Научная статья на тему 'Расширение арсенала вокальных выразительных средств песнопений на канонические православные тексты'

Расширение арсенала вокальных выразительных средств песнопений на канонические православные тексты Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
297
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ / СОВРЕМЕННЫЙ ПЕВЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР / БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ / НАРОДНАЯ МАНЕРА ПЕНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ЦЕРКОВНЫЕ КОМПОЗИТОРЫ / CHURCH SINGING / MODERN SINGING REPERTOIRE / LITURGICAL CHANTS / NATIONAL MANNER OF SINGING / CONTEMPORARY CHURCH COMPOSERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хватова Светлана Ивановна, Сергеева Пелагея Александровна

Анализируются особенности современного репертуара церковных хоров. Выявляются тенденции экспансии народной манеры пения в православные богослужебные хоры и ансамбли, проявляющиеся как в общенародном пении, так и клиросном. Выявляются способы включения вокальных и хоровых партий в народной манере или «открытым звуком» в хоровые партитуры на канонические богослужебные тексты современных православных композиторов. Методы композиторской работы с литургическим словом иллюстрируют восприимчивость православной певческой культуры к народной. Констатируется её способность к аккумуляции для достижения искомого результата необходимых художественных средств с целью включения их в контекст традиционных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expansion of vocal means of expression in chants with initial orthodox texts

Features of contemporary repertoire of church choirs are analyzed. The work shows tendencies in expansion of a national manner of singing in the orthodox liturgical choruses and ensembles which are displayed both in public and church choir singing. Also the authors identify ways of inclusion of voice and chorus parts in a national or «an open sound» manner into choral scores with initial liturgical texts of contemporary orthodox composers. Methods of composer work with the liturgical word illustrate susceptibility by the orthodox singing culture of the national singing. Its ability to accumulation in order to achieve the required result of necessary artistic means for the purpose of their inclusion in a context of the traditional is stated.

Текст научной работы на тему «Расширение арсенала вокальных выразительных средств песнопений на канонические православные тексты»

УДК 783

ББК 85.318.9

Х 30

Хватова С. И.

Доктор искусствоведения, профессор кафедры музыкально-исполнительских дисциплин Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]

Сергеева П. А.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-исполнительских дисциплин Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]

Расширение арсенала вокальных выразительных средств песнопений на канонические православные тексты

(Рец ензирована)

Аннотация:

Анализируются особенности современного репертуара церковных хоров. Выявляются тенденции экспансии народной манеры пения в православные богослужебные хоры и ансамбли, проявляющиеся как в общенародном пении, так и клиросном. Выявляются способы включения вокальных и хоровых партий в народной манере или «открытым звуком» в хоровые партитуры на канонические богослужебные тексты современных православных композиторов. Методы композиторской работы с литургическим словом иллюстрируют восприимчивость православной певческой культуры к народной. Констатируется её способность к аккумуляции для достижения искомого результата необходимых художественных средств с целью включения их в контекст традиционных.

Ключевые слова:

Церковное пение, современный певческий репертуар, богослужебные песнопения, народная манера пения, современные церковные композиторы.

Khvatova S.I.

Doctor of Art Criticism, Professor of Department of Musical and Performance Disciplines, Adyghe State University, e-mail: [email protected]

Sergeyeva P.A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Musical and Performance Disciplines Department, Adyghe State University, e-mail: [email protected]

Expansion of vocal means of expression in chants with initial orthodox texts

Abstract:

Features of contemporary repertoire of church choirs are analyzed. The work shows tendencies in expansion of a national manner of singing in the orthodox liturgical choruses and ensembles which are displayed both in public and church choir singing. Also the authors identify ways of inclusion of voice and chorus parts in a national or «an open sound» manner into choral scores with initial liturgical texts of contemporary orthodox composers. Methods of composer work with the liturgical word illustrate susceptibility by the orthodox singing culture of the national singing. Its ability to accumulation in order to achieve the required

result of necessary artistic means for the purpose of their inclusion in a context of the traditional is stated. Keywords:

Church singing, modern singing repertoire, liturgical chants, national manner of singing, contemporary church composers.

Певческая квалификация современных клириков в православных храмах предполагает владение более широким арсеналом средств вокальной выразительности, чем у артистов академического хора. Связано это со многими факторами, среди которых важнейшими являются наличие локальных церковно-певческих традиций пения гласовых напевов, обогащение композиторских партитур как народно-песенными интонациями, так и включением тембров «в народной манере», распространение практики запричастного пения на народные духовные стихи.

Приходское пение (как общенародное, так и клиросное) также неоднородно по манере звукоизвлечения. Так, в небольших храмах в отдельных случаях мы наблюдали пение в народной манере (два церковных ансамбля и один левый хор собора) чаще свойственное непрофессиональным хорам. Их певчие имеют большую практику исполнения народных песен, и манера звукообразования у таких коллективов особая. Таким было пение левого хора Троицкого собора г. Майкопа в 1998-2004 гг. В его состав входили певчие, обучавшиеся до этого в школе народного искусства и участвовавшие в ансамбле «Казачата» [1]. Даже многолетнее со-служение с правым хором, поющим в академической манере, не меняло традиционного звукообразования в левом. Приход нового регента Лидии Макаренко - выпускницы регентского отделения Смоленской духовной семинарии - ознаменовался заменой всего состава певчих, и теперь пение приближено к академической манере. В сентябре 2009 г. в левый хор были приняты еще две выпускницы регентской школы Московской духовной академии (г. Сергиев Посад). Они ввели в обиход пес-

нопения «Литургии византийского распева» (в изложении И. Сахно) и произведения С. Трубачева, и регент выразила желание приблизить пение хора к монастырскому как по манере, так и по репертуару. Начиная с 2011 года, на левом клиросе собора пел вокальный ансамбль, руководимый артистом Камерного музыкального театра Республики Адыгея имени А. А. Ханаху Владиславом Верещако, и певчие вернулись к академической манере пения. Порой, при исполнении рождественских колядок, левые хоры, приближающиеся к академической манере, меняют ее во время запричастного пения псальм, духовных песен и пр. Подобное явление нами отмечено в храме хут. Гавердовский (Майкопский р-н, Адыгея), с. Великовеч-ное (Краснодарский край).

Естественно, в сравнении с пением ансамблей, подражающих пению Кубанского хора, пение левых хоров отличается более аккуратным «округленным» звукоиз-влечением. Гораздо больше сходства с традиционным народным исполнительством проявляется в типе взаимоотношений внутри левого хора, когда поющие идут за солистом, лучше знающим напев и часто с более сильными вокальными данными.

Наличие народной или смешанной (народно-академической) манеры пения в храме в других регионах подтверждается также современными исследованиями региональных певческих культур. Так, например, по мнению М. К. Бурьяк, в Новгородской традиции применяется «сочетание прикрытого церковного хорового и открытого общинного хорового пения; в народно-хоровом, фольклорно-ансамблевом исполнительстве (аутентичный и фольклоризированные уровни) -сочетание открытого пения и подголосоч-

ной культуры прикрытого типа звукоиз-влечения; в исполнительстве произведений широкого диапазона» [2: 9]

По наблюдениям Т. Н. Кардаиль-ской, проживавшей в г. Грозном до 1996 г., и наблюдавшей службу в храме Рождества Христова станицы Наурской, где прихожанами являются казаки, песнопения исполнялись в народной манере, но «тонким голосом». Это женское пение, несколько меньшей плотности, чем при исполнении народных песен. «Зычное» пение (по выражение кубанских певчих «на горле») не использовалось даже в моменты «громогласного» приветствия архиерея. В Михайло-Архангельском соборе г. Грозного праздничный хор поет в академической манере, «на буднях» служит ансамбль, состоящий из солистов.

По свидетельству С. А. Тараканова - профессора Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова - в Ростовской области в течение около десяти лет он наблюдает пение в народной манере в единственном хоре Свято-Преображенского храма хут. Обуховского Азовского района. Однако он справедливо заметил, что и в рамках манеры, приближенной к академической, среди десятков церковных хоров г. Ростова-на-Дону и Ростовской области «вряд ли найдется два похожих» [3].

Не претендуя на широкий охват описываемого явления, можно предположить, что в России народная и смешанная манеры богослужебного пения могут иметь место и в других храмах, где отсутствуют певчие, получившие академическое хоровое и вокальное образование. В отдельных случаях манера пения меняется профессионалами сознательно - исходя из художественных качеств песнопений.

Во всех храмах принято общенародное пение обиходного напева «Верую» и «Отче наш» [4]; почти в трети случаев оно унисонное, в остальных многоголосное - от 2-х до 4-х голосов. Практикуется также общее пение тропарей Великих и святитель-

ских праздников - Рождества, Пасхи, Крещения, свт. Николая - «Трисвятого», «Кресту твоему», «Не имамы иныя помощи», «Богородице дево, радуйся». В отдельных случаях это поощряется духовенством. Существуют и особые традиции общенародного пения. Например, в храме Рождества Богородицы г. Ростова-на-Дону всегда так исполняется «О, всепетая Мати», в Свято-Воскресенском храме г. Майкопа - каждое воскресенье в 16-00 поется акафист Чен-стоховской Божией Матери.

Общность репертуара и совместная концертная деятельность содействуют сращиванию традиций светского и церковного исполнительства. В репертуаре многих церковных хоров органично присутствует духовная музыка других ветвей христианства, паралитургические сочинения для хора, народные песни. Это возымело влияние на творчество современных композиторов, обращающихся к духовным стихам.

Расширение рамок дозволенного в богослужебной музыке может принимать неожиданные формы: Виктор Захарченко - художественный руководитель Кубанского казачьего хора - создает для него сочинения на духовные темы. В его произведениях происходит смешение светских и богослужебных текстов, очевидны связи с народной песенностью. В 2011 г. произошло еще одно событие, которое можно назвать знаковым - 6 и 7 января в Александро-Невском соборе г. Краснодара на Патриаршей службе (в Краснодар приезжал Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл), на клиросе пел Кубанский казачий хор, в том числе исполнялись во время причащения священнослужителей свободные композиции В. Г. Захарченко на светские и духовные стихи.

Следствие развития данной тенденции - появление песнопения на канонический текст «Сам еси бессмертный» А. Микиты для трех мужских «народных голосов» (определение автора) и вокализирующего академического хора:

Распространенность прикладных видов творчества в храме - залог постоянного преумножения, наращивания корпуса песнопений, обозначаемых часто как «обычное», «обиходное», «простое», «народное» и пр. Редактирование, создание переложений, аранжировок, соединение канонических текстов с музыкой известных христианских культовых и светских сочинений - способы освоения традиционной поэтики музыки.

Традиционность, оценивающаяся как тривиальность в мирской музыке, в богослужебной, напротив, становится необходимым качеством. В контексте церковного сочинительства представляется справедливой мысль о том, что «единство традиционности (каноничности) и вариативности - общехудожественная закономерность» [5: 144], применимая и к музыкальному искусству.

Сочинения в народном духе присутствуют и в творчестве известного современного церковного композитора Ирины Денисовой - популярного белорусского композитора, регента Свято-Елизаветинского монастыря - приверженцы монастырского стиля часто упрекают в «излишней женственности и лиризме» в церковных сочинениях. Л. А. Густова - исследователь православной музыки, автор и руководитель

проекта «Международный фестиваль Православных Песнопений» (Минск, Беларусь) - в предисловии к сборнику «Пение всеумиленное» отмечает: «Для современного человека, часто не имеющего духовного опыта, не следующего церковным традициям, музыка И. Денисовой становится настоящим открытием и первым шагом к познанию духовного мира» [6: 164]. Автор тем самым подчеркивает стилистическую неоднозначность представляемых духовных песнопений И. Денисовой. С одной стороны, они исполняются в храме, следовательно, допущены настоятелем и правящим архиереем к богослужению, с другой - содержат «доступные» уху современного прихожанина интонации, «типовые» сентиментальные гармонические секвенции и каденционные обороты, знакомые слушателям по популярным песням ХХ в.

Т. А. Щербакова, характеризуя песнопения И. Денисовой, отметила присутствие «чувства смиренной мольбы, скорби и светлого ликования. Это задушевная (выделено нами - С. Х.) лирическая музыка значительной выразительной силы, опирающаяся на старинную славянскую народную культуру. Ее основой являются глубокие слои национальной песенности - духовные стихи, канты и «умилительные» напевы псальм - песен на стихи Богогласника и другие образцы

народной духовной поэзии» [7: 3].

Наиболее показательными примерами в этом отношении являются два песнопения, широко распространенные в концертной практике - «Дни мои» и «Всего-то навсего». В первом сочинении отсутствуют авторские указания, касающиеся мане-

ры пения, но это песнопение было задействовано в двух фильмах, посвященных творчеству Ирины - «Регент» и «Инокиня», в которых солистка (альт) исполняет основную тему несколько более открытым звуком, чем обычно, что предопределено музыкальным материалом песни:

А (соло)

Ш i j j t

ш

Дин мо-ii со-еуль-иоН рас - га - и-ли.

го-ды мй-и ка-ну-ли

дай ... -fl- 1—-1--1 I I '—1 1—I Iii—

Ш Jv- . . J 1—1 1-1 «ИМИ *SZ Ji J -¿-J ^n j—--J J J

Р дай ... 1 J:

да-ди дам

Универсализм подготовки певчих и предполагает владение различным способом «подачи звука», округленного, с посылом «в резонатор» - для песнопений академического плана, приближенного к ангельскому звучанию тембров мальчиков - дискантов - в большинстве богослужебных и - для особых случаев - «открытым» звуком. Культурная диффузия в России приводит к неожиданным результатам. По образцу и подобию русских духовных концер-

^ipcjnn

А110

4

тов с включением партий, исполняемых в народной манере, композитор из Татарстана Р. Калимулин (Казань) в 2006 году пишет концерт «Элвидаг» на исламские духовные тексты для солистки - народной вокалистки (или владеющей народной манерой пения) и академического хора. В Камерном хоре «СаПаЪПе» под управлением Г. Соколовой соло исполняла артистка, владеющая и народной, и академической манерой пения (г. Казань):

i

i

з

L*

CöjK) -Отhptiiгум Звуком

я

Ё JJ

ш

iL

Ii -»H-ЛВ

ту.

ТЛ - ИГ - .111

I

T>. "1П?Ь-Н1 РЭЯ-SIJT. 7Л-ЛИ-.-1Д

- и ■ я л ■ g

Ädt» J fl T * p J1l l в |кндсли imcckoN waiifpc L II V L 4 у

ЩьУЫ * -L- * ш ■ J * л * * * л M --_. ^— —*—^— >1

.■л .i - ля - Ьс. ил - .ил - лл - hu. л> м - ля - Ib. ил - .ил - лп -— 245 —

Рассмотренные выше опыты композиторов по расширению арсенала выразительных средств богослужебных песнопений отражают (в широком смысле) особенность русской культуры - ее мобильность, способность к аккумуляции для достижения искомого результата необходимых художественных средств, в том числе и заключенных в народном художественном творчестве [8]. Относительная

закрытость церковного искусства не становится препятствием для внутренних и внешних заимствований. В этой открытости заложен определенный конфликтный потенциал, поскольку всегда велик соблазн «радикального обновленчества», которое, впрочем, для человека мирского порой неопределимо на слух - настолько органично новации вписываются в музыкальный ряд богослужения.

Примечания:

1. Хватова С.И. Богослужебное пение в современной России: в поисках «идеальной модели» // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2008. Вып. 10 (38). С. 224-230.

2. Бурьяк М.К. Певческие традиции региона как фактор оптимизации художественного развития личности (На примере этнокультурных традиций новгородской земли): дис. ... канд. пед. наук. СПб.: СПбГУ, 1999. 272 c.

3. Из беседы 4 апреля 2011 г.

4. В храмах Адыгеи распространено многоголосное пение молитв обихода в гармонизации А. Ф. Львова (количество голосов варьируется в разных храмах от двух до шести, но напев - общий). Связано с многолетней практикой служения архидьякона о. Вадима (f 2010), который на архиерейских богослужениях управлял общенародным пением и практически обучил пению данного варианта песнопений. В соборах Покрова Богородицы и Василия Великого г. Астрахани в 2004, 2007 и 2008 гг. нами наблюдалось пение Молитвы Господней и Символа веры обиходного напева в октаву. В подавляющем большинстве случаев прихожане стремятся спеть его параллельными терциями. Иногда басовая партия более самостоятельна.

5. Бернштейн Б.М. Традиция и канон: два парадокса // Советское искусствознание'80. М.: Сов. художник, 1981. Вып. 2. С. 112-153.

6. Густова Л.А. Духовно-нравственные аспекты творчества церковного музыканта // Пытанш мастацтвазнауства, этнологи i фольклорыстьш : вып. 10 / 1-т мастацтвазнауства, этнаграфп i фальклору iмя К. Кратвы НАН Беларус / навук. рэд. А.1. Лакотка. Мшск: Права i эканомша, 2011. С. 161-165.

7. Щербакова Т.А. Собрание песнопений РПЦ «Пение всеумиленное» Ирины Вадимовны Денисовой // Денисова И. Пение всеумиленное. Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2005. С. 3-4.

8. Balzer M.M. Russian Traditional Culture: Religion, Gender, and Customary Law, 1992. // Read more. URL: http://www.everyculture.com/No-Sa/Russia.html#ixzz3QlZIcQC7.

References:

1. Khvatova S.I. Liturgical singing in modern Russia: in search of «an ideal model» // Bulletin of the Adyghe State University. Maikop, 2008. Iss. 10 (38). P. 224-230.

2. Buryak M.K. Singing traditions of the region as a factor of optimization of art development of a person (based on ethnocultural traditions of the Novgorod area): Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. SPb.: SPbSU, 1999. 272 pp.

3. A part of conversation on April 4, 2011.

4. In the churches of Adygheya polyphonic singing of prayers is widespread in A. F. Lvov's harmonization (number of votes varies in different churches from two to six, but the tune is common). It is connected with the long-term practice of service of the archdeacon Farther Vadim (f 2010), who during hierarchal church services conducted the public singing and practically trained in singing of this kind of chants. In cathedrals of the Cover of the Virgin and Basil the Great of Astrakhan in 2004, 2007 and 2008 we observed the singing of the Lord's Prayer and Credo of an everyday tune in an octave. In most cases parishioners try to sing it in parallel thirds. Sometimes the bass party is more independent.

5. Bernstein B.M. Tradition and canon: two paradoxes // Soviet Art Studies '80. M.: The Sov. artist, 1981. Iss. 2. P. 112-153.

6. Gustova L.A. Spiritual and moral aspects of works of a church musician // Problems of art studies, ethnology and folklore: iss. 10 / The institute of art studies, ethnology and folklore of K.Krapiva of the Belarus NAS / ed. by A.I. Lakotka. Minsk: Law and economics, 2011. P. 161-165.

7. Scherbakova T.A. Collection of chants of the Russian Orthodox Church «Singing touching everybody» by Irina Vadimovna Denisova // Denisova I. Singing touching everybody. Minsk: Sacred Elisavetinsky monastery, 2005. P. 3-4.

8. Balzer M.M. Russian Traditional Culture: Religion, Gender, and Customary Law, 1992.// Read more. URL: http://www .everyculture.com/No-Sa/Russia.html#ixzz3QlZIcQC7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.