песнопения Вечерни и Утрени для двух голосов представляют собой упрощенное изложение «Обихода» Придворной певческой капеллы23 (за исключением двух неизменяемых песнопений: «Предначинательный псалом» и «Богородице Дево»).
Сам о. Николай дает такую характеристику своему труду: «Издания для народа ценны настолько, насколько они доступны для исполнения народом и применимы к делу. Самое главное преимущество и достоинство простого пения состоит в том, что оно могло сделаться достоянием всех и составит собой общедоступную духовную пищу для удовлетворения и развития религиозных потребностей народа»24.
Опубликованные иереем Николаем труды получили широкий отклик у современников. Так, в «Архангельских епархиальных ведомостях» за 1903 г. некто С. Д-в в разделе «Библиографическая заметка» поместил отзыв об «Опыте всенародного церковного пения в селах и в армии». Автор публикации высоко оценил теоретический труд, указывая, правда, на незначительные неточности в подаче материала25.
20 Круг церковных песнопений обычных распевов для народа. Литургия, Молебны, Вечерня, Утреня / В перелож. на два и три голоса свящ. Н. Курлова. СПб.: Тип. Н. Уль, 1901.
21 Курлов Н. И., свящ. Господи воззвах 8-ми гласов: Киев. роспева: Перелож. на два и на три голоса. СПб.: Типо-лит. и нотопечатня Н. Г. Уль, 1902.
22 Курлов Н. И., свящ. Ирмосы воскресные осми гласов: на два и на три голоса а саре11а. СПб.: Лит. П. К. Селиверстова, 1901.
23 Обиход нотного церковного пения при Высочайшем Дворе употребляемый: Ч. 1, 2 / пересмотр., испр. и доп. под рук. Н. Бахметева. СПб.: Лит. Г. Шмидт, 1869.
24 Курлов Н. И., свящ. Опыт всенародного церковного пения в селах и в армии. С. 74.
25 С. Д-в. Библиографическая заметка // Архангельские епархиальные ведомости. 1903. № 4. С. 128-130.
Ил. 8. «Круг церковных песнопений обычных распевов для народа в переложении на два и три голоса» свящ. Николая Курлова, 1901 г.
Известно, что журналы «Русский паломник» и «Музыка и пение» также содержат в себе положительные рецензии на нотные издания о. Николая (они были перепечатаны в «Херсонских епархиальных ведомостях» за 1902 г.). В журнале «Музыка и пение» особенно подчеркивается, что переложения подходят как для школ, так и для армии своим простым изложением и являются хорошим «оружием» для борьбы с активно распространяющимся сектантством26.
В «Тамбовских епархиальных ведомостях» имеются еще два положительных отзыва о нотных изданиях о. Николая27. В свою очередь, в последней публикации Е. Поселянин несколько критично оценивает предложенные варианты гласовых напевов, которые, по его мнению, не везде применимы, так как сам придворный напев не является общераспространенным и не везде близок к обиходным напевам: «...кой где он урезан и изменен, до крайне сухого, безжизненного речитатива (прокимены, Тебе Бога Хвалим, Свете тихий и т. д.)»28. С данной характеристикой изменяемых песнопений гласовых напевов невозможно не согласиться: предлагаемые напевы не являются общеупотребительными и местами упрощены до речитатива на одной ноте.
В 1913 г. в рамках миссионерских курсов свящ. Александр Рождественский29 выступил с докладом в Бизюковом монастыре30. Он высоко оценил ряд обучающих пособий своих современников («Опыт всенародного церковного пения в селах и в армии» свящ. Н. Курлова; «Общее церковное пение. Народно-певческие хоры» свящ. В. Лебедева31; «Сборник церковных песнопений» прот. В. Успенского32), а также рекомендовал для исполнения народом нотные сборники свящ. Николая Курлова и о. Александра Рождественского33, как наиболее приспособленные и практичные.
На наш взгляд, «Круг церковных песнопений обычных распевов для народа» является ценным трудом. В неизменяемых песнопениях Вечерни и Утрени легко узнаваемы греческий (Предначинательный псалом), киевский (Блажен муж, Свете тихий, Полиелей) и знаменный (тропари воскресные) роспевы. Песно-
26 Круг церковных песнопений обычных роспевов для народа, в переложении на два и на три голоса священника Николая Курлова // Херсонские епархиальные ведомости. 1902. № 2 (разд. «Библиографические известия»). С. 52-53.
27 Критико-библиографические заметки по литературе школьного пения // Тамбовские епархиальные ведомости. 1904. № 3. С. 71; Поселянин Е. Общее церковное пение; народно-певческие хоры. Значение и место Церковного пения при богослужении православной Церкви // Тамбовские епархиальные ведомости. 1906. № 21. С. 972.
28 Поселянин Е. Общее церковное пение. С. 1017.
29 На сегодняшний день личность священника Александра Рождественского не установлена, из его нот обнаружен только сборник «Ирмосы воскресные 8-ми гласов».
30 Скорее всего, имеется в виду Свято-Григорьевский Бизюков монастырь, расположенный в Херсонской области.
31 Лебедев В. В., свящ. Общее церковное пение. Народно-певческие хоры. Тамбов: Тип. губернского земства, 1913.
32 Успенский В., прот. Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык. М.: Синод. тип., 1911.
33 Рождественский А. Пение и миссия (Из доклада, читанного на миссионерских курсах в Бизюковом монастыре в м. июне сего года) // Херсонские епархиальные ведомости. 1913. № 22. С. 577.
пения изложены параллельными терциями, что делает материал для любителей церковного пения более доступным. Кроме того, Предначинательный псалом и Полиелей представлены еще в двух дополнительных вариантах напева. Трудно однозначно сказать, являются ли они сочинениями иерея Николая, или он сделал переложения сочинений других авторов. Ясно одно: они гораздо труднее для исполнения, так как имеют более сложную мелодию и содержат в изложении переходы из терцового расположения в секстовое.
Нотные сборники песнопений Вечерни и Утрени содержат тексты прокименов на каждый день недели, величания общие, а также всем двунадесятым праздникам, припевы на 9-й песни канона к Великим праздникам, песнопение «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче» — все это говорит об усердном, внимательном подходе к делу, стремлении наиболее полно представить весь певческий репертуар.
Стоит особо отметить, что большую роль в деле народного просвещения на рубеже Х1Х—ХХ вв. сыграли различные церковные братства и общества. В Санкт-Петербурге одним из самых массовых народных объединений было Александро-Невское общество трезвости (впоследствии Всероссийское Александро-Невское братство трезвости). Общество было основано свящ. Александром Рождественским (ил. 9), уроженцем с. Орехово Владимирской губернии. Окончив Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия о. Александр в 23 года стал клириком храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала. 30 августа 1898 г. им было открыто Александро-Невское общество трезвости. 5 июля 1905 г. свящ. Александр скончался, и руководство Обществом на себя принял свящ. Петр Миртов. Одной из важнейших целей братства было вовлечение народа в общенародное богослужебное пение. Так, 15 июля 1907 г. на Божественной Литургии народом были спеты «Символ Веры», «Отче наш» и «Достойно есть». Известно, что 20 апреля 1910 г. под руководством свящ. Петра Миртова народом была спета уже вся Литургия. Кроме того, Александро-Невским обществом трезвости регулярно устраивались крестные ходы, например в Троице-Сергиеву пустынь, Александро-Невскую лавру, во время которых также звучало общенародное пение (ил. 10).
Обычно после совершения Литургии к храму Воскресения Христова у Варшавского вокзала стекалось множество людей из разных приходов со всего города. Неизвестный автор, описывая крестный ход в 1907 г. в Свято-Троицкую пустынь, отмечал, что это шествие было народным в полном смысле слова. Его возглавляли лишь один священник и два диакона.
Кроме Александро-Невского общества, общенародным пением занимались такие народные объединения, как Иоанно-Богословское
Ил. 9. Свящ. Александр Рождественский (1872—1905)
Ил. 10. Крестный ход Александро-Невского общества трезвости
общество трезвости в с. Мало-Уторгоще Лужского уезда, Братство Преображения Господня в с. Орлино, Казанское братство трезвости при Староладожском женском подворье (угол Нарвского и Петергофского просп.), Общество в память отца Иоанна Кронштадтского, Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви и др.
Как мы видим, на рубеже Х1Х—ХХ вв. в Санкт-Петербургской епархии народ стремился активно участвовать в богослужении, и общенародное церковное пение было не только широко распространено, но имело многих сторонников и последователей, занимавшихся его насаждением и созданием основательной методики обучения народа. Однако до сих пор остается невыясненным, почему после Указа Святейшего Синода об участии народа в богослужении общенародное пение так поздно принимает широкий оборот, а первые известные на сегодняшний день нотные сборники и методические пособия появляются спустя почти столетие.
Несомненно, изучение истории общенародного пения и особенно накопленного здесь богатого практического опыта чрезвычайно важно именно сегодня, когда мы вновь наблюдаем возрождение и распространение этой древнейшей традиции, остающейся мощнейшим средством не только церковного объединения людей, но и просвещения, и воспитания их в христианской вере.
Список литературы
[Без авт.] Круг церковных песнопений обычных роспевов для народа, в переложении на два и на три голоса священника Николая Курлова // Херсонские епархиальные ведомости. 1902. № 2 (разд. «Библиографические известия»). С. 49—53.
Быстряков П., свящ. О. Константин Лорченко (Некролог) // Известия по Санкт-Петербургской Епархии, издаваемые при журнале «Отдых христианина». 1904. № 1. С. 17-21.
Дубенский М. С., свящ. // Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.: база данных ПСТГУ [Электронный ресурс]. URL: http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/docum/ans/nm/?TYZCF 2JMTdG6Xbu2su4ZfS4ee8YUX8XZc8Wf674Zf8Khfe8ctk* (дата обращения: 28.09.2021).
Емельянова О. А. Общенародное богослужебное пение как массовое явление в Москве и Санкт-Петербурге в начале XX века // Проблемы художественного творчества: сб. статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому (26-28 ноября 2019.). Саратов: Саратовская гос. консерватория им. Л. В. Собинова, 2020. С. 76-89.
Критико-библиографические заметки по литературе школьного пения // Тамбовские епархиальные ведомости. 1904. № 3. С. 65-71.
Курлов Н. И., свящ. Опыт всенародного церковного пения в селах и в армии. СПб: Типо-лит. Фроловой, 1902. 96 с.
Курлов Н. И., свящ. Ирмосы воскресные осми гласов: на два и на три голоса a capella. СПб.: Лит. П. К. Селиверстова, 1901. 32 с.
Курлов Н. И., свящ. Литургия св. Иоанна. СПб.: Нотопечатня П. К. Селиверстова, 1901. 31 с. (Круг церковных песнопений обычных роспевов для народа в переложении на два и на три голоса священника Николая Курлова).
Курлов Н. И., свящ. Молебны: на два и на три голоса a capella. СПб.: Лит. П. К. Селиверстова, 1901. 19 с. (Круг церковных песнопений обычных роспевов для народа в переложении на два и на три голоса священника Николая Курлова).
Курлов Н. И., свящ. Всенощное бдение: Ч. 1: Вечерня: на два голоса a capella. СПб.: Лит. Н. Г. Уль, 1901, 24 с. (Круг церковных песнопений обычных роспевов для народа в переложении на два и на три голоса священника Николая Курлова).
Курлов Н. И., свящ. Утреня: на два и три голоса a capella. СПб.: Лит. П.К. Селиверстова, 1901. 40 с. (Круг церковных песнопений обычных роспевов для народа в переложении на два и на три голоса священника Николая Курлова).
Курлов Н. И., свящ. Панихида. СПб.: Лит. П. К. Селиверстова, 1901. 12 с. (Круг церковных песнопений обычных роспевов для народа в переложении на два и на три голоса священника Николая Курлова).
Курлов Н. И., свящ. Господи воззвах 8-ми гласов: Киев. роспева: Перелож. на два и на три голоса. СПб.: Типо-Литография и Нотопечатня Н. Г. Уль, 1902. 21 с.
Лорченко К., свящ. Выразительность и осмысленность в исполнении церковных песнопений // Известия по Санкт-Петербургской епархии, издаваемые при журнале «Отдых христианина». 1904. № 4. С. 14-19.
Лебедев В. В., свящ. Общее церковное пение. Народно-певческие хоры. Тамбов: Тип. губернского земства, 1913. 66 с.
Обиход нотного церковного пения при Высочайшем Дворе употребляемый: Ч. 1, 2 / пересмотр., испр. и доп. под рук. Н. Бахметева. СПб.: Лит. Г. Шмидт, 1869. 213 с.
Поселянин Е. Общее церковное пение; народно-певческие хоры. Значение и место Церковного пения при богослужении православной Церкви // Тамбовские епархиальные ведомости. 1906. № 21. С. 968-973.
Поселянин Е. Общее церковное пение; народно-певческие хоры. Значение и место Церковного пения при богослужении православной Церкви // Тамбовские епархиальные ведомости. 1906. № 22. С. 1016-1029. Рождественский А. Пение и миссия (Из доклада, читанного на миссионерских курсах в Бизюковом монастыре в м. июне сего года) // Херсонские епархиальные ведомости. 1913. № 22. С. 572-577. Руководственные для православного духовенства указы Святейшего правительствующего синода. 1721-1878 гг. М.: Тип. М. Н. Лаврова и Ко, 1879. 504 с. Русол Е.В. Поместный собор Русской Православной Церкви 1917-1918 года о церковном
пении. М.: ПСТГУ, 2002. 332 с. Распоряжения епархиального начальства // Известия по Санкт-Петербургской епархии,
издаваемые при журнале «Отдых христианина». 1909. № 23. С. 1-5. С. Д-в. Библиографическая заметка // Архангельские епархиальные ведомости. 1903. № 4. С. 128-130.
Типикон, сиесть Устав. 3-е изд. М.: Изд. Московской Патриархии РПЦ, 2015. 1200 с. Успенский В., прот. Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык.
М.: Синод. тип., 1911. 248 с. Хоровое и регентское дело (раздел «Хроника»). 1909. № 11. С. 289-290. Хоровое и регентское дело (раздел «Из жизни»). 1910. № 3. С. 67-70.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo
gumanitarnogo universiteta.
Seriia V: Voprosy istorii i teorii
khristianskogo iskusstva.
2022. Vol. 46. P. 74-89
DOI: 10.15382/sturV202246.74-89
Olga Emelianova, Graduate Student, Department of History and Theory of Music, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities
Moscow, Russia [email protected] https://orcid.org/0000-0003-3649-2601
Congregational Singing in St. Petersburg Diocese at the Turn of the 19—20TH Centuries
O. Emelianova
Abstract: In the Russian Empire at the turn of the 19th — 20th centuries, there was a great interest in the practice of congregational church singing. The documents of the Local Council of1917—1918, choir congresses, reports on the activities of church brotherhoods and societies, as well as press publications allow us to see to what a significant extent the congregational singing at church services was organised. Clearly, the support of the higher church hierarchy played a special role, which is demonstrated by decrees of the Holy Synod, issued as early as in 1804 and 1847. At the beginning of the 20th century in St. Petersburg diocese, where professional church singing and authored liturgical music had long been actively supported and developed, as well as in other large dioceses (in Moscow, Tambov, Kazan, etc), solid foundations were laid for mass participation of the people in church services through singing and reading liturgical chants: ad hoc
church instructions, guiding the clergy in the new parish activities, training churchgoers and students of parish schools in church singing, publication of note manuals for congregational church singing (Liturgies, Vespers, Matins, Parakleseis, Memorial Services). Priests Mikhail Dubensky, Konstantin Lorchenko, Nikolai Kurlov, as well as Alexander Nevsky Temperance Society were active organisers and promoters of congregational singing at the turn of the 19th and 20th centuries in St. Petersburg diocese. The study of the history of congregational singing and of the rich practical experience is very relevant these days too, when there takes place the revival and spread of this ancient tradition which remains a powerful means uniting people at church, enlightening and educating them.
Keywords: congregational singing, priest Mikhail Dubensky, priest Konstantin Lorchenko, priest Nikolai Kurlov, priest Alexander Rozhdestvensky, priest Petr Mirtov, Alexander Nevsky Temperance Society, complex of church music of ordinary chants for people.
References
Dubensky M., priest. Novomucheniki, ispovedniki, za Khrista postradavshie v gody gonenii na Russkuiu Pravoslavnuiu Tserkov' v XX v.: baza dannykh PSTGU [New martyrs, confessors, sufferers for Christ in the years of persecution of the Russian Orthodox Church in the 20th century: a database], available at http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/docum/ ans/nm/?TYZCF2JMTdG6Xbu2su4ZfS4ee 8YUX8XZc 8Wf674Zf8 Khfe 8ctk* (in Russian; accessed 28.09.2021)
Emel'ianova O. (2020) Obshchenarodnoe bogosluzhebnoe penie kak massovoe iavlenie v Moskve i Sankt-Peterburge v nachale XX veka [People's singing at a church service as a mass phenomenon in Moscow and St. Petersburg in the early 20th century], in Problemy khudozhestvennogo tvorchestva:po materialam Vserossiiskikh nauchnykh chtenii, posviashchennykh B. L. Iavorskomu (26—28noiabria 2019) [Problems of creativity in art. Proceedings of a conference in honour of B. L. Yavorsky, 26-28 November 2019]. Saratov, pp. 76-89 (in Russian).
Rusol E. (2002) Pomestnyi sobor Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi 1917—1918goda o tserkovnom penii [Local Council of the Russian Orthodox Church (1917-1918) on church singing]. Moscow (in Russian).
Статья поступила в редакцию 28.01.2022 The article was submitted 28.01.2022