Научная статья на тему 'ОБЩЕНАРОДНОЕ БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ'

ОБЩЕНАРОДНОЕ БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
160
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГОСЛУЖЕБНОЕ ОБЩЕНАРОДНОЕ ПЕНИЕ / ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ / ПОМЕСТНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1917-1918 ГГ / ИГУМ. СЕРАФИМ (КУЗНЕЦОВ) / ДИАК. ВАСИЛИЙ ПОНОМАРЕВ / ИЕРЕЙ НИКОЛАЙ СМИРНОВ / СВЯЩ. НИКОЛАЙ КУРЛОВ / ПРОТ. ИОАНН ВОЗНЕСЕНСКИЙ / ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ ГАРДНЕР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Емельянова Ольга Александровна

В статье предпринята попытка рассмотреть истоки общенародного богослужебного пения в Восточно-Христианской Церкви и проследить преемственность этой традиции в церковно-певческой практике Русской Православной Церкви рубежа XIX-XX вв. Особое внимание к теме исторических связей обусловлено тем, что форма общенародного богослужебного пения после продолжительного периода угасания стала активно развиваться в России с кон. XIX в. Об этом свидетельствуют, в частности, материалы Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., явившиеся откликом на развернувшуюся в этой области деятельность православных братств и других церковных объединений благодаря активной поддержке ряда священнослужителей (прот. Николая Смирнова, свящ. Николая Курлова, прот. Иоанна Вознесенского, диак. Василия Пономарева и др.). Исследование показало, что требования как к качеству богослужебного пения в целом, так и к самим певчим в разные эпохи во многом схожи. Так, еще святые отцы обращали внимание, прежде всего, на дух и характер церковного пения, независимо от его формы. Каким бы оно ни было - общенародным или профессионально-клиросным, - оно должно стремиться к простоте и молитвенности. В раннем христианстве, равно как и в Российской империи, общенародное пение способствовало не только церковному единению людей, но и просвещению, и воспитанию их в христианской вере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL LITURGICAL SINGING IN THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AT THE TURN OF THE 19TH - 20TH CENTURIES: THE QUESTION OF HISTORICAL CONTINUITY

This article attempts to examine the origins of public liturgical singing in the Eastern Christian Church and to trace the continuity of this tradition in the church singing practice of Russian Orthodox Church in the 19th and 20th centuries. Particular attention to the topic of historical ties is due to the fact that the form of public liturgical singing after a long period of extinction began to actively develop in Russia at the turn of the 19th - 20th centuries. This is evidenced by materials of the Local Council of the Russian Orthodox Church of 1917-1918, which were a response to the activities of Brotherhoods, Societies and individual clergy, for example, archpriest Nikolai Smirnov, priest Nikolai Kurlov and others. The study showed that the requirements both for the quality of liturgical singing in general and for the singers themselves in di erent eras are largely similar. Thus, even the holy fathers paid attention, rst of all, to the spirit and character of church singing, regardless of its form. Whatever it may be - national or professional choirs - it should strive for simplicity and prayer. In early Christianity, as well as in the Russian Empire, public singing at church carried the function of uniting people, ghting against passions, teaching people the basics of the Christian faith.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕНАРОДНОЕ БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 43. С. 107-124 БОТ: 10.15382Мш^202143Л07-124

Емельянова Ольга Александровна, аспирант кафедры истории и теории музыки ФЦП ПСТГУ Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1 [email protected]

ОИСГО: 0000-0003-3649-2601

Общенародное богослужебное пение в Русской Православной Церкви рубежа Х1Х—ХХ веков: к вопросу об исторической преемственности

О. А. Емельянова

Аннотация: В статье предпринята попытка рассмотреть истоки общенародного богослужебного пения в Восточно-Христианской Церкви и проследить преемственность этой традиции в церковно-певческой практике Русской Православной Церкви рубежа XIX—XX вв. Особое внимание к теме исторических связей обусловлено тем, что форма общенародного богослужебного пения после продолжительного периода угасания стала активно развиваться в России с кон. XIX в. Об этом свидетельствуют, в частности, материалы Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917—1918 гг., явившиеся откликом на развернувшуюся в этой области деятельность православных братств и других церковных объединений благодаря активной поддержке ряда священнослужителей (прот. Николая Смирнова, свящ. Николая Курлова, прот. Иоанна Вознесенского, диак. Василия Пономарева и др.). Исследование показало, что требования как к качеству богослужебного пения в целом, так и к самим певчим в разные эпохи во многом схожи. Так, еще святые отцы обращали внимание, прежде всего, на дух и характер церковного пения, независимо от его формы. Каким бы оно ни было — общенародным или профессионально-клиросным, — оно должно стремиться к простоте и молитвенности. В раннем христианстве, равно как и в Российской империи, общенародное пение способствовало не только церковному единению людей, но и просвещению, и воспитанию их в христианской вере.

Ключевые слова: богослужебное общенародное пение, церковное пение, Поместный собор Русской Православной Церкви 1917—1918 гг., игум. Серафим (Кузнецов), диак. Василий Пономарев, иерей Николай Смирнов, свящ. Николай Курлов, прот. Иоанн Вознесенский, Иван Алексеевич Гарднер.

© Емельянова О. А., 2021.

Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 43. С. 107-124.

В Соборных постановлениях и взглядах крупнейших деятелей Восточно-Христианской Церкви на общенародный тип богослужебного пения нашли отражение не только его место и значение в церковной жизни, но и сама его история, которую можно проследить на протяжении всего существования церковно-певческой традиции. В то же время общенародное церковное пение, как особая форма соучастия прихожан в богослужении, ставит перед исследователем целый ряд вопросов: каковы его истоки и как оно было устроено, развивалось ли на протяжении двухтысячелетней истории христианской культуры и в какие периоды и почему мы наблюдаем его угасание или, напротив, возобновление. Ответы на них помогут понять, насколько важно и необходимо сегодня обращение к данной практике и как можно использовать уже накопленный исторический опыт.

Стоит отметить, что специальных исследований, посвященных общенародному пению, не так много. Характерно, но именно на рубеже Х1Х—ХХ вв. интерес к данной теме начинает проявляться в ученой среде, о чем свидетельствуют работы прот. И. Вознесенского, А. Попова.

Самой первой и наиболее углубленной в историю вопроса стала статья прот. И. Вознесенского «О всесословном участии народа в церковно-богослужебном пении и о порядке этого пения» (1887)1. При этом прот. Иоанн не пишет о современной ему практике общенародного пения, которую он сам активно поддерживал, но обращается к древнейшему периоду, рассматривая как ветхозаветную, так и новозаветную певческую традицию до X в. Его исследование содержит множество отсылок на тексты Святого Евангелия и Апостола, а также на богословскую литературу — труды свт. Григория Неокесарийского (ок. 213 г. — после 270 г.), свт. Иоанна Златоуста (сер. IV в. — 497 г.), прп. Евсевия Кесарийского (между 258 и 265—339/40 г.). Как пример древнейшей христианской традиции прот. Иоанн приводит Литургию ап. Иакова ^ 62/63 г.), где в богослужении наряду со священниками, клиросными певцами участвовал и народ. Кроме того, он разделяет общенародное пение на два вида: отвещательный и припевный. Первый из них предполагает ответы народа на возгласы священника, а второй позволяет исполнение народом припевов (с повторяющимся текстом) вслед за певцом2. Скорее всего, отвещательный и припевный виды общенародного пения в богослужении встречались одновременно.

Александр Попов, продолжая историческую линию, в своем небольшом исследовании «Общенародное пение в православной церкви» (1914)3 предпринимает первую попытку показать развитие традиции общенародного богослужебного пения, прослеживая его бытование, начиная с раннехристианского времени вплоть до современной ему российской практики; при этом последний этап рассматривается на примерах двух столиц: в качестве главного вдохновителя в Санкт-Петербурге он называет митр. Владимира (Богоявленского), а в Москве — архим. Макария (Гневушева) и свящ. Николая Смирнова. Также он

1 Вознесенский И. И., прот. О всесословном участии народа в церковно-богослужебном пении и о порядке этого пения // Православная жизнь. 1987. № 3 (447). С. 15—24.

2 Самый распространенный пример Пс 134 с припевом «Аллилуйя» и Пс 135 с припевом «Яко в век милость его».

3 Попов А. Общенародное пение в православной церкви. М., 1914.

обращается к своим современникам, призывая их как можно больше участвовать в богослужении посредством не только пения, но и чтения богослужебных текстов.

В дальнейшем изучению практики общенародного пения в двух своих трудах уделяет внимание выдающийся исследователь XX в. И. А. Гарднер — в монографии «Богослужебное пение Русской Православной Церкви»4 и особенно в статье «Несколько соображений об общем пении за богослужением» (1969)5 (ил. 1). В отличие от предшественников, Иван Алексеевич связывает ее распространение с землями Западной Украины, объясняя укоренение этой формы пения влиянием католической среды вследствие принятия унии. И. А. Гарднер, кроме указания на деятельность в области общенародного пения Братства Святителей Московских, обращает внимание на певческое исполнение народом таких текстов, как «Символ веры» и «Отче наш». Именно на рубеже XIX—XX вв., судя по приведенным им данным, такая практика стала носить регулярный характер. Кроме того, по наблюдениям И. А. Гарднера, пение народа никогда не было унисонным и в большинстве случаев проходило при помощи канонарха или регента6.

Достаточно широкое возобновление в наши дни традиции общенародного пения, в основном ограничивается лишь упоминанием об этом явлении, как, например, в работах З. М. Дашевской7, А. В. Кинтслер и А. А. Корнилова8, М. И. Непочатовой9, игум. Александра (Туманова)10, С. И. Хватовой11, Ю. Б. Шуваловой12 и др., и не углубляется в изучение вопросов его устройства и, тем более, исторической эволюции и преемственности, в связи с чем предлагаемая в нашей статье тема представляется актуальной.

Прежде чем приступить к изучению обозначенной проблематики, необходимо дать определение термину «общенародное пение» и обозначить временные рамки, в которых мы будем рассматривать данную практику.

4 Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. II: История. М., 2004.

5 Гарднер И. А. Несколько соображений об общем пении за богослужением // Православная Русь. Джорданвилль, 1969. № 10. С. 3—6.

6 Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. С. 428—430.

7 Дашевская З. М. Обзор деятельности Братства Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа (1909—1917) // Вестник Свято-Филаретовского института. 2012. № 5. С. 131—150.

8 Кинстлер А. В., Корнилов А. А. Деятельность епископа Афанасия (Мартоса) во главе северогерманского викариатства (1946—1950 гг.) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История РПЦ. 2019. № 87. С. 108—123.

9 Непочатова М. И. Церковно-государственные отношения в Эстонии в 1944—1953 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2014. № 60 (5). С. 18—33.

10 Туманов А. А. О некоторых изменениях в клиросной и богослужебной практике Русской Православной Церкви в ХХ веке // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. № 27. С. 122—134.

11 Хватова С. И. Управление общенародным пением в православном храме // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2010. № 2. С. 185—190.

12 Шувалова Ю. Б. Памятники Первой мировой войны в Российской провинции (по материалам Пермской епархии) // Манускрипт. 2017. № 6 (80): в 2 ч. Ч. 1. С. 208—212.

Ил. 1. Православная Русь. Джорданвилль, 1969. № 10 110

Общенародное богослужебное пение — это вид церковного пения, в котором участвует весь приход, независимо от профессиональных навыков каждого из прихожан. В трудах сторонников общенародного пения, в том числе нынешних, можно встретить и другие его наименования — «общецерковное» или «всенародное» пение, что, по нашему мнению, имеет слишком широкое значение. Иногда можно столкнуться с не совсем верным истолкованием самого термина «общенародное пение». К примеру, в статье С. И. Хватовой «Управление общенародным пением в православном храме» наблюдается некоторое смешение понятий «общенародное пение» и «народное пение», так как, рассуждая о локальной практике, автор обращает внимание в первую очередь на репертуар и манеру исполнения. Кроме того, пение народом на Божественной Литургии «Символа веры» и «Отче наш», которые приводит С. И. Хватова в качестве примера, не позволяет нам назвать его общенародным, так как осмысленное и организованное соучастие всех прихожан в церковной службе здесь не рассматривается.

Поскольку нас будет интересовать проблема исторической преемственности традиции общенародного пения, то мы сосредоточим свое внимание главным образом на его бытовании в раннехристианском богослужении и в русской церковно-певческой практике рубежа XIX—XX вв., сравнивая два обозначенных периода. Сознательно проводя историческую параллель между ними, мы обратимся, прежде всего, к «литературе вопроса», опираясь на творения святых отцов и авторитетнейших деятелей нашей Церкви.

Период раннего христианства ознаменован образованием первых общин и новозаветного богослужения на фоне гонений, которые последовали сразу после убиения первомученика Стефана (Деян 7. 57—60). Положение христиан в этот начальный период немаловажно, так как имеет прямое отношение к становлению церковной жизни. И хотя в то время Церковь не существовала еще как социальный институт, можно предположить, что богослужебное пение было общим для всех присутствовавших, т. е. общинным. Основанием для данного утверждения является и тот факт, что многие из первых христиан были хорошо знакомы с ветхозаветной традицией, где на богослужении мужчины и женщины пели на равных13, что, вероятнее всего, также указывает на его общинный характер. Кроме того, довольно прочно утвердилось мнение, что пение это было унисонным, поскольку приоритет в нем отдавался словам, а не музыке14, и, следовательно, оно вряд ли было технически трудным для исполнения.

Книги Нового и Ветхого Заветов и особенно высказывания отцов Церкви содержат ряд указаний на общенародный тип пения, но они не всегда однозначны по смыслу. Процитируем некоторые из них и попытаемся проанализировать с интересующей нас точки зрения.

Иустин Философ (мученик, кон. I — нач. II в.), рассказывая о таинстве Крещения и Божественной Литургии, подчеркивает, что предстоятелю отвечает все собрание. Особенно явственно это прослеживается в повествовании о Литургии: «Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает

13 Вознесенский И. И., прот. О всесословном участии народа в церковно-богослужебном пении и о порядке этого пения // Православная жизнь. 1987. № 3 (447). С. 15—24.

14 Скабалланович М. Н. Толковый типикон. М., 1993. С. 168—170.

наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам. Затем все вообще встаем и возсылаем молитвы»15.

Свт. Евсевий Кесарийский (ок. 275—339), описывая «празднование в городах обновления и освящения только что построенных храмов, съезды епископов на эти празднования, стечение из различных стран разных народов, взаимно дружески расположенных, объединение членов Тела Христова в один состав», также замечает: «.. .одна и та же сила Духа Божия проникала всех, всех одушевляла одна и та же ревностная вера; одной и той же песнью все восхваляли Бога. <...> Люди всякого возраста, мужчины и женщины, обрадованные и укрепленные молитвой и благодатью, всей душой, всем умом величали Бога, Подателя благ»16.

Как видим, в приведенных цитатах нет прямого указания на пение всем приходом церковных песнопений, и такие слова, как «возсылаем», «одной и той же песнью все восхваляли Бога», «всей душой, всем умом величали Бога», могут говорить нам как о единении людей в вере и всеобщем желании восхвалить Бога, так и о способе, которым это осуществлялось, — в одновременном чтении молитв всеми присутствующими или в одновременном пении. Таким образом, однозначного ответа данные тексты не содержат.

Нередко слова о всеобщем участии в богослужении в святоотеческих трудах сопровождаются указаниями на качество церковного пения и на его благотворное влияние на человека. Так, свт. Климент Александрийский (ок. 150 — ок. 215), в частности, писал: «.скромные, целомудренные напевы способны обуздать человеческие пороки, а нежные гармонии располагают к праздной, бесстыдной жизни»17. Следовательно, предпочтительными оказываются простые напевы, отличающиеся строгостью и аскетичностью. О пользе такого пения говорит и свт. Афанасий Великий (ок. 297—373): «Хороший певец настраивает свою душу; пение — гармония души»18. Словно продолжая эту мысль, свт. Григорий Нисский (ок. 331—394), поясняет: «Приятный процесс пения способствует усвоению церковных догматов, поучительных житий святых, привыканию ума к славословию и благодарению Бога, а также борьбы со своими страстями»19.

Подчеркивая духовно-воспитательный аспект, свт. Василий Великий (ок. 329—379) также отмечает, что совместное пение не только объединяет людей, но и способствует расположению любви между ними20, а «Книга Псалмов» помогает всякому в наибольшей полноте познать и воспринять христианское учение, так как «к учениям примешивает приятность сладкопения, чтобы вместе с усладительным и благозвучным для слуха принимали мы неприметным образом и то, что есть полезного в слове»21. Ему вторит и свт. Иоанн Златоуст (сер. IV в. —

15 Библиотека Отцов и Учителей Церкви. Т. 1: Иустин Философ. Творения. М., 1995. С. 98—99.

16 Евсевий Кесарийский (Памфил). Церковная история. СПб., 2013. С. 421.

17Цит. по: Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. 1995. С. 62.

18 Цит. по: Там же. С. 74.

19 Творения святых отцов в русском переводе. М., 1861. С. 15.

20 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппа-докийской. СПб., 1911. Т. 1. С. 94—95.

21 Там же.

407 г.): «Для чего употребляется пение? Послушай. Бог, видя, что многие из людей нерадивы, тяготятся чтением духовных писаний и неохотно принимают на себя этот труд, и желая сделать этот труд вожделенным и уничтожить чувство утомления, соединил с пророчествами мелодию, чтобы все, услаждаясь стройностью напева, с великим усердием возносили Ему священные песнопения. В самом деле ничто так не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь»22.

В период Вселенских Соборов (см. ил. 2), насколько позволяют об этом судить сохранившиеся сведения, происходит постепенный отход от общенародного типа пения. Прот. Иоанн Вознесенский в ограничении данной практики видит несколько причин. После Миланского эдикта и утверждения христианства в статусе официальной религии начинают активно развиваться формы богослужений, которые теперь могли посещать представители разных слоев общества, в том числе из знати и высших сановников, и значит, пение становилось частью более торжественного и постепенно усложнявшегося церемониала. Более того, со временем появляются церковные постановления, обязывающие всех христиан регулярно посещать богослужения: так, в частности, согласно 80-му правилу VI Вселенского Собора (680), предписывалось отлучать от церковного общения христиан, не посещавших богослужения более трех недель подряд23.

Напомним также, что это время было эпохой не только стремительного развития церковных наук и искусств, но также церковных споров и диспутов, и в этом насыщенном контексте богослужебному пению отводилась особая роль. Неслучайно учредителем хорового клиросного пения прот. Иоанн Вознесенский называет свт. Иоанна Златоуста, которое, по его мнению, было призвано помочь, в частности, в борьбе с арианством. Кроме того, развитие месяцеслова и структуры богослужения, расширение гимнографии и усложнение певческого репертуара также повышали предъявляемые к нему требования и в свою очередь способствовали появлению специально обученных (и рукоположенных) певчих и формированию профессионального церковно-певческого института. Таким образом, мы наблюдаем несколько взаимосвязанных тенденций — внешних и внутренних, влиявших на развитие и утверждение новой богослужебно-певческой практики.

Отход от прежней традиции общенародного пения закрепляется и в церковных постановлениях. Об этом, по сути, говорится в 15-м правиле Лаодикийско-го поместного собора (сер. IV в.), которое гласит: «Кроме певцов, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым петь в церкви». Таким образом, церковное пение становится прерогативой специально подготовленных певчих. Однако, согласно толкованию Никодима (Милаша) (священноисповедник, 1845—1915), указанное правило не запрещает петь всему приходу, но предъявляет обязательное требование к обучению и рукоположению

22 Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. М., 2003. С. 167—169.

23 Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996. Т. 4. С. 293.

Ил. 2. Икона VIIВселенского Собора. XVIIв.

церковных певцов: именно они должны возглавлять пение, а все прочие могут им только вторить24.

В то же время постепенно формулируется идеал церковного пения. О некоторых его особых качествах говорилось еще в Апостольских постановлениях (правила 25, 27, 43). Образец, к которому следовало стремиться, обсуждается и в постановлениях поместных соборов — Трулльского (33-е правило), Карфагенского (116-е правило) и Лаодикийского (59-е и 15-е правила). То, каким оно должно быть, указано и на VI Вселенском Соборе (680), 75-е правило которого («о бесчинных воплях») гласит: «Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика, и не вводили ничего несообразного и несвойственного церкви. Но с великим вниманием и умилением приносили псалмопение Богу, назирающему сокровенное. Так как священное слово поучало сынов израилевых быть благоговейными». Впоследствии Феодор Вальсамон (1140—1199) писал о том, что те, кто не соблюдал данного правила, подвергались отлучению от пения25. Иоанн Зонара (кон. XI в. — между 1162 и 1166), говоря о запрещении любых не соответствующих церковному пению звуков, поясняет, что «крик» возникает вследствие напряжения в голосе, когда звук издается с усилием26. К примеру, женские голоса из-за высокой тесситуры более склонны к напряженному звучанию, именно поэтому они менее пригодны к клиросному пению, на что, по-видимому, обращали внимание еще Исидор Пелусиот (между 350 и 360 гг. — между 435 и 440 гг.) и Кирилл Иерусалимский (ок. 315—387), высказавшие мнение об исключении женщин из участия в церковном пении27.

Рассмотрев раннехристианские истоки и причины последующего угасания традиции общенародного богослужебного пения, теперь остановимся на наиболее интересном в этом отношении периоде в истории Русской Православной Церкви.

Рубеж XIX—XX вв. в Российской империи ознаменован расцветом общенародного церковного пения, а также живым интересом духовенства и мирян к православному учению и литургической практике. Духовенство полагало, что такие проблемы, как повсеместно распространяющееся сектантство, низкий уровень знаний основ христианской веры, нерегулярное участие прихожан в таинствах Церкви, трудности восприятия церковно-славянского языка и др. возможно решить через приобщение народа к церковному пению.

Наиболее активно общенародное пение развивалось в Московской и Санкт-Петербургской епархиях. Вначале разрозненная деятельность отдельных приходов постепенно стала организовываться в различные церковные братства и общества, где участники могли обмениваться накопленным опытом. Так,

24 Никодим (Милаш), священноисповедник. Правила Поместных Соборов с толкованиями. М., 2001. URL:https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-pomestnyh-soborov-s-tolkovanijami/ (дата обращения: 19.11.2019).

25 Там же.

26 Правила святых Апостол и святых Отец с толкованиями. М., 2011. URL: https://azbyka.ru/ otechnik/pravila/pravila-i-sobory-pravoslavnoj-cerkvi-soderzhanie/ (дата обращения: 20.02.2021).

27 Исидор Пелусиот. Творения. М., 1859. Ч. 1. С. 65; Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 2010. С. 15.

одним из самых крупных деятелей Московской епархии являлся свящ. Николай Смирнов (1868—1922 гг.) (ил. 3), радевший за общенародное пение еще будучи псаломщиком храма Воскресения Христова в Кадашевской слободе. Организованное в 1909 г. Братство святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа использовало опыт о. Николая и диакона Воскресенского храма Василия Богословского (1871—1934). Работа Братства распространялась сразу на несколько московских храмов, среди которых храм свв. Бориса и Глеба на Поварской улице (утрачен), храм свт. Николая в Плотниках (утрачен), храм вмч. Георгия Победоносца на Красной Горке (утрачен), храм Василия исповедника за Рогожской заставой и др. Отчеты деятельности членов Братства сообщают нам, что организованные ими курсы пользовались большой популярностью. Так, к примеру, за осень/весну 1910 г. (первый год работы Братства) курсы посетили более 300 человек (из них 75% мужского пола)28.

Большого внимания заслуживает также деятельность еп. Макария (Гневуше-ва) (1858—1918). В годы его настоятельства в Новоспасском монастыре было организовано так называемое Новоспасское братство церковного пения и трезвости. Результатом работы его членов явилось не только уверенное пение прихожанами Всенощного Бдения и Божественной Литургии, но и исполнение кантов29.

В Санкт-Петербургской епархии на ниве общенародного пения потрудился свящ. Николай Курлов (втор. пол. XIX в. — 1904 г.). Его пастырское служение проходило в армии, где для развития данной формы богослужебного пения, как считал сам о. Николай, были наиболее благоприятные условия. Песнопения разучивались на слух с какого-либо инструмента, а в промежутках между пением объяснялись основы музыкальной грамоты (нотоносец, ноты, длительности, ритм, гамма, скачки и пр.). Для обучения богослужебному репертуару им было издано двухголосное пособие «Круг церковных песнопений обычных распевов для народа. Литургия, Молебны, Вечерня, Утреня»30 (ил. 4). Также кроме

28 Подробнее см.: Емельянова О. А. Общенародное богослужебное пение как массовое явление в Москве и Санкт-Петербурге в начале XX века // Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому (26—28 ноября 2019). Саратов, 2020. С. 76-89.

29 Макарий (Гневушев), архим. Общенародное церковное пение и его значение для Православной Церкви вообще и в особенности для Западно-Русского Православия. Вильна, 1912. С. 11-15.

30 Круг церковных песнопений обычных распевов для народа. Литургия, Молебны, Вечерня, Утреня / В перелож. на два и три голоса свящ. Н. Курлова. СПб., 1901.

Ил. 3. Свящ. Николай Смирнов (1868-1922)

Ил. 4. Круг церковных песнопений обычных распевов для народа в переложении на два и три голоса священника Н. Курлова. СПб., 1901

свящ. Николая Курлова работа по внедрению практики общенародного пения велась в Александро-Невском Обществе трезвости, а также на приходе свящ. Сергия Слепяна (1852—1912) и других пастырей Санкт-Петербургской епархии.

Даже на этих нескольких примерах мы видим, что общенародное пение было востребованным и быстро распространялось на рубеже Х1Х—ХХ вв. В связи с этим возникает закономерный вопрос: существовали ли традиции этой формы пения в Русской Православной Церкви? И почему именно в этот период она возрождается и приобретает такую значимость?

Что касается исторических данных, то они довольно разрозненны. Так, у И. А. Гарднера сведения об общем приходском пении связаны в первую очередь с землями Украины. Первое свидетельство, которое он приводит, датировано XVII в. и относится к воспоминаниям архидиакона Антиохийской церкви Павла Алеппского31. Правда, Гарднер попутно отмечает, что некоторые певческие богослужебные традиции, вероятно, были восприняты и сохранены народом еще с домонгольского времени. Известно, к примеру, что указание в песнопениях «людие» встречается еще в древнерусских кондакарях. На аналогичные пометы обращает внимание и современная исследовательница древнерусского пения В. Ю. Григорьева при сравнении служебников вв., отмечая, что

здесь речь идет о противопоставлении такого пения по отношению к выученным певцам32 (ил. 5). Однако сведений, позволивших бы нам утверждать, что общенародное пение на Руси было неотъемлемой частью богослужения, явно недостаточно, как не представляется возможным утверждать и обратное.

В целом же мы наблюдаем особый интерес к истории вопроса именно на рубеже Х1Х—ХХ вв. (в уже неоднократно упомянутых работах И. И. Вознесенского, И. А. Гарднера, А. Попова), что является отражением все более расширяющейся практики использования формы общенародного пения на богослужении в Русской Православной Церкви. Также очевидно, что возрождение этой практики на новом витке истории было вызвано причинами духовного кризиса общества и связано с поисками путей к душе современного человека, все более отдалявшегося от Бога. Ведь так же, как и в раннем христианстве, именно общенародное пение должно было способствовать не только церковному единению людей, но и просвещению и воспитанию их в христианской вере. Вероятно, определенную роль сыграли и те негативные тенденции, которые накопились в клиросной практике предшествующего периода, начиная с активного внедрения партесной и других «чуждых» традиций. В этих условиях именно общенародное пение, во все времена отвечавшее главным требованиям к церковному пению — «простоты» и «молитвенности», могло помочь в решении многих насущных проблем.

Свидетельством особого внимания к общенародному пению является Поместный Собор 1917—1918 гг., на котором широко обсуждались проблемы церковного чтения и пения. Специальный подотдел, занимавшийся их рассмотрением, был весьма многочисленным и включал немало сторонников общена-

31 Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. II: История. С. 27-28.

32 Григорьева В. Ю. Древнерусские песнопения Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста. М., 2018. С. 319-329.

Ил. 5. РГБ. Ф. 304.1. № 216. Л. 24

родного богослужебного пения33, которое к тому моменту стало не только широко распространенным явлением, но и достаточно хорошо организованным. Наиболее активно выступал на соборе Д. И. Зарин, и ранее (в частности, на IV Всероссийском регентском съезде) призывавший к повсеместному введению в храмах общенародного пения34. В результате Собором был предпринят качественно новый шаг к возрождению этой формы церковного пения35: в проекте постановлений был утвержден развернутый поэтапный план, направленный на повсеместное введение общенародного пения, который, к сожалению, так и не удалось реализовать из-за последовавших вскоре драматических событий. Приведем ниже текст из этого постановления36:

33 Несмотря на большое число сторонников, у идеи общенародного богослужебного пения были и свои противники, например, Г. Извеков.

34 IV Всероссийский съезд регентов: Протоколы // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VIII. Кн. 2: А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале ХХ века. Рукопись. Благодарю С. Г. Звереву и А. В. Лебедеву-Емелину за возможность ознакомиться с материалами.

35 Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. III: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1961-1918); Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. / вступ. ст., подг. текста и коммент. С. Г. Зверева. М., 2002. С. 781-787.

36 Русол Е. В. Поместный собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. о церковном пении. М., 2002. С. 188-189.

1. Исполнение песнопений за церковной службой может поручаться как особым хорам, состоящим из певцов-специалистов, так и всеми присутствующими в храме молящимися.

2. Признавая общенародное пение за церковной службой могущественным средством привлечения молящихся к действенному участию в совершении богослужения, отдел настоятельно предлагает епархиальным епископам принять соответственные меры к повсеместному введению в практику общенародного пения за церковными службами.

3. Общее наблюдение и руководство постановкой и развитием общенародного церковного пения в епархии возлагается на епархиальные церковно-певческие советы при правящем епископе.

4. Все дело организации и руководства общенародным церковным пением в приходе возлагается на приходское духовенство и церковно-певческие советы.

5. Отдел считает наиболее целесообразным и отвечающим интересам дела поручать непосредственное руководство общенародным церковным пением в приходе псаломщику, но в зависимости от местных условий руководство общенародным церковным пением в приходе может быть поручаемо и другим членам причта — священникам и диаконам, а также и лицам, специально приглашаемым для этой цели приходом.

6. Для надлежащей подготовки таких псаломщиков-руководителей во всех епархиях на местные средства должны быть открыты соответствующие школы. Организация этих школ и непосредственное руководство их работой возлагаются на епархиальные церковно-певческие советы.

7. Для создания подготовленного кадра исполнителей желательна такая постановка преподавания церковного пения в начальной школе, чтобы учащиеся в ней были подготовляемы к участию в общенародном пении за церковными службами.

8. Должно быть восстановлено антифонное исполнение тех богослужебных песнопений, которые по Уставу положено петь на два лика, а равно и пение с канонархом.

Подводя предварительные итоги, можно сделать вывод, что между рассматриваемыми нами историческими эпохами, в которых мы наблюдали практику общенародного пения, имеются многие преемственные черты. Их объединяют прежде всего схожие задачи, которые была призвана решить эта форма церковного пения. Главное же отличие состоит в том, что в Русской Православной Церкви на рубеже ХГХ-ХХ вв. подход к введению общенародного церковного пения оказался более масштабным и фундаментальным (благодаря организации специальных обучающих институтов, изданиям нотных и текстовых певческих сборников, обмену опытом любителей общенародного пения, в том числе через церковные Братства и Общества). Для нас сегодня важно и то, что вопросы, связанные с повсеместным введением этой формы богослужебного пения, тогда широко и глубоко обсуждались.

Несомненно, изучение истории общенародного пения и особенно накопленного здесь богатого практического опыта чрезвычайно важно именно сегод-

ня, когда мы вновь наблюдаем возрождение и распространение этой древнейшей

традиции, остающейся мощнейшим средством не только церковного объединения людей, но и просвещения, и воспитания их в христианской вере.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиотека Отцов и Учителей Церкви. Т. 1: Иустин Философ. Творения. М.: Паломник, Благовест, 1995. [Репр. изд.: М.: Университетская тип., 1892].

Вознесенский И. И., прот. О всесословном участии народа в церковно-богослужебном пении и о порядке этого пения // Православная жизнь. 1987. № 3 (447). С. 15-24.

Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. II: История. М.: ПСТГУ, 2004.

Гарднер И. А. Несколько соображений об общем пении за богослужением // Православная Русь. Джорданвилль, 1969. № 10. С. 3-6.

Григорьева В. Ю. Древнерусские песнопения Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста. М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви; Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции, 2018.

Дашевская З. М. Обзор деятельности Братства Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа (1909-1917 гг.) // Вестник Свято-Филаретовского института. 2012. № 5. С. 131-150.

Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. СПб.: Воскресение; Паломник, 1996.

Евсевий Кесарийский (Памфил). Церковная история / ввод. ст., коммент., библиогр. и указ. И. В. Кривушина. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2013. 544 с. (Библиотека христианской мысли: Источники. Т. 9).

Емельянова О. А. Общенародное богослужебное пение как массовое явление в Москве и Санкт-Петербурге в начале ХХ века // Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому (26-28 ноября 2019). Саратов, 2020. С. 76-89.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. М.: ПСТГУ, 2003.

Исидор Пелусиот. Творения. Ч. 1. М.: Тип. В. Готье, 1859.

Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М.: Благовест, 2010.

Кинстлер А. В., Корнилов А. А. Деятельность епископа Афанасия (Мартоса) во главе северогерманского викариатства (1946-1950 гг.) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История РПЦ. 2019. Вып. 87. С. 108-123.

Круг церковных песнопений обычных распевов для народа. Литургия, Молебны, Вечерня, Утреня / в перелож. на два и три голоса свящ. Н. Курлова. СПб.: Тип. Н. Уль, 1901.

Макарий (Гневушев), архим. Общенародное церковное пение и его значение для Православной Церкви вообще и в особенности для Западно-Русского Православия. Вильна, 1912.

Непочатова М. И. Церковно-государственные отношения в Эстонии в 1944-1953 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История РПЦ. 2014. № 60 (5). С. 18-33.

Никодим (Милаш), священноисповедник. Правила Поместных Соборов с толкованиями. М., 2001. и^:ЬЦрз:/^Ьу1ш.га/о1есЬшк/№коШт_МПа$Ь/ргауПа-роте$1:пу]1-8оЬогоу-8-1о1коуапцат1/ (дата обращения: 19.11.2019).

Попов А. Общенародное пение в православной церкви. М.: Рус. печатня, 1914.

Правила святых Апостол и святых Отец с толкованиями. М., 2011. иКЬ:Ы1р8:/^Ьука. ru/otechnik/pravi1a/pravi1a-i-soЬory-pravos1avnoj-cerkvi-soderzhanie/ (дата обращения: 20.02.2021).

Русол Е. В. Поместный собор Русской Православной Церкви 1917—1918 года о церковном пении. М.: ПСТГУ, 2002.

Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. III: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1961—1918); Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917—1918 гг. / вступ. ст., подг. текста и коммент. С. Г. Зверева. М.: Языки славянской культуры, 2002.

Скабалланович М. Н. Толковый типикон. М.: Изд-во Донского монастыря, ТОО «Светлячок», 1993. [Репр. изд.: Киев: Тип. Акц. общ-ва печатного и издательского дела Н. Т. Корчак-Новицкаго, 1910].

Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппа-докийской: в 3 т. Т. 1. СПб.: Тип. П. П. Сойкина, 1911.

Творения святых отцов в русском переводе. М.: Тип. В. Готье, 1861.

Туманов А. А. О некоторых изменениях в клиросной и богослужебной практике Русской Православной Церкви в ХХ веке // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. № 27. С. 122—134.

Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. Троице-Сергиева Лавра, 1995. [Репр. изд.: СПб.: Изд. И. Л. Тузова, 1902].

Хватова С. И. Управление общенародным пением в православном храме // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2010. № 2. С. 185-190.

Шувалова Ю. Б. Памятники Первой мировой войны в Российской провинции (по материалам Пермской епархии) // Манускрипт. 2017. № 6 (80): в 2 ч. Ч. 1. С. 208-212.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia V: Voprosy istorii i teorii

khristianskogo iskusstva.

2021. Vol. 43. P. 107-124

DOI: 10.15382/sturV202143.107-124

Olga Emelianova, Graduate Student, Department of History and Theory of Music, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities, 6/1 Likhov pereulok, Moscow, 127051, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0003-3649-2601

National Liturgical Singing in the Russian Orthodox Church at the Turn of the 19th — 20th Centuries: The Question of Historical Continuity

O. Emelianova

Abstract: This article attempts to examine the origins of public liturgical singing in the Eastern Christian Church and to trace the continuity of this tradition in the church singing practice of Russian Orthodox Church in the 19th and 20th centuries. Particular attention to the topic of historical ties is due to the fact that the form of public liturgical singing after a long period of extinction began to actively develop in Russia at the

turn of the 19th — 20th centuries. This is evidenced by materials of the Local Council of the Russian Orthodox Church of 1917-1918, which were a response to the activities of Brotherhoods, Societies and individual clergy, for example, archpriest Nikolai Smirnov, priest Nikolai Kurlov and others. The study showed that the requirements both for the quality of liturgical singing in general and for the singers themselves in different eras are largely similar. Thus, even the holy fathers paid attention, first of all, to the spirit and character of church singing, regardless of its form. Whatever it may be — national or professional choirs — it should strive for simplicity and prayer. In early Christianity, as well as in the Russian Empire, public singing at church carried the function of uniting people, fighting against passions, teaching people the basics of the Christian faith.

Keywords: public liturgical singing, church singing, Local Council of Russian Orthodox Church of 1917-1918, hegumen Seraphim (Kuznetsov), deacon Vasily Ponomarev, priest Nikolai Smirnov, priest Nikolai Kurlov, archpriest John Voznesensky, Ivan Alek-seevich Gardner.

References

Dashevskaya Z. (2012) "Obzor deyatel'nosti Bratstva Sviatitelei Moskovskikh Petra, Aleksiia, Iony I, Filippa (1909-1917)" [An outline of work of the Brotherhood of Moscow Saint Hierarchs Petr, Alexy, Iona I, Philip (1909-1917)]. Vestnik Sviato-Filaretovskogo instituta, 5, pp. 131-150 (in Russian).

Emel'ianova O. (2020) "Narodnoe bogosluzhebnoe penie kak massovoe iavlenie v Moskve i Sankt-Peterburge v nachale XX veka" [Public liturgical singing as a frequent phenomenon in Moscow and St. Petersburg in the early 20th century], in Sbornik statei po materialam Vserossiiskikh nauchnykh chtenii, posvyashchennyh B. L. Iavorskomu (26—28 noiabria 2019g.) Saratov, pp. 76-89 (in Russian).

Filaret (Gumilevskii), archbishop (1995) Istoricheskii obzor pesnopevtsev ipesnopeniia grecheskoi tserkvi [Historical outline of church singers, and church singing of the Greek church]. Troitse-Sergieva Lavra (in Russian).

Gardner I. (2004) Bogosluzhebnoe penie Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. T. II. Istoriia [Singing of the Russian Orthodox Church. Vol. II. History]. Moscow (in Russian).

Gardner I. (1969) "Neskol'ko soobrazhenii ob obshchem penii za bogosluzheniem" [Some thoughts on public singing during church service]. Pravoslavnaya Rus'. Dzhordanvill, 10, pp. 3-6 (in Russian).

Grigorieva V. (2018) Drevnerusskie pesnopeniia Bozhestvennoi Liturgii svt. Ioanna Zlatousta [Old Russian chants of St. John Chrysostom's Divine Liturgy]. Moscow (in Russian).

Khvatova S. (2010) "Upravlenie obshchenarodnym peniem v pravoslavnom khrame" [Conducting public singing in an Orthodox church]. Vestnik Adygeiskogogosudarstvennogo universiteta. Seriia 2: Filologiia i iskusstvovedenie, 2, pp. 185-190 (in Russian).

Kinstler A., Kornilov A. (2019) "Deyatel'nost' episkopa Afanasiia (Martosa) vo glave severo-germanskogo vikariatstva (1946-1950 gg.)" [Activities of the North German vicariate of Russian Orthodox Church Abroad in time of Bishop Afanasy's (Martos) office (1946-1950)]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi, 87, pp. 108-123 (in Russian).

Krivushin I. (ed.) (2013) Eusebius of Caesarea. Tserkovnaia istoriia [Church history]. St. Petersburg (in Russian).

Nepochatova M. (2014) "Tserkovno-gosudarstvennye otnosheniia v Estonii v 1944-1953 gg." [Church-state relations in Estonia in 1944-1953]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi, 60 (5), pp. 18-33 (in Russian).

Rusol E. (2002) Pomestnyi sobor Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi 1917—1918goda o tserkovnom penii [Local Council of the Russian Orthodox Church of 1917-1918 on church singing]. Moscow (in Russian).

Shuvalova Y. (2017) "Pamiatniki Pervoi mirovoi voiny v Rossiiskoi provintsii (po materialam Permskoi eparkhii)" [Monuments of World War I in Russian provinces (with Perm' diocese as an example)]. Manuskript, 6/1 (80), pp. 208-212 (in Russian).

Skabalanovich M. (1993) Tolkovyi tipikon [Explanatory Typikon]. Moscow (in Russian).

Tumanov A. (2017) "O nekotorykh izmeneniiakh v klirosnoi i bogosluzhebnoi praktike Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi v XX veke" [On some changes in kliros and church-service practice of the Russian Orthodox Church in the 20th century]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva, 27, pp. 122134 (in Russian).

Voznesensky I., protopriest (1987) "O vsesoslovnom uchastii naroda v tserkovno-bogosluzhebnom penii i o poryadke etogo peniia" [On the participation of all ranks of society in church liturgical singing and on the order of this singing]. Pravoslavnaya zhizn', 3 (447), 15-24 (in Russian).

Zverev S. (ed.) (2002) Russkaiadukhovnaia muzyka vdokumentakh imaterialakh [Russian spiritual music in documents and materials]. Vol. III. Tserkovnoe penie poreformennoi Rossii v osmyslenii sovremennikov (1861—1918); Pomestnyi Sobor Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi 1917—1918 gg. [Church singing in the post-reform Russia characterised by contemporaries (1861-1918); Local Council of the Russian Orthodox Church of 1917-1918]. Moscow (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.